Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССОВ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение математике / проекты / учащиеся 6 классов / геометрические понятия / математические модели / бюджет семейного хозяйства / исследование математических закономерностей / практическое применение / teaching mathematics / projects / 6th grade students / geometric concepts / mathematical models / household budget / research of mathematical patterns / practical application

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.Ю. Солощенко, А.Е. Иванова

Данная работа рассматривает разнообразные проекты, применяемые в обучении математике учащихся 6 классов. Проекты включают изучение и применение геометрических понятий, создание математических моделей для анализа реальных жизненных ситуаций и разработку бюджета семейного хозяйства. Каждый пример проекта направлен на развитие учебных навыков и углубление понимания математических концепций. Эти проекты не только мотивируют учащихся к изучению математики, но и помогают им применять полученные знания на практике, развивая навыки анализа, критического мышления и решения реальных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.Ю. Солощенко, А.Е. Иванова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL TECHNIQUES FOR ORGANIZING THE PROJECT METHOD IN TEACHING MATHEMATICS TO 6TH GRADE STUDENTS

This work examines a variety of projects used in teaching mathematics to 6th grade students. The projects include the study and application of geometric concepts, the creation of mathematical models for analyzing real-life situations and the development of a household budget. Each example of the project is aimed at developing learning skills and deepening understanding of mathematical concepts. These projects not only motivate students to study mathematics, but also help them apply their knowledge in practice, developing skills of analysis, critical thinking and solving real problems.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССОВ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССОВ

М.Ю. Солощенко, канд. пед. наук, доцент А.Е. Иванова, студент

Уфимский университет науки и технологий, Стерлитамакский филиал (Россия, г. Стерлитамак)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-4-218-221

Аннотация. Данная работа рассматривает разнообразные проекты, применяемые в обучении математике учащихся 6 классов. Проекты включают изучение и применение геометрических понятий, создание математических моделей для анализа реальных жизненных ситуаций и разработку бюджета семейного хозяйства. Каждый пример проекта направлен на развитие учебных навыков и углубление понимания математических концепций. Эти проекты не только мотивируют учащихся к изучению математики, но и помогают им применять полученные знания на практике, развивая навыки анализа, критического мышления и решения реальных проблем.

Ключевые слова: обучение математике, проекты, учащиеся 6 классов, геометрические понятия, математические модели, бюджет семейного хозяйства, исследование математических закономерностей, практическое применение.

В современном образовании активно развиваются новые подходы к обучению, призванные сделать учебный процесс более интерактивным и эффективным. Один из таких подходов - метод проектов, который активно применяется в обучении математике. В данной статье мы обсудим методические приемы по организации метода проектов в учебном процессе учащихся 6 классов. Метод проектов позволяет учащимся активно взаимодействовать с материалом, развивать критическое мышление и применять полученные знания на практике. Рассмотрение этой темы позволит выявить основные принципы и методы работы с проектами в обучении математике и выявить их значимость для повышения уровня образования.

Введение метода проектов в обучении математике базируется на нескольких основных принципах, которые помогают студентам активно вовлекаться в учебный процесс и глубже понимать материал. Один из ключевых принципов - это кон-текстуализация материала. Проекты в математике часто строятся вокруг реальных проблем или ситуаций из жизни, что позволяет студентам видеть практическую ценность математических знаний и их применение в реальном мире. Этот прин-

цип способствует повышению мотивации учащихся и улучшению их понимания предмета. Другим важным принципом является активное участие студентов в процессе обучения. В рамках проектов они не просто пассивно потребляют информацию, а активно участвуют в исследованиях, анализе и решении проблем, что способствует развитию их критического мышления и самостоятельности. Проекты в математике часто позволяют студентам интегрировать знания из различных областей, таких как наука, технология, инженерия и математика, что обогащает их образование и расширяет кругозор. Важным принципом метода проектов является также индивидуализация обучения. Проекты предоставляют возможность студентам работать в команде и развиваться в собственном темпе, что позволяет каждому ученику раскрыть свой потенциал и учитывает их индивидуальные потребности и интересы [1, с. 38].

Подготовка и планирование проекта в обучении математике играют ключевую роль в успешной реализации метода проектов. В начале этапа необходимо выбрать тему проекта, которая будет интересна и актуальна для учащихся, а также соответствовать учебной программе. При выборе

темы необходимо учитывать уровень подготовки учащихся, их интересы и потребности. Затем определяются цели и задачи проекта, которые должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и ориентированными на результат. Важным этапом является также определение критериев успешности проекта, которые помогут оценить его эффективность и соответствие поставленным целям и задачам. После этого разрабатывается план работы, включающий в себя последовательность шагов и действий, необходимых для реализации проекта. План работы должен быть структурированным и понятным для учащихся, содержать информацию о сроках выполнения заданий, ресурсах, необходимых для их осуществления, а также ожидаемых результатов. Важно также учитывать возможные трудности и проблемы, которые могут возникнуть в процессе работы, и разработать стратегии их решения. Кроме того, необходимо предусмотреть оценку проекта, включая критерии и методы оценки, а также способы обратной связи и коррекции работы. Этот этап подготовки и планирования проекта является ключевым для его успешной реализации и позволяет обеспечить эффективное использование метода проектов в обучении математике.

Организация работы учащихся в рамках метода проектов в обучении математике играет важную роль в достижении поставленных образовательных целей. Прежде всего, необходимо провести работу по формированию команд и распределению ролей. Это позволит студентам эффективно сотрудничать и распределить ответственность за различные аспекты проекта. Важно, чтобы каждый ученик имел определенную роль и задачи, соответствующие его интересам, навыкам и уровню подготовки.

Далее следует стимулирование самостоятельной работы и исследовательского подхода учащихся. Ученикам следует предоставить достаточную свободу выбора методов и стратегий работы, что способствует развитию их творческого мышления и исследовательских навыков. Важно поддерживать их интерес к теме проек-

та и мотивацию к самостоятельному изучению материала.

Использование современных образовательных технологий и ресурсов также играет важную роль в организации работы учащихся. Это позволяет им получить доступ к разнообразной информации, использовать интерактивные приложения и программы для обработки данных, а также взаимодействовать с учителями и другими учениками через онлайн-платформы.

Важным аспектом организации работы учащихся является также обеспечение поддержки и руководства со стороны учителя. Учитель должен играть роль наставника и консультанта, помогая студентам разрешать возникающие проблемы и трудности, направляя их в процессе работы и обеспечивая необходимую информационную поддержку [3, с. 35].

Итак, организация работы учащихся в рамках метода проектов в обучении математике требует комплексного подхода, включающего формирование команд, стимулирование самостоятельности и использование современных образовательных технологий, а также обеспечение поддержки и руководства со стороны учителя.

Проведение и реализация проекта в обучении математике являются финальным этапом метода проектов и представляют собой ключевой момент в обеспечении успешного и полноценного образовательного опыта учащихся. В начале этого этапа необходимо провести вводную часть, где учащиеся ознакомятся с основными целями и задачами проекта, а также с планом работы на данном этапе. Затем следует переход к самому процессу реализации проекта.

Учащиеся должны активно вовлекаться в выполнение поставленных задач, собирать и анализировать необходимую информацию, проводить вычисления, эксперименты или исследования в соответствии с темой проекта. Важно предоставить им достаточную свободу для проявления креативности и самостоятельности в решении поставленных задач, а также обеспечить необходимую поддержку и руководство со стороны учителя. Если же педагог хочет формировать познавательные универсаль-

ные учебные действия при реализации проекта, то «учащимся необходимо: самостоятельно находить, систематизировать и отбирать информацию из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); записывать выводы в виде правил по теме проекта; представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, презентаций с помощью средств информационных технологий; передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; создавать конечные программные продукты по теме проекта» [2, с. 340341].

Процесс реализации проекта должен быть структурированным и организованным. Учащиеся должны строго следовать плану работы и соблюдать установленные сроки, чтобы успеть завершить проект в срок. Важно также обеспечить эффективное взаимодействие и координацию работы внутри команды, чтобы каждый участник мог внести свой вклад в общий результат.

В процессе реализации проекта необходимо регулярно проводить обратную связь и оценку проделанной работы. Учителю следует контролировать ход выполнения задач, помогать учащимся преодолевать возможные трудности и направлять их в процессе работы. Важно также предоставлять учащимся возможность для самооценки, чтобы они могли осознать свои достижения и определить области для улучшения [4, с. 63].

Проведение и реализация проекта в обучении математике требуют от учащихся активного участия, самостоятельности и креативности, а также от учителя организации и контроля хода выполнения работы. Этот этап позволяет обучающимся применить полученные знания на практике, развить навыки и умения, а также получить новый опыт и знания в процессе решения реальных математических задач.

Примеры проектов в обучении математике для учащихся 6 классов могут быть разнообразными и включать в себя широкий спектр математических концепций и навыков. Один из таких проектов может быть направлен на изучение и применение

геометрических понятий. Например, учащиеся могут провести исследование по теме «Конструирование геометрических фигур». В рамках этого проекта они могут изучить различные способы построения треугольников, квадратов, прямоугольников и других фигур с использованием циркуля и линейки, а также изучить их свойства и характеристики.

Еще одним примером проекта может быть исследование темы «Математические модели в реальной жизни». Учащиеся могут выбрать конкретную ситуацию или проблему из реальной жизни и разработать математическую модель для ее анализа и решения. Например, они могут исследовать зависимость между количеством выпитой воды и уровнем гидратации организма или между количеством съеденных калорий и уровнем физической активности.

Другим примером проекта может быть создание «Бюджета семейного хозяйства». Учащиеся могут изучить основные принципы финансового планирования и составить бюджет на месяц для вымышленной семьи, учитывая ежемесячные доходы и расходы на покупки, оплату счетов, развлечения. Этот проект поможет им развить навыки работы с числами, понимание основных финансовых понятий и применение их на практике.

Хорошей практикой использование метода проектов может быть «Исследование математических закономерностей в игровых ситуациях». Учащиеся могут анализировать различные игры или задачи и выявлять в них математические закономерности, например, закономерности распределения вероятностей в играх на удачу, правила арифметических операций в логических задачах или закономерности изменения численных рядов в различных игровых сценариях [5, с. 223]. Этот проект поможет учащимся лучше понять применение математики в реальной жизни и развить аналитические навыки.

Таким образом, проекты в обучении математике для учащихся 6 классов могут быть разнообразными и интересными, они позволяют студентам применить полученные знания на практике, развить навыки и

умения в решении реальных математических задач, а также мотивируют их к изучению предмета.

В заключение, использование метода проектов в обучении математике учащихся 6 классов открывает перед ними возможность не только углубить свои знания в математике, но и развить навыки самостоятельной работы, творческого мышления и командного взаимодействия. Этот метод позволяет студентам применять математические знания на практике, решая реальные задачи, что делает учебный процесс более интересным и позволяет им лучше

усвоить учебный материал. Важно учитывать индивидуальные потребности и интересы учащихся при разработке проектов, чтобы обеспечить максимальную эффективность их обучения. Внедрение метода проектов в образовательный процесс способствует развитию комплекса навыков, необходимых для успешной адаптации учащихся к современным вызовам и требованиям общества. Использование этого метода открывает новые перспективы для формирования активной и креативной личности, способной к самореализации и успешной жизни в современном мире.

Библиографический список

1. Горев П.М., Ошергина Н.В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся средней школы в области математических знаний // Концепт. - 2015. - № 10. - С. 36-40.

2. Дубова Е.В., Солощенко М.Ю. Метод проектов как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики // Дифференциальные уравнения и смежные проблемы. Материалы Международной научной конференции. В 2-х томах. Т. 2. - Уфа: БашГУ, 2018. - С. 339-342.

3. Конопелько А.А. Метод проектов в современном образовании // ИСОМ. 2015. - №1. - С. 34-36.

4. Криванкова Л.С. Применение метода проекта на уроках // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - №3-1. С. 61-63.

5. Морозов А.Н. Метод проектов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2010. - №13. - С. 221-225.

METHODOLOGICAL TECHNIQUES FOR ORGANIZING THE PROJECT METHOD IN TEACHING MATHEMATICS TO 6TH GRADE STUDENTS

M.Y. Soloshchenko, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor A.E. Ivanova, Student

Ufa University of Science and Technology, Sterlitamak branch (Russia, Sterlitamak)

Abstract. This work examines a variety of projects used in teaching mathematics to 6th grade students. The projects include the study and application of geometric concepts, the creation of mathematical models for analyzing real-life situations and the development of a household budget. Each example of the project is aimed at developing learning skills and deepening understanding of mathematical concepts. These projects not only motivate students to study mathematics, but also help them apply their knowledge in practice, developing skills of analysis, critical thinking and solving real problems.

Keywords: teaching mathematics, projects, 6th grade students, geometric concepts, mathematical models, household budget, research of mathematical patterns, practical application.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.