Научная статья на тему 'Учебная деятельность школьников: из практики мотивации'

Учебная деятельность школьников: из практики мотивации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8781
939
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВЫ / МОТИВАЦИЯ / СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПОБУЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Четвертак Светлана Викторовна

У многих учащихся возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребёнка или его интеллектуальными возможностями, а с падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. В статье рассматриваются вопросы о повышении мотивации школьников к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Четвертак Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебная деятельность школьников: из практики мотивации»

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

J

Четвертак Светлана Викторовна

заместитель директора МОУ СОШ № 8 ЯНАО г. Лабытнанги E-mail school_8l@mail.ru

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ:

ИЗ ПРАКТИКИ МОТИВАЦИИ

От чего зависит успешность формирования любых знаний, любых действий? Как мотивировать познавательную деятельность школьников?

S________________________________________________________________г

Аннотация. У многих учащихся возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребёнка или его интеллектуальными возможностями, а с падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. В статье рассматриваются вопросы о повышении мотивации школьников к обучению.

Ключевые слова: мотивы, мотивация, стиль педагогической деятельности, учебная деятельность, познавательный интерес, побуждения.

О древней мудрости и психологических законах

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность школьников? Над этой проблемой настойчиво работают учителя (каждый как может и умеет), ученые, методисты, психологи. «Психологический закон гласит: прежде, чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее», - писал Л.С. Выгодский. Другой известный психолог А. Н. Леонтьев подчеркивал: «Деятельности без мотива не бывает».

Мотивы и мотивация

Мотив вообще - это источник деятельности любого человека. Он выступает как бы «энергетической батареей» личности, и от его силы зависит интенсивность деятельности человека (по мнению психолога С. Л. Рубинштейна, мотивы составляют ядро личности человека). Любое обращение к психологии личности, так или иначе, высвечивает фундаментальное значение мотивационной основы деятельности. Нет внутреннего мотива - внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.

Мотивы (интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, инстинкты, установки) - это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.

Перефразируя известный афоризм, можно утверждать: ничто не дается в педагогике так дешево и не дает такого быстрого положительного эффекта, как мотива-

ция (Н. И. Зверева). Если педагогика как наука в своих концепциях, учебниках, программах, методиках, технологиях откровенно игнорирует внутренний настрой ребенка, то, по сути, в качестве главного педагогического средства выбирает насилие.

Педагог же, опирающийся в своей деятельности на насилие, выбирающий целью «своего воздействия» на ученика только понятия «должен» или «необходимо», сталкивается с негативной, отрицательной мотивацией. У обучающегося формируется устойчивая и сильная тенденция к уклонению от учебы, учебная деятельность и результаты учения незначительны, отвлекаемость на уроках сильная, ему неинтересно на уроке, в школе, с такими учениками часто возникают ситуации «оказания давления».

Учение требует от них больших усилий и быстро утомляет, они часто ощущают чувство удрученности, неудовлетворенности, у них наблюдается неподвижность, ригидность мышления. Это не может пройти бесследно для здоровья детей - психического, духовного и даже физического.

Доктор медицины В. Ф. Базарный, исследующий проблемы школьного нездоровья, задается вопросом: «Что такое «неинтересно на уроке»? Это когда чувство выведено из-под интеллекта», - отвечает он.

Еще Павлов показал, что, когда информация подается вне интереса, в коре головного мозга формируется центр ее активного отторжения. Работать вне интереса - значит вне чувства, воли, вне смыслов.

Деятельность, лишенная смысла, лишенная ценностной основы, не имеет права присутствовать в школьной жизни. Учитель зачастую забывает о том, что многое из того, что ему самому представляется важным и полезным, лишено смысла для ученика.

Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Мотивация учения - не стихийно возникающий процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки было бы опрометчиво и бесперспективно.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012

13

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.

Процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности.

Актуальность проблемы мотивации учебной деятельности школьников

Мотивация обучения и стимулирования деятельности школьников - это одна из основных задач школы. Данной проблеме посвящены работы ученых и практиков: педсоветы, семинары, административные тематические контроли, посещение уроков, работа творческих групп и методических объединений учителей-предмет-ников. [2, 4, 5, 6].

Почему? В чем актуальность, значимость проблемы мотивации учебной деятельности школьников?

Характеризуя современное состояние традиционного школьного образования, практически все авторы, от учителя до ученого и работника органов управления образования, в ряду негативных тенденций обязательно отмечают такие явления, как снижение двигательной и познавательной активности школьников в учебной деятельности, замедление их физического и психического развития, высокий уровень психоэмоционального напряжения.

Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны или с негативной мотивацией поведения (влияние негативной социальной среды), или с демотивированностью основной массы школьников, следовательно, со снижением базовых показателей их обученности и воспитанности. Модель образовательного процесса (педагогика здоровья) предполагает прежде всего здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии с целью формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса (психического, духовного, нравственного, физического здоровья детей). Положительная мотивация - мощный фактор сохранения и развития психического, духовного, нравственного и даже физического здоровья.

В основе этой модели лежит понимание фундаментального значения формирования мотивационной сферы личности школьника, переход от сухой дидактики к проблеме поиска личностных мотивов усвоения знаний, умений, навыков, получения образования. Эта модель выстраивается на принципах гуманной педагогики и направлена на снижение негативных факторов педагогического процесса, на создание условий для успешной познавательной деятельности учащихся.

Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, поэтому уровень сформирован-ности мотивов учения - один из показателей результативности деятельности образовательного учреждения [1,3, 6].

Факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников

Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно знать, как эта деятельность осуществляется.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к учебной деятельности, являются:

1. Содержание учебного материала.

2. Стиль общения учителя и учащихся.

3. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности. Само по себе содержание обучения, учебная информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, а, следовательно, не побуждает к учебной деятельности. И поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у школьников эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы.

Для этого необходимы:

1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения;

а) аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный);

б) деловой;

в) необычный.

2. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания;

а) важность отдельных частей;

б) трудность, сложность (простота, доступность);

в) новизна, познавательность материала;

г) открытие нового в известном;

д) историзм, современные достижения науки;

е) интересные факты, противоречия, парадоксы.

3. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.

4. Показ значимости знаний, умений.

5. Межпредметные связи.

На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности, взаимоотношений с учащимися.

Различные стили формируют различные мотивы.

Авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование внутренней мотивации.

Демократический стиль педагога, наоборот, способствует внутренней мотивации, а либеральный (попустительский) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех».

В плане общения, отношения с учащимися очень важны:

1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.

2. Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.

3. Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т. д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.

4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).

При организации учебной деятельности изучение каждого раздела или темы должно состоять из 3 этапов; мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.

14

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Мотивационный этап - это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы.

Этот этап состоит обычно из трех учебных действий:

1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы. Это достигается с помощью следующих приемов:

а) постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему;

б) рассказа учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы;

в) рассказа о том, как решалась эта проблема в истории науки.

2. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача является для учащихся целью их деятельности на данном уроке.

3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы.

После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы, выясняется, что нужно знать и уметь для изучения темы, чего учащимся не хватает, чтобы решить задачу. Таким образом, создается установка на необходимость подготовки к изучению материала.

На данном этапе важно обратить внимание на предъявление требований к учащимся. Они могут быть:

- по содержанию: к дисциплине, к работе;

- по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика);

- алгоритмы;

- единые и индивидуальные, групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.

Следующий этап организации учебной деятельности - операционально-познавательный. На этом этапе для поддержания мотивации к учебной деятельности важно добиваться, чтобы учащийся начинал действовать. Для этого необходимо создание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия, ссора): игрового (познавательной игры, соревнования); эмоционального (успеха, увлеченности темой).

Известно, что во многих случаях групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая деятельность «втягивает в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся.

Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной деятельности могут оказать положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности и достигнутого результата.

Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, анализом ошибок и оказанием необходимой помощи, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. К сожалению, наши преподаватели мало внимания уделяют подведению итогов так, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познавания нового. Это приведет к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем. Следовательно, этот этап должен служить своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приведет к формированию ее устойчивости.

Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности учащихся, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявлялись причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие.

Оценки не должны стать самоцелью для учащихся, потому что может произойти сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с процесса познания и результата на отметку, которая «добывается» нечестными способами. Это приводит к угасанию мотива собственно учебной (познавательной) деятельности, к деформации развития личности учащегося.

В то же время принижать мотивирующую роль отметок при существующей в учебных заведениях системе аттестации не стоит. Плохо это или хорошо, но отметки имеют юридическую силу.

Социальные и познавательные мотивы

Мотивы учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Если

активность учащегося направлена на работу с самим изучаемым объектом (лингвистическим, биологическим, математическим и т. д.), то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов. Если активность направлена в ходе учения на отношения школьника с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах.

Иными словами, одних учеников мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других - отношения с другими людьми в ходе учения.

И неслучайно то, что для обеспечения гимназического уровня образования, для реализации целей и задач в области обучения в течение последних лет мы занимаемся исследованиями в области мотивации деятельности наших учеников, выявляем уровень сформированности у них как познавательных, так и социальных мотивов.

Основные методы мотивации

и стимулирования деятельности учащихся

Существует много форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности [1, 5]. Обычно выделяются 4 блока основных методов мотивации.

Методы мотивации

I. Эмоциональные: поощрение, порицание, учебнопознавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью.

II. Познавательные: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака», развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

III. Волевые: предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, формирование ответственного отношения к учению, познавательные затруднения, самооценка

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012

15

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

деятельности и коррекции, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности.

IV. Социальные: развитие желания быть полезным обществу, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование.

Познавательный интерес

Успешное формирование положительных мотивов учения непосредственно и тесно связано как с эффективным использованием различных методов стимулирования деятельности учащихся, так и с уровнем усвоения способов деятельности, с уровнем сфор-мированности различных учебных умений, навыков.

Реализация мотивов и целей учебной деятельности осуществляется в процессе учебных действий. Цель и содержание урока должны определяться тем составом учебно-продуктивных действий, которыми владеют ученики, степенью их сформированности и освоенности. Учебное действие - это не только форма активности учащихся, но и развитие его познавательной потребности.

При этом ведущим мотивом учебной деятельности является овладение способами осуществления учебной деятельности и формирование учебно-познавательного интереса.

Занимаясь формированием познавательного интереса, нам, педагогам, необходимо помнить о том, что бывают различные уровни познавательного интереса:

I уровень - проявление ситуативного интереса к учебе, к предмету (иногда на уроке бывает интересно, нравится учитель, нравится получать хорошие отметки).уровень - учение по необходимости (родители заставляют, учу, потому что это мой долг, предмет полезен для будущей жизни).

II уровень - интерес к предмету (узнаю много нового, заставляет думать; получаю удовольствие, работая на уроке).

III уровень - повышенный познавательный интерес (легко дается предмет; с нетерпением жду урока, стремлюсь узнать больше, чем требует учитель). Положительные показатели I и II уровня сформированности познавательного интереса важны и нужны, но, скорее всего, на первоначальном этапе. Важны другие параметры - III уровень и особенно IV уровень.

Ученики получают интеллектуальное удовольствие от решения задач, проявляют интерес к обобщениям и законам. Им интересны не только знания, но и способы их добывания, они испытывают интерес к самообразовательной деятельности.

Положительная мотивация здесь (особенно на IV уровне) устойчивая, и она заложена в сам процесс учения. Задача образования - формирование достаточного уровня сформированности интереса к предмету и глубинного познавательного интереса.

Система развития мотивации учения

Проблема, которая встает при этом перед учителем - это разработка для собственной системы развития мотивации учения, развития познавательного интереса как глубинного мотива учения.

Надо не только пробуждать интерес к учению, его надо развивать, а это значит разрабатывать для занятий целую систему творческих заданий.

Система творческих заданий для развития мотивации к учебной деятельности - это комплект, в который входят творческие задачи с интересным содержанием из трех основных групп:

1) причинно-следственные связи.

2) комбинирование информации,

3) планирование и выполнение практической деятельности.

Применение системы творческих задач для развития мотивации обучащихся к учебной деятельности предполагает использование на каждом уроке, как минимум, по одной задаче из каждой группы.

Уроки, на которых осуществляется развитие мотивации к учебной деятельности, оцениваются по тем приемам, которые используются для мотивации и по специальным критериям.

Критерии урока Приемы мотивации

1 . Низкий 1 . Нет специальных заданий и информации для развития интереса к учебе

2. Критический 2. Учитель объясняет необходимость выполнения заданий

3. Удовлетворительный 3. Создание занимательных ситуаций с помощью ребусов, кроссвордов, пословиц, занимательных фактов

4. Хороший 4. Использование творческой задачи с интересным содержанием

5. Высокий 5. Использование системы творческих заданий с интересным содержанием

6. Оптимальный 6. Организация поиска и решения исследовательской задачи

Усиление учебной мотивации является одним из способов повышения эффективности обучения. Поэтому необходимо создавать такие условия, в которых дается возможность каждому обучающемуся пережить радость успеха в учебной деятельности, в наиболее полной степени актуализировать и реализовать свой личностный потенциал.

Литература

1. Ковылева Ю. Э. Развитие мотивации деятельности и ключевых компетентностей учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 1.

2. Мыскин С. В., Сазонова С. Д., Вегержинская А. Л., Лозовая Е. В., Короткова О. С. Формирование системы мотивации учительского труда // Инновационные проекты и программы в образовании. -2010. - № 2

3. Никифорова Ф. В. Развитие и формирование мотивации учения // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. -№ 3.

4. Новикова Е. И. Использование метода проекта на уроке информатики с целью повышения мотивации школьников // Эксперимент и инновации в школе.- 2010. - № 2.

5. Сиденко Е. А. Тренинг мотивации достижения в зарубежной психолого-педагогической практике // Инновационные проекты и программы в образовании - 2010. -№ 5.

6. Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе. -2010. - № 3.

16

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.