References
1. Dmitrieva E.N. Kul'turnaya obuslovlennost' professional'noj podgotovki specialistov v vuze. Problemy teoriiipraktikipodgotovkisovremennogospecialists', mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Nizhnij Novgorod. Izdatel'stvo NGLU im. N.A. Dobrolyubova, 2009, 11 - 16.
2. Karimova L.Sh. Formirovaniesocial'nojkompetenciibuduschihpedagogovpsihologov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2010.
3. Klarin M.V. Innovacionnye modeli obucheniya v zarubezhnyh pedagogicheskih poiskah. Moskva. Arena, 1994.
4. Kuz'mina N.V. Professionalizmpedagogicheskojdeyatel'nosti. Sankt-Peterburg, Akademicheskij proekt, 2001.
5. Kuklina L.V. Modelirovanie lichnostno orientirovannyh vospitatel'nyh tehnologij v usloviyah vospitatel'noj sistemy shkoly. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ul'yanovsk, 2005.
Статья поступила в редакцию 13.11.21
УДК 372.853
Kanareykin A.I., senior lecturer, Russian State Geological Exploration University n.a. Sergo Ordzhonikidze (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
METHODOLOGICAL APPROACHES TO CONDUCTING A PHYSICS WORKSHOP WITH STUDENTS OF NON-PHYSICAL SPECIALTIES. The article is devoted to the main methods of determining the indicator of air adiabata. It reveals some methodological features of the study of the desired value in the course of physics of higher education. Three main methods are compared. The purpose of the work is to reduce errors in the processing of experimental data to improve the accuracy of measurements. As a result of the study, advantages and disadvantages of each method are shown. On the basis of one of them, a refined method for determining the adiabatic indicator is proposed. Based on the analysis of one of the methods, an analytical formula for determining the desired value is proposed. The paper considers the main methods for determining the indicator of air adiabata. When studying physics, students need to show significant relationships between phenomena, while the main thing is to show students the practical possibility of using knowledge in physics in various fields of natural science and in future field activities. The differences and features of each of the applied methods are shown. On the basis of one of the methods, an updated method is proposed in order to reduce errors and thereby increase the reliability of the experiment.
Key words: discipline "Physics", students, methods of teaching physics, experiment, methods.
А.И. Канарейкин, доц., Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе (МГРИ), г. Москва,
E-mail: [email protected]
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИКУМА ПО ФИЗИКЕ СО СТУДЕНТАМИ НЕФИЗИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Статья посвящена основным методам определения показателя адиабаты воздуха. В ней раскрыты некоторые методические особенности изучения искомой величины в курсе физики высшей школы. Были сопоставлены два основных метода. Цель работы - снижение погрешностей при обработке экспериментальных данных для повышения точности измерений. В результате проведённого исследования показаны преимущества и недостатки каждого метода. А также на основе одного из них предложен уточнённый способ определения показателя адиабаты. На основе анализа одного из методов представлена аналитическая формула для определения искомой величины. При изучении физики студентам необходимо показать существенные взаимосвязи между явлениями, при этом главное - показать студентам практическую возможность использования знаний по физике в различных областях естествознания и в будущей профессиональной деятельности. В работе рассмотрены основные методы определения показателя адиабаты воздуха. Показаны отличия и особенности каждого из применяемых методов. На основе одного из методов предложен уточнённый способ с целью снижения погрешностей и тем самым повышения достоверности эксперимента.
Ключевые слова: дисциплина «Физика», студенты, методика преподавания физики, эксперимент, методы.
Изучение физики направлено на формирование у студентов представлений о естественнонаучной картине мира. Автор данной статьи ведёт преподавание дисциплины «Физика» на базе Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе (МГРИ).
Ведущая цель преподавания физики заключается в создании комплексной системы знаний и навыков, необходимой для дальнейшего формирования общепрофессиональных компетенций при последующем изучении студентами специальных дисциплин по своему направлению подготовки и выработки умений и навыков по использованию сформированных знаний в будущей профессиональной деятельности (в нашем случае - связанной с геологоразведкой).
В основе содержания методики практикума по физике, предназначенного для студентов геологических специальностей, лежат общедидактические принципы: научности, фундаментальности, межпредметных связей, профессиональной направленности [1-5].
Как отмечает А.В. Тарасова [6], которая также осуществляет преподавание физики, студентам медицинских специальностей при изучении физики необходимо показать существенные взаимосвязи между явлениями, при этом главное - продемонстрировать практическую возможность использования знаний по физике в различных областях естествознания и в будущей профессиональной деятельности.
Студенты специальностей, связанных с геологоразведкой, как правило, в силу дефицита личного времени, которое тратится, прежде всего, на специальные дисциплины, могут быть недостаточно подготовленными к лабораторным работам. Между тем изучение только методических указаний по выполнению лабораторных работ является явно недостаточным, а проработка сопутствующей литературы студентами, как правило, не практикуется в силу непрофильности предмета «Физика» для них и отсутствия дополнительного времени [6].
Как отмечают Е.В. Пономаренко и Ш.Б. Тасыбаева [7], практикумы по физике способствуют тому, что студенты лучше усваивают содержание учебной программы дисциплины. В процессе проведения практических занятий у преподавателя есть возможность обеспечить понимание наиболее сложной части материала, систематизировать и обобщить знания.
При решении задач и проведении экспериментов у студентов создаётся понимание сущности явления, активно формируются физические понятия и законы, вследствие чего у них появляется возможность устанавливать причинно-следственные связи, но для того, чтобы это было реализовано, необходимо методически грамотно проводить физические практикумы [7].
В то же время в процессе преподавания физики существует широкий спектр различных проблем:
- низкая познавательная активность студентов в процессе рассмотрения отдельных тем;
- низкий процент усвоенного материала,
- отсутствие подлинного интереса студентов к решению задач,
- не всегда высокая посещаемость занятий и т.д. [7].
Основная цель практических занятий - формирование у студентов умений анализировать задачную (проблемную) ситуацию и находить различные пути ее решения, а также развитие творческого подхода к решению задач. Хорошо, если педагог сумел организовать практическое занятие так, что оно сопровождается развитием устной и письменной речи, логики, памяти, критического мышления студента.
Как известно, в физическом практикуме студенты проводят измерения с целью изучения основных физических явлений, для того чтобы воспроизвести их самостоятельно и научиться правильно анализировать. При этом они сталкиваются с подсчётом погрешностей. От величины погрешностей будет зависеть достоверность полученных показаний, следовательно, и сам метод получения экспериментальных данных.
Актуальность данной статьи заключается в том, что благодаря рассмотрению сущности какого-либо метода можно определить средства повышения его качества.
Цель статьи - определить возможности улучшения метода обработки экспериментальных данных для повышения достоверности эксперимента по определению показателя адиабаты воздуха.
Научная новизна исследования заключается в том, что на основе анализа одного из методов предложена аналитическая формула для определения искомой величины, тем самым в статье показана одна из возможностей снижения погрешностей при обработке экспериментальных данных.
Адиабатическим называется такой процесс, при котором газ не вступает в тепловой обмен с окружающей средой. Быстрое изменение объёма газа можно с достаточной точностью рассматривать как процесс адиабатический.
Теплоёмкостью тела называется величина, равная количеству тепла, которое нужно ему сообщить, чтобы повысить температуру на один градус:
С _ «
аг (1),
где dQ - количество тепла, dT - изменение температуры. Теплоёмкость зависит от условий, при которых происходит нагревание тела: при постоянном объеме или при постоянном давлении (Ср).
Важная характеристика свойств газа является показателем адиабаты Y:
Сг 1 2
С 1 (2),
которое определяется числом и характером степеней свободы молекулы.
Как известно, для определения какой-либо физической величины может существовать несколько экспериментальных методов [1, с. 199].
Рассмотрим более подробно основные методы определения показателя адиабаты воздуха.
Метод 1. «Определение показателя адиабаты воздуха методом экстраполяции».
Он описан в пособии Сорокина М.П. [3, с. 85]. В этом методе наряду с термодинамическнми параметрами системы (объем, давление;, температура) рассмотрено изменение термодинамической функции, такой как энтропия в политропическом процессе. Энтропия идеального газа оп ределяется соотношением
5 = — (С 1п Г - R 1п р + S0)
Р (5).
В приведённом оотобии нахадяе отношен ие изменения энтропии при по-литрогеном и изотермзчетеом нроцессеx:
AS,
. = 1 _
дующую формулу:
-^ = 3,51-2,5 (М)т n
(7).
рюро+Дд^ -V
где L - проводемость в ьтускного ипапана каноло крана. FKаечнгт по^ыв ает, что через 0, 1 тек. давление в баллоне отлинается от Рр им бол ее чем на 1%. Однако вручную отxрыеь кран на 0,1 сее. трудна, иракти-вееки ннемя (зказывается знач итель но больше.
Пли детoлином |xассм((трении процесса остывания в течение времени t выводится следующая формула:
е-
___у_
h1 - h2 у -1
exp
(9).
ln
Это соотношение учитывает как теплообмен, так и уход части газа из баллона в процессе нагрева. Соотношение (9) позволяет найти Y по измеренным при разных велиьинах (еначениям h1 и 11е График зависимости 1п (h1/(h1 - h2)) от t является линейной функцией. Если экстраполировать этот график до t = 0, то он будет отсекать на оси ординат отрезок
1
(10).
Из последнего выражения легко находится показателя адиабаты воздуха:
_ в"
в"-- (Ц).
Пак сидим, и первоо, и во втором методах нужно строить дополнительный график и проводить экстраполяцию, что не совсем удобно. Рассмотрим на примере третьего метода, как этого можно избежать, для чего зададим два временных промежутка - ^ и Из формулы (9), приняв постоянные величи ны за к, получим два уравнения:
У
к, - h 2
У
exh (-kt, )
и
К
'-к-
(AS)C 2h (6).
Полученная функция - нелинейная. Её линеаризтвывают и получают сле-
hi - h2 у -Птделим выражение (12) на в ыражение (н3) :
-=с exp(k:(C5 -t6))
откуда ктнстанта Т равна
h2
ln
В ходо эксперимента, как и в первом методе, определяют высоты h и h2. Вычисляют величину/ изменен пя э>нт|эопии в каждом прдведенном процетса по
AS HAS)
формуле (6). Затем строится график зависимости nl э >и от 1/n. Экстра-
полирэдвя графиз к ASnl HASM = 0, отр/деля етСя показатель п0 п /эи ASn = 0, который Судет ра вен y.
Метод 2. «Определение показателя адиаСаты воздуха методом экстраполяции».
Хотя он также основан на экстраполяции, но в отличие от 1 метода в нём учитывается временной фактор.
В посоСдё Булкина П.С., Поповой И.И. [4, с. 109] отмечается, что в случае пиим/нения метода 2 чеоСходиlио выпол нение следующих условий:
1. В процессе III кран Саллона должен Сыть перекрыт в момент, когда давление в Саллоне станет равным р0.
2.Время, в течение которого давление в Саллоне уменьшается от p1 до р0, должно Сыть достаточно мало, чтоСы те плооСмезом с окружающчм возду-дхоумю щмуоюж нфооСрымлуол уп:ренеСречь.
Практически эти условия выполнить трудно по ряду причин. После открывания крана 3 (процесс III) давление в Саллоне со временем т уменьшается по закону
Птдттавим ед в формулу (12(:
—— = —К—exp (-kt,) у-1 К-к2
тткуда
1
У = -
1--hi—ln | — I exp I —ti—
h - h2 1 h2 I 1 t, - 12
(12)
(13).
(14),
(15).
(16),
(17).
(8),
Как видим, чтобы определить показатель адиабаты с помощью формулы (17), не нужно дополнительно строить график, что приводит к дополнительным инструментальным погрешностям, а достаточно в ходе эксперимента определить две характеристики: высоты ^ и ^ и время ^ и Ь.
Тем самым преподаватель должен создать такие условия учебной деятельности, которые способствуют усвоению основных идей дисциплины «Физика»: общих признаков и взаимосвязей, лежащих в основе физических явлений, и должен активизировать познавательную активность студентов, направленную на приобретение, организацию и использование знаний в области физики [6].
Таким образом, в работе были рассмотрены основные методы определения показателя адиабаты воздуха. Показаны отличия и особенности каждого. Также на основе одного из методов был предложен уточнённый способ с целью снижения погрешностей и тем самым повышения достоверности эксперимента.
Библиографический список
1.
Лошкарева Е.А., Анохина О.С., Канарейкин А.И. Методические особенности изучения элементов динамики вращательного движения в классах профильной направленности. НаучныетрудыКалужскогогосударственногоуниверситетаимени К.Э. Циолковского. Серия: Естественные и технические науки. Калуга, 2021: 199 - 206. Дегтерев А.Х., Камышов Н.В., Рафиенко В.А., Соколов Н.Н., Храмцов А.П. Лабораторный практикум. Механика, молекулярная физика, электричество, магнетизм. Колебания, волныиоптика: учебноепособие: в2т. Москва, 2018;Т. 1.
СорокинМ.П. Общийфизический практикум. Молекулярная физика и термодинамика: учебное пособие. Пермь, 2020. Булкин П.С., ПоповаИ.И. Общийфизическийпрактикум. Молекулярнаяфизика: учебное пособие. Москва, 1988. Молекулярная физика: лабораторныйпрактикум. Иркутск 2003.
Тарасова А.В. Физический практикум как средство формирования профессиональных компетенций студента медицинского вуза. Диссертация ... кандидата педа-гогическихнаук.Москва,2012.
Пономаренко Е.В., Тасыбаева Ш.Б. Проблемы проведения практических занятий по физике в условиях кредитной технологии обучения и пути их решения. Междуна-родныйжурнал экспериментальногообразования.2013;№ 10-2:201 -206. Available at: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4211
References
Loshkareva E.A., Anohina O.S., Kanarejkin A.I. Metodicheskie osobennosti izucheniya 'elementov dinamiki vraschatel'nogo dvizheniya v klassah profil'noj napravlennosti. NauchnyetrudyKaluzhskogogosudarstvennogouniversiteta imeniK.'E. Ciolkovskogo. Seriya: Estestvennye i tehnicheskie nauki. Kaluga, 2021: 199 - 206. Degterev A.H., Kamyshov N.V., Rafienko V.A., Sokolov N.N., Hramcov A.P. Laboratornyjpraktikum. Mehanika, molekulyarnaya fizika, 'elektrichestvo, magnetizm. Kolebaniya, volny i optika: uchebnoe posobie: v 2 t. Moskva, 2018; T. 1.
Sorokin M.P. Obschij fizicheskijpraktikum. Molekulyarnaya fizika i termodinamika: uchebnoe posobie. Perm', 2020.
4. Bulkin P.S., Popova I.I. Obschij fizicheskijpraktikum. Molekulyarnaya fizika: uchebnoe posobie. Moskva, 1988.
5. Molekulyarnaya fizika: laboratornyjpraktikum. Irkutsk 2003.
6. Tarasova A.V. Fizicheskij praktikum kak sredstvo formirovaniya professional'nyh kompetencij studenta medicinskogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.
7. Ponomarenko E.V., Tasybaeva Sh.B. Problemy provedeniya prakticheskih zanyatij po fizike v usloviyah kreditnoj tehnologii obucheniya i puti ih resheniya. Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2013; № 10-2: 201 - 206. Available at: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4211
Статья поступила в редакцию 12.11.21
УДК 371
Pankin A.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Pedagogy, Kalmyk State University n.a. B.B. Gorodovikov (Elista);
Professor, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
ACTUALIZATION OF SPIRITUAL AND MORAL CULTURE IN STUDIES OF ETHNOPEDAGOGICAL SCHOOL OF ACADEMICIAN G.N. VOLKOV. The article analyzes results of activities of Pr. Gennady Nikandrovich Volkov, a full member of the Russian Academy of Education, Doctor of Pedagogical Sciences, "spiritual and moral authority", ethical model, the author of ethnic pedagogy, who prepared the scientific basis of ethnocultural education in the system of ethnopedagogical pansophia, substantiates the possibility of updating the spiritual and moral culture of modern youth in the context of globalization. G.N. Volkov developed and implemented the ethnopedagogical basis of the philosophy of education, trained about 200 ethnopedagogues, helped to conduct research on the ethnopedagogical traditions of the peoples of our country, substantiated the system of educating a spiritual and moral personality in the process of self-improvement, controlling one's mind, primarily oneself.
Key words: spiritual and moral culture, improving mind, ethnocultural connotation of education, ethnopedagogical, ethnocultural competences, digita-lization, consortium, ethnopedagogical encyclopedias of peoples of Russian Federation.
А.Б. Панькин, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова»,
г. Элиста, проф. ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
АКТУАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ АКАДЕМИКА Г.Н. ВОЛКОВА
В данной статье анализируются результаты деятельности действительного члена РАО, доктора педагогических наук, профессора Геннадия Никандро-вича Волкова, «духовно-нравственного авторитета», этического образца, автора этнической педагогики, подготовившего научную базу этнокультурного образования в системе этнопедагогической пансофии. Обосновывается возможность актуализации духовно-нравственной культуры современной молодёжи в условиях всеобщей глобализации. ГН. Волков разработал и реализовал этнопедагогическую основу философии образования, подготовил около 200 этнопедагогов, помог провести исследования этнопедагогических традиций народов нашей страны, обосновал систему воспитания духовно-нравственной личности в процессе самосовершенствования, управления своим умом, прежде всего самим собой.
Ключевые слова: духовно-нравственная культура, совершенствование ума, этнокультурная коннотация образования, этнопедагогические, этнокультурные компетенции, цифровизация, консорциум, этнопедагогические энциклопедии народов РФ.
Работа была представлена на научно-практической конференции «Сохранение духовно-нравственного здоровья народов РФ на основе этнопедагогической пансофии академика Г.Н. Волкова» и была рекомендована к публикации.
Актуализация духовно-нравственной культуры в исследованиях представителей этнопедагогической школы академика ГН. Волкова обусловлена необходимостью разрешения коллизий приобщения к этнокультурному опыту народов в условиях падения нравов и нравственности, роста суицидов в детской и молодёжной среде, связанных также с плохой экологией, терроризмом и различными пандемиями, отражающимися на добросовестном отношении к себе, другим людям, природе, культуре [1-30].
Цель статьи и её основные задачи заключаются в том, чтобы дать новый импульс дальнейшему развитию этнопедагогических исследований в формировании духовно-нравственных основ личности современного ребенка, разработке ориентиров для принципиального изменения их качества, реализации потенциала этнопедагогических исследований в аспекте их влияния на образовательную практику, экспертизу и прогноз развития методологической базы этнопедагогиче-ских исследований.
Деятельность академика ГН. Волкова, «духовно-нравственного авторитета», автора этнической педагогики, подготовившего научную базу этнокультурного образования в более чем 900 трудах [8-16 и др.], была направлена то, чтобы на основе цивилизационного и этнокультурологического подходов рассмотреть актуальные для современной этнопедагогики вопросы зарождения, становления и развития педагогической мысли, их интерпретацию в русле процессов оптимизации системы целостного непрерывно-пожизненного обучающего воспитания и воспитывающего обучения.
Уникальные, самобытные концепции воспитания возникли в связи с потребностью общества в сохранении и передаче новым поколениям этнокультурного опыта, рассматривающегося как особый вид содержания образования, обусловливающего сосуществование двух альтернативных направлений - глобализации и многообразия, и явились предпосылкой зарождения народной педагогики, в которой накапливался эмпирический опыт воспитания и обучения детей, основанный на ценностных ориентациях семьи и народа в условиях реального бытия.
Созданная ГН. Волковым этнопедагогика - это наука о народной педагогике и ее использовании в целостной системе воспитания и обучения, воплощение принципов, ценностей и смыслов Indigenous methodology. В отличие от западных типов этнопедагогики, стремящихся, используя этнические особенности детей
коренных народов, унифицировать культуру доминирующего большинства, это педагогика любви [11], национального спасения [12], этнопедагогическая пансо-фия [16], основа гармонизации межнациональных отношений в условиях полиэтнического мира, особенно в многонациональной Российской Федерации.
Этнопедагогика - наука об опыте народов по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, исследует, выясняет возможности и эффективные пути реализации идей народной педагогики в современной научно-педагогической практике, оперирует философскими, общенаучными, конкретно-научными понятиями, интегрирует научные достижения этнологии, социологии, культурологии, психологии, содействует решению методологических проблем.
На основе изучения традиций, педагогической культуры родного народа ГН. Волков в 1966 г издал настольную книгу многих педагогов страны - «Этно-педагогика чувашского народа» [15], определил методы, приёмы и средства духовно-нравственного воспитания детей в системе этнопедагогической пансофии [16], разработал и реализовал этнопедагогическую основу философии образования, подготовил более 200 этнопедагогов, помог провести исследования этнопедагогических традиций народов нашей страны.
В творческом наследии Геннадия Никандровича Волкова представлено фундаментальное понимание состава, структуры и функций научного обоснования обучения, природы и назначения этнопедагогики как системы знаний и исследовательских процедур, обеспечивающих целостную основу педагогической деятельности. Исследованы сущность и проблематика, рефлексия исследования, механизмы взаимодействия этнопедагогической теории и практики, выработаны методологические регулятивы исследования и логика проектирования систем национально-регионального, этнокультурного образования, решение проблем педагогического приложения идей этнопсихологии к обоснованию различных направлений и форм воспитания, влияния на изменение личности ребёнка [13].
Основополагающие качества личности Г.Н. Волкова, свойство его души и духа включают самоанализ поступков и переживаний; стремление к идеалам, достижению целей на основе добра, любви и искренности [30].
Высшие нравственные ценности личности (отношение к жизни, чести, достоинству, патриотизм и т.д.) архетипизированы и зависят от этнической принад-