Научная статья на тему 'Методические подходы к проблеме обучения перифразированию'

Методические подходы к проблеме обучения перифразированию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1147
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИФРАЗА / ПЕРИФРАЗИРОВАНИЕ / ТРОПЫ / ОБРАЗНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕБНИКИ / PARAPHRASE / PARAPHRASING / TRAILS / METAPHORS / MODERN TEXTBOOKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рапаева Юлия Валерьевна

Проведен обзор наиболее распространенных в школе учебников и учебных пособий по русскому языку средних и старших классов и трудов современных ученых в области перифразирования. Отличительной особенностью современных программ по русскому языку является реализация принципов развития речи. Однако четкой продуманной системы работы над эмоционально-экспрессивными средствами языка, в том числе и перифразой, к сожалению, в методике на сегодняшний момент нет. На основе анализа и обобщений данных автором выявлены лишь некоторые учебники, в которых ведется работа по формированию и развитию умений, связанных с формированием образной речи при помощи перифразы, обозначены виды упражнений, способствующие развитию использования в своей речи перифраз. Анализируются недостатки современных учебников при обучении перифразированию по критериям, предложенным автором: раздел учебника, в котором рассматривается понятие «перифраза»; темы, в которых приводится теоретический и практический материал о перифразе; раскрывается ли понятие «перифраза» в теоретической части, дается ли определение данному понятию; упражнений, затрагивающих различные умения по работе с перифразой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE PROBLEM OF TRAINING PARAPHRASING

An overview of the most common in school textbooks and teaching materials in the Russian language middle and high school and the works of contemporary scholars in the field of paraphrasing. A distinctive feature of the modern Russian language pro grams is the implementation of the principles of speech. However well thought out system of work on emotional and expressive means of the language, including a euphemism, unfortunately, in the methods at the moment no. Based on the analysis and synthesis of data identified by the author are just a few books, which work on the formation and development of skills related to the formation of figurative speech using paraphrases, designated types of exercises that promote the use of paraphrases in his speech. Analyzes the shortcomings of modern textbooks in teaching paraphrasing by the criteria proposed by the author: a textbook chapter, which discusses the concept of "paraphrase"; themes, which provide theoretical and practical material on periphrasis; discloses whether the concept of "paraphrase" in the theoretical part, does the definition of this concept; exercises involving different skills to work with a euphemism.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к проблеме обучения перифразированию»

УДК: 4Р (075)

ББК: 81.2 Рус-922

Рапаева Ю.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРИФРАЗИРОВАНИЮ

Rapajeva J. V.

APPROACHES TO THE PROBLEM OF TRAINING PARAPHRASING

Ключевые слова: перифраза, перифразирование, тропы, образные выражения, современные учебники.

Key words: paraphrase, paraphrasing, trails, metaphors, modern textbooks.

Аннотация: Проведен обзор наиболее распространенных в школе учебников и учебных пособий по русскому языку средних и старших классов и трудов современных ученых в области перифразирования. Отличительной особенностью современных программ по русскому языку является реализация принципов развития речи. Однако четкой продуманной системы работы над эмоционально-экспрессивными средствами языка, в том числе и перифразой, к сожалению, в методике на сегодняшний момент нет.

На основе анализа и обобщений данных автором выявлены лишь некоторые учебники, в которых ведется работа по формированию и развитию умений, связанных с формированием образной речи при помощи перифразы, обозначены виды упражнений, способствующие развитию использования в своей речи перифраз. Анализируются недостатки современных учебников при обучении перифразированию по критериям, предложенным автором: раздел учебника, в котором рассматривается понятие «перифраза»; темы, в которых приводится теоретический и практический материал о перифразе; раскрывается ли понятие «перифраза» в теоретической части, дается ли определение данному понятию; упражнений, затрагивающих различные умения по работе с перифразой.

Abstract: An overview of the most common in school textbooks and teaching materials in the Russian language middle and high school and the works of contemporary scholars in the field of paraphrasing. A distinctive feature of the modern Russian language pro grams is the implementation of the principles of speech. However well thought out system of work on emotional and expressive means of the language, including a euphemism, unfortunately, in the methods at the moment no.

Based on the analysis and synthesis of data identified by the author are just a few books, which work on the formation and development of skills related to the formation of figurative speech using paraphrases, designated types of exercises that promote the use of paraphrases in his speech. Analyzes the shortcomings of modern textbooks in teaching paraphrasing by the criteria proposed by the author: a textbook chapter, which discusses the concept of "paraphrase"; themes, which provide theoretical and practical material on periphrasis; discloses whether the concept of "paraphrase" in the theoretical part, does the definition of this concept; exercises involving different skills to work with a euphemism.

Перифраза как языковой феномен является предметом изучения во многих лингвистических и литературоведческих исследованиях 1. С позиции системного

Бескоровайная, И.Г. Коммуникативно -прагматическая интерпретация лексического синонимического перефразирования: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Барнаул, 2000; Бытева, Т.И. Основы лингвистической теории перифразы: учеб.

подхода феномен перифразы исследуется по многим направлениям: стилистическому,

пособие для студентов и аспирантов филол. специальностей. - Красноярск, 2004; Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи: тропы и фигуры. Общие и частные классификации: терминологический словарь. - М., 2006; Сиривля, М.А. Перифраз как экспрессивное средство языка газеты (семантико-прагматический аспект): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Челябинск, 2007.

ономасиологическому, лексико-

семантическому, психолингвистическому. Но как показывает наше исследование, проблема обучения перифразе и перифразированию в науке и методической литературе практически не

рассматривается. Но все же ряд ученых отмечают огромный потенциал

перифразирования, который делает возможным выразить одно содержание множеством вариантов, т.е. мы наблюдаем такой процесс, который учеными был назван «синтаксическая синонимия»1. Но в нашем исследовании мы хотим подчеркнуть не только сам факт возможности создавать благодаря перифразе выражения, «синонимичные», эквивалентные одному слову, но и, самое главное, возможности создавать перифразы с нужным набором сем, что позволит выделить, подчеркнуть первостепенные признаки, свойства. И что не менее важно, обучить умению создавать перифразы, подчеркивающие признаки, свойства, важные для той или иной коммуникативной ситуации. В другой коммуникативной ситуации для того же самого слова может быть использована уже другая перифраза, которая будет подчеркивать, выделять признаки, свойства, соответствующие этой коммуникативной ситуации.

С этой целью мы рассмотрели учебные пособия по русскому языку для средних и старших классов и труды современных ученых в области перифразирования.

Методисты в целом уделяют пристальное внимание изучению изобразительно-выразительных средств. Но не всеми методистами выделяется перифраза, а те, которые вводят в курс изучения перифразу 2, преследуют в

1 Апресян, Ю.Д. Синонимические средства языка // Избранные труды. - М., 1995; Бескоровайная И.Г. Указ. соч. - С. 10

2 Власенков, А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., 2001; Греков В.Ф. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобраз. учреждений - М., 2009; Дейкина А.Д. Русский язык: учебник-практикум для старших классов - М., 2006; Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. -

основном одну цель: знание или узнавание учащимися этого средства выразительности в тексте, но не развитие способности создавать свои перифразы и даже не обучение применения их в собственной речи, что, на наш взгляд, способствовало бы развитию образной речи и образному мышлению.

Анализ проводился по следующим критериям:

- раздел учебника, в котором рассматривается понятие «перифраза»;

- темы, в которых приводится теоретический и практический материал о перифразе;

- раскрывается ли понятие «перифраза» в теоретической части, дается ли определение данному понятию;

- упражнений, затрагивающих различные умения по работе с перифразой.

Мы проанализировали учебники М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской «Русский язык» для 5-9 классов, УМК для 5-9 классов общеобразовательных учреждений «Русский язык» под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта, УМК для 5-9 классов общеобразовательных учреждениий «Русский язык» под редакцией В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой; учебник В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А.Чешко «Русский язык» для 1011 классов, учебник В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова,

Л.А. Чешко «Русский язык» для 10-11 классов, учебник А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов, учебник-практикум «Русский язык» для старших классов А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой.

УМК по русскому языку Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы так же, как и УМК под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации. Курс этих учебников направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения на базе освоения основных

М., 2012; Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс: учебник для общеобраз. учреждений. - М., 2012.

норм русского литературного языка. Однако, к сожалению, ни в одном из этих комплексов не дается материал о перифразе, что, на наш взгляд, уменьшает языковые возможности учащихся.

Из рассмотренных УМК по русскому языку для 5-9 классов, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, только в книге по развитию речи Е.И. Никитиной «Русская речь», входящей в учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, представлен материал о перифразе.

Автором учебника Е.И. Никитиной впервые сообщаются сведения о перифразе в учебнике «Русская речь» за 5 класс1. Эти сведения даются в разделе учебника «Расширяйте свой словарь!» и конкретно в теме «Для чего нам нужны синонимы и антонимы?». Казалось бы, какое отношение имеет перифраза к данной теме? Но в данном параграфе при объяснении темы о синонимах и антонимах автор учебника для самопроверки отсылает учащихся к словарям. При этом обоснованно предлагается теоретический материал об определениях, предлагаемых в словарях, где автором подчеркивается, что необходимо различать «определения научные» (те, что даются в толковых словарях) и «определения художественные, образные» (те, которые мы встречаем в произведениях писателей и поэтов). Приводятся примеры: Месяц -другое название Луны (из словаря). Месяц -серебряный шар со свечкой внутри (из стихотворения Ю. Левитанского). Таким образом, перифраза в данном учебнике названа «художественным, образным определением», что, на наш взгляд, является неточным, потому что, во-первых, перифраза учеными определяется не только как художественное образное определение, а в первую очередь как «описательное выражение», так как основной целью перифразы является замена собой названия соответствующего предмета, явления2; во-

1 Никитина, Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М., 2012.

2 Потебня, А.А. Из записок по теории

словесности // Эстетика и поэтика. - М., 1976;

вторых, несколько параграфов ранее в том же самом учебнике за 5 класс3 Е.И. Никитина дает точно такое же определение эпитету -«художественное, образное определение», что вызывает некую противоречивость; в-третьих, все изучаемые средства выразительности - метафора, эпитет, олицетворение - отмечаются как средства выразительности и образности речи, а перифраза, названная как «художественное, образное определение», конкретно не именуется как средство выразительности речи, а только представлена как определенный вид определений.

Автором учебника предлагаются три упражнения при работе с перифразой -«художественным, образным

определением». Однако, на наш взгляд, методически очередность данных упражнений нарушена. В упражнении № 244 автор предлагает выписать из толкового словаря научные определения следующих предметов: вишня, мотылек, радуга. И далее, в том же упражнении, автор просит заменить словарные определения художественными. То есть, это упражнение творческого характера. Следующее упражнение (№ 245) поискового характера, это упражнение ориентировано на нахождение в тексте образного определения и слова, с которым оно соотносится, т.е. с научной точки зрения слова-номината и перифразы. В третьем упражнении (№ 246) предлагаются научные определения, по которым учащиеся должны догадаться, о чем идет речь. В этом же упражнении предлагается задание на замену словарных определений понятий образными. При этом предлагается ряд «словосочетаний» к понятиям на выбор:

1) цыпленок - ...

2) звезды - ...

3) бабочки - ...

4) цветы - .

5) месяц - .

Розенталь Д.Э.,Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов - М., 1985; Синельникова Л.Н. К вопросу о сущности перифразы как функционально-семантической единицы // Вопросы грамматического строя современного русского языка. - М., 1972. - С. 255-261.

3 Никитина, Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. - М., 2012. - С. 146.

6) бабочка - ...

Для выбора: цветы без запаха; золотые пчелки, долетевшие до неба, глаза умерших предков; порхающий цветок; глаза земли; пушистый одуванчик на воробьиных ножках, серебряный шар со свечкой внутри; цветы-непоседы; солнечный зайчик на тоненьких ножках.

На наш взгляд, для постепенного освоения данной темы упражнения должны быть расположены в обратном порядке. Вначале должно быть упражнение № 246, где учащиеся обучаются узнаванию слова по толкованию его лексического значения из словаря, умению логически соотнести понятия и образные словосочетания. Данное упражнение способствует освоению теоретического материала, где автор учебника говорит об умении различать научные определения и художественные, образные. Далее должно быть упражнение № 245, в котором задание усложняется. Предлагается найти образное определение и слово, с которым оно соотносится. При этом следует отметить, что автором учебника в теоретической части не предлагаются сведения, помогающим выполнить это задание. И заключительным должно быть упражнение № 244, так как оно творческого характера и при его выполнении предполагается использование всех отработанных знаний, умений, навыков. В учебнике за 5 класс новой информации о перифразе и упражнений с перифразами больше не предлагаются.

Новые сведения о перифразе сообщаются Е.И. Никитиной в учебнике «Русская речь» за 6 класс1 в разделе «Текст», а именно, в параграфе «Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот». Надо отметить, что в данном учебнике перифраза Е. И. Никитиной обозначена уже как «описательный оборот», что, по нашему мнению, намного точнее, чем в учебнике за 5 класс. И определение «описательному обороту» дано близко к научной точке зрения: «Описательный оборот - это описательное выражение, которое употребляется вместо того или иного

1 Никитина, Е.И. Русский язык. Русская речь. 6 класс. - М., 2012. - С. 39.

слова». Автором учебника приводится такой пример: самолет - воздушный корабль. Для закрепления материала автором предлагаются разнообразные, интересные задания. Но мы полагаем, что очередность упражнений при закреплении теоретического материала остается спорной.

Сразу после теоретической части дано упражнение (№ 47) объяснительно-иллюстративного характера. Автор учебника предлагает рассмотреть рисунки на вклейке и подумать, почему под каждым из них не одна подпись, а две и более. Предлагается, например, иллюстрация радуги и три подписи: воздушная арка, семицветный полукруг из семи широких дуг, поднебесные ворота. Благодаря зрительному восприятию учащиеся наглядно могут поразмышлять, почему вместо слова «радуга» можно употребить подобные выражения и соотнести их с картинкой.

В следующем упражнении поискового характера (№ 48) предлагается отрывок из повести С. Шуртакова «Где ночует солнышко», в котором учащимся необходимо найти описательный оборот, употребленный вместо слова «радуга». В этом упражнении предлагается

дополнительное задание в качестве вопроса для размышления, позволяющее учащимся сделать вывод о значении описательного оборота: «Объясните, как связаны предложения в тексте. Какую роль в организации этой связи играет описательный оборот?»

Упражнение № 49 закрепляет знания, умения и навыки, полученные при выполнении предыдущих упражнений, и одновременно позволяет учащимся рассмотреть компоненты описательных оборотов и выделить с прямым значением и переносным значением.

В упражнении № 50 учащимся предлагается записать отрывки из текстов и на месте точек поставить сцепляющие описательные обороты. Это задание творческого характера и должно находиться в числе последних упражнений, так как требует применения всех знаний. Важно отметить, что это упражнение в учебнике Е.И. Никитиной 1991 года дано как

продуктивное: учащимся предлагаются описательные обороты для выбора, а в учебнике за 2010 год описательные обороты нужно подобрать самим. По нашему мнению, данное упражнение должно быть либо как в учебнике 1991 года, либо должно быть перемещено в число последних упражнений, чтобы не противоречить логике освоение темы.

Далее упражнение поискового характера, где необходимо прослушать музыкальную пьесу «Слоны» из сюиты К. Сен-Санса «Карнавал животных», а потом, прочитав сочинение ученика, найти описательные обороты, позволяющие избежать повторения слова «слоны». Благодаря этому упражнению учащимся наглядно демонстрируются возможности русского языка, когда об одном и том же можно сказать совершенно разными описательными оборотами, выделяя при каждом случае необходимые признаки. Это упражнение позволяет логично перейти к следующему упражнению, развивающее творческие навыки. В упражнении № 52 учащимся должны прослушать

музыкальную пьесу «Королевский марш львов» из сюиты К. Сен-Санса «Карнавал животных» и самим уже написать сочинение. По нашему мнению, эти два упражнения должны быть последними, чтобы обобщить все полученные знания и применить их в творческой работе.

Но в данном учебнике в числе последних представлено упражнение частично-поискового характера (№ 53). Приводятся фрагменты текстов, учащимся необходимо выбрать для связи предложений такой описательный оборот, который будет наиболее уместен в данном контексте. И заключительное упражнение творческого характера, где учащихся просят составить два связных по смыслу предложения, соединив их при помощи описательного оборота. На наш взгляд, при изучении средств выразительности речи заключительное упражнение должно состоять из сочинения, благодаря чему учащиеся смогут проявить все полученные знания, умения и навыки.

Задания по описательному обороту встречаются еще раз в учебнике Е.И.

Никитиной за 6 класс в разделе «Повторение»1. Упражнение № 181 репродуктивного характера: требуется повторить сведения об описательном обороте и привести примеры таких пар предложений, которые связаны при помощи описательного оборота. В упражнении № 182 учащиеся должны заменить выделенные повторяющиеся слова выписками из толкового и этимологического словарей. В упражнении № 183 задание частично-поискового характера: в каждом фрагменте замените второе сцепляющее

существительное описательным оборотом, имеющем при себе определение этот. Для трех текстов предлагаются следующие описательные обороты для выбора: простые, похожие на солнце цветы; маленькие голубые цветы; первые лесные цветы.

Проанализировав учебники Е.И. Никитиной за 7,8,9 классы «Русская речь» , нами было отмечено, что ни в одном из них дальнейшая работа по изучению описательных оборотов не ведется.

Мы считаем, что обучение перифразированию носит методически значимый, инновационный характер и поэтому мы полагаем, что методика работы с перифразой В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой может послужить

методологической основой для создания методики преподавания перифразы как средства развития речи учащихся.

В проанализируемых учебниках по русскому языку для старших классов ведется работа по изучению перифразы. В учебнике В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко «Русский язык» для 10-11 классов работа над средствами языка осуществляется в рамках раздела «Лексика», а выразительным средствам языка посвящена тема «Фигуры речи как выразительные средства языка», где в числе многих средств выразительности

1 Никитина, Е.И. Русский язык. Русская речь. 6 класс. - М., 2012. - С. 128-129.

2 Никитина, Е.И. Русский язык. Русская речь. 7 класс: учебник для общеобраз. учреждений. - М., 2012; Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 8 класс: учебник для общеобраз. учреждений. - М., 2012; Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 9 класс: учебник для общеобраз. учреждений. - М., 2012.

рассматриваются и перифразы. Авторами учебника приводится емкая статья о перифразах (упр. 84, 2009 г.) Л. Степановой, составителя школьного словаря перифраз, в которой дается определение: «Перифраза -оборот речи, который состоит в замене слова описательным сочетанием, содержащим элемент характеристики подчеркивания какой-либо стороны качества, признака описываемого предмета, явления или лица и, являясь синонимическим средством языка, помогает избежать неоправданных повторов в тексте», автор в статье разводит понятия «общепринятые перифразы» и

«контекстуальные перифразы». В этом же упражнении помимо статьи авторы предлагают выполнить следующее задание: «Продолжите синонимический ряд, подобрав свои примеры перифраз: Санкт-Петербург - Северная Пальмира,... ; Пушкин - основоположник русского литературного языка,.....

В следующем упражнении (№ 85) авторами учебника предлагается прочитать ряд обозначений автора «Горе от ума» и из указанного ряда подобрать подобрать перифразы: а) с целью избежать повтора; б) для характеристики, подчеркивания каких либо качеств; в) для указания на направление творческой деятельности Грибоедова. Таким образом,

демонстрируются наглядно функции перифраз и происходит обучение умению подбирать перифразы в соответствии с ситуацией и подчеркивания нужного признака, качества. Следовательно, можно сделать вывод, что методика комплексной работы с текстом, разработанная в последние годы такими учеными-методистами, как А.Д. Дейкина и Т.М. Пахнова, направлена на устранение типичных ошибок в школьном сочинении. В эту систему вошла и работа над перифразированием как средством синонимии и особым стилистическим приемом. Подтверждением актуальности данной мысли является статья Л. Степановой, составителя словаря перифраз, в газете «Первое сентября» № 2/2002 года.

В другом учебнике для 10-11 классов А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой

«Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи»1 перифразы рассматриваются в разделе «Текст и его строение. Основные виды переработки текста», а именно, в теме «Признаки текста». В данном учебнике не приводятся теоретические сведения о перифразе. Лишь в рубрике «Дополнительное задание к упражнению» авторами учебника предлагается из приведенного текста выписать перифразы, при этом в скобочках дается краткое определение перифразе: «замена прямого названия предмета описанием его признаков».

В учебнике-практикуме для старших классов А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой2 первые сведения о перифразе намечены в теме «Язык и речь. Типы речи. Стили речи» в разделе «О русском языке, о русской речи». В приведенном тексте авторы предлагают определить роль перифразы «самое популярное из технических средств двадцатого века». Подробно перифразы рассматриваются в разделе «Текст как речевое произведение», в теме «Понимание текста - процесс творческий». Авторы приводят определение перифразы, опираясь на материал «Словаря-справочника лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой, рассматривается роль контекстуальных перифраз. Далее следует упражнение, где учащиеся, прочитав отрывки из стихотворений К. Бальмонта, должны понаблюдать за функциональными особенностями перифразы и определить ее роль в стихотворном тексте. В дальнейшем работа с перифразой осуществляется в разделе «Морфология» при разборе темы «Имя числительное»: учащимся

предлагается в анализируемом тексте найти перифразу. И последний раз работа с перифразами ведется в разделе «Повторение. Контрольные упражнения», где учащимся необходимо сравнить описательные обороты «мудрый закон творчества», «умное слово старшего», «золотое правило» на основе прочитанного текста. Учащимся предлагаются вопросы на

1 Власенков, А.И., 2001. Указ. соч. - С. 148.

2 Дейкина, А.Д. Пахнова, Т.М. Русский язык: учебник-практикум для старших классов. - М., 2006. С. 17.

размышление: Почему эти перифразы можно назвать контекстуальными (текстовыми) синонимами? Какова их роль в тексте? Какой из этих описательных оборотов, на ваш взгляд, лучше использовать, когда вы пробуете озаглавить текст?

В области научных исследований проблема обучения перифразированию только обозначена.

Так, в своем диссертационном исследовании «Роль образных средств в развитии младших школьников»1 О.Н. Мелешкина считает, что помимо основных средств выразительности языка, на уроках необходимо рассматривать и перифразу. По мнению автора, изучение перифразы следует начинать в третьем классе после изучение таких тропов, как сравнение, эпитет, олицетворение, повтор, метафора. При этом О.Н. Мелешкина подчеркивает, что уже в младших классах надо вводить термин «перифраза», так как, по мнению автора «младшие школьники способны запомнить этот термин и понять значение образных выражений». Но нельзя не согласиться с ученым и в том, что сначала нужно вводить понятие «образное выражение», а потом уже рассматривать конкретные понятия, ведь «как только в результате работы младших школьников над различными упражнениями происходит обобщение понятия «образное выражение», то сразу же устанавливается соподчинение понятий (общее - частное)». При этом нельзя не согласиться с автором в необходимости введения теоретических основ, поскольку «лишенные теоретического обоснования занятия не могут на должном уровне обеспечить языковую подготовку» учащихся к созданию собственных перифраз. Для более продуктивного изучения понятия и в связи с сложностью и объемностью теоретических сведений О.Н. Мелешкина предлагает провести изучение перифразы в три этапа. На первом этапе -пропедевтическом - О.Н. Мелешкина при помощи методов сообщения, беседы и наблюдения предлагает познакомить учащихся с понятием «перифраза» на основе

1 Мелешкина, О.Н. Роль образных средств в развитии речи младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Рязань, 2007. - С. 17.

отрывка из стихотворения «Водопад». Большим плюсом на этапе изучения нового материала является предложенное О.Н.Мелешкиной упражнение поисково-эвристического характера, так как учащиеся сами находят правильный ответ и поэтому полученные новые знания закрепляются лучше. На данном этапе в качестве теоретических сведений предложено только определение перифразы, которое в ходе беседы составляется вместе с учащимися. Но оставляет некоторые сомнения подход, предложенный автором для запоминания термина. О.Н. Мелешкина предлагает запомнить термин «перифраза» на основе созвучного с ним термина

«перефразирование». Хоть автором и уточняется, что эти термины созвучны, но различны; все же, учащимся будет сложно запомнить оба термина и проводить между ними грань различия, что может в дальнейшем вызвать путаницу.

На втором этапе - репродуктивном -основной целью является усвоение изученного. При помощи методов беседы, наблюдения, реконструирования и конструирования текстов учащиеся учатся находить в текстах перифразы и определяемые слова. На данном этапе теоретическая база пополняется сведениями об общепонятных перифразах (братья наши меньшие, царь зверей). Но ничего не говорится об образных перифразах, хотя на предыдущих занятиях изучено, что такое образность, переносное значение, эпитет, метафора. Упражнения репродуктивного этапа позволяют закрепить знания о том, что перифраза - это описание основных признаков и автор подводит учащихся к выводу об основной роли перифразы в тексте: избежание повторов и создание яркого, красивого образа.

На третьем этапе - продуктивном -учащиеся учатся создавать свои перифразы и использовать их в собственных текстах. При этом автором приводится очень интересная методика обучения

перифразированию младших школьников. Обучение основывается на развитие образного мышления и ассоциаций. Учащимся предлагается выбрать определяемое слово, например лес, и

назвать сначала образы, а потом признаки, которые возникают у них при этом слове. Далее учащиеся должны соединить походящие образы с признаками леса и тогда получатся перифразы. Но О.Н. Мелешкиной справедливо уточняется, что не со всеми словами можно составить перифразы. Заключающим упражнением является написание сочинения-миниатюры о лесе с использованием получившихся перифраз.

Через некоторое время более подробно вопрос об обучении перифразированию рассматривается в Вестнике Московского государственного областного университета в статье Л.В. Лагуновой «Использование перифразы на уроках русского языка как средство развития речевых способностей учащихся»1, где предлагается примерная программа изучения перифразы в рамках школьного обучения. В этой статье подводится итог лингвистических исследований перифразы, которые велись, начиная с античных времен до наших дней, в нескольких направлениях. Это и положило начало созданию варианта методической системы по изучению перифразы на уроках русского языка и формированию у школьников умения перифразировать. При создании своей методической системы Л.В. Лагунова опирается на исследования проф. Е.В. Архиповой, а именно, на уровни методической градации упражнений. И, следовательно,

Л.В. Лагуновой создана градуальная система упражнений по изучению перифразы, которая сводится к тому, что изучение перифразы и обучение перифразированию будет происходить на протяжении всего обучения в школе, а именно в соответствии с изучаемыми темами и уровнем развития учащихся. Так, в процессе обучения понятие «описательный оборот» вводилось в рамках темы «Средства связи предложений в тексте» (6 класс); стимулировалось

1 Лагунова, Л.В. Использование перифразы при подготовке студентов филологических

специальностей к педагогической практике // Российский научный журнал. 2009. - № 12. - С. 164168.

активное использование перифразы при изучении типов речи (повествование, описание, рассуждение) (7класс); анализировались перифразы в различных стилях речи (научном, официально-деловом, художественном,

публицистическом, разговорном) (8 класс); вводилось понятие «перифраза», основные ее функции (практическая, оценочная), выделялись общеязыковые и

индивидуально-авторские перифразы (9 класс); осуществлялся поиск перифраз среди других средств выразительности при подготовке к ЕГЭ (10 класс); совершенствовался навык использования перифраз в текстах (11 класс).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автором статьи отмечается, что на уроках используется ряд упражнений (вне зависимости от возраста обучающихся), стимулирующих творческие способности учащихся, развивающих ассоциативное мышление. А именно, Л.В. Лагунова в своей статье выделяет упражнения,

способствующие увеличению словарного запаса (выделить перифразы в тексте, создать собственный текст с их использованием); упражнения в выделении двух основных функций перифразы (придание речи выразительности и предотвращение неоправданных повторов); упражнения по узнаванию перифразы (отличить перифразу от других средств выразительности); упражнения в моделировании (создать перифразу по представленной модели); упражнения по работе со словарями (найти в различных словарях значение того или иного перифразируемого слова); по орфографии (найти перифразируемое слово, обращая внимание на его правописание), по морфологии (создать перифразу по определенной модели, с определенной частью речи), по синтаксису и пунктуации (постановка знаков препинания в текстах, где употреблены перифразы), по стилистике (употребление перифраз в различных стилях речи). Однако при столь широком разнообразии предложенных автором видов упражнений в статье продемонстрированы только некоторые виды упражнений. Автор статьи говорит о необходимости обучения перифразированию, но отсутствует конкретное описания методики обучения

перифразированию, и заявленные упражнения на создание перифраз по определенной модели, употребление перифраз в различных стилях речи не продемонстрированы в статье.

Однако этот пробел восполняется Л.В. Лагуновой в статье «Обучение перифразированию как средство развития речи учащихся (социокультурный аспект)»1, напечатанной через два года (в 2011 году) в «Русской словесности» в соавторстве с проф. Е.В. Архиповой. Авторы статьи опираются на исследования Ю.Д. Апресяна и И.Г. Бескоровайной, которые считают, что перифразирование заключается в синтаксической синонимии. При этом Л.В. Лагуновой и Е.В. Архиповой четко определяется понятие перифраза (перифраза - это «средство выразительности речи -описательный оборот, служащий для замены какого-либо слова или явления»), но разделение понятий «перифразирование» и «перефразирование» представлено весьма условно. Авторы статьи считают, что «перифразирование всегда является еще и перефразированием, а перефразирование, в свою очередь, не всегда, но тоже может быть перифразированием».

Обучение перифразированию

представлено на примере фрагмента урока по русскому языку в 11 классе при выполнении задания ЕГЭ А27, которое предполагает умение выделять главную информацию в тексте. Для этого учащимся предлагается проанализировать текст по алгоритму: ключевые слова, тема, основная мысль, проблема, комментарии, позиция автора. Тем не менее, возможность ошибки при определении правильного ответа достаточно велика. И, чтобы ее устранить, авторами предлагается прием

перифразирование - пересказ текста с изменением его лексического состава и грамматического строя. В первую очередь учащимся предлагается пересказать предложенный текст, состоящий из четырех предложений; далее - проанализировать текст по алгоритму, описанному выше.

1 Архипова, Е.В., Лагунова, Л.В. Обучение перифразированию как средство развития речи учащихся (социокультурный аспект) // Русская словесность. - 2011.- № 6. - С. 72.

Следующим видом работы будет пересказ текста, сначала отталкиваясь от второго предложения, считая информацию из второго предложения главной, потом отталкиваясь от третьего и, в конце концов, от четвертого. Далее авторами предлагается работа по изменению лексического строя, то есть нужно пересказать поочередно все предложения, заменив слова исходного текста синонимами, где это возможно. И после в получившемся пересказе нужно изменить грамматический строй

предложений так, чтобы дополнение становилось подлежащим, подлежащее -дополнением, придаточное предложение -главным и наоборот.

Для чего же использовать такие упражнения на уроке? Авторы статьи сами отвечают на этот вопрос: «Подобные задания позволяют создать на уроке речевую среду с высоким развивающим потенциалом, активизируют коммуникативные способности учащихся и их познавательную деятельность, что соответствует закономерностям усвоения родной речи и методическим принципам речевого развития учащихся».

Итак, все исследователи соглашаются с тем, что обучение перифразированию повысит уровень речевого развития учащихся. Но отсутствует четкое понимание терминов «перифразирование» и «перефразирование». Предложенные

упражнения учат скорее работать со словарями, нежели умению создавать перифразы в соответствии с определенной коммуникативной ситуацией и

самостоятельно использовать их в своей речи. Все же необходимость обучения перифразированию есть. Об этом говорит и Людмила Степанова, составитель «Школьного словаря перифраз», которая пишет о том, что анализ ученических ошибок в сочинениях старшеклассников показывает, что школьникам трудно избежать неоправданных лексических повторов. Также Л. Степанова пишет, что для устранения типичных ошибок в школьном сочинении, важна работа над перифразированием как средством синонимии и особым стилистическим приемом. Таким образом, можно сделать вывод, что на данном этапе среди

небольшого количества предложенных методик обучения перифразированию учащихся нет целостной концепции, нет системного обучения этому средству выразительности, между тем как необходимость в этом есть.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Апресян, Ю.Д. Синонимические средства языка / Ю.Д. Апресян // Избранные труды. - М.: Языки рус. культуры: Восточная литература, 1995. - 472 с.

2. Архипова, Е.В. Обучение перифразированию как средство развития речи учащихся (социокультурный аспект) / Е.В. Архипова, Л.В. Лагунова // Русская словесность. - 2011. - № 6.

3. Бескоровайная, И.Г. Коммуникативно-прагматическая интерпретация

лексического синонимического перефразирования: автореф. дис.....канд. филол. наук /

И.Г. Бескоровайная. - Барнаул, 2000. - 21 с.

4. Бытева, Т.И. Основы лингвистической теории перифразы: учебн. пособие для студентов и аспирантов филол. специальностей / Т.И. Бытева. - Красноярск: Краснояр. гос. унт, 2004.

5. Власенков, А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / А.И. Власенков. - М.: Просвещение, 2001. - 350 с.

6. Греков, В.Ф. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. - М.: Владос, 2009. - 368 с.

7. Дейкина, А.Д. Русский язык: учебник-практикум для старших классов / А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. - М.: Вербум, 2006. - 415 с.

8. Лагунова, Л.В. Использование перифразы при подготовке студентов филологических специальностей к педагогической практике / Л.В. Лагунова // Российский научный журнал. - 2009. - № 12. - С. 164-168.

9. Мелешкина, О.Н. Роль образных средств в развитии речи младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. Наук /О.Н. Мелешкина - Рязань, 2007. - 24 с.

10. Москвин, В.П. Выразительные средства современной русской речи: Тропы и фигуры. Общая и частные классификации: терминологический словарь / В.П. Москвин -М: ЛЕНАНД, 2006. - 376 с.

11. Никитина, Е.И. Русский язык. Русская речь. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.И. Никитина. - М.: Дрофа, 2012. - 160 с.

12. Никитина, Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.И. Никитина. - М.: Дрофа, 2012. - 192 с.

13. Никитина, Е.И. Русский язык. Русская речь. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.И. Никитина. - М.: Дрофа, 2012. - 160 с.

14. Никитина, Е.И. Русский язык. Русская речь. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.И. Никитина. - М.: Дрофа, 2012. - 224 с.

15. Никитина, Е.И. Русский язык. Русская речь. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.И. Никитина. - М.: Дрофа, 2012. - 256 с.

16. Потебня, А.А. Из записок по теории словесности // Эстетика и поэтика. - М.: Искусство, 1976. - 613 с.

17. Розенталь, Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - М.: Просвещение, 1985. - 400 с.

18. Разумовская, М.М. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская. - М.: Дрофа, 2010. - 288 с.

19. Разумовская, М.М. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская. - М.: Дрофа, 2010. - 368 с.

20. Разумовская, М.М. Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская. - М.: Дрофа, 2010. - 318 с.

21. Разумовская, М.М. Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010. - 272 с.

22. Разумовская, М.М. Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская. - М.: Дрофа, 2010. - 288 с.

23. Сиривля, М.А. Перифраз как экспрессивное средство языка газеты (семантико-прагматический аспект): автореф. дис. ... канд. филол. наук / М.А. Сиривля. - Челябинск, 2007. - 26 с.

24. Синельникова, Л.Н. К вопросу сущности перифразы как функционально-семантической единицы / Л.Н. Синельникова // Вопросы грамматического строя современного русского языка: сб. ст. - М.: МГПИ им. Ленина, 1974. - С. 255-261.

Чулкова, Е.Н. Роль эпитета в развитии образной речи младших школьников (на материале второго класса): автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Н. Чулкова. - Рязань, 2005. -21 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.