Научная статья на тему 'Особенности организации восприятия подростками произведений декоративно-прикладного искусства'

Особенности организации восприятия подростками произведений декоративно-прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
724
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Давалева Д.А.

В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты проблемы развития художественного восприятия учащихся в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству. Выявляется сущность понятия «художественное восприятие декоративно-прикладного искусства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Давалева Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации восприятия подростками произведений декоративно-прикладного искусства»

В творческих проектах разрабатывается идея насыщенная разными символами одного и того же изображения. Петух А. при характеристике Александра III обращается к образу железной дороги как символу. Первое его значение - активное железнодорожное строительство; второе - развитие тяжелой промышленности на основе строительства железных дорог; третье -фрагмент обрывающегося железнодорожного полотна выступает символом преждевременного завершения жизни государя.

Использование идей коллажа в пространственном оформлении предложила В. Степанова. Проект посвящен императрице Марии Федоровне. В основу проекта положена идея проникающих пространств. Три стекла помещены друг за другом на общей деревянной основе. Стеклянные плоскости являются воплощением единения временного и концептуального пространства. На среднем стекле (центр композиции) находится портрет Марии Федоровной (жены Павла I) и Марии Александровны (жены Александра II), заложивших основы благотворительности в России. На третьем стекле размещен символический рисунок, олицетворяющий идею благотворительности: на фоне желтого круга - дарующие ладони, протянутые к людям. В перспективе портрет Марии Федоровны на первом стекле оказывается в объятиях двух ладоней. На переднем стекле расположены фотографии основных учреждений, курируемых императрицей как материальные символы ее деятельности.

Анализ творческих проектов студентов показывает эффективность коллажа как способа развития исторического мышления, формы реализации индивидуальных творческих способностей, средства формирования интереса к истории, побуждения тщательно работать с Интернет-ресурсами. Завершается работа по созданию коллажа формированием чувства уважения и гордости к истории своей страны.

Полученные студентами навыки создания творческих проектов могут быть использованы в процессе будущей профессиональной деятельности.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

© Давалева Д.А.*

Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск

В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты проблемы развития художественного восприятия учащихся в процессе

* Старший преподаватель кафедры Дизайна, изобразительного искусства и методик преподавания.

приобщения к декоративно-прикладному искусству. Выявляется сущность понятия «художественное восприятие декоративно-прикладного искусства».

Ключевые слова художественное восприятие, художественный вкус, декоративно-прикладное искусство.

Одной из важнейших задач современного художественного образования является развитие художественного вкуса учащихся, который выступает как направляющая сила художественного развития, ведет личность в сложном лабиринте искусства, способствуя овладению художественным опытом и вырабатывая навыки пользования собственными творческими силам. Художественный вкус взаимосвязан со способностью тонко и полно чувствовать, видеть, переживать и оценивать прекрасное, следовательно, исходным этапом в его совершенствовании является развитие художественного восприятия. В связи с этим, возникает необходимость изучения специфики и закономерностей восприятия учащимися произведений искусства с учетом особенностей его видов, возрастных особенностей восприятия, а также подходов к управлению процессом развития художественного восприятия учащихся, что позволит разработать методологические аспекты развития художественного восприятия.

В научных трудах художественное восприятие выступает как психический процесс, протекающий в ходе общения человека с произведениями искусства, «благодаря которому формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность творить в искусстве» [12, с. 63].

Эта мысль получила развитие в трудах В.Б. Блока, Н.Н. Волкова, В.С. Кузина, А.А. Мелик-Пашаева, С.Х. Раппопорта, рассматривающих процесс художественного восприятия во взаимосвязи с такими сторонами психической жизни, как мышление, представления, художественные и эстетические эмоции [4].

Развитие художественного вкуса невозможно без развитого визуального восприятия, представляющего собой, по мнению Р. Арнхейма, активное изучение объекта, выявление специфических особенностей, сопоставление их в сознании, анализ и организацию их в целостный образ [2]. В зависимости от вида художественного произведения свойства визуального восприятия (целостность, осмысленность, апперцепция, избирательность, константность), постижение и оценивание его обретают специфические особенности [5].

В декоративно-прикладном произведении особенности натуры воспроизводятся в условно-перевоплощенном виде, что дает возможность целостно, то есть обобщенно получать информацию об отдельных свойствах и качествах художественного произведения в виде различных ощущений.

Декоративно-прикладному искусству свойственен принцип одновременного решения утилитарных и декоративных задач, влияющий на осмыс-

ленность восприятия - понимание, поиск наилучшего толкования и пояснения произведения. Декоративно-прикладное искусство характеризуется рядом устойчивых и неизменных особенностей: форма предмета, цветовое и орнаментальное решение и т.д. Умение воспринимать относительную устойчивость воспринимаемых признаков предметов даже при изменении условий восприятия называется константностью [9].

Процесс накопления теоретических знаний, опыта личности, умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства влияет на качество и полноту восприятия предметного мира; данная зависимость в понимании ученых выступает как апперцепция, проявляющаяся в избирательности восприятия - предпочтении выбора одних объектов или их свойств, признаков перед другими [2].

Процесс восприятия произведений декоративно-прикладного искусства специфичен в силу особого признака - декоративности (от лат. decoro - украшаю), который является качественной особенностью произведения, определяется его композиционно-пластическим строем, выступает как форма одновременного выражения красоты, содержания и художественной образности [13]. Декоративность может выступать в двух качествах: внутренней и внешней. Первая присуща конструкции, композиции, форме, вторая выступает как дополнительное украшение [11]. Декоративность формирует такие свойства декоративно-прикладного искусства, как непосредственность, условность, праздничность, наивность, наиболее доступные детскому восприятию. Декоративно-прикладное искусство и детское творчество имеют ряд схожих особенностей: целостность, объясняемая вниманием к главному; эмоциональность; преображение натуры [17].

Активное включение декоративно-прикладного искусства в учебный процесс стимулирует художественное восприятие учащихся, побуждает к творческой деятельности, формирует оценочные суждения, создавая условия для развития художественного вкуса. От полноты и яркости восприятия произведений декоративно-прикладного искусства зависит сила и глубина переживаний, под влиянием которых, по мнению Б.Т. Лихачева, формируются художественно-эстетические идеалы и вкус [10]. В художественной деятельности восприятие как процесс считывания и осознания наиболее важных моментов действительности реализуется в разработке и воплощении замысла произведения [9, с. 87].

Таким образом, художественное восприятие декоративно-прикладного искусства трактуется как ряд взаимосвязанных психических процессов, выражающихся в целенаправленном созерцании единства утилитарно-эстетических функций, композиционной трактовки, технологии создания произведений, суждениях учащихся о художественных достоинствах произведений и воплощающихся в практической художественной деятельности, что в совокупности способствует развитию художественного вкуса.

Процесс восприятия произведений искусства, по мнению И.Л. Бочкаре-вой, П.А. Кудина, Б.Ф. Ломова, А.А. Митькина, Б.С. Мейлаха, С.Х. Раппопорта, состоит из ряда последовательных фаз: предкоммуникативной, дающей общую информацию о произведении; коммуникативной, наполняющей воспринимаемое произведение содержанием; посткоммуникативной, характеризующейся оценкой увиденного и осмысленного. Последнее положение напрямую апеллирует к понятию художественный вкус, непременным условием которого является наличие оценочных суждений [15]. Однако авторы рассматривают проблему фазности восприятия произведений искусства в целом, не выявляя специфических особенностей восприятия конкретного вида изобразительного искусства, особенностей восприятия различных возрастных групп. Восприятие декоративно-прикладных произведений, согласно теории фазности, включает три стадии. Первая предполагает определение учащимися отрасли прикладного искусства в зависимости от материала (дерево, текстиль), вида декоративного произведения, техники исполнения (резьба, роспись), функционального назначения (мебель, посуда).

На второй стадии необходимо раскрыть композиционные средства, используемые для создания образа, специфику языка декоративно-прикладного искусства (через постижение символики элементов и цвета, смысла образов). Изучается орнаментальный строй с учетом формы и утилитарного назначения предмета; выявляются главные и второстепенные элементы, что приводит к пониманию специфики композиционного строя произведения.

На третьей стадии формируется оценка образа на основании внимательно рассмотренных и понятых фрагментов произведения. Раскрывается художественно-смысловое значение орнаментальных мотивов, происходит прочтение, понимание особого «текста», в ходе которого вскрываются более глубокие пласты содержания произведения.

Большое значение в организации процесса общения с искусством имеет знание условий восприятия произведений. Волков Н.Н. выявляет три группы условий: внешние условия; настроенность и установка зрителя; общая подготовленность и эстетическая отзывчивость [4].

К внешним условиям относятся количество произведений, время восприятия. Произведение декоративно-прикладного искусства в силу своей специфичности не требует длительного смотрения, однако нуждается в трактовке цвета, сюжета, композиции.

Условие настроенности зрителя на восприятие объясняется ученым, с одной стороны, как опора на предшествующую систему культуры, исторически закрепленную в сознании предыдущим опытом поколений, с другой -как рецепционная установка, порождающая ожидание и настраивание на восприятие декоративно-прикладного произведения. Говоря об установке, Н.Н. Волков подчеркивает важность мотивации, направляющей восприятие. Мощным фактором создания установки является разъясняющее слово учителя о произведении, открывающее доступ к его внутренним связям, смыслу.

Условие общей подготовленности зрителя и его отзывчивости предполагает глубокое проникновение в содержание произведения, понимание его структуры, осмысленное рассмотрение формы и внешних средств выражения [4]. Знание специфики декоративно-прикладного искусства, понимание его языка способствует глубокому постижению произведения. Отзывчивость - эмоциональный отклик на единство формы и содержания произведения, трактуемое в декоративно-прикладном искусстве как синтез красоты и пользы, способный вызвать богатство ассоциаций [1]. Из этого следует необходимость формирования эмоциональности восприятия произведений.

Данные условия являются предпосылкой к активному, полноценному и адекватному общению с произведениями декоративного искусства, что сказывается на уровне оценочных суждений, вкуса личности.

Степень постижения декоративно-прикладных произведений зависит от уровня восприятия. Анализ трудов Е.П. Зальцман позволил определить уровни восприятия произведений декоративно-прикладного искусства. Нулевой уровень характеризуется предметно-действенным восприятием; форма произведения не воспринимается как художественная ценность, зритель не видит соответствия между отдельными частями предмета и с целым, взаимосвязи конструктивно-пластического решения и технологии изготовления произведения. Декоративные свойства (цвет, фактура, орнамент) воспринимаются интуитивно; отсутствует понимание смыслового содержания орнамента; произведение оценивается только с позиции красоты.

К признакам первого уровня относятся перечисление увиденных объектов, неспособность целостно воспринимать и анализировать содержательную форму произведения, взаимосвязывать декор с формой и назначением предмета. Данный уровень отличается эмоциональностью.

Второй уровень отличает умение анализировать форму как художественную ценность, конструкцию, соотношение частей, выразительные средства (цвет, пропорция, ритм), эмоционально-смысловую значимость произведения.

Третий уровень характеризует осмысление содержательной формы; взаимосвязи средств выразительности, слитых в единый художественный образ произведения, знаковой метафоры, сущности декоративно-прикладных произведений, переживание художественных ценностей.

Четвертый уровень отличает умение избрать верный ход восприятия, направленный на постижение единства формы и содержания, понимание стиля как выражения миропонимания, способность определять культурную принадлежность и художественную ценность вещи, самостоятельная аргументированная оценка произведения [5]. Уровни восприятия во многом обусловливают уровень художественного вкуса.

Процесс организации общения учащихся с искусством возможен при условии опоры на возрастные закономерности восприятия. Характеризуя вос-

приятие произведений искусства подростками, А.В. Бакушинский, В.А. Гуру-жапов, Г.Н. Кудина, Л.А. Ивахнова, З.Н. Новлянская указывают в качестве основных особенностей отсутствие установки на восприятие, отождествление искусства с реальностью, сложности в понимании и оценке образного строя, изобразительных средств, языка искусства, содержательной и художественной формы, а также в выражении отношения к произведению. Психологами отмечается утрата у детей (11 -12 лет) способности к чувственному познанию эмоционального контекста произведения, играющего решающую роль в понимании замысла; снижение творческого потенциала восприятия, способности интерпретации образа. Суждение о произведении приобретает объективный, но несколько отстраненный характер [3, 6]. Следовательно, художественное восприятие подростка - процесс сложный и противоречивый, уровни которого зависят от специфики произведения, степени ее близости опыту ребенка; совершенства знаний и возможности реализации их в практической деятельности. Сложности формирования качества восприятия искусства объясняют сложности развития художественного вкуса.

Полноценное понимание языка декоративного искусства зависит от уровня восприятия, что с особой силой поднимает проблему его развития, которое следует понимать как процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований [16]. В научных трудах описаны различные подходы к решению проблемы развития художественного восприятия учащихся.

Развитие восприятия через процессы переживания и познания рассматривает А.В. Бакушинский [3]. Работа по организации художественного восприятия-созерцания представлена в двух направлениях: переживания (с преобладанием эмоционально-волевых моментов) и познания (с преобладанием логически-мыслительных процессов). Первый акт является основным и изначальным, подлинно художественным, второй содействует выявлению художественного образа. Из сказанного следует, что организация эмоционально окрашенного восприятия с последующим включением познавательных процессов позволяет оценить художественный образ.

Процесс общения с искусством, по мнению автора, должен выстраиваться исходя из ступеней восприятия произведения: от восприятия элементов картины на плоскости переходить к восприятию действия в произведении, к осмыслению его образного строя.

В основе аналитического изучения, согласно А.В. Бакушинскому, должно быть глубокое, творческое переживание искусства, поскольку не пережитое до конца художественное произведение не может быть понято, не может быть подлинной, художественной и культурной ценностью [3]. Эмоциональная атмосфера в ходе восприятия произведения является необходимым условием понимания изобразительного искусства, но характерные качества

художественного образа не могут быть освоены учащимися на должном уровне, поскольку автор делает акцент только на словесных способах управления процессом восприятия произведений искусства [14]. Проникновение в пространство произведения возможно при наличии у ребенка достаточного опыта изобразительной деятельности. Овладение опытом творческой деятельности, освоение языка искусства и средств художественной выразительности позволит адекватно оценить художественное произведение и придать личностный смысл воспринятому.

Взаимосвязь особенностей детского рисунка с уровнем восприятия изображаемого предмета в свое время доказал Е.И. Игнатьев, согласно которому целенаправленное восприятие объекта отражается на качестве рисунков и увеличении в них деталей [7].

Развитие восприятия во взаимосвязи познавательной и практической деятельности рассматривает Е.М. Торшилова. Автор отмечает необходимость в процессе знакомства с искусством обучения осмысленному восприятию и ценностному отношению к нему, что формирует художественные суждения учащихся, через отзывчивость на единство формы и содержания, развитие художественной эрудиции с привлечением широкого спектра ассоциаций, что находит отражение в художественно-творческой деятельности [18].

В работах Г.Н. Кудиной, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской процесс развития художественного восприятия базируется на ряде принципов. Принцип понимания языка изобразительного искусства, художественных средств выразительности способствует формированию восприятия художественно-смыслового значения предмета, аналитическому подходу к декоративно-прикладному произведению, эмоциональному отношению к нему.

Принцип взаимодействия в обучении собственного творчества и художественного восприятия предполагает обучение учащихся приемам и технологии создания художественного образа с опорой на приобретенные знания о специфике языка искусства [8].

Опора на данные принципы предоставляет возможность организовать адекватное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства, знакомство с его языком и средствами выразительности образа, художественно-творческую деятельность, которые являются важными компонентами в развитии восприятия и совершенствования вкуса.

Таким образом, организация общения учащихся с декоративно-прикладным искусством предполагает: опору на возрастные особенности и закономерности восприятия; отбор произведений, в которых наиболее ярко выражен художественно-образный строй; формирование системы знаний в области декоративного искусства, умений и навыков прочтения его языка, художественных средств выразительности и содержания произведения, раскрытия авторской позиции, а также практических умений и навыков в художественной деятельности. Изучение особенностей восприятия подростками

произведений декоративно-прикладного искусства имеет существенное значение для совершенствования процесса художественного образования и разработки методики развития художественного вкуса.

Список литературы:

1. Анализ и интерпретация произведения искусства: учебное пособие / Н.А. Яковлева, Е.Б. Мозговая, Т.П. Чаговец и др. / Под ред. Н.А. Яковлевой. -М.: Высшая школа, 2005. - 551 с.

2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - М.: Прогресс, 1974. - 392 с.

3. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание / А.В. Ба-кушинский / сост. Н.Н. Фомина, вступ. статьи Н.Н. Фомина, Т. А. Копцева. -М.: Карапуз, 2009. - 304 с.

4. Волков Н.Н. Восприятие картины / Н.Н. Волков. - М.: Просвещение, 1969. - 56 с.

5. Зальцман Е.П. Формирование способностей художественного восприятия у будущих учителей изобразительного искусства в процессе преподавания истории искусств / Е.П. Зальцман // Формирование художественно-творческой активности студентов: Тематический сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава и аспирантов высших учебных заведений Министерства просвещения Казахской ССР. - Алма-Ата, 1981. -С. 16-27.

6. Ивахнова Л.А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства: учебное пособие / Л.А. Ивахнова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. - 130 с.

7. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 187 с.

8. Кудина Г.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников / Г.Н. Кудина. - М.: Знание, 1988. - 173 с.

9. Кузин В.С. Психология: учебник / В.С. Кузин; под ред. Б.Ф. Ломова. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. школа, 1982. - 256 с.

10. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1992. - 528 с.

11. Лыкова Е.С. Методика развития декоративности в изобразительной деятельности младших школьников / Е.С. Лыкова // Проблемы художественного образования. - Омск: Изд-во ОмГУ 1997. - С. 40-46.

12. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / под ред. В.Н. Шацкой. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1995. - 184 с.

13. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - 22-е изд., испр. - М.: Русский язык, 1990. - 921 с.

14. Протопопов Ю.Н. Исследование восприятия произведений живописи у старшеклассников / Ю.Н. Протопопов // Восприятие изобразительного

искусства школьниками: сб. науч. тр. / под ред. Б.П. Юсова. - М.: Изд-во АПН СССР, 1988. - С. 57-71.

15. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю / С.Х. Раппопорт. - М.: Советский художник,1978. - 237 с.

16. Реан A.A. Психология изучения личности / A.A. Реан. - СПб.: Михайлов, 1999. - 288 с.

17. Рондели Л.Д. Декоративно-прикладное искусство / Л.Д. Рондели. -М.: Просвещение, 1984. - 143 с.

18. Торшилова Е.М. Психолого-педагогические проблемы восприятия классического изобразительного искусства младшими школьниками / Е.М. Торшилова // Эстетическое воспитание школьников в музее. - М.: Педагогика, 1986. - С. 24-35.

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

© Кириллова Л.С.*

Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь

Рассмотрены основные элементы социокультурной среды высшего учебного заведения, представлены организационно-педагогические условия развития социокультурной среды вуза. Даны определения таким понятиям как: «культурная среда», «социокультурная среда», «социальное образование», «социальная компетентность».

В настоящее время важное место в воспитании молодого поколения отводится высшей ступени образования, реализующей программы подготовки специалистов, бакалавров, магистров высшего уровня квалификации. Процесс приближения развития высшего профессионального образования в нашей стране к тому пути, по которому развивается европейское образование, потребовал пересмотра основного результата образования, то есть наличие у выпускников определенных компетенций [1]. Данный подход к образованию личности предполагает наличие у нее общекультурной и профессиональной эрудиции; знание фундаментальных работ в различных областях; способность использовать источники на иностранных языках; участие в практической общественной, культурной и профессиональной деятельности; сформированность взглядов, убеждений и умение их самостоятельно оценивать; духовной, нравственной и гражданской культуры; развитой интеллектуальности.

* Старший преподаватель кафедры Общей педагогики, дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.