Научная статья на тему 'Некрасовские традиции в лирике Р. Гамзатова последнего периода'

Некрасовские традиции в лирике Р. Гамзатова последнего периода Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
413
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / ПОКАЯНИЕ / МОТИВ ПОТЕРИ ДРУЗЕЙ / ИСПОВЕДАЛЬНОСТЬ / ДИАЛОГИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гасанов Ибрагим Абакарович

В статье анализируется влияние некоторых поэтических традиций Н. А. Некрасова на лирику Р. Гамзатова последних лет. Основное внимание уделено двум произведениям «Последним песням» Некрасова и сборнику стихотворений Р. Гамзатова «Молитва».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некрасовские традиции в лирике Р. Гамзатова последнего периода»

НЕКРАСОВСКИЕ ТРАДИЦИИ В ЛИРИКЕ Р. ГАМЗАТОВА ПОСЛЕДНЕГО ПЕРИОДА

®2010 Гасанов И.А.

Большеарешевская СОШ Кизлярского района РД

В статье анализируется влияние некоторых поэтических традиций Н. А. Некрасова на лирику Р. Гамзатова последних лет. Основное внимание уделено двум произведениям - «Последним песням» Некрасова и сборнику стихотворений Р. Гамзатова «Молитва».

The author of the article analyzes the influence of some N.A.Nekrasov’s poetic traditions on R.Gamzatov’s lyrics of the last period. The basic attention is paid to two writings, they are: N.A.Nekrasov’s “Last songs’’ and R. Gamzatov’s “Pray”collection of verses.

Ключевые слова: традиция, покаяние, мотив потери друзей,

исповедальность, диалогичность.

Keywords: tradition, confession, motive of the loss of friends, confessionary, dialogicity.

Для Расула Г амзатова

поэтическими кумирами всегда оставались Лермонтов и Пушкин. Но не менее значимым был для него и Н. А. Некрасов, поэзия которого оказала благотворное влияние на

гамзатовское творчество. Влияние лирики Некрасова явственно

ощущается в гражданской лирике Р. Гамзатова, в описании женской доли, в создании реалистических картин народной жизни, в покаянных стихах позднего периода.

Для Р. Гамзатова «Некрасов - это целое поэтическое государство, живущее по своим законам», и как таковое оно являлось источником новых творческих импульсов для дагестанского поэта.

В последние годы жизни в творческом сознании Р. Гамзатова произошел перелом и переоценка собственного наследия. Тяжелые, скорбные раздумья о бесцельно прожитой жизни и ложности многих ценностей, считавшихся ранее

истинными, по своему трагическому накалу, интонации, глубине и нравственной проблематике

созвучны с «Последними песнями» Некрасова. Особенно остро эти настроения ощущаются в сборнике стихов Р. Гамзатова «Молитва».

Духовная драма обоих поэтов выразилась в «Последних песнях» Некрасова и в сборнике Р. Гамзатова «Молитва»; с большой

художественной силой в них переданы переживания Некрасова и Р. Гамзатова, вызванные скорбными сомнениями в нужности, значимости их лиры для своих народов и потерей духовных ориентиров на закате жизни.

Вопросы, связанные с влиянием поэтических традиций Некрасова на лирику Расула Гамзатова не получили до сих пор должного освещения в науке, и они не рассматривались среди серьезных проблем литературоведения, между

тем важность освещения этого вопроса не вызывает сомнений.

Обращение к стихотворениям Р. Гамзатова и Некрасова в сравнительном аспекте актуально и с другой точки зрения: в них поэтами затрагиваются чрезвычайно важные для искусства и общества проблемы - назначение поэта и поэзии, вопросы поэтической совести и ответственности художника,

верности и долга, истины и лжи, греха, предательства, покаяния и смысла существования, веры в Бога. В этом контексте духовное сближение текстов позднего периода обоих поэтов становится значимым.

Последние стихи Р. Гамзатова -своеобразное завещание, исповедь раненого сердца, описание глубоких сомнений в значимости сделанного в жизни, осознание ложности прежних богов. Завершение жизни Р. Гамзатова совпало с не менее социально и нравственно тяжелым временем, чем эпоха, в которой жил Некрасов. Это обстоятельство и является одним из источников их скорбных раздумий о добре и зле, чести и совести человека и поэта.

В этом аспекте логично обращение Р. Гамзатова к поэтам-собратьям и к самому себе:

Вражду смирить ничто теперь не в силах,

Бог удалился, оскорбленный, прочь.

А ты, Поэт? Удел твой - на могилах

Рыдать без слов, не зная чем помочь

[2. С. 23].

Нравственная трагедия Р. Гамзатова не менее тяжела, чем некрасовская, она была связана с переломной эпохой, крайности которой поэт воспринял как вселенскую катастрофу:

Слышишь: разбивают камни у могил,

Памятники сносят с боевых полей,

И несут тревогу клики журавлей

353].

Эти настроения отчаяния, вызванные глубоким

разочарованием от царящего вокруг зла и ощущения бессилия, созвучны некрасовским:

Любовь и Труд - под грудами развалин!

Куда ни глянь - предательство, вражда,

А ты молчишь - бездействен и печален,

И медленно сгораешь от стыда

[2. С.

375].

А любовь и труд - это два ключевых понятия в поэзии Некрасова.

Размышления Некрасова о человеке и времени получают такое же экзистенциональное звучание, как и в стихотворении Р. Гамзатова:

Дни идут... все так же воздух душен,

Дряхлый мир на роковом пути... Человек - до ужаса бездушен, Слабому спасенья не найти

[5. С.

356].

Немало горя принесла Расулу Гамзатову его вынужденная политическая деятельность, как и Некрасову его редакторство, когда приходилось лавировать среди различных общественно-

политических сил и иногда отступаться от своих поэтических и нравственных принципов:

Он спросит: - Эпоха зашла, как звезда,

В каком из грехов ты бы ей повинился?

Лишь в том, что политиком был иногда,

Хотя на земле поэтом я родился?

[2. С. 90].

Строки эти созвучны

некрасовским:

Мне борьба мешала быть поэтом,

Песни мне мешали быть бойцом

344].

«Последние песни» Некрасова и сборник последних стихов Р. Г амзатова «Молитва» сближает беспощадный, отрицательный

вердикт, выносимый обоими поэтами собственной жизни и творчеству. Глубокие сомнения Некрасова, что он уходит не понятый и не оцененный современниками, близки

переживаниям Р. Г амзатова последних лет. Поэты вступают в диалог со своим поколением, с собой, со временем, и разговор этот бескомпромиссный и жесткий.

В стихах последних лет Н. Некрасова и Р. Гамзатова звучат крайне пессимистические нотки (оптимистическое начало же приглушенно и невнятно), трагические признания от сознания того, что вокруг царит всевластное зло. Однако разница в восприятии зла все же чувствуется: если для

Некрасова зло преимущественно обрекается в социальную форму и связано в основном с нищетой, бесправием народа, отсутствием свободы и угнетением человека, то для Р. Гамзатова характерно философское ее понимание, т.е. зло воспринимается как метафизическое понятие, существующее извечно, оттого поэту вдвойне больно, что оно является вообще атрибутом человеческого существования.

Вынося приговор прошлому, Р. Гамзатов все же склонен видеть в нем некую духовную стабильность, которая полностью отсутствует в современном мире.

Немало страданий принесли Р. Гамзатову и Н. Некрасову нравственная деградация поколений, утрата идеала современниками. То, чем раньше гордился Р. Гамзатов в горцах, уже уходит из жизни:

На бойком базаре и совесть, и честь

Опять продают - и торговцев не счесть

403].

Бурные 90-е годы вселяют в Р. Г амзатова чувство глубокого разочарования, он не может смириться с социальной и нравственной вакханалией:

Дороги разбиты, мосты сожжены, И в воздухе тягостный запах войны,

И гербы, и флаги повержены в прах,

Меняются гимны, как ветры в горах

[2. С.

402].

Поэт в этом же стихотворении дает сущностное определение эпохи, в которой «люди уже забыли о добре» [2. С. 402].

Гневные инвективы Некрасова и Гамзатова направлены против социального и нравственного разложения общества.

Известны страдания Некрасова, вызванные его поспешным, вынужденным шагом, - чтением стихотворения в честь Муравьева -вешателя, чтобы защитить «Современник» от закрытия.

И Гамзатов среди прочих своих жизненных ошибок называет строки, за которые теперь ему стыдно и, обращаясь к небесному судье, поэт заклинает:

Ты мне другие отпусти грехи: Обиду, нанесенную в гордыне.

И дружбу с подлецом, и те стихи, Которые я не написал бы ныне

[2. С.

147].

Будучи доверчивыми и впечатлительными натурами, оба поэта остро воспринимают предательство, вражду,

отступничество бывших друзей. Эта проблема является одной из главных в сборнике «Последние песни» Некрасова:

Прямо и смело направить бы лодку, -Сунься-ка! Сделаешь шаг,

А на втором перервут тебе глотку!

Друг моей юности (ныне мой враг)!

323].

Тягостно для Некрасова одиночество последних лет, утрата друзей:

Узы дружбы союзов сердечных -

Все порвалось: мне с детства судьба

Посылала врагов долговечных,

А друзей уносила борьба

[5. С.

346].

Литературовед Г. В. Краснов пишет: «Некрасова терзало чувство вины перед друзьями -единомышленниками, перед

демократическим читателем» [4. С. 17].

Мотив утраты друзей красной нитью проходит и сквозь лирику последних лет Р. Гамзатова:

А тот, кому я верил, как себе,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расставив сети - скрылся за кустом.

Доверившись охотничьей судьбе

[2. С.

230].

Рвешься навстречу, случалось мне, -друг!

Но на врага нарываешься вдруг

[2. С.

341].

Подобными горькими сентенциями полна лирика Р. Гамзатова позднего периода. Некоторые социальные и нравственные проблемы творчества Некрасова и Гамзатова являются сквозными, они освещались в другом ключе, но для «Последних песен» и сборника «Молитва» характерна иная, печальная, даже трагедийная тональность.

Лирику последних лет обоих поэтов сближают глубокая исповедальность, открытость.

Все самое сокровенное, сердечное, свои колебания и сомнения, страхи и муки поэты передают максимально искренне, не боясь ни суда власти, ни приговора ложных богов.

Художественными особенностями этих стихов являются диалогичность, обращение к себе и к окружающим, горькое чувство вины перед народом и невыполненного поэтического долга:

Ты роковую вспомни повесть,

Паденья собственного миг

[2. С.

205].

Сближают поэзию Р. Гамзатова и Н. Некрасова и чувство огромной ответственности перед народом, постоянные сомнения в полезности своей лиры, и переживания эти крайне полярны: от уверенности, что оставили какой-то добрый след в душе народа, до полного отрицания своих творений, своей

востребованности.

Больнее всего Р. Гамзатову видеть, как рушатся вековые традиции, нравственные нормы горцев. Участником таких катаклизмов поэт в первую очередь ощущает и себя, но остановить это он не в состоянии. Проблема эта разрешается поэтом в духе некрасовской колыбельной традиции в стихотворении «Колыбельная себе»:

Спи, цадинский мальчик, спи, аварский сын, В домике отцовском уже остыл камин,

И побито поле вдоль и поперек,

И друзей старинных ты не уберег

[2. С.

353].

Согласно горскому менталитету, «остывший камин» и утрата «старинных друзей» воспринимается как символическое выражение духовного опустения пространства -дома, что является настоящей трагедией для поэта.

Известны переживания

Некрасова, вызванные не только физическим недугом, но и ощущением полного одиночества и надеждой на понимание немногих, еще оставшихся в живых соратников. Литературовед М. М. Кралин пишет: «Последние песни» - это стихи, адресованные в первую очередь к друзьям (не случайно одно из стихотворений сборника так и называется «Друзьям»),

рассчитанное на их понимание и сочувствие [3. С. 85].

В этом аспекте многие стихи последнего периода творчества Р. Гамзатова тоже обращены к друзьям, и эта тема становится для него весьма болезненной, ибо неверность

«бывших друзей» воспринимается поэтом как свидетельство ненадежности и зыбкости самого бытия.

Оба поэта испытали в полной мере и хулу, и хвалу, злорадство недоброжелателей. Образ

остервенелой толпы у Некрасова, готовой растерзать поэта на части за малейшие ошибки, очерчен в стихотворении «Зачем меня на части рвете», подобный же образ в опосредованной форме изображен в лирике Р. Гамзатова: это в первую очередь толпа завистников и мнимых друзей, коварно предающих поэта в трудный час.

Объединяет художников слова обращения к современникам с животрепещущими вопросами,

подведение художественных и жизненных итогов, тяжелые переживания за судьбу родной земли. Оба выносят своему творчеству суровый приговор. С такой бескомпромиссностью к себе говорить могут только поэты высокого гражданского мужества.

В «Последних песнях» Некрасова нет, как в прежних стихах, четко очерченных характеров, сюжетного начала, разных бытовых

подробностей. Нет этих элементов и в сборнике Р. Гамзатова «Молитва». И Некрасов, и Р. Гамзатов в стихах позднего периода тяготеют к малой лирической форме,

преимущественно элегического содержания. Философские

обобщения и выводы становятся первостепенным элементом их поэтики (Р. Гамзатов и раньше был склонен к философской рефлексии).

Крушение идеалов у обоих поэтов рождает в них глубокое неверие в разумность мироустройства.

Несмотря на трагические, порой безысходные нотки, в стихах последних лет Р. Гамзатова важное место занимают гражданские темы, и в этом тоже проявляется определенное влияние традиций Н.

Примечания

А. Некрасова. «С некрасовской поэзией обычно связывают гражданственность русской поэзии. Однако эта традиция гораздо шире и глубже», - пишет литературовед Л. С. Волкова [1. С. 80].

Не может не трогать человеческое сердце и переживание обоих художников слова перед близким жизненным финалом, и это тоже окрашивает в экзистенциальные, скорбные тона их лирику последних лет.

Таким образом, влияние поэтических традиций Некрасова на лирику Расула Гамзатова позднего периода является значимым фактом в литературоведении, оно заметно ощутимо в сборнике стихов «Молитва».

Лирику Н. А. Некрасова и Р. Гамзатова позднего периода сближает мотив покаяния, скорбные раздумья о значимости собственного творчества для народа, сомнения в истинности выбранного пути, гражданский пафос и драматизм.

Одной из важных проблем «Последних писем» Некрасова и сборника стихотворений Р. Гамзатова «Молитва» становится мотив утраты друзей, одиночество, остро переживаемое обоими поэтами чувство вины перед народом.

Черты общности «Последних писем» Н. А. Некрасова и «Молитва» Р. Гамзатова проявляются в суровой оценке своего творчества, в бескомпромиссном отношении к собственным ошибкам и

заблуждениям.

Художественными особенностями стихов позднего периода обоих художников слова является тяготение к элегической форме исповедания, диалогичность, философские

раздумья и обобщения, в которых отразились черты духовного кризиса, метания, характерные для творчества обоих поэтов в последний период их жизни и творчества.

1. Волкова А. С. Немеркнущие традиции (Н. Некрасов и Е. Исаев) // Некрасовский сборник. Т. X. А. : Наука, 1988. 208 с. 2. Гамзатов Р. Молитва. Махачкала : Изд. дом «Эпоха», 2008. 416 с. 3. Кралин М. М. Некрасовская традиция у Анны Ахматовой // Некрасовский сборник. Т. XIII. Л. : Наука, 1983. 214 с. 4. Краснов Г. В. Последние песни Некрасова. М. : Книга, 1981. 110 с. 5.

Некрасов Н. А. Собрание сочинений. В 8 т. Т II. Стихотворения и поэмы. М. : Художественная литература, 1965. 466 с.

Статья поступила в редакцию 27.03.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.