Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ КИСТЕВЫХ НАВЫКОВ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ КИСТЕВЫХ НАВЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
методические приемы / метод обучения / формы обучения / образовательный процесс / methodological techniques / teaching method / forms of education / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митрохина М.С.

В работе описывается процесс построения занятий по изучению народной росписи и развитию у детей кистевых навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митрохина М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL TECHNIQUES ORGANIZATION OF CLASSES ON DEVELOPMENT OF HAND SKILLS

The paper describes the process of building classes for the study of folk painting and the development of children's brush skills.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ КИСТЕВЫХ НАВЫКОВ»

УДК 37

Митрохина М.С.

учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ №27 Государственный университет просвещения (г. Мытищи, Россия)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ КИСТЕВЫХ НАВЫКОВ

Аннотация: в работе описывается процесс построения занятий по изучению народной росписи и развитию у детей кистевых навыков.

Ключевые слова: методические приемы, метод обучения, формы обучения, образовательный процесс.

Под методическими приемами мы понимаем элемент конкретного метода обучения, который относится к деятельности учителя, направленной на создание условий для решения учащимися определенной задачи.

Метод обучения представляет собой способ взаимодействия между учителем и учениками, при помощи которого достигается лучшее и более быстрое усвоение учащимися учебного материала. Самым распространённым методом обучения является словесный, который проходит в виде беседы, объяснение, рассказа или лекции. Методические приемы, которые использует здесь педагог - это логические (постановка основной проблемы урока, сравнение, обобщение информации и др.), организационный (составление учителем плана урока, организация умственной деятельности учащихся), технический (работа с учебником, запись терминов и др.).

Существует большое количество литературы, рассказывающей методические требования к проведению уроков по изобразительному искусству. В изучении методики преподавания декоративно-прикладного искусства особое внимание уделяется Русским народным промыслам. Без четкой и логической

последовательности, целостности построения обучения, освоение детьми народной росписи затруднительно. Стоит обратить внимание, что на эффективное обучение учащихся влияет и формы обучения. Поэтому при организации уроков по изучению народной росписи следует уделить внимание следующим формам обучения: коллективным и групповым (лекции, семинары, экскурсии, игры), индивидуальным (индивидуальный подход к каждому ученику) и фронтальным (объяснение новой информации всему классу).

Приступив к изучению любой росписи, проводится вводный урок в виде беседы. Данное занятие может проходить в виде простого объяснения основ росписи с использованием учебно-методических пособий и презентации, или же в виде экскурсии в музее. Ученики должны узнать на этом занятии, историю промысла, какие техники используются в данной росписи, какие есть композиционные приемы построения декоративного изображения, какие этапы нужно выполнять, какие мотивы используются в росписи. После начнется первый этап развития практических умений.

На первом этапе обучения ученику необходимо изучить основы кистевой росписи, а именно: виды мазков, технику их выполнения и сочетания, создание из них формы различных цветов и листьев. Здесь учащихся приобретают и нарабатывают первичные технические навыки по выполнению традиционного мазка. На дальнейших занятиях ученики учатся выполнять отдельные элементы росписи, такие как: цветы, фрукты, ягоды, листья и травинки. Выбор материалов, происходит по принципу, что является более подходящими для техники. Изучение видов техник является не менее важным, но выполнение изделия следует проводить в главном традиционном стиле. На первых этапах обучения желательно довести первичные навыки и умения до автоматизма.

Наглядность обучения является одним из важных условий образовательного процесса. При сообщении нового материала педагог должен не ограничиваться только устным объяснением. Любая информация должна сопровождаться методическими пособиями и педагогическим рисунком, демонстрирующим последовательность выполнения работы. Так при

объяснении основ кистевой росписи учитель демонстрирует на доске возможности кисти, а также особенности выполнения различных видов мазков. После каждый ученик самостоятельно выполняют данное задание. Многократное повторение этого упражнения позволят учащимся довести умение до состояния навыка.

При изучении народной росписи так же необходимо включать в программу уроки рисования с натуры. Здесь будет полезно попробовать разные техники такие как: наброски карандашом, графические наброски, наброски акварелью и гуашь. Необходимо объяснить учащимся какие растительные и зооморфные мотивы изображаются в росписи, как происходит их стилизация и как они выглядят в действительности. Прохождение на этом этапе разных способов декоративного рисования пополнит знания учащихся. Изучение украшенок и рамок, их составляющих элементов, является не менее важным. Поэтому данной теме должен быть отведен отдельный урок.

Так же в школьную программу должны быть включены уроки, на которых будут рассмотрены такие ключевые моменты как колорит в изображении, ритм, равновесие формы и цвета. Поэтому дальнейшим этапом формирования первичных навыков декоративно-прикладного искусства является изучение различных видов композиций и колорита. На этом этапе изучения росписи педагог должен более подробно и наглядно объяснять правильность изображения, размещения, выполнения в цвете. Более легким заданием является изображение несложной цветочной композиции с несколькими цветами или рисование незамысловатого орнамента. Для того, чтобы разнообразить деятельность учащихся педагог может включить в цикл занятий декоративное и реалистичное рисование животных и людей.

Необходимо изучить этапы выполнения мотивов росписи. На каждый мотив должен отводиться один урок. На завещающих этапах формирования навыков ученики приступают к более трудным заданиям. Такими заданиями является изображение сюжетной композиция с животными, людьми и пейзажами. Учитель на каждом этапе образования должен координировать

работу учащихся, указывая на явные ошибки в создании композиции и в построении изображения.

К завершающему этапу ученик имеет представление о промысле, техниках и приёмах художественной росписи, умеет самостоятельно вести творческую работу согласно этапам выполнения изделия. Так же он может создавать выразительные узоры чувствуя при этом форму, ритм и симметрию, видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ломов С.П. Дидактика художественного образования [текст]: монография. - М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010. - 104 с.;

2. Ломов С.П., Аманжолов С.А. Методология художественного образования // Учебное пособие. - М.: Издательство «Прометей», 2011. - 218 с.;

3. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе [текст]: Учебник для студентов худож. граф. фак. пед. ин-тов.-3-е изд. -М.: АГАР, 2000. - 256 с

Mitrokhina M.S.

State University of Education (Mytishchi, Russia)

METHODICAL TECHNIQUES ORGANIZATION OF CLASSES ON DEVELOPMENT OF HAND SKILLS

Abstract: the paper describes the process of building classes for the study of folk painting and the development of children's brush skills.

Keywords: methodological techniques, teaching method, forms of education, educational

process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.