Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникационных технологий как одно из средств повышения учебной мотивации учащихся начальной школы'

Использование информационно-коммуникационных технологий как одно из средств повышения учебной мотивации учащихся начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВ УЧЕНИЯ / ПУТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LEARNING MOTIVATION / LEARNING INDEPENDENCE / WAYS OF DEVELOPING LEARNING MOTIVATION IN INFORMATION AND COMMUNICATION ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корниенко Наталья Алексеевна

Рассматривается проблема повышения учебной мотвации учащихся начальной школы, использования информационно коммуникационных технологий как одного из средств повышения учебной мотивации младших школьников; анализируются некоторые пути развития учебной мотивации в процессе информационно-коммуникационной деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of Information and Communication Technologies As a Means of Enhancing Learning Motivation of Primary School Students

The problem of enhancing learning motivation of primary school students and applying information and communication technologies as a means of enhancing primary school student learning motivation are discussed. Some ways of developing learning motivation in information and communication activities of students are analyzed.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий как одно из средств повышения учебной мотивации учащихся начальной школы»

УДК 371.31 ББК 74.202.684

Н.А. Корниенко ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ

УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Рассматривается проблема повышения учебной мотвации учащихся начальной школы, использования информационно - коммуникационных технологий как одного из средств повышения учебной мотивации младших школьников; анализируются некоторые пути развития учебной мотивации в процессе информационно-коммуникационной деятельности учащихся.

Ключевые слова: учебная мотивация, учебная самостоятельность, мотив учения, пути развития учебной мотивации в процессе информационно-коммуникационной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет портреты выпускников как начальной школы, так и основной. Охарактеризуем выпускника начальной школы. Это личность:

• любящая свой народ, свой край и свою Родину;

• уважающая и принимающая ценности семьи и общества;

• любознательная, активно и заинтересованно познающая мир;

• владеющая основами умения учиться, способная к организации собственной деятельности;

• готовая самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

• доброжелательная, умеющая слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

• выполняющая правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни

А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов

0 отмечают, что учебная самостоятель-| ность - умение учиться (учебная самого стоятельность приравнивается к умению ^ учиться). А чтобы ребенок был само-

1 стоятельным в учебе, любознательным

и заинтересованным в познании мира, способным к организации собственной деятельности, он должен хотеть учиться, т. е. ребенок должен быть мотивирован на процесс обучения. Мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыс-лообразования [5]. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы зало -жить основу для умения, желания учиться, т. к. психологи считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.

По определению Л.И. Божович, мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Развитие школьника будет более

интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций и эмпатии [2].

Мотив учения - это направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы. Выделяют две основные разновидности мотивов учебной деятельности: познавательные, направленные на содержание учебного предмета, и социальные, направленные на другого человека в ходе учебного процесса [3].

Изучение мотивации поведения детей и подростков свидетельствует о том, что в развитии учебной мотивации современного школьника большое значение имеет формирование мотивации учения. Её формированию в целом способствует [5]:

• включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе;

• построение отношений «учитель-ученик» не по типу вторжения, а на основе совета;

• занимательность, необычное изложение учебного материала;

• использование познавательных игр, дискуссий и споров;

• анализ жизненных ситуаций;

• развитие самостоятельности и самоконтроля ученика.

Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло позитивное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов - с другой.

Формирование устойчивой мотивации достижения успеха необходимо для того, чтобы размыть «позицию неуспевающего», повысить самооценку и психологическую устойчивость школьника. Высокая самооценка неуспевающими учащимися отдельных своих качеств и

способностей, отсутствие у них комплекса неполноценности и неуверенности в себе играют положительную роль, помогая таким школьникам утвердиться в посильных для них видах деятельности, являются базой для развития учебной мотивации [8].

Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы -Г.И. Щукина считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий [10]:

• личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

• содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);

• методов и приемов обучения [10]. Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний - поле для творческой деятельности любого преподавателя. И в этом смысле следует рассмотреть требования к современному уроку. С позиций современной педагогической науки акцентируем внимание на следующем:

• по возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3-5 раз, т. е. осуществлять постоянную «обратную связь» - корректировать непонятное или неправильно понятое;

• постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д., поскольку основная задача каждого учителя -не только научить, но и развивать мышление ребенка средствами своего предмета;

• стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса с другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся;

га

га

ч: ш а.

ч: о

га

га 5

.

о

I

ф

I

о

<С п:

• использовать на уроках информационно-коммуникативные технологии

(ИКТ).

Таким образом, урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками.

В современной школе этого результата можно добиться с применением ИКТ, которые позволяют учителю преподносить новый или пройденный материал ярко, интересно, а главное - воздействовать сразу на несколько каналов восприятия: аудиальный, визуальный, а при активности учащихся, и на кинестетическом уровне.

Совершенно очевидно, что такой способ организации учебной деятельности позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока, осуществлять обучающую, коммуникативную и познавательную деятельности. Использование информационных технологий, допустим, в сочетании с методом проектов, позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативно-коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию обучения. В центре внимания такого рабочего процесса стоит сам ученик с возможностью свободного выражения своего мнения [11].

Рассмотрим некоторые пути развития учебной мотивации в процессе информационно-коммуникационной деятельности.

1. Осмысленная деятельность учителя - осмысленное обучение. Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения [4]. На уроках математики на устном счёте, на этапе повторения и систематизации знаний

учащихся учитель может использовать такие задания в презентациях, как «арифметический кроссворд», арифметический диктант. Во время такой деятельности учащиеся могут не только выполнять арифметические действия, но и самостоятельно оценить уровень своих достижений.

Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, учителю необходимо добиться благотворных взаимоотношений с учащимися, при этом, любое действие его должно быть осмысленным.

2. Развитие внутренней мотивации - это движение вверх. Для того, что -бы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях [3]. С целью осуществления названных положений предлагаем на каждом уроке-презентации использовать слайд, отражающий цели и задачи сегодняшнего урока. На протяжении всего урока учащиеся пошагово движутся по прописанным целям урока. В конце урока ребята самостоятельно анализируют, что «открыли», что повторили, что узнали нового.

Развитие внутренней мотивации - это движение вверх. Как считает Л.И. Божович, двигаться вниз гораздо проще, поэтому частенько в практике родителей и учителей используются такие «подкрепления», которые приводят к регрессу мотивации учения. Такие, как чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жесткая критика и наказания. Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения [2].

3. Стратегия «Положительная мотивация». Некоторым ученикам, испытывающим трудности в обучении в целом или в решении конкретных задач,

чтобы прийти к изменению, достаточно просто понять, что именно в их действиях не срабатывает и какого типа мотива-ционный стиль работал бы эффективнее. Конечно, обучение новому мотивацион-ному стилю осуществляется не так быстро. Но направленные действия подготовленного, грамотного педагога могут помочь ученикам справиться с проблемной ситуацией [3].

Рассмотрим четыре самых неэффективных мотивационных стиля.

Отрицательный мотиватор. Некоторые люди могут мотивировать себя или других, думая только о катастрофах, которые произойдут, если они чего-то не сделают: «Получу двойку - скандал дома, второй год обучения». Однако о неприятностях думать неприятно. Негативный мотивационный стиль может быть эффективным только для небольшого количества людей. Для большинства людей добавление некоторой доли положительной мотивации оказывается очень полезным. В работе с такими учениками следует обращать их внимание на то, что он хочет получить, усиливать положительный акцент. В решении этой проблемы помогает использование на уроках русского языка и математики многоуровневые карточки. Работая над ними, ученик сам оценивает свои способности и выбирает для выполнения то задание, в котором он успешен. При выполнении данных заданий мысли о «катастрофах», которых необходимо избежать, уйдут на задний план.

Мотивационный стиль «диктатор». Диктатор мотивирует себя и других строгими приказами. Человек, применяющий этот подход, часто использует слова типа «необходимо», «должен» или «обязан». Большинство людей реагируют нежеланием делать это. Более эффективно мотивировать себя и других, прибегая к приглашениям вместо приказаний. О важности голосовой модуляции написано немало, отсюда понятно,что сдвиг к приятной интонации производит большое изменение - как и смена форму-

лировок на «было бы здорово», «было бы полезно», «я хочу» [2].

Мотивационный стиль «Вообрази выполнение». Многие ученики застревают на мысли о том, каково это - выполнять задачу (решить пример, найти ответ, вспомнить материал), вместо того, чтобы увидеть эту проблему выполненной [1]. Таких учеников легче всего вывести из состояния переживания, выполнения на понимание того, чем ценно для него выполнение данного задания. Опять вступает в силу положительная мотивация. Вновь нам на помощь приходит ИКТ. Многие дети пугаются текстов задач, но как только в ходе презентации поэтапно появляется рисунок к этой задаче, максимально приближенный к жизненной ситуации, схема к этой задаче и арифметические данные, все проблемы уходят сами собой.

Это одна из самых трудных категорий неэффективных мотивов, поэтому иногда полезно бывает дать совет ученику отложить выполнение данного задания, вызывающее затруднение.

Мотивационный стиль перегрузки. Некоторые ученики склонны представлять всю задачу или весь ответ как одну огромную, угрожающую, недифференцированную массу работы - и, естественно, чувствуют себя перегруженными. Ощущая себя перегруженным, человек обычно чувствует себя не в состоянии даже приступить к работе и склонен откладывать ее. Таким ученикам следует помочь разбить задачу на серию меньших шагов, которые приведут к выполненной задаче. На уроках русского языка с помощью презентаций большие тексты упражнений и объёмные задания к ним удобно разбить на поэтапные «послайдовые» задания. Такие упражнения ребята выполняют с большим желанием, их уже не пугает сложность данного задания.

4. Мотивация достижения успеха. Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Другими словами,

га

га

ч: ш а.

ч: о

га

га 5

.

о

I

ф

I

о

<С п:

все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудач. Однако, обычно в людях доминирует либо мотив достижения, либо мотив избегания неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи - с тревожностью. Люди, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам (нереально завышенные или заниженные). Мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо заученных навыков (сложения цифр) работают быстрее и точнее, чем мотивированные на успех. При заданиях проблемного характера -картина меняется наоборот [3, 11].

В классе много детей, обладающих большими способностями, только учащиеся со средними способностями будут сильно мотивированы на достижение. Ни у очень сообразительных, ни у малоспособных школьников не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или «слишком легкой», или «слишком трудной». Для решения данной проблемы предлагается использовать на уроках-презентациях задания, требующие объединения в группы или в пары. Когда тот ученик, который с лёгкостью справился с заданием, может помочь тому, у которого возникла проблема.

5. Стратегия «выученной беспомощности». Если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притязаний, самооценка. Человек настроен на неудачу, он находит -ся в состоянии беспомощности. Такая ситуация получила название - «выученная беспомощность». Как учитель может помочь ученику выйти из этого состояния? Исследования показали, что чаще всего выделяются четыре причины неуспеха: отсутствие способностей; трудность задания; невезение; недостаточность усилий [2]. Лучшее, что может сделать учи-

тель, чтобы избежать ситуации неуспеха ученика - это использовать на своих уроках дифференцированные задания и упражнения, приведённые выше. Это мо -гут быть по содержанию разноуровневые задания; по форме организации - работа в парах и групповая работа учащихся.

6. Эмоциональность урока. Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии положительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность. Реакция учащихся на учебную нагрузку будет благоприятной, если трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью урока. Например, на уроках естественного цикла, уроках математики высокая эмоциональность всегда будет фактором неблагоприятным. На уроках русского языка, литературы, наоборот, высокая эмоциональность - фактор благоприятный; только в случае трудной и напряженной темы допустимо снижение силы эмоций [1]. На уроках литературного чтения рекомендуем использовать изучение художественных произведений совместно с просмотром мультипликационного фильма по данному произведению. Уроки - презентации русского языка помогут сделать более яркими и эмоциональными такие задания как: «слово потерялось», «продиктуй «Неумейкину», «отгадай ребус», «реши кроссворд».

7. Любознательность и познавательный интерес. Чтобы развивать положительные мотивы учащихся, следует действовать через более раннюю стадию деятельности - познавательную потребность. Первый, начальный, уровень этой потребности - это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности [1]. На этом этапе также возникает необходимость в использовании на уроках информационно-коммуникативных технологий, которые помогают образовательному процессу стать ярче, увлекательнее и разнообразнее. Следующий уровень - потребность в зна-

ниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер. На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности. В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах - любознательность; в старших классах - потребность в творческой деятельности [1].

8. Взаимоотношения учителя с классом. Развитие учебной мотивации невозможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом. Для устранения этой ситуации следует установить:

• соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня);

• условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе);

• характер взаимоотношений учителя с лидером класса, влияние взаимодействия «учитель - лидер» на атмосферу в классе.

Таким образом, резюмируя приведённые положения, следует отметить:

• мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;

• через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;

• через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов;

• сформированная учебная мотивация позволяет ребенку быть любознательным, активным, заин-

тересованным в самостоятельном познании мира;

• именно использование информационно-коммуникативных технологий, современных методов и методик обучения делают учебный процесс интересным, увлекательным, доступным, повышает интерес ребенка как к отдельно взятому предмету, так и к процессу обучения в целом.

Библиографический список:

1. Акимова М., Козлова В. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. - М., 1992.

2. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. -СПб.: Питер, 2003.

4. Круглова О.С. Технология проектного обучения // Завуч. 1999. № 6. С. 90-94.

5. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. -М., 1990.

6. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. - М., 2001. -С. 137.

7. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб., 2000.

8. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.

9. Чуракова Р.Г. Дидактическая система Л.В. Занкова. Проблемы и перспективы: метод. пособие для системы повышения квалификации работников образования. - М.: Экономика и информатика, 1999.

10. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М., 1998.

11. Ярулина Л.П. Проектный метод: профессиональное и социальное значение педагогических результатов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. № 4. С. 11-16.

га

га

ч: ш а.

ч: о

га

га 5

.

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.