Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ / МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гнатьева Т.Н.

В статті розглянуто елементи інноваційного потенціалу підприємства, їх взаємозв’язок. Проаналізовані різні методики оцінки інноваційного потенціалу, запропоновані якісні показники оцінки. Обґрунтована необхідність управління інноваційним потенціалом підприємства.The elements of innovative potential of enterprise, intercommunication, are considered in the article. The different methods of estimation of innovative potential are analyzed, the high-quality indexes of estimation are offered. Necessity of management of enterprise innovative potential is grounded.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ»

- синергия управления персоналом, возникающая при использовании управленческого опыта и потенциала управленческих кадров всей холдинговой группы и подразумевающая получение дополнительного эффекта в результате роста качества и совершенствования кадрового потенциала предприятия через использование возможностей в подготовке, повышении квалификации персонала, кадровых перестановок [4].

Таким образом, оценка синергического эффекта будет иметь место при проведении аналитических работ по выявлению уровня эффективности менеджмента на следующих направлениях:

- анализ экономической эффективности управления холдингом;

- анализ затрат на управление;

- анализ социальной эффективности управления холдингом;

- анализ информационно-технической эффективности управления. Для дальнейшей детальной проработки вопросов оценки

синергической эффективности менеджмента холдинга необходимо при проведении анализа по каждому направлению предусмотреть показатели, отражающие получение дополнительных преимуществ от интеграции возможностей холдингового объединения.

Использованные источники:

1. Жемчужников С. И. Направления совершенствования взаимодействия предприятий на основе интеграции экономических процессов / С. И. Жемчужников // Инновационный вестник Регион. - 2011. - № 1. - С. 2026.

2. Комов И. С. Разработка организационно-экономических методов и моделей процесса создания и оценки эффективности проектов интегрированных корпоративных структур : автореф. дис... к.э.н: 08.00.05 / Комов И. С.; МГТУ им. Н. Э. Баумана. - М., 2008. - 16 с.

3. Ованесов А. Особенности системы управления по целям в холдинговых компаниях. - ITeam Портал «Технологии корпоративного управления» [Электронный ресурс]. URL: http://www.iteam.ru/ (дата обращения: 04.07.12)

4. Глущенко М. Е. Синергия как цель интеграции в холдингах / М. Глущенко // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2012. - № 15. -С. 11-14.

Гнатьева Т.Н. аспирант экономического факультета Одесский государственный аграрный университет

Украина, г. Одесса МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИННОВАЦИОННОГО

ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ В статл розглянуто елементи шновацшного потенщалу тдприемства, !х взаемозв'язок. Проанаизоваш рiзнi методики оцшки шновацшного

потенщалу, запропоноваш якiснi показники оцiнки. Обгрунтована необхiднiсть управлiння iнновацiйним потенцiалом шдприемства.

The elements of innovative potential of enterprise, intercommunication, are considered in the article. The different methods of estimation of innovative potential are analyzed, the high-quality indexes of estimation are offered. Necessity of management of enterprise innovative potential is grounded.

Ключевые слова: инновационный потенциал, оценка потенциала предприятия, модели оценки инновационного потенциала.

Актуальность проблемы. В связи с необходимостью адекватной оценки текущей ситуации и выбора перспектив развития возрастает важность и роль управления инновационной деятельностью, инновационным развитием украинских предприятий. Определение стратегии развития предприятия и текущее управление инновационной деятельностью тесно связаны с величиной и структурой инновационного потенциала предприятия, который является необходимым условием осуществления инноваций. Значимым является и тот факт, что в условиях сокращения бюджетного финансирования сферы науки и технологий государственная поддержка направлена, прежде всего, на предприятия с высокими инновационными возможностями. При этом возникает проблема отсутствия общепринятой методики оценки таких возможностей. Возрастающая роль инновационной деятельности предъявляет новые требования к вопросам о выборе наиболее эффективных механизмов использования и оценки инновационного потенциала.

Анализ последних научных исследований и публикаций. Исследованию инновационного потенциала посвящены многочисленные работы и отечественных (Гавва В.Н., Божко Е.А., Иванов Н.И., Краснокутская Н.С., Лебедева В.В., Либанова Э.М., Редченко К.И., Гейц В.М., Федонин А.С., Репина И.Н., Олексюк А.И., [3-9, 11] Гришова И.Ю.) зарубежных (Шумпетера Й., Друкера П., Глазьева С.Ю., Анчишкина А.И., Львова Д.С.) авторов. Вопросы оценки инновационного потенциала освещены в литературе значительно меньше и требуют более глубоких исследований. Так, оценке инновационного потенциала промышленного предприятия посвящены публикации Федонина А.С., Аренкова И.А., Плотникова А.Н., Олексюка А.И. [11].

Несмотря на значительное количество исследований по заявленной проблеме, недостаточно раскрыты вопросы объективной оценки величины инновационного потенциала промышленных предприятий, не обоснованы критерии и показатели оценки; существуют противоречия по вопросу содержания и структуры инновационного потенциала; практически отсутствует инструментарий для принятия эффективных управленческих решений, связанных с практической инновационной деятельностью предприятий.

Цель работы. Перечисленный выше круг вопросов послужил

основанием для выбора темы данного исследования, определил его цель и основные задачи.

Изложение основного материала исследования. Инновационный потенциал организации в общем виде включает предполагаемые или уже мобилизованные ресурсы и организационный механизм (организационная структура и т.д.) для достижения поставленной цели в области наукоемких технологических процессов, новых видов продуктов или их модификации, а также новых услуг [5]. Это - мера готовности организации выполнять поставленные инновационные задачи. Инновационная деятельность включает в себя не только инновационный процесс преобразования научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, конкурентной среды, а также комплекс управленческих и организационно-экономических мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям. Целью оценки инновационного потенциала является возможность определения направлений инновационного развития, обеспечивающих возможности перехода предприятий на производство конкурентоспособной продукции, существенно повысив свою устойчивость и гибкость по отношению к изменениям внешней среды. Оценка показателей инновационного потенциала предприятия позволяет:

- адекватно оценить состояние и готовность предприятия к инновационным преобразованиям;

- проанализировать и спрогнозировать тенденции развития, выявить основные преимущества и «слабые» места;

- подготовить рекомендации по формированию инновационной стратегии предприятия для укрепления позиций на рынке;

- создать и развивать информационные потоки для принятия эффективных управленческих решений.

Аналитический обзор имеющихся методик показал [3; 5; 11; 12], что существует явно недостаточное количество разработок для анализа и оценки непосредственно инновационного потенциала промышленного предприятия, кроме того, в рассмотренных методиках, как правило, предпочтение отдается балльным, преимущественно экспертным оценкам каждого из учитываемых факторов.

Таблица 1. Элементы инновационного потенциала предприятия [4]

Составляющи Содержание

Финансовая Инвестиции в НИОКР, нематериальные активы, источники Финансирования Финансовая устойчивость

Кадровая Состав персонала, доля работающих в интеллектуальной сфере (программисты, исследователи, конструкторы, технологи и др.) в общей

Материально-техническая Современные инновационные и информационные технологии, компьютерные системы, прогрессивное оборудование, материалы, лабораторное и офисное

Информацион ная оСбоовроукдуопвнаонситеь различных видов научной информации и информации по инновациям и инновационной деятельности, научно-техническая литература, литература по патентам, изобретениям, новым наукоемким технологиям, системам и оборудованию, компьютерные системы, научно-техническая

Организацион но- управленческа Организационная структура, технология процессов пя всем функциям и проектам, организационная культура, современные формы организации и управления

Рыночная Уровень конкурентоспособности, наличие спроса, необходимые маркетинговые мероприятия

Но, как показывает практика, экспертные оценки являются в значительной мере субъективными, более того, подобные методики не обладают свойством воспроизводимости, т.е. затруднены для использования внутренними пользователями. Применение большинства методических подходов, с одной стороны, требует весьма дорогостоящих экспертных процедур, а с другой стороны, не дает возможности убедиться в адекватности полученных результатов и математически оценить их достоверность. Количественно, инновационный потенциал предлагаем оценивать, используя систему базовых показателей:

Пи - интеллектуальный потенциал, определяемый количеством специалистов, занятых инновационной деятельностью в общей численности работников предприятия;

Пнт - научно-технический задел по инновациям (патенты, ноу-хау и т.д.);

Пм - удельный вес используемых новых методов организации производственного процесса;

Пно - удельный вес нового оборудования и инструмента, новых технологий в общем их количестве;

Пд - удельный вес новых видов деятельности в общем объеме выполняемых работ.

На наш взгляд, более рационально применять относительные показатели, расчет которых легко произвести по доступному как для внутренних, так и для внешних аналитиков кругу параметров. Определение состава оценочных показателей является важной проблемой методического обеспечения оценки инновационного потенциала предприятия. Объективность оценки величины инновационного потенциала предприятия может быть обеспечена лишь при правильном выборе системы показателей, позволяющих в комплексе характеризовать

потенциал по различным признакам. Перечень таких показателей должен гарантировать необходимую и достаточную информацию о состоянии инновационного потенциала предприятия и его элементов.

Наиболее эффективным способом сбора информации является систематический учет и анализ всех сфер деятельности предприятия (производство, финансы, НИОКР, маркетинг и др.) Источником количественных показателей является внутренняя документация предприятия. Таким образом, необходимо систематизировать показатели инновационного потенциала в соответствии с составляющими, характеризующими его важнейшие стороны. Такая система показателей должна соответствовать требованию универсальности и простоты ее использования, но в то же время давать объективную информацию, адекватную исследуемому объекту. Можно выделить три подхода к оценке инновационного потенциала машиностроительного предприятия: прогностический, диагностический и межхозяйственный сравнительный.

Прогностический подход предполагает формирование концептуальной модели инновационного потенциала предприятия, которая включает поэлементные модели научно-информационной, материально-технической, кадровой и финансовой составляющих. Для оценки состояния необходимо сопоставить концептуальную модель с фактическим состоянием анализируемого объекта, двигаясь от фактического состояния к концептуальной модели [3], что позволяет выявить недоиспользованные возможности и причины, характеризующие разность между желаемым и фактическим состоянием инновационного потенциала.

Диагностический подход, как правило, является первой стадией разработки проектов совершенствования управления инновационным потенциалом.

При диагностическом подходе качественной оценке способствуют следующие условия:

- информация о значениях диагностических параметров инновационного потенциала должна быть достоверной;

- необходимо знать взаимосвязь диагностических параметров с целью возможности оценки состояния всего объекта.

Основная черта диагностического подхода к оценке инновационного потенциала машиностроительного предприятия - выявление связи «причина - следствие» и «частное - целое». Диагностика разбивает объект в статике и пространственно-поэлементном разрезе. При этом важно показать не только наличие связей между составляющими инновационного потенциала и характеризующими их параметрами, но и определить их целенаправленность и тесноту. В область оценки при данном подходе включаются укрупненные элементы как свойств инновационного потенциала, так и объединенных функций, через которые реализуется

управление инновационным потенциалом предприятия. При этом выявляется синергетический эффект от мероприятий, реализуемых в системе управления инновационным потенциалом.

Рассмотренный подход диктуется, прежде всего, ограниченным сроком выполнения оценки, недоступностью или отсутствием достаточной информации, отсутствием специалистов, способных проводить системный анализ параметров объекта оценки.

С другой стороны, диагностический подход возможен с использованием обобщающей оценки, позволяющей делать вывод о состоянии инновационного потенциала на основе одного показателя, характеризующего какое-либо свойство или составляющую инновационного потенциала предприятия и экстраполировать его результаты на состояние инновационного потенциала предприятия в целом. Например, если в качестве диагностируемого блока выступает материально-техническая составляющая инновационного потенциала, то диагностическими параметрами могут быть абсолютные показатели (стоимость основных производственных фондов, объем выпуска новых видов продукции и др.) и относительные показатели (доля активной части основных производственных фондов, фондовооруженность, фондоемкость выполняемых НИОКР). Кроме того, часть важнейших параметров инновационного потенциала предприятия не поддается достаточно объективной экономической или технической оценке, что вызывает необходимость использования субъективной информации, получаемой от специалистов профессионалов данной сферы.

Межхозяйственный сравнительный подход имеет большое значение при оценке инновационного потенциала на сопоставимых предприятиях. Для правильного сравнения необходимо добиться сопоставимости показателей. Однако, в этом подходе присутствует ряд существенных трудностей. Повысить сопоставимость можно заменой абсолютных величин относительными, приведением данных к одинаковой оценке, одинаковому объему производства, устранением случайных влияний, более широким использованием средних величин и др. Но методики доведения показателей до полной сопоставимости не существует, в том числе и потому, что ряд параметров инновационного потенциала предприятия может носить только качественный характер. Поэтому, для того чтобы оценка при сравнительном подходе носила объективный характер, необходимо использовать два пути:

- сравнивать однотипные элементы, подразделения, процессы, функции, посредством которых осуществляется управление инновационным потенциалом машиностроительного предприятия;

- использовать экономико-математические методы.

Одним из условий проведения сравнительного анализа является использование одинаковой методики расчета показателей инновационного

потенциала, тождественность периода времени, за который обрабатываются данные, порядок измерения показателей. Особое значение имеют частные межобъектные сопоставления, охватывающие какое-либо одно направление деятельности или элемент структуры объекта, например, оценка кадровой составляющей инновационного потенциала предприятия. В этом случае возрастает роль измерительных методов, основанных на определении меры параметров составляющих инновационного потенциала, например, хронометраж, тестирование технических систем и др. Кроме того, при сравнительном подходе возможно использование комплексных показателей, также сравнение состояния инновационного потенциала с нормативом.

Выводы и перспективы дальнейших научных разработок.

Рассмотренные подходы к оценке инновационного потенциала предприятия не обособлены друг от друга, находятся в неразрывной взаимосвязи и дополняют друг друга при определенных условиях. Их рациональное использование лежит в основе определения путей повышения конкурентоспособности украинских предприятий, прежде всего, на внешних рынках и создает предпосылки их интеграции в мировое экономическое сообщество.

Использованные источники:

1. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 187с.

2. Верховна Рада Укра!ни. Постанова. Про дотримання законодавства щодо розвитку науково-техшчного потенщалу та шновацшно! дiяльностi в Укра!ш // Вщомост Верховно!' Ради Украши, 2004. - № 43-44, ст. 494.

3. Гавва В.Н., Божко Е.А. Потенщал тдприемства: формування та ощнювання: Навч. пошбник. - К.: Центр навчально! лггератури, 2004. - 224 с.

4. Иванов Н.И. Экономические аспекты производственного потенциала: Теория и практика. - Донецк: ИЭП НАН Украины, 2000 - 315с.

5. Краснокутська Н.С. Потенщал тдприемства: формування та ощнка: Навч. пошбник. - К.: Центр навчально! лггератури, 2005. - 352 с.

6. Лебедева В.В. Управлшня конкурентною стшюстю промислових тдприемств в контекст !х шновацшного розвитку/ В.В.Лебедева// Науковi пращ Полтавсько! державно! аграрно! академп.Вип.2(5) - Т.1. -Полтава: ПДДА. - 2012. - С.139-145.

7. Людський розвиток в Укра!ш: шновацшний вимiр (колективна монографiя) / За ред. Е. М. Лiбаново!. - К.: 1нт демографп та сощальних дослщжень НАН Укра!ни, 2008. - 383 с.

8. Редченко К.1. Стратепчний анаиз у бiзнесi: Навч. пошбник. - Львiв: Новий свгт-2000, 2003. - 428c.

9. Соцiально-економiчний стан Укра!ни: наслщки для народу та держави: нащональна доповiдь / за заг. ред. В.М.Гейця [та ш]. - К. : НВЦ НБУВ,

2009. - 687 с.

10. Украша. Закон. Про шновацшну дiяльнiсть. Закон № 40-IV вiд 04 липня 2002 р. // Вщомосл Верховно!' Ради Украши. - 2002. - № 36. - С. 266.

11. Федонш О.С., Ретна I. М., Олексюк О.1. Потенцiал тдприемства: Формування та оцiнка: Навч. пошбник. - К.: КНЕУ, 2006. - 316 с.

12. Экономическая стратегия фирмы: Учеб. пособие/ Под ред. А.П. Градова.- 3-е изд., испр.- СПб.: Спец-Лит, 2000. - 589 с.

Годовникова А.А. студент группы ЭК-411 БГТУ имШухова, г.Белгород Руководитель доц.

Шаповалов А.А.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Ключевым элементом механизма управления предприятием в рыночной экономике являются методы и модели управленческого воздействия на хозяйственную деятельность для создания экономических условий эффективной реализации предпринимательской деятельности, обеспечивающих получение устойчивой выгоды от осуществления этой деятельности.

Экономические методы управления в менеджменте - это совокупность средств и инструментов, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на внутренние переменные предприятия (цели, задачи, структуру, технологии и людей) для создания благоприятных экономических условий обеспечения его эффективного функционирования и развития в рыночной экономике. [8]

Экономические методы управления и экономический механизм менеджмента в целом определяются социально-экономической природой рыночной экономики и окружающей среды предприятия. Они ориентированы на создание условий для его развития при организации производства и сбыта продукции и услуг на рынке. Эти методы предусматривают определение требований и формирование качественных изменений в деятельности предприятия для эффективного хозяйствования с учетом объективных факторов внешней среды, в которой ему приходится функционировать. Содержание управленческих воздействий при проведении таких изменений ориентировано на управление предприятием с целью его эффективного функционирования в рыночных условиях хозяйствования. Оно должно также учитывать объективные тенденции развития общественного производства, его концентрацию и интернационализацию, а также углубление специализации наукоемкого производства и повышение его капиталоемкости. Это связано с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.