Е. А. Бырылова
(Санкт-Петербург)
СОХРАНЕНИЕ И ЗАЩИТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА
В статье на примере профиля «Безопасность жизнедеятельности» раскрыты возможности сохранения культурного наследия - факторы учета угроз, создание культуроориентационного обеспечения профессиональной подготовки
С развитием науки, техники и производства роль образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» в социальной сфере постоянно возрастает. Это обусловлено еще и тем, что экстремальные ситуации экологического, техногенного и антропогенного характера, связанные с нарушением баланса в окружающей среде, могут быть не менее опасны, чем природные катаклизмы. В то же время негативное влияние рыночных отношений в обществе приводит к девальвации традиционных духовных ценностей, в том числе и ценностей культуры, которые, как и природа, нуждаются в бережном отношении и защите.
В заданном контексте актуальна проблема сохранения и защиты культурного наследия и культурных ценностей.
Культурное наследие - научный, нравственный и эстетический капитал невозместимой ценности. Наравне с другими высшими достижениями народа это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом [6]. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы, поскольку накапливание веками культурного фонда - основа преемственности в развитии человечества.
Ценностный характер культурного наследия очевиден. В его основе находится совокупность признаваемых обществом
культурных ценностей, оно само по себе обладает большой значимостью для жизнедеятельности общества. Культурное наследие состоит из таких аспектов прошлого, которые люди охраняют, культивируют, изучают и передают следующему поколению. Эти достижения воплощены в материальных и духовных формах.
Культурные ценности в широком смысле слова - система жизненно значимых для человека и общества объектов, состояний, потребностей, целей, на основе которых осуществляется регуляция человеческой жизнедеятельности, формирование того или иного отношения к объектам окружающей культурной среды [6].
Особую роль в сохранении и защите культурного наследия играет образовательная деятельность на всех уровнях: в школах и специальных учебных заведениях, в системе высшего профессионального образования. В этом контексте важно выделить следующие основные вопросы сохранения и защиты культурного наследия как важнейшего компонента содержания процесса профессиональной подготовки бакалавра естественнонаучного образования в педагогическом вузе по профилю «Безопасность жизнедеятельности»:
1. Определение понятия «Защита культурного наследия». Безопасность интересов России в духовной сфере предполагает защиту культурного и духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни; противодействие разрушению памятников культуры; осознание важности культуроохранной
деятельности [5]. Под защитой культурного наследия нами понимается создание благоприятных социальных условий, в том числе воспитательного характера, для его сохранения и развития.
2. Выделение объекта и субъектов защиты национального культурного наследия. Объектом является система культурных ценностей, созданных поколениями разных народов на протяжении веков их совместной жизнедеятельности. В качестве субъектов безопасности здесь выступают личность, семья, общество, государство.
3. Определение угроз безопасности культурному наследию современной России. В теоретическом плане необходимо понять саму суть угрозы, которая представляет собой совокупность условий и факторов, создающих предпосылки для возникновения опасности разрушения культурного наследия и недопущения его духовного влияния. Основными угрозами безопасности культурного наследия могут выступать: подмена или уничтожение памятников культуры, составляющих национальное достояние; разрушение механизмов сохранения и функционирования культурного наследия в социуме; утрата культурного достояния народов России, особенно малых; игнорирование гражданского, нравственного и эстетического воспитания населения; чрезвычайные ситуации различного генеза (природные, техногенные, экологические, социальные); вооруженные конфликты, террористические акты, вандализм (преднамеренная порча или разрушение объектов культуры из хулиганских или иных побуждений).
4. Культуроориентированное организационно-педагогическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов безопасного типа поведения на уровне бакалавриата и магистратуры - создание комплекса специализированных учебных планов и программ, методических пособий на основе гуманизации образовательного процесса; внедрение новых технологий, форм эффективной организации культуроохранной деятельности будущих педагогов и школьников.
Петербургская стратегия сохранения культурного наследия [3] определяет
основные приоритеты, критерии и направления охраны культурного наследия города и окрестностей, актуализируя его социальное и образовательное значение. Образовательные курсы должны использовать исторические, художественные и этические ценности, воплощенные в культурном наследии, для воспитания достойных граждан современного общества. Привить молодежи уважение к многообразию культурных традиций и толерантность, умение противостоять проявлениям ксенофобии и национальной исключительности - актуальная задача дня. Данная образовательная идеи важна как для сохранения самого культурного наследия, так и для поддержания общественного порядка в Санкт-Петербурге.
Уникальность Санкт-Петербурга во многом определяется «гармонией разнообразия» - удивительным сочетанием в его архитектурном облике, социальной и духовной жизни достижений и образцов культур многих народов. Поэтому необходимо создать условия, способствующие подготовке будущего учителя безопасности жизнедеятельности к осознанному использованию культурного потенциала города, развитию духовно - ценностных ориентаций и формированию общекультурной компетентности учащихся.
Прежде всего, культурное наследие Северной столицы наделено познавательными функциями потому, что оно является материализованным источником информации о минувших эпохах или несёт на себе следы воздействия исторического прошлого. Воспитательное влияние памятников отечественной и мировой культуры, которыми богат «Град Петров», определяется их духовно-нравственным и эстетическим потенциалом, способностью оказывать на молодёжь благотворное эмоциональное воздействие [1].
Сочетание этих двух факторов делает культурное наследие Петербурга средством педагогического воздействия, формирования убеждений и в конечном итоге одним из приоритетов, определяющих общественное сознание и поведение.
Именно поэтому будущему учителю безопасности жизнедеятельности необхо-
димы знания о культурном наследии и понимание необходимости способствовать его сохранению и защите от потенциальных угроз; способность решать профессионально-педагогические задачи с использованием культурного кругозора, жизненного опыта, ценностных ориентаций.
Принято считать, что педагогическое образование обеспечивает готовность выпускника к взаимодействию с другими людьми в процессе трансляции культуры, обмена культурными ценностями, способами деятельности, опытом самореализации. В этой связи можно утверждать, что выпускник современного педагогического университета готов не только к профессиональной деятельности в традиционной роли учителя, преподавателя, воспитателя и т.п., но и к деятельности в значительно более широкой сфере «человек-общество-че-ловек». Результатом подготовки учителя безопасности жизнедеятельности является формирование у него профессиональной культуры, представляющей собой систему общечеловеческих идей, профессиональноценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий в педагогической деятельности в обучении безопасному поведению, усвоенных студентом в процессе профессиональной подготовки, практической деятельности. Наличие такой культуры позволяет будущему учителю (в контексте комплексной подготовки человека к предупреждению и преодолению опасных ситуаций) формировать опыт безопасного поведения, который определяется следующими составляющими:
- знанием о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах её предупреждения, способах её избежать);
- умением действовать в ситуациях, чрезвычайных и опасных для здоровья человека;
- владением методиками обучения безопасности жизнедеятельности человека;
- мировоззренческой подготовкой;
- нравственной, психологической, физической, а также коммуникативной, правовой, эстетической и экологической готовностями.
В этом случае меняется содержание традиционного показателя готовности выпускника педагогического университета к такой деятельности, а формирование его готовности должно осуществляться не только средствами общепрофессиональных и профильных дисциплин, но и за счёт общих гуманитарных и социально-экономических курсов, включённых в содержание любого из компонентов государственного образовательного стандарта: федерального, национально-регионального, вузовского.
Существенно влияют на отбор содержания основной образовательной программы и построение учебного процесса компетенции - цели вузовского этапа образования (уровень бакалавриата). Содержание подготовки бакалавра естественнонаучного образования является важнейшим и наиболее мобильным компонентом модульной системы профессиональной подготовки (схема 1).
В содержании выделяют следующие компоненты: знаниевый (теории, закономерности, законы, понятия, научные факты); деятельностный (система предметных умений); ценностный (система ценностей эколого-гуманистического, профессионального, педагогического характера); нормативно-правовой (нормы и правила гигиенического, экологического, профессионального, морально-нравственного характера) [4]. Все компоненты содержания находятся в тесном взаимодействии и взаимосвязи.
Реализация системного, интегративного, модульного, а также культурологического и личностно ориентированного подходов при разработке содержания подготовки бакалавра естественнонаучного образования по профилю «Безопасность жизнедеятельности» не только позволяет определить учебные модули и вычленить в них модульные единицы и модульные элементы содержания, но и даёт возможность устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи. Информация, включаемая в модуль, может иметь не только различную степень сложности, но и различную ценностно-смысловую нагрузку.
Основные элементы содержания подготовки бакалавра естественнонаучного образования (профиль «Безопасность жизнедеятельности»), включая вопросы сохранения и защиты культурного наследия
Знаниевый
знания о культурном наследии
Деятельностный Ценностный
комплекс умений система ценностей
действовать с целью культуры; социальные,
сохранения и защиты эстетические, этические
культурного наследия аспекты
Нормативно-
правовой
нормы и правила использования культурного наследия и взаимодействия с ним в культурноисторической среде
Источники реализации содержания подготовки бакалавра естественнонаучного образования (профиль «Безопасность жизнедеятельности»)
-О ^ ц -О
си X 5 5
О 5
О 5
3 Ч
! * ^ О
1“
М
£ § 5 о ю О
о о 3
й ° о о
а. ф о о
® Е З С си Є ї 5 с -о ф 3 ІЗ Р 'Э ®
«ц чи
<о
Ф
5
О
о
оо
(О
£
э .
ю М
о
Ф
н
о
ф
ф
3
3
съ
о
о
*
о
ф
ц
ей 2 ^ ” з
то с\) I О
о о ф
■8-ї'
0 5 г
1 §
(О о
о и
ф
Ї
СО
I
-О
15
о
о
5
(О
с
о
со
ф
из
.0
*
О
3
:?
(О
со
3
-О
§ £
оо
о
^ о т
с « 5
-0 о Й>
і п 5
^ ^ т
ф
- >о
СГ
(о із 00 °
I °
З $ 8 8
ей
о
о
о г* съ ф О оо
м
§ I
Є 'о
& °
со
з 3
Ой
то
н
4
Ф о ї сю $ * £? § ^ І5 ^ 0) 5 ^ ^
О со » з:
то
Ь£
то
а
о
ф
к
то
ф
ей
н
о
а
то
а
о
о
|_
к
то
ей
О
Функции учебных курсов, практики и форм контроля
х
го
о
о
со
со
о
о ц о ^ о
0 о
<й * 2 І
1 си
И
£ -С Х
Ф С
.0
I—
_0
о
ф
Т
1_
о
ц
о
о
ф
х о го о со о
о
©
к
о
Р гП
ь % ° 2 о ю
£ 8 о О
СО С Ф О Ю ,
[Е н ц о ф о н X ^ .о £ с; >•» ф го £
со ф О
н Ф
° К 1= *
го
со
Ю О О § ^ * 2 *
.0 ГО
н ^ Го ю т о
о. :>
■&
° ^ т ^
ф ср
!з «3 і?!? I О
^ с5 х ^
ГО ф 2 Л п ю
Ё1 ^
- 1 го ^ со с§
СО со Ф .0
го ц Т о ^ с Ц о о ^
>
ф
т
^ х Ф (0
С СО
0 о ф ^ го °
1
© >5
СЦ
2 £ ^ О
<и і ^ О ^ |_ ^ о со X го ^ ф ^ ^ т ф о
гп
ю
.
ю
X
X
ф
т
I—
о
ф
X
>
X
СЦ
X о
X _ Ф .0
СО -0 О ц
!е
Ф
>
I—
О
ф
Го С
СО
>
и_ Ц
ф го
><
^ - .0 ^ ^
!? і§ £ [з !і
Ф X
Ф о Ц о т х к т
о _ ^ о с о
сц
ф
ю
т
X >
І— I—
_о т го
О Ф і
о ^
СО ш
^ о
Н
- о ^
«2 СО
£ с ^
^ \—
І8 ^
с; ф
СЦ X
ф ® |§ го
X
ф
X
го
со
.
с
о
ф
о
.
со
_0
2 !“ ^ к
ПТ 1 0
С2
X ^
X £^: ф Т ф ц со со
со
.
ф
о
ф
о ф ^ !3 > [5
ф
_0
X о
к ц о
го
І? ® с
, х о ^ о ^
І5 ф !? ІЕ ^ ф , СО ^ ^ ф ^ (0 ^ із
ІІ !Ё
■Т ? Ф го С «о о -
Ф СЦ
2 ■ го
Т
2
со
ф н
с н о
Ю Ш
гою —
О _ ф ^ -0 ц О о ГО ^ ^ х о ^
1_ о Ч т
с
Схема 1. Содержательный компонент модульной системы профессиональной подготовки бакалавра естественнонаучного образования (профиль «Безопасность жизнедеятельности»).
Данная культуроориентированная концепция реализуется нами в настоящее время на факультете безопасности жизнедеятельности в системе профессиональной подготовки бакалавра естественнонаучного образования (профиль «Безопасность жизнедеятельности»). Её системообразующим звеном является факультативный курс «Сохранение и защита культурного наследия в современном обществе».
Его основная цель - освоение знаний междисциплинарного уровня в процессе изучения роли культурного наследия и культурных ценностей в безопасной жизнедеятельности человека и общества, становлении его духовной культуры. В рамках курса рассматриваются также вопросы законодательства о памятниках в России, осуществляется знакомство с некоторыми из них на примере петербургского региона. В задачи факультатива входит: показать связь культурного наследия прошлого с современным состоянием культуры общества; раскрыть объективную необходимость обеспечения безопасности культурного наследия; изучить виды угроз и методов противодействия им; подготовить будущих учителей безопасности жизнедеятельности к реализации научно-практических программ, предусматривающих сохранение и защиту культурного наследия.
В результате освоения факультативного курса студент должен приобрести знания о современном российском законода-
тельстве и международном праве по вопросам культуры, знать основные виды, типы культурных ценностей, их классификацию; деструктивные факторы, воздействующие на них; иметь представление о современных методах обеспечения сохранности памятников; деструктивные факторы, воздействующие на культурные ценности; общие положения по защите и спасению культурных ценностей в условиях чрезвычайных ситуаций. Данный курс формирует компетенции: способность к прогнозированию ситуаций, ведущих к утере или значительному повреждению объектов культурного наследия; умение осуществлять экспертную и проектную деятельность в профессиональной сфере; умение использовать нормативно-правовые акты при разработке различных социальных и культурных проектов; умение применять современные методы междисциплинарных исследований в решении проблемной ситуации. Реализация данной системы подготовки бакалавра естественнонаучного образования (профиль «Безопасность жизнедеятельности»), помимо формирования и развития общепрофессиональных и профильных (предметных) знаний, умений и навыков, содействует формированию ценностных отношений, профессиональной мотивации к педагогической деятельности, ориентируя студентов на сохранение, трансляцию и защиту культурного наследия.
Литература
1. Верб М. А. Воспитать воспитателя / Эмоциональный мир человека в педагогических исследованиях: сб. науч. ст. - СПб.: ЛЕМА, 2009. - С.107-113.
2. Жизненный мир поликультурного Петербурга : материалы международ. науч.-практ. конф. 6-9 октября 2003 г. / под ред. Л. М. Мосоловой. - СПб.: Астерион, 2003. - 280 с.
3. Приложение к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 № 1681 «Петербургская стратегия сохранения культурного наследия».
4. Станкевич П. В. Теория и практика подготовки бакалавра в системе многоуровневого естественнонаучного педагогического образования : моногр. - СПб.: Изд-во «ТЕССА», 2006. - 164 с.
5. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ». - М.: Ось-89, 2007.
- 64 с.
6. Энциклопедический словарь по культурологии. - М.: Центр, 1997. - С.223.