Научная статья на тему 'Методические подходы к выявлению коррупционных рисков в финансово-бюджетной сфере'

Методические подходы к выявлению коррупционных рисков в финансово-бюджетной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
501
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / ПРОВЕРКА / КОРРУПЦИЯ / ОЦЕНКА РИСКОВ / БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валеев А.Р.

В статье рассматриваются вопросы методологии выявления коррупционных рисков в финансово-бюджетной сфере: приоритетные вопросы контрольной деятельности органов государственного и муниципального финансового контроля, основные этапы, программа контрольного мероприятия, примеры оценки коррупционных рисков, типовая форма рабочей документации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к выявлению коррупционных рисков в финансово-бюджетной сфере»

Удк 336.148

методические подходы к выявлению коррупционных рисков в финансово-бюджетной сфере

А. Р. ВАЛЕЕВ, аудитор Счетной палаты Республики Татарстан, член Научно-методического совета Ассоциации контрольно-счетных органов России E-mail: Azat. Valeev@tatar. ru

В статье рассматриваются вопросы методологии выявления коррупционных рисков в финансово-бюджетной сфере: приоритетные вопросы контрольной деятельности органов государственного и муниципального финансового контроля, основные этапы, программа контрольного мероприятия, примеры оценки коррупционных рисков, типовая форма рабочей документации.

Ключевые слова: методические подходы, органы государственного и муниципального финансового контроля, проверка, коррупция, оценка рисков, бюджет.

В настояще время в рамках реализации государственной политики в области борьбы с проявлениями коррупции основное внимание уделяется выявлению коррупционных рисков, обусловленных несовершенством законодательной базы.

Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения установлены федеральным законом1. Правительством Российской Федерации утверждены правила и методика прове-

1 Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

дения антикоррупционной экспертизы2. В рамках общих требований законодательства по данному направлению принимаются также ведомственные правовые акты3.

Многие субъекты бюджетного планирования принимают правовые акты по регламентации действий подведомственных учреждений и организаций, нацеленных исключительно на выявление аффили-рованности контрагентов, а также на соблюдение требований законодательства по раскрытию должностными лицами сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера4.

Министерствами и ведомствами регламентируется порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного гражданского

2 Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

3 Об утверждении порядка проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов ФАС России в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции: приказ Федеральной антимонопольной службы от 15.09.2009 № 609. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

4 Об организации работы по выявлению фактов коррупции и

аффилированном^ должностных лиц учреждений и предприятий, подведомственных Федеральному агентству морского и речного транспорта: распоряжение Федерального агентства

морского и речного транспорта от 11.03.2012 № АД-30-р. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

служащего к совершению коррупционных правонарушений5.

Необходимость исключения в первую очередь коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов отмечается и многими исследовате-лями6.

По мнению автора, указанные направления работы субъектов бюджетного планирования по противодействию коррупции не могут быть признаны исчерпывающими. Необходимо исходить из того, что в целях минимизации коррупционных проявлений в финансово-бюджетной сфере необходимо регламентировать деятельность главных распорядителей бюджетных средств по организации системы внутреннего контроля, охватывающей все аспекты управленческой деятельности.

К настоящему времени в России, несмотря на имеющиеся правовые проблемы, фактически создана система внешнего государственного финансового контроля, в которую входят Счетная палата Российской Федерации, а также контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Между тем по-прежнему актуальной проблемой является создание в России системы внутреннего финансового контроля, представляющего собой самоконтроль тех элементов системы, которые непосредственно участвуют в управлении государственными финансами.

Однако в настоящее время правовое и методическое обеспечение организации систем внутреннего контроля главных распорядителей бюджетных средств недостаточно разработано. Отсутствуют единые требования (стандарты) к организации систем внутреннего контроля для учреждений бюджетной сферы. Следует отметить, что бюджетным законодательством не определено и само понятие «система внутреннего контроля».

Автор считает, что порядок организации системы внутреннего контроля (в том числе необходимость создания подразделения внутреннего аудита) зависит от отраслевой специфики деятельности

5 Об утверждении Положения о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения федерального государственного гражданского служащего Министерства культуры Российской Федерации к совершению коррупционных правонарушений: приказ Министерства культуры Российской Федерации от 07.02.2011 № 55. Доступ из справ. -правовой системы «Гарант».

6 Булгакова И. Г. Некоторые аспекты профилактики коррупции в органах государственной власти // Журнал российского права. 2012. № 8. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

главного распорядителя бюджетных средств, особенностей организационной структуры, количества и специфики деятельности подведомственных учреждений и организаций. При этом можно выделить следующие основные элементы системы внутреннего контроля:

- политика в области управления;

- распределение обязанностей и ответственности;

- планирование деятельности;

- система мониторинга;

- правовое обеспечение;

- организация бухгалтерского учета;

- организация кадровой работы;

- контроль за формированием и исполнением бюджета;

- внедрение информационных технологий и порядок доступа к информации;

- организация внутриведомственного аудита. Предложенный подход к организации системы внутреннего контроля был использован при разработке Методических рекомендаций по организации системы внутреннего (ведомственного) контроля главных распорядителей бюджетных средств, ориентированной на профилактику коррупционных проявлений7, которые были одобрены Межведомственным координационным советом по вопросам государственного финансового контроля Республики Татарстан и доведены Кабинетом министров Республики Татарстан до министерств, ведомств и муниципальных образований Республики Татарстан.

Участие в проводимых мероприятиях по противодействию коррупции в финансово-бюджетной сфере обозначено в качестве одного из приоритета в деятельности органов государственного и муниципального финансового контроля Российской Федерации8. Однако в настоящее время единые методические подходы по данному направлению не определены. Недостаточно методик проведения

7 Методические рекомендации по организации системы внутреннего (ведомственного) контроля главного распорядителя бюджетных средств, ориентированной на профилактику коррупционных проявлений (одобрены 22.11.2012 Межведомственным координационным советом по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан. URL: http://www. sprt. ru/files/m_vn_kon. pdf (дата обращения 18.02.2013).

8Статья 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

контрольных мероприятий, нацеленных на комплексную оценку деятельности субъектов бюджетного планирования с позиции коррупциогенности.

В Республике Татарстан Межведомственным координационным советом по вопросам государственного финансового контроля при участии автора были разработаны Методические рекомендации по выявлению коррупционных рисков при использовании бюджетных средств, государственного (муниципального) имущества9.

В рамках участия в реализации антикоррупционной политики приоритетными вопросами контрольных мероприятий органов государственного и муниципального финансового контроля обозначены:

— соблюдение принципа адресности и целевого характера бюджетных средств;

— соблюдение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств;

— обоснованность закупочных цен при приобретении товаров, работ и услуг в рамках государственных и муниципальных закупок;

— обоснованность включения в акты о приемке выполненных работ объемов работ, использованных строительных материалов, примененных расценок, коэффициентов, а также цен на строительные материалы;

— обеспечение добросовестной конкуренции, равной доступности при размещении государственных и муниципальных заказов;

— выявление фактов участия в размещении и исполнении государственных и муниципальных заказов организаций, обладающих признаками «фирм-однодневок»;

— обоснованность отвлечения средств в дебиторскую задолженность, принятие мер к ее снижению;

— востребованность приобретаемого оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей в рамках государственных и муниципальных закупок;

— эффективность управления государственным (муниципальным) имуществом;

— обоснованность цен реализации государствен-

9 Методические рекомендации по выявлению коррупционных рисков при использовании бюджетных средств, государственного и муниципального имущества (одобрены Межведомственным координационным советом по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан 22.11.2012.

ного и муниципального имущества, земельных ресурсов;

— соблюдение установленного порядка списания государственного и муниципального имущества, полнота оприходования материальных ценностей, остающихся при списании объектов основных средств;

— обоснованность предоставления государственного и муниципального имущества в безвозмездное пользование (соблюдение требований законодательства);

— обоснованность арендных ставок за пользование государственным и муниципальным имуществом, полнота и своевременность уплаты арендных платежей;

— полнота и эффективность принимаемых мер по взысканию задолженности по администрируе-мым доходам;

— выявление коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах;

— эффективность системы внутреннего контроля за использованием бюджетных средств, государственного и муниципального имущества;

— полнота и эффективность принятия профилактических мероприятий главными распорядителями бюджетных средств. Контрольным органам данные вопросы целесообразно включать самостоятельными пунктами в программы проверок.

При этом планы и программы проведения органами государственного и муниципального финансового контроля контрольных мероприятий должны формироваться с учетом результатов проводимой ими оценки наличия коррупционных рисков при использовании бюджетных средств, государственного (муниципального) имущества. Это позволяет сконцентрировать работу на зонах повышенного риска, тем самым обеспечить максимальную эффективность контрольной деятельности.

Пример оценки коррупционных рисков на этапе подготовки к проведению контрольного мероприятия представлен в таблице.

Следует отметить, что перечень основных коррупционных рисков, подготовленный на начальном этапе, как правило, не является исчерпывающим и расширяется в ходе проведения контрольного мероприятия.

Практическую нацеленность методических рекомендаций на выявление коррупционных рисков подтверждают подготовленные типовые рабочие

Оценка коррупционных рисков

риск Вероятность наступления негативного события (нарушения, недостатка) Влияние негативного события на эффективность использования государственных (муниципальных) ресурсов

Завышение стартовых (закупочных) цен при размещении государственных (муниципальных) заказов Высокая Сильное

Поставка товаров пониженной сортности, ненадлежащего качества. Прием выполненных работ (оказанных услуг) ненадлежащего качества Высокая Сильное

Заключение государственного (муниципального) контракта без соблюдения установленной процедуры Высокая Сильное

Аффилированность лиц, принимающих участие в размещении заказов для государственных (муниципальных) нужд Высокое Сильное

Заключение государственного (муниципального) контракта с подрядной организацией, не имеющей специального разрешения на проведение определенного вида работ Средняя Среднее

Необоснованное завышение стоимости строительно-монтажных работ, строительных материалов, оказанных услуг, поставленных товаров Средняя Сильное

Необоснованное продление сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по государственным (муниципальным) контрактам Средняя Сильное

Непредъявление претензий к подрядным организациям, нарушившим условия государственного (муниципального) контракта Средняя Сильное

Размещение государственных (муниципальных) заказов по уже выполненным работам, оказанным услугам Высокая Сильное

Повторная оплата одних и тех же работ (услуг) Высокая Сильное

Оплата работ (услуг) и иных затрат, не предусмотренных государственным (муниципальным) контрактом Высокая Сильное

Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов Высокая Сильное

Неэффективное использование объектов недвижимости, находящихся в государственной (муниципальной) собственности Средняя Сильное

Предоставление государственной (муниципальной) собственности без проведения соответствующей процедуры, предусмотренной законодательством Высокая Сильное

Несвоевременный возврат средств, предоставленных из бюджета на возвратной основе Среднее Среднее

Наличие просроченной дебиторской задолженности, непринятие мер по ее погашению Высокая Среднее

Наличие факторов, препятствующих обеспечению добросовестной конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок (например необоснованное установление требований к участникам размещения заказа) Средняя Сильное

Наличие коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, регламентирующих вопросы выделения и использования бюджетных средств Средняя Среднее

Отсутствие утвержденного порядка (установленных критериев) распределения средств государственной поддержки по муниципальным образованиям Средняя Среднее

Недостаточно эффективный предварительный и последующий контроль за бюджетными расходами Средняя Сильное

Недостаточная доступность информации о мерах государственной (муниципальной) поддержки для потенциальных получателей Средняя Среднее

документы (своего рода тесты), предусматривающие комплекс проверочных мероприятий (более 130 пунктов)10. Подобный подход, который нашел достаточно широкое применение в деятельности аудиторских организаций, в настоящее время применяется контрольно-счетными органами несистемно.

С учетом целей и задач контрольного мероприятия типовыми подразделами программ их проведения, нацеленными на выявление коррупционных рисков при использовании бюджетных средств, государственного (муниципального) имущества, являются:

— нормативно-правовые акты;

— общие вопросы управления;

— общие вопросы формирования и исполнения бюджета;

— система мониторинга;

— распределение обязанностей и ответственности;

— размещение и исполнение государственных (муниципальных) заказов;

— распоряжение государственным (муниципальным) имуществом;

— проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств;

— расчеты по заработной плате;

— расчеты с подотчетными лицами;

— система службы внутреннего контроля. Пример формы рабочих документов по подразделу «Размещение и исполнение государственных (муниципальных) заказов представлен далее.

В целях обеспечения системности и последовательности проведения контрольного мероприятия целесообразно до начала его проведения распределить вопросы между ответственными исполнителями. В случае необходимости в ходе проведения проверки вопросы и объем проверки могут уточняться.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты контрольных процедур (соответствие требованиям законодательства, факты нарушений) целесообразно фиксировать в ходе проведения проверки посредством заполнения текстовой и табличной частей рабочих документов.

10 Методические рекомендации по выявлению коррупционных рисков при использовании бюджетных средств, государственного и муниципального имущества (разд. IV «Типовая программа контрольного мероприятия по выявлению коррупционных рисков»): одобрены Межведомственным координационным советом по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан 22.11.2012. URL:http://www. sprt. ru/files/m_kor_risk. pdf (дата обращения: 04.02.2013).

В целях осуществления контроля за полнотой и качеством проведения контрольного мероприятия, обоснованностью сделанных выводов рабочие документы должны быть проверены руководителем группы проверки и подписаны исполнителями до окончания проверки.

Заполнение рабочих документов направлено на обеспечение полноты проведения проверки и систематизации информации о характере, временных рамках и объеме выполненных контрольных процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных доказательств. При этом, безусловно, фиксирование нарушений в рабочих документах не заменяет установленного порядка документирования проверки.

В целях обеспечения качества проверок акты, составляемые по их итогам, должны содержать результаты контрольных действий по каждому вопросу программы, в том числе установленные факты нарушений и недостатков, их последствия, ссылки на нарушенные нормативные правовые акты, меры, принятые для устранения выявленных нарушений и недостатков, а также меры, принятые объектом проверки и его вышестоящим органом по противодействию коррупции.

Необходимо отметить, что в настоящее время отсутствуют единые, общепризнанные требования к оформлению итоговых документов по итогам проверок, что существенно затрудняет реализацию результатов контрольных мероприятий правоохранительными органами.

Автор считает, что положения итоговых документов, касающиеся нарушений и недостатков, связанных с коррупционными рисками при использовании бюджетных средств, государственного и муниципального имущества, должны включать описание всех существенных обстоятельств, период их совершения нарушения, указание на должностных лиц, причастных к ним (подписавших первичные и иные документы), объяснения руководителей и иных должностных лиц объектов проверки. При этом недопустимо включение в итоговые документы различного рода предположений и сведений, не подтвержденных документально.

В настоящих условиях простая констатация выявленных нарушений и недостатков недостаточна, гораздо ценнее конструктивные рекомендации по их недопущению в дальнейшем. В этой связи в ходе проведения контрольных мероприятий необходимо

ОБЪЕКТ ПРОВЕРКИ: ПЕРИОД ПРОВЕРКИ

ПРОГРАММА ПРОВЕРКИ: Подраздел «размещение и исполнение государственных (муниципальных) заказов»

№ п/п изучаемые вопросы Методы сбора информации результаты оценки

1 Установление фактов изучения рынка при проведениии закупок, анализа ценовых предложений. Проверка наличия экономического обоснования для приобретения товаров, на выполнение работ, оказание услуг (товары, работы, услуги должны приобретаться по минимально возможным ценам при соблюдении требований к их качеству). Проверка документального оформления результатов мониторинга ценовых предложений Запрос и изучение документов, получение объяснений от ответственных исполнителей

2 Установление практики предварительной оплаты по контрактам (договорам), которая должна быть сведена к минимуму (экономически обоснована) Запрос и изучение документов, получение объяснений от ответственных исполнителей

3 Проверка ответственных лиц по обеспечению сплошного и оперативного контроля за соблюдением контрагентами сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Проверка наличия механизма контроля за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов (договоров) в части ассортимента товаров, их стоимости Запрос и изучение документов, получение объяснений от ответственных исполнителей

4 Проверка наличия утвержденного порядка приемки товаров, работ, услуг по государственным (муниципальным) контрактам (договорам) Запрос и изучение документов, получение объяснений от ответственных исполнителей

5 Проверка наличия предусмотренного механизма штрафных санкций при нарушении организацией сроков поставок товаров (работ, услуг) и практики применения санкций Запрос и изучение документов, получение объяснений от ответственных исполнителей

рЕЗУЛЬтАты (кратко перечислить основные результаты и (или) указать ссылку на рабочие документы, в которых они отражены)

Подготовил: Проверил:

Дата: Дата:

исследовать причины выявленных нарушений и недостатков и на этой основе готовить соответствующие рекомендации.

Предложенная методика проведения проверок позволит более системно организовать работу контрольных органов по выявлению в первую очередь коррупционных рисков в финансово-бюджетной

сфере, смещая акценты от выявления нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности к выявлению резервов дополнительных поступлений в бюджет, оптимизации бюджетных расходов, повышения эффективности использования государственного и муниципального имущества.

Список литературы

1. Степашин С. В. Государственный финансовый контроль в противодействии коррупции // Журнал российского права. 2012. № 7.

2. Методические рекомендации по выявлению коррупционных рисков при использовании бюджетных средств, государственного и муниципального имущества: одобрены Межведомственным координационным советом по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан 22.11.2012. URL: http://www.sprt.ru/files/m_kor_risk. pdf (дата обращения: 04.02.2013).

3. Методические рекомендации по организации системы внутреннего (ведомственного) контроля главного распорядителя бюджетных средств, ориентированной на профилактику коррупционных проявлений: одобрены Межведомственным координационным советом по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан 22.11.2012. URL: http://www.sprt.ru/files/m_vn_kon. pdf (дата обращения: 18.02.2013).

Вниманию руководителей и менеджеров высшего и среднего звена, экономистов, финансистов, преподавателей вузов и аспирантов!

Журнал «Финансы и кредит»

ISSN 2071-4688

Выпускается с 1995 года. Включен в перечень ВАК.

Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Журнал реферируется ВИНИТИ РАН.

Формат A4, объем 80—100 с. Периодичность - 4 раза в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34131 71222 45029

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:podpiska@fin-izdat.ru

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fln-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.