Научная статья на тему 'Культуроориентированная деятельность как условие формирования и развития общекультурных компетенций у бакалавров педагогического образования (профиль "образование в области безопасности жизнедеятельности")'

Культуроориентированная деятельность как условие формирования и развития общекультурных компетенций у бакалавров педагогического образования (профиль "образование в области безопасности жизнедеятельности") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BA STUDENTS / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL EDUCATION / LIFE AND SAFETY MANAGEMENT / КУЛЬТУРООРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / CULTURE-ORIENTED ACTIVITY / ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / FORMING COMMON CULTURAL COMPETENCES / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ЗАЩИТА И СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / SAFETY AND PRESERVATION OF CULTURAL HERITAGE / БАКАЛАВРЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бырылова Е. А.

В статье раскрывается проблема формирования общекультурных компетенций у бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Выделены специфические особенности методики формирования данных компетенций у студентов факультета безопасности жизнедеятельности. В качестве важнейшего условия создания эффективного процесса формирования общекультурных компетенций автор называет необходимость соблюдения дидактических и методических принципов, среди которых принцип функциональной обусловленности культуроориентированной деятельности. Уточнено понятие общекультурной компетенции бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности как профессионально значимое интегральное качество личности, которое обеспечивает способность специалиста включаться в педагогическую деятельность и ориентироваться в современном социокультурном пространстве, распознавать и оценивать объекты культурного значения, не допускать возможности их разрушения или нанесения им ущерба, осознавая при этом ценность явления или объекта с позиции воспитательного воздействия на личность обучающегося, с целью формирования личности безопасного типа поведения; культуроориентированной деятельности студентов как активности, направленной на изучение, осмысление и сохранение культурного наследия; выявлены виды деятельности, направленные на защиту и сохранение культурного наследия; определены функции деятельности студентов в процессе изучения курса «Защита и сохранение культурного наследия»: социальная, прогностическая, обучающая, развивающая, коррекционно-контролирующая. Автор подчёркивает, что при целенаправленной реализации установок на формирование и развитие общекультурных компетенций студенты выполняют деятельность по защите и сохранению культурного наследия, которая рассматривается как основное средство достижения компетенций в процессе профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бырылова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE-ORIENTED ACTIVITY AS A CONDITION OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF GENERAL CULTURAL COMPETENCE IN BA STUDENT OF TEACHER EDUCATION IN THE FIELD OF LIFE AND SAFETY TRAINING COURSE

The article considers a problem of formation of common cultural competence in undergraduate teacher education in the field of life and safety management. These particular methods of forming this competence in students of health and safety as the most important condition to form an effective process of formation of common cultural competence, the author points to the need to comply with didactic and methodological principles, among them there are the functional principle of conditionality of culture-oriented activity. The concept of a culture-oriented activity of students is studied. The author defines types of culture-oriented activity, aimed at the protection and preservation of cultural heritage in the process of teaching the discipline “Safety and preservation of cultural heritage”.

Текст научной работы на тему «Культуроориентированная деятельность как условие формирования и развития общекультурных компетенций у бакалавров педагогического образования (профиль "образование в области безопасности жизнедеятельности")»

УДК 74.266.89

Byrylova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia

(St. Petersburg, Russia), E-mail: kaplja1010@mail.ru

CULTURE-ORIENTED ACTIVITY AS A CONDITION OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF GENERAL CULTURAL COMPETENCE IN BA STUDENT OF TEACHER EDUCATION IN THE FIELD OF LIFE AND SAFETY TRAINING COURSE. The article considers a problem of formation of common cultural competence in undergraduate teacher education in the field of life and safety management. These particular methods of forming this competence in students of health and safety as the most important condition to form an effective process of formation of common cultural competence, the author points to the need to comply with didactic and methodological principles, among them there are the functional principle of conditionality of culture-oriented activity. The concept of a culture-oriented activity of students is studied. The author defines types of culture-oriented activity, aimed at the protection and preservation of cultural heritage in the process of teaching the discipline "Safety and preservation of cultural heritage".

Key words: BA students, pedagogical education, life and safety management, culture-oriented activity, forming common cultural competences, safety and preservation of cultural heritage.

Е.А. Бырылова, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Гзрцена,

г. Санкт-Петербург, E-mail: kaplja1010@mail.ru

КУЛЬТУРООРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПРОФИЛЬ «ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»)

В статье раскрывается проблема формирования общекультурных компетенций у бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Выделены специфические особенности методики формирования данных компетенций у студентов факультета безопасности жизнедеятельности. В качестве важнейшего условия создания эффективного процесса формирования общекультурных компетенций автор называет необходимость соблюдения дидактических и методических принципов, среди которых - принцип функциональной обусловленности культуроориентированной деятельности. Уточнено понятие общекультурной компетенции бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности как профессионально значимое интегральное качество личности, которое обеспечивает способность специалиста включаться в педагогическую деятельность и ориентироваться в современном социокультурном пространстве, распознавать и оценивать объекты культурного значения, не допускать возможности их разрушения или нанесения им ущерба, осознавая при этом ценность явления или объекта с позиции воспитательного воздействия на личность обучающегося, с целью формирования личности безопасного типа поведения; культуроориентированной деятельности студентов как активности, направленной на изучение, осмысление и сохранение культурного наследия; выявлены виды деятельности, направленные на защиту и сохранение культурного наследия; определены функции деятельности студентов в процессе изучения курса «Защита и сохранение культурного наследия»: социальная, прогностическая, обучающая, развивающая, коррекционно-контролирующая. Автор подчёркивает, что при целенаправленной реализации установок на формирование и развитие общекультурных компетенций студенты выполняют деятельность по защите и сохранению культурного наследия, которая рассматривается как основное средство достижения компетенций в процессе профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»).

Ключевые слова: культурное наследие, бакалавры, педагогическое образование, безопасность жизнедеятельности, культуроориентированная деятельность студентов, формирование общекультурных компетенций, защита и сохранение культурного наследия.

Общемировые тенденции социально-экономического развития обусловливают выбор новой педагогической парадигмы на всех ступенях непрерывного образования, в рамках которой главной характеристикой личности учащегося становится компетентность как ведущий и определяющий результат образования. Европейская квалификационная рамка представляет результаты обучения (Learning Outcomes) как набор знаний, умений и компетенций, освоенных человеком, которые он может продемонстрировать по завершении обучения. Формулировка результатов обучения показывает, что обучающийся должен знать, понимать и готов делать по завершении обучения.

В чём специфика образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» в решении задач, обозначенных ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»)? Сегодня, в ситуации, когда мир опасностей, угрожающих человеку, природной среде, духовным и материальным ценностям, непрерывно расширяется и нарастает, особое внимание уделяется подготовке населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»), профессиональная деятельность бакалавров составляет: образование, социальная сфера, культура, что и определяет гуманистическую

направленность профессионального образования. Объектами профессиональной деятельности бакалавров выступают: обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы. Видами профессиональной деятельности бакалавров согласно данному документу являются педагогическая и культурно-просветительская деятельность.

В связи с этим, общекультурные компетенции, обозначенные в контексте общих требований ФГОС ВПО, предъявляемых к образованности бакалавра по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности») играют ключевую роль в формировании их профессиональной компетентности, которые определяются следующими способностями:

- понимание значения культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

- овладение основными методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

- понимание сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные

требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

- готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям.

Несмотря на разность трактовок термина «компетенция», большинство исследователей определяют её как ситуативную категорию, поскольку она выражается в готовности к деятельности в конкретных профессиональных ситуациях. Компетенция тесно связывает одновременную мобилизацию знаний, умений и способов поведения в условиях конкретной профессиональной деятельности. Так, например, Э.Ф. Зеер называет компетенции знаниями в действии, деятельностными конструктами, включенными в реальную ситуацию [1, с. 5 - 11].

По нашему мнению содержание общекультурной компетентности, формируемой в процессе подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»), отражает особенности современных проблем существования общества:

- формирование ответственности за себя, свою семью, за свою страну, за все человечество, за каждую мысль и каждый поступок - это одна из главных задач основ безопасности жизнедеятельности; демографическая безопасность и семейное воспитание; национальная безопасность; информационная безопасность; военная безопасность; политическая безопасность; гуманитарная безопасность.

Проведённый теоретический анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых документов в области образования позволяет нам уточнить понятие «общекультурная компетентность будущего педагога в области безопасности жизнедеятельности» как профессионально значимое интегральное качество личности, которое обеспечивает способность специалиста включаться в педагогическую деятельность и ориентироваться в современном социокультурном пространстве, распознавать и оценивать объекты культурного значения, не допускать возможности их разрушения или нанесения им ущерба, осознавая при этом ценность явления или объекта с позиции воспитательного воздействия на личность обучающегося, с целью формирования личности безопасного типа поведения.

Методика формирования и развития общекультурных компетенций бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности») имеет свои специфические особенности, которые заключаются:

- в усилении теоретического обучения, предполагающего организацию познавательной деятельности студентов по усвоению учебных материалов по защите и сохранению культурного наследия;

- во включении в процесс подготовки бакалавров форм и методов обучения, активизирующих овладение студентами различными видами деятельности по защите и сохранению культурного наследия;

- в сочетании групповых и индивидуальных форм обучения в процессе обучения курсу «Защита и сохранение культурного наследия», развивающих коммуникативные качества, терпимость и уважение к мнению других людей.

Одним из основных компонентов процесса формирования и развития общекультурных компетенций бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности является взаимосвязанная деятельность преподавателя и студентов. Личностно-деятельностный подход проявляется в формировании основополагающих качеств личности, с помощью построенных преподавателем различных видов деятельности студентов. Проблема деятельностного подхода к формированию личности разрабатывалась в трудах Амонашвили, М.С. Кагана, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна и др. [2; 3; 4; 5]. По определению К.К. Платонова, деятельность представляет форму взаимосвязи человека со средой, в которой человек осуществляет достижение сознательно поставленной цели [6]. Эти утверждения учитываются в данном исследовании, так как от це-леполагания, волевых напряжений субъекта зависит успешность деятельности.

М.С. Каган выделяет взаимосвязанные элементы деятельности: субъект, который наделен активностью и направляет свою деятельность на объект или на другие субъекты; объект или субъект на который направлена активность субъекта, активность - способ определения субъектом объекта или установле-

ние связей [7]. Существует мнение, что интерес к культурному наследию у молодёжи проецируется через деятельность по его защите и сохранению. Организация такой деятельности позволит студентам выступать в роли субъекта и влиять на процесс формирования и развития общекультурных компетенций.

Исходя из этих положений, культуроориентированную деятельность бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности мы рассматриваем как активность, направленную на изучение, осмысление и сохранение культурного наследия [8].

В качестве важнейшего условия создания эффективного процесса формирования общекультурных компетенций и показателем педагогического профессионализма преподавателя, считаем необходимость соблюдения дидактических и методических принципов. Например, принцип функциональной обусловленности культуроориентированной деятельности определяет выделение функций деятельности студентов в процессе изучения курса «Защита и сохранение культурного наследия»: социальной, прогностической, обучающей, развивающей, кор-рекционно-контролирующей. Социальная функция определяет ценностные ориентиры и позиции бакалавров. Указанная функция способствует формированию и развитию знаний в области защиты и сохранения культурного наследия, применению теоретических знаний в практической деятельности. Прогностическая функция обеспечивает применение прогностической информации для определения перспективы развития культуроориентированной деятельности студентов. Для реализации данной функции необходимо выявление уровня знаний, умений и навыков, находящихся в основе общекультурных компетенций и соотношения их с предметными знаниями, за счет чего студенты смогут выполнять более широкий спектр заданий практической направленности. Обучающая функция заключается в приобретении знаний о культурном наследии и разработке проектов по его защите и сохранению. Развивающая функция способствует развитию самостоятельности, активности, творческих способностей при выполнении мини-исследований, заданий проектировочной направленности. Коррекционно-контролирующая функция позволяет студентам оценивать и корректировать свои возможности, предполагает ускорение процессов усвоения содержания учебного материала при решении заданий практической направленности. Реализация принципа функциональной обусловленности культуроориентированной деятельности для более успешного формирования общекультурных компетенций предполагает применение разнообразных её видов при изучении курса «Защита и сохранение культурного наследия».

Организация деятельности студентов на различных этапах изучения дисциплины «Защита и сохранение культурного наследия» позволяет оценить знания, умения, мотивы и ценности, проконтролировать и внести корректировки в деятельность обучаемых. Применение различных видов деятельности позволяет студентам не только получить более широкие знания, но и способствуют формированию общекультурных компетенций.

С учётом сказанного определены виды культуроориентированной деятельности при изучении курса «Защита и сохранение культурного наследия» (таблица 1).

Представленные в таблице виды культуроориентированной деятельности взаимосвязаны между собой и необходимы для проектирования процесса формирования общекультурных компетенций у бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, в нашем исследовании через определение целей, развитие качеств личности студентов, необходимость их включения в социально значимую деятельность реализуется личностно-деятельностный подход. Данный подход проявляется благодаря включению в содержание курса «Защита и сохранение культурного наследия» заданий, направленных на раскрытие важных практических умений, самоанализа и самооценки своих достижений.

Одним из основных компонентов в построении и реализации модели формирования и развития общекультурных компетенций бакалавров педагогического образования является также культурологический подход. Широкое распространение его в различных типах образования получило благодаря трудам исследователей РГПУ им. А.И. Герцена [9; 10; 11]. В русле культурологического подхода решена и стратегия развития образовательной филателии в педагогическом вузе [12], основным условием которой так же является активность студентов, направленная на изучение, осмысление и сохранение культурного наследия.

Таблица 1

Виды культуроориентированной деятельности студентов при изучении курса «Защита и сохранение культурного наследия»

Раздел Характеристика видов культуроориентированной деятельности Примеры

Наследие как системное образование, фактор устойчивого и социо культурного развития общества Проектно-поисковый вид включает в себя этапы выполнения различных видов проектных заданий: опре-деление цели; ознакомление с содержанием; выявление и обсуждение способов и средств решения заданий; выполнение и представление результатов проектных заданий Участие в социально-культурном проекте, посвященном вовлечению молодежи в социокультурную деятельность по сохранению культурного наследия)

Культурные ценности. Понятие, значение и отношение общества к ним. Признаки, классификация культурных ценностей. Участие в организации фотовыставки «Я этим городом храним...»); разработка проекта факультетского Дня Культуры (14 - 15 марта)

Защита и спасение культурных ценностей в ЧС Подготовка и защита творческих проектов, посвященных истории сохранения и защиты культурных ценностей Санкт-Петербурга);

Безопасность и сохранение куль-турного наследия в свете деятельности ЮНЕСКО Участие в проекте ЮНЕСКО, посвященного пропаганде здорового образа жизни, роли культуры в организации безопасного жизненного пространства молодежи.

Причины утрат культурных ценностей. Поражающие факторы ЧС, воздействующих на культурные ценности. Экспериментальный вид включает: освоение техники проведения исследований в лабораторных условиях; проведение эксперимент. исследования; фиксацию происходящих изменений и обработку результатов; представление результатов исследования в виде отчета Работа в учебно-методической лаборатории по изучению влияния вибрации на объекты

Проблемно-реферативный вид включает: выявление и обсуждение поставленной проблемы, способов и средств ее решения; коллективное построение плана работы; отбор необходимой литературы по проблеме; выполнение задания; представление результатов Разработка и составление кейса «Концерты на Дворцовой площади»);

Аналитический вид включает: определение задач; повторение необходимого материала; подбор сведений; выбор способов фиксации; составление сводки; установление взаимосвязи между отдельными сведениями в соответствии с целями задания; представление результатов Работа в библиотеке по созданию статистической сводки

Защита и спасение культурных ценностей в ЧС Исследовательский вид включает: определение цели исследовательского задания теоретической или практической направленности; выявление потребности в выполнении задания; обсуждение постав-ленной задачи; коллективное построение плана исследования; выбор необходимых условий; выполнение исследования; предоставление результатов Организация и проведение исследования «История корпуса факультета безопасности жизнедеятельности во время ВОВ»);

На основе результатов исследования подготовка музыкально-литературной композиции «Недалеко от Нарвских триумфальных ворот.»)

На основании анализа содержания личностно-деятельност-ного и культурологического подходов, принципов построения содержания дисциплины «Защита и сохранение культурного наследия», а также выделения функций культуроориентированной деятельности, можно утверждать, что при целенаправленной реализации установок на формирование и развитие общекультур-

Библиографический список

ных компетенций студенты выполняют деятельность по защите и сохранению культурного наследия, которая рассматривается как основное средство достижения компетенций в процессе профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»).

1. Зеер Э.Ф. Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования компетенции у обучаемых. Психологическая наука и образование. Москва, 2004; 3.

2. Амонашвили Ш.А. Основания педагогики сотрудничества. Новое педагогическое мышление. Под редакцией А.В. Петровского. Москва, 1989: 144 - 177.

3. Каган М.С. Человеческая деятельность. Москва, 1974.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Москва, 1946.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва, 1975.

6. Платонов К.К. Проблемы способностей. Москва, 1972.

7. Каган М.С. Человеческая деятельность. Москва, 1974.

8. Бырылова Е.А. Методика формирования и развития общекультурных компетенций бакалавров по направлению «Педагогическое образование»: профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности». Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2014.

9. Алексеева Т.Б. Культурологический подход в современном образовании: научно-методическое пособие. Санкт-Петербург: ООО «Книжный дом», 2008.

10. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Под редакцией А.С. Роботовой. Москва, 2007.

11. Верб М.А. Воспитать воспитателя. Эмоциональный мир человека в педагогических исследованиях: сб. научных статей. Санкт-Петербург: ЛЕМА, 2009.

12. Станкевич П.В., Громов Ю.В. Стратегия развития образовательной филателии в педагогическом вузе: Молодежь и филателия сегодня: теория, практика и развитие: материалы I Международного научно-практического семинара по образовательной филателии, 21 сентября 2016 г. РГПУ им. Герцена, Санкт-Петербург - Казань: Бук, 2016: 6 - 12.

References

1. Zeer 'E.F. Samoreguliruemoe uchenie kak psihologo-didakticheskaya tehnologiya formirovaniya kompetencii u obuchaemyh. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. Moskva, 2004; 3.

2. Amonashvili Sh.A. Osnovaniya pedagogiki sotrudnichestva. Novoe pedagogicheskoe myshlenie. Pod redakciej A.V. Petrovskogo. Moskva, 1989: 144 - 177.

3. Kagan M.S. Chelovecheskaya deyatel'nost'. Moskva, 1974.

4. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschej psihologii. Moskva, 1946.

5. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva, 1975.

6. Platonov K.K. Problemy sposobnostej. Moskva, 1972.

7. Kagan M.S. Chelovecheskaya deyatel'nost'. Moskva, 1974.

8. Byrylova E.A. Metodika formirovaniya irazvitiya obschekul'turnyh kompetencijbakalavrovpo napravleniyu «Pedagogicheskoe obrazovanie»: profil' «Obrazovanie v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti». Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peter-burg, 2014.

9. Alekseeva T.B. Kul'turologicheskijpodhod vsovremennom obrazovanii: nauchno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: OOO «Knizhnyj dom», 2008.

10. Vvedenie v pedagogicheskuyu deyatel'nost': uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Pod redakciej A.S. Robotovoj. Moskva, 2007.

11. Verb M.A. Vospitat' vospitatelya. 'Emocional'nyj mir cheloveka v pedagogicheskih issledovaniyah: sb. nauchnyh statej. Sankt-Peterburg: LEMA, 2009.

12. Stankevich P.V., Gromov Yu.V. Strategiya razvitiya obrazovatel'noj filatelii vpedagogicheskom vuze: Molodezh'i filateliya segodnya: teoriya, praktika irazvitie: materialy I Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo seminara po obrazovatel'noj filatelii, 21 sentyabrya 2016 g. RGPU im. Gercena, Sankt-Peterburg - Kazan': Buk, 2016: 6 - 12.

Статья поступила в редакцию 02.12.16

УДК 74.266.89

Byrylova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia

(St. Petersburg, Russia), E-mail: kaplja1010@mail.ru

TEACHERS' PRINCIPLES FOR MAKING UP THE CONTENTS OF TEACHING MATERIALS TO FORM AND DEVELOP COMMON CULTURAL COMPETENCES OF BA STUDENTS MAJORING IN PEDAGOGICAL EDUCATION (SPECIALIZATION PROFILE "EDUCATION IN TEACHING LIFE AND SAFETY MANAGEMENT"). The author tells about a general problem of decreasing of the common culture of young people and conditions of threatening the safety of cultural heritage and values. The work's task is to report on the necessity to develop common cultural competences in bachelor students who major in life and safety management in a pedagogical university. The work singles out principles that should be used when teaching material is chosen. These principles include such requirements as the functional stipulation of culture-oriented work, regional specifics, independence in students' self-training, as well as culturological, interactive and interdependent methods in organizing individual work of students when they learn a course "Safety and preservation of cultural heritage".

Key words: bachelor students, pedagogical education, life and safety, common cultural competences, preservation of cultural heritage, teaching principles.

Е.А. Бырылова, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург, E-mail: kaplja1010@mail.ru

«МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПРОФИЛЬ «ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»)»

В своей статье автор отмечает, что перед человечеством сегодня стоит проблема безопасного существования в условиях падения общей культуры молодого поколения, а также угроз безопасности культурному наследию и культурным ценностям, являющимся основой безопасного существования общества. Автор таким образом обосновывает необходимость формирования и развития общекультурных компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в процессе обучения их в педагогическом вузе. В статье более подробно выделяются и обосновываются методические принципы к отбору содержания учебного материала: принципы функциональной обусловленности культуроориентированной деятельности, региональности, самостоятельности, культурологический, интерактивности, взаимообусловленности методов самостоятельной деятельности и содержания курса «Защита и сохранение культурного наследия».

В заключение делаются выводы о том, что отбор содержания учебного материала для формирования и развития общекультурных компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности обусловлен необходимостью развития базовой культуры личности студента, включающей культуру жизненного самоопределения и культуру труда, политическую и экономико-правовую, культуру безопасности, духовную и физическую культуру, культуру межнационального и межличностного общения. Успех формирования и развития общекультурных компетенций у студентов данного направления обеспечивается тем, что содержание образования в области безопасности жизнедеятельности сконструировано на основе методических и дидактических принципов; в него включен учебный курс «Защита и сохранение культурного наследия»,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.