УДК 65.01:614.8
Методические подходы к оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и нормативно-правовое обеспечение оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления
© Технологии гражданской безопасности, 2009
З.Е. Баньщикова Э.Э. Дзнеладзе С.В. Иванова О.В. Крестьянинова В.Ф. Митрофанов
Аннотация
Рассмотрена возможность оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и нормативно-правовое обеспечение этой оценки.
Ключевые слова: оценка эффективности, орган местного самоуправления, гражданская оборона, защита населения и территорий, чрезвычайная ситуация, пожарная безопасность, безопасность людей на водных объектах.
Methodical approaches to evaluation of efficacy of local government activities in fields of civil defence, protection of population and territories from emergencies, fire safety and safety of people on water bodies, and regulatory basis for evaluation of such local government activities
© Civil Security Technology, 2009
Z. Banschikova E. Dzneladze S. Ivanova O. Krestianinova V. Mitrofanov
Abstract
The article discusses evaluation of the efficacy of local government activities in the fields of civil defence, protection of population and territories from emergencies, fire safety and safety of people on water bodies, and the regulatory basis for such evaluation.
Key words: evaluation of efficacy, local government body, civil defence, protection of population and territories from emergencies, fire safety and safety of people on water bodies.
Под оценкой эффективности деятельности (ОЭД) органов местного самоуправления (ОМСУ) понимается оценка степени выполнения ОМСУ возложенных на них задач. Выполнение задач ОМСУ при этом оценивается «по конечному результату».
Рассмотрим возможные подходы к оценке эффективности деятельности ОМСУ.
A) Самым простым способом оценить эффективность деятельности ОМСУ можно по потерям населения и материальному ущербу на территории муниципального образования в чрезвычайных ситуациях (ЧС), например, в течение года.
Причем, если воспользоваться классификатором ЧС [1], то можно оставить один показатель «материальный ущерб», поскольку в классификаторе ЧС стоимость человеческой жизни в неявном виде установлена.
Недостатком этого подхода является то, что многие источники возможных ЧС, находящиеся на территории муниципального образования, «неподвластны» ОМСУ, а источники природных ЧС — тем более.
Б) Вполне очевидно, что можно проводить ОЭД с использованием подхода А), но при этом необходимо ввести поправочный коэффициент в виде показателя риска для конкретной территории.
Однако процесс оценки риска ЧС весьма трудоемкий и проведение его для всех муниципальных образований с периодичностью 2-3 года представляется нереальным.
B) Возможен подход к ОЭД по показателям.
Такой подход реализован в Методике оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации [2] (далее — Методика). Методика разработана во исполнение указа Президента Российской Федерации [3]. Этим же указом утвержден перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации [4].
Утвержденный перечень содержит 43 показателя. Попутно отметим, что в нем нет показателей, отражающих деятельность органов исполнительной власти по защите населения и территорий от ЧС, гражданской обороне, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Указ Президента [3] постановляет разработать и утвердить до 1 августа 2007 г. перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, в том числе —показателей эффективности использования средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень дополнительных показателей [5] был разработан и утвержден Комиссией при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия (протокол № 1 от 18 июля 2007 г.). Перечень содержит 39 показателей, но показателей, относящихся к интересующей нас проблеме, в нем нет.
Таким образом, в рассмотренных перечнях содержится 82 показателя, хотя реально их гораздо больше, поскольку некоторые из них — составные.
Методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждена Комиссией при Президенте
Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия [2] .
Во введении Методики отмечается, что ОЭД осуществляется по следующим направлениям: развитие экономики, уровень доходов населения, политика в сфере обеспечения безопасности, здоровье, образование,
жилищно-коммунальное хозяйство, жилищная политика.
Важно отметить, что «В качестве исходных данных для проведения оценки эффективности деятельности используются официальные данные, представленные в докладах высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, данные ведомственной статистики и результаты опросов населения» [2].
Значения показателей анализируются в динамике за определенный период.
Оценка показателя производится путем сравнения его значения:
— со среднероссийским уровнем;
— с нормативным значением показателя, установленным или рекомендованным в соответствии с нормативными правовыми и иными актами;
— со значением предыдущего периода [2].
Таким образом, вся методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сводится к сравнению показателей субъекта по одному из этих трех вариантов.
Ответить на вопрос об эффективности деятельности органов исполнительной власти конкретного субъекта РФ в целом можно только в случаях, если динамика всех показателей имеет одну направленность — положительную или отрицательную. И то, и другое, наверное, на практике будет редкостью.
Возвращаясь к направлениям оценки эффективности деятельности, рассмотрим третий раздел Методики [2], в котором могли бы найти место интересующие нас показатели.
3. Правопорядок и общественная безопасность
3.1. Показатели, динамика роста которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3.1.1. Степень реализации в субъекте Российской Федерации мер по профилактике терроризма и готовности к минимизации и ликвидации его последствий.
(Отметим, что какие-либо рекомендации по определению этой степени отсутствуют.)
3.2. Показатели, динамика снижения которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
3.2.1. Уровень криминогенности (процент от числа опрошенных).
3.2.2. Число преступлений, совершенных лицами, в отношении которых вынесены обвинительные приговоры, вступившие в законную силу.
3.2.3. Доля лиц, ранее осуждавшихся за совершение преступлений, в общем количестве лиц, осужденных на
основании обвинительных приговоров, вступивших в законную силу.
3.2.4. Доля преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, в общем числе зарегистрированных преступлений.
3.3. Показатели, используемые для экспертной оценки
3.3.1. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на правоохранительную деятельность — всего, в том числе на содержание криминальной милиции.
Как видно из приведенных показателей, «безопасность» в Методике понимается исключительно узко, а показатели, характеризующие деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, отсутствуют.
Г) Известен и широко применяется метод оценки чего-либо с использованием «веса» показателей, определяющего вклад конкретного показателя в общий результат. Примером может являться «Методика оценки состояния системы защиты населения и территорий региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» [6].
В этой методике ранжирование мероприятий, влияющих на защищенность, осуществляется в два этапа — сначала выделяются приоритетные направления, присваивается каждому из них удельный вес, а затем ранжируются мероприятия внутри направления.
Определение приоритетности направлений и значимости показателей внутри направления производится экспертно.
Известная схема применения метода экспертных оценок состоит в том, что перечень показателей распространяется в кругу лиц, имеющих определенное отношение к рассматриваемой проблеме, и на основании их оценки важности показателей по предложенной шкале определяют значение показателя.
Метод экспертных оценок предполагает, что оценку проводят эксперты, т.е. люди, являющиеся специалистами в данной области, имеющие определенную квалификацию, уровень интеллекта (Щ), опыт, и т.д.
И при этом кто-то (группа других экспертов?) должен определить перечень всех показателей, характеризующих квалификацию экспертов, и предельные значения этих показателей.
Д) Подход с учетом «веса» показателей, использован в Инструкции по проверке деятельности территориальных подсистем, звеньев территориальных подсистем, объектовых звеньев РСЧС по выполнению возложенных на них задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [7]. Эта инструкция предусматривает оценку деятельности по семи разделам; в каждом разделе выделяется ряд подразделов, которые характеризуются совокупностью параметров.
Параметры, в свою очередь, делятся на группы, которые определяют оценку деятельности по критериям:
«соответствуют предъявляемым требованиям»;
«ограниченно соответствуют предъявляемым требованиям»;
«не соответствуют предъявляемым требованиям». На завершающем этапе оценка проводится по совокупности параметров всех разделов.
Рассматривая такой подход, можно отметить, что все разделы имеют одинаковый «вес», а веса параметров внутри раздела определены, очевидно, экспертно.
Аналогичный подход использован в Инструкции по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — Инструкция ЧС) [8], в которой используется 132 параметра.
Инструкция ЧС устанавливает порядок оценки состояния функциональных и территориальных подсистем РСЧС, созданных федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями для осуществления полномочий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. (Важно отметить, что Инструкция ЧС зарегистрирована в Минюсте 8 апреля 2005 г. № 6491).
Аналогичный подход использован и в Инструкции по проверке и оценке состояния гражданской обороны (далее — Инструкция ГО) [9], в которой использовано 127 параметров.
Задача оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления по ГО является логическим продолжением задачи оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Нормативное правовое обеспечение оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления опирается на соответствующую базу.
Так, Федеральным законом от 18 октября 2007 г. № 230-ФЗ [10], глава 3 «Вопросы местного самоуправления», Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [11] была дополнена статьей 18.1 «Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления». Статья гласит:
«1. Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления утверждается в порядке, определенном Президентом Российской Федерации» [11].
Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [12] утвержден Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов [13] и поставлены задачи:
Правительству Российской Федерации: «...а) разработать и утвердить до 1 сентября 2008 г.: перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе показателей, необходимых для расчёта неэффективных расходов местных бюджетов;
типовую форму доклада глав местных администраций городских округов и муниципальных районов о
достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчётный год и их планируемых значениях на трехлетний период;
методику мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;
б) обеспечить включение показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе дополнительных показателей, предусмотренных настоящим пунктом, в федеральную программу статистических работ на 2009 год и последующие годы с учётом установленных настоящим Указом сроков представления докладов.
3. Главам местных администраций городских округов и муниципальных районов ежегодно до 1 мая представлять в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого расположен городской округ или муниципальный район, доклады о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчётный год и их планируемых значениях на трехлетний период и размещать указанные доклады на официальном сайте, соответственно, городского округа или муниципального района в сети «Интернет», а в случае его отсутствия — на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположен городской округ или муниципальный район.
4. Сводный доклад субъекта Российской Федерации о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, расположенных в границах субъекта Российской Федерации, подлежит размещению на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет» до 1 октября года, следующего за отчётным...».
Можно отметить один интересный момент, а именно — утвержденный перечень называется «Перечень показателей для оценки эффективности.», а методика называется не «Методикой оценки эффективности.», а «Методикой мониторинга эффективности.».
Возвращаясь к утвержденному Перечню [13] необходимо отметить, что среди 30 показателей нет ни одного, имеющего хоть какое-то отношение к области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Нет таких показателей и в Перечне дополнительных показателей [14], разработанном во исполнение Указа Президента [12].
Отсутствуют интересующие нас показатели и в Типовом докладе глав местных администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов [15].
Доклад содержит 65 составных показателей по 9 направлениям деятельности, но отсутствуют показатели, характеризующие деятельность органов исполнитель-
ной власти субъектов РФ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Как уже было отмечено, во исполнение указа Президента [12] разработана и утверждена распоряжением Правительства [16] Методика мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (далее — Методика) [17]. Как отмечено во «Введении» [17], «... целью Методики является:
• определение единых методических подходов к организации мониторинга эффективности деятельности местного самоуправления городских округов муниципальных районов для оценки эффективности расходования бюджетных средств;
• динамики изменения показателей, характеризующих качество жизни, уровня социально-экономического развития муниципального образования;
• степени внедрения методов и принципов управления, обеспечивающих переход к более результативным моделям муниципального управления».
И, хотя одной из целей методики является мониторинг динамики изменения (?) показателей, характеризующих качество жизни, а «качество жизни» включает в себя, на наш взгляд, и характеристики безопасности человека, такие показатели в Методике [17] отсутствуют.
Необходимо отметить, что Методика мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления является вполне легитимным документом, поскольку утверждена Распоряжением Правительства [16], а легитимность Методики оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации вызывает сомнение, поскольку она утверждена Комиссией при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия, а это в полномочия последней не входит.
Комиссия при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия (далее — Комиссия) образована Указом Президента Российской Федерации [18] в целях совершенствования государственного управления, оптимизации структуры и упорядочения функций федеральных органов исполнительной власти. Указом определено, что Комиссия «является постоянно действующим консультативным органом при Президенте Российской Федерации». Этим же Указом определены и основные задачи Комиссии, которые были уточнены Указом Президента от 30 марта 2006 г. № 285 и сводятся, в основном, к разработке и представлению в установленном порядке предложений по совершенствованию государственного управления, в том числе «по формированию системы оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [19]. О праве утверждения каких-либо документов Комиссией ничего не сказано.
Важно отметить, что оценка эффективности деятельности органов управления в обеих рассмотренных методиках [2, 17] базируется на показателях, утвержденных Указами [3, 12] и распоряжением Президента Рос-
сийской Федерации [16]; при этом Правительству Российской Федерации поручалось обеспечить включение показателей для оценки эффективности деятельности органов управления в федеральную программу статистических работ на соответствующий год.
Правила предоставления органами местного самоуправления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования [20], утверждены постановлением Правительства Российской Федерации [21]. В настоящее время муниципальные образования предоставляют статистические данные территориальному органу Росстата по форме № 1-МО [22].
Из 50 составных показателей муниципальное образование предоставляет, в том числе, официальные сведения:
«п. 51 Организация предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, число муниципальных органов ГО и ЧС (ед.);
п. 51.1 в них работников (чел.)».
Для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах авторами разработан проект соответствующей методики [22].
Методика предназначена для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и позволяет провести сравнительную оценку деятельности различных однотипных ОМСУ и (или) выявить динамику их деятельности путем сравнения оценок за любой период времени, например, за год.
В основу Методики положен анализ параметров, содержащихся в Инструкции ЧС и Инструкции ГО [8, 9].
Характеристика деятельности органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, описанная соответствующими показателями, дополнена показателями, характеризующими деятельность органов местного самоуправления в области гражданской обороны [22]. Можно полагать, что использование 127 показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, практически нереально. Сократить количество показателей возможно только экспертным путем в процессе апробации методики.
Опираясь на требования Федерального Закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 14-18) [11] и Методические рекомендации [23], авторами предпринята попытка отнесения показателей к различным типам муниципальных образований: муниципальному району, городскому округу, городскому поселению, сельскому поселению.
В проекте методики приняты следующие ограничения и допущения.
• Перечень полномочий местного значения для каждого из типов муниципальных образований (поселение, муниципальный район, городской округ) определяется статьями 14-18 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [11].
• В качестве исходных показателей для оценки деятельности ОМСУ приняты параметры, используемые в Инструкции по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) (утв. Приказом МЧС России от 3 марта 2005 г. № 125) [8] и Инструкции по проверке и оценке состояния гражданской обороны (утв. Приказом МЧС России от 1 марта 2004 г. № 97) [9], адаптированных к местному уровню.
• Все направления деятельности ОМСУ равноправны по своей значимости (имеют одинаковый «вес»).
• Все показатели равноправны по своей значимости (имеют одинаковый «вес»).
• Каждый показатель по определенному направлению деятельности измеряется относительной величиной от нуля до единицы.
• Имеется информация о значении каждого показателя по оцениваемым муниципальным образованиям.
Эффективность деятельности органа местного самоуправления конкретного муниципального образования определяется как среднее арифметическое всех показателей, характеризующих все направления деятельности: гражданская оборона, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, обеспечение безопасности людей на водных объектах.
Дальнейшими направлениями работ по данной тематике, на наш взгляд, могут являться следующие.
• Экспертиза показателей с целью уменьшения их количества.
• Согласование и включение наиболее существенных показателей в систему статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования.
• Определение «весовых» значений показателей.
• Апробация «Методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» в органах местного самоуправления различного уровня и ее доработка по результатам апробации.
• Утверждение «Методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Литература
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
2. Методика оценки эффективности деятельности органов испол-
нительной власти субъектов Российской Федерации. Утверждена Комиссией при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия (протокол № 1 от 18 июля 2007 г).
3. Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г №
825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
4. Перечень показателей для оценки эффективности деятельности
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2007 г № 825).
5. Перечень дополнительных показателей для оценки эффективно-
сти деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (утв. Комиссией при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия. Протокол № 1 от 18 июля 2007 г.).
6. Методика оценки состояния системы защиты населения и терри-
торий региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
7. Инструкция по проверке деятельности территориальных подси-
стем объектовых звеньев единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по выполнению возложенных на них задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утв. приказом МЧС России от 25 июля 2000 г. № 339).
8. Инструкция по проверке и оценке состояния функциональных и
территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утв. приказом МЧС России от 3 марта 2005 г. № 125).
9. Инструкция по проверке и оценке состояния гражданской обо-
роны (утв. приказом МЧС России от 1 марта 2004 г. № 97).
10. Федеральный закон от 18 октября 2007 г. № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий (с изм. от 1 марта, 14 июля 2008 г.).
11. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
12. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».
13. Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (утв. Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607).
14. Перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. № 1313-р.).
15. Типовая форма доклада глав местных администраций городских округов муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. № 1313-р.).
16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. № 1313-р.
17. Методика мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. № 1313-р.).
18. Указ Президента Российской Федерации от 16 июля 2004 г. № 910 «О мерах по совершенствованию государственного управления».
19. Указ Президента Российской Федерации от 30 марта 2006 г. № 285 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления».
20. Правила предоставления органами местного самоуправления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 670).
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 670 «О порядке предоставления органами местного самоуправления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования».
22. Отчет о НИР «Системные исследования проблемы повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах» Этап 2, заключительный. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России. 2008.
23. Методические рекомендации органам местного самоуправления по реализации Федерального Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. — М.: МЧС России Департамент территориальной политики. Исх. МЧС России от 06.12.2004 г. № 43-4055-1.
Сведения об авторах
Баньщикова Зоя Ефимовна: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), Центр «Нормативного регулирования», ведущий научный сотрудник направления «Развития РСЧС», к.т.н., с.н.с., 121357, Москва, ул. Инициативная, 6-1-90, т. д. (495) 445-17-48, т. раб. (495) 44385-04, ф. (495) 449-99-77, e-mail: [email protected] Дзнеладзе Эмзар Элдарович: Департамент территориальной политики МЧС России, начальник отдела координации и контроля деятельности территориальных органов, к.т.н., 121357, Москва, ул. Ватутина,, д. 1, к 712, т. раб. (495) 449-9115, e-mail: [email protected] Иванова Светлана Владимировна: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), Центр «Культуры безопасной жизнедеятельности», техник направления «Пропаганды и информирования населения», 127566, Москва, Северный бульвар, д.7а, кв.167, т. р. (495) 445-45-07, т. д. (495) 404-99-64, е-mail: [email protected] Крестьянинова Ольга Васильевна: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России, Центр «Нормативного регулирования», м.н.с. направления «Развития РСЧС», Москва, ул. Виллиса Лациса, д.23, кор.1, кв. 326, т. р. (495) 663-65-51 доб. 124, е-mail: krestola@ mail.ru
Митрофанов Владимир Федорович: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России, Центр «Нормативного регулирования», ведущий научный сотрудник направления «Развития РСЧС», к.т.н., с.н.с., 119634, Москва, ул. Скульптора Мухиной, д.6., корп.1, кв. 158, т.д. (495) 733-0095, т. раб. (495) 443-8504, ф. 449-9977, е-mail: [email protected].