4. Bulkin P.S., Popova I.I. Obschij fizicheskijpraktikum. Molekulyarnaya finks: uchebnoe posobie. Moskva, 1988.
5. Molekulyarnaya fizika: laboratornyjpraktikum. Irkutsk 2003.
6. Tarasova A.V. Fizicheskij praktikum kak sredstvo formirovaniya professional'nyh kompetencij studenta medicinskogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.
7. Ponomarenko E.V., Tasybaeva Sh.B. Problemy provedeniya prakticheskih zanyatij po fizike v usloviyah kreditnoj tehnologii obucheniya i puti ih resheniya. Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2013; № 10-2: 201 - 206. Available at: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4211
Статья поступила в редакцию 12.11.21
УДК 371
Pankin A.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Pedagogy, Kalmyk State University n.a. B.B. Gorodovikov (Elista);
Professor, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
ACTUALIZATION OF SPIRITUAL AND MORAL CULTURE IN STUDIES OF ETHNOPEDAGOGICAL SCHOOL OF ACADEMICIAN G.N. VOLKOV. The article analyzes results of activities of Pr. Gennady Nikandrovich Volkov, a full member of the Russian Academy of Education, Doctor of Pedagogical Sciences, "spiritual and moral authority", ethical model, the author of ethnic pedagogy, who prepared the scientific basis of ethnocultural education in the system of ethnopedagogical pansophia, substantiates the possibility of updating the spiritual and moral culture of modern youth in the context of globalization. G.N. Volkov developed and implemented the ethnopedagogical basis of the philosophy of education, trained about 200 ethnopedagogues, helped to conduct research on the ethnopedagogical traditions of the peoples of our country, substantiated the system of educating a spiritual and moral personality in the process of self-improvement, controlling one's mind, primarily oneself.
Key words: spiritual and moral culture, improving mind, ethnocultural connotation of education, ethnopedagogical, ethnocultural competences, digita-lization, consortium, ethnopedagogical encyclopedias of peoples of Russian Federation.
А.Б. Панькин, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова»,
г. Элиста, проф. ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
АКТУАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ АКАДЕМИКА Г.Н. ВОЛКОВА
В данной статье анализируются результаты деятельности действительного члена РАО, доктора педагогических наук, профессора Геннадия Никандро-вича Волкова, «духовно-нравственного авторитета», этического образца, автора этнической педагогики, подготовившего научную базу этнокультурного образования в системе этнопедагогической пансофии. Обосновывается возможность актуализации духовно-нравственной культуры современной молодёжи в условиях всеобщей глобализации. ГН. Волков разработал и реализовал этнопедагогическую основу философии образования, подготовил около 200 этнопедагогов, помог провести исследования этнопедагогических традиций народов нашей страны, обосновал систему воспитания духовно-нравственной личности в процессе самосовершенствования, управления своим умом, прежде всего самим собой.
Ключевые слова: духовно-нравственная культура, совершенствование ума, этнокультурная коннотация образования, этнопедагогические, этнокультурные компетенции, цифровизация, консорциум, этнопедагогические энциклопедии народов РФ.
Работа была представлена на научно-практической конференции «Сохранение духовно-нравственного здоровья народов РФ на основе этнопедагогической пансофии академика Г.Н. Волкова» и была рекомендована к публикации.
Актуализация духовно-нравственной культуры в исследованиях представителей этнопедагогической школы академика ГН. Волкова обусловлена необходимостью разрешения коллизий приобщения к этнокультурному опыту народов в условиях падения нравов и нравственности, роста суицидов в детской и молодёжной среде, связанных также с плохой экологией, терроризмом и различными пандемиями, отражающимися на добросовестном отношении к себе, другим людям, природе, культуре [1-30].
Цель статьи и её основные задачи заключаются в том, чтобы дать новый импульс дальнейшему развитию этнопедагогических исследований в формировании духовно-нравственных основ личности современного ребенка, разработке ориентиров для принципиального изменения их качества, реализации потенциала этнопедагогических исследований в аспекте их влияния на образовательную практику, экспертизу и прогноз развития методологической базы этнопедагогиче-ских исследований.
Деятельность академика ГН. Волкова, «духовно-нравственного авторитета», автора этнической педагогики, подготовившего научную базу этнокультурного образования в более чем 900 трудах [8-16 и др.], была направлена то, чтобы на основе цивилизационного и этнокультурологического подходов рассмотреть актуальные для современной этнопедагогики вопросы зарождения, становления и развития педагогической мысли, их интерпретацию в русле процессов оптимизации системы целостного непрерывно-пожизненного обучающего воспитания и воспитывающего обучения.
Уникальные, самобытные концепции воспитания возникли в связи с потребностью общества в сохранении и передаче новым поколениям этнокультурного опыта, рассматривающегося как особый вид содержания образования, обусловливающего сосуществование двух альтернативных направлений - глобализации и многообразия, и явились предпосылкой зарождения народной педагогики, в которой накапливался эмпирический опыт воспитания и обучения детей, основанный на ценностных ориентациях семьи и народа в условиях реального бытия.
Созданная ГН. Волковым этнопедагогика - это наука о народной педагогике и ее использовании в целостной системе воспитания и обучения, воплощение принципов, ценностей и смыслов Indigenous methodology. В отличие от западных типов этнопедагогики, стремящихся, используя этнические особенности детей
коренных народов, унифицировать культуру доминирующего большинства, это педагогика любви [11], национального спасения [12], этнопедагогическая пансо-фия [16], основа гармонизации межнациональных отношений в условиях полиэтнического мира, особенно в многонациональной Российской Федерации.
Этнопедагогика - наука об опыте народов по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, исследует, выясняет возможности и эффективные пути реализации идей народной педагогики в современной научно-педагогической практике, оперирует философскими, общенаучными, конкретно-научными понятиями, интегрирует научные достижения этнологии, социологии, культурологии, психологии, содействует решению методологических проблем.
На основе изучения традиций, педагогической культуры родного народа ГН. Волков в 1966 г издал настольную книгу многих педагогов страны - «Этнопедагогика чувашского народа» [15], определил методы, приёмы и средства духовно-нравственного воспитания детей в системе этнопедагогической пансофии [16], разработал и реализовал этнопедагогическую основу философии образования, подготовил более 200 этнопедагогов, помог провести исследования этнопе-дагогических традиций народов нашей страны.
В творческом наследии Геннадия Никандровича Волкова представлено фундаментальное понимание состава, структуры и функций научного обоснования обучения, природы и назначения этнопедагогики как системы знаний и исследовательских процедур, обеспечивающих целостную основу педагогической деятельности. Исследованы сущность и проблематика, рефлексия исследования, механизмы взаимодействия этнопедагогической теории и практики, выработаны методологические регулятивы исследования и логика проектирования систем национально-регионального, этнокультурного образования, решение проблем педагогического приложения идей этнопсихологии к обоснованию различных направлений и форм воспитания, влияния на изменение личности ребёнка [13].
Основополагающие качества личности ГН. Волкова, свойство его души и духа включают самоанализ поступков и переживаний; стремление к идеалам, достижению целей на основе добра, любви и искренности [30].
Высшие нравственные ценности личности (отношение к жизни, чести, достоинству, патриотизм и т.д.) архетипизированы и зависят от этнической принад-
лежности, религии, места и времени проживания, формируются под влиянием образа жизни этнической общности, в которой человек оказывается после рождения, проявляются в стереотипах его поведения, становятся основой его развития. Для успеха воспитания важно, чтобы ребенок познакомился с духовными ценностями и спецификой «нравственных отношений» именно в том возрасте, когда он начинает осознавать свое «нравственное бытие» [27, с. 31].
Воспитание духовно-нравственной личности в системе этнопедагогической пансофии (ПН. Волков) включает защиту и сохранение этнокультурной основы образования, духовно-нравственного наследия народов, традиций и нравственных норм жизни; формирование политики духовного и нравственного воспитания детей на основе этнопедагогических традиций, имеющих целостный характер и представляющих собой систему взаимосвязанных нравственных норм [28].
Личность ПН. Волкова, его высокие моральные принципы, безусловную ценность Жизни, Любви, духовно-нравственной Гармонии, «нравственную красоту жизни» (Цицерон) формировали авторитет отца, тепло материнских рук, её голос и песни, родное слово и сказки бабушки, их бесценный жизненный, педагогический опыт.
Духовно-нравственное воспитание детей, которое немыслимо без использования этнокультурного опыта, традиций, основ этики, регулирующих поведение человека во всех сферах жизни, может продолжаться всю жизнь, но может и остановиться в любом возрасте, что зависит от самого человека, от его устремлённости к моральным и духовным ценностям. Человек, воспитанный в духовно-нравственном отношении, сознательно контролирует себя, учитывает интересы других людей, подчиняет повседневность возвышенным целям. «Требуется твёрдая решимость, чтобы поставить духовно-нравственное развитие в центр всей своей жизни, чтобы возникли у меня знание и ведение, незлобие и свобода мысли» [26, с. 37].
Человек духовен в той степени, в какой он задумывается над этим вопросом и стремится получить на него ответ. Истинное здоровье духа заключается в совершенстве и полноте воспоминаний. Он говорил: «Анализируя своё прошлое, могу сказать, что за всю свою жизнь я не совершил ни одного бесчестного поступка» [28, с. 725].
Внимание современных исследователей привлекает технологичность процесса духовно-нравственного самосовершенствования, управления своим умом, прежде всего самим собой. Всё проявляется из ума - творящего и развивающего. Важно, чем занят наш ум [27, с. 24].
Чтобы достичь внутреннего мира, мира внутри себя, нужно лучше узнать свой разум, изучить своё сознание. Человек должен не растрачивать попусту дарованные природой силы, а жить полноценной жизнью как в обычном, приземленном смысле, так и в нравственном отношении [28].
Этнопедагогику он понимал не только как научную дисциплину, но и как уникальное средство гармонизации межнациональных отношений. В его научной школе - около 200 кандидатов и докторов наук, представителей 32 национальностей, учёных, стремящихся внести в научный оборот понятийный аппарат этно-культуры, традиционные знания и ценности, разработать научное обоснование механизмов контроля над судьбой этнических общностей в определенной перспективе, исследующих педагогику российских этносов [1-7 и др.]. В монографиях рассматривается генезис и эволюция, раскрывается сущность, содержание, факторы, методы и средства нравственного воспитания, представления народов о совершенном человеке, выявляются и экспериментально подтверждаются педагогические технологии использования этнопедагогического наследия в учебно-воспитательном процессе, повседневной жизни.
Учениками академика ПН. Волкова, исследующими проблемы этнопедаго-гики, издаются научно-педагогические журналы «Этнопедагогика» (Казахстан), «Этническая культура» (Чувашия), «Гегярлт» («Просвещение», Калмыкия). Проблемами этнопедагогики занимается лаборатория этнопедагогики Посударствен-ного научно-исследовательского института семьи и воспитания РАО; научно-исследовательский институт этнопедагогики имени академика РАО ПН. Волкова при Чувашском государственном университете имени И.Я. Яковлева, а также научно-образовательный центр имени академика ПН. Волкова «Багш» («Учитель») при Калмыцком университете.
Этнопедагогика для обеспечения доступа народов к научно-техническим достижениям, сохранения культурной гетерогенности страны и удовлетворения конкретных социальных нужд и политических устремлений наполняется содержанием, отражающим национально-региональную специфику, воплощается в национальной образовательной политике, влияет на содержание дисциплин национально-регионального компонента Федеральных государственных образовательных стандартов начального, среднего общего, среднего (полного) общего образования и опосредованно - на увеличение учебного времени, отводимого на изучение различных аспектов родного языка и национальных культур, т.е. имеет тенденцию к расширению предмета исследования [28].
Традиционность, шаблонность этнопедагогических исследований возникает в связи с тем, что деятельность ученых в логике обозначенной господствую-
Библиографический список
щей парадигмы строится на основе одних и тех же правил и стандартов этнопе-дагогической теории и практики.
Выделены методологические основания понимания реальности в понятийном поле гуманитарных наук, сутью которых выступают межэтнические отношения в условиях культурного многообразия, что позволяет утверждать об интенсивном поиске методологии, определяющей условия педагогической деятельности на этом поприще. В выяснении сущности, условий возникновения и теоретико-методологических характеристик этнопедагогических традиций народов накоплен бесценный опыт воспитания детей.
Необходимо отметить, что этнопедагогические исследования часто страдают некоторыми недостатками: во-первых, не обеспечивается выход в практику, нет глубоких теоретических исследований о взаимодействии народных педагогических традиций с современной практикой цифровизации образования и воспитания; во-вторых, многие этнопедагогические исследования только воспроизводят структуру учебников, учебных пособий и программ по педагогике, в которых народные педагогические факты и идеи выступают лишь иллюстрациями; широкое распространение получают подражательность и перенос идей ведущих этно-педагогов на характеристику педагогических традиций других народов, т.е. имеет место заимствование идей и наполнение их местным содержанием (фактами, примерами), преобладают работы по частным и узким проблемам, оказывающимися еще более частными из-за локальности, тематической и региональной ограниченности.
Вместе с тем очевидно, что этнопедагогика миновала эмпирический, начальный уровень развития и вступила на новый этап своего развития. Диссертационные работы приобретают теоретическую законченность и глубину, эмпирические наблюдения и описательность уступили место анализу, что отчетливо прослеживается в тематике исследований [1-7].
Изменения уровня этнопедагогических исследований наглядно отражаются в монографиях последних лет, ориентированных на этнодидактический подход к проектированию национальных образовательных систем, этнически сообразные методы и формы, средства и факторы обучения, перспективные модели этно-ориентированного гимназического образования, общепедагогический анализ инновационного опыта, методологию духовно-нравственного воспитания, теоретических аспектов этнопедагогики [17; 25; 26 и др.].
В современных условиях образование становится основным каналом передачи этнопедагогического, этнокультурного опыта, средством воспроизводства единой этнической картины мира и развития её составляющих - структурных элементов центральной темы культуры этноса - системы этнических констант через их систематическое использование в повседневной педагогической практике посредством этнокультурной коннотации (добавочное значение, окраска, окрашенность, дополнительное содержание слова [22]), несущей в себе обозначение его отличительных этнокультурных свойств, включение в процесс обучения различных аспектов этнокультуры, поскольку она в аспекте формирования определённых знаний должна различаться в зависимости от того, к какой именно культуре (культурному ареалу) принадлежат учащиеся, опираться на их этнокультурный опыт.
Основной функцией воспитания и образования является трансфер этнокультурного опыта, зафиксированного в этнокультурных традициях и ориентированного на формирование единой картины мира в процессе воспроизводства этнических констант через их систематическое использование в повседневной педагогической практике посредством этнокультурной коннотации, усиления научно-исследовательской и проектной деятельности, консолидации научно-педагогического сообщества. Личность, научное наследие ПН. Волкова сегодня приобретают статус фундаментальной идеи безопасного развития общества и личности, оказывают всё большее влияние на формирование духовно-нравственной культуры личности, на развитие образования и культуры народов, обеспечивают формирование политики нравственного воспитания на основе этнопе-дагогических традиций, представляющих собой систему духовно-нравственных норм жизни народов, реализацию творческих способностей, творческого потенциала личности как основы современного инновационного поиска.
Научная новизна в процессе исследования феномена личности ПН. Волкова на современном этапе развития педагогики в России заключается в том, что его научное наследие сегодня может стать основой безопасного развития общества и личности, оказать большое влияние на формирование духовно-нравственной культуры; способствовать включению в действие глубинных, генетически детерминированных процессов, сделать нравственные ценности неотъемлемой частью жизни, культуры педагогов; научить сознательно контролировать себя, свой ум, управлять эмоциональными состояниями, мыслить, выходя за пределы очевидного; уделять большое внимание таким качествам, как этичность, духовность, нравственность, культура личности; подчинять повседневность возвышенным целям, позволяющим жить и оперировать вечными ценностями; формировать принципы, составляющие сущность морали и ведущих духовно-нравственных понятий.
1. Акчулпанова Р К Формирование у будущих учителей готовности к духовно - нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Чебоксары, 2014.
2. Алиева Б.Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи: монография. Махачкала: ИПЦ ДГУ 2007.
3. Анкваб М.Ф. Абхазская народная педагогика: становление, развитие и реализация в современном учебно-воспитательном процессе. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Грозный, 2018.
4. Арсалиев Ш.М.-Х. Методология современной этнопедагогики: монография. Москва, 2013.
5. Базарова ГЗ. Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Пятигорск, 2016.
6. Батчаева Х.Х.-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика). Казань, 2002.
7. Баймурзина В.И. Общая этнопедагогика: методология, теория, практика: монография. Санкт-Петербург, 2016.
8. Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: в 2 т. Москва: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002.
9. Волков Г.Н. Педагогика национального спасения. Избранные этнопедагогические сочинения. Элиста: АПП «Джангар», 2003.
10. Волков Г.Н., Петрова Т.Н., Панькин А.Б. Введение в этнопедагогику: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва, 2006.
11. Волков Г.Н., Салчак К.Б., Шаалы А.С. Этнопедагогика тувинского народа: монография. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2009.
12. Волков Г.Н. Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: материалы Международной научной конференции: в 2 ч. Москва, 2003.
13. Волков Г.Н. Чувашская этнопедагогика. Чебоксары. 2004.
14. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.
15. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966.
16. Волков Г.Н. Этнопедагогическая пансофия: монография. Элиста, 2009.
17. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика: монография. Ростов-на-Дону: Издательство РГПУ 2003.
18. Данилова Л.Н. Формирование культуры межэтнического общения у старшеклассников во внеурочной деятельности. Автореферат диссертации .кандидата педагогических наук. Москва, 2020.
19. Дауров А.М. Формирование этнопедагогической компетентности будущего учителя физической культуры народными средствами физического воспитания. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ялта, 2020.
20. Панькин А.Б. Методология духовно-нравственного воспитания. Элиста, 2014.
21. Панькин А.Б. Организационно-педагогические основы развития национальной системы образования (на материале учреждений образования Республики Калмыкия). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Волгоград: 1995.
22. Панькин А.Б. Проектирование национально-региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Волгоград, 2002.
23. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности: учебное пособие. Москва, 2006.
24. Панькин А.Б. Этнокультурная коннотация образования. Элиста, 2009.
25. Панькин А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования: монография. Волгоград, 2001.
26. Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации. Москва, 2000.
27. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. Москва, 1999.
28. Труды академика РАО Г.Н. Волкова: библиографический справочник. Составители А.П. Никитин, Л.Н. Данилова. Чебоксары, 2018.
29. Pankin A.B., Shagaeva N.A. Formation of spiritual and moral foundations of management culture among educational managers. Amazonia investiga. 2018; Vol. 7, № 17: 658 - 669.
30. Pankin A.B. The philosophy of academician G.N. Volkov's spiritual and moral culture. Ponte. Florece, Italy. International Journal of Sciences and Researc. 2017; Vol. 73, № 12/SI: 130 - 134.
References
1. Akchulpanova R.K. Formirovanie u buduschih uchitelejgotovnostikduhovno - nravstvennomu vospitaniyu Shkolnikov na osnove 'etnokul'turnogopodhoda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Cheboksary, 2014.
2. Alieva B.Sh. 'Etnopedagogika dagestanskoj sem'i: monografiya. Mahachkala: IPC DGU, 2007.
3. Ankvab M.F. Abhazskaya narodnaya pedagogika: stanovlenie, razvitie i realizaciya v sovremennom uchebno-vospitatel'nom processe. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Groznyj, 2018.
4. Arsaliev Sh.M.-H. Metodologiya sovremennoj 'etnopedagogiki: monografiya. Moskva, 2013.
5. Bazarova G.Z. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya cennostnogo otnosheniya k 'etnicheskoj kulture u mladshih shkol'nikov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Pyatigorsk, 2016.
6. Batchaeva H.H.-M. Tradicionnaya pedagogicheskaya kul'tura karachaevskogo naroda (istoriya, teoriya, praktika). Kazan', 2002.
7. Bajmurzina V.I. Obschaya 'etnopedagogika: metodologiya, teoriya, praktika: monografiya. Sankt-Peterburg, 2016.
8. Volkov G.N. Pedagogika lyubvi. Izbrannye 'etnopedagogicheskie sochineniya: v 2 t. Moskva: Izdatel'skij dom MAGISTR-PRESS, 2002.
9. Volkov G.N. Pedagogika nacional'nogo spaseniya. Izbrannye 'etnopedagogicheskiesochineniya. 'Elista: APP «Dzhangar», 2003.
10. Volkov G.N., Petrova T.N., Pan'kin A.B. Vvedenie v 'etnopedagogiku: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva, 2006.
11. Volkov G.N., Salchak K.B., Shaaly A.S. 'Etnopedagogika tuvinskogo naroda: monografiya. Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2009.
12. Volkov G.N. Ctanovlenie 'etnopedagogikikakotraslipedagogicheskojnauki: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii: v 2 ch. Moskva, 2003.
13. Volkov G.N. Chuvashskaya 'etnopedagogika. Cheboksary. 2004.
14. Volkov G.N. 'Etnopedagogika. Cheboksary, 1974.
15. Volkov G.N. 'Etnopedagogika chuvashskogo naroda. Cheboksary, 1966.
16. Volkov G.N. 'Etnopedagogicheskaya pansofiya: monografiya. 'Elista, 2009.
17. Gukalenko O.V. Polikul'turnoe obrazovanie: teoriya i praktika: monografiya. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo RGPU, 2003.
18. Danilova L.N. Formirovanie kul'tury mezh'etnicheskogo obscheniya u starsheklassnikov vo vneurochnojdeyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii .kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2020.
19. Daurov A.M. Formirovanie 'etnopedagogicheskojkompetentnostibuduschego uchitelya fizicheskojkul'tury narodnymisredstvami fizicheskogo vospitaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yalta, 2020.
20. Pan'kin A.B. Metodologiya duhovno-nravstvennogo vospitaniya. 'Elista, 2014.
21. Pan'kin A.B. Organizacionno-pedagogicheskie osnovy razvitiya nacional'noj sistemy obrazovaniya (na materiale uchrezhdenij obrazovaniya Respubliki Kalmykiya). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd: 1995.
22. Pan'kin A.B. Proektirovanie nacional'no-regional'nyh obrazovatel'nyh sistem na osnove principa 'etnokul'turnoj konnotacii. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2002.
23. Pan'kin A.B. Formirovanie 'etnokul'turnojlichnosti: uchebnoe posobie. Moskva, 2006.
24. Pan'kin A.B. 'Etnokul'turnaya konnotaciya obrazovaniya. 'Elista, 2009.
25. Pan'kin A.B. 'Etnokul'turnyjparadoks sovremennogo obrazovaniya: monografiya. Volgograd, 2001.
26. Petrova T.N. Chuvashskaya pedagogika kak fenomen mirovojcivilizacii. Moskva, 2000.
27. Stefanenko T.G. 'Etnopsihologiya. Moskva, 1999.
28. Trudy akademika RAO G.N. Volkova: bibliograficheskij spravochnik. Sostaviteli A.P. Nikitin, L.N. Danilova. Cheboksary, 2018.
29. Pankin A.B., Shagaeva N.A. Formation of spiritual and moral foundations of management culture among educational managers. Amazonia investiga. 2018; Vol. 7, № 17: 658 - 669.
30. Pankin A.B. The philosophy of academician G.N. Volkov's spiritual and moral culture. Ponte. Florece, Italy. International Journal of Sciences and Researc. 2017; Vol. 73, № 12/SI: 130 - 134.
Статья поступила в редакцию 04.11.21
УДК 372.881.1
Usmanova T.A., teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
TECHNOLOGIES OF CURRENT CONTROL AND ASSESSMENT OF THE QUALITY OF MASTERING LANGUAGE MATERIAL BY STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES IN THE DISTANCE LEARNING MODE. This publication analyzes the process of monitoring and evaluating the quality of foreign language acquisition by students of non-linguistic higher educational institutions. The purpose of the study is to determine conditions that can be used as a basis for creating