Научная статья на тему 'Роль культуры в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности'

Роль культуры в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАНДАРТ / БАКАЛАВР / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CULTURE / TEACHER EDUCATION / STANDARD / BACHELOR / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / EDUCATION IN THE FIELD OF LIFE SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдеева Н. В., Бырылова Е. А., Станкевич П. В.

В статье рассмотрен феномен культуры к определению общекультурных компетенций на основе гуманитарных знаний, способствующих развитию индивидуально-профессиональных навыков будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности. Авторами проведен анализ федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Педагогическое образование», позволяющий определить роль культурологических знаний в системе подготовки бакалавров образования области безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF A CULTURAL IN THE TRAINING OF UNDERGRADUATE EDUCATION IN THE «THE FOUNDATIONS OF VITAL FUNCTIONS SAFETY»

The article considers the phenomenon of culture to the definition general cultural competence on the basis of humanities, which promote individual and professional skills of future teachers in the field of life safety. The authors analyzed the federal state educational standards in “Teacher Education”, which allows determining the role of cultural knowledge in the training system of Bachelor of Education in the field of life safety.

Текст научной работы на тему «Роль культуры в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности»

Раздел 3 ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ

Редакторы раздела:

ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)

АЛЬБИНА АЛЕКСЕЕВНА ТЕМЕРБЕКОВА - доктор педагогических наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск)

УДК 373

Avdeeva N.V., Byrylova E.A., Stankevish P.V. THE ROLE OF A CULTURAL IN THE TRAINING OF UNDERGRADUATE EDUCATION IN THE «THE FOUNDATIONS OF VITAL FUNCTIONS SAFETY». The article considers the phenomenon of culture to the definition general cultural competence on the basis of humanities, which promote individual and professional skills of future teachers in the field of life safety. The authors analyzed the federal state educational standards in “Teacher Education”, which allows determining the role of cultural knowledge in the training system of Bachelor of Education in the field of life safety.

Key words: culture, teacher education, standard, bachelor, general cultural competence, education in the field of life safety.

Н.В. Авдеева, канд. пед. наук РГПУ им. А.И. Гзрцена; Е.А. Бырылова ассистент РГПУ им. А.И. Гзрцена;

П.В. Станкевич, д-р пед. наук, проф. РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: avd-82@ yandex.ru

РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрен феномен культуры к определению общекультурных компетенций на основе гуманитарных знаний, способствующих развитию индивидуально-профессиональных навыков будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности. Авторами проведен анализ федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Педагогическое образование», позволяющий определить роль культурологических знаний в системе подготовки бакалавров образования области безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: культура, педагогическое образование, стандарт, бакалавр, общекультурные компетенции, образование в области безопасность жизнедеятельности.

Современный этап социально-экономического развития российского общества, ознаменовавшийся коренными изменениями во всех сферах его жизни, выдвинул перед многими социальными институтами ряд принципиально новых требований и задач. В особой степени это касается высшей школы в контексте становления новой философии высшего профессионального педагогического образования, перестройка его концептуальных и идеологических оснований, смена образовательной парадигмы с установкой на гуманизацию и демократизацию.

В связи с этим, феномен культуры являются основополагающим для определения общекультурных компетенций на основе гуманитарных знаний, которые способствуют формированию профессиональной культуры будущих педагогов.

Рассматривая понятие «культура», следует отметить, что существует множество его определений. Так, например, американские культурологи А. Кребер и К. Клакхон зафиксировали около 200 определений дефиниций «культура», указывая на то, что культура «есть абстракция конкретного человеческого поведения, но не само поведение» [1]. Исследователь А. Моль, рассматривает культуру как интеллектуальный аспект искусственной среды, которую человек создает в ходе своей социальной жизни. Она - абстрактный элемент окружающего мира...» [2].

Следует также отметить, что сложность феномена «культура» к определению общекультурных компетенций, обусловило многообразие подходов к его анализу и интерпретации. Результат анализа подходов к определению данного понятия отражен в содержании таблицы 1.

Анализируя выше представленные материалы, мы можем сделать вывод о том, что влияние культуры на саморазвитие личности многогранно, она охватывает все сферы жизни человека, в том числе способствует развитию профессиональных навыков будущего педагогов.

Так, по мнению М.И. Верба, точкой отсчета квалификации и профессионального роста педагога служит его общая культура. В сфере педагогического общения именно человеческие качества учителя, воспитателя являются источником духовного становления или предметом подражания дурному примеру [3].

Как отмечает, Зимняя И.А., общую культуру человека - следует понимать как способ его социальной жизнедеятельности, социального бытия, выявляющий всю совокупность присвоенных им знаний, ценностей, традиций в процессе и результате их распредмечивания и последующего опредмечивания и проявляющийся во всех формах его поведения [4].

Гармоничным ядром общей культуры личности, по нашему мнению, является единство образованности и воспитанности. Если основу образованности составляет накопленный человеком фонд теоретических и конкретных знаний, дающих возможность представить целостную картину мира, то сущность воспитанности заключается в гуманном отношении к окружающим, в культуре труда, поведения и быта.

Принципиальным моментом в понимании понятия «культура» является факт признания двух носителей, субъектов культуры - общества и личности, а значит, правомерно говорить о культуре общества и культуре личности. Весьма значимым является понятие «культура личности». Общеизвестно определение «личности»: «человек как общественное существо, носитель общественного сознания и самосознания». Личностью человек становится благодаря освоению культурно-исторического опыта. Однако каждый человек индивидуален. И индивидуальное развитие, становление человека происходит, с одной стороны благодаря, освоению им транслируемого в культуре социального опыта, но, с другой стороны, обусловлено индивидуальными особенностями.

Таблица 1

Формулировка понятия «культура» в понимании разных подходов (по М.И. Вербу)

Название подхода Определение культуры

Антропологический подход к культуре относится то, что может быть привнесено в природу человеком (Ф.А.В. Дистервег); целью культуры является человек (Ф. Шиллер); культура - совокупность особенностей, присущих человеку (Э.Тэйлор); то, что отличает человека от животного (В. Оствальд); культура - универсальный способ человеческого бытия (Т.Ф. Кузнецова).

Естественно- антропологический подход природа полна не одних органических сил, в ней есть духовное, эстетическое начало, есть поэзия (В.Г. Белинский); природа - источник духовности, культуры (Д.С. Лихачев); культура гармонизирует отношения двух противоборствующих, хотя и взаимосвязанных систем природы и социума (Ю.Н. Давыдов).

Ценностный подход культура вырабатывает, создает истинно-человеческие ценности, главными из которых являются добро и красота (Н.К. Рерих); существо культуры - не в материальных достижениях, а в том, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека (А. Швейцер); ценностная природа культуры - не что иное, как реализация идеальноценностных целей, осуществление идеала (Н.З. Чавчавадзе, Г. Францев).

Социологический подход культура, прежде всего понятие коллективное; культура есть форма общения между людьми, она имеет коммуникативную природу (Ю.М. Лотман); культура - совокупность общественных отношений (Ю.Л. Афанасьев).

Личностно - деятельностный подход сущность культуры выявляется в процессе саморазвития человека, развертывания и реализации его творческого потенциала (Э.А. Баллер, Н.С. Злобин, В.М. Межуев); культура понимается как способ освоения человеком мира, способ человеческой деятельности (В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, Э.С. Маркарян, В.С. Семенов); культура есть творческая, созидательная деятельность человека (Ю.Р. Вишневский, Л.Н. Коган); культура -совокупность материальных и духовных предметов человеческой деятельности, духовных процессов, видов деятельности (Э.В. Соколов).

Таблица 2

Общекультурные компетенции, формируемые у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности

Название циклов дисциплин Общекультурные компетенции (ОК)

Гуманитарный, социальный и экономический цикл владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановка цели и выбор путей ее достижения (ОК-1); способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); способен логически верно устную и письменную речь (ОК-6); готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10); готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11); готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13); готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15); способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

Математический и естественнонаучный цикл владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановка цели и выбор путей ее достижения (ОК-1); способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4); способен логически верно устную и письменную речь (ОК-6); готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9); владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10); готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11); способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12).

Профессиональный цикл владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановка цели и выбор путей ее достижения (ОК-1); способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9); готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11); готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13); готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

З7

Продолжение таблицы 2

Физическая культура готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5); готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7).

Итоговая государственная аттестация владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановка цели и выбор путей ее достижения (ОК-1); способен логически верно устную и письменную речь (ОК-6); готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8); способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12); готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13).

Таблица 3

Формирование культурологических знаний в результате освоения содержания учебных по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности»

Название учебных дисциплин Результаты их освоения (знания, умения и готовность)

Перечень дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла История, Философия, Иностранный язык, Культура речи, Экономика образования, Защита и сохранение культурного наследия, Социология, Основы природопользования Знать: основные закономерности взаимодействия человека и общества; основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества; основные механизмы социализации личности; основные философские категории и проблемы бытия. Уметь: анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; использовать различные формы устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках в учебной и профессиональной деятельности. Владеть: навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля; различными способами вербальной и невербальной коммуникации.

Перечень дисциплин математического и естественнонаучного цикла Информационные технологии Основы математической обработки информации Естественнонаучная картина мира Биология с основами экологии Знать: основные характеристики естественнонаучной картины мира, место и роль человека в природе; Основы современных технологий способа, обработки и предоставления информации; Уметь: применять естественнонаучные знания в учебной и профессиональной деятельности; использовать современные информационно-коммуникационные технологии. Владеть: основными методами математической обработки информации; базовыми программными методами защиты информации.

Перечень дисциплин профессионального цикла Психология Педагогика Безопасность жизнедеятельности Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности Основы военной службы Организационно правовые основы подготовки граждан к военной службе в РФ Знать: ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования; способы взаимодействия педагога в различными субъектами педагогического процесса. Уметь: учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения и воспитания и социализации; создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду. Владеть: способами пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны; способами установления контактов и содержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды.

В результате сочетания обозначенных выше факторов происходит становление индивидуальной культуры личности, включающей: осознание себя и мира; общение и язык; систему взаимоотношений «человек-общество»; принятые человеком ценности и нормы; отношение к профессиональной деятельности.

В начале XXI века становится актуальным в высшем профессиональном образовании формирование и развитие культурологических знаний у будущих педагогов, и в частности, подготовки специалистов в области образования безопасности жизнедеятельности. В связи с чем, в работах отечественных педа-гогов-исследователей рассматриваются различные подходы к определению культуры в образовательной области «Безопасность жизнедеятельности»: формирование личной культуры безопасности жизнедеятельности (А.В. Генералов, В.Н. Мошкин), массовой культуры безопасности жизнедеятельности (В.Г. Ляшко, А.В.Снегирев), культуры безопасности (Л.М. Власова, С.П. Данченко, В.А. Девисилов, В.В. Сапронов), культуры безопасности жизнедеятельности (Т.В. Мельникова, Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, В.Я. Сюньков, Н.С. Тарасиков, М.И. Хабнер).

Представляя безопасность жизнедеятельности как науку и направление научного исследования, В.И. Ярочкин указывает на необходимость ее активного, всестороннего изучения и развития, постижения ее как искусства, воспитания через нее человека. Отождествляя безопасность с культурой, ученый подхо-

дит к необходимости и культурологического исследования и осознания систем безопасности и места человека в них [5].

Рассматривая культуру безопасности как компонент культуры, В.Н. Мошкин утверждает, что она опредмечена в различных формах, включает основные элементы духовной жизни общества и структурные компоненты духовной деятельности [6]. Ядро культуры безопасности как компонента культуры, по мнению автора, составляют общечеловеческие цели и ценности (жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, склонность к риску, личная независимость, свобода, законность, благо, справедливость, взаимопомощь, божественный закон, спасение, благодать и др.), в обобщенном виде фиксирующие цели безопасной жизнедеятельности, позитивно оценивающие безопасность, выживание, придающие высокий статус, смысл, предназначение безопасности и выживанию (спасению).

В связи с этим, обобщенная трактовка культурологического подхода для любой области естественнонаучного знания может быть сформулирована следующим образом: изучение конкретных проблем предметной области через призму культуры как целостной системы на основе анализа взаимосвязи между предметной областью и культурой [7, с. 96].

В настоящее время формирование культурологических знаний в области Бж отражено в таких официальных документах как ФГОС ВПО подготовки бакалавров по направлению Педагогичес-

кое образование профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности» [8]. Данный образовательный стандарт определяет требования к овладению общекультурными компетенциями в процессе освоения бакалаврами содержания основной образовательной программы по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности» (таблица 2).

Согласно анализу материалов представленных в таблице 2, мы можем говорить о том, что формирование и развитие общекультурных компетенций, осуществляется в течение четырех лет реализации основной образовательной программы подготовки бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности. В связи с чем, нам близка позиция профессора А.П. Беляевой, по мнению которой в новой профессиональной школе стратегической линией ее развития становится гуманистическая направленность обучения. Автор отмечает, что гуманизация в профессиональном образовании имеет несколько уровней: философский, методологический, общенаучный, частнонаучный, общепрофессиональный и частнопрофессиональный. Но именно культурный фактор, как фундаментальное интегративное образование, автор рассматривает в качестве системообразующего, охватывающего «в единстве личностные, де-Библиографический список

ятельностные и многопрофильные характеристики личности, основы общенаучного, культурологического и профессионального образования [9].

Таким образом, рассматривая роль культуры (культурологического знания) в структуре подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, необходимо отметить, что знания и умения культурологической направленности находят свое отражение в содержании всех циклах учебных дисциплинах образовательного стандарта, данные представлены в таблице 3.

В системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности акцент делается на развитии общекультурных компетенций. Данные компетенции позволяют выпускнику быть подготовленным для работы в образовательных учреждениях различного типа по определенным видам профессиональной деятельности - педагогической и культурно-просветительской, тем самым формируя у студентов культуру безопасного типа поведения и ориентацию личности в правильном отношении к культурному наследию нашей страны и мировым ценностям.

1. Кребер, А.Л. Культура: Критический обзор концепций и определений / А.Л. Кребер, К. Клакхон. - М.,1952.

2. Моль, А. Социодинамика культуры. - М., 1973.

3. Верб, М.И. Эстетическая культура школьника: курс лекций. - СПб., 1997.

4. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Эйдос. - 2006. - 4 мая [Э/р]. - Р/д: http:// www.eidos.ru/journal/2006.

5. Ярочкин, В.И. Секьюритология - наука о безопасности жизнедеятельности. Монография - М., 2000.

6. Мошкин, В.Н. Взаимосвязь культуры безопасности и контркультуры деструктивности в процессе формирования психологической готовности школьников к безопасной жизнедеятельности // Психологическая культура личности: материалы Всероссийской научно-прак-тич. конф. - Белгород, 2003.

7. Алексеева, Т.Б. Культурологический подход в современном образовании: научно-методическое пособие. - СПб , 2008.

8. ФГОС ВПО Педагогическое образование 2010 г. [Э/р]. - Р/д: - www.edu.ru.

9. Беляева, А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. - СПб., 1997.

Bibliography

1. Kreber, A.L. Kuljtura: Kriticheskiyj obzor koncepciyj i opredeleniyj / A.L. Kreber, K. Klakkhon. - M.,1952.

2. Molj, A. Sociodinamika kuljturih. - M., 1973.

3. Verb, M.I. Ehsteticheskaya kuljtura shkoljnika: kurs lekciyj. - SPb., 1997.

4. Zimnyaya, I.A. Obthaya kuljtura i socialjno-professionaljnaya kompetentnostj cheloveka // Ehyjdos. - 2006. - 4 maya [Eh/r]. - R/d: http:// www.eidos.ru/journal/2006.

5. Yarochkin, V.I. Sekjyuritologiya - nauka o bezopasnosti zhiznedeyateljnosti. Monografiya - M., 2000.

6. Moshkin, V.N. Vzaimosvyazj kuljturih bezopasnosti i kontrkuljturih destruktivnosti v processe formirovaniya psikhologicheskoyj gotovnosti shkoljnikov k bezopasnoyj zhiznedeyateljnosti // Psikhologicheskaya kuljtura lichnosti: materialih Vserossiyjskoyj nauchno-praktich. konf. -Belgorod, 2003.

7. Alekseeva, T.B. Kuljturologicheskiyj podkhod v sovremennom obrazovanii: nauchno-metodicheskoe posobie. - SPb , 2008.

8. FGOS VPO Pedagogicheskoe obrazovanie 2010 g. [Eh/r]. - R/d: - www.edu.ru.

9. Belyaeva, A.P. Integrativno-moduljnaya pedagogicheskaya sistema professionaljnogo obrazovaniya. - SPb., 1997.

Статья поступила в редакцию 15.09.12

УДК 159.964

Agaveljan O.K., Agaveljan R.O., Perevozkin S.B., Perevozkina J.M., Ryumina T.V. FEATURES OF EXPRESSIVENESS OF ARCHETYPES AND EMOTIONAL CHARACTERISTICS OF THE PERSON. In article it is considered universal models - archetypes, the analysis of interrelation of a preferred archetype and emotional characteristics of the person is given.

Key words: an archetype, emotional displays, unconscious, fears, aggression.

О.К. Агавелян, д-р психол. наук, проф., Институт Детства ФГБОУ ВПО «НГПУ», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]; Р.О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института Детства ФГБОУ ВПО «НГПУ», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]; Ю.М. Перевозкина, канд. психол. наук, зав. каф. психологии личности и специальной психологии ФГБОУ ВПО «НГПУ», г. Новосибирск,

E-mail: [email protected]; С.Б. Перевозкин, канд. психол. наук, доц. каф. практической психологии НОУ ВПО НГИ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]; Т.В. Рюмина, канд. психол. наук, доц. каф. психологии личности и специальной психологии ГОУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЖЕННОСТИ АРХЕТИПОВ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматривается универсальные модели - архетипы, дается анализ взаимосвязи предпочитаемого архетипа и эмоциональных характеристик личности.

Ключевые слова: архетип, эмоциональные проявления, бессознательное, страхи, агрессивность.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в насто- ные геополитическими и социально-экономическими преобра-

ящее время изменчивость современного мира, особенности раз- зованиями в государстве, неизбежно ставят перед субъектом

вития российского общества, в частности изменения, вызван- проблему духовности. В этих условиях особое значение приоб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.