предельной полезности предопределяет потребительское поведение большинства покупателей молока, их предпочтения и рыночную цену, что оказывает соответствующее влияние на производителей данного продукта. Вся продовольственная цепочка - от селекции животных до переработки молока и торговли - им настраивается на приращение в продукте тех полезностей (в данном случае жира или белка), предельная ценность которых определяет его рыночную цену.
В сфере потребления в этом случае начинает действовать не только функциональный спрос на тот или иной продукт питания, то есть спрос, обусловленный «качествами, присущими самому товару», но и нефункциональный спрос, обусловленный так называемым «эффектом присоединения к большинству». Под последним понимается та величина, на которую возрастает спрос на товар из-за того, что другие тоже покупают этот же самый товар.
Особый интерес представляют следующие факторы, оказывающие существенное влияние на формирование продовольственных ресурсов региона:
- состояние и уровень сельскохозяйственного производства в регионе, которое зависит от множества природных, организационных и экономических условий: природно-ресурсного и производственно-ресурсного потенциала, уровня менеджмента, сформировавшихся тенденций, регионального и межрегионального спроса на сельскохозяйственное сырье, степени развитости инфраструктуры продовольственного рынка;
- состояние и уровень производства в пищевой и перерабатывающей промышленности региона, связанные с развитием сырьевой базы, спросом на конечные продовольственные продукты, состоянием конкурентной среды на рынке продовольствия;
- состояние и уровень развития инфраструктуры продовольственного рынка [2].
В связи с тем что уровень жизни, доходы и покупательная способность населения существенно отличаются по регионам страны, реакция продавцов продовольственных товаров на ожидаемый рост выплат из государственного бюджета характеризуется территориальной дифференциацией, что в свою очередь оказывает влияние на перераспределение продовольственных ресурсов между субъектами Федерации.
Литература
1. Костусенко И.И. Пространственное распределение продовольственных ресурсов: вопросы дифференциации и пути сглаживания неравномерности: Дис... доктора экон. наук. - СПб., 2009.
2. Костусенко И.И., Смекалов П.В. Региональное распределение продовольственных ресурсов: вопросы дифференциации и пути сглаживания неравномерности: Монография. - М.: Изд. Дом «Научная библиотека», 2013. - 260 с.
Канд. экон. наук Г.В. БАКУНОВИЧ СоискательТ.А. ШОГЕНОВ
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА (на материалах Калининградской области)
Рынок, рыночная конъюнктура, ценообразование, обеспечение продовольственными ресурсами, продовольственная безопасность, экономический кризис
В настоящее время в рыночной инфраструктуре Калининградской области действуют продовольственные корпорации регионального и федерального значения; биржевые формирования; розничная торговля; сеть фирменных магазинов сельскохозяйственных товаропроизводителей; мелкооптовое звено (товарищества, кооперативы, ассоциации) в районах области - ассоциации сельскохозяйственных предприятий. За годы социально-экономических преобразований возникшие проблемы в экономике нашей страны не только остановили развитие сельского хозяйства области, но и привели его к значительному упадку. Наряду с общероссийскими причинами аграрный кризис в регионе обострился в связи с принятием Закона об Особой экономической зоне в Калининградской
области, который позволяет ввозить для внутреннего потребления все виды импортных товаров без уплаты пошлины и НДС. До 1998 года было разрешено ввозить без ограничений, без уплаты пошлины и НДС все виды продовольствия, включая те, которые в достатке производились в регионе.
Необходимо отметить, что в системе продовольственного обеспечения региона импорт составляет до сих пор не допустимо высокую величину. Почти 70% мясных ресурсов завозится в Калининградскую область из вне, доля молочных продуктов составляет в настоящее время более 29%, картофеля - 22%, овощей - 19%. Такая структурная насыщенность рынка определяет низкие темпы повышения уровня потребления продовольствия в расчете на душу населения (табл.1).
Т а б л и ц а 1. Потребление основных продуктов питания (на душу населения в год, кг)
Наименование 2000 г. 2001 г. 2000 г. 2006 г. 2012 г.
Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) 53 56 60 62 62
Молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) 225 232 224 226 228
Яйца, шт. 207 207 232 206 186
Рыба и рыбопродукты 13 15 16 16 16
Сахар 35 37 37 39 39
Масло растительное 8,5 8,5 8,9 9,1 9,2
Картофель 127 118 126 129 128
Овощи 105 104 99 108 108
Фрукты и ягоды 34 36 39 40 45
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупа, бобовые) 94 93 94 96 98
За последние годы в регионе несколько возросло потребление мяса и мясопродуктов, фруктов и ягод, овощей, упало потребление яиц. По остальным позициям изменения незначительные. Это связано, прежде всего, с тем, что рыночные позиции местных товаропроизводителей слабы и неадекватно регулируются. Не удовлетворительными темпами развивается рыночная инфраструктура, ее важнейшее звено оптовые рынки, основными функциями которых должны стать:
- содействие круглогодичному обеспечению населения качественными продуктами питания;
- предоставление всем поставщикам сельскохозяйственной продукции возможности устойчивого выхода на конкурентный рынок;
- обеспечение единых обустроенных мест для осуществления сделок по купле-продаже сельскохозяйственной продукции.
Процесс формирования и развития оптового звена аграрного рынка довольно сложен, он требует совершенствования нормативно-правовой базы, разработки организационно-экономических мероприятий, финансовых вложений и организации системы управления[2].
В Калининградской области этот процесс пока мало изучен и крайне слабо регулируется, существуют лишь его отдельные элементы, не связанные между собой и не оказывающие ещё значительного влияния на процесс товародвижения сельскохозяйственной продукции. При этом необходимо отметить, что в товарообороте потребительского рынка сохраняется высокая доля потребительских товаров. В 2012 году доля продовольственных товаров в общей структуре потребления превысила 42,1%.
Важной характеристикой конъюнктуры рынка продовольственных продуктов является спрос. Платёжеспособный спрос на продовольствие определяется численностью населения, традициями потребления продуктов питания, степенью удовлетворения потребностей за счёт личного подсобного хозяйства, уровнем доходов и той их частью, которая выделяется на приобретение продуктов питания. Выявление, изучение и удовлетворение потребностей является основой стратегического развития любой территории.
Анализ потребления основных продуктов питания и покупательской способности денежных доходов населения позволяют оценить спрос на основные виды сельскохозяйственной продукции,
который с 1991 по 2000 гг. по большинству продовольственных продуктов заметно сокращался. В период 2000-2012 гг. несколько стабилизировался и имеет тенденцию к возрастанию.
В условиях экономического кризиса и становления рыночной экономики, потребление продуктов питания у значительной части населения региона остается все еще ниже медицинских норм.
Снижение потребления основных продуктов питания (кроме картофеля и хлебных продуктов) произошло в результате действия двух взаимосвязанных процессов: снизилась покупательная способность денежных доходов населения и сократилось производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Наши исследования показали, что средний уровень потребления основных видов продовольствия на душу населения достаточно тесно коррелирует с производством валовой продукции сельского хозяйства.
Т а б л и ц а 2. Потребление продуктов питания по отдельным регионам, 2012 г. (на душу населения, в год килограммов)
Показатели Калининградская область, всего Справочно:
Российская Федерация Ленинградская область Новгородская область Псковская обл.
Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо 62 48 46 43 49
Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко 228 221 196 199 292
Яйца и яйцепродукты, штук 186 218 272 186 197
Рыба и рыбопродукты 16 10 10 10 10
Картофель 128 123 125 125 144
Овощи и бахчевые 108 78 84 97 103
Фрукты и ягоды 45 31 33 35 19
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупа и бобовые) 98 118 126 114 139
В целом сокращение спроса сопровождалось изменением его структуры: повышением спроса на хлеб и хлебные продукты и картофель, а также уменьшением спроса на мясную, молочную и особенно рыбную продукцию. Повышение спроса на хлебопродукты является компенсацией необходимого объёма потребления за счёт остальных продуктов питания. Сокращение спроса происходит из-за снижения реальных денежных доходов и повышения цен на продукты питания. Жители Калининградской области, по сравнению с другими регионами, потребляют несколько больше мяса, молока и молочных продуктов, рыбы и рыбопродуктов, несколько меньше -яиц и хлебопродуктов (табл.2).
В системе показателей рыночной конъюнктуры важнейшим является показатель предложения. Предложение продукции на рынке продовольственных товаров представляет собой совокупность товаров, которые при данном уровне цен могут быть предъявлены к реализации, включая продукты местного производства и ввезённые из других районов и зарубежных стран.
Калининградская область является ввозящей продовольствие территорией, поэтому предложение продукции на рынке не является результатом местного производственного процесса.
В структуре импорта в 2001-2012 гг. (табл.3) преобладали поставки мяса птицы, свинины и говядины - свежей и мороженной, масла сливочного. Однако следует отметить, что стало меньше завозиться молока и молокопродуктов, картофеля и зерновых. Сокращение предложения сельскохозяйственной продукции связано, в основном, с нарушением традиционного потребления своей продукции. Структурные сдвиги в формировании предложения связаны, прежде всего, с различным уровнем роста цен в подотраслях.
Т а б л и ц а 3. Импорт отдельных видов продуктов агропромышленного производства
в Калининградскую область, тыс.тонн
Наименование товара 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2006 г. 2012 г.
Свинина и говядина свежая и мороженая 34,1 62,7 83,2 103,0 86,2
Мясо птицы 80,3 115,1 136,4 163,0 229,37
Масло сливочное, тонн. 451 841 2037 803 1777,3
Молоко, кефир, сливки, йогурты 3,8 4,3 3,2 2,2 2,85
Сыры и творог 0,9 1,2 1,3 1,6 1,6
Маргарин 1,3 0,8 1,0 0,6 0,84
Изделия и консервы из мяса 6,2 5,0 1,4 1,4 3,1
Картофель 12,1 19,2 21,6 5,9 10,8
Пшеница, пшеничная смесь, ячмень, рис 43,8 8,6 18,4 24,6 13,2
Мука пшеничная 10,7 7,1 1,8 17,3 13,96
Сокращение производства сырья сказывается, в первую очередь, на рентабельности конечной продукции. Наибольший уровень рентабельности имел место при производстве сыров твёрдых - 29,9%, яиц - 16,4%, молока - 11,5% и сметаны - 15%, наименьший уровень сложился при производстве колбасы варёной - 1,1%. Общее сокращение производства объемов продукции происходило в основном за счёт его снижения в сельскохозяйственных предприятиях и хозяйствах населения региона.
Разрушение механизма ценообразования, свойственного планово-административной системе управления, привело к постоянному разрушению взаимосвязи финансовых институтов и сферы материального производства агропромышленного комплекса, что вызывает необходимость восстановления пропорции межотраслевого обмена и создания системы регулирования рыночных цен.
Реформа повлияла на резкое снижение покупательной способности населения вследствие установления свободных цен на сельскохозяйственную продукцию и из-за отмены системы дотаций к реальным затратам. Глубокое разделение труда, существовавшее до реформы, невозможно было преодолеть одномоментно и предприятия топливной, мясоперерабатывающей промышленности, производители механизмов и оборудования, производители комбикормов для сельскохозяйственных предприятий стали диктовать свои условия на рынке. Таким образом, появилась возможность экономическими методами воздействовать на агропроизводителей в русле выгодном для определённых структур и социальных групп [3].
Монопольное положение предприятий несельскохозяйственной среды, недостаточное финансирование вынуждает сельскохозяйственных товаропроизводителей искать каналы сбыта своей продукции.
В результате либеризации цен, инфляционных процессов, экспансии зарубежной продукции при отсутствии государственного регулирования цен получилось парадоксальная ситуация: цены на продукты питания для потребителей слишком высоки, а цены на скот, птицу оказались для производителей в 3-5 раз ниже потребительских, что в свою очередь, сказывается на общественно-необходимых издержках производства и прибыли для сельскохозяйственных предприятий.
Одним из первых экономистов, который указал на решающее значение на рынке в процессе взаимодействия спроса и предложения при заключении сделки на существующие значение разности цен, объявленной на товар и покупной был американский экономист Пол Хейне [1].
Когда покупатель идёт на рынок, то создаётся впечатление, что он покупает товар по объявленной продавцом цене, на самом деле покупатель сравнивает с ценой те, имеющиеся у него деньги, чтобы купить и другие нужные ему товары, а продавец умышленно завышает цену, чтобы в последствии обеспечить ту разность цен, которая создаёт эффект продаж. Фактически получается, что покупка осуществляется за счёт удовлетворительной для покупателя и продавца разности цен. Таким образом, разность цен обеспечивает то силовое действие, которое характеризуется куплей-продажей [1,4].
Оценка региональных особенностей спроса и предложения позволяет утверждать, что Калининградская область может не только практически полностью обеспечивать себя основными продуктами питания, но и вывозить их за её пределы.
Уровень обеспечения потребности в основных продовольственных товарах определяется исходя из уровня производства сельскохозяйственной продукции, численности населения, уровня и структуры потребления. Однако следует заметить, что объёмы поставок продукции по межрегиональному обмену за последние годы стали увеличиваться.
Т а б л и ц а 4. Уровень обеспеченности потребности в основных продуктах питания в Калининградской области в 2012 году
Продукция Производство на душу населения, кг Потребление на душу населения, кг Степень самообеспечения
Мясо и мясопродукты 27,9 62,1 0,51
Молоко и молокопродукты 200,9 228,0 0,88
Яйца 219,7 203,0 1,08
Исследования показали, что в насыщении регионального продовольственного рынка активно участвуют и создают конкуренцию отечественным товаропроизводителям зарубежные партнеры. Импорт сельскохозяйственной продукции в регионе в 2000-2012гг. годах заметно увеличился, что отразилось в низком уровне обеспеченности продовольствием в расчете на душу населения (табл.7).
Анализ состояния продовольственного рынка области показывает, что объёмы, формы и каналы реализации сельскохозяйственной продукции определяются складывающейся конъюнктурой рынка. В связи с этим важен не только выбор производства видов продукции, но и оценка рынка продовольствия с позиций обеспечения его безопасности.
Одним из важнейших требований продовольственной безопасности является достаточность потребления продовольствия, которая может быть определена с помощью соответствующих коэффициентов.
Коэффициент Кдос.К характеризует степень достаточности продовольствия по калорийности рациона питания:
Кф
К дос.К =------,
Км
где К дос.К - общий калорийный коэффициент достаточности;
Кф - сумма Ккал фактического дневного (месячного) рациона питания;
Км - сумма Ккал дневного (месячного) рациона питания по медицинским нормам.
Значение коэффициента для региона будет следующим (калорийность указана для дневного рациона):
- для Калининграда:
2306 Ккал К дос.К =----------= 0,78 ;
2950 Ккал
- для Калининградской области:
2182Ккал К дос.К =----------= 0,73 .
2950 Ккал
Расчет коэффициента К дос.К подтверждает вывод об относительно низком уровне достаточности продовольствия в Калининграде и Калининградской области. В данном случае он составляет лишь 3/4 от нормы (в Калининградской области на 5 % ниже, чем в городе).
Для получения более полной картины продовольственной безопасности региона необходимо рассматривать пороговые значения показателей. Необходимо выделить верхнюю и нижнюю (кризисную) границы. Верхней границей в расчетах коэффициента достаточности будут медицинские нормы рациона питания и соответствующее им количество Ккал, а при расчете коэффициента доступности - стоимость потребительской (продовольственной) корзины, что соответствует требованию обеспечения активной и здоровой жизни населения.
Нижняя граница - это грань недоедания. По классификации ФАО - лица, потребляющие 1520 Ккал в день, относятся к категории голодающих, а 2150 Ккал - к категории находящихся на грани голода. Очевидно, что дневной рацион в 2150 Ккал может быть принят в качестве кризисного порогового значения для показателя достаточности обеспечения продовольствием, а пересчитанный на стоимость соответствующих продуктов питания - кризисного порогового значения при расчетах доступности продовольствия.
Формулы коэффициентов достаточности и доступности с учетом ввода кризисных пороговых значений соответствующих показателей будут иметь следующий вид:
Кф
К дос.кр. =-----,
Ккр.
где К дос.кр. - кризисный коэффициент достаточности;
Кф - сумма Ккал фактического дневного рациона;
Ккр. - сумма Ккал кризисного порогового значения дневного рациона. Данный коэффициент по региону составляет:
- для Калининграда:
2306 Ккал К дос.кр. =---------= 1,07 ;
2150Ккал
- для Калининградской области:
2182Ккал К дос.кр. =---------= 1,01.
2150Ккал
Значение показателя свидетельствует, что калорийность фактического рациона питания населения Калининграда и Калининградской области только на 7 % и 1 % превышают пороговый уровень. Это свидетельствует о весьма тревожном положении с достаточностью продовольствия в регионе.
Общий уровень самообеспечения территории продовольствием можно измерить через коэффициент самообеспечения.
С сп
К со = ----- ,
С
где К со - общий коэффициент самообеспечения;
С сп - стоимость потребляемых продуктов питания собственного производства,
млрд.руб.;
С - стоимость всех потребляемых продуктов питания, млрд.руб..
Общий коэффициент самообеспечения в 2012 году по Калининграду и Калининградской области находился на уровне 0,632. Это означает, что доля продуктов собственного производства в количестве всех продуктов, потребляемых в регионе, составляет 63,2%; все остальное -импортируется.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что продовольственный рынок региона необходимо рассматривать как сложную интегрированную систему с большим количеством хозяйствующих субъектов и посредников, многообразием протекающих социально-экономических процессов, неоднозначностью решаемых задач, исключительно большим объемом информации, постоянно возрастающим числом связей между участниками рынка и их вероятностным характером и т.д. Его основными системными свойствами являются: обособленность, структурированность, ступенчатость, делимость, динамизм. Выделенные свойства позволяют исследовать региональный продовольственный рынок не как набор хозяйствующих субъектов, функционирующих в границах определенной территории, а как формирующуюся систему, способную адекватно реагировать на организационно-управленческие воздействия[2,3].
Системный анализ подтверждает целесообразность освоения двух основных видов регулирования продовольственного рынка.
Первый вид регулирования заключается в поддержании соответствия между спросом и предложением, определяющий в результате равновесные цены по товарному ассортименту и обеспечивающий решение задач по стабилизации состояния рынка или возможности по его оперативному регулированию (обеспечение продовольственной безопасности).
Второй предполагает комплексное многоуровневое воздействие на рынке через реализацию целевых программ на основе прогнозирования величины, структуры и характера изменения спроса на продовольственные товары. При данном подходе появляются условия для успешной реализации программно-целевого планирования и управления.
Л и т е р а т у р а
1. Левин А.И., Левина Р.С. Современная экономика. Математические начала. Экономическая динамика. - Калининград: Из-во ОСТ-М.,1995. - 87с.
2. Василенко В.Н. Развитие сельского хозяйства в транзитной экономике. -Ростов-на-Дону, 2008. - 164 с.
3. Тарушкин В.И. О государственной агроидеологии России в ХХ1 веке и механизме ее реализации. - М: МГАУ, 2007. -75 с.
4. Буробкин И.Н. Инвестирование региональных программ развития аграрного производства.- М.: Восход - А, 2008.-131 с.
УДК 338.2 Доктор экон. наук П.М. ЛУКИЧЕВ
(СПбГАУ, [email protected])
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Государственное регулирование, мониторинг, накопленный уровень государственной поддержки, адаптация фирм к регулированию
В период резкого обострения экономической ситуации в России вопрос о возможностях и пределах использования государством регулирования является актуальным, и особенно применительно к аграрной сфере. Российские предприятия и хозяйства оказались к концу 2014 года в тяжёлом положении из-за введения международных санкций и фактической девальвации рубля. В какой мере успешно для хозяйствующих субъектов государство может своими действиями изменить экономическую ситуацию? Каковы объективные границы для вмешательства государства в экономику? Это те вопросы, которые будут проанализированы в данной статье. Временные рамки государственного регулирования экономики характеризуют ещё один аспект проблемы. В краткосрочном периоде вмешательство государства в экономику, как правило, нацелено на решение текущих проблем и, в частности, на устранение тех недостатков рынка, которые, как считают, носят временный характер. В долгосрочном же периоде государственное регулирование направлено на сознательное изменение «правил игры» для фирм и домашних хозяйств, на создание нового «бизнес - окружения».
Государство, вмешиваясь в экономическую деятельность, должно прогнозировать с учетом рациональных ожиданий обратную реакцию предприятий и хозяйств на свои регулирующие меры. Следовательно, эффективность государственного регулирования зависит не от суммы денег, выделенных и реально полученных той или иной отраслью. Она зависит от того, помогает ли государственное регулирование предприятиям уменьшать их издержки или нет? Государственное регулирование должно не замещать деловую активность фирм, а создавать сильные институциональные рамки для предприятий и обеспечивать им равно конкурентные условия с мировым рынком. Поэтому создание и реализация программы регулирования российской экономики, основанной на сочетании поддержки российских фирм и развитии конкуренции, является основой экономического роста в России.
В научной литературе регулирование в основном рассматривается как правила, структуры и институты, которые направляют, регулируют и контролируют экономическую жизнь. Однако в последние десятилетия расширено понятие регулирования[1,2]. Государственное вмешательство и его последствия связаны и с конкуренцией различных отраслей за получение средств