Научная статья на тему 'Методические подходык совершенствованию государственного регулирования уровня самообеспечения населения регионов продовольствеием'

Методические подходык совершенствованию государственного регулирования уровня самообеспечения населения регионов продовольствеием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические подходык совершенствованию государственного регулирования уровня самообеспечения населения регионов продовольствеием»

Дифференциация доходов, как правило, рассматривается по размеру среднедушевого совокупного дохода населения в целом, отдельных регионов и групп домохозяйств.

Максимальная разница среднедушевых денежных доходов по регионам в 2012 г. составила более чем в 6 раз. Максимум отмечен в Ненецком автономном округе 61937 руб./мес., минимум в Республике Калмыкия 10184 руб./мес. В 11 регионах страны денежные доходы составили менее 15000 руб./мес., в том числе: Республика Калмыкия, Тыва, Ингушетия, Марий-Эл, Мордовия, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Чувашская, Алтай, Алтайский край, Саратовская область.

В большей части регионов с низким уровнем денежных доходов отмечается наибольшая доля расходов на покупку продуктов питания. В России она составляет 30,3%, в странах с высокими доходами и высоким уровнем жизни населения - 10-15%.

Необходимо отметить, что в регионах с низким уровнем доходов населения, потребляется больше хлеба и более дешевые продукты питания. Во всех вышеперечисленных регионах потребление хлебных продуктов выше рекомендуемой медицинской нормы (95-105 кг).

Смягчение дифференциации доходов населения в определенной степени должно способствовать решению одной из задач продовольственной безопасности, экономической доступности продуктов питания, а также укреплению здоровья населения посредством здорового, сбалансированного питания.

Источники

1. Сборник ГКС «Регионы России. Социально-экономические показатели - 2013.

2. Там же.

3. Приказ №593н от 2 августа 2010 года «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания».

2.8. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ И МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УРОВНЯ И УСТОЙЧИВОСТИ ХАРАКТЕРИСТИК РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫК СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УРОВНЯ САМООБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНОВ ПРОДОВОЛЬСТВЕИЕМ

Чарыкова О.Г., д.э.н., зав. отд., Чернышева И.И., мл. науч. сотр. Научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса ЦЧР РФ

Радикальные экономические реформы АПК, начатые без достаточно проработанной и научно обоснованной программы действий, учета возможных социально-экономических последствий, болезненно отразились на системе продовольственного обеспечения. Снижение покупательной способности денежных доходов населения вызвал значительный спад производства продукции АПК и сокращение почти на одну треть потребления населением продуктов питания. Среднедушевое потребление продовольствия в целом по суммарной энергетической ценности рациона уменьшилось с 1990 г.на 18%, в том числе по белкам - на 24%, углеводам - 10%. В результате существенно ухудшилась структура пищевых рационов, увеличилось количество различного рода заболеваний, продолжает сокращаться продолжительность жизни населения. Стремление государства компенсировать недостаток продовольствия на внутреннем рынке массированным импортом продуктов питания позволило повысить физическую доступность и ассортимент продуктов,

но одновременно привело к усилению значимости импорта в структуре потребления. До сих пор в крупных агропромышленных регионах страны не сформирована научно обоснованная система обеспечения продуктами питания и сырьем для их производства, которые могли бы конкурировать с импортной продукцией, что определяет актуальность темы исследования, её научную и практическую значимость.

Основу продовольственного обеспечения в современных условиях составляет продовольственный рынок, эффективность функционирования которого во многом определяет физическую и экономическую доступность продовольствия. В свою очередь, эффективное функционирование продовольственного рынка возможно лишь при относительной его целостности, пропорциональности, обоснованности структур, связей и функций, динамичном развитии, рациональном использовании ресурсного потенциала.

Отличительными особенностями продовольственного рынка является социальная зна-

чимость продуктов питания, которая предопределяет необходимость его государственного регулирования.

Оценка продовольственного рынка позволила сделать выводы о том, что в продовольственном обеспечении Воронежской области мясом, молоком, яйцами, а также овощами имеются возможности по расширению емкости продовольственного рынка преимущественно за счет местного производства (табл.1). Однако наряду с увеличением объемов сельскохозяйственного производства необходимо обеспечить рост платежеспособного спроса. Детальный анализ системы продовольственного обеспечения, многолетние авторские разработки по развитию продовольственного рынка и селекция зарубежного опыта позволяют обосновать целесообразность предложений по поддержке 1-5 групп населения (с низкими доходами) для обеспечения основными продуктами

питания до нормативных параметров (рациональной нормы потребления).

Для разработки мероприятий по регулированию продовольственного рынка усовершенствована аналитическая модель структуры общего дефицита продовольствия, предложенная Марией Герстер-Бентая, которая апробирована на монопродуктовх рынках Воронежской области.

Предложенная модель продовольственного обеспечения региона позволяет определить структуру и масштабы продовольственного дефицита (недостатка).

Это способствует принятию решения о том, следует ли сосредоточить внимание на таких факторах продовольственного обеспечения, как экономическая доступность продуктов питания, или физическое наличие продовольствия, или на оба фактора одновременно.

Таблица 1 - Характеристики продовольственного самообеспечения Воронежской области

Показатели Годы Примечание

2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012

Уровень фактического потребления, тыс. т

Хлеб и хлебопродукты 327 324 332 323,5 316,9 Показатели должны приближаться к потенциальной емкости рынка

Масло растительное 28 31 32 32,6 34,3

Сахар 119 113 117 117,2 111,9

Мясо и мясопродукты 128 150 168 178,1 193,4

Рыба и рыбопродукты 25 27 30 32,8 33,1

Молоко и молокопродукты 549 562 594 616,5 622,2

Овощи 277 270 232 281,3 296,0

Картофель 382 297 257 283,6 293,6

Яйца, млн. шт. 613 659 709 738,4 766,7

Фрукты и ягоды 169 156 161 164,1 172,4

Уровень потенциального потребления при достижении рациональных норм, тыс. т

Хлеб и хлебопродукты 252 249 257 257,8 256,3 Является наиболее рациональной

Масло растительное 37 36 37 37,5 37,3

Сахар 94 93 96 96,1 95,5

Мясо и мясопродукты 185 184 190 189,9 188,8

Рыба и рыбопродукты 57 57 58 58,6 58,3

Молоко и молокопродукты 896 888 917 918,8 913,5

Овощи 318 315 325 325,8 323,9

Картофель 270 267 276 276,6 275,0

Яйца, млн. шт. 668 662 683 684,4 680,5

Фрукты и ягоды 171 170 175 175,8 174,8

Уровень продовольственного обеспечения по потреблению, %

Хлеб и хлебопродукты 129,8 130,1 129,2 125,5 123,6 Показатель должен стремиться к 100 %

Масло растительное 75,7 86,1 86,5 86,9 91,9

Сахар 126,6 121,5 121,9 122,0 117,1

Мясо и мясопродукты 69,2 81,5 88,4 93,8 102,5

Рыба и рыбопродукты 43,9 47,4 51,7 56,0 56,8

Молоко и молокопродукты 61,3 63,3 64,8 67,1 68,1

Овощи 87,1 85,7 71,4 86,3 91,4

Картофель 141,5 111,2 93,1 102,5 106,8

Показатели Яйца Годы Примечание

2008 2009 2010 2011 2012

91,8 99,5 103,8 107,9 112,7

Фрукты и ягоды 98,8 91,8 92,0 93,3 98,7

Возможность расширения продовольственного обеспечения, тыс. т

Хлеб и хлебопродукты 75 75 75 65,6 60,6 Показатель должен быть больше 0

Масло растительное -9 -5 -5 -4,9 -3,0

Сахар 25 20 21 21,1 16,3

Мясо и мясопродукты -54 -34 -22 -11,7 4,7

Рыба и рыбопродукты -32 -30 -28 -25,8 -25,2

Молоко и молокопродукты -347 -326 -329 -302,4 -291,3

Овощи -41 -45 -93 -44,5 -28,0

Картофель 112 30 -19 7,0 18,6

Яйца, млн. шт. -55 -3 26 53,9 86,2

Фрукты и ягоды -2 -14 -14 -11,7 -2,3

Общий дефицит (недостаток) продовольствия, определяемый падением уровня внутреннего производства продуктов питания ниже потребностей населения в продовольствии по рациональным нормам, зачастую состоит из трех разных видов дефицита с четко выраженными характеристиками:

- дефицит предложения (производства), что соответствует рынку продавца (рынок молока и молокопродуктов; овощей, рыбы и т.д.)

- дефицита спроса (потребления), что соответствует рынку покупателя (хлебопродукты, сахар и т.д.);

- смешанный дефицит.

Каждому виду продовольственного дефицита соответствуют различные меры регулирования продовольственного рынка.

При дефиците предложения и имеющихся возможностях целесообразно стимулирование повышения производства отечественного сельскохозяйственного сырья и продуктов питания, что, кроме того, позволит увеличить загрузку перерабатывающих предприятий и увеличить их оборот.

Изучение дефицита (недостатка) спроса показало, что он возникает при проблемах экономической доступности продовольствия и как следствие массовой бедности. Основным направлением увеличения спроса является формирование дополнительного спроса. В этом случае мероприятия, проводимые с целью улучшения продовольственной безопасности, должны быть направлены на обеспечение занятости населения, повышение доходов и получение адресной помощи уязвимым и необеспеченным группам населения.

При разработке мер по стимулированию платежеспособного спроса следует помнить, что ряд продовольственных товаров имеет огромное социальное значение, и определенный

уровень потребления таких товаров необходим для сохранения здоровья нации. К таким товарам относятся молочные продукты, овощи, фрукты, мясо. Поэтому к ним должны предъявляться особые требования по качеству.

Низкие реальные доходы значительной части населения делают продовольствие недоступным в необходимых количествах для нормального жизнеобеспечения, что негативно сказывается на качестве и структуре питания.

Как показывает опыт зарубежных стран, целесообразно использовать многие программы поддержки бедных слоев населения при регулировании спроса в России. Группы населения с доходами ниже прожиточного минимума и с долей потребительских расходов, идущих на питание, выше 40% нуждаются в поддержке со стороны государства в направлении улучшения продовольственного обеспечения.

Для Воронежской области и для России в целом целесообразно будет создать модель баланса интересов производителей, торговли и потребителей. Ее цель заключается в обеспечении малообеспеченных слоев населения и специальных потребителей необходимым набором жизненно важных продуктов отечественного производства. В связи с этим на основе проведенных ранее расчетов рассчитан размер дотаций для нуждающихся групп населения (первых пяти групп населения с низкими доходами), необходимый для потребления ими продовольствия по рациональным нормам. Основанием для расчета суммы необходимых дотаций служит стоимость недостающего (с медицинской точки зрения) потребления продуктов питания. В этой ситуации искусственный спрос не ограничится только лишь социальным эффектом, а должен стать толчком не только для стабилизации социально-экономического положения региона, но также и для подъема отечественного производства.

Источник

1. Чарыкова О.Г., Чогут Г.И., Белошапкина Н.Е. Система продовольственного обеспечения населе-

ния региона [Текст] / О.Г. Чарыкова, Г.И. Чогут, Н.Е. Белошапкина. - Воронеж: ГНУ НИИЭОАПК ЦЧР РФ, 2007. - С. 80-115.

ВСЕРОССИЙСКАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПЕРЕПИСЬ 2016 ГОДА И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Корбут Л.С., к.э.н., ведущий науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и

информатики имени А.А. Никонова

В соответствии с постановлением Правительства России от 10 апреля 2013 г. № 316 с 1 июля по 15 августа 2016 г. в Российской Федерации будет проведена вторая Всероссийская сельскохозяйственная перепись - ВСХП-2016. Программа переписи была разработана в соответствии с требованиями программы очередного Всемирного раунда сельскохозяйственных переписей 2010 г. ФАО ООН, а также с учетом опыта проведения первой Всероссийской сельхозпереписи в 2006 г. и пробной сельхозпереписи 2012 года. Согласно рекомендациям ФАО ООН, при разработке программы переписи был использован модульный подход, в соответствии с которым предусматривается сбор ограниченного круга данных, используемых для проведения международных сопоставлений по важнейшим показателям развития сельского хозяйства.

Объектами сельхозпереписи являются следующие категории сельскохозяйственных производителей: сельскохозяйственные организации, микропредприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, личные подсобные и другие индивидуальные хозяйства населения, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан и участки граждан-членов объединений, попавшие в выборочное статистическое наблюдение.

Программа ВСХП-2016 представлена показателями, содержащимися в шести видах переписных листов в соответствии с указанными категориями сельскохозяйственных производителей. В программу переписи включены показатели, характеризующие размеры общей земельной площади, структуру и использование сельхозугодий, в том числе мелиорированных, демографическую характеристику объектов переписи и занятость в сельском хозяйстве, размеры и структуру посевных площадей по видам, поголовье скота и птицы по видам, товарность сельскохозяйственного производства, наличие машин и оборудования и др.

Следует отметить, что по сравнению с первой Всероссийской сельскохозяйственной переписью 2006 г. перечень показателей пере-

писных листов был значительно сокращен. Это было вызвано в основном необходимостью оптимизации расходования финансовых средств на подготовку и проведение ВСХП-2016, а также в целях адекватного восприятия респондентами запрашиваемой информации и получения более достоверных сведений. Так, исключены вопросы о занятости работников в сельскохозяйственном производстве в поквартальной динамике за текущий и предшествующий годы, приобретении техники и оборудования по лизингу, распределении уставного капитала (фонда) между акционерами (учредителями), принадлежности имущества в крестьянских (фермерских) хозяйствах, наличии построек производственного назначения в личных подсобных хозяйствах, структуре площадей, занятых виноградниками, по сортам, и поголовья овец по породным группам в личных подсобных хозяйствах и др.

В тоже время в программу ВСХП-2016 включены вопросы, позволяющие получить наиболее актуальную для современного этапа развития национального АПК информацию. Это касается, в первую очередь, блока вопросов о привлечении крупными хозяйствами кредитных средств и целей их использования, о получении субсидий за счет средств бюджетов различного уровня, о применении передовых методов ведения сельскохозяйственного производства и пр.

Проведение очередной сельскохозяйственной переписи необходимо для достижения важных стратегических целей, служащих обеспечению продовольственной безопасности страны.

Это, прежде всего, стимулирование развития аграрного сектора экономики и повышение эффективности государственной аграрной политики. Для этого необходимо совершенствование системы информационного обеспечения сельского хозяйства, в том числе статистический мониторинг продовольственной безопасности, мониторинг и формирование информационных ресурсов, касающихся наличия и использования земель сельскохозяйственного назначения, мониторинг социального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.