Научная статья на тему 'Методическая концепция обучения перифразированию школьников'

Методическая концепция обучения перифразированию школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПЕРИФРАЗА / ПЕРИФРАЗИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ ШКОЛЬНИКА / ТРОП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рапаева Юлия Валерьевна

В данной статье рассматривается методическая концепция обучения перифразированию школьников. Автор статьи доказывает, что целенаправленное, последовательное и систематическое обучение перифразированию школьников будет способствовать развитию мышления, выразительности речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рапаева Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическая концепция обучения перифразированию школьников»

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х___________________________

4. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100-Пед.образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с.

5. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативноправовое обеспечение образования»: учеб.-мет. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100-Пед. образ.». М.: МИФИ, 2014. 52 с.

6. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100-Пед. образ.», профиля-«Физ. культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с.

7. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подгот. «050100-Пед.образ.», профиля-«Физ.культура».Новокузнецк: КузГПА,2013.54 с.

8. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 - Пед. образование», профиля-«Физ. культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013.49 с.

9. Козырева О. А. Возможность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат формирования культуры самостоятельной работы педагога // Молодой ученый. 2010. № 11 (22). Т II. С. 127-131.

10. Казакова С. Л., Козырева О. А. Особенности организации, направления и принципы воспитания детей (кадетов) в условиях детского дома // Вестник педагогических инноваций. 2010. №3 (23). С. 32-45.

11. Козырева О. А., Кошелев А. А. Принципы, методы и средства моделирования портфолио обучающегося общеобразовательной школы // Вестник КузГПА. 2012. 9 (23). 11 с. URL: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/101/

12. Козырева О. А., Кучко Т. И., Шварцкопф Е. Ю. Формирование культуры самостоятельной работы педагога в структуре моделирования и апробации системы принципов педагогического взаимодействия // Вестник КузГПА. 2012. 11(25). 9 с. URL: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/111/

13. Козырева О.А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов. Новокузнецк : КузГПА, 2010. 217 с. [+прил. на CD].

14. Козырева О.А. Теория и методика воспитания: учеб. пособ. для студ. пед. вузов. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. 267 с.[+прил. на CD].

15. Козырева О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово : КРИПКиПРО, 2010. 410 с. ISBN 978-5-7148-0346-8.

© С. В. Обидин, И. В. Бойкова, 2015

УДК 37.012.8

Рапаева Юлия Валерьевна

аспирантка третьего года обучения ФГБОУ ВПО «ОГПУ», г. Оренбург, РФ j uliya_3108@mail. ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕРИФРАЗИРОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В данной статье рассматривается методическая концепция обучения перифразированию школьников. Автор статьи доказывает, что целенаправленное, последовательное и систематическое обучение перифразированию школьников будет способствовать развитию мышления, выразительности речи.

Ключевые слова

перифраза, перифразирование, развитие речи школьника, троп.

150

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_____________________

Основная цель экспериментального обучения учащихся использованию перифраз как средства выразительности - научить каждого ребенка свободно, непринужденно лексически и грамматически правильно употреблять перифразы в соответствии с определенной речевой ситуацией, а так же адекватно воспринимать их в текстах художественных произведений и чужой речи.

Цель нашего исследования отвечает требованиям ФГОС второго поколения, где обозначено, что усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать [4].

Поэтому задачи нашего экспериментального обучения следующие:

- научить учащихся выделять перифразы среди образных выражений в художественных текстах;

- развить такие качества как ассоциативность мышления, художественная зоркость, эмоциональность;

- обучить умению создавать собственные перифразы и использовать их в своей речи в соответствии с коммуникативной ситуацией.

Основанием для создания методической системы является гипотеза: целенаправленное,

последовательное и систематическое обучение школьников осмысленному употреблению перифразы будет продуктивным при наличии следующих методических условий: во-первых, использование достаточного количества теоретических сведений о перифразе и перифразировании, во-вторых, обучение, основанное на коммуникативно-деятельностном подходе; в-третьих, упражнения должны соответствовать формируемым коммуникативным умениям и отвечать поставленной цели.

Подобная работа над словом позволяет решить вопрос об усвоении речи. Следует отметить, что информативность и выразительность речи взаимосвязаны. Так, при усвоении лексических и грамматических значений слова, учащиеся постигают способность видеть в языке отражение окружающего мира, а при усвоении умения создавать перифразы в зависимости от коммуникативной ситуации, им будет открыта способность отражать в языке внутренний мир человека. И, мы считаем, что умение украшать свою речь перифразами, как и другими средствами выразительности, зависит от эмоциональности ребенка, и эта эмоциональность развивается на первом этапе обучения перифразированию: умение видеть перифразы в художественном тексте, умение выявлять роль, функции перифразы в тексте и объяснять ее значение.

Разработанная нами система обучения перифразированию основана на метапредметных связях, не требует выделения в программе специальных часов и гармонично соотносится со всеми разделами русского языка, а также на уроках литературы знание теории о перифразе помогает при анализе художественных произведений.

Так как формирование знаний о средствах выразительности речи всегда связано со знаниями о слове как единице лексической системы языка, то и подбор сведений о перифразе, дидактического материала опирался в первую очередь на знания по лексической стилистике, словарному запасу учащихся их кругозору в соответствии с их возрастной категорией.

В ходе обучающего эксперимента предполагалось дать учащимся сведения об эстетических свойствах тропах: о выразительности, красочности, уместности употребления. В связи с этим предполагалось опираться на следующие знания учащихся о лексике: многозначные слова, омонимы, синонимы, образность. В связи с этим предполагалось дополнить знания учащихся сведениями по лексической стилистике: метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, художественный прием; эстетические функции лексических единиц: многозначность слов, омонимов; уместность употребления, неуместность употребления средств выразительности в связном тексте.

Организация обучающего эксперимента была связана в первую очередь с выбором термина при обучении перифразированию. При выборе термина необходимо учитывать не только общедидактические принципы (доступность, научность, общепринятость), но и важны частно-методические принципы (возрастная особенность класса, уровень подготовленности класса, возможности программного материала). Поэтому мы считаем целесообразным в 5-6 классах использовать понятие «перифраза».

Таким образом, подводя итог сказанному, следует отметить, что последовательное обучение перифразированию будет способствовать повышению уровню коммуникативной культуры учащихся.

151

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х___________________

Список использованной литературы

1. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика (Синонимические средства языка). — М., 1995

2. Синельникова, Л. Н. К вопросу сущности перифразы как функционально-семантической единицы / Л. Н. Синельникова // Вопросы грамматического строя современного русского языка : сб. ст. - М. : МГПИ им. Ленина, 1974. - С. 255-261.

3. Телия В .Н. Семантика связных значений слов и их сочетаемости // Аспекты семантических исследований. - М., 1980. С. 250-320.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты . - URL: http://www.edu.ru (дата обращения 24.07.15)

© Ю.В. Рапаева, 2015

УДК 37

Романова Марина Александровна

док. психол. наук, профессор СахГУ г. Южно-Сахалинск, РФ E-mail: [email protected]

СВЯЗЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ДЕТЕЙ

Аннотация

В статье представлен теоретический анализ связей, существующих между составляющими психологопедагогического потенциала будущих учителей начальных классов, мотивационным и интеллектуальным развитием обучающихся у них детей.

Ключевые слова

Мотивация, интеллект, потенциал, мотивационно-интеллектуальное развитие учащихся, обогащение

психолого-педагогического потенциала учителя

Мотивация и интеллект как основные составляющие психолого-педагогического потенциала учителя начальных классов через соответствующие психолого-педагогические воздействия могут передаваться учащимся начальных классов, которых он обучает и воспитывает, способствуя, в свою очередь, развитию их мотивации и интеллекта. Однако зависимость между психолого-педагогическим потенциалом учителя и психологическим развитием детей не является простой, непосредственной и легко практически реализуемой в обучении и воспитании детей [3, с.80]. Соответственно, нет и убедительных оснований для того, чтобы с уверенностью утверждать, что если мотивационная и интеллектуальная составляющие психологопедагогического потенциала учителя достаточно хорошо развиты, то и у учащихся неизбежно сформируется такая же мотивация учебной деятельности и высокоразвитый интеллект [2, с.131] . Прямой или непосредственной передачи мотивации и интеллекта от учителя к учащимся не происходит по следующим основаниям:

1. Психолого-педагогический потенциал учителя может существовать, но не проявляться в его практической деятельности, например, по причине того, что или сам учитель не знает о нем, или не представляет, как его практически реализовать, или не имеет для этого возможности. Необходимые для успешной профессиональной деятельности психологические и педагогические свойства учителя могут существовать только в потенции и не проявляться в учебно-воспитательной работе с детьми. Следовательно, психолого-педагогический потенциал, понимаемый лишь как возможности или перспективы психологопедагогического роста учителя, сам по себе напрямую не влияет и не в состоянии повлиять на психологическое развитие детей, которых он обучает и воспитывает [1, с. 252].

152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.