Научная статья на тему 'Проблемы современной системы сельскохозяйственного страхования и пути их решения'

Проблемы современной системы сельскохозяйственного страхования и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ / ЕДИНАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ СУБСИДИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / КОМБИНИРОВАННОЕ СТРАХОВАНИЕ / AGRICULTURAL INSURANCE / COMMON AGRICULTURAL SUBSIDY / GOVERNMENT SUPPORT / COMBINED INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Углицких Ольга Николаевна, Клишина Юлия Евгеньевна

В статье рассмотрено современное состояние системы сельскохозяйственного страхования, представлена структура агрострахования с сельскохозяйственной поддержкой и проведен анализ деятельности страхования после вступления в силу ФЗ № 260 от 25 июля 2011 года. Выделены проблемы, возникшие в связи с введением единой сельскохозяйственной субсидии, и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of the modern system of agricultural insurance and their solutions

The article reviews the current state of the system of agricultural insurance, the structure of agricultural insurance with agricultural support and analysis of operation of insurance after the entry into force of the Federal law №. 260, dated 25 July 2011. Selected problems arising in connection with the introduction of the single agricultural subsidies and proposed solutions to them.

Текст научной работы на тему «Проблемы современной системы сельскохозяйственного страхования и пути их решения»

PROBLEMS OF THE MODERN SYSTEM OF AGRICULTURAL INSURANCE AND THEIR SOLUTIONS

Uglitskikh Olga Nikolaevna, PhD of Economics, Associate Professor E-mail: [email protected]

Klishina Yuliya Evgenevna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Finance, Credit and insurance, Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russia E-mail: yuiiya_ kiishina@maii. ru

The article reviews the current state of the system of agricultural insurance, the structure of agricultural insurance with agricultural support and analysis of operation of insurance after the entry into force of the Federal law №. 260, dated 25 July 2011. Selected problems arising in connection with the introduction of the single agricultural subsidies and proposed solutions to them.

Keywords: agricultural insurance; common agricultural subsidy; government support; combined insurance.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

УДК 368.01:63 ВАК РФ 08.00.10

О си

-О X

9

со

CU

си

В статье рассмотрено современное состояние системы сельскохозяйственного страхования, представлена структура агрострахования с сельскохозяйственной поддержкой и проведен анализ деятельности страхования после вступления в силу ФЗ № 260 от 25 июля 2011 года. Выделены проблемы, возникшие в связи с введением единой сельскохозяйственной субсидии, и предложены пути их решения.

Ключевые слова: сельскохозяйственное страхование; единая сельскохозяйственная субсидия; государственная поддержка; комбинированное страхование.

© Углицких О.Н., 2017 © Клишина Ю.Е., 2017

I

Российская Федерация является страной с огромным потенциалом производства продовольствия и продукции сельского хозяйства.

В условиях продовольственных проблем, возникших в мире, перспективы России в плане развития сельского хозяйства очень значительны.

На территории России находятся 12% земельных ресурсов мира, 8% пахотных земель, 79 миллионов гектаров посевной площади, из них 47 миллионов гектаров занимают зерновые и зернобобовые культуры. Выращиваются практически все культуры типичные для этой зоны. В России 6 климатических зон и 81 регион участвуют в программах госу-дарственного субсидирования сельского хозяйства (рис. 1).

Рисунок 1 - Структура рынка с государственной поддержкой (премия)*

* Источник: сайт НСА

S

231

УГЛИЦКИХ Ольга Николаевна, кандидат экономических наук, доцент

Ко!да_ и'@ та ii.ru

КЛИШИНА Юлия Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент

уиИуа_ [email protected]

кафедра Финансов, кредита и страхового дела, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь, Россия

После отмены в 1990 году обязательного сельскохозяйственного страхования в СССР, в России с 1992 года развивается добровольное страхование сельского хозяйства.

С 2012 года действует специальный Федеральный закон о развитии агрострахования с государственной поддержкой. В этом законе указано, что для того, чтобы работать с государственными субсидиями, необходимо обязательное членство страховых компаний в профессиональных объединениях агростраховщиков, что является обязательным условием. Те, компании, которые не входят в профессиональное объединение, не имеют права пользоваться государственной поддержкой. Но, такое положение не исключает страхования без государственной поддержки, поскольку оно является добровольным, в том числе для страховых компаний.

Начиная с 2013 года впервые введено государственное субсидирование страхования сельскохозяйственных животных, которое до этого момента было добровольным.

В 2014 году начала работать система компенсационных выплат. В соответствии с законом все профессиональные объединения обязаны создавать за счёт отчислений от страховых премий своих участников компенсационный фонд выплат, которые расходуются на компенсацию сельхозтоваропроизводителям в случае банкротства или потери лицензии страховых компаний - членов ассоциации.

В 2015 году был принят ещё один закон в дополнение к предыдущему закону, в котором были расширены риски, принимаемые на страхование с господдержкой, в частности это было связано с большими наводнениями на Дальнем Востоке в 2013 году. И в 2015 году страховой надзор в лице Центрального Банка России, начал очистку страхового рынка от компаний, не отвечающих требованиям финансовой устойчивости.

В связи с чем с 2016 года на рынке работает только одно профессиональное объединение - Национальный союз агростраховщиков (НСА).

Сельскохозяйственному страхованию подлежат сельско-хозяйственные культуры и животные.

Животных стали страховать только с 2013 года, но динамика достаточно положительная и значительно опережает по темпам роста развитие страхования растениеводства.

Принципом работы системы сельскохозяйственного страхования с государственной

поддержкой является субсидирование страховых премий. За счёт государственного бюджета финансируется 50% страховой премии. На практике часто получается, что сельхозтоваропроизводитель уплачивает свою часть премии и ждет перечисления субсидии практически до уборки урожая или даже позже. В это время у некоторыххозяйств фиксируются страховые случаи в связи с повреждением посевов. Но договор, оплаченный лишь частично, обеспечивает сельхозпредприятию неполную страховую защиту. Тем самым уменьшаются основные преимущества агрострахования как инструмента финансовой стабилизации, главная задача которого обеспечить равномерное финансовое планирование в сельхозпредприятии, устранить влияние непрогнозируемых факторов, снизить стоимость кредитования, облегчить привлечение инвестиций и технологическое развитие.

Страхование с господдержкой осуществляется по мультирисковой (комбинированной) модели, при которой урожай страхуется от 22 рисков, из них по животным - от 14 рисков. Объектами страхования являются 85 видов культур и 26 видов животных. Для налаживания существующей системы сельскохозяйственного страхования и ее эффективного функционирования, нужно не менее трех лет.

Российские страховщики внедряют существующую модель мультирискового (комбинированного) страхования, применяемую в США и Китае, где эта система развивается очень хорошо. В настоящее время основной задачей для российской системы сельскохозяйственного страхования является налаживание разрабатываемого механизма и устранение выявленных проблем при его функционировании.

Особое место в сельскохозяйственном страховании отводится "катастрофическим рискам", связанным с непредвиденными погодными условиями. В данном случае предусматривается, что выплата начисляется в случае, если существует недобор урожая в размере 20%. Ниже этого уровня считается, что катастрофа не наступила и выплата не предусматривается. За последние годы процентная ставка изменялась от 35% до 25% и в 2016 году стала равна -20%.

При страховании всех посевов или поголовья скота применяется следующий принцип: либо вся культура, все посевы должны быть застрахованы в хозяйствах, либо один вид целиком. Это же условие является обязательным при страховании сельскохозяйственных животных.

По структуре страхового продукта, что также зафиксировано в законе: страховая сумма должна составлять не менее 80% страховой стоимости, в структуре страховой премии не менее 80% приходится на страховые резервы, сюда же входят средства, уплачиваемые в объединение, в Фонд компенсационных выплат, расходы на ведение дела страховщиков - не более 20% [1 ].

С 2017 года существующая система агростра-хования претерпела новые изменения.

Правительством были снижены прогнозируемые показатели госпрограммы развития АПК по охвату страхованием урожая и сель-хозживотных до 2020 года. Сельхозтоваропроизводителям и их страховщикам предлагают остаться на уровне 2016 года - 4 млн га застрахованного урожая. В соответствии с прогнозом Правительства, показатель в животноводстве снизится почти вдвое, до 2,5 млн голов в 2017 году, и в последующие годы сильно не изменится. Страховые организации видят причину сложившейся ситуации в замене целевой поддержки аграрного сектора на единую сельскохозяйственную субсидию. При этом сельхозтоваропроизводители предлагают провести реформу сложившейся системы сельскохозяйственного страхования, изменив набор рисков и порядок распределения господдержки в нем.

Спад в сельхозстраховании на рынке связывают с введением с начала года единой сельскохозяйственной субсидии - этот механизм господдержки заменил разрозненные субсидии, включая финансовую поддержку страхования в АПК, и страховое сообщество добивается возвращения отдельной статьи госрасходов для отрасли. По словам президента НСА Корнея Биждова, уже сейчас ключевые сельхозрегионы вынуждены отказываться от страховой защиты - аграрии выбирают единую субсидию за счет трат на возмещение ставок по кредитам и прочие кратковременные нужды, "на агрострахование денег практически не остается" [4].

Сельхозтоваропроизводители, в свою очередь, выступают за перенастройку самой системы сельхозстрахования. Как следует из опроса, проведенного Минфином среди представителей 66 субъектов, аграрии просят не включать в полис полный набор рисков, считать страховку от урожая залогом при кредитовании, включить в перечень объектов страхования аквакультуры и сельхозтехнику, выплачивать субсидии напрямую аграриям (сейчас местные органы АПК переводят 50%

стоимости полиса по заявлению селян страховщику) и др.[3].

Представители НСА считают, что господдержка страхования в сельхозпроизводстве должна быть выведена за рамки "единой сельскохозяйственной субсидии". Специфика сущности страхования требует перенести его в другую подпрограмму в Госпрограмме поддержки сельского хозяйства - "Обеспечение общих условий функционирования отраслей АПК", где уже находится схожее по содержанию и целям мероприятие, связанное с устранением последствий ЧС [4].

В единой сельскохозяйственной субсидии объединено в основном финансирование краткосрочных задач повышения объемов производства хозяйств в текущем сезоне, таких как поддержка кредитования и страхования, малых форм хозяйствования, элитного семеноводства и племенного дела, садовод-: ства, овцеводства, оленеводства и других традиционных для регионов направлений сельского хозяйства. При этом объем средств, выделяемый каждому региону, лимитирован.

Агрострахование же является долгосрочной задачей государства - его прямой эффект проявляется только в случае серьезных убытков после завершения сезона, наличие полиса не влияет ни на сроки работ, ни на объем сельхозпродукции. Его субсидирование не может стать приоритетной целью для органов АПК субъектов, которые вынуждены делить ограниченные средства единой сельскохозяйственной субсидии между различными направлениями. Кроме того, с переходом к единой субсидии оказалась нарушенной нормативная база, принятая ранее в рамках закона о господдержке агрострахования (№260-ФЗ), что поставило под угрозу срыва страхование весеннего сева [2].

Рассредоточение субсидирования страхования противоречит также основным принципам, на основе которых выстраивалась система агрострахования в России до настоящего времени. С 2016 года, согласно закону №260-ФЗ, вся система агрострахования с господдержкой впервые переведена на единые централизованные принципы: действуют единые обязательные правила страхования, утвержденные при согласовании с Минсельхозом, Минфином и Банком России, введена единая гарантийная система для защиты интересов аграриев на случай банкротства агрострахов-щиков, координацию системы в рамках страхового рынка осуществляет единое объединение агростраховщиков (НСА). Тем самым

О си

-О X

9

со си

си

^ г Ё

233

государство впервые получило инструмент, который оно может использовать в соответствии со стратегическими задачами в области агропромышленного развития и обеспечения продовольственной безопасности. Рынок позитивно откликнулся на изменения, в связи с чем, объемы страхования сельскохозяйственных рисков с господдержкой, в 2016 году выросли на 31%.

Вопросы о развитии и совершенствовании системы агрострахования постоянно поднимаются руководством страны. Так, о текущем состоянии страхования в АПК шла речь во время рабочей встречи с Владимиром Путиным 30 января 2017 года, неоднократно этот вопрос затрагивался и на совещаниях с Дмитрием Медведевым. Банк России планирует в этом году выпустить доклад об оценке системы страхования в АПК. Также Минсельхозом России, НСА и депутатами готовятся изменения в закон, расширяющие страховое покрытие и повышающие гибкость программ страхования с господдержкой [2].

Стабилизация механизмов субсидирования должна стать основной для системы сельскохозяйственного страхования в России. Федеральный закон № 260-ФЗ от 25.07.2011 года, гарантирует аграриям при страховании на условиях, определенных этим законом, оплату 50% стоимости полиса [1]. В практике агрострахования часто отмечаются случаи, когда договор сельскохозяйственного страхования оплачивается частично сельхозтоваропроизводителем. Часть премии, оплачиваемая за счет субсидии, остается неоплаченной. В такой ситуации зачастую фиксируются страховые случаи в связи с повреждением посевов. Однако в силу того, что договор страхования был оплачен лишь частично, сельхозпредприятиям не обеспечивается полная страховая защита.

В таких случаях сельхозтоваропроизводители связываютснижениеуровня страховой защиты не с недосубсидированием, а с работой страховой компании и системы в целом. В итоге в ряде случаев получается замкнутый круг: в регионе, где застрахованные аграрии недополучили господдержку, ухудшается их отношение к агрострахованию, в результате снижается спрос на страховую защиту - и в следующем году орган АПК региона еще в большей степени уменьшает ее субсидирование.

Необходимо предусмотреть механизм, при котором средства на агрострахование должны выделяться к началу посевной на основе адекватной оценки потребностей региона и возможностей федерального бюджета. До сих

пор этому вопросу уделялось недостаточно внимания, так как с 2012 по 2015 г. каждый раз в конце года проводилось перераспределение субсидий из одних регионов в другие, где страхование более востребовано, а это около 30 основных аграрных регионов. Нов конце прошлого года перераспределение не было произведено, в результате чего в 20 регионах заключенные договоры страхования были недофинансированы. В том числе такая ситуация наблюдалась в Приморском крае, пострадавшем от тайфуна "Лайонрок". А также в таких крупнейших зернопроизводящих регионах, как Ставропольский край, Белгородская область и другие. Сейчас регионы в некоторой степени дезориентированы необходимостью финансировать агрострахование в рамках "единой сельскохозяйственной субсидии". Наступил момент перехода к единому стратегическому планированию системы агрострахования, отвечающей масштабным задачам всего агропромышленного комплекса России [2].

Кроме, того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 887 от 06.09.2016 с первого июня 2017 года государственная поддержка будет п редоста вляться тол ь ко тем сел ь-хозпроизводителям, которые не имеют задолженностей по обязательным платежам в бюджеты разных уровней. Помимо этого, получатели субсидий не могут находиться в процессе реорганизации, банкротства, ликвидации или иметь ограничения на ведение хозяйственной деятельности.

Изменения в нормативно-правовые акты должны быть внесены не позднее 1 июня 2017 года. При разработке новых порядков сотрудники профильного департамента будут учитывать также планы Минсельхоза РФ по введению в 2017 году единой субсидии.

Ведомство планирует сократить количество субсидий с 54 до 7 и поручить их распределение между сельхозпредприятиями самим регионам. Финансовая поддержка будет направляться в бюджеты субъектов единым перечислением, а регионы сами выберут направления и объемы поддержки. Специалисты Минсельхоза приветствуют сокращение списка субсидий. Это упростит оформление и расширит полномочия региона.

Отдельно субсидироваться будут лишь два направления - дотации на килограмм молока и компенсации прямых затрат при строительстве молочных ферм.

Страховые компании выражают озабоченность перспективами такого развития arpo-

страхования в 2017 году. Многие считают, что переход на единую сельскохозяйственную субсидию приведет к тому, что субсидирование агрострахования с господдержкой может сократиться при негативном сценарии на 3040 %, а по прогнозам НСА, выше - 70%.

Введенная единая сельскохозяйственная субсидия осложняет механизм планирования сельскохозяйственного страхования в регионах для страховых организаций. Соответственно, увеличивается риск недополучения страховых взносов и увеличения дебиторской задолженности страховщиков, что усложняет взаимоотношения со страхователями, так как при отсутствии полной оплаты страховых взносов по договорам, возмещение убытков будет происходить в сокращенном размере. Страхование сельскохозяйственных рисков, в рамках распределения средств государственной поддержки в регионах, уже не является приоритетным направлением и можно прогнозиро-

вать, что размеры оказываемой господдержки будут существенно снижаться.

Примечания:

1. Федеральный закон от 25 июля 2011 г. N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (с изменениями и дополнениями) // Информационно-правовое обеспечение "Гарант". Режим доступа: http://base.garant.ru/ 12188234/ (дата обращения 20.04.2017)

2. Биждов К. Субсидирование агрострахования нужно изменить// Российская газета: Спецвыпуск-АПК. - 22 марта 2017 г. № 7225. Режим доступа: https://rg.ru/2017/03/21/eksperty-predlozhili-izmenit-poriadok-subsidirovaniia-agrostrahovaniia. (дата обращения 22.04.2017)

3. Гришина Т. Аграриям сокращают страховые поля// Страхование сегодня. Режим доступа: http:/ /www.insur-info.ru/press/125076/ (дата обращения 28.04.2017)

4. Официальный сайт "Национальный союз arpo- ; страховщиков" // Режим доступа: http://' www.naai.ru

О cu

-О X

9

со cu

cu

RELEVANCE OF THE CONCEPT CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY IN MODERN CONDITIONS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Fishchuk Elena Nikolaevna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of State Municipal Managements, Surgut State University, Surgut, Russia E-mail: [email protected]

The concept of corporate social responsibility is a subject of numerous discussions among scientists, representatives of business and ordinary consumers. Supporters of the concept claim about its economic efficiency. Opponents of the concept claim that it misleads business and consumers, substituting a role of business and main objectives of economic growth, receiving arrived. Others put forward the thesis that corporate social responsibility - only attempt to change a role of government bodies as public control of large corporations.

Keywords: corporate social responsibility; competitiveness; sustainable development of society; relationship of business and society.

kJ^7 Г

E

235

АКТУАЛЬНОСТЬ КОНЦЕПЦИИКОРПОРА ТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ СОЦИОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

УДК 338.22 ВАК РФ 08.00.01

Концепция корпоративной социальной ответственности является предметом многочисленных дискуссий среди ученых, представителей бизнеса и рядовых потребителей. Сторонники концепции утверждают об её экономической эффективности. Противники концепции утверждают, что она вводит в заблуждение бизнес и потребителей, подменяя роль бизнеса и основные цели экономического роста, получения прибыли. Другие выдвигают тезис о том, что корпоративная социальная ответственность - всего лишь попытка подменить роль государственных органов в качестве общественного контроля крупных корпораций.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность; конкурентоспособность; устойчивое развитие общества; взаимоотношения бизнеса и социума.

© Фищук E.H., 2017

Изучение современных проблем социоэкономического развития привело к возникновению концепции корпоративной социальной

ФИЩУК Елена Николаевна,

кандидат экономических наук, доцент, кафедра Государственного муниципального управления, Сургутский государственный университет, Сургут, Россия

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.