Научная статья на тему 'Традиционное народное искусство Западной Сибири: черты феномен'

Традиционное народное искусство Западной Сибири: черты феномен Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1764
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ДОМОВАЯ РЕЗЬБА / ТРАДИЦИИ / КРЕСТЬЯНСКИЕ ИЗДЕЛИЯ / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ / PEASANTS' WARES / TRADITIONAL FOLK ART / ARTISAN PRODUCTION / HOUSE FRETWORK / TRADITIONS / AESTHETIC IDEAL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Амиржанова Айна Шугаевна

Представленная статья затрагивает значимые для искусствоведения вопросы это феноменальные черты традиционного народного искусства Западно-Сибирского региона. Автор анализирует исследования, посвященные проблеме народного и декоративно-прикладного искусства, приводит мнения известных исследователей традиционного искусства и утверждает, что это самостоятельный тип художественного творчества. В статье подробно рассматривается та область народного художественного творчества, которая изначально связана со всей историей данного народа, его обычаями и обрядами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional folk art of Western Siberia: lines are the phenomenon

The article under consideration deals with the problems of the phenomena features of the West Siberia traditional folk arts which are significant for study of art. The author analyzes the research works concerning the problem of folk and decorative and applied arts citing well-known researchers of the traditional art and affirms that it is separate type of creative work. There is a thorough investigation of the part of the folk creative work which is originally associated with the whole history of the particular people, its customs and traditions, in the article.

Текст научной работы на тему «Традиционное народное искусство Западной Сибири: черты феномен»

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (98) 2011

творчества сменился деструктивным отношением к жизни, признанием самореализующей силы разрушения без учета его гуманистического содержания и смысла. В таком контексте понятие «творчество» приобретает отрицательный оттенок и переходит в форму негативной самореализации. При этом стирается грань между созидательной и деструктивной самореализацией, которая в новой форме отождествляется с успехом, которым неизбежно обладает успешный супермен.

Библиографический список

1. Гриневич, Л. А. Формирование общенациональных ценностей российской молодежи средствами социально-культурной деятельности / Л. А. Гриневич. — Барнаул : АлтГАКи, 2009. — С. 3, 8.

2. Дунюшкина, Д. Влияние мультфильмов на детей / Д. Дунюшкина // Гауранга. Золотой век. — 2010. — №3. — С. 9.

3. Дробышева, Е. Э. Аксиологический анализ феномена массовой культуры / Е. Э. Дробышева // Вопросы культурологии. — 2010. - №2. - С. 93-98.

4. Флиер, А. Я. Массовая культура и ее социальные функции / А. Я. Флиер//Общественные науки сегодня. — 1998. — №6. — С. 34.

5. Юренев, Р. Чудесное окно / Р. Юреньев. — М.: Просвещение, 1973. - С. 164.

6. Хилько, Н. Ф. Аксиологическое содержание экранной культуры / Н. Ф. Хилько, В. В. Стебляк // Экология культуры и творчества в экранном медиаобразовании : сб. статей. — Омск: СФРИК, 2004. - 110 с.

7. Дробышева, Е. Э. Искусство в поисках аскиологических оснований архитектоники культуры / Е. Э. Дробышева // Вопросы культурологии. — 2010. — № 2. — С. 66 —71.

ХИЛЬКО Николай Фёдорович, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры кино-, фото-, видеотворчества.

Адрес для переписки: e-mail: fedorovich59@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.02.2011 г.

© Н. Ф. Хилько

УДК 7.067.26 (925.11) Д. Ц|. ЛМИРЖЛНОВЛ

Омский государственный институт сервиса

ТРАДИЦИОННОЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ СИБИРИ: ЧЕРТЫ ФЕНОМЕН_________________________________________

Представленная статья затрагивает значимые для искусствоведения вопросы — это феноменальные черты традиционного народного искусства Западно-Сибирского региона. Автор анализирует исследования, посвященные проблеме народного и декоративно-прикладного искусства, приводит мнения известных исследователей традиционного искусства и утверждает, что это самостоятельный тип художественного творчества. В статье подробно рассматривается та область народного художественного творчества, которая изначально связана со всей историей данного народа, его обычаями и обрядами.

Ключевые слова: традиционное народное искусство, ремесленное производство, домовая резьба, традиции, крестьянские изделия, эстетический идеал.

Народное искусство своими корнями уходит в глубь веков и вместе с тем является неотъемлемой частью культуры наших дней. Рассмотрим некоторые особенности традиционного народного искусства Западно-Сибирского региона.

Каждая из областей богатого и разнообразного мира народного творчества, будь то резьба или роспись по дереву, вышивка, ткачество, кружевоплете-ние, гончарство и т. д., имеет свой образно-художественный строй и свою историю развития. Однако наряду со спецификой и своеобразием каждого вида народного творчества все они обладают определенными общими стилевыми формами, едиными закономерностями и некоторыми общими тенденциями развития.

Народное искусство развивается и функционирует в системе культуры как самостоятельный тип художественного творчества. Оно развивается по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельная целостность взаимодействует с дру-

гим типом творчества — искусством профессиональных художников. Развиваясь только в рамках традиционных ценностей, народное искусство отнюдь не может стать несовременным; оно современно всем эпохам, в чем проявляется сила его народности. Народное начало, тесно связанное с национальным характером, пронизывает творчество всех слоев населения и определяет связь времен. Необходимо отметить, что народное искусство может быть источником идей и вдохновения как для профессиональных мастеров, так и для студентов, обучающихся художественным специальностям. Но суть его развития не в том, чтобы слиться с искусством профессиональных художников, а в том, чтоб определиться как типу творчества в собственной целостности [ 1 ].

Подпонятием «народное искусство» В. М. Василенко определяет в основном как крестьянское творчество. Взаимоотношение крестьянского искусства с городским автор рассматривает не только в плане влияния городского искусства на крестьянское, но и

в плане расширения художественной образности самого народного искусства [2]. Таким образом, социальная природа народного искусства оказывается гораздо шире традиционного понятия крестьянского творчества.

Произведение народного искусства, подобно произведениям искусства профессионального, воспринимается А. В. Бакушинским как «центр творческих сил», как «оформленный сгусток творческой энергии, который вводится в жизнь художником, а затем действует индивидуально и социально» [3].

М. А. Некрасова рассматривает народное искусство как творческую, культурную, историческую систему и справедливо считает, что только особенно своеобразное в национальных системах, в системах региональных, в системах школ народного искусства может определить жизнь народного творчества как культурного очага [4].

Многие вопросы народного искусства были обобщены и прекрасно освещены в специальной главе в книге М. В. Алпатова «Всеобщая история искусства». Автор отмечает, что художественной обработке дерева принадлежит исключительное место в истории русского крестьянского творчества. Она тесно связана со всем искусством Древней Руси: с деревянной резной архитектурой, с плотничным и резным делом, в котором русские люди были столь искусны. Народное декоративное искусство было той областью, где, наряду с памятниками архитектуры, скульптуры и живописи, русский народ сумел создать совершенные по красоте произведения искусства, которые сложились в результате работы многих поколений. Отсюда их предельная простота, строгость и добротность [5].

На наш взгляд, одним из первых исследователей народного изобразительного творчества, который признал высокую художественную и научную ценность «крестьянского» искусства, был В. С. Воронов, определявший художественные традиции как «народный стиль». По мнению ученого, декоративность, конструктивность и орнаментальность в крестьянском бытовом творчестве «утверждают неоспоримое право именоваться искусством» и «являются характерным суммарным признаком, по которому всегда можно отличить и выделить продукт художественного крестьянского труда» [6].

Под народным искусством подразумевается такая область народного художественного творчества, которая изначально связана со всей историей данного народа, его обычаями, обрядами, празднествами, хозяйственной, промысловой деятельностью, постройкой и украшением жилья, изготовленим одежды, утвари, орудий труда и т. д. Произведения народного искусства своей выразительной формой, приемами обработки материала, функциональным назначением несут информацию о времени и месте своего происхождения, о среде, в которой им было предназначено жить. Через эти признаки раскрывается соотнесенность произведения с целостной системой предметного мира данной эпохи и народа. В этой системе раскрывается характер взаимодействия предметов между собой и с человеком. В зависимости от этих отношений формируется структура художественного образа произведений народного искусства. Это искусство формировалось и передавалось из поколения в поколение. К такому искусству человек приобщался с детских лет. Так, вырастая в среде старых мастеров, дети уже в раннем возрасте мастерили разные орудия труда, стремились вырезать и раскрасить их так же красиво, как это делали их отцы и

деды. Преемственность трудовых навыков поддерживалась на протяжении жизни нескольких поколений мастеров.

Как известно, традиционное народное искусство Западной Сибири, в частности, деревянная архитектура и домовая резьба, пропитано национальным своеобразием и неповторимостью. Творческий потенциал был настолько мощным, емким, что смог переработать свое и пришедшее из европейской части страны и создать нечто, достойно вошедшее в сокровищницу народного искусства. Искусствовед Л. В. Чуйко в монографии «Резной декор деревянной архитектуры: Омск и Тара, конец XIX — вторая половина XX века» отмечает, что изучение резного декора городской деревянной архитектуры является на сегодняшний день одной из актуальных проблем, особенно в связи со стремительным и необратимым процессом исчезновения исторической жилой застройкой [7].

Специфика традиционной культуры Сибири, в том числе декоративно-прикладного искусства, промыслов и ремесел, связана с историческим прошлым этой территории. Так называемая базовая культура коренных народов (в первую очередь самодийской, финно-угорской и тюркских групп) ассимилировалась на протяжении всего исторического развития. Сибири осваивалась представителями казачества, затем возникли поселения старообрядцев, «самоходов» из центральных областей, русского Севера, Украины и из Белоруссии, здесь жили польские ссыльные, декабристы, поволжские немцы и калмыки и, наконец, сюда хлынул поток рабочей силы с Кавказа, из Башкирии, Татарстана в период освоения Западно-Сибирского нефтегазового комплекса [7].

Поселения первопоселенцев-казаков — это обнесенные рвами остроги и часовые башни, часовни и казенные дома. Все говорит о стратегическом значении данных поселений. Служивым людям не до красоты, главное — бдительность, защищенность и безопасность. Но вскоре, кроме казаков, здесь стали селиться крестьяне из европейской России. Они принесли специфические традиции, благодаря которым центральные районы Западной Сибири можно без преувеличения назвать музеем деревянного зодчества под открытым небом. По деревянным, а позднее каменным строениям, без труда определяется родословная и география переселенцев: пашенных крестьян, самоходов и т. д. Фасады домов — это своеобразная визитная карточка народа. Вот высокая подклеть — европейский север, а вот глухая корабельная резьба — признак Поволжья. Пропильная резьба всегда была характерна для Костромы, а крашеные наличники и фасады — для Украины. Глухое подворье и резные ворота — традиция, принесенная астраханскими мастерами, а вот пропильная буквенная резьба по карнизу — влияние Беларуси [7].

Зодчество занимает особое, ведущее положение в русской культуре Сибири. Декоративные формы и единство с природой — суровой, но богатой — составляют его главную художественную ценность. Истинная красота откроется только тому, кто не ограничится лишь осмотром зданий, а постарается почувствовать связь их с ландшафтом, улицами и площадями, с историей.

Эта линия приращения культуры региона и обустройства русскими своего культурного пространства в новых местах хорошо прослеживается в памятниках деревянной архитектуры. Русская архитектура в Западной Сибири до конца XVII в. была представлена исключительно деревянным зодчеством, которое можно условно разделить на три группы:

крепостное, церковное и гражданское. Освоение новой территории сопровождалось постройкой укрепленных пунктов-острогов, внутри которых располагались основные казенные здания (воеводская изба, казенные амбары, церковь, тюрьма, таможенная изба, гостиный двор и т. п.) [7].

В Западной Сибири предпочитали сосновые дома, лишь на опорные столбы использовали лиственницу. В районах Омского Прииртышья часть строений была из кедра, сплавляемого с верховьев Оми; избы поражали особой красотой, благодаря необыкновенной соразмерности отдельных частей и всего дома в целом. Русские плотники и на новом месте сохраняли выработанный в течение столетий принцип золотого сечения. Все в старинных избах было простым, логичным, лишенным каких-либо излишеств, все было подчинено практическому смыслу. Художественной обработке подвергались в первую очередь основные конструктивные элементы жилища. Охлупень, обращенный к фасадной стороне дома утолщением-корневищем, имел иногда причудливую природную форму. Деревенские зодчие, слегка обработав такой конец охлупня с помощью топора, лишь ярче выявляли, подчеркивали его фантастический вид. Чаще всего концу охлупня придавалась форма головы коня, птицы или оленя. Подобные завершения охлупня распространены в старых деревнях Томской и Омской областей.

Важные дополнения к характеристике проявления в Сибири культурных традиций русских крестьян, их мастерства в изготовлении бытовых вещей, которые можно причислить к художественным, вносят результаты современных исследований. Так, Г. И. Ви-товтова отмечает, что крестьяне Западной Сибири использовали разный материал: дерево, глину, шерсть, лен, металл, рог, кость. Каждому материалу была присуща своя техника работы с ним. У разных народов она близка, ибо продиктована свойствами материала. Но формы, декор бытовых вещей имеют своеобразие у каждого народа. В них выражалось народное видение красоты, вкуса, философское осмысление природных явлений [8]. Художественные изделия русских крестьян также имеют специфику. Прежде всего, следует отметить, что крестьянские изделия были рассчитаны на долгое служение, делались навек. Материал на их изготовление не жалели. К наиболее ценимым качествам относили прочность, добротность, основательность. В связи с этим большинство крестьянских вещей приобретает массивные формы. Постройки сибирских крестьян делались из крепких бревен, просторные, прочные. Крестьянская мебель, под стать постройкам, обычно была устойчивой, приземистой, прочной, простой по форме. Такова же крестьянская посуда. Все эти качества входят уже в круг эстетических понятий крестьян.

При щедром расходовании материала четко просматриваются крестьянский рационализм в изготовлении каждого изделия. В крестьянских изделиях всегда на первый план выступает красота материала. Мастера умели раскрывать присущие ему от природы эстетические свойства. Знание материала родилось не в Сибири, но прежний опыт был здесь полно применен. Для примера возьмем обработку дерева в Западной Сибири. Каждый вид древесины использовался с учетом его качеств. Тонкую резьбу делали на липе, посуду точили из березы и осины, сундуки изготовляли из сосны, кедр шел на постройки домов. Народные мастера знали художественные и практические особенности дерева, поэтому в одной постройке часто по-разному использовали различную древесину. На фундамент шла более прочная лиственница,

для жилого сруба лучшим деревом считалась сосна, так как она хорошо держит тепло и создает благоприятную для человека воздушную среду, для отделочных работ использовали кедр, т. к. он имеет красивую структуру тканей. Даже для того чтобы положить дерево в сруб, необходимы были знания его свойств. На внешнюю сторону сруба укладывали дерево бывшей северной стороной, где древесина была плотнее, годичные кольца мельче. Эта сторона меньше пропускала холод [7].

Остановимся на особенностях домовой резьбы как одного из видов традиционного народного искусства Омского Приртышья. Этот вид искусства интересен особенно тем, что резьба с течением времени становится элементом городской художественной культуры, переходит в современное декоративноприкладное искусство. Г. И. Витовтова подробно описывает, как работали сибиряки-резчики с разным материалом, для резьбы лучшим материалом считалась древесина лиственных пород: липы, осины, березы, ольхи. Липа в Сибири была любимым материалом, но к середине XIX в. липовые леса здесь почти полностью вырубили. Древесина липы, осины, ольхи позволяла выполнять тончайшие узоры. Осина ценилась еще и за то, что изделия из нее были легкими, прочными, могли долго храниться. Древесина березы плотнее, с нею сложнее работать, но на ней также делали тонкие узоры. Из хвойных пород деревьев выполняли домовую резьбу только с крупным орнаментом — это позволяло избежать скалываний вдоль годичных волокон и зрительного искажения формы рельефа. Сосна в крестьянской архитектуре шла на крупные украшения дома: причелины, фризы и пр. У ели годичные слои менее выражены, чем у сосны, поэтому из нее резали прялки, однако березовые прялки ценились дороже» [9]. Необходимо отметить, что и современными художниками-прикладниками эти традиции учитываются.

Другая особенность традиционного народного искусства — его утилитарная основа. Крестьянские художественные изделия должны были украшать быт и выполнять определенную практическую задачу. Костяная брошь, произведение тобольских косторезов, прежде всего скрепляет края одежды, а затем уже служит украшением. Свое функциональное назначение имеют и другие изделия из кости: запонки, заколки для волос, вязальные крючки, гребни, пуговицы, чернильницы и песочницы, ножи, ящички, портсигары. Лишь небольшая часть изделий призвана была только украшать быт или служить дополнением к костюму, например, серьги, ожерелья.

Более подробно вопрос о декоративных росписях в народном искусстве, в быту западносибирских крестьян, а затем, в конце XIX в. в Омском Приртышье, рассматривает искусствовед Г. Г. Беляева. Она считает, что декоративные росписи по дереву как вид народного творчества можно считать одним из выходов на поверхность пластов традиционной культуры [10].

Основу декора как деревянных крестьянских домов и усадеб, так и купеческих особняков в городах и крупных населенных пунктов области составляет деревянная резьба, многообразные виды которой являются настоящими достижениями русского, украинского, белорусского деревянного зодчества. Корабельная и пропильная, накладная и угольно-выемчатая резьба наличников фасадов домов, ворот, подзорных досок, фронтонов крыш, палисадов будут удивлять не одно поколение жителей и гостей области. Например, «небесный всадник», «петух-обе-рег», «летящий конь» — это образы-символы, кото-

рые, с одной стороны, были конструктивным завершением дома, с другой — оберегали его обитателей, приносили им счастье [10].

Фактически материалы по деревянной архитектуре и домовой резьбе городов Западной Сибири, собранные и опубликованные к настоящему времени, при всей их значимости освещают картину формирования, развития и исследования этой области народного творчества фрагментарно. Поэтому необходимы еще большие и напряженные усилия исследователей для того, чтобы пробелы в изучении домовой резьбы городов огромного Западно-Сибирского региона были заполнены и представление об этом ярчайшем явлении традиционной местной культуры обрело необходимую целостность и использовалось бы при обучении будущих художников-прикладников для развития их художественного восприятия и познания.

Народное искусство, сущность и природа которого глубоко гуманны, связывает художественную личность с природой, культурой и средой. По нашему мнению, традиционное народное искусство — наиболее наглядный и яркий образец одухотворенности труда и его тесной связи с творческим началом. Именно таким и призван быть человеческий труд—творческим. Он должен осуществляться по законам красоты, в нем должно воплощаться эстетическое начало. И самый верный путь, предохраняющий народного мастера от ошибок и заблуждений, — это обращение к принципам народной традиции, эстетики и их использование в трудовой деятельности.

С трактовкой общего стиля народного искусства тесно связано понимание его красоты, эстетического идеала. Как справедливо подчеркивал В. М. Василенко, понятие красоты в искусстве любой нации является краеугольным. Если подходить к этому немаловажному вопросу конкретно-исторически, то необходимо отметить, что для русской народной эстетики характерно не только повышенное чувство целесообразности формы, сильного ритма и колорита, но и такое интересное качество, как тенденция к преображению природы. Чувство природы, ее красоты у русского крестьянина было не только созерцательно-эстетизированным, но и включало элемент борьбы. Крестьянин умел выбирать оптимально-выигрышное место ддя постановки деревянных строений, найти выигрышный силуэт для демонстрации объемнопластический форм декора, т. е. тем самым преобразовать предметно-пространственную среду для достижения гармонии [9].

Человек всегда жил среди вещей и всегда создавал вещи нужные, бытовые. Но вот прошло время, и некоторые из них утратили свою функцию, как это случилось со многими произведениями народного искусства. И вдруг эти вещи с огромной силой обнаружили свою вторую функцию, сейчас основную для нас — эстетическую. Человек создавал вещи не только нужные, полезные, но и красивые, выразительные. В самой близкой ему среде, в мире вещей, он был художником. Мы и сегодня живем в мире вещей, и по-прежнему это самый близкий нам мир. И, пожалуй, теперь гораздо труднее быть в нем художниками, потому что среда изменяется гораздо быстрее, чем перестраивается психология. Современный предметный мир не только изменяется качественно, он растет вместе с ростом наших потребностей. И он не должен быть хаосом. Поэтому в организации предметов, окружающих нас, и в целом среды необходим развитый эстетический вкус. Поэтому каждый художник обязательно проявляет здесь свои художественные на-клон-ности в той мере, в какой обладает ими.

Прикладное искусство своеобразно использует выразительные средства архитектуры, скульптуры, графики и живописи. Например, если рассмотреть столбчатую прялку — ассоциация с архитектурой возникает как самая первая; несомненно, и мастером руководило желание сделать прялку как чудесный резной теремок. В некоторых видах традиционного народного искусства Западно-Сибирского региона и, в частности, Омского Приртышья — в гончарстве, в резьбе по дереву, камню, кости — сильнее всего звучит скульптурное, пластическое начало. Скульптурную форму дополняет живописный орнамент. В рос-писных изделиях основную роль играют контур, рисунок, силуэт — средства графики. Цвет играет здесь прикладную роль. А в лаковой миниатюре можно увидеть сложные цветовые вариации, наложения одного цвета на другой, богатство тональных отношений. Здесь преобладает живописное начало, хотя графическое звучание также ощущается.

По нашему мнению, творческая позиция народного художника, будь то ткачиха или гончар, представляет собой особое отношение к миру и реальному ощущению жизни. Народный художник не мыслит о мире в общих логических понятиях, но глубоко и конкретно воспринимает пространство, время, бесконечность, движение в своем мировосприятии. Именно об этом говорят создаваемые им произведения. «Передавая через тканый орнамент, лепку, резьбу художественно моделированное движение, наполняющее мир как движение жизни, народный мастер раскрывает важнейшие качества своего мироощущения. Это ощущение всегда наполнено динамикой, не всегда проявленной фигуративно или графически, а скорее внутренним подвижным, нередко экспрессивным состоянием — отсюда готовность к сложным перевоплощениям, к освоению новых ритмов, созданию или интерпретации образов» [7].

Важнейшее сущностное качество традиционной народной культуры — ее синкретичность, т. е. изначальная слитность с материальной стороной бытия и соединение этих двух позиций в художественном образе. Создаваемый в народном искусстве образный язык несет в себе древние формы синкретизма, поэтому так часто в простых утилитарных предметах можно встретить изображение «модели мира». Народный художник создает такую модель, воплощая в ней самое главное в своем мироощущении — силы природы, космогоническое единство мира, землю и все живущее на ней. Эти модели просты, примитивны и грандиозны одновременно. Поразительна каждая такая модель и тем, что сами создатели ее растворены в ней как часть природы. Вот почему нет в народном искусстве ярко выявленного личностного начала. Произведение народного мастера принимает качество одухотворенности, очеловечивания. «Здесь происходит переход от застывшего ремесла, главная черта которого «сделанность», к живому образу. Предмет как бы замещает человека, живущего в гармонии и единстве с миром. Человек не противопоставляет себя миру как в древних языческих культурах, так и в мироощущении народного мастера. Весь мир цельно, нераздельно воплощен в монолите народного произведения искусства, которое и есть модель этого мира» [9].

Взятое отдельно произведение народного мастера, например, гончарный сосуд, содержит в себе колоссальный потенциальный пространственный размах. Можно представить себе глиняный кувшин в пространстве большого зала, там он будет держать и организовывать пространство вокруг себя. Но поставлен-

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ный в ряд с себе подобными он как бы теряет свое монументальное начало и становится частью ряда вещей. Один и тот же предмет, воспринимаемый в отдельности как монолитный символ, несущий в себе богатейшие выразительные возможности, в сочетании с другими предметами народного искусства как бы переходит в свою противоположность. Здесь в какой-то степени выявляется диалектическое противоречие между духовным началом, воплощенным в предмете народного творчества, и характером его утилитарного использования в обыденной жизни [ 10].

Таким образом, важнейшая черта духовной сущности традиционного народного искусства, выявляющая его глубокую органичность, — одухотворение материала, пробуждение его к жизни особой гармонией реальных ощущений конкретных действий, а также мифологических и эмпирических представлений.

Мир вещей, окружающих человека, наполнен глубоким пониманием материала: дерева, ткани, глины, металла и т. д. Здесь накопилась народная мудрость знания материала, технологии его обработки, отработанное чувство формы, выявление текстуры, декора, использование цвета или полный отказ от него. Это ощущение особых качеств и свойств материала, их универсальности. Вещь должна быть удобной, прочной и красивой. Хотя последнее относится к особой категории в народном искусстве — это не только яркое украшение, какая-то особенность отделки. Красота в народном понимании может быть заключена в простоте и логике формы, удобной для использования. Например, бессмысленно было бы украшать резным или расписным узором бочку, соху, плуг или косу. Эти вещи самодостаточны, они равны сами себе. Их красота и выразительность в них самих, в конструкции, где нет ничего лишнего, и потому они несут свое совершенство на равных с предметами, пышно покрытыми узорочьем. Они также утилитарны, осмыслены с пользой для бытия: прялка, валек, дуга, нарядные сани, одежда, посуда.

Рассматривая прекрасные произведения народного творчества, нельзя не отметь всю глубину, самобытность, выразительность русского традиционного народного искусства, выработанные на протяжении его многовековой истории. Самой важной чертой, на наш взгляд, следует признать необычайное чувство реальности, сочетаемое с задачами декоративноорнаментального характера, с неисчерпаемой фантазией. Жизнелюбие, мажорность, праздничность народного искусства способны поражать воображение и формировать такие качества личности, как мотивация учения, познания и выработки художественного восприятия.

«Самую идею произведения, — как отмечал М. С. Каган, — его главную мысль люди могут воспринять органично только тогда, когда они постигают ее в процессе переживания, а не чисто рассудочно, не с умом. Именно потому так велика роль искусства в деле воспитания людей. Если это подлинное искусство, а не ремесленная подделка под искусство, оно воздействует на сознание человека не дидактически, не назидательно, но подобно самой жизни, заставляя

себя переживать и тем самым обогащая практический жизненный опыт человека новым опытом жизни в искусстве» [11].

Идейно-воспитательное значение произведений народного творчества состоит в том, что оно воспитывает в человеке здоровое нравственное начало и уважение к бесценному национальному наследию, способствует возрождению духовности, развивает художественные способности и обогащает интеллект. При внесении элементов художественного творчества на основе знания народных традиций в систему современного обучения и воспитания открываются большие возможности в области совершенствования педагогической работы.

Библиографический список

1. Беляева, Г. Г. Народное искусство Омской области : опыт исторического обзора [Текст] / Г. Г. Беляева // Первые омские искусствоведческие чтения, 8 — 9 дек. 1996 г. : сб. материалов ; отв. ред. В. Ф. Чирков ; сост. Г. Ю. Мысливцева. — Омск, 1996 —

1997. - С. 8-49.

2. Василенко, В. М. Народное искусство [Текст] / В. М. Василенко//Избранные труды о народном творчестве. — Мм 1974. — С. 20-26.

3. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание [Текст] / А. В. Бакушинский. — М. : Новая Москва, 1981. — С. 56.

4. Некрасова, М. А. Современное народное искусство = Contemporary folk art [Текст] : по материалам выставок 1977 — 1978 г. / М. А. Некрасова. — Л. : Художник РСФСР, 1980. — С. 12-14.

5. Алпатов, М. В. Всеобщая история искусства [Текст]. Т. III. Русское искусство с древнейших времен до начала XVIII в. / М. В. Алпатов. — М. : Искусство, 1955. — С. 111 — 113.

6. Воронов, В. С. О крестьянском искусстве [Текст]: избранные труды / В. С. Воронов. — М. : Совет, художник, 1972. — С. 41-43.

7. Чуйко, Л. В. Резной декор деревянной архитектуры [Текст]: Омск и Тара, конец XIX — вторая половина XX в.: монография / Л. В. Чуйко. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Наука, 2005. — 295 с.

8. Витовтова, Г. И. Производство художественных изделий русским населением Зауралья в XIX в. [Текст] / Г. И. Витовтова. — Екатеринбург, 1995. — С. 54.

9. Василенко, В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII —XX вв. [Текст] / В. М. Василенко. — М., 1960. — С. 20-26.

10. Беляева, Г. Г. Традиционная культура и формы ее художественного воплощения [Текст] / Г. Г. Беляева // Локальные культурно-исторические исследования. Теория и практика. — Омск,

1998. - С. 45-48.

11. Каган, М. С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе [Текст] / М. С. Каган. — Л.: Ленингр. орг. об-ва «Знание» РСФСР, 1984. — С. 44.

АМИРЖАНОВА Айна Шугаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна костюма. Адрес для переписки: e-mail: aina71 @bk.ru

Статья поступила в редакцию 09.12.2010 г.

© А. Ш. Амиржанова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.