1УДК 378.14:81'27:745 ББК 74.489.8+85.120
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ: МОДЕЛЬ ТВОРЧЕСКОГО И СОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССОВ
Л. П. Сычугова
Статья посвящена проблеме использования методов осмысления культурной среды в формировании языковой личности. В статье представлена модель творческого и сотворческого процессов при восприятии декоративно-прикладного искусства, которая включает ряд последовательных, взаимосвязанных действий по формированию национального самосознания школьников, развитию их языковой, речевой и коммуникативной компетентностей. Гармонизации эмоционального и логического начал обучения способствуют создание на занятиях субъектно-объектно-субъектных отношений, изучение и декодирование языка народного творчества, организация предметно-практической и текстовой деятельности.
Ключевые слова: культура, народное искусство, текст, смысл, языковая личность, модель творческого и сотворческого процессов, творчество.
FOLK ARTS AND CRAFTS AT THE LESSONS OF SPEECH DEVELOPMENT: A MODEL OF CREATIVE AND COOPERATIVE PROCESSES
L. P. Sychugova
The article is devoted to a problem of usage of methods of understanding the cultural environment in formation of linguistic identity. In the article the model of creative and cooperative processes by perception of applied and decorative arts is presented, which includes a number of the consecutive, interconnected actions, aimed at formation of national consciousness of pupils and development of their language, speech and communicative competences. Harmonization of the emotional and logical foundations of teaching is promoted by the creation of the subject-object-subject relations at the lessons, by studying and decoding of language of folk art and by the organization of practical and text activity.
Keywords: culture, folk art, text, sense, linguistic identity, model of creative and cooperative processes, creativity.
Образовательная школа все чаще обращается к национальной культуре, традициям народной педагогики как благодатному, неисчерпаемому источнику воспитания гуманистических представлений, как к средству сохранения духовного здоровья сегодняшнего человека.
Обращение к народной культуре в педагогической практике - вопрос не простой. Он связан с формированием национального самосознания школьников. Мы так хотим взрастить в них черты идеального человека. Работа учителя по использованию предметов народного декоративного искусства позволит воспитаннику глубже осознать свою причастность к своей земле,
дополнить свое нравственное сознание новым содержанием, приблизиться к пониманию этики народной жизни и тем самым почувствовать в нашем противоречивом мире некую устойчивость, нравственную защищенность.
Наконец, народное творчество является мощным стимулом интеллектуального и эмоционального развития школьников. Активное развитие детьми собственных творческих начал позволит им испытать упоительное счастье проявления не узнанного в себе прежде творческого дара, практического приобщения к народной культуре.
Представим модель творческого и сотворческого процессов при восприятии декоративно-
прикладного искусства. Эта модель включает ряд последовательных, взаимосвязанных действий. На основе данного алгоритма учитель может составить собственную композицию урока развития речи с использованием произведения искусства любого рода, вида, жанра.
Целевой компонент
1. Расширение познавательного пространства обучаемых. Обращаем внимание на необходимость формирования у школьников целостного представления о русской национальной культуре, раскрытии мировоззренческого аспекта народного искусства. Подчеркнем способность искусства сообщить реципиенту чувство сопричастности ко всему человеческому. Искусство - удивительный по силе своего воздействия гуманизирующий фактор в духовном воспитании личности. Будем добиваться усвоения детьми общечеловеческих ценностей как собственного, субъективного их открытия.
В целях расширения познавательного пространства личности будем учить пониманию особенностей образного выражения в декоративно-прикладном искусстве, то есть работать над осмыслением специфики знаково-симво-лического языка искусства, усвоением знаковой системы искусства.
Будем подкреплять организацию речевой и коммуникативной деятельности художественной практикой, то есть содействовать развитию символической деятельности школьников. Ведь «бесполезно предоставлять людям бесконечные возможности наслаждаться искусством других, если нет возможности создавать свое» [1, с. 238].
2. Совершенствование языковой, речевой и коммуникативной компетентности. Продолжим работу по формированию у школьников взгляда на язык как культурно-национальный феномен [2, с. 9], по обогащению словарного запаса обучаемых, умению создавать тексты различных типов и жанров, давать целостную характеристику произведения народного искусства в единстве его содержания и формы.
Мотивационный компонент
1. Расширение эмоционального опыта учащихся. Гармонизация эмоционального и логического начал - одна из насущных задач сегодняшнего образования. Произведения народной культуры по своей форме, праздничности близки школьникам. Высокохудожественные
изделия народных промыслов являют собой образцы искусства. Истинное искусство никого не оставляет равнодушным. Школьнику так же, как и поэтам, композиторам и художникам, нужны запасы наблюдений, острота восприятия, опыт переживания, которые заставили бы его начать говорить и писать [1]. В качестве эмоциональных стимулов создадим комфортный психологический климат на уроке, расскажем о личностной позиции. При усвоении эмоционально-ценностного опыта человечества эффективны следующие виды работы:
• выбор для анализа предметов народного творчества, выполненных в традициях и, следовательно, имеющих большее эмоциональное воздействие на зрителей;
• использование не только фотографий, но и подлинных изделий;
• организация на занятиях субъектно-объектно-субъектных отношений;
• акцентирование внимания на первых впечатлениях реципиентов при восприятии;
• вовлечение учащихся в процесс «сопереживания», развитие ассоциативного мышления.
Субъектно-объектно-субъектные (народный мастер - его изделие - учитель и ученики) отношения решаются через: а) отказ от авторитарных методов предоставления художественной информации о художественном промысле, об изделии; б) полилоговую форму постижения художественных смыслов; в) предоставление ученикам права на выбор, на собственное эстетическое суждение.
Социализации личности, проявлению в творчестве своей уникальности будет способствовать предоставлению школьникам права выбора.
Содержательный компонент
1. Включение в образовательно-воспитательный процесс на уроках русского языка заключенных в произведениях искусства опыта и знаний предшествующих поколений. Обращаясь к произведениям декоративно-прикладного искусства, мы воспринимаем народный взгляд на жизнь в самых важных его компонентах. Передавая в своих творениях природное многообразие мира, мастер не просто копировал окружающую его действительность, а пытался передать свое понимание жизни, свои чувства, мысли, мечты, хотел не только разгадать тайны мироздания, но и защитить себя в
этом непостижимом мире. Уместно выяснить на уроке, с каким материалом предпочитали работать народные мастера и почему; о чем рассказывает изделие сквозь призму времени; какие чувства вызывает предмет; каково, например, значение слова оберег ...
В процессе бесед отметим ведущую тему, характерную для декоративно-прикладного искусства в целом - вечную тему отношений человека с природой, связи с землей, устремленности к космосу. Тема космических сил проявляется в сюжетном разнообразии, особенностях создаваемых художественных образов. В пластике, орнаментах широко представлены образы-уподобления солнца, образы-символы счастья и жизни; проявляется праздничный, радостный настрой композиции. О планетар-ности декоративно-прикладного искусства красноречиво говорит близость, родственность средств образного языка в творчестве любого народа мира.
2. Изучение семантического значения элементов узоров и орнаментов в изделиях народных промыслов. Механизм кодирования художественной информации, специфики языка народного творчества связан с философскими образами-символами. Например, бутон считается символом детей; листья - хорошего урожая; петух - образ солнца, мужское начало; пава -женское начало, хозяюшка в доме; курочка и петушок - символ счастливой жизни супружеской пары; солярный знак - символ солнца, охранительный знак; круг - символ целостности, единства и т. д. Украшения в изделиях не являются хаотической суммой не связанных друг с другом знаков. Вот почему при анализе эмоционально-смыслового значения отдельных компонентов, составляющих произведение народного творчества, будем соотносить каждый из них с другими компонентами. В этом случае целостность восприятия не разрушается.
3. Изучение знаковой системы декоративно-прикладного искусства. Расшифровка любой художественной информации, заложенной в произведении искусства, требует знания знаковой системы определенного рода и вида искусства. Знание школьниками компонентов формы произведения искусства необходимо для формирования навыков художественного восприятия. В предметах искусства элементы компози-
ционного построения изделия связаны с представлениями человека о массе, тяжести, устойчивости, равновесии, статике, динамике. Понаблюдаем за системой ритма. Предложим почувствовать, каково воздействие цвета на психику человека. Например, красный цвет активизирует жизненные силы человека, возбуждает, но при длительном и широком применении оказывает раздражающее действие; фиолетовый развивает воображение, способствует созданию фантастических образов. Цветовая гамма связана с трактовкой формы, светотеневой характеристикой, характером линий и мазков, особенностями формы изделия.
Изучение знаковой системы искусства следует вести с трех позиций семиотического анализа: 1) рассмотрения структуры сочетаний художественных знаков; 2) определения смыслового наполнения знака-образа; 3) сопоставления заложенных в знаке художественных смыслов с их интерпретацией школьниками.
4. Работа с толково-сочетаемостным словарем искусства.
Идея системно-функционального описания термина решена в «Словаре искусства» [3]. (Пример словарной статьи см. далее.) Искусствоведческие понятия вводятся в активный словарь обучаемых через показ функциональности термина. Информационное содержание предмета искусства, переданное с помощью художественных знаков, на уроках развития речи получает свое второе воплощение через другую знаковую систему языка культуры - словесный язык. Перекодирование смыслов с одной знаковой системы на другую вызывает значительное затруднение у обучаемых. Эффективным способом актуализации слова в речи обучаемых является предоставление говорящему готовых лексических и грамматических кодов языка, в частности, моделей словосочетаний и грамматических основ предложений. Словарь успешно используется для становления и развития синтаксической организации речи школьников в языковом пространстве искусства.
В основе композиции словарной статьи лежит принцип рассмотрения слова в системе языковыхединиц на различныхязыковыхуров-нях. Заголовочная часть составлена традиционно принятому в толковых словарях. Сочетае-мостная часть раскрывает связи заголовочного
слова с другими словами лексической системы. Заголовочная терминологическая единица предъявляется в Словаре то в качестве опорного, то в качестве зависимого компонента словосочетания. Иллюстративная часть включает предречевой и речевой материал: предикативные сочетания, предложения, сложное синтаксическое целое и/или текст. В справочной части даются сведения об этимологии, морфологическом членении слова, деривации.
Деятельностный компонент
1. Введение школьников в активный творческий и сотворческий процессы. Сочетаем восприятие изделия с творческой практикой учеников. Включаем творческие задачи по освоению отдельных элементов какой-либо техники народных промыслов. «Чтобы понять что-нибудь, нужно это сделать» (Софокл).
2. Языковая и речевая подготовка. Включаем искусствоведческие понятия в активный словарь обучаемых через показ функциональности термина. Выполняются упражнения экстралингвистического характера, на выявление смыслового значения искусствоведческого термина, на выявление^информативности морфем, лексикографические упражнения, на выявление особенностей словосочетания как единицы языка и речи, на конструирование предложений.
3. Текстовая деятельность. Работа по созданию текста как высшей единицы обучения осуществляется по следующим направлениям:
• побуждение к речетворческому акту -обогащение чувств и эмоций учащихся, включение в эмоциональный план урока/внеклассного занятия художественного слова, цветового знака, музыкального звука;
• изучение теоретических вопросов лингвистики текста;
• наблюдения над конкретными текстами, анализ закономерностей их организации и функционирования, зависимости содержания, формальных средств характера от ситуации коммуникативного акта; анализ языкового выражения текста;
• объединение различных, разрозненных частей текста в единое, связное целое; перестановка временных планов в повествовании;
• творческие упражнения по созданию недостающего компонента данного текста;
• сочинение произведения речевого акта...
4. Побуждение к дальнейшему активному творческому освоению культурного наследия нации. Послеурочная творческая деятельность по созданию и разыгрыванию сценариев народных праздников: гуляний, посиделок, чаепитий, подведение итогов творческих конкурсов, проведение выставок.
Технологический компонент
1. Интегративная основа уроков. Народная культура должна быть представлена в своей целостности. Вот почему так необходимо осуществлять межпредметные связи с такими дисциплинами, как литература, изобразительное и музыкальное искусство, художественный труд, изыскивать возможность сотрудничества с музеями, с мастерами народного творчества.
2. Построение уроков на принципах:
• учета психологических основ формирования коммуникативных умений;
• слитности эмоционального и интеллектуального развития личности; единства развития мышления и воображения учащихся; расширения познавательного пространства и обогащения чувственного опыта школьников;
• создания состояния, являющегося предпосылкой для интуитивного озарения новой идеей;
• усвоения общечеловеческих ценностей;
• актуализации чувства принадлежности к родной стране, своему народу;
• совершенствования художественного восприятия;
• проблемного обучения;
• пересмотра монологического характера преподавания;
• преодоления отчужденности учеников от получаемых знаний;
• предоставления широкой возможности для реализации собственной индивидуальности, развития творческого начала.
Пример реализации концепции
Загадка синеокой гжели: творческая мастерская (VI класс).
Оборудование урока: изделия художественного промысла; фотографии, слайды с выставок; научно-популярные книги; видеофильм о выступлениях хореографического ансамбля «Гжель»; альбомный лист с силуэтом какого-либо гжельского изделия, кисточка, синяя краска.
Создание эмоционального настроя
Загадка. Какое слово обозначено данными звуками речи? Дано: [л'], [г], [э], [ж]. Какие звуки речи ласкают слух подобно сине-голубым краскам керамики Гжели? Какие слова по звучанию и лексическом значению перекликаются со словом гжель? Журчит, плывет, ласкает, глубина, голубой...
Развитие воображения. Анализ содержательного аспекта. Какие образы возникают при произнесении слова гжель? Запишем возникший образ в двух-трех предложениях.
- Возникает прелестный образ бело-голубого цветка на белом фоне. Он обласкан льющимися струями ключевой воды, в которых играют солнечные лучики. Льется, журчит волна, и все улыбается миру.
- Вижу зимний заиндевелый сад в лунную ночь. Там растут только синие деревья, цветут только голубые цветы.
- Я представляю русую девушку с длинной косой, в голубом сарафане. Провожая любимого, она дарит ему белое блюдечко с синими цветами и напутствует: «Сохранишь - вернешься».
Сопоставление художественного видения с представленной коллекцией
Рассмотрим изделия художественного производства Гжели, фотографии. Продолжим предложение по данному началу.
В ассортименте выпускаемой продукции Гжели - чашки... (тарелки, чайники, кружки, блюда, квасники, кувшины, супницы, масленки, мелкая пластика.).
Дополнительное сильнейшее стимулирование при постижении народной культуры
Пока рассматриваем особенности национальной культуры, характерные для художественного промысла Гжели, не попить ли нам чайку? Горячего, душистого, заваренного на травках и ягодках. Из гжельской синеглазой чашечки - изящной красавицы! Не пугайтесь, читатель, неожиданного предложения. Яркий, положительный эмоционально окрашенный стимул к осознанию сущности культурных ценностей своего народа, к творческому самовыражению обеспечен. А возможность раздвинуть временные рамки урока/внеклассного занятия всегда найдутся.
Семантизация символики в росписи гжели
Такого цветка не увидишь в природе. Символом чего может быть синий цветок гжели?
Любой цветок есть символ цветения. А цветок гжели еще и необыкновенен, создан воображением человека, обладающего сильным возвышенным чувством, полетом фантазии. Значит, синеокий цветок можно назвать символом любви, или талисманом, или ключом к постижению тайны.
Попытаемся определить символическое значение цветового тона в узорах гжели. Голубой цвет считается символом небесного свода. Синий и голубой цвета оказывают успокаивающее воздействие на психику человека. Выявлено также, что эти цвета благотворно влияют на развитие логического мышления, речи, интеллекта. Вот почему человек испытывает наслаждение от созерцания голубого неба, любуется синими васильками, нежными незабудками. Насладимся и мы, воспринимая синюю сказку гжели.
Определение лексического значения слова «гжель»
Проанализируем тексты, поскольку именно в тексте яснее всего проявляются особенности слова.
Гжель - крупнейший гончарный район, родина крестьянской майолики, полуфаянса, фарфора. (Художественная керамика Гжели и Ско-пина в собрании Государственного Русского музея: Каталог. - Л., 1987. - С. 13.)
В Гжели сложилась своя художественная система росписи, для которой характерны декоративная трактовка реальных мотивов, своеобразие композиционных решений, а также безупречное равновесие цветовых пятен и линейного ритма. (Художественная керамика Гжели и Скопи на в собрании Государственного Русского музея: Каталог. - Л., 1987. - С. 20.)
Современная гжель начиналась в 19401950-е годы с изделий Н. И. Бессарабовой, в росписи которых использованы приемы старинной подглазурной кобальтовой техники. <...> Ее цветок назвали «гжельской розой». (Художественная керамика Гжели и Скопина в собрании Государственного Русского музея: Каталог. - Л., 1987. - С. 39,41.)
Из истории керамического художественного промысла в Гжели
Аудирование. Предполагают, что слово гжель соотносится с глаголом «жечь». Известно, что глину в этих краях жгли в VII в.
Первое упоминание о гжельском промысле находим в грамоте Ивана Калиты. Документы свидетельствуют также: светлосерую глину, способную давать вместе с известью белый черепок, нашли в 1802 г. Из красной и белой глины выпускались посуда разных сортов (сервизы для дворцов, кувшины, квасники, горшки, корчаги, аптекарские колбы и другие предметы), белый кирпич, изразцы, плитки...
В начале XIX в. изменилась художественная роспись. Раскрашенный контурный рисунок сменился живописной манерой росписи. Мазки, длинные и короткие, толстые и тонкие, густые и прозрачные, наносились на обожженный черепок и создавали узор. Чаще узор состоял из геометрического орнамента и стилизованных растений. Тогда же определился излюбленный цвет в живописи гжельских мастеров - синий цвет на белом фоне.
К 40-м гг. XIX в. гжельский художественный промысел достиг своего расцвета. Гжельские художники перешли на менее трудоемкую печатную роспись. Фаянсовая посуда пришла в дома простого люда.
Трудные времена настали для мастеров художественного промысла к концу XIX в., когда промысел чуть не угас. Возрождение промысла началось в 20-е гг. XX в., тогда активно работала артель «Xудожественная керамика».
Сейчас производственное объединение «Гжель» - керамический центр России. Оно известно всему миру.
Чтение словарной статьи РОСПИСЬ Тол-ково-сочетаемостного словаря искусства. Какую новую информацию об истории художественного промысла получили? Как рождается звонкая сказка гжели?
Работа с планом. Распределим заголовки пунктов плана согласно последовательности операций. 1. Создание пластилиновой модели. 2. Изготовление гипсовой разъемной формы. 3. Роспись изделия в цехе живописи. 4. Поиск гнезда глины. 5. Сушка в горне при температуре 900°. 6. Подготовка глины. 7. Воплощение образа изделия в эскизе. 8. Заполнение формы подготовленной массой. 9. Зачистка швов, заглаживание поверхности. 10. Вторичный обжиг при температуре 1350°. 11. «Купание» в смеси глазури. Ответ: 4, 6, 7, 1, 2,8,5, 9, 3, 11, 10.
Аудирование. Послушайте, как создается художественное изделие, как неказистый кусок глины превращается в нечто долговечное, прекрасное, в полезный в быту предмет. Одновременно проверьте правильность выполненного задания.
Все начинается с поиска и выбора месторождения глины. Глины в Гжели высококачественные, отличающиеся пластичностью, способностью к формованию, тугоплавкостью. Глину хорошо размешивают, доводят до состояния густых сливок. Тем временем художник воплощает в эскизе образ будущего изделия: делает карандашный набросок, оживляет изображение цветом, лепит из пластилина модель. Готовится гипсовая разъемная форма, которую заполняют приготовленным раствором. После сушки в горне на изделии зачищают швы, разравнивают поверхность. Затем изделие попадает в цех живописи, где намечают рисунок (или переводят изображение), после чего воссоздают орнамент, используя одну синюю краску - окись кобальта. Следующая операция - окунание в смесь глазури (в смесь воды и порошка из стекла). Далее следует второй обжиг (при 1350°), при котором глазурь делается стекловидной и навсегда прочно схватывается с поверхностью черепка и росписью на нем.
Лексико-словообразовательные задания. Определим, какую из операций выполняет работник гжельского художественного промысла. Укажем слово, от которого образовалось название профессии.
Глинщик, гончар, обжигальщик, художник-керамист, глазуровщик, точильщик.
Учимся приемам нанесения мазков
Урок рисования. Художники-прикладники Гжели разработали специальные приемы росписи. Во-первых, используют для росписи краску только синего цвета, потому что синий прекрасно контрастирует с белым фоном. Фон становится важным выразительным средством. Когда-то в Гжели применяли и другие цвета: желтый, зеленый, коричневый. Во-вторых, мазки наносят особым способом: или «росписью одной кистью», или так называемым «мазком с тенями». Послушайте, как делается каждый из типов мазка. Потом попробуем выполнить. Выберем, каким мазком будем расписывать свой эскиз.
При росписи одной кистью набираем краску на кисть, накладываем на белый фон, опять и опять накладываем. Первый лепесток имеет густой, сочный тон, на каждом последующем лепестке тон ослабевает, постепенно становясь совсем светлым. Таким способом выполним такой, например, элемент росписи, как капелька. Капелька - слово многозначное; название связано с внешним видом падающей капельки. Найдем на изделиях роспись с применением капельки. Капельками изображают листики по двум сторонам стебля, веточки. Обратим внимание на размер; у основания стебля капельки большие, на верхушке совсем мелкие. Капелька считается простейшим элементом росписи.
Нанесение мазка с тенью требует определенных навыков, для начинающих он достаточно труден. Мазок с тенями - тональный мазок, в котором виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета. Кисть должна быть толстой, приплюснутой лопаточкой (многозначное слово!). Краску набирают на одну сторону лопаточки. Таким образом, краски оказывается больше по краю, а в середине ее совсем мало. Рассмотрим, при изображении каких предметов чаще всего используется тонированный мазок. Попробуем круговыми движениями повторить изображение цветка. Начинаем с середины.
Задания по развитию речи
1. Изображение синего цветка одноцветное, но благодаря различной насыщенности цвета лепестки приобретают богатое тональное звучание. Оттенков синего цвета насчитывают в гжели более 20. Многообразие оттенков придает росписи особую мягкость, живость, своеобразие. Назовите оттенки цвета от бледно-голубого до темно-синего. В случае затруднения можно обратиться к статье ЦВЕТ в Словаре искусства.
2. Закончим предложения в тексте. Можно использовать материалы статей МАЗОК живописный, ЦВЕТ, ЛИНИЯ в Словаре искусства.
Благодаря специальной технике нанесения мазка мазок получается.... Мазок образует... цвета. Синий цвет переливается от насыщенного темно-синего до нежно-голубого, равномерно гаснет, сливается с фоном. Дополняет мазки... линия рисунка, подчеркивающая очарование, необычность предмета изображения.
Творческие задания
1-й вариант. Сочинение-описание росписи какого-либо художественного изделия.
Начинаем с практического действия по выяснению содержания и овладению технологией гжельского промысла. 1. Выберем какое-либо изделие, для которого и будем создавать эскиз росписи. (Дети выбирают альбомные листы с силуэтом выпускаемых в Гжели вещей: чайника, блюда, чашки и т. д.) 2. Повторим особенности художественного стиля гжели (одноцветная синяя подглазурная роспись). 3. Определим особенности гжельского орнамента. Рассказать об орнаменте нам поможет соответствующая статья в Словаре искусства. 4. Поработаем над созданием эскиза. При этом не будем забывать, что изображение согласуется с формой изделия: мелкая роспись украшает небольшие по объему детали, крупно пишутся изображения на больших поверхностях, протяженные поверхности заполняются удлиненными композициями, например, гирлянд. Учитываем также: белый цвет является ведущим композиционным элементом росписи в гжели, поэтому полностью белый фон записывать не будем. После выполнения основной части композиции введем в роспись второстепенные элементы; они выявят достоинства формы, создадут определенный ритм. Какие детали видим на изделиях? Это спиралевидные завитки, закручивающиеся усики, точечные и штриховые заполнения, росчерки, отводки, полоски, сеточки. Если захочется ввести объемные фигурки животных, людей, введем. Только будем согласовывать скульптуру малых форм с пластическим объемом изделия, художественной росписью.
Вторая часть задания - вербальное описание эскиза росписи: того, что получился, или того воображаемого, каким хотелось бы украсить выбранное изделие.
2-й вариант. Игра в ассоциации. Запишем ответы на вопросы.
Если бы синяя роза Гжели была мелодией, то какие бы музыкальные звуки услышали бы мы?
Если бы синяя роза Гжели была подарком Голубой Звезды, то в какой ситуации она помогла бы хорошим людям?
Если бы синяя роза Гжели была персонажем волшебной сказки, то как она помогла бы восторжествовать добру?
Если бы синяя роза Гжели была волшебным дорожным знаком, то какую подсказку она дала бы добру молодцу?
Словарная статья из Словаря искусства МАЗОК красочный, мазбк живописный. В живописи след кисти с краской, оставляемый на основе.
По инструменту: кистевой...; по технике: заглаженный, корпусный, мозаичный, объемный, отдельный, пастозный, раздельный, рельефный, точечный... ;
по направлению: вертикальный, горизонтальный...;
по форме: дробный, закругленный, каллиграфический, прямоугольный, угловатый, широкий, отрывистый... ;
по размеру: длинный, короткий, крупный, мелкий, протяженный, удлиненный... ;
по плотности: густой, жидкий, плотный, полупрозрачный... ;
по признакам цвета: голубой, темно-серый...; насыщенный...;
по образности художественной речи: беглый, беспечный, беспокойный, бурный, быстрый, вихревой, властный, динамичный, живой, изменчивый, импульсивный, изящный, летящий, легкий, мажорный, напряженный, нежный, плавный, подвижный, порывистый, поспешный, резкий, рыхлый, сверкающий, свободный, сильный, смелый, сочный, спокойный, стремительный, струящийся, темпераментный, трепетный, уверенный, экспрессивный, энергичный... мазок.
Какие-л. (контрастные, пересекающиеся друг с другом, перетекающие один в другой, различные по характеру, разнообразные, разноцветные, разные по форме, смежные, упорядоченные... ) мазки.
Какой-л. мазок какой-л. (-их) кисти, краски (гуаши, темперы...); (прозрачных, светлых... ) красок; (разнообразных...) оттенков; цветов... Какой-л. мазок в живописи... Какая-л. (-ой, -ое) линия, размер...; динамика, мозаика, пластика, рельеф, фактура, характер, энергия... ; наложение... ; виртуозность, выразительность, динамичность, дробность, интенсивность, (внешняя) красивость, направленность, прозрачность, экспрессивность... какого-л. мазка.
Какая-л. (-ой, -ое; -ие) масса, ритм...; игра, завихрения, комбинация, поток, соединение, соче-
тание...; раздельность... каких-л. мазков.
Какая-л. живопись, роспись... какими-л. мазками.
Придать (какую-л. светосилу, форму, ка-кой-л. цвет...)... какому-л. мазку.
Наложить, написать, обдумать, скрыть... какой-л. мазок.
Связать... какие-л. мазки. Работать... ; выявить (какую-л. форму...), нанести (какую-л. краску...), написать, обозначить, решить что-л.... каким-л. мазком. Прописать что-л.... поверх каких-л. мазков. Какие-л. мазки выявляют (какую-л. деталь, легкость кисти художника...);
заостряют (характеристику какой-л. формы...);
моделируют (какие-л. объемы...); намечают (повороты каких-л. фигур...); образуют (красочный строй...); передают (оттенки какого-л. цвета...); пересекаются (друг с другом); перетекают (один в другой); приобретают (выразительность, свободу...);
решают (какую-л. форму); сливаются (в одно целое...); создают (какое-л. ощущение, какую-л. живописную ткань...);
сохраняют (рельефность...); способствуют (объемной лепке какой-л. формы...);
создают (ткань фактуры...); становятся более заметными/ пастозными... ;
будто заряжены (энергией...); положены (равномерно...)... ; верны (в каком-л. тоне...)...
* П. П. Кончалбвский (1876-1956), русский живописец.
Xудожники варьируют как плотность и фактуру слоя красок, так и приемы их кладки. П. П. Кончаловский писал открытым широким мазком. Однако толщина и фактура слоя красок, характер мазка всюду различны: более широкое письмо чередуется с более сдержанным, рельефные мазки - с гладким слоем. (Алексеев С. С. О цвете и красках. - М., 1962. - С. 28-29.)
* В 30-е гг. XIX в. жостовские подносы во многом утрачивают свое функциональное на-
значение, получая в то же время признание как декоративные украшения для стены и стола. Это обстоятельство значительно определило последующее развитие данного искусства. В работах лучших мастеров. окончательно отрабатывается новая декоративная манера письма, основанная на сочном, быстром, энергичном мазке, придающая росписи большую выразительность. (Яковлева Е. Г. Искусство художественных промыслов 30-х гг. / Русские художественные промыслы. - М., 1965.)
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ходякова, Л. А. Живопись на уроках русского языка: теория и методические разработки уроков: учеб. пособие [Текст] / Л. А. Ходякова. - М.: Флинта: Наука, 2000.
2. Дейкина, А. Д. Русский язык как учебный предмет в общеобразовательном пространстве родной культуры [Текст] / А. Д. Дейкина // Культуроведческий подход: его реализация в школьном и вузовском курсах русского языка : докл. и тез. участников Всерос. науч.-практ. конф. (11-12 марта 2003г.) [посвящ. 100-летию со дня рождения А. В. Текучёва] / сост. проф. А. Д. Дейкина и проф. Л. А. Хо -дякова. - М.: МПГУ, 2003.
3. Сычугова, Л. П. Словарь искусства [Текст] /
Л. П. Сычугова. - Киров: Изд-во ВятГПУ. 2008.
REFERENCES
1. Khodyakova L. A. Zhivopis na urokakh russko-go yazyka: teoriya i metodicheskie razrabotki urokov: ucheb. posobie (Painting at lessons of Russian: theory and methodological developments of lessons: tutorial). Moscow: Flinta: Nauka. 2000.
2. Deykina A. D. Russkiy yazyk kak uchebnyy predmet v obshcheobrazovatelnom prostranstve rodnoy kultury (Russian language as a school subject in the educational space of native culture). Kulturovedcheskiy podkhod: ego realizat-siya v shkolnom i vuzovskom kursakh russkogo yazyka : dokl. i tez. uchastnikov Vseros. nauch.-prakt. konf. (11-12 marta 2003g.) [posvyashch. 100-letiyu so dnya rozhdeniya A. V. Tekuche-va]. (Culturological approach: its implementation in school and university courses of the Russian language: reports and articles of participants of All-Russian research and practical conference (11-12 March. 2003). [Dedicated to 100th anniversary of the A.V. Tekuchev's birth]). Moscow: MPGU. 2003.
3. Sychugova L. P. Slovar iskusstva (Dictionary of art). Kirov: Izd-vo VyatGPU, 2008.
Сычугова Лия Павловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка Вятского государственного гуманитарного университета e-mail: sychugoval@bk.ru
Sychugova Liya P., Dr. Habil. in Education, Professor, Department of the Russian Language, Vyatka State Pedagogical University e-mail: sychugoval@bk.ru