Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / METHODOLOGICAL WAYS / CREATIVE THINKING / ERISTIC ACTIVITY / TEACHING IN PRIMARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кононенко Анастасия Александровна

В настоящее время основными способами усвоения учебного материала по информатике в начальной школе остаются упражнения на запоминание, что негативно сказывается на использовании приобретенных знаний и умений в жизни и дальнейшем обучении. Это обусловлено недостатком средств и приемов активизации творческого мышления младших школьников. В работе предложены и описаны методические приемы развития творческого мышления младших школьников на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий. Приведены примеры творческих работ учащихся начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL TECHNIQUES FOR THE DEVELOPMENT OF SCHOOLER’S CREATIVE THINKING IN COMPUTER SCIENCE,INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY LESSONS

It is said that nowadays the basic ways of learning the studied material in information in primary school are memory exercises. It influences negatively on the use of absorbing knowledge and skills in life and further studying. It is explained by the short of means and skills of stirring up young learners’ creative thinking. Methodological ways of the development of young learners’ creative thinking at the information and information communication lessons are proposed in the work. The examples of primary school pupils’ creative works are given in the article.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ»

УДК 004:373.3:37.015.31

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

Кононенко Анастасия Александровна,

учитель,

МОУ «Средняя школа № 29 города Макеевки», г. Макеевка

e-mail: stasi_b@inbox.ru

Kononenko Anastasiya, Teacher,

Secondary school № 29 of Makeevka

].......!

В настоящее время основными способами усвоения учебного материала по информатике в начальной школе остаются упражнения на запоминание, что негативно сказывается на использовании приобретенных знаний и умений в жизни и дальнейшем обучении. Это обусловлено недостатком средств и приемов активизации творческого мышления младших школьников.

В работе предложены и описаны методические приемы развития творческого мышления младших школьников на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий. Приведены примеры творческих работ учащихся начальной школы.

Ключевые слова: методические приемы, творческое мышление, эвристическая деятельность, обучение информатике в начальной школе.

j.......i

МЕТОДИЧЕСКАЯ НАУКА - УЧИТЕЛЮ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

Постановка проблемы. Согласно закону Донецкой Народной Республики «Об образовании» [6], одной из задач современного образования является развитие творческих способностей детей. Действительно, в современном мире может быть успешен только человек, способный проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность, а значит использовать, комбинировать полученные знания, умения и выдвигать нетривиальные решения. Так действует только человек с развитым творческим мышлением.

Согласно Государственному образовательному стандарту начального общего образования одной из задач начального образования является обучение работать с информацией [2]. Современные дети с раннего возраста окружены цифровыми технологиями. Информационное общество выдвигает свои требования к этому поколению. Эти дети требуют новых методов обучения.

Среди дисциплин, которые учат работать с информацией, развивают ИКТ-компетентность обучающихся, формиру-

ют разносторонне развитую личность, важное место занимает предмет «Информатика и ИКТ». Сегодня информатика является метапредметной дисциплиной в начальной школе, а персональный компьютер - необходимым инструментом познавательной деятельности обучающихся.

Как отмечает О. И. Пащенко, сочетание традиционных и новых информационных технологий обучения способствуют развитию ребенка как творческой личности [7]. Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах является одним из важных направлений современной педагогики.

Из опыта работы видно, что основными способами усвоения учебного материала являются упражнения на запоминание, что негативно сказывается на использовании приобретенных знаний и умений в жизни. Это обусловлено недостатком средств и приемов активизации творческого мышления.

Анализ актуальных исследований. Исследования, посвященные проблемам, связанным с развитием творческого мышления, не новы. Феномен творческого мышления изучали многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых Л.С. Рубинштейн, П.И. Пидкасистый, К.К. Платонов, Л.С. Выготский, П.П. Блон-ский, Э.П. Торранс, Э. Стоунс, А. Ньюэлл, Дж.С. Шоу и др.

Проблему информатизации начальной школы изучали Е.Н. Бененсон, Т.П. Боку-чава, Л.Л. Босова, Н.Н. Булгаков, А.В. Горячев, А.Л. Камбурова, Н.В. Матвеева, Ю.А. Первин, М.А. Плаксин, А.Л. Семенов, А.В Хуторской, М.С. Цветкова, Е.Н. Челак, С.Н. Тур, В.А. Буцик и др. Ими были проведены ряд исследований, результаты которых показывают, чему и как учить на уроках информатики в начальной школе.

В зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе выделяется большое количество работ, представляющих практическую ценность в плане развития творческих способностей и обучения навыкам поиска новой идеи. В ас-

пекте формирования творческого мышления на уроках информатики и ИКТ особенно выделяются модель развития творческих способностей (Г.С. Альтшуллер); системы эвристического обучения (М.А. Плаксин, В.М. Радомский, А.В. Хуторской и др.) [4].

Большой вклад в изучение эвристической деятельности в процессе обучения школьников внесли такие ученые, как В.И. Андреев, Г.А. Балл, Дж. Пойа, Е.Е. Семенов, Е.И. Скафа, А.В. Хуторской и другие. В зависимости от возрастных и психологических особенностей обучающихся определены различные виды эвристической деятельности [8]. Исследовано влияние информационно-коммуникационных технологий на формирование приемов эвристической деятельности обучающихся [9].

Следует отметить, что большинство исследований, посвященных формированию творческого мышления, организации эвристической деятельности, рассматривают процесс обучения математике. Однако в научной литературе недостаточно описана методика формирования творческого мышления в процессе обучения информатике, особенно обучающихся начальной школы.

Цель статьи - показать методические приемы развития творческого мышления младших школьников на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологии.

Изложение основного материала. Учитель выбирает методические приемы, учитывая индивидуальные особенности класса, тип занятия. В начальной школе методические приемы предусматривают максимальное использование наглядных средств обучения, проведение обучающих игр, что необходимо в данном возрасте.

В пропедевтическом курсе информатики младшим школьникам вводят множество новых терминов и понятий: информация, курсор, процессор, файл, алгоритм, исполнитель и т. д. У детей этого возраста хорошо развита память, они достаточно быстро запоминают, а точнее

(84)

«заучивают», материал. То есть школьник может с легкостью выдать определение изученного понятия, но объяснить его он не сможет, поскольку изучил без осознания, попросту «вызубрил» как стих. Это является проблемой, поскольку дальнейшие этапы обучения информатике основываются на базовых знаниях, которые при механическом заучивании чаще отсутствуют.

Кроме того, информатику невозможно выучить, запомнить без осознания и выделения взаимосвязей, без формирования операций логического мышления [1].

Дети младшего школьного возраста достаточно хорошо воспринимают сказки, интересные рассказы. Поэтому для осознания изучаемого материала, выделения взаимосвязей достаточно действенным является образное представление. Например, изучая части компьютера, можно рас-

сказать сказку с главными героями: Системный блок, Монитор, Клавиатура, Мышка, Колонки. Дети любят сочинять сами, их фантазия очень плодотворна и безгранична. Поэтому можно им предложить придумать продолжение сказки, либо написать стих о героях и т. д. Проведя подобные занятия со школьниками МОУ «СШ № 29 г. Макеевки» в 4-Б классе родилась сказка о девочке Василисе и Компьютере.

Ученики 4-Б класса очень вдохновились придуманной историей, стали фантазировать, какие еще приключения могли произойти с героями их сказки. На основе одной из придуманных историй, была разработана игра-квест «Новогоднее приключение Мониторчика» для учеников третьих классов (рис. 1, 2).

Рисунок 1 - Слайд 1 презентации к игре «Новогоднее приключение Мониторчика»

Рисунок 2 - Слайд 24 презентации к игре «Новогоднее приключение Мониторчика»

Одно из любимых занятий учеников начальной школы - рисование. Дети с радостью отзываются на предложение нарисовать что-либо. Данный прием легко применяется на любом этапе урока. Например, на этапе усвоения новых знаний, можно дать задание изобразить изученное понятие. При изучении понятия «папка», дети могут придумать и нарисовать свое обозначение компьютерной папки. На этапе рефлексии они с удовольствие рисуют смайлик своего настроения (рис. 3).

При обучении младших школьников важно понимать, что информация, связанная с реальными жизненными ситуациями, понимается гораздо эффективнее. Поэтому и объясняемый материал, и задания не должны нести чисто теоретический ха-

рактер. Чувства понимания материала и осознания своей успешности на уроке повысит самооценку ученика и поддержит мотивацию к изучению предмета.

Детям нравится чувствовать себя взрослыми. Можно предложить ребятам подготовить материалы по конкретной теме для изучения младшими товарищами. Например, подготовить кроссворд, выступление и т.д. Такой переход в позицию взрослого дает большой стимул к познанию, ведь в этом случае ученик учится не потому, что так хотят взрослые, а потому что это нужно ему самому, чтобы научить кого-то другого [1]. Примеры кроссвордов, составленных учениками МОУ «Средняя школа № 29 г. Макеевки» см. на рис. 4.

Рисунок 3 - «Смайлик настроения», выполненный ученицей 3-Б класса

И Н Ф О Р М А Ц И Я

Т Е Х Н О Л О Г И Я

Г Р А Ф И К А

О Б Н О В Л Е Н И Е

Р О Б О Т

М А Т Е М А Т И К А

А К К А У Н Т

П У Т Ь

Д И С К

К А М Е Р А

ф А Й Л

Рисунок 4 - Кроссворд, составленный учениками 4-А класса

Обязательным условием успешного вовлечения детей в процесс обучения является понимание ребенком необходимости изучаемого материала. Главное -увлечь школьника. А самым действенным средством для увлечения детей младшего школьного возраста является игра. На уроках информатики и ИКТ в начальной школе можно любой урок превратить в веселую, увлекательную игру. Возможны игры-путешествия, квесты, занимательные викторины, игры-соревнования и т.д.

При разработке урока мы предлагаем следующие приемы, способствующие активизации учебной деятельности:

- найти лишнее. Например, при изучении элементов окна, можно составить следующее задание: «Убери лишние элементы: строка меню, кнопки управления окном, меню состояния, полоса прокрутки, полоса перемотки. (Ответ: меню состояния, полоса перемотки);

- ребусы. Например, при изучении темы «Кодирование информации», можно объяснить правила составления ребусов, а затем разгадать их. В качестве домашнего задания предложить составить самостоятельно ребус. В дальнейшей деятельности возвращаться к этому приему, предлагая составить тематические ребусы, как в бумажном, так и в электронном варианте, используя графические, текстовые редакторы, создавая презентации. Примеры ребусов, составленных учащимися 3-4 классов МОУ «Средняя школа № 29 г. Макеевки», см. на рис. 5, 6;

- найди отличие;

- найди недостающую фигуру;

- кроссворды. Данный вид задачи активизирует умственную деятельность, может связать урок информатики с любым другим изучаемым предметом. Целесообразно использовать разные виды кроссвордов, такие как чайнворды, сканворды, филворды, ключворды и другие (рис. 7);

- зарифмовать слова. Для закрепления понятий, определений младшему школьнику необходимо несколько раз проговорить нужное слово, «поиграть» с ним. Для этого можно предложить приду-

мать рифму, составить четверостишие с нужным словом. Например, при изучении частей компьютера учениками 3 класса были придуманы следующие строки: Хорошая подружка -Компьютерная мышка. Она нам помогает -Что нужно, нажимает.

Ученица 3-А Бригуца Анастасия Раз на мышку ты нажмешь -В мир всех знаний попадешь!

Ученик 3-Б Гарьковский Егор Возьмешь себе колонку -И звук услышишь громко.

Ученица 3-А Северин Богдан

- палиндромы. Придумать свои палиндромы и оформить в текстовом редакторе;

- составить слово. Используем термин, понятие, которое необходимо выучить. Например, «информация». Из букв данного слова каждый ученик составляет как можно больше слов. Затем сравниваем варианты, подводим итоги. Пример составленных слов на рисунке 8;

- изобразить по-своему. Задания такого типа целесообразно использовать при изучении графических редакторов. Например, изобразить как можно больше предметов, используя указанную фигуру (рис. 9);

- загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы. Можно предложить детям как решить задания, так и придумать. Например, загадка, придуманная ученицей 2 класса:

Алфавит на кнопочках, Цифры тоже есть. Много здесь есть кнопочек -Назови ответ. (Клавиатура)

- шифр. Используем различные шифры для кодирования изучаемых понятий;

- дорисуй. Завершить незаконченный рисунок (используем заранее подготовленные файлы с изображением незаконченных фигур, кривых и т.д.);

- разработка проектов. В процессе обучения работе с презентациями ученики выбирают одну из предложенных тем:

«Любимый вид спорта», «Мое хобби», «День Победы», «Памятники моего города», «Моя малая Родина», «Влияние компьютера на зрение», «Дети-герои Великой Отечественной войны» и др. И постепен-

но, шаг за шагом создают полноценную презентацию. Данная работа занимает длительное время, но позволяет успешно реализовать поисковые и исследовательские задачи (рис. 10, 11).

Рисунок 5 - Ребус, составленный ученицей 4-Б класса

Рисунок 6 - Ребус, составленный ученицей 3-Б класса

А Л Г О Р И Т М

К Л А В И А Т У Р А

Б И Т

Ф А Й Л

И Н Ф О Р М А Ц И Я

П Р О Ц Е С С О Р

К Л А В И Ш А

Рисунок 7 - Кроссворд, составленный учениками 4-А класса

ИНФОРМАЦИЯ

ФОРМА РИМ ОР

ФИРМА МАРИЯ АРМИЯ

ЯМА МАФИЯ РИФ

ФОН ЦИФРА МИР ЯР

Рисунок 8 - Пример задания «Составь слова», выполненного ученицей 4 класса

(88)

О © Г 3

© /о |в\ Vе! v С 3

\

Рисунок 9 - Рисунок «Дорисуй круг», составленный ученицей 4-Б класса

шв

11 ■ЧЯ

-ВЕЛИКИЙ день

% Ж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подготовили: ученики 4-А класса Илья Мартынов, Егор Златкевич, Сергей Ганев

Рисунок 10 - Слайд презентации «День Победы. 9 мая - великий день»

Рисунок 11 - Слайд презентации «Макеевка - моя Родина»

С целью изучения и развития творческих способностей детей рекомендуется использовать набор простых творческих заданий, применение которых не требует от педагога большой специальной подготовки.

Например, использование таких игр как «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо» развивают навыки воссоздания образных и сюжетных изображений из геометрических фигур.

Предлагаем использовать работу с презентацией для выполнения подобных

заданий. Ребенок, помимо решения головоломки, вырабатывает навыки работы с объектами в редакторе презентации (рис. 12).

Такие задания вовлекают ребят в творческий процесс, а также помогают развить интерес к изучаемому предмету. Ученики с удовольствием решают головоломки с палочками (спичками), развивая пространственное мышление, вырабатывая умение решать задачи путем целенаправленных проб и обдумывания хода решения (рис. 13).

В фигуре переложить 2 палочки так, чтобы получилось 3 равных треугольника

Рисунок 13 - Задача со спичками, решенная учеником 4 класса

Невозможно упустить из виду логические задачи, такие как задачи на переправу, на переливание и др. Назначение логических задач состоит в активизации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения. Используются с целью развития у ребят умения осуществлять последовательные умственные действия:

анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать.

Планируя урок информатики и ИКТ с младшими школьниками необходимо обязательно учитывать возрастные особенности обучающихся. Время, проведенное учеником младшей школы за компьюте-

ром, не должно превышать 15 мин (ГСан-ПиН 5.5.2.008-01) [3].

Выводы. Таким образом, использование описанных методических приемов на уроках информатики и ИКТ в начальной школе, на наш взгляд, способствует развитию творческого мышления младших школьников. Кроме того, помогает повысить уровень ИКТ-компетентности, использовать полученные навыки при изучении других дисциплин.

1. Барсуко О. Е. Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики [Электронный ресурс] / О. Е. Барсуко - Режим доступа:

http://www.pedsovet.pro/index.php7option =сот_соПе nt&view= article&id=11402:razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-uchashchihsya-na-urokah-informatiki&catid=83:the-experience-of-professionals - Заглавие с экрана. - Дата обращения 17.03.2019.

2. Государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс], утвержденный Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25 июля 2018 года № 665. - Режим доступа : https://dnr-online.ru/download/ob-utverzhdenii-gosudarstvennog-obrazovatelnogo-standar ta-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya - Заглавие с экрана. - Дата обращения 02.12.2018.

3. Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания общеобразовательных учебных заведений и организации учебно-воспитательного процесса ГСанПиН 5.5.2.008-01 [Электронный ресурс], утвержденные Постановление Главного государственного санитарного вра-

ча Украины 14.08.2001 №63 - Режим доступа : https://dnaop.com/html/45188/doc-gsanpin-552008-01-gosudarstvennyje-sanita rnyje-pravila-i-normy-

ustrojstva-soderzhanija-obshheobrazovatelynyh-uchebnyh -zavedenij. - Заглавие с экрана. - Дата обращения 20.12.2018.

4. Иванова С. В. Методическая система обучения учащихся решению эвристических задач по информатике в начальной школе : диссерт. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / С. В. Иванова. - Чебоксары, 2009. -173 с.

5. Информатика и ИКТ: 3-4 кл.: примерная программа начального общего образования для общеобразоват. организаций / сост. Шилова Ю.В., Глухова М.В., Кузнецова И.В., Тюканько С.В., Бабич К.И. - 3-е издание, доработанное. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2018. -17 с.

6. Об образовании [Электронный ресурс] : Закон Донецкой Народной Республики : принят постановлением Народного Совета ДНР 19 июня 2015 г, № 1-233П-НС. - Режим доступа : https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/. - Заглавие с экрана. - Дата обращения 22.09.2018.

7. Пащенко О. И. Информатизация образовательного процесса в начальной школе: учебное пособие / О. И. Пащенко. - Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 257 с.

8. Скафа Е. И. Эвристическое конструирование в современных научных и методических исследованиях / Е. И. Скафа // Эвристическое обучение математике : Материалы IV Междунар. науч.-метод. конф. (19-20 апреля 2018г.). - Донецк: Изд-во ДонНУ, 2018. - С. 5-8.

9. Скафа Е. И. Эвристическое обучение математике: теория, методика, технология: монография / Е. И. Скафа. - Донецк : Изд-во ДонНУ, 2004. - 439 с.

---3.......L -

Abstract. Kononenko A. METHODOLOGICAL TECHNIQUES FOR the DEVELOPMENT of SCHOOLER'S CREATIVE THINKING in COMPUTER SCIENCE, INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY LESSONS. It is said that nowadays the basic ways of learning the studied material in information in primary school are memory exercises. It influences negatively on the use of absorbing knowledge and skills in life and further studying. It is explained by the short of means and skills of stirring up young learners ' creative thinking. Methodological ways of the development of young learners ' creative thinking at the information and information communication lessons are proposed in the work. The examples ofprimary school pupils ' creative works are given in the article.

Key words: methodological ways, creative thinking, eristic activity, teaching in primary school.

Статья представлена профессором Е.И. Скафой.

Поступила в редакцию 19.01.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.