УДК 332.14: 336.532
А.А. ЯКОВЛЕВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ И УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ
Ключевые слова: инвестиционная политика, инвестиционный климат, эффективность инвестиционного проекта, ресурсосбережение и утилизация отходов потребления.
Дан системный подход к формированию благоприятного инвестиционного климата на региональном уровне. Проанализирована нормативно-правовая база поддержки благоприятного инвестиционного климата в Чувашской Республике. Предложены рекомендации по совершенствованию региональной инвестиционной политики. Обоснованы методические подходы к оценке эффективности региональных инвестиционных проектов в области ресурсосбережения и утилизации отходов потребления.
A.A. YAKOVLEV
METHODOLOGICAL APPROACHES FOR ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF THE REGIONAL INVESTMENT PROJECTS IN THE FIELD OF RESOURCE CONSUMPTION AND WASTE Key words: the investment policy, an investment climate, effectiveness of the investment project, resource consumption and waste.
The system approach to formation of a favorable investment climate at regional level is described in the article. The standard-legal base for support of a favorable investment climate in the Chuvash Republic is analysed. Recommendations about perfection of a regional investment policy are offered. Methodological approaches to evaluating the effectiveness of regional investment projects in the field of resource consumption and waste are proposed.
Высокие темпы социально-экономического развития общества в современных условиях способствовали причинению значительного вреда окружающей природной среде. Человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями общества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности. Возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений человечества.
Разработанные на настоящий момент схемы управления ресурсами не всегда эффективны с эколого-экономической точки зрения и не адаптированы к конкретным условиям регионов. Например, при рассмотрении проблемы утилизации отходов потребления с экономической точки зрения становится очевидным, что грамотный подход к этой проблеме позволяет извлечь значительный доход, который, по некоторым оценкам, может составить до 3 млн руб. в год на каждые 10 тыс. человек населения [8]. Однако экологически безопасные технологии по утилизации отходов потребления требуют достаточно крупных финансовых вложений как со стороны бюджетов всех уровней, так и со стороны большого числа инвесторов при значительной государственной поддержке, что требует формирования и совершенствования экономических механизмов, способствующих решению указанной жизненно важной проблемы.
Одним из важных аспектов формирования механизма реализации инвестиционных программ, в том числе в сфере ресурсосбережения и управления отходами потребления является создание системы поддержания благоприятного инвестиционного климата в регионе, важными элементами которой станут формирование и совершенствование инвестиционной политики, оценка инвестиционных возможностей региона и оценка эффективности инвестиционных программ. Особую важность приобретают названные элементы при формировании инвестиционных программ в дотационном регионе, к которым относится и Чувашская Республика.
На территории Чувашской Республики в настоящее время действуют несколько инвестиционных проектов в области ресурсосбережения и утилизации отходов, к которым, в частности, относятся [1]:
- проект переработки и захоронения твердых бытовых отходов, основными целями которого является создание коммунальной инфраструктуры для предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье населения; улучшение санитарно-эпидемиологической и экологической ситуации на территории городов Чебоксары и Но-вочебоксарска, а также Чебоксарского района Чувашской Республики;
- строительство мусоросжигательного завода с целью переработки отходов в энергию. Производительность завода 190 тыс. т/год (26 т/ч).
Реализация перечисленных проектов требует привлечения крупных инвестиций, и поэтому проблема поддержки благоприятного инвестиционного климата принимает решающее значение для реализации проектов экологоэкономического направления.
На рис. 1 изображены основные элементы системы формирования благоприятного инвестиционного климата реализации бизнес-идей в рассматриваемой сфере на региональном уровне.
Основными элементами рассматриваемой системы являются:
- процедура установления долгосрочных партнерских отношений с инвесторами;
- формирование гарантийного регионального инвестиционного фонда:
- процедура контроля за использованием средств и анализа эффективности затрат;
- формирование системы страхования инвестиций;
- создание инфраструктуры инвестиционной деятельности в рамках региона.
Рис. 1. Формирование системы поддержки благоприятного инвестиционного климата реализации бизнес-идей на региональном уровне [2]
Важным элементом проведения грамотной инвестиционной политики и создания благоприятного инвестиционного климата в области ресурсосбережения и утилизации отходов является адекватная нормативно-правовая база. На территории Чувашской Республики в сфере инвестирования действуют следующие основные нормативные документы:
- «Республиканская целевая программа привлечения инвестиций в экономику Чувашской Республики на 2011-2015 годы и на период до 2020 года», утвержденная постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 30.06.2011 г. № 270 [6];
- «Республиканская целевая программа реализации инвестиционных проектов по строительству и модернизации объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры в Чувашской Республике на основе государственно-частного партнерства на 2010-2015 годы и на период до 2020 года», утвержденная постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 29.12.2010 г. № 560 [7];
- «Положение об инвестиционных проектах, имеющих важное экономическое значение для Чувашской Республики, и об оказании нефинансовых мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в Чувашской Республике», утвержденное постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 24.11.2006 г. № 293 [4] и др.
Основные задачи в области инвестирования, согласно перечисленным нормативным документам, сводятся в основном к формированию мер административной, инфраструктурной, финансовой, тарифной поддержки инвестиций; снижению административных барьеров; налоговому стимулированию инвестиций и инноваций, формированию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса [6].
Оценка эффективности региональных инвестиционных проектов в области ресурсосбережения и утилизации отходов потребления осуществляется в соответствии с методикой, регламентированной Положением об оценке эффективности инвестиционных проектов «О порядке оценки эффективности предоставления государственной поддержки реализации инвестиционных проектов и проектов развития общественной инфраструктуры», утвержденным постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 29.06.2007 г. № 160 [5].
Указанное Положение предусматривает:
- унификацию перечня показателей эффективности инвестиционных проектов и подходов к их определению;
- рационализацию расчетного механизма, используемого для определения показателей эффективности и приведения его в соответствие с нормативными требованиями и расчетными формами, принятыми в международной практике.
Эффективность инвестиционного проекта оценивается с целью определения потенциальной привлекательности проекта для его участников и общества в целом и содержит следующие компоненты: общественную значимость инвестиционного проекта; общественную полезность инвестиционного проекта; экономическую эффективность инвестиционного проекта; бюджетную эффективность инвестиционного проекта. Алгоритм реализации процедуры оценки эффективности инвестиционных проектов представлен на рис. 2.
Оценка эффективности региональных инвестиционных проектов играет определяющую роль при отборе вариантов вложения бюджетных средств в реализацию инвестиционных программ, пользующихся государственной поддержкой, которая предполагает [3, 5]: заключение соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между исполнительной властью региона и инвестором; содействие в выделении земельных участков под производственные площади; предоставление гарантий регионального имущества для обеспечения кредитных ресурсов; участие средств регионального бюджета в формировании уставных капиталов создаваемых предприятий и другие предусмотренные законодательством меры.
Рис. 2. Алгоритм процедуры оценки эффективности инвестиционного проекта
В качестве вывода следует отметить, что системный взгляд на проблему формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе с предложенными мерами по совершенствованию инвестиционной политики позволит наиболее полно использовать имеющиеся в республике возможности и резервы с целью увеличения регионального валового продукта, а также более успешно реализовать важные инвестиционные проекты, в том числе в области ресурсосбережения и утилизации отходов потребления.
Литература
1. Информация об инвестируемых коммерческих проектах по Чувашской Республике [Электронный ресурс]. иР1_: http://www.ved21.ru/Investicii (дата обращения: 01.02.2012).
2. Карпунина Е.К., Муратов А.М. Направления совершенствования инвестиционной политики в дотационном регионе (на примере Тамбовской области) // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 1. С. 50-59.
3. Парфенова Е.Н. Проблемы методики оценки региональных инвестиционных проектов // Научные ведомости БелГУ. Сер. История. Политология. Экономика. Информатика. 2009. № 15(70), вып. 12/1. С. 22-27.
4. Положение об инвестиционных проектах, имеющих важное экономическое значение для Чувашской Республики, и об оказании нефинансовых мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в Чувашской Республике: утв. постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 24.11.2006 г. № 293 [Электронный ресурс]. и^: http://gov.cap.ru/home/24/ оір/инвест/ІР/293^ос (дата обращения 01.02. 2012).
5. Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов: утв. постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 29.06.2007 г. № 160 [Электронный ресурс]. и^: http://gov.cap.ru/home/24/oip/инвест/IP/160.rtf / (дата обращения: 05.02. 2012).
6. Республиканская целевая программа привлечения инвестиций в экономику Чувашской Республики на 2011-2015 годы и на период до 2020 года: утв. постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 30.06.2011 г. № 270 // Вести Чувашии. 2011. № 28 (1238), 15 июля.
7. Республиканская целевая программа реализации инвестиционных проектов по строительству и модернизации объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры в Чувашской Республике на основе государственно-частного партнерства на 2010-2015 годы и на период до 2020 года: утв. постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 29.12.2010 г. № 560 [Электронный ресурс]. иР1_: http://gov.cap.ru/home/17/law/2010/560%202912.rar (дата обращения: 02.02.2011).
8. Совершенствование системы управления в сфере обращения с отходами потребления / К.П. Колотырин, А.И. Попов, И.Б. Николаева и др. Саратов: Изд-во Сарат. гос. техн. ун-та, 2003. 132 с.
ЯКОВЛЕВ АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ - аспирант кафедры экономики природопользования, Московский государственный университет, Россия, Москва ([email protected]).
YAKOVLEV ALEKSANDR ANATOLEVICH - post-graduate student of Environmental Economics Chair, Lomonosov Moscow State University, Russia, Moscow.
УДК 658.26
А.Е. ЯКОВЛЕВ, С.Г. НЕМЦЕВ
ПОДСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТОВАНИЕМ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Ключевые слова: кредитование, региональная система, управление, риск, дистанционное обслуживание.
Предложено в автоматизированную систему управления ввести подсистему управления кредитованием, что позволило бы снизить кредитные риски как для банка, так и для заемщика.
A.E. YAKOVLEV, S.G. NEMZEV SUBSYSTEM CREDIT MANAGEMENT IN THE REGIONAL ECONOMY Key words: crediting, region system, control, risk, distance service.
The subsystem of crediting control is offered to introduce into the automated control system allowing to decrease credit risk both for the bank and borrower.
Благодаря электронному документообороту банки разработали систему удаленной работы с финансовыми и справочно-информационными документами. Эти системы, называемые «Клиент-Банк» (СКБ), дают возможность бесконтактной работы, т.е. дистанционного обслуживания, что особенно важно при удаленности Клиента и Банка. В большинстве своем СКБ адаптированы под конкретные задачи и нужды Банка и Клиента. СКБ имеет модуль у Клиента и модуль в Банке, связанные между собой коммуникационными каналами.
Модуль у клиента обеспечивает: формирование взаиморасчетных документов; обеспечение электронно-цифровой подписи (ЭЦП) документов; отправку