Научная статья на тему 'Методические приемы использования средств и методов развития координационных способностей у баскетболистов 10-11 лет, имеющих «Сильную» и «Слабую» нервную систему'

Методические приемы использования средств и методов развития координационных способностей у баскетболистов 10-11 лет, имеющих «Сильную» и «Слабую» нервную систему Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
359
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛИСТЫ / BASKETBALL PLAYERS / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / COORDINATION ABILITIES / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / TYPOLOGICAL PROPERTIES OF THE NERVOUS SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бандаков Михаил Петрович, Попереков Владислав Сергеевич, Овсянникова Елена Юрьевна

Научная статья посвящена проблеме развития координационных способностей баскетболистов 10-11 лет, имеющих различные типологические свойства нервной системы. В ходе многолетних психологопедагогических исследований подтверждено предположение о необходимости создания условий для максимально успешного развития индивидуальных способностей спортсменов как важного направления процесса дифференцированного обучения. При этом подразумевается формирование отдельных групп из числа занимающихся, в том числе с учетом различия их типологических свойств нервной системы. При исследовании путей эффективности начального этапа обучения детей физическим упражнениям установлено, что к достижению высоких результатов в спорте учащиеся со «слабой» и «сильной» нервной системой идут различными путями. В научной статье представлены результаты экспериментальной методики, посвященной выявлению новых методических подходов к совершенствованию процесса физической подготовки юных баскетболистов. Это может обеспечить разработку экспериментальной методики дифференцированного использования средств и методов развития координационных способностей баскетболистов 10-11 лет, имеющих различные типологические свойства, а потому представляется актуальным направлением научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бандаков Михаил Петрович, Попереков Владислав Сергеевич, Овсянникова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of use of means and methods of development of coordination abilities of basketball players 10-11 years, having a "strong” and "weak” nervous system

The scientific article is devoted to the development of coordination abilities of basketball players 10-11 years with different typological properties of the nervous system. During long-term psychological and pedagogical research confirmed the assumption about the need to create favourable conditions for the successful development of individual abilities of the athletes, as an important area of the process of differentiated instruction. This implies the formation of separate groups of number involved, including taking into account the differences in their typological properties of the nervous system. Exploring the way the effectiveness of the initial stage of teaching children physical exercise established that to achieve high results in sports, students with "weak” and "strong” nervous system come in a variety of ways. The article presents the results of experimental techniques, is devoted to the identification of new methodical approaches to improving the process of physical training of young basketball players. This can ensure the development of experimental techniques differential use of means and methods of development of coordination abilities of basketball players 10-11 years with different typological properties, and because it seems relevant area of research.

Текст научной работы на тему «Методические приемы использования средств и методов развития координационных способностей у баскетболистов 10-11 лет, имеющих «Сильную» и «Слабую» нервную систему»

skhodstva i razlichiya [On the use of bioinformatics technologies in comparative floristry. The circuit-oriented approach. Absolute measures of similarity and difference] // Byulleten' Botanicheskogo sada instituta DVO RAN -Herald of the Botanical Garden of Institute FEB RAS. 2009. Is. 3. Pp. 102-111; S.V. Fomin, Berkinblit M.B. Matematicheskie problemy v biologii [Mathematical problems in biology]. M. Nauka. 1973; Friedman M.V., Friedman V.S. Logika dlya biologov [Logic for biologists]. Institute "Genetics", Faculty of Biology. M. Moscow State University. 2006; Shitikov V.K., Rosenberg G.S., Zinchenko T.D. Kolichestvennaya gidroehkologiya: metody sistemnoj identifikacii [Quantitative hydroecology: system identification techniques]. Togliatti. IEVB Russian Academy of Sciences. 2003.

2. Eliseev E.M., Elisha M. E. EHlementy diskretnoj matematiki: ucheb. posobie [Elements of Discrete Mathematics: tutorial]. Arzamas. ACRI named after A.P. Gaidar. 2003; Melnikov O.I. Teoriya grafov v zanimatel'nyh zadachah [Graph Theory in entertaining tasks]. M. Bk. House "LIBROKOM". 2009; Podlevskikh M.N. Teoriya veroyatnostej i matematicheskaya statistika: ucheb.-metod. posobie [Probability theory and mathematical statistics: tutorial]. Kirov. VPO "Vyatka State University". 2014.

3. Vechtomov E.M. Osnovnye matematicheskie struktury [Basic mathematical structures]. Kirov. Publishing house LLC "Raduga-PRESS". 2013. P. 122.

4. Gorshkov M.V. Programma dlya sravnitel'nogo analiza biologicheskih ob"ektov «BioComparison» [Program for the comparative analysis of biological objects «BioComparison»] // Hroniki ob"edinennogo fonda ehlektronnyh resursov «Nauka i obrazovanie» - Chronicles of joint fund of electronic resources "Science and Education". 2010, № 8 (15), p. 29. Available at: http://ofernio.ru/portal/newspaper/ofernio/2010/8.doc

УДК 796.323

М. П. Бандаков, В. С. Попереков, Е. Ю. Овсянникова

Методические приемы использования средств и методов развития координационных способностей у баскетболистов 10-11 лет, имеющих «сильную» и «слабую» нервную систему

Научная статья посвящена проблеме развития координационных способностей баскетболистов 10-11 лет, имеющих различные типологические свойства нервной системы. В ходе многолетних психолого-педагогических исследований подтверждено предположение о необходимости создания условий для максимально успешного развития индивидуальных способностей спортсменов как важного направления процесса дифференцированного обучения. При этом подразумевается формирование отдельных групп из числа занимающихся, в том числе с учетом различия их типологических свойств нервной системы. При исследовании путей эффективности начального этапа обучения детей физическим упражнениям установлено, что к достижению высоких результатов в спорте учащиеся со «слабой» и «сильной» нервной системой идут различными путями. В научной статье представлены результаты экспериментальной методики, посвященной выявлению новых методических подходов к совершенствованию процесса физической подготовки юных баскетболистов. Это может обеспечить разработку экспериментальной методики дифференцированного использования средств и методов развития координационных способностей баскетболистов 10-11 лет, имеющих различные типологические свойства, а потому представляется актуальным направлением научных исследований.

The scientific article is devoted to the development of coordination abilities of basketball players 10-11 years with different typological properties of the nervous system. During long-term psychological and pedagogical research confirmed the assumption about the need to create favourable conditions for the successful development of individual abilities of the athletes, as an important area of the process of differentiated instruction. This implies the formation of separate groups of number involved, including taking into account the differences in their typological properties of the nervous system. Exploring the way the effectiveness of the initial stage of teaching children physical exercise established that to achieve high results in sports, students with "weak" and "strong" nervous system come in a variety of ways. The article presents the results of experimental techniques, is devoted to the identification of new methodical approaches to improving the process of physical training of young basketball players. This can ensure the development of experimental techniques differential use of means and methods of development of coordination abilities of basketball players 10-11 years with different typological properties, and because it seems relevant area of research.

Ключевые слова: баскетболисты, координационные способности, типологические свойства нервной системы.

Keywords: basketball players, coordination abilities, typological properties of the nervous system.

© Бандаков М. П., Попереков В. С., Овсянникова Е. Ю., 2015 120

В настоящее время высокие показатели результатов в спорте высших достижений неуклонно связывают с научно обоснованным управлением системой подготовки юных спортсменов за счет дифференциации методик обучения.

Задачи экспериментальной методики развития координационных способностей (КС) баскетболистов 10-11 лет с учетом типологических свойств их нервной системы (НС) были одинаковы. Однако в средствах и методах в содержании экспериментальных блоков учебно-тренировочного процесса юных баскетболистов с «сильной» и «слабой» НС были сходства и различия (табл. 1).

Таблица 1

Средства и методы в содержании экспериментальных блоков

для баскетболистов 10-11 лет с «сильной» и «слабой» НС_

Блоки Баскетболисты с «сильной» НС Баскетболисты со «слабой» НС

Средства Методы Средства Методы

Обучающий Обучение технико-тактическим действиям в нападении и защите 1. Словесные. 2. Метод разучивания движений по частям Обучение технико-тактическим действиям в нападении и защите 1. Наглядные. 2. Метод целостного разучивания движений

Развивающий Упражнения разной координационной сложности; повышенной интенсивности; с изменением и чередованием способов выполнения заданий; зеркальное выполнение упражнений 1. Вариативный. 2. Стандартно-повторный Упражнения разной координационной сложности; с увеличением количества повторений; с уменьшением площади опоры; с противод. партнера; задания состязательного характера 1. Стандартно-повторный. 2. Последовательный

Игровой Подвижные и учебные игры Игровой и соревновательный Подвижные и учебные игры Игровой и соревновательный

Из табл. 1 видно, что в содержании Обучающего блока для баскетболистов с «сильной» и «слабой» НС различий в применяемых средствах не было, т. к. при обучении технико-тактическим действиям баскетболистов использовались одни и те же средства действующей Программы по баскетболу. Но имелись различия в преимущественном использовании методов обучения технико-тактическим действиям: для баскетболистов со «слабой» НС в начале обучения применялись преимущественно наглядные методы и метод целостного разучивания движений, для баскетболистов с «сильной» НС применялись преимущественно словесные методы и метод разучивания движений по частям.

Это связано с тем, что для лиц со «слабой» НС в процессе обучения новым двигательным действиям характерно «зрительное схватывание» после показа упражнения в целом и быстрое врабатывание; для лиц с «сильной» НС характерно более длительное врабатывание после подробного объяснения, рассказа и показа основных звеньев техники изучаемого двигательного действия [1].

В содержании Развивающего блока средства и методы развития специфических КС для баскетболистов с «сильной» НС и «слабой» НС были различны. Так, у баскетболистов с «сильной» НС не вызывают затруднений упражнения с относительно высокой интенсивностью и длительные по объему, в том числе требующие выполнения заданий «на силу» [2]. При этом частая смена заданий, необходимость быстрого реагирования, дифференцирования временных параметров движений и перестроения двигательных действий, применяемых вариативным и стандартно-повторным методами, вызывают повышенное психическое напряжение, а значит это в конечном итоге может обеспечить развитие специфических КС у баскетболистов 10-11 лет с «сильной» НС [3].

Для баскетболистов со «слабой» НС, наоборот, сложность могут вызывать упражнения высокой интенсивности и к тому же длительные по объему. Также повышенное психическое напряжение создают упражнения на уменьшение площади опоры, ходьба и бег с противодействием партнера; задания состязательного характера, направленные на координированность действий в условиях игровых и соревновательных ситуаций и непосредственного физического контакта в противоборстве с соперником с использованием стандартно-повторного метода, требующего монотонного и более длительного повторения заданий; последовательного, когда, с учетом способностей быстрого «схватывания» новых движений баскетболистами со «слабой» НС, в первую очередь применялись сложно-координационные задания, затем - более легкие [4].

Основными средствами в содержании Игрового блока для баскетболистов 10-11 лет с «сильной» и «слабой» НС являлись: подвижные игры, учебные игры 5 * 5 на два кольца, учебные игры 3 * 3 на одно кольцо - стритбол, применяемые с использованием игрового и соревновательного методов [5].

При использовании вышеперечисленных средств и методов часто возникала необходимость в применении методических приемов (табл. 2), рекомендованных Ю. М. Макаровым, Г. В. Ковязиной, Н. Г. Озолиным [6].

Таблица 2

Методические приемы использования средств и методов

в содержании экспериментальных блоков _для баскетболистов с «сильной» и «слабой» НС_

Экспериментальные блоки Методические приемы

Баскетболисты с «сильной» НС Баскетболисты со «слабой» НС

Обучающий: формирование технико-тактических навыков баскетбола 1. Создавать благоприятные психолого-педагогические условия. 2. Избегать наличия психического напряжения. 3. Возможны условия повышения мотивации 1. Создавать благоприятные психолого-педагогические условия. 2. Избегать наличия психического напряжения

Развивающий: дифференцированное развитие «ведущих» и «дополнительных» специфических КС 1. Создавать психическое напряжение. 2. Повышение координационной сложности заданий. 3. Повышать мотивацию к выполнению заданий через «поощрение лучших» 1. Создавать психическое напряжение. 2. Повышение координационной сложности заданий. 3. Создавать атмосферу состязания и противоборства

Игровой: подвижные игры и специализированные учебные игры 1. Постепенное усложнение правил игры. 2. Возможность решения задач индивидуального развития игроков и сплочения команды. 3. Избегать наличия психического напряжения. 4. Участие тренера в играх 1. Постепенное усложнение правил игры. 2. Возможность решения задач индивидуального развития игроков и сплочения команды. 3. Избегать наличия психического напряжения. 4. Участие тренера в играх

Таким образом, использование этих методических приемов обеспечивало решение ряда частных задач экспериментальной методики развития координационных способностей баскетболистов 10-11 лет с учетом типологических свойств нервной системы:

1. В процессе формирования новых технико-тактических умений и навыков (обучающий блок) баскетболистов 10-11 лет с «сильной» и «слабой» НС необходимо создавать благоприятные психолого-педагогические условия, исключая психическое напряжение.

2. При развитии специфических КС у баскетболистов с «сильной» и «слабой» НС (развивающий блок) с помощью заданий повышенной координационной сложности необходимо создавать психическое напряжение, так как наличие такового способствует повышению уровня развиваемых КС.

3. В условиях использования подвижных и специализированных учебных игр в процессе спортивной тренировки баскетболистов 10-11 лет, имеющих различные типологические свойства НС (игровой блок), необходимо повышать мотивационную направленность к занятиям спортом через снятие излишней психической напряженности, в том числе через непосредственное участие тренера в играх.

Примечания

1. Влияние силы нервной системы на двигательную деятельность в спорте / О. В. Соколова [и др.] // Альманах современной науки и образования. 2010. № 5 (36). С. 137-139.

2. Бандаков М. П., Полевой Г. Г. Методика дифференцированного развития специфических координационных способностей футболистов 11-12 лет с учетом типологических особенностей проявления свойств нервной системы // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: www.science-edu-cation.ru/119-14507.

3. Баринов В. В. Влияние индивидуальных особенностей личности баскетболиста на успешность соревновательной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2001.

4. Писаренкова Е. П. Развитие специфических координационных способностей у школьников 7-15 лет разных типов конституции: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2010.

5. Макаров Ю. М. Методологические предпосылки формирования теории игровой спортивной деятельности // Научно-педагогические школы университета: науч. тр.: ежегодник-2014 / Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; редкол.: В. А. Таймазов (гл. ред.) [и др.]. СПб., 2014. С. 41-51.

6. Там же; Ковязина Г. В. Методические подходы к совершенствованию физической реабилитации постинсультных пациентов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. № 4-3. С. 97; Озолин Н. Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать. М.: Астрель, 2004. С. 341-346.

Notes

1. The influence of nervous system on motor activity in sports / O. V. Sokolova [et al.] / / Almanah of modern science and education. - Tambov, 2010. - № 5 (36). - P. 137-139.

2. Bandakov M. P., Polevoy, G. G. The technique of differential development of specific coordination abilities of soccer players 11-12 years taking into account the typological peculiarities of the manifestation of the properties of the nervous system // Modern problems of science and education. - 2014. - N. 5; URL: www.science-education.ru/119-14507 (reference date: 30.08.2015).

3. Barinov, V. V. Influence of individual personality characteristics a basketball player for the success of competitive activity : author. dis... . candidate. ped. sciences : 13.00.04 / V. V. Barinov. - M., 2001. - 24 p.

4. Pisarenkova, E. P. The development of specific coordination abilities of pupils 7-15 years of different types of Constitution : author. dis... . candidate. ped. sciences : 13.00.04 / E. P. Pisarenkova ; [Resins. state Acad. physical culture, sports and tourism]. - Tula, 2010. - 20 p.

5. Makarov Y. M. Methodological background of the formation of the theory's sports activity // Scientific-pedagogical schools of the University : publications : Yearbook - 2014 / Nat. state University of physical culture, sport and health n. a. P. F. Lesgaft, St. Petersburg ; SYN. V. A. Taymazov (chief editor) [and others]. - Saint-Petersburg, 2014. - P. 41-51.

6. Makarov Y. M. Methodological background of the formation of the theory's sports activity...; Kovyazi-na G. V. Methodological approaches to the improvement of the physical rehabilitation of post-stroke patients // Bulletin of Vyatka state Humanities University. - Kirov, 2011. - N. 4-3. - P. 97; Ozolin N. G. Handbook of coach. The science of winning. - Moscow: Astrel, 2004. - P. 341-346.

УДК 37.015.3

C. Ю. Курилова

Самоактуализация личности учителя начальных классов как условие повышения качества образования

Проблема самоактуализации личности учителя относится сегодня к числу ключевых проблем педагогики. Усиление внимания к данной проблеме определяется изменениями, произошедшими в обществе, новыми общественно-политическими и экономическими отношениями, реорганизацией в образовательной системе. Для современной школы необходим педагог-профессионал, учитель-исследователь, знающий прогрессивную психолого-педагогическую теорию, владеющий передовой технологией обучения и стремящийся к реализации своего потенциала.

В связи с этим целью исследования является рассмотрение имеющихся теоретических представлений на определение содержания понятия «самоактуализация» и выявление возможностей школьной образовательной среды в раскрытии личностного и профессионального потенциала учителя начальных классов.

Профессиональная самоактуализация предусматривает непосредственную профессиональную деятельность педагога, она является сознательным стремлением профессионала актуализировать свои внутренние характеристики (свойства, способности, качества) таким образом, чтобы внешняя их форма (профессиональные знания, умения, навыки) соответствовала профессиональным нормативам, а результат профессиональной деятельности получил социальное (профессиональное) признание.

Nowadays the problem of self-actualization teacher is one of the key problems of pedagogy. Increased attention to this issue is determined by changes in the society, the new socio-political and economic relations, and the reorganization of the education system. It is necessary to has the professional teacher for modern school, teacher and researcher who knows the progressive psychological and pedagogical theory, which owns advanced technology learning and striving to realize their potential.

In this connection, the aim of the study is to examine the available theoretical concepts to determine the concept of "self-actualization" and identifying opportunities for school educational environment in disclosing personal and professional capacity of primary school teachers.

© Курилова C. Ю., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.