Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОСТРАХОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРОГРАММА СТРАХОВАНИЯ / ИНДЕКСНОЕ СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВАЯ ПРЕМИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ванюшина Оксана Ивановна

Сельское хозяйство нуждается в создании целостной системы страхования рисков с возможно- стями снабжения необходимыми финансовыми ресурсами, охватывающими все виды сельскохозяй- ственной деятельности. Главной задачей страхования рисков сельскохозяйственных организацийв условиях государственной поддержки является необходимость сделать его распространенным и эффективным инструментом, обеспечивающим снижение рисков в сельскохозяйственном произ- водстве и повышающим финансовую устойчивость сельскохозяйственных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF THE INSURANCE SYSTEM IN THE AGRICULTURAL SECTOR

Agriculture needs to create a coherent system of security risks with opportunities supply the necessary financial resources, covering all agricultural activities. The main objective of agricultural risk insurance organizations in the state support is the need to make it a common and effective tool for ensuring the reduction of risks in agricultural production and improve financial sustainability of agricultural organizations.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ»

УДК 368.5

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ В АГРАРНОМ

СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

ВАНЮШИНА Оксана Ивановна, ст. преп. кафедры «Финансы и кредит», Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева

Сельское хозяйство нуждается в создании целостной системы страхования рисков с возможностями снабжения необходимыми финансовыми ресурсами, охватывающими все виды сельскохозяйственной деятельности. Главной задачей страхования рисков сельскохозяйственных организаций в условиях государственной поддержки является необходимость сделать его распространенным и эффективным инструментом, обеспечивающим снижение рисков в сельскохозяйственном производстве и повышающим финансовую устойчивость сельскохозяйственных организаций.

Ключевые слова: агрострахование, государственная поддержка, программа страхования, риск, страховая премия, индексное страхование.

Ведение любой предпринимательской деятельности происходит в условиях риска и неопределенности. Агропромышленное производство отличается особой рисковой средой, так как среди множества рисков присутствует один, весьма опасный и максимально влияющий на конечные результаты производственно-финансовой деятельности - природно-климатический риск.

Значительные территории Российской Федерации расположены в зонах рискованного земледелия, поэтому ежегодно АПК несет огромные убытки от стихийных бедствий: града, ураганных ветров, аномальных колебаний температуры, засухи и других, которые по утвержденным критериям отнесены к чрезвычайным ситуациям.

Основной ущерб сельскохозяйственному производству наносят регулярно повторяющиеся засухи. При этом экономический ущерб в результате указанных обстоятельств не только сопоставим с масштабами финансовых результатов деятельности хозяйств, но периодически превышает их. Министерство сельского хозяйства России представило отчёт об ущербе, нанесённом природными катаклизмами в 2013 году. Весной и в начале лета страна пострадала из-за ранней засухи, ущерб от которой оценивается в 11,4 млрд рублей. Кроме того, к этому добавилась внушительная сумма в размере 8,7 млрд рублей от наводнений, в том числе и на Дальнем Востоке.

Таким образом, с помощью агрострахования предприятия АПК смогут покрыть свои убытки за счет страховых выплат в случае полной или частичной потери урожая. Это дает возможность стабилизировать свои доходы и продолжать работать без длительных перерывов или проблем с финансовой устойчивостью. Компенсация убытков благодаря страхованию позволяет своевре-

менно рассчитаться с переработчиками, поставщиками материально-технических ресурсов и другими партнерами.

Агрострахование побуждает к использованию современных технических и технологических достижений, в частности, к применению надежных средств защиты урожая. Таким образом, оно способствует повышению эффективности производства в аграрном секторе.

Агрострахование позволяет вернуть взятые в кредит средства за счет страхового возмещения в случае наступления неблагоприятного события и облегчает доступ сельхозпроизводителей к кредитным ресурсам, что сегодня в России является очень важным.

Более семидесяти лет страхование имущества предприятий АПК, в том числе сельскохозяйственных культур, осуществлялось в обязательной форме. Демонополизация в девяностых годах XX века страхового рынка не повлекла за собой кардинального изменения концептуальных основ страховой защиты на селе. Это и является основной причиной низкого уровня развития страхования в АПК. Тем не менее, за последние 10 лет правительством страны была проведена достаточно серьезная работа по совершенствованию и развитию страхования в аграрном секторе. В 2003 году при Министерстве сельского хозяйства России было создано ФГБУ «Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства». В декабре 2006 года был подписан Федеральный закон №264 «О развитии сельского хозяйства», в соответствии с которым сельскохозяйственным товаропроизводителям для частичного покрытия расходов на страхование стали предоставляться субсидии за счет бюджетных средств в размере

© Ванюшина О.И.,2014г

Экономические науки

не менее 50% от уплаченной ими страховой премии по договору страхования. В феврале 2009 года была одобрена «Концепция совершенствования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, на период до 2020 года», в которой были отражены, в том числе, основные проблемы сельскохозяйственного страхования в России, цель, задачи и принципы его совершенствования. В июне 2012 года была утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.

Во многих развитых странах мира страхование сельскохозяйственных рисков является также объектом пристального внимания и поддержки со стороны государства. Государственная поддержка страхования в сельском хозяйстве осуществляется из бюджетов различных уровней, созданы специализированные государственные учреждения, реализующие различные программы субсидированного страхования.

Несмотря на всю актуальность темы страхования сельскохозяйственных рисков, в частности, страхования сельскохозяйственных культур, и необходимость его государственной поддержки, существует немало проблем, которые тормозят, а зачастую просто искажают истинный смысл этой экономической категории.

1 января 2012 года вступил в действие Федеральный закон от 25 июля 2011г. № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». В настоящее время сформирован и начал работать Ситуационный центр, основными задачами которого являются оказание широкой информационной и консультационной помощи сельхозтоваропроизводителям в урегулировании убытков при осуществлении страхования с государственной поддержкой, оказание помощи в проведении агроэкспертизы и получении статистических сведений. Также утверждена комиссия и перечень независимых экспертов, привлекаемых для проведения экспертизы в целях подтверждения факта наступления страхового случая и определения размера причиненного страхователю ущерба по договору сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой.

Агрострахование в последние годы достигло значительных результатов: совершенствуется нормативно-правовая база данного вида страхования, участники рынка ведут активную просветительскую работу среди сельхозтоваропроизводителей, все чаще находит подтверждение эффективность данного инструмента для защиты финансовых интересов аграриев - рынок ежегодно фиксирует рост выплат по убыткам. В то же время, 2013 год продемонстрировал снижение активности страхователей в масштабах страны, несмотря на рост объемов страхования в отдельных субъектах РФ.

Сейчас на страховом рынке обсуждается во-

прос, можно ли сделать систему агрострахования более эффективной за счет обращения к другим механизмам страхования - например, индексному страхованию и возмещению только прямых затрат по индексным критериям.

Индексное страхование основано на отказе от оценки ущерба, нанесенного конкретному хозяйству - решение о выплате основано на достижении установленного порогового значения определенным индексом. Например, при использовании климатических индексов страховым случаем может быть не гибель посевов, а отсутствие осадков в данной местности в течение определенного количества дней, то есть это своего рода «фьючерс» или пари на погодные условия. Связь между индексами и моделью основана на точнейших статистических данных, и чтобы «откалибровать» модель в условиях, когда климатические условия нестабильны, надо дробить регион страхования на достаточно мелкие зоны и временные периоды. Мировая практика показывает, что индексные продукты эффективны в странах или регионах с однородным климатом и небольшим количеством видов сельхозкультур, к которым Россия никак не может быть отнесена.

Кроме того, в среде международных экспертов в последние годы наблюдается рост скептицизма по отношению к индексному страхованию. Очень информативным в этом отношении был семинар «Вызовы индексного страхования для продовольственной безопасности в развивающихся странах», который состоялся в 2012 году в Италии. В нем приняли участие эксперты международных и правительственных структур, а также крупнейших мировых перестраховщиков, обсудившие накопленный опыт и перспективы индексного страхования. Общее мнение участников семинара свелось к тому, что надежда на дешевое и эффективное индексное страхование не оправдалась. Главным слабым местом в системе оказался так называемый «базисный риск» - риск несоответствия модели и выплачиваемого страхового возмещения реально понесенных убытков.

Основные проблемы сельхозстрахования связаны не с моделью, а с нормативной базой и региональной практикой ее реализации. Переход к использованию индексов сам по себе эти проблемы не решит. Например, одна из ключевых проблем связана с механизмом субсидирования, который при индексном страховании никак не упрощается. При этом внедрение системы индексного страхования потребует существенных изменений в налоговом и страховом законодательстве РФ, разработки и внедрения масштабных инфраструктурных систем, что очевидно связано с большими финансовыми затратами.

По мнению многих страховщиков, одним из факторов, мешающих нормальному развитию агрострахования в нашей стране, является отсутствие сбалансированности интересов трех основных участников: государства, страховой компании, сельхозтоваропроизводителя. Государство не желает тратить бюджетные средства на помощь

пострадавшим от опасных природных явлений и перекладывает всю ответственность за убытки в сельском хозяйстве на страховые компании. Так, средний размер расходов Федерального бюджета в год на страхование сельскохозяйственных культур составляет 5 млрд. рублей при потребности отрасли на эти цели в 55 млрд. Причем власти заявляют, что ставки субсидирования не равнозначны ставкам страхования, а Федеральный закон гарантирует оплату не более 50% размера страховой премии по договору страхования. Получается, что происходит введение в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и предоставляется «мнимая» гарантия государства заплатить за них 50% от начисленной премии по договору.

Нельзя не учитывать тот факт, что у большинства сельхозтоваропроизводителей напрочь отсутствует мотивация страховаться. Основные причины данного явления: недоверие к страховым компаниям, непонимание сути страхования и недостаток денежных средств.

Вместе с этим, большинство производителей сельхозпродукции, даже осознавая эффективность агрострахования как способа управления рисками и стабилизации доходов своего хозяйства во времени, все же часто отказываются от его использования из-за негативного имиджа, который сложился в предыдущие годы. Как бы там ни было, финансовый рынок России развивается, страхование сельскохозяйственных рисков становится стратегическим направлением деятельности для страховых компаний, которые проводят большую работу, чтобы преодолеть недоверие, сложившееся в предыдущие нестабильные годы, завоевать и удерживать достойную репутацию и оказывать эффективные услуги. Кроме того, государство демонстрирует все большую заинтересо-

ванность в развитии системы агрострахования в России.

Список литературы

1. О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» : Федеральный закон от 25.07.2011 № 260-ФЗ // Консультант Плюс. Законодательство. [Электронный ресурс]. http://www. consultant.ru/sys/mailto.

2. Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня» (МИГ) [Электронный ресурс]. - режим доступа : mailto:mig@insur-info.ru.

3. Официальный интернет - портал Министерство сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - режим доступа : pochta@mcx.ru.

4. Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства [Электронный ресурс]. - режим доступа : fagps@mail.ru

5. Франшиза дошла до четверти : Дискуссия. Текст. [Электронный ресурс]. - режим доступа : http://www.rg.ru/2014/02/04/agrostrahovanie.html.

6. Ванюшина, О. И. Хеджирование как косвенное страхование финансовых рисков / О.И.Ванюшина // Вестник РГАТУ. - 2010. - № 3 (7).

- С. 96-99.

7. Торженова, Т. В. Оценка финансовой устойчивости предприятий АПК Рязанской области / Т. В.Торженова, М. А. Чихман, А. Ю.Гусев // Вестник РГАТУ. - 2013. - № 2 (18). - С. 93-96.

8. Шкарупа, Е. А. Инновации на рынке страхования сельского хозяйства [Текст] / Е.А. Шкарупа // Вестник Вол ГУ. - 2008. - Серия 10. - Вып.3.

- С. 71-74.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF THE INSURANCE SYSTEM IN

THE AGRICULTURAL SECTOR

Vanyushina Oksana Ivanovna, senior Lecturer, Ryazan State Agrotechnological University Named after P.A. Kostychev

Agriculture needs to create a coherent system of security risks with opportunities supply the necessary financial resources, covering all agricultural activities. The main objective of agricultural risk insurance organizations in the state support is the need to make it a common and effective tool for ensuring the reduction of risks in agricultural production and improve financial sustainability of agricultural organizations. Key words: agricultural insurance, government support, insurance program, the risk premium, index insurance.

References

1.On state support in agricultural insurance and on amendments to the Federal Law "On the development of agriculture": The Federal Law of 25.07.2011 № 260 -FZ / /Consultant Plus . Legislation . [Electronic resource]. http://www.consultant.ru/sys/mailto.

2 . Media Information Group " Insurance Today " ( MIG ) [electronic resource ] . - Access mode : mailto: mig@insur-info.ru.

3 . Official Internet Portal - Ministry of Agriculture of the Russian Federation [electronic resource]. - Mode of access: pochta@mcx.ru.

4 . The Federal Agency for State support for security in the area of agricultural production [electronic resource]. - Mode of access: fagps@mail.ru

5. Franchise reached the quarter: Discussion. Text. [Electronic resource]. - Mode of access : http://www. rg.ru/2014/02/04/agrostrahovanie.html.

6. Vanyushina, OI as an indirect hedge financial risks insurance / O.I.Vanyushina //Herald NET. -

2010 . - № 3 (7) . - S. 96-99 .

7. Torzhenova , T. Assessment of the financial sustainability of agricultural enterprises Ryazan Region / T.

Экономические науки

3

V.Torzhenova , MA Chihman A. Yu.Gusev / / Herald NET . - 2013 . - № 2 (18) . - S. 93-96 .

8. Shkarupa , EA Innovations in the market of agricultural insurance [Text] / EA Shkarupa / / GU Vol Herald . - 2008 . - Series 10 . - Issue 3. - S. 71-74 .

УДК 657.6

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОГО КОРМОПРОИЗВОДСТВА РЕГИОНА

ГУСЕВ Андрей Юрьевич, канд. экон. наук, доцент, Рязанский государственный агротехнологи-ческий университет имени П.А. Костычева

ЦЫКИН Владимир Викторович, канд. экон. наук, доцент, НОУ ВПО «МУ им. С.Ю.Витте», г. Рязань

Рост производства продукции молочного скотоводства должен опираться на высокоорганизованную инновационно-ориентированную кормовую базу региона. Тем не менее за последние годы в Рязанской области наблюдается устойчивая тенденция сокращения площадей под кормовыми культурами; это приводит к значительному сокращению объемов производства кормов как на пашне, так и на природных кормовых площадях, что снижает кормообеспеченность молочного скотоводства региона.

Ключевые слова: молочное скотоводство, кормопроизводство, инновации, модернизация, пастбища, молочный комплекс.

Создание высокоэффективного молочного скотоводства региона, основанного на современных достижениях науки, практики и передового опыта, ориентированного на инновации, является приоритетной задачей современного этапа развития отрасли. Решающую роль в этом призвано сыграть кормопроизводство, как главный фактор устойчивого роста продукции отрасли. О роли кормов в структуре затрат на производство молока свидетельствует тот факт, что, по расчетам ряда ученых [1], в структуре себестоимости конечного продукта (молока) доля кормов сегодня достигает 60%. И это весьма существенный фактор, напрямую влияющий на эффективность производства. По мнению того же автора, на региональном рынке, как правило, основная конкуренция присутствует между товарным и нетоварным производством сельскохозяйственной продукции (молока), реальная же конкуренция по издержкам происходит на межрегиональном уровне. Поэтому стремление к снижению издержек производства, в первую очередь за счет сокращения затрат на корма в регионе, позволит повысить конкурентоспособность продукции отрасли молочного скотоводства в сравнении с соседними регионами.

Тем не менее, в последние годы в регионе существует серьезная проблема обеспечения животных кормами, что ведет к неуклонному росту издержек производства на сырое молоко. Соглас-

но исследованиям авторов [2], в регионе весьма слабая дотационная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, поэтому цены на молоко за счет этого фактора также имеют устойчивую тенденцию к росту. Динамика показателей структуры земельных угодий региона свидетельствует о том, что при общей земельной площади в ее структуре заметны определенные сдвиги - сокращаются площади сельскохозяйственных угодий. К примеру, за период 1995г по 2012 г., сокращение площади угодий произошло на 159 тыс. га, или на 6,4%. Быстрыми темпами происходит сокращение наиболее ценного вида угодий - пахотных земель: с 1724,0 тыс. га в 1995 г. до 1470,6 тыс. га в 2012 г., или на 254 тыс. га (14,7%). Особую тревогу вызывают темпы сокращения площади пашни под кормовыми культурами - за 15-летний период она сократилась на 330 тыс. га, или в 2,8 раза. Происходит системное сокращение в структуре посевных площадей удельного веса кормовых культур (таблица 1).

К сожалению, наметившаяся негативная тенденция будет наблюдаться и в дальнейшем в силу процессов урбанизации, сокращения численности трудоспособного населения, проживающего в сельской местности, процессов залесения, заболачивания, которые необходимо приостанавливать. Поэтому через несколько десятков лет регион может потерять значительные кормовые

© Гусев А. Ю., Цыкин В.В.,2014п

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.