Научная статья на тему 'Формирование этнопедагогической компетентности учителя родного (чувашского) языка'

Формирование этнопедагогической компетентности учителя родного (чувашского) языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ РОДНОГО (ЧУВАШСКОГО) ЯЗЫКА / НАРОД / НАСЛЕДИЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ОПЫТ / ETHNOPEDAGOGICS / ETHNOPEDAGOGICAL COMPETENCE / TEACHER OF CHUVASH LANGUAGE / PEOPLE / HERITAGE / STUDY / EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьева Анисия Павловна

В статье рассматривается своеобразие целей, содержания и методов развития компетентности учителя родного (чувашского) языка в сфере народной педагогики. Анализируются основы контекстного обучения знаниям по этнокультуре народа, формирования реальной этно-культурной ситуации в образовательной организации. Характеризуются уровни развития этнопедагогической компетентности учителя. Раскрывается структура модели формирования ее целевой, методологической, содержательно-деятельностной и результативно-критериальной составных частей. Опытно-экспериментально обосновывается эффективность развития исследуемой компетентности педагога по мотивационному, когнитивному, деятельностному и оценочному критериям в процессе методической работы в городской школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатьева Анисия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ETHNOPEDAGOGICAL COMPETENCE AT CHUVASH LANGUAGE TEACHERS

The article considers the specificity of the goals, content and methods of development of competence of the teacher of Chuvash Language in the field of folk pedagogy. The article analyzes the basics of contextual education, skills and ethnoculture of the people, formation of the real ethno-cultural situation in the educational organization; characterizes the levels of development of ethnopedagogical competence of the teacher; reveals the structure of the model of formation of its target, methodological and resultative components; substantiates the efficiency of the development of the investigated competence of the teacher of Chuvash Language upon motivational, cognitive, activity-based and evaluative criteria in the process of methodical work at school.

Текст научной работы на тему «Формирование этнопедагогической компетентности учителя родного (чувашского) языка»

УДК [371.12.011.3-051: 811.512.111]: [37.01:39] DOI 10.26293/chgpu.2019.105.5.026

А. П. Игнатьева

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ РОДНОГО (ЧУВАШСКОГО) ЯЗЫКА

Средняя школа № 12 г. Чебоксары Чувашской Республики, г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье рассматривается своеобразие целей, содержания и методов развития компетентности учителя родного (чувашского) языка в сфере народной педагогики. Анализируются основы контекстного обучения знаниям по этнокультуре народа, формирования реальной этнокультурной ситуации в образовательной организации. Характеризуются уровни развития этнопе-дагогической компетентности учителя. Раскрывается структура модели формирования ее целевой, методологической, содержательно-деятельностной и результативно-критериальной составных частей. Опытно-экспериментально обосновывается эффективность развития исследуемой компетентности педагога по мотивационному, когнитивному, деятельностному и оценочному критериям в процессе методической работы в городской школе.

Ключевые слова: этнопедагогика, этнопедагогическая компетентность, учитель родного (чувашского) языка, народ, наследие, исследование, опыт.

A. P. Ignatyeva

FORMATION OF ETHNOPEDAGOGICAL COMPETENCE AT CHUVASH LANGUAGE TEACHERS

Secondary School № 12 of Cheboksary in the Chuvash Republik, Cheboksary, Russia

Abstract. The article considers the specificity of the goals, content and methods of development of competence of the teacher of Chuvash Language in the field of folk pedagogy. The article analyzes the basics of contextual education, skills and ethnoculture of the people, formation of the real ethno-cultural situation in the educational organization; characterizes the levels of development of ethnopedagogical competence of the teacher; reveals the structure of the model of formation of its target, methodological and resultative components; substantiates the efficiency of the development of the investigated competence of the teacher of Chuvash Language upon motivational, cognitive, activity-based and evaluative criteria in the process of methodical work at school.

Keywords: ethnopedagogics, ethnopedagogical competence, teacher of Chuvash Language, people, heritage, study, experience.

Актуальность исследуемой проблемы. Педагогическое мастерство современного учителя общеобразовательной школы, по признанию ученых, основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки в целом, педагогики и этнопедагогики в частности [1], [2]. Этнопедагогика как наука изучает народную культуру и народную педагогику с целью выявления общих закономерностей их становления и развития и возможностей использования в современных учебно-воспитательных системах [5, с. 5]. Предметная область этнопедагогики не является неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с развитием общественного самосознания [6, с. 23], [7]. Данный факт обуславливает необходимость постоянного развития этнопедагогической компетентности, которой бу-

дущий учитель овладевает в процессе обучения в вузе. Актуальность решения этой задачи подтверждается также потребностью современного культурно-образовательного пространства в педагоге, готовом и способном к организации этнокультурного образования, формированию этнической идентичности обучающихся, основным средством которого служит не отдельно взятая информация, а реальная этнопедагогическая ситуация.

Цель статьи - разработать и научно обосновать модель процесса развития этнопе-дагогической компетентности учителя чувашского языка в условиях городской школы.

Материал и методика исследований. Исследованием были охвачены 52 учителя чувашского языка г. Чебоксары Чувашской Республики, представлявшие контрольную группу (далее - КГ) - 26 человек, и экспериментальную группу (далее - ЭГ) - также 26 человек. Изучен и обобщен практический опыт по проблеме, в ходе исследования использовались такие методы, как педагогическое наблюдение, метод самооценки, интервьюирование, анкетирование, опрос, педагогический эксперимент, статистический анализ, содержательная интерпретация результатов изучения.

Исследованию предшествовал собственный 34-летний опыт практической педагогической деятельности автора в качестве учителя чувашского языка, а также шестнадцатилетнее руководство педагогическим сообществом учителей чувашского языка и литературы г. Чебоксары в сфере формирования этнопедагогических ценностей, решения эт-нопедагогических задач, развития личностных этнопедагогических качеств.

Результаты исследований и их обсуждение. Этнопедагогическая компетентность учителя чувашского языка характеризуется нами как системное личностное образование, включающее совокупность знаний специфических особенностей этнокультуры чувашского народа, практический опыт их использования в поликультурном образовательном пространстве, способность применять приемы, средства и методы народной педагогики в обучении чувашскому языку, эмоционально-личностное отношение к этнокультуре, творческое самосовершенствование в области этнопедагогики [8]. Сформированность указанной компетентности определяется на основе критериев (мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного, рефлексивно-оценочного). Степень их выраженности позволила дифференцировать уровни сформированности этнопедагогической компетентности учителя родного (чувашского) языка: низкий, средний, высокий (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика уровней сформированности этнопедагогической компетентности учителя родного (чувашского) языка

Критерии Уровни сформи рованности этнопедагогической компетентности

низкий средний высокий

Мотивационно-ценностный не проявляет интереса к этнопедагогической деятельности, отсутствует мотивация к освоению этнокультурных ценностей интерес к этнопедагогической деятельности фрагментарный, выражает стремление к освоению этнокультурных ценностей проявляет устойчивый интерес к этнопедагогической деятельности, стремление к освоению этнокультурных ценностей носит действенный характер

Когнитивный этнопедагогические знания носят отрывочный характер, проявляет эпизодический интерес к этнокультуре, не занимается целенаправленно самообразованием в области этно-культуры и этнопедагогики обладает знаниями этнопедаго-гического характера, периодически занимается самообразованием в области этнопедагогики и этнокультуры обладает системой этнопеда-гогических знаний, развитым этнокультурным самосознанием и кругозором, регулярно повышает свои знания в области этнокультуры и эт-нопедагогики

Продолжение таблицы 1

редко использует в воспитательном процессе методы и средства народной педагогики, не работает над задачей проектирования деятельности в области развития этнопедаго-гических компетенций

владеет методами и приемами решения этнопедагогических задач, проектирует свою деятельность в области развития этнопедагогических компетенций

осуществляет процесс воспитания с опорой на национальные традиции чувашского этноса, активно использует в своей работе методы и средства народной педагогики, успешно решает этно-педагогические задачи в практической деятельности

ч

не обладает развитой способностью к рефлексии, не способен объективно оценить и осознать уровень собственных этнопедаго-гических знаний и умений, необходимых для полноценной реализации задач этнопедагогической деятельности, недостаточно развито умение ставить цели и задачи в развитии собственной этно-педагогической компетентности

умеет анализировать свой опыт и вносить в случае необходимости коррективы в этнопедагогическую деятельность, оценивать уровень развития собственной этнопедагогической компетентности

осознает возможности профессионального роста и личностного развития с опорой на национальные духовные ценности, способен к рефлексии в области собственных достижений и недостатков в решении задач этнопедагогиче-ской деятельности, обладает способностью ставить задачи в области совершенствования своей эт-нопедагогической компетентности

Проведенное исследование сущности и структуры этнопедагогической компетентности позволило разработать и теоретически обосновать модель эффективного развития этнопедагогической компетентности учителя родного (чувашского) языка (табл. 2).

Таблица 2

Модель эффективного развития этнопедагогической компетентности учителя родного (чувашского) языка

Целевой компонент

Цель: формирование этнопедагогической компетентности учителя родного (чувашского) языка в условиях городской школы

Задачи:

- формирование этнопедагогических ценностей; опыта решения этнопедагогических задач;

- развитие личностных этнопедагогических качеств

Методологический компонент

Подходы

личностно-деятельностный

гуманистический

системный

лингвокультуро-логический

требует признания профессиональной деятельности условием полноценного развития и саморазвития, формирования личности учителя_

ориентирует социальную работу на человека как части природы и главной ценности деятельности

позволяет раскрыть структуру и содержание процесса профессионального совершенствования педагога

предполагает формирование у учителя посредством чувашского языка национально-культурного и личностного самосознания в контексте диалога культур

Содержательно-деятельностный компонент

Направление работы: внедрение творческой формы методической работы - лаборатории «Духовное наследие академика Г. Н. Волкова»; авторской программы методического семинара «Этнопедагогическая деятельность учителя чувашского языка в условиях поликультурного образовательного пространства»

Формы, методы, средства: традиционные массовые народные праздники, открытые уроки, посещение и взаимопосещение учебных занятий, самоанализ уроков, предметные декады, заседания ШМО, педсоветы, семинары, совещания-практикумы, круглые столы, конференции, курсы повышения квалификации, лекции, консультации, обмен опытом работы, фестивали этнопедагогических идей, мастер-классы, презентации, профессиональные конкурсы, диалоговое взаимодействие, психолого-педагогическое общение, публикации_

Результативно-критериальный компонент

Критерии

мотивационно-ценностный

когнитивный

деятельностный

рефлексивно-оценочный

Уровни: низкий (1), средний (2), высокий (3)

Результат: сформированность этнопедагогической компетентности учителя родного (чувашского) языка в условиях городской школы_

Целевой и методологический компоненты характеризуют подготовительный, со-держательно-деятельностный - основной, результативно-критериальный - заключительный этап процесса развития этнопедагогической компетентности учителя родного (чувашского) языка.

Педагогическими условиями для реализации модели являются включение учителя в мероприятия этнопедагогической направленности, внесение в них элемента естественности, создание полноценной этнокультурной среды в школе.

Экспериментальная работа осуществлялась на базе БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования», МБОУ «СОШ № 12» г. Чебоксары Чувашской Республики в ходе работы педагогического сообщества учителей чувашского языка и литературы общественной организации «Ассоциация педагогических работников г. Чебоксары ,,XXI век"». Эксперимент включал три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Исследованием были охвачены по 26 учителей чувашского языка г. Чебоксары Чувашской Республики КГ и ЭГ.

Целью констатирующего этапа являлось установление фактического уровня этнопе-дагогической компетентности педагогов. Выявлялся характер мотивационно-ценностного отношения к возможности осуществлять профессиональную деятельность на практике с использованием средств и методов народной педагогики; определялся уровень сформиро-ванности знаний этнокультуры чувашского народа и навыков их применения в реальной полиэтнической образовательной деятельности и умений анализировать опыт своей работы.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что большинство учителей чувашского языка городской школы имеет примерно одинаковый исходный уровень этнопедагогической компетентности, который можно оценить как недостаточный.

Опираясь на полученные результаты, мы внедрили модель эффективного развития этнопедагогической компетентности учителей родного (чувашского) языка и педагогические условия ее реализации.

Ведущими задачами в процессе экспериментальной работы были: 1) содействие развитию у учителей родного (чувашского) языка системы педагогической компетентности с позиций этнопедагогического подхода; 2) ознакомление их с дидактико-методоло-гической теорией воспитывающего обучения выдающегося исследователя народной педагогики, академика РАО Г. Н. Волкова; 3) формирование у них интереса к этнопедаго-гическому наследию и потребности в его изучении, умения использовать историко-этнопедагогическую литературу, создавать целостное педагогическое сознание и давать личностную самостоятельную оценку этнопедагогических идей.

В ходе практической реализации авторской программы методического семинара «Этнопедагогическая деятельность учителя чувашского языка в условиях поликультурного образовательного пространства» раскрывался закономерный процесс развития этно-педагогической мысли, давалась характеристика этапов становления и развития народного просвещения (на лекциях), обсуждались темы конкретно-информационного плана, позволяющие детально изучить этнопедагогические системы, взгляды и деятельность мыслителей этнопедагогической пансофии (на семинарских занятиях).

Во время формирующего эксперимента одним из основных направлений содержа-тельно-деятельностного компонента модели явилось внедрение активной формы методической работы - творческой лаборатории «Духовное наследие академика Г. Н. Волкова» в педагогическом сообществе учителей чувашского языка и литературы общественной организации «Ассоциация педагогических работников г. Чебоксары ,,XXI век"» [11].

Развитие этнопедагогической компетентности учителей родного (чувашского) языка осуществлялось поэтапно, путем систематического и целенаправленного вовлечения их в различные формы и виды практической этнопедагогической деятельности с последующей

организацией методического сопровождения. В содержании процесса формирования этно-педагогической компетентности в условиях городской школы мы выделили проведение в рамках лаборатории ежегодной учебно-методической конференции учителей чувашского языка на базе средней школы № 12 г. Чебоксары [12].

Педагогический мониторинг, организованный также в рамках лаборатории, позволил определить уровень мотивации учителей чувашского языка к инновационной работе, творческой деятельности, теоретической готовности к работе с применением элементов народной педагогики.

Для получения достоверных результатов формирующего эксперимента была проведена диагностика уровня сформированности этнопедагогической компетентности респондентов. Для этого была использована разработанная система критериев и показателей, выявляющих разные уровни исследуемого феномена.

Исходный уровень сформированности этнопедагогической компетентности определялся методом экспертной оценки. Его рейтинговая оценка у испытуемых была получена как результат суммирования экспертных оценок по основным критериям сформиро-ванности этнопедагогической компетентности, выставленных независимыми экспертами. Для этого был разработан блок вопросов по каждому критерию. В роли экспертов выступили руководители методических объединений школ, преподаватели Чувашского республиканского института образования. Адекватность оценки обеспечивалась предварительным обсуждением всеми экспертами основных критериев оценки. При этом мы воспользовались четырехбалльной шкалой оценок: 4 балла - показатель выражен достаточно ярко; 3 балла - выражен; 2 балла - слабо выражен; 1 балл - не выражен.

Распределение испытуемых по уровням сформированности этнопедагогической компетентности на основании их рейтинговой оценки осуществлялось по методике, предлагаемой А. А. Кыверялгом: о низком уровне сформированности данной компетентности свидетельствуют оценки, находящиеся в диапазоне от 25 до 50 % от максимально возможных набранных баллов. Оценки, расположенные в интервале от 50 до 75 %, позволяют констатировать средний уровень. О высоком уровне говорят оценки, превышающие 75 % от максимально возможных баллов.

Контрольный эксперимент предполагал качественно-количественный анализ и интерпретацию результатов экспериментальной работы, их сопоставление с прогнозируемыми.

На контрольном этапе был проведен конечный срез уровня сформированности этнопедагогической компетентности у испытуемых. Эти результаты оценивались также методом независимой экспертизы, в роли экспертов выступили те же руководители методических объединений и преподаватели Чувашского республиканского института образования, которые оценивали исходный уровень сформированности исследуемого феномена. Данные представлены нами в таблицах 3 и 4.

Таблица 3

Результаты исследования уровня сформированности этнопедагогической компетентности учителей родного (чувашского) языка методом экспертной оценки (контрольный этап, в %)

Уровень выраженности мотиваци-онного-ценностного критерия Группы респондентов

КГ ЭГ

Низкий 46 21

Средний 32 50

Высокий 22 29

Таблица 4

Сравнительные данные результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента

методом экспертной оценки (в %)

Уровень сформированности Группы респондентов

КГ ЭГ

Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап

Низкий 48 46 46 21

Средний 17 32 34 50

Высокий 9 22 20 29

Таким образом, апробирование разработанной модели эффективного развития эт-нопедагогической компетентности учителей родного (чувашского) языка городских школ продемонстрировало положительные результаты. В целом, ход экспериментальной работы показал, что построенный на основе предложенной модели процесс развития эт-нопедагогической компетентности в ЭГ идет более эффективно, чем в КГ. Гипотеза получила свое подтверждение.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

Этнопедагогическая компетентность учителя чувашского языка является системным личностным образованием и результатом его послевузовского самообразования, включающим совокупность знаний специфических особенностей предмета «Родной (чувашский) язык» и этнокультуры чувашского народа, практический опыт их использования в поликультурном образовательном пространстве, способность применять приемы, средства и методы народной педагогики в обучении чувашскому языку, эмоционально-чувственное взаимодействие в межличностном общении, творческое самосовершенствование в области этнопедагогики.

Модель процесса развития этнопедагогической компетентности учителя чувашского языка в условиях городской школы включает в себя взаимосвязанные целевой, методологический, содержательно-деятельностный, результативно-критериальный компоненты. Критерием эффективности модели является результат - высокий уровень сформиро-ванности данной компетентности.

Основными критериями сформированности исследуемой компетентности выступают мотивационно-ценностный, основанный на стремлении к обретению этнокультурных ценностей чувашского народа; когнитивный - на этнопедагогических знаниях; дея-тельностный - на умении использовать этнопедагогические знания в полиэтнической образовательной деятельности; рефлексивно-оценочный - на рефлексии своей этнопеда-гогической деятельности и уровне сформированности этнопедагогической компетентности (низком, среднем, высоком).

Достичь эффективности формирования этнопедагогической компетентности учителя родного (чувашского) языка в условиях городской школы позволят педагогические условия:

- включение учителя в мероприятия этнопедагогической направленности [10];

- реализация его творческого потенциала в рамках работы педагогического сообщества учителей чувашского языка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- внедрение в практику непрерывного этнопедагогического самообразования учителя родного (чувашского) языка городской школы инновационной формы методической работы - творческой лаборатории «Духовное наследие академика Г. Н. Волкова» [9];

- практическая реализация авторской программы методического семинара «Этно-педагогическая деятельность учителя чувашского языка в условиях поликультурного образовательного пространства».

Сбор фактов, их сравнительный анализ, обобщение полученных результатов, создание теории формирования этнопедагогической компетентности учителя родного (чувашского) языка городской школы являются вкладом в систему обучающего воспитания и воспитывающего обучения в духе межнациональной гармонии. «Для реальной гармонизации межэтнических связей необходимо в корне изменить отношение к местным языкам. Многолетний опыт показывает, что там, где национальные языки не подвергаются дискриминации, не игнорируются, не находятся в пренебрежении, охотно изучаются русскоязычными - не возникают проблемы с регулированием отношений между детьми разных национальностей [4, с. 41]. «Благополучие мирового человеческого сообщества зависит от духовно-нравственного здоровья каждого этноса» [3, с. 274].

Резюме. Данное исследование не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы, а предлагает только одно из направлений ее решения. Об этом свидетельствуют конференция, организованная 2018 г. в память академика РАО Г. Н. Волкова в средней школе № 12 г. Чебоксары в день его рождения, 31 октября, и ежегодные городские научно-методические конференции (с республиканским участием) педагогических работников на базе этой же образовательной организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арсалиев Ш. М.-Х. Методология современной этнопедагогики. - М. : Гелиос АРВ, 2013. - 320 с.

2. Бузецкая Т. В. Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79-genera-didactic-techniques/4899-2014-03-23-16-33-40.html.

3. Волков Г. Н. Педагогика национального спасения : избранные этнопедагогические сочинения. -Элиста : Джангар, 2003. - 440 с.

4. Волков Г. Н. Чувашская этнопедагогика. - Чебоксары : Фонд И. Я. Яковлева ; Чебоксар. ин-т экономики и менеджмента С.-Петерб. гос. политехн. ун-та, 2004. - 488 с.

5. Волков Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. - М. : ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. - 160 с.

6. Волков Г. Н. Этнопедагогика: предмет, проблемы, современные поиски // Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки : материалы Международной научной конференции. - Элиста, 2003. - С. 22-42.

7. Волков Г. Н. Этнопедагогическая пансофия. - Элиста : Калм. гос. ун-т, 2009. - 576 с.

8. Игнатьева А. П. Использование гуманистических идей В. А. Сухомлинского в формировании этно-педагогической культуры учителя чувашского языка в условиях городской школы // Идеи В. А. Сухомлин-ского в теории и практике (к 100-летию со дня рождения выдающегося педагога-гуманиста В. А. Сухомлинского) : материалы Международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2018. - С. 40-43.

9. Игнатьева А. П. Педагогические условия процесса формирования этнопедагогической компетентности учителя чувашского языка // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности : сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения академика Г. Н. Волкова. - Чебоксары, 2017. - С. 256-260.

10. Игнатьева А. П. Совершенствование этнопедагогических знаний учителя чувашского языка городской школы в системе непрерывного педагогического самообразования // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество - 2018 : материалы Всеросссийской научно-практической конференции. - Чебоксары, 2018. - С. 395-397.

11. Игнатьева А. П. Чувашский язык как хранитель этнопедагогической культуры народа // Чувашский язык как культурный феномен : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Чебоксары, 2017. - С. 55-57.

12. Игнатьева А. П. Этнопедагогическая деятельность учителя чувашского языка в условиях поликультурного образовательного пространства : программа методического семинара. - Чебоксары : Типография Чуваш. ун-та, 2017. - 44 с.

Статья поступила в редакцию 26.03.2019

REFERENCES

1. Arsaliev Sh. M.-H. Metodologiya sovremennoj etnopedagogiki. - M. : Gelios ARV, 2013. - 320 s.

2. Buzeckaya T. V. Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii v obshcheobrazovatel'noj shkole [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79-genera-didactic-techniques/4899-2014-03-23-16-33-40.html.

3. Volkov G. N. Pedagogika nacional'nogo spaseniya : izbrannye etnopedagogicheskie sochineniya. - Elista : Dzhangar, 2003. - 440 s.

4. Volkov G. N. Chuvashskaya etnopedagogika. - Cheboksary : Fond I. Ya. Yakovleva ; Cheboksar. in-t ekonomiki i menedzhmenta S.-Peterb. gos. politekhn. un-ta, 2004. - 488 s.

5. Volkov G. N. Etnopedagogizaciya celostnogo uchebno-vospitatel'nogo processa. - M. : GosNII sem'i i vospitaniya, 2001. - 160 s.

6. Volkov G. N. Etnopedagogika: predmet, problemy, sovremennye poiski // Stanovlenie etnopedagogiki kak otrasli pedagogicheskoj nauki : materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. - Elista, 2003. - S. 22-42.

7. Volkov G. N. Etnopedagogicheskaya pansofiya. - Elista : Kalm. gos. un-t, 2009. - 576 s.

8. Ignat'eva A. P. Ispol'zovanie gumanisticheskih idej V. A. Suhomlinskogo v formirovanii etno-pedagogicheskoj kul'tury uchitelya chuvashskogo yazyka v usloviyah gorodskoj shkoly // Idei V. A. Suhomlinskogo v teorii i praktike (k 100-letiyu so dnya rozhdeniya vydayushchegosya pedagoga-gumanista V. A. Suhomlinskogo) : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Cheboksary, 2018. - S. 40-43.

9. Ignat'eva A. P. Pedagogicheskie usloviya processa formirovaniya etnopedagogicheskoj kompetentnosti uchitelya chuvashskogo yazyka // Etnopedagogika kak faktor sohraneniya rossijskoj identichnosti : sbornik materi-alov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 90-letiyu so dnya rozhdeniya akademika G. N. Volkova. - Cheboksary, 2017. - S. 256-260.

10. Ignat'eva A. P. Sovershenstvovanie etnopedagogicheskih znanij uchitelya chuvashskogo yazyka gorod-skoj shkoly v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo samoobrazovaniya // Tendencii razvitiya obrazovaniya: pe-dagog, obrazovatel'naya organizaciya, obshchestvo - 2018 : materialy Vserosssijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Cheboksary, 2018. - S. 395-397.

11. Ignat'eva A. P. Chuvashskij yazyk kak hranitel' etnopedagogicheskoj kul'tury naroda // Chuvashskij yazyk kak kul'turnyj fenomen : materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Cheboksary, 2017. - S. 55-57.

12. Ignat'eva A. P. Etnopedagogicheskaya deyatel'nost' uchitelya chuvashskogo yazyka v usloviyah poli-kul'turnogo obrazovatel'nogo prostranstva : programma metodicheskogo seminara. - Cheboksary : Tipografiya Chuvash. un-ta, 2017. - 44 s.

The article was contributed on March 26, 2019 Сведения об авторе

Игнатьева Анисия Павловна - учитель чувашского языка и литературы средней школы № 12 г. Чебоксары Чувашской Республики, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Author information

Ignatyeva, Anisia Pavlovna - Teacher of Chuvash Language, Secondary School № 12 of Cheboksary in the Chuvash Republic, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.