Научная статья на тему 'Мотивация учебной деятельности на уроках математики'

Мотивация учебной деятельности на уроках математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1635
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ / ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ УЧЕНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Ирина Викторовна

Рассматривается мотивация учебной деятельности в процессе школьного образования. Предлагаются основные методы: усиление системы внешней мотивации и внутренней мотивации, организация учебной деятельности, личность учителя и характер его отношения к ученику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация учебной деятельности на уроках математики»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ

МАТЕМАТИКИ Калинина И.В.

Калинина Ирина Викторовна - учитель математики, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 55, г. Воронеж

Аннотация: рассматривается мотивация учебной деятельности в процессе школьного образования. Предлагаются основные методы: усиление системы внешней мотивации и внутренней мотивации, организация учебной деятельности, личность учителя и характер его отношения к ученику.

Ключевые слова: мотивация, личность учителя, внешняя мотивация, внутренняя мотивация, учебная деятельность, развитие учеников.

В современной школе учитель сталкивается с безразличием учащихся к результатам обучения. Увеличивается число детей, которые неспособны вступить в открытые доверительные отношения. Заметим, что детей можно усадить за парты, добиться дисциплины. Но если нет интереса, нет мотивации к освоению знаний, то это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же развить у ребят желание учиться. К.Д. Ушинский писал:

«Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении - это его духовная жизнь, внутренний мир, игнорирование которого может привести к плачевным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает, выражает личное отношение к тому, что удается и не удается,... только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями» [1, с. 34].

Одной из центральных проблем современной школы является формирование учебной мотивации. Важность проблемы обусловлена самой учебной деятельностью, изменением содержания обучения, формированием приёмов, позволяющих самостоятельно приобретать знания, развитием активности. Для формирования положительной мотивации к обучению необходимо наличие: условий развития мотива, которые можно создать в процессе обучения; индивидуальной программы обучения с усложняющимся спектром задач на каждом этапе обучения; серии тестов, позволяющих фиксировать результат, достигнутый на каждом этапе; задач, сложность которых соответствует возможностям ученика или чуть превышает эти возможности, поэтому успех достигается с усилием, а иногда возможна и неудача; возможности у ученика самостоятельного выбора заданий [2, с. 10].

Чтобы добиться поставленной цели, изменения развития мотивации учения, я в своей деятельности применяю определенные педагогические средства ее воспитания. В качестве своих воздействий я использую следующее:

1) содержание обучения;

2) игровые формы организации обучения;

3) современные информационно-коммуникационные технологии;

4) собственное отношение к учащимся (требовательное, доверительное, дружеское).

В начале урока математики необходимо создать условия для осознания учеником того, что полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное. В ходе урока математики создать условия для сохранения и усиления исходной мотивации для возникновения новых дополнительных мотивов. Для этого вызвать ориентацию на осознание и понимание способов действий, их оценку, сравнение, получение удовлетворения от самого процесса учения. В конце урока математики

создать условия для оценки достижения задач, поставленных в начале урока, определения причины удачи или неудачи, постановке задач для дальнейшей деятельности. Главная задача конца урока состоит в том, чтобы каждый ученик осознал приобретенный положительный опыт. Результат: мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т.д.) [3, с. 27].

Для повышения мотивации обучения на уроках математики широко используют информационные технологии. Например, изложение новой темы в сопровождении презентации значительно больше концентрирует внимание учеников, дает возможность раскрыть творческий потенциал учеников, стимулирует их умственную деятельность. Использование обучающих и контролирующих тестов в электронном виде способствует лучшему усвоению определений, формул, свойств и т.д. После прохождения теста ученики сразу видят свои ошибки, а многократное его прохождение дает возможность получить хорошие результаты. Регулярное использование тестирования повышает активность учащихся на занятиях. Как утверждают психологи, существуют мотивы внутренние (познавательные) и внешние (социальные). Возникает вопрос, как стимулировать социальную мотивацию учащихся?

На уроке главной фигурой становится учитель. Для учителя важны: его методическое мастерство, личностные качества, увлеченность своим предметом, умение вовлечь школьников в учебный процесс, своим примером педагог формирует положительное социальное поведение и мотивирование обучения. Только «мотивированный учитель воспитывает мотивированных учеников» [4, с. 11].

У нас в школе регулярно проходят игровые уроки, конкурсные защиты проектов, уроки-конференции, презентации. На уроках мы используем принципы наглядности, доступности подачи материала, развиваем интерес к предмету, используем ИКТ, мотивируем детей, используя дифференцированный подход к обучению. Таким образом, мотивация во всех ее разнообразных проявлениях позволяет достигать высоких результатов в обучении.

Список литературы

1. Гликман И.З. Как стимулировать учение школьника. Издание. № 4, 2012.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Питер, 2000.

3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. М., 2012.

4. Новикова Т.П. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности М.

Народное образование, 2014. № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.