Научная статья на тему 'Определение элементов содержания и методики развития художественного вкуса учащихся на занятиях по декоративно-прикладному искусству'

Определение элементов содержания и методики развития художественного вкуса учащихся на занятиях по декоративно-прикладному искусству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давалёва Д. А.

В статье рассматриваются специфические особенности традиционных видов декоративно-прикладного искусства западносибирского региона с целью обоснования элементов содержания обучения региональному декоративно-прикладному искусству и методики развития художественного вкуса учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение элементов содержания и методики развития художественного вкуса учащихся на занятиях по декоративно-прикладному искусству»

Таким образом, карта коэффициентов решаемости заданий показывает, что студентами медицинского университета на невысоком уровне выполнены задания по следующим темам:

№ 4 «Единицы измерения»

№ 5 «Уравнения»

№7 «Функции и их графики»

№ 9 «Логарифмические уравнения»

№ 10 «Элементы геометрии»

на очень низком уровне выполнены задания по следующим темам:

№ 6 «Неравенства»

№ 8 «Тригонометрические преобразования»

Следует отметить, что большинство ошибок, допущенных студентами при выполнении заданий, это ошибки из-за недостатка базовых знаний по математике.

Таким образом, анализ результатов диагностики позволяет сделать вывод о необходимости коррекции уровня школьных знаний по математике с целью ликвидации типичных ошибок, возможных затруднений и пробелов в базовых знаниях.

Список литературы:

1. Аванесов В.С. Методические указания по основам научной организации педагогического контроля в Вузе (для преподавателей Вузов) / В.С. Аванесов. - М., 1988. - 193 с.

2. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе: уч. пособие для слушателей Учебного Центра / В.С. Аванесов. - М.: МИСиС, 1987. - 107 с.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

© Давалёва Д.А.*

Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск

В статье рассматриваются специфические особенности традиционных видов декоративно-прикладного искусства западносибирского региона с целью обоснования элементов содержания обучения региональному декоративно-прикладному искусству и методики развития художественного вкуса учащихся.

* Преподаватель кафедры Дизайна и художественного образования.

Одной из важнейших задач современного художественного образования является развитие художественного вкуса личности. В научной литературе художественный вкус рассматривается как интегральное качество личности, базирующееся на способности чувственного восприятия, интеллектуальнопознавательном и практическом опыте и проявляющееся в знаниях в области искусства, понимании его языка, умении адекватно оценивать произведение искусства, а также в опыте создания образа художественного произведения. Большими возможностями в развитии художественного вкуса учащихся обладает декоративно-прикладное искусство как одно из ярких воплощений творческой силы народа.

Правильно организованное восприятие произведения декоративноприкладного искусства в единстве образа, красоты материала и пластической выразительности формы позволит вовремя заложить фундамент для развития художественного вкуса школьников [15]. Понимание учащимися содержания и пластически-выразительных особенностей решения образцов декоративного искусства позволит переосмыслить окружающую действительность и в художественно-творческой деятельности выразить воспринятое, что является непременным условием формирования художественного вкуса.

Кроме того, изучение декоративно-прикладного искусства дает возможность учащимся осознать свои национальные корни, понять самобытность и уникальность искусства своего региона, наследовать его художественные традиции. Ивахнова Л.А. справедливо утверждает, что в подготовке подрастающего поколения нельзя отказаться от национального опыта народа, который донес до наших дней множество истинно художественных произведений, прогрессивных обычаев и традиций, в основу которых легли общечеловеческие нормы нравственности, оценки, суждения [7]. Следовательно, большое значение в решении проблемы развития художественного вкуса подростков отводится изучению регионального декоративно-прикладного искусства.

В «Законе об образовании Российской Федерации» отмечено, что внедрение в образовательный процесс искусства региона является условием модернизации художественного образования школьников [6]. Национальнорегиональный компонент определяет особенности теоретической и практической базы художественного образования учащихся в зависимости от специфики искусства различных регионов России, активно воздействуя на формирование ценностных установок, на развитие художественного вкуса.

Обращаясь к проблеме приобщения школьников к региональному искусству, И.Н. Полынская подчеркивает, что народное декоративно-прикладное искусство служит богатым источниковым материалом для формирования различных сторон личности школьников и руководства их изобразительной деятельностью [11].

Введение в образовательный процесс национального наследия невозможно без теоретического обоснования сущности декоративно-прикладного

искусства, научное изучение которого активно началось в конце XIX - первой половине XX в П.М. Головачевым, Л.К. Зубовой, А.А. Крыловым, Н.Л. Скалозубовым, И.Я. Словцовым, Н.М. Чукмалдиным, Н.В. Шелгуновым, Н.М. Яд-ринцевым, которые выявили художественно-эстетическую и духовную ценность декоративно'-прикладных произведений.

Разнообразные аспекты народного творчества раскрыты в трудах И.Я. Богуславской, М.А. Некрасовой, А.К. Чекалова. В работах М.А. Некрасовой на методологическом уровне определена сущность народного искусства, раскрыты законы его развития. Автором обоснована система понятий, связанных со спецификой народного искусства: традиционность, приверженность к канону, природосообразность, коллективность, преемственность, единство эстетического и утилитарного, синтетичность художественных вещей, единство материала и художественно-технических приемов, лаконичность и совершенство художественного языка, универсальность образов, выражение национального характера [10].

Декоративно-прикладное искусство регионов и областей России имеет часть общих и специфических признаков. У разных народов технология работы с материалом близка, поскольку продиктована свойством материала, но формы и декор художественных вещей имеют своеобразие у каждого народа. В них выражалось народное видение красоты, вкуса, философского осмысления природных явлений [4].

Процесс внедрения в художественное образование прикладного искусства западносибирского региона предполагает выявление его особенностей, что позволит совершенствовать содержание обучения предмету «Изобразительное искусство» и методику развития художественного вкуса учащихся.

Исследователи Л.М. Русакова, Н.Х. Шайхдинова, В.А. Барадулин, В.С. Бадаев, Н.И. Сезева, Л.А. Ткаченко выявляют в прикладном искусстве Западной Сибири художественно-эстетические, художественно-выразительные, технологические, стилистические особенности; ретроспективу развития, основные его характеристики и особенности.

Художественная и историческая специфика западносибирского прикладного искусства сложилась в результате проникновения, адаптации и интерпретации стилевых направлений и форм прикладного искусства европейской России. В исследованиях Л.В. Чуйко указано, что базовая культура коренных народов ассимилировалась на протяжении всего исторического развития Сибири, и осваивалась представителями казачества, старообрядцев, «самоходов» из центральных областей, русского Севера, Украины. Определенный вклад в формирование своеобразия западносибирской культуры внесли польские ссыльные [13].

Традиции Урало-Сибирской росписи исследуют Л.Г. Алферов, В.С. Бадаев, В.А. Барадулин, А.С. Максяшин, раскрывая ее художественные особенности: колорит, композицию, ритмический строй, трактовку мотивов. Для

данной росписи характерна техника двухцветного кистевого мазка, широкая цветовая гамма, роспись по цветным фонам, тонкость колористических решений, мягкая живописность цвета, объемность. Основные элементы росписи, символизирующие солнце и изобилие, - многолепестковые розетки, бутоны, листья, ягоды - объединяются в мотивы: венок, символизирующий солнце, древо - символ райских садов, гирлянду - символ изобилия. Колорит росписи строится на сочетании красных, желтых, синих, зеленых тонов. Красный цвет является символом очага и жизни, синий - водной стихии, желтый -хлебосольства [2].

Сибирское ковроткачество рассмотрено в трудах С.А. Давыдовой, Л.К. Зубовой, Н.И. Сезевой. Спецификой сибирского ковра является длинный и густой ворс, создающий дополнительный живописный эффект, обобщенный характер рисунка, который строился на крупных растительных формах, глубоко насыщенных красках. Контрастное сочетание темного поля и ярких цветов составляют главную отличительную особенность сибирских ковров. Ведущие элементы узора - изображение пышной розы, мака, бутонов - выражали радость жизни, стремление к счастью. Традиционные композиционные мотивы: гирлянды, символизирующие изобилие, венки, ассоциирующиеся с кругом вечного движения, букеты, ассоциирующиеся с «древом жизни». Цветовая гамма ковров строилась на сочетании красных, зеленых, синих, желтых цветов, которые объединяют белые, коричневые, черные цвета [12].

Косторезный промысел Тобольска изучают А.А. Валов, В.Кириллов, И.С. Терентьев и выявляют особенность: объемная миниатюрная резная скульптура, объединенная в сложные композиции, характеризующиеся, с одной стороны, реалистичностью изображения, с другой - декоративностью силуэта, пластикой линий, ориентацией на северные мотивы [3].

Деревянную резьбу Западной Сибири рассматривают А.Ш. Амиржано-ва, Л.В. Чуйко, Н.Х. Шайхдинова, отмечая ряд особенностей: преобладание глухой и накладной объемной резьбы, своеобразие растительных мотивов и приемов обработки дерева. Глухая резьба украшается «графичным» рельефным рисунком, состоящим из стилизованных стеблей и листьев. В глухой резьбе распространены мотивы занавеса с кистями, обычно невысокие, мягкие по пластике. В объемной накладной резьбе мотивами украшения являются: яблоко, цветок, сложная розетка, мотивы виноградной лозы, сибирских шишек, символизирующие радость и изобилие [14].

Обзор источников по декоративно-прикладному искусству Западной Сибири позволяет утверждать, что прикладное искусство не вычленено из своей этнографической среды и связано с породившим его национальным, социальным укладом жизни. Оно живет не только как элемент быта, но и как элемент сознания человека, представляя сложный синтез духовного и материального начал.

Поскольку региональное декоративно-прикладное искусство имеет свою специфику, то методика должна обеспечивать изучение характерных

признаков местных художественных промыслов, то есть включать восприятие произведений в единстве утилитарных функций, декора и материала, изучение композиционной трактовки, колорита и технологии создания произведения. Внедрение материалов художественных традиций регионов России в содержание предмета «Изобразительное искусство» будет способствовать решению проблемы развития художественного вкуса подростков.

На современном этапе вопросы конструирования содержания дисциплин художественного цикла изучаются Л.А. Ивахновой. Разработанная Л.А. Ивах-новой концепция открывает широкие возможности для оптимального построения содержания обучения региональному декоративно-прикладному искусству, создавая необходимые условия для формирования художественного вкуса школьников.

Конструирование содержания дисциплины автором базируется на единстве процессуальной и содержательной сторон обучения, учете закономерностей обучения в целом. Опираясь на данную систему конструирования, нами представлен содержательный аспект, характеризующийся группой следующих компонентов: изучение традиционных видов декоративно-прикладного искусства России, а также становления и развития декоративноприкладного искусства западносибирского региона; изучение законов композиции декоративно-прикладного искусства, овладение языком выразительности, специфическим способом декоративно-прикладной деятельности; организация творческой деятельности учащихся в единстве восприятия и практической художественной деятельности. Особое внимание уделяется изучению быта, народных традиций как средству познания и возрождения национального искусства и культуры [7].

Положениями процессуального аспекта конструирования содержания является группа следующих компонентов: построение предмета с позиций функционирующего педагогического процесса; управление процессом усвоения художественных знаний; построение процесса обучения декоративно-прикладному искусству с учетом его логики, психологических закономерностей теории учения, творчества и восприятия художественных произведений. Данный аспект предполагает разработку технологии процесса обучения с учетом перечисленных компонентов: отбор или проектирование методов, средств и форм обучения [8].

Процессуальная и содержательная стороны обучения определяют виды и порядок деятельности учителя и учащихся в логике учебного предмета, способы изложения, последовательность и объем учебного материала, виды заданий, характер наглядности.

Согласно утверждению Л.А. Ивахновой, содержание учебного предмета является частью культуры и должно строиться с учетом всех ее элементов. К обязательным элементам автор относит цели; социальный опыт (знания, умения, навыки); ценности (нормы, ориентации); общение; язык как средство

приобщения к произведениям декоративно-прикладного искусства; технологии (способы и средства деятельности); народные традиции; методы и средства познания. Конструирование содержания учебного предмета предполагает отбор элементов, определяющийся спецификой объекта деятельности. Особую значимость приобретают такие элементы, как знание, язык, региональное ДНИ, художественный образ, художественная деятельность [7].

Согласно данной концепции, первым основополагающим элементом является знание, определяемое в педагогике как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы и т.д.) [5]. К каноническим знаниям можно отнести: законы композиции декоративно-прикладного произведения, главные элементы декора и их применение, композиционные мотивы, символическое значение мотивов и цвета; колорит, технологию исполнения, технические приемы и способы работы разнообразными художественными материалами, а также знания о процессе творчества и языке выразительности. Универсальные знания выступают связующим звеном между прошлым и настоящим художественным опытом, овладение которыми является основой развития художественной деятельности [8]. Процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству Западной Сибири предполагает формирование знаний о ковроткачестве, Урало-Сибирской росписи, тобольской резной кости, домовой резьбе. У учащихся необходимо формировать знания об утилитарном назначении предметов; материалах и способах работы с ними; о последовательности изготовления произведений; принципах их декоративного оформления, колористического решения; о творчестве региональных художников.

Приобретение знаний учащимися о специфике декоративно-прикладного искусства должно отражаться на уровне восприятия, обретая определенную глубину, формировании объективных оценочных суждений. Развитие художественного восприятия позволит учащимся адекватно анализировать, осмысливать содержание и средства выразительности произведения. Высшим уровнем понимания произведения является умение оценить его художественные качества и высказать оценочные суждения. Обучение принципам анализа и оценки декоративно-прикладных произведений происходит в ходе реализации содержания образования и должно быть выстроено с учетом содержания предмета, психолого-педагогической характеристики и уровнем восприятия учащихся.

В комплексной оценке должны раскрываться художественное содержание и выразительные средства произведения, его этнокультурная основа, стилистическая характеристика, определяться его историческая значимость.

В процессе организованного восприятия региональных декоративноприкладных произведений необходимо формировать у учащихся умения определять взаимосвязь технологии исполнения, свойств материала, утили-

тарных и эстетических качеств изделий; выявлять главные элементы, средства художественной выразительности, раскрывать смысл орнаментальных мотивов в декоре; обосновывать собственное отношение к произведению.

Основой изучения декоративного искусства является организация художественной деятельности, трактуемая М.С. Каганом как органическое слияние четырех основных видов деятельности: познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, и общение. При этом в художественной деятельности происходит не просто взаимодействие данных видов деятельности, а перерастание их в новое качество - художественный образ [9].

Следовательно, в процессе художественной деятельности в контексте регионального искусства, познание - процесс получения нового знания, открытие неизвестного ранее в региональном декоративном искусстве; преобразование реальности - создание средствами прикладного искусства вещи, обладающей художественной ценностью. Ценностная ориентация - формирование определенного отношения к материальным и духовным ценностям, системы установок, убеждений, предпочтений, выраженного в оценочных суждениях, что характеризует художественный вкус личности; общение -это процесс взаимодействия между учащимся, педагогом, народным мастером. Художественная деятельность подразумевает преобразование теоретического знания в действенный опыт личности, посредством последовательного решения изобразительных задач, что углубляет способность восприятия и является необходимым условием развития художественного вкуса.

В процессе изучения художественных промыслов Западной Сибири учащиеся с помощью педагога должны овладеть технологией создания прикладных произведений, освоить схемы построения орнамента, приемы организации композиционного центра, законы декоративной композиции. Учащиеся должны научиться применять средства художественной выразительности в процессе создания эскиза произведения в традициях регионального декоративно-прикладного искусства, придерживаться последовательности выполнения произведений, традиционного композиционного и колористического строя.

Опыт осуществления способов художественной деятельности повышает уровень усвоения и понимания учащимися изученного материала, языка декоративно-прикладного искусства и, соответственно, уровень художественного вкуса, который формируется в процессе выполнения практических заданий.

Четвертый элемент содержания - язык, который является знаковой системой, используемой для целей коммуникации и познания, и посредством которого, согласно Л.А. Ивахновой, усваиваются знания о форме, цвете, декоре в декоративно-прикладном искусстве [12], формируется способность адекватно воспринимать и постигать произведение. Следовательно, необходимо изучение и понимание языка декоративно-прикладного искусства как средства художественной выразительности. Понимание языка трактуется

как оперирование знаками и образами, имеющими вещественные, чувственно воспринимаемые характеристики. Сказанное означает, что язык учебного предмета не может быть сведен только к звуковой речи, а должен представлять собой знаки, чувственно воспринимаемые образы, обеспечивающие быстроту и полноту восприятия и в основе которых лежат знания [7].

Языку декоративно-прикладного искусства свойственны обобщенность и плоскостность изображения, художественная условность, орнаменталь-ность. Здесь по-иному используются художественные средства: форма, объем, линия, ритм, цвет, фактура. Знание специфики преображения окружающего мира через символ, знак, образ, используемые в декоративном искусстве, позволит грамотно подойти к прочтению учащимися декоративно-прикладных произведений своего региона.

При изучении художественных промыслов Западной Сибири под руководством педагога дети постигают форму, колористический строй изделий, орнаментальные мотивы, принципы построения и ритмическую организацию орнаментов, символику смысловых значений, фактуру и цвет материала, способы его обработки для создания выразительности образа.

Вышеизложенный материал по декоративно-прикладному искусству западносибирского региона можно отнести к канонизированным знаниям, которые на протяжении многих десятилетий остаются неизменными, в итоге они приобретают форму «классических» знаний или народных традиций национальной культуры [7].

Опыт восприятия, сформированные знания, практические умения и навыки позволяют глубже воспринимать и прочитывать художественный образ декоративно-прикладного произведения, который объясняется как некая психологическая целостность, возникающая при непосредственном восприятии или представлении предмета, предусматривающая единство материала, формы изделия, функционального предназначения, качества выделки, конструкции изделия, а также его декоративных свойств: цвета, фактуры, орнамента. Художественный образ в прикладном искусстве отличает меткие, продуманные и правдивые характеристики конкретного образа, переданного с большой выразительностью, причем форма всегда предельно лаконична. Все второстепенное отбрасывается, уступая место главному, которое выявляется особенно четко. Такая художественная трактовка образа в декоративно-прикладном искусстве делает его особенно понятным и доступным для восприятия. Художественный образ произведения формируется в сознании зрителя и подвергается метаморфозам в зависимости от индивидуального опыта, знаний, чувств, от стимула интересов, от предварительных установок и первых оценок, от потока информативных сведений, которые оказывают влияние, в том числе на развитие художественного вкуса школьников [1].

Знания, владение языком, осмысление художественного образа позволяют глубже понять особенности, оценить своеобразие регионального деко-

ративно-прикладного искусства, которое является следующим элементом содержания образования. Для введения регионального искусства в учебные предметы необходимо определить инвариант (совокупность основных признаков всех его конкретных реализаций и тем, объединяющих их), который отражает его специфику и может служить элементом конструирования содержания учебной дисциплины [7].

Выявленную совокупность основных признаков декоративно-прикладного искусства западносибирского региона необходимо включать в содержание обучения (в вариативную часть), направленного на формирование у учащихся системы знаний о материальных и духовных ценностях своего края, о декоративно-прикладном искусстве западносибирского региона, совершенствование практических навыков, что найдет отражение в суждениях учащихся и их художественно-творческой деятельности.

Следующий элемент содержания - формирование опыта творческой деятельности - предполагает самостоятельное решение новых для ученика проблем. Для организации этого способа усвоения необходимо конструировать художественные проблемы, включать их в контекст изучаемых знаний, делить трудную проблему на подпроблемы, следить за ходом их разрешения и направлять его [7].

Ивахновой Л.А. выявлены ступени творчества, связанные с видами содержания образования: «репродукция», без которой невозможно собственное творчество, и пара «репродукция - творчество», имеющая промежуточное звено - воспроизведение, или творческую интерпретацию. Последнее предусматривает разработку собственных эскизов, выполнение тематических композиций, в которые учащийся вносит собственное понимание прекрасного, проявляя чувство меры, понятие гармонического единства содержания и формы, что свидетельствует об уровне развитости художественного вкуса учащегося.

В процессе изучения региональных художественных промыслов полезны задания по копированию исторического образца, составлению собственных вариантов орнаментальных композиций из традиционных элементов и мотивов, акцентируя внимание на связь декора с формой украшаемого предмета, его функциональным назначением.

Таким образом, развитие художественного вкуса учащихся ориентировано на формирование теоретических знаний в области декоративно-прикладного искусства Западной Сибири, умений анализировать и оценивать произведения, практических умений и навыков, понимание его языка и овладение опытом творческой деятельности. Изучение специфических особенностей регионального декоративно-прикладного искусства и теоретических изысканий в области его внедрения в дисциплину «Изобразительное искусство» открывает широкие перспективы для совершенствования содержания и методики развития художественного вкуса школьников.

Список литературы:

1. Анализ и интерпретация произведения искусства [Текст]: учебное пособие / Н.А. Яковлева, Е.Б. Мозговая, Т.П. Чаговец и др. / под ред. Н.А. Яковлевой. - М.: Высшая школа, 2005. - 551 с.

2. Барадулин В.А. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала [Текст] / В.А. Барадулин. - Свердловск: Средне.-Урал. кн. изд-во, 1987. - 128 с.

3. Валов А.А. Тобольская резная кость [Текст] / А.А. Валов. - Свердловск: Средне-Урал. кн. изд-во, 1986. - 199 с.

4. Витовтова Г.И. Производство художественных изделий русским населением Зауралья в XIX в. [Текст]: автореф. дисс. ... канд. истор. наук. / ГИ. Ви-товтова. - Барнаул, 1995. - 21 с.

5. Гутова Н.В., Созонова С.Д. Теория и методика профессионального обучения в средних специальных учебных заведениях [Текст]: учебное пособие / Н.В. Гутова, С.Д. Созонова. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007. - 176 с.

6. Закон Российской Федерации «Об образовании» (Образование в документах и комментариях). - 2-е изд. - М.: Астрель, 2002. - 75 с.

7. Ивахнова Л.А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства [Текст]: учебное пособие / Л.А. Ивахнова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Омск: Изд-во ОмГПУ 2003. - 130 с.

8. Ивахнова Л.А. Научные основы подготовки учителя к конструированию содержания учебных предметов [Текст]: монография / Л.А. Ивахнова. -Алматы: Гылым, 1995. - 192 с.

9. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

10. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры [Текст] / М.А. Некрасова. - М.: Изобраз. искусство, 1983. - 296 с.

11. Полынская И.Н. Приобщение школьников к национальной культуре хантов на уроках изобразительного искусства [Текст]: учебно-методическое пособие / И.Н. Полынская. - Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского института, 2001. - 149 с.

12. Сезева Н.И. Ковры России. Тюменский ковер [Текст]: альбом / Н.И. Сезева. - М.: Интебук-бизнес, 2009. - 160 с.

13. Чуйко Л.В. Резной декор деревянной архитектуры: Омск и Тара, конец XIX - втор. пол. XX в [Текст]: монография / Л.В. Чуйко. - изд. 2-е, испр. и доп. - М: Наука, 2005. - 295 с.

14. Шайхдинова Н.Х. Деревянная резьба Тюмени [Текст] / Н.Х. Шайх-динова. - Свердловск: Средне-уральское книжное изд-во, 1984. - 160 с.

15. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования [Текст]: пособие для учителей / Т.Я. Шпикалова. - М.: Просвещение, 1974. - 159 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.