Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПОЛЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЖУРАВЛИ» Р. ГАМЗАТОВА'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПОЛЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЖУРАВЛИ» Р. ГАМЗАТОВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
расширение культурного пространства / культурное поле / метаметодический подход / духовно-нравственный смысл текста / мифология / жанр элегии / сравнительно – сопоставительный анализ / тема / идея / поэтика / expansion of cultural space / cultural field / metamethodological approach / spiritual and moral meaning of text / mythology / elegy genre / comparative analysis / theme / idea / poetics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З Г. Курбанова

В статье рассматривается проблема формирования культурного поля школьников в процессе чтения и сопоставительно-сравнительного анализа двух вариантов стихотворения Р. Гамзатова «Журавли», когда учащиеся проводят исследовательскую работу по изучению символики журавля в мировой культуре, истории создания знаменитой песни на слова прославленного поэта, ставшей отправной точкой для ежегодного проведения праздника «Белых журавлей» по всей стране. В статье делается вывод о том, что, читая и анализируя идею, композицию, язык и образную систему известного стихотворения Р. Гамзатова «Журавли», учащиеся расширяют свои представления об образе журавля как символе в мировой литературе, получают возможность ознакомиться с историей создания этого замечательного стихотворения, ставшего популярнейшей песней, что позволяет повысить их образовательный и общекультурный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL TECHNIQUES FOR THE FORMATION OF THE CULTURAL FIELD OF SCHOOLCHILDREN ON THE EXAMPLE OF THE POEM “CRANES” BY R. GAMZATOV

The article deals with a problem of forming the cultural field of schoolchildren in the process of reading and comparative analysis of two versions of R. Gamzatov’s poem “Cranes”, when students conduct research work to study the symbolism of the crane in world culture, the history of the creation of the famous song to the words of this illustrious poet, which became the starting point for the annual celebration of the “White Cranes” throughout the country. The article concludes that by reading and analyzing the idea, composition, language and figurative system of the famous poem by R. Gamzatov “Cranes”, students expand their ideas about the image of a crane as a symbol in world literature, get the opportunity to get acquainted with the history of the creation of this wonderful poem, which has become the most popular song, which allows them to increase their educational and general cultural level.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПОЛЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЖУРАВЛИ» Р. ГАМЗАТОВА»

Библиографический список

1. Капранова В.А. История педагогики. Москва, 2011.

2. Джуринский А.Н. История педагогики. Москва, 2012.

3. Коменский Я.А. Учитель учителей. Избранное. Материнская школа или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет (с сокращениями). Москва, 2008.

4. Кошелева О.Е. Педагогический идеал Просвещения и современная историография. Историко-педагогический журнал. 2011; № 3: 123-131.

5. Каширина П.Р, Нестерова И.Н. Идеи «нового воспитания» в истории образования и педагогической мысли. Воспитание в контексте социализации: современные вызовы и практики. 2019: 179-183.

6. История педагогики и образования: учебник. Москва, 2013.

References

1. Kapranova V.A. Istoriya pedagogiki. Moskva, 2011.

2. Dzhurinskij A.N. Istoriya pedagogiki. Moskva, 2012.

3. Komenskij Ya.A. Uchitel' uchitelej. Izbrannoe. Materinskaya shkola ili o zabotlivom vospitaniiyunoshestva v pervye shest' let (s sokrascheniyami). Moskva, 2008.

4. Kosheleva O.E. Pedagogicheskij ideal Prosvescheniya i sovremennaya istoriografiya. Istoriko-pedagogicheskijzhurnal. 2011; № 3: 123-131.

5. Kashirina P.R., Nesterova I.N. Idei «novogo vospitaniya» v istorii obrazovaniya i pedagogicheskoj mysli. Vospitanie v kontekste socializacii: sovremennye vyzovy ipraktiki. 2019: 179-183.

6. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya: uchebnik. Moskva, 2013.

Статья поступила в редакцию 12.05.23

УДК 372

Kurbanova Z.G., Cand. of Sciences (Philology), senior researcher, Dagestan Research Institute of Pedagogy n.a. A.A. Tahoe-Godi (Makhachkala, Russia),

E-mail: zaira2466@yandex.ru

METHODOLOGICAL TECHNIQUES FOR THE FORMATION OF THE CULTURAL FIELD OF SCHOOLCHILDREN ON THE EXAMPLE OF THE POEM "CRANES" BY R. GAMZATOV. The article deals with a problem of forming the cultural field of schoolchildren in the process of reading and comparative analysis of two versions of R. Gamzatov's poem "Cranes", when students conduct research work to study the symbolism of the crane in world culture, the history of the creation of the famous song to the words of this illustrious poet, which became the starting point for the annual celebration of the "White Cranes" throughout the country. The article concludes that by reading and analyzing the idea, composition, language and figurative system of the famous poem by R. Gamzatov "Cranes", students expand their ideas about the image of a crane as a symbol in world literature, get the opportunity to get acquainted with the history of the creation of this wonderful poem, which has become the most popular song, which allows them to increase their educational and general cultural level.

Key words: expansion of cultural space, cultural field, metamethodological approach, spiritual and moral meaning of text, mythology, elegy genre, comparative analysis, theme, idea, poetics

З.Г. Курбаноеа, канд. филол. наук, доц., ст. науч. сотр. Дагестанского научно-исследовательского института педагогики имени А.А. Тахо-Годи,

г. Махачкала, E-mail: zaira2466@yandex.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПОЛЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЖУРАВЛИ» Р. ГАМЗАТОВА

В статье рассматривается проблема формирования культурного поля школьников в процессе чтения и сопоставительно-сравнительного анализа двух вариантов стихотворения Р Гамзатова «Журавли», когда учащиеся проводят исследовательскую работу по изучению символики журавля в мировой культуре, истории создания знаменитой песни на слова прославленного поэта, ставшей отправной точкой для ежегодного проведения праздника «Белых журавлей» по всей стране. В статье делается вывод о том, что, читая и анализируя идею, композицию, язык и образную систему известного стихотворения Р. Гамзатова «Журавли», учащиеся расширяют свои представления об образе журавля как символе в мировой литературе, получают возможность ознакомиться с историей создания этого замечательного стихотворения, ставшего популярнейшей песней, что позволяет повысить их образовательный и общекультурный уровень.

Ключевые слова: расширение культурного пространства, культурное поле, метаметодический подход, духовно-нравственный смысл текста, мифология, жанр элегии, сравнительно - сопоставительный анализ, тема, идея, поэтика

Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы обусловлена тем, что главной задачей образовательного процесса является расширение культурного пространства, умение пользоваться культурной средой, возможность создать свое собственное культурное поле. В методике под культурным пространством подразумевается содружество различных видов искусства, которые заполняют жизнь человека, окружают его, создавая художественную среду посредством предметов быта и духовных составляющих - песни матери, речи, звучащей в родительском доме, школы, библиотеки, кинотеатра, театра.

Культурное поле каждого школьника индивидуально, от него зависит, что из культурного пространства будет воспринято и переработано, мимо чего он пройдет, не заметив, а что будет сознательно отвергнуто. кроме того, культурное поле динамично и стремится к пополнению и расширению, что является показателем развития личности школьника.

Формирование культурного поля требует метаметодического подхода, который основывается на общих и близких целях школьных предметов, установления межпредметных связей, соотнесения методов учения и способов деятельности. Метаметодика реализуется на деятельностно-организационном уровне и позволяет выявить общее во всех предметных областях, чтобы способствовать развитию личности через культурное поле [1-4].

Целью данной статьи заключается в исследовании одного из способов применения метаметодического подхода к формированию читательской культуры школьника через обращение к культурному контексту литературного произведения.

Основные задачи статьи можно определить следующим способом:

- проанализировать, как сравнительно-сопоставительный анализ двух вариантов стихотворного текста и обращение к истории создания литературного произведения поможет расширить культурное поле школьников;

- предложить рекомендации по использованию культурологического материала для чтения и анализа стихотворения «Журавли» Расула Гамзатова на уроке дагестанской литературы.

Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя теоретические аспекты (анализ научной, педагогической и методической литературы) и практические аспекты (беседы с методистами в области преподавания литературы народов Дагестана, с преподавателями родной литературы ДГУ и ДГПУ).

Научная новизна статьи определяется выявлением возможностей использования материала в процессе изучения дагестанской литературы для расширения культурного поля школьников через обращение к культурному контексту художественного произведения.

Теоретическая значимость статьи отражается в расширении знаний о формах и видах формирования культурного поля школьников в процессе сопоставительного анализа разных вариантов стихотворного текста и обращения к культурологическому аспекту его изучения. Практическая значимость представлена методическими рекомендациями по углублению знаний и представлений школьников о стихотворном тексте, музыкальном произведении, песенном искусстве, содружестве разных видов искусств в образовательном процессе, что способствует расширению культурного поля школьников.

Метаметодический подход в расширении культурного поля школьников через обращение к культурному контексту особенно эффективно используется в основной в старшей школе, когда в силу возрастных и умственных возможностей школьники могут анализировать глубокие по духовно-нравственному смыслу тексты, проводят историко-культурные связи между ними, расширяют читательский кругозор в классной и работе во внеурочной деятельности.

Так, в основной школе изучение стихотворения Р Гамзатова «Журавли» необходимо предварить чтением и анализом текста исследовательской работой о значении символа журавля в мировой культуре, чтобы глубже понять и прочувствовать выбор известного дагестанского поэта при создании бессмертного образа погибших на войне советских солдат [2].

«Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли все пространство между рекой и небосводом. Это курлыкали журавли» (К. Паустовский, рассказ «Наедине с осенью»). Так выразительно описывает клин журавлей [1].

С древнейших времен люди в разных уголках мира с благоговением относились к этой чудесной птице, считая ее священной, приближенной к Богу, олицетворяющей духовность и благополучие.

В Древнем Египте ее называли солнечной птицей, в Риме журавли наделялись лучшими человеческими качествами и связью с душой умерших людей.

На Востоке, в частности в Китае, журавли считались посредниками между земным и потусторонним миром, а также формой перевоплощения ангелов для выполнения божественной миссии; в Японии журавль стал символом долголетия и счастья, а после печально известной истории со смертельно больной девочкой Хиросимы Садако Сасами - символом надежды.

В сказке «Лиса и Журавль» он наливает ей окрошки в кувшин с узким горлом, и лиса остается ни с чем. В сказке «Старик и сын его Журавль» Журавль становится сыном старику, который поймал его в сети. Мудрый Журавль помогает своему названному отцу, дает ему разные полезные советы, защищает от злой жены и учит, как наказать злого и алчного помещика.

Свои представления об этих птицах народ выразил в пословицах поговорках, загадках:

«Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки»,

«Журавль межи не знает, а через ступает»,

«Хочет - прямо полетит, хочет - в воздухе висит, камнем падает с высот и в полях поёт, поёт».

Способность этих птиц преодолевать огромные расстояния казалась человеку магической, как и связь с родиной, домом. Очень символичен образ журавля в русской литературе: у К. Бальмонта он олицетворяет разлуку, у Ф.Н. Глинки -прощание с молодостью, у Н. Рубцова - надежды.

Один из самых патриотичных и поэтичных праздников в России - День белых журавлей, который ежегодно отмечаемся в нашей стране 22 октября. Он учрежден народным поэтом Дагестана Расулом Гамзатовым как праздник духовности, поэзии и вечной памяти о павших на полях сражений советских воинов.

День поэзии, объединяющей нас общим родством и памятью, неслучайно получил название «Праздник белых журавлей». Журавль символизирует благополучие, мир и радость, он несет миру свет, добро, надежду на прекрасное будущее. Литературно-патриотический праздник, выросший из песни на стихи Р. Гамзатова «Журавли», помогает укреплению многовековых традиций дружбы народов и реализации диалога культур многонациональной и многоконфессиональной России.

История создания стихотворения Р. Гамзатова «Журавли» связана с трагической историей осетинской семьи Газдановых, отдавших родине семерых сыновей. Похоронку на последнего, седьмого сына почтальон отказался нести в дом, ее принесли главе семьи старейшины. Увидев ее, отец от горя умер на месте.

В Северной Осетии погибшим героям был установлен памятник в виде скорбящей матери и семи летящих птиц, который в 1963 году посетил прославленный дагестанский поэт. Под впечатлением от услышанного и увиденного Р. Гамзатов, сам потерявший на фронте двух братьев, написал на родном аварском языке стихотворение «Журавли», позже переведенное известным переводчиком Наумом Гребневым на русский язык. В первоначальном варианте его сохранилась национальная специфика языка («джигиты, от века речь аварская сходна, на языке аварском окликая»), которая позже была заменена для того, чтобы придать ей общесоюзное, общечеловеческое звучание и расширить круг адресатов.

Стихотворение прочитал Марк Бернес и, вдохновленный поэтическим словом, попросил композитора Яна Френкеля, фронтовика, переложить его на музыку. Для Марка Бернеса это была лебединая песня, он знал, что умрет, и хотел исполнить ее как заключительную в своей жизни. Песня была записана с одного дубля, а через месяц Марк Бернес ушел из жизни.

Библиографический список

На уроке можно провести сравнительно-сопоставительный анализ двух вариантов одно и того же стихотворения с целью уяснения того, насколько поэтическое слово значимо и весомо, и как можно с помощью лексики затронуть самые потаенные уголки человеческой души, самые тонкие ее струны, пробудить лучшие чувства и самые благие помыслы, расширить границы сознания в утверждении бессмертия человеческой души. Важно отметить, что к образу журавлей Р. Гамзатов обращался не раз: в поэме «Колокол Хиросимы» они становятся символом несбывшихся надежд и хрупкости мира, жизни и смерти [3].

Стихотворение «Журавли» можно отнести к жанру элегии, потому что оно заставляет задуматься о вечном, о том, что жизнь быстротечна и хрупка, и, теряя родных, невозможно не грустить. Боль утраты родных и горечь разлуки с ними тесно связаны с образом стаи улетающих белых журавлей, чьи клики напоминают поэту родную аварскую речь. Эти пронзительные звуки заставляют людей поднимать головы к небесам, чтобы задуматься о бесконечном цикле жизни, о бессмертии человеческой души и подлинных истинах бытия.

Главная мысль стихотворения заключается именно в этом, хотя осознание ее вызывает щемящее чувство тоски и грусти. Ведь каждый родившийся непременно должен умереть, занять место в том небесном строю, оставив все, что было так дорого и мило сердцу на земле,- и это неизбежно. Нужно отметить, что чувство печали несет светлый окрас, открывая человеку что-то очень ценное, духовно значимое.

Первый вариант перевода носит глубоко личный характер. В нем шесть строф, тогда как во втором - четыре. В первом варианте мы словно видим проекцию летящего журавлиного клина на людей, который бредут по кровавым дорогам той страшной войны. Летит жизнь и ее ход перекликается с полетом стаи, уходят родные и близкие, и этот факт очень трудно принять, как и осознать неотвратимость смерти и то, что каждому когда-то предстоит подняться в небесную высь.

Лирический герой стихотворения ведет внутренний диалог по проблемам экзистенциального характера, используя эпитеты (кровавых полей, длинный путь, с клином журавлиным), метафоры (клин усталый, в сизой мгле), лексический повтор (летят и подают нам голоса, летят своим

определенным строем, они летят....., летит, летит по небу..., летит

в тумане..), сравнения (не потому ли с кличем журавлиным от века речь аварская сходна).

Для создания художественного образа и особого строя речи поэт использует такие стилистические фигуры, как риторические вопросы:

Не потому ль.замолкаем, глядя в небеса?

Не потому ли с кличем журавлиным от века речь аварская сходна?

Стихотворение Р. Гамзатова обладает песенной мелодикой и читается нараспев благодаря такому средству выразительности, как инверсия (Из-под небес по-птичьи окликая всех вас, кого оставил на земле. Они до сей поры с времен тех дальних летят и подают нам голоса.), а также аллитерация и ассонанс (усталый, малый, часто, печально) [4.].

Сравнивая два варианта одного стихотворного текста, можно сделать следующий вывод: первый вариант больше второго и носит более личный характер, второй вариант имеет более краткую форму, носит обобщающий характер и общечеловеческое звучание.

Образ летящих журавлей получил развитие в скульптуре, став воплощением тех не вернувшихся советских солдат, которые полегли на полях сражений, тех, кого так и не дождались дома родные и близкие, так и не принявших невосполнимую утрату. По всей стране появились памятники погибшим советским солдатам, чей бессмертный образ укрепился в сознании народа через символ журавлиной стаи, устремленной в бесконечное небо.

Первый памятник был открыт в дагестанском селении Гуниб в 1986 году, и он стал отправной точкой для празднования дней «Белых журавлей». На сегодняшний день по всему миру установлено более 200 памятников как символу всем погибшим в военных конфликтах.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что, читая и анализируя идею, композицию, язык и образную систему известного стихотворения Р. Гамзатова «Журавли», учащиеся расширяют свои представления об образе журавля как символе в мировой литературе, получают возможность ознакомиться с историей создания этого замечательного стихотворения, ставшего популярнейшей песней благодаря композитору Яну Френкелю, переводчику Науму Гребневу и известному исполнителю Марку Бернесу, успевшему проникновенно спеть ее. В процессе работы над стихотворным текстом углубились знания и представления школьников об историческом прошлом нашей страны, о музыкальном произведении, о песенном искусстве, о содружестве разных видов искусств в образовательном процессе, что, несомненно, позволит обогатить и расширить культурное поле учащихся, повысить их образовательный и общекультурный уровень.

1. Журавли. Что они символизируют е культуре разных стран и народов? Available at: https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/34780/© Shkolazhizni.ru

2. Литература народов Дагестана: учебник для 11 класса (базовый уровень). Москва, Академия. 2009: 103-104.

3. Курбанова З.Г. Методика анализа художественного произведения на уроках дагестанской литературы: учебно-методическое пособие. Махачкала, 2018.

4. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. Москва, Академия, 2004: 140-141.

References

1. Zhuravli. Chto oni simvoliziruyut v kulture raznyh stran i narodov? Available at: https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/34780/© Shkolazhizni.ru

2. Literatura narodov Dagestana: uchebnik dlya 11 klassa (bazovyj uroven'). Moskva, Akademiya. 2009: 103-104.

3. Kurbanova Z.G. Metodika analiza hudozhestvennogo proizvedeniya na urokah dagestanskojliteratury: uchebno-metodicheskoe posobie. Mahachkala, 2018.

4. Magomedova D.M. Filologicheskij analiz liricheskogo stihotvoreniya. Moskva, Akademiya, 2004: 140-141.

Статья поступила в редакцию 18.05.23

УДК 378

Kurenkova T.N., postgraduate, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: TNKURENKOVA@YANDEX.RU

THE LEVELS OF READINESS OF TEACHING STAFF FOR METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article reveals a problem of developing components, levels and diagnostics of readiness of teaching staff for methodological support of the digital educational environment, based on the structure of readiness of teaching staff, which allows ensuring the development of the digital educational environment in an educational organization in accordance with modern requirements. The article formulates the components of readiness of teaching staff, allowing identifying the levels of readiness reflecting the specifics of their activities in the digital educational environment. Readiness levels are revealed through the characterization of knowledge and skills related to detail in the digital educational environment. The characteristics of the levels make it possible to determine the roles that teachers perform in accordance with the available knowledge and skills of activity in the digital educational environment. The developed diagnostics is implemented in a specific educational process of an educational organization. Participants undergo diagnostics in various forms online, offline, individual, collective. The results of this diagnosis allow to determine the level of readiness of participants for methodological support of the digital educational environment, which will further develop this readiness. The presented material allows to conclude that the diagnostics carried out on certain components makes it possible to determine the level of readiness.

Key words: digital educational environment, teaching staff, readiness components, readiness levels

Т.Н. Куренкова, аспирант, Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: TNKURENKOVA@YANDEX.RU

УРОВНИ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ К МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В статье раскрывается проблема разработки компонентов, уровней и диагностики готовности педагогических работников к методическому сопровождению цифровой образовательной среды, позволяющих обеспечить ее развитие в образовательной организации в соответствии с современными требованиями. В статье сформулированы компоненты готовности педагогических работников, позволяющие выделить уровни готовности, отражающие специфику их деятельности в цифровой образовательной среде. Уровни готовности раскрываются через характеристику знаний и умений, связанных с деятельностью в цифровой образовательной среде. Характеристика уровней позволяет определить роли, которые выполняют педагогические работники в соответствии с имеющимися знаниями и навыками деятельности в цифровой образовательной среде. Адаптированная диагностика реализована в конкретном образовательном процессе образовательной организации. Участники проходят тестирование, опрос в разных формах: онлайн, офлайн, индивидуальная, коллективная. Результаты данной диагностики позволяют определить уровень готовности педагогических работников к методическому сопровождению цифровой образовательной среды. Представленный материал позволяет сделать вывод, что диагностика, проведённая в соответствии с выделенными компонентам, даёт возможность определять уровень готовности.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, педагогические работники, компоненты готовности, уровни готовности

Актуальность данного исследования обусловлена развитием цифровой образовательной среды (ЦОС) в общеобразовательных организациях и необходимостью организации образовательной деятельности педагогическими работниками в данной среде как открытой информационной системы, обеспечивающей современные задачи образования [1, с. 71]. Для осуществления деятельности в новых условиях всем участникам образовательного процесса (педагогическими работникам, обучающимся, родителям, администрации, социальным партнёрам и т. д.) необходимы знания и навыки, связанные с образованием в условиях цифровой образовательной среды, то есть у каждого участника должна быть сформирована цифровая грамотность. Педагогические работники в образовательной среде, в том числе в ЦОС, планируют, организуют, реализуют и анализируют образовательную деятельность. Поэтому именно для них первостепенным становится овладение цифровой грамотностью; значимым выступает уровень готовности педагогических работников к деятельности в условиях цифровой образовательной среды. Изучение и диагностика готовности педагогических работников в условиях цифровой образовательной среды является важной частью целевой модели цифровой образовательной среды (ЦОС) Российской Федерации [2]. Цель исследования - изучить компоненты, уровни готовности педагогических работников к методическому сопровождению цифровой образовательной среды, провести и проанализировать результаты констатирующей диагностики. Объектом исследования выступает готовность педагогических работников к методическому сопровождению цифровой образовательной среды. Задачи: описать компоненты готовности педагогических работников к методическому сопровождению цифровой образовательной среды; рассмотреть уровни готовности педагогических работников к методическому сопровождению цифровой образовательной среды и в соответствии с ними выделить роли педагогических работников; провести констатирующую диагностику и в соответствии с её результатами определить уровень готовности педагогических работников. Теоретическая значимость результатов исследования заключается в описании компонентов, детализации уровней готовности педагогических работников к методическому сопровождению цифровой образовательной среды и выделении ролей педагогов в соответствии с характеристиками уровней готовности в масштабах общеобразовательных ор-

ганизаций. Практическая значимость работы состоит в том, что: 1) проведена диагностика готовности педагогических работников к методическому сопровождению цифровой образовательной среды; 2) определены уровни готовности педагогических работников; 3) результаты исследования могут быть использованы в деятельности образовательных организаций. Методы исследования: 1) теоретические (анализ, сравнение, обработка информации); 2) статистические (оценка значимости работы в целом); 3) экспериментальные (диагностика). Работа предусматривает два этапа: 1) теоретический - изучение литературы по данной теме; 2) практический - диагностика и определение уровня готовности педагогических работников к цифровой образовательной среде.

Организация процесса изучения готовности педагогов к методическому сопровождению в условиях цифровой образовательной среды требует чёткого определения компонентов и описания уровней данной готовности, определяемых соответствующими критериями. Также необходимо подобрать (апробировать) диагностический инструментарий.

Теоретический анализ литературы позволил нам в качестве структурных компонентов готовности педагогических работников к методическому сопровождению в условиях цифровой образовательной среды выделить следующие компоненты: мотивационно-ценностный - представлен системой целей, установок, потребностей, мотивов формирования цифровой грамотности педагогических работников; понимания важности организации деятельности в ЦОС; когнитивный - предполагает знания понятий, сущности, методов, форм, структуры, особенностей, условий педагогической деятельности в ЦОС; деятельностный -отражает овладение педагогическими работниками приёмами и формами организации педагогической деятельности в условиях цифровой образовательной среды; диагностический - предполагает анализ ситуации развития цифровой грамотности педагогических работников, регуляцию и совершенствование процесса методического сопровождения цифровой образовательной среды. Обозначенные компоненты на разных этапах предполагают проведение диагностик: на начальном этапе - констатирующая диагностика (служит отправной точкой для определения последующего развития готовности), на промежуточном этапе - сравнительная диагностика (предназначена для отслеживания динамики развития готовности и внесения корректировок в процесс готовности), на итого-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.