Научная статья на тему 'Методические подходы к формированию имитационно-динамической модели развития гостиничного комплекса Санкт-Петербурга'

Методические подходы к формированию имитационно-динамической модели развития гостиничного комплекса Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гостиничный комплекс / ИНВЕСТИЦИИ / имитационная модель / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / опрос / экономические характеристики / hotel complex / investments / imitation model / effectiveness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнеев А. Е.

В статье предлагается имитационная модель развития гостиничного бизнеса в Санкт-Петербурге

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes an imitation model related to hotel business development in St.Petersburg.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к формированию имитационно-динамической модели развития гостиничного комплекса Санкт-Петербурга»

ределения штатной численности работников государственных учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга» предусмотрено, что при формировании штатного расписания не вводятся и не используются для замены (по ведомости замены должностей) должности, полагающиеся учреждению здравоохранения в случаях, когда функции, которые должны выполняться работниками, замещающими данные должности, переданы для выполнения в соответствии с заключенными договорами сторонним организациям в форме аутсорсинга (выполнение лабораторных исследований централизованной лабораторией, уборка помещений, техническое обслуживание зданий, приготовление пищи и т.д.).

К числу новых тенденций аутсорсинга в здравоохранении можно отнести следующие:

— передача информационного обеспечения в части информирования пациентов о порядке предоставления медицинской помощи по различным источникам и т.д. — справочная служба;

— консалтинговые, аудиторские услуги;

— юридическое обеспечение (во многих случаях учреждению периодически требуется квалифицированная юридическая помощь в различных узких сферах, которая обычно не может быть обеспечена штатным юрисконсультом, не являющимся специалистом в данной узкой сфере);

— рекрутинговые услуги (услуги по набору персонала);

— услуги по созданию условий повышенной комфортности, дополнительного сервиса.

Таким образом, можно заключить: динамичность изменения экономической ситуации, действующего законодательства и других факторов требуют пристального внимания к возможности использования различных схем организации деятельности своего учреждения. Аутсорсинг в ряде случаев может оказаться выгодной для медицинского учреждения формой реализации определенных функций. Однако выявить это могут только четкие экономические расчеты, другие способы обоснования.

Литература

1. Филина Ф.Н. Аутсорсинг бизнес-процессов. Проблемы и решения. — М.: ГроссМедиа; Российский бухгалтер, 2008. — 205 с.

2. Мамина И. Перспективы и проблемы применения аутсорсинга // Управление персоналом. — 2007. — № 12.

3. Смирнов И.Е. Аутсорсинг как инструмент оптимизации бизнеса // Управление в кредитной организации. — 2008. — № 4.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ИМИТАЦИОННО-ДИНАМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

А.Е. Корнеев,

руководитель комиссии по инвестиционной деятельности Российского союза туриндустрии, аспирант кафедры экономики туризма Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

В статье предлагается имитационная модель развития гостиничного бизнеса в Санкт-Петербурге.

Ключевые слова: гостиничный комплекс, инвестиции, имитационная модель, эффективность, опрос, экономические характеристики

Основными факторами, определяющими развитие гостиничного бизнеса в Санкт-Петербурге являются: поток приезжих, нуждающихся в гостиничном обслуживании разного уровня; предложение гостиниц разной ценовой категории в разные периоды года; готовность приезжих воспользоваться гостиницами тех категорий, которые не рассматривались первоначально как наиболее предпочтительные; готовность приезжих изменить сроки посещения Санкт-Петербурга; размер инвестиций, необходимых для строительства гостиниц разного класса; инвестиционная привлекательность вложения средств в гостиничный бизнес по сравнению с другими вариантами их вложения; экономическая привлекательность деятельности гостиниц; территориальные возможности Санкт-Петербурга по размещению гостиниц разных классов.

В свою очередь, перечисленная совокупность факторов имеет причинно-следственные связи со значительным количеством внешних факторов, к числу которых можно отнести: темпы роста экономики Санкт-Петербурга; темпы роста экономики Российской Федерации, стран СНГ, Европы и мира; число и масштабы конгрессно-выставочных предприятий, проводимых в Санкт-Петербурге; число крупных российских и иностранных фирм, имеющих свои представительства (штаб-квартиры) в Санкт-Петербурге; интенсивность мероприятий по продвижению Санкт-Петербурга как привлекательной туристской дестинации.

Предлагаемая нами имитационно-динамическая модель состоит из трех блоков, первый из которых описывает динамику потока приезжих, второй — финансово-экономические результаты, получаемые в сфере гостиничного бизнеса, третий описывает динамику инвестиций в строительство гостиниц.

Блок оценки спроса на услуги гостиниц

Основой спроса на гостиничные услуги является поток приезжих, который дифференцируется по:

— цели приезда 0), которая включает такие категории как: туризм 0=1), бизнес-поездки 0=2); участие в конгрессно-выста-вочных мероприятиях 0=3); прочие цели посещения 0=4).

— группе стран пребывания (у), которая включает следующие группы: Россия (у=1), другие страны СНГ (у=2); страны Европы (у=3); прочие страны мира (у=4).

— уровню запрашиваемого качества и стоимости гостиничных услуг (к), которая включает: запрос на размещение в гостиницах 5* (к=1); запрос на размещение в крупных и средних гостиницах 4* (к=2); запрос на размещение в мини-гостиницах 4* (к=3); запрос на размещение в крупных и средних гостиницах 3* (к=4); запрос на размещение в мини-гостиницах 3* (к=5); запрос на размещение в гостиницах эконом класса (к=6).

— сезону посещения (т), который делится на: «красный» -с 15 мая по 31 июля (т=1); «желтый» — с 1 апреля по 15 мая; с 1 августа по 30 сентября (т=2); «синий» — остальная часть года (т=3).

Первые уравнения модели описывают зависимость потенциального спроса (в чел.-днях) на проживание в гостиницах Санкт-Петербурга в году Т Оэукт(Т)) от описанных выше внешних факторов. В общем виде подобная зависимость имеет вид:

Dijkm(T)= Dijkm(T-1)(1+Eijkm1*ДS(T)+ Еукт2^(Т)+ Еукт3*ДС(Т)+ +Еукт4*Ди(т)+ Eijkm5*ДW(T)+ Еукт6*ДК(Т)+ Еукт7^(Т)+Еукт 8*ДР(Т)+ +Еукт9*ДЭуО"-1) +Еукт10^к(Т-1)) (1)

где Еукт1 — эластичность спроса для категории приезжих укт от роста экономики города;

AS(T) — индекс роста валового регионального продукта в году Т;

Eijkm2 — эластичность спроса для категории приезжих ijkm от роста экономики РФ;

AR(T) — индекс роста ВВП России в году Т;

Eijkm3 — эластичность спроса для категории приезжих ijkm от роста экономики СНГ;

ДС(Т) — индекс роста ВВП стран СНГ в году Т;

Eijkm4 — эластичность спроса для категории приезжих ijkm от роста экономики стран Европы;

ди(Т) — индекс роста ВВП стран Европы в году Т;

Eijkm5 — эластичность спроса для категории приезжих ijkm от роста экономики мира;

ДW(T) — индекс роста мирового ВВП в году Т;

Eijkm6 — эластичность спроса для категории приезжих ijkm от числа конгрессно-выставочных мероприятий проводимых в Санкт-Петербурге;

ДК(Т) — индекс роста числа конгрессно-выставочных мероприятий в Санкт-Петербурге в году Т;

Eijkm7 — эластичность спроса для категории приезжих ijkm от изменения числа крупных фирм, имеющих свои представительства в Санкт-Петербурге;

ДF(T) — индекс роста числа крупных фирм в Санкт-Петербурге в году Т;

Eijkm8 — эластичность спроса для категории приезжих ijkm от роста средств, выделяемых на продвижение Санкт-Петербурга как привлекательной туристской дестинации;

ДР(Т) — индекс роста расходов (в неизменных ценах) на продвижение Санкт-Петербурга как привлекательной туристской дестинации в году Т;

Eijkm9 — эластичность спроса для категории приезжих ijkm от качества обслуживания туристов в предшествующем году;

ДQij(T-1) — индекс изменения качества обслуживания туристов категории ij в гостиницах Санкт-Петербурга в предшествующем году.

Eijkm10 — эластичность спроса для категории приезжих ijkm от цены в предшествующем году;

ДVk(T-1) — индекс изменения цен в гостиницах Санкт-Петербурга в предшествующем году.

Вторым уравнением модели является оценка потенциального общего спроса на гостиницы категории k в сезоне m в году T (Dkm(T)). Она определяется как сумма спроса на гостиницы по категориям приезжих, т.е.

Dkm(T) = I IDijkm(T) (2)

j=1:4 i=1:4

Спрос на объекты размещения должен быть сопоставлен с возможностями удовлетворить подобный спрос в Т-м году (Skm(T)). Возможности удовлетворения спроса определяются продолжительностью Lm сезона m и числом мест Nk (T) в гостиницах категории k, т.е.

Skm(T) = Lm * Nk(T)*ym (3)

Где ym — коэффициент предельного использования номерного фонда внутри m-го периода. Этот коэффициент отражает неравномерность спроса внутри периода. В частности, во время «красного» сезона имеются периоды как с очень высоким спросом, так и с относительно небольшим. И определенная часть туристов может оказаться несогласной с изменением сроков пребывания внутри одного сезона. Кроме того, гостиницы 4* и 5*, часто практикуют формирование резерва номеров для неожиданного приезда VIP персон. Поэтому, если теоретически ym равен 1, то на практике его величина оказывается меньше 1.

Дефицит или профицит гостиничных мест в сезоне m в гостиницах класса k определяется уравнением:

6km(T) = Dkm(T) — Skm(T) (4)

Если возникает профицит, то это означает, что все желающие приехать в соответствующий сезон, могут приехать и обеспечить ночевку в тех местах размещения, на которые они рассчитывали. Если возникает дефицит, то часть приезжающих может вообще отказаться от посещения Санкт-Петербурга (или сократить свое пребывание) либо согласиться на приезд в другое время или на размещение в гостиницах других категорий. Для того, чтобы оценить сдвиг спроса по категории гостиниц и сезону рассчитывается дефицит гостиничных мест для каждой категории приезжих (6ijkm(T)), которая определяется исходя из

предположения, что практически все категории туристов получают отказ прямо пропорционально спросу, т.е.

6ijkm(T) = max(0;6km(T))* Dijkm(T) / Dkm(T) (5)

Сдвиг спроса определяется многими факторами, среди которых наиболее важными являются:

— yijkmln предельная доля приезжих категории ij сменить размещение в гостиницах класса k в сезоне m на гостиницу класса l в сезоне n. Эта величина меньше либо равна 1. Если подобная замена полностью не удовлетворяет приезжих, то yijkmin= 0.

— Aijkmln уровень удовлетворения приезжих категории ij при изменении размещения их в гостинице класса k в сезоне m на гостиницу класса l в сезоне n. Эта величина меньше 1. Если подобная замена полностью не удовлетворяет приезжих, то Aijkmln = 0.

Сдвиг спроса определяется на основе решения оптимизационной задачи, описывающей перераспределение не размещенных в соответствии со своими запросами приезжих, либо по гостиницам другого класса либо в другое время. Основной переменной задачи является Xijkmln, которая определяет какое количество приезжих категории ij согласны на изменение размещения в гостиницах класса k на гостиницы класса l и изменение сезона посещения с m на n.

I IXijkmln <6ijkm(T), ie1:4; je1:4; ke1:6; me1:3; (6.1)

l=1:6 n=1:3

I II I Xijkmln < — min(0;6ln(T)), le1:6; ne1:3; (6.2)

k=1:6 m=1:3 i=1:4 j=1:4

0 < Xijkmln< yijkmln *6ijkm(T), ie1:4; je1:4; ke1:6; me1:3; ne1:3; (6.3) Aijkmln *Xijkmln => max (6.4)

k=1:6 m=1:3 i=1:4 j=1:4 l=1:6 n=1:3

В оптимизационной задаче (6.1 — 4) ограничение (6.1) означает, что должно быть перераспределено не больше того числа приезжих, которые не могут быть размещены в соответствии со своими запросами. Ограничение (6.2) означает, что невозможно перераспределить в определенную категорию мест размещения большего числа приезжих, чем там имеется мест.

Оптимальное решение задачи (6.1-4) обозначим через X*ijkmln.

Окончательный размер спроса (dkm) на размещение в гостинице категории k в сезоне m определяется на основе следующего равенства:

dkm (Т) = min(Skm(T); Dkm(T) + I II I X*ijlnkm) (7)

i=1:4 j=1:4 l=1:6 n=1:3

Нехватка мест и изменение условий размещений приводят к снижению оценки качества приема категорией приезжих ij, намеревавшихся посетить Санкт-Петербург в сезоне m и стремившихся разместиться в гостиницах класса k. Подобная оценка качества приема Qijkm^), оценивается по формуле:

Qijkm(r) = (Dijkm(T) -6ijkm(T) + I I Aijkmln *X*ijkmln)/ Dijkm(T) (8)

l=1:6 n=1:3

Общая оценка качества приема в Санкт-Петербурге обычно происходит по группам потребителей, имеющих разную цель приезда и страну прибытия. Разные группы потребителей, ориентирующихся на гостиницы разных категорий, имеют разную значимость в формировании общественного мнения. Принято считать, что чем на большую классность гостиницы претендуют приезжие, тем большее влияние на общественное мнение они имеют. Оценка качества приема Qij^) в Санкт-Петербург приезжих категории ij определяется по формуле:

I I Bijk* Qijkmfr)* Dijkm(T)

k=1:6 m=1:3

QijCO =------------------------------- (9)

I I Bijk* Dijkm(T)

k=1:6 m=1:3

где Bijk значимость оценки категории туристов, ориентирующихся на k-ую категорию размещения для формирования мнения приезжающих категории ij.

Оценка качества приема сказывается на спросе на ночевки в следующем периоде Т+1.

Блок оценки экономических результатов деятельности гостиничного бизнеса

Основной задачей, решаемой в этом блоке, является определение тех финансово-экономических результатов, которые позволяют оценить, насколько выгодно вкладывать деньги в гостиничный бизнес, а также отследить динамику цен на гостиничные услуги.

Первым из уравнений этого блока является определение среднего уровня цен на проживание в текущем периоде ^к(Т)). Поскольку в программах развития туризма в Санкт-Петербурге основной акцент делается на прием иностранных гостей, то все экономические характеристики должны быть выражены в резервной валюте. В качестве подобной валюты, исходя из географии мест прибытия гостей, для модели выбрано евро.

X Vkm (Т)* dkm (Т) т=1:3

Vk(T) = -

X dkm (Т) т=1:3

(10)

где — цены на 1 ночевку в сезоне т.

Вторым фактором, определяющим экономическую эффективность деятельности гостиничного бизнеса является заполняемость Zk гостиниц категории к, которая определяется по формуле:

офисное оборудование, транспорт) изменяется с учетом индекса инфляции.

3) Полностью амортизированное имущество заменяется на новое.

Формализация этих допущений приводит к тому, что суммарная величина амортизационных отчислений равна:

DEPRk(T) = DEPRk(T-1) + vRk ^к(Т)^к(Т)*1к(Т) (15)

DEPMk(T) = DEPMk(T-1) + vMk *(1^к(Т))^к(Т)*1к(Т)

+ DEPMk(T-1/vMk)*(J(T,T-1/vMk) — 1) (16)

DEPk(T) = DEPRk(T) + DEPMk(T) (17)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Где DEPRk(T) — амортизационные отчисления на объекты недвижимости, используемые гостиницами категории к; DEPMk(T) — амортизационные отчисления на оборудование, используемые гостиницами категории к; vRk - средняя норма амортизации для объектов недвижимости категории к; vМk -средняя норма амортизации для оборудования гостиниц категории к; с^к(Т) — доля инвестиционных расходов, приходящаяся на строительство объектов недвижимости при создании гостиницы категории к; ДNk(T)- прирост числа мест в Т-м году в к-ой категории гостиниц; 1к(Т) — инвестиционные расходы, связанные с созданием 1-го койко-места в гостиницах к-ой категории;

J(T,T-1/vMk) — индекс инфляции за период с момента ввода оборудования Т-1^к до момента времени Т.

Удельные амортизационные расходы на 1 койко-место в году Т определяются по формуле:

СDEk(T) = DEPk(T)/Nk(T) (18)

Zk = X dkm(Т) /( N^*365) (11)

т=1:3

Себестоимость ведения гостиничного бизнеса определяется постоянными и переменными затратами. Величина удельных переменных затрат (^к(Т)) может считаться неизменной в фиксированных ценах, однако, в связи с реальными инфляционными процессами она увеличивается на величину инфляции, а также корректируется на курс евро/рубль.

^к(Т) = CVRk * J(T)/EUR(T) (12)

Прочие условно-постоянные расходы, связанные с обслуживанием 1 койко-места гостиницы категории к определяются зависимостью:

COFk(Т) = COFRk * J(T)/EUR(T) (19)

где COFRk — прочие условно-постоянные затраты на 1 койко-место в гостиницах к-ой категории в начальном году моделирования, выраженные в рублях.

Общая величина условно-постоянных затрат на 1 койко-место в году T равняется:

Где CVRk — удельные переменные затраты в гостиницах кой категории в начальном году моделирования, выраженные в рублях;

J(T) — накопленный индекс инфляции к концу года T с конца начального года моделирования

EUR(T) — прогнозный курс евро/рубль в году Т

Постоянные затраты гостиниц складываются из таких составляющих как расходы на персонал, амортизация и прочие условно-постоянные расходы. Расчет постоянных затрат базируется на удельных расходах на 1 койко-место в гостиницах разных категорий.

Величина расходов на персонал определяется прежде всего числом работников ^к(Т)), обслуживающих гостиницы к-ой категории в Т-м году

STk(Т) = Лк* Nk(T) (13)

Где Лк — нормативная численность персонала в гостиницах к-ой категории на 1 койко-место.

Удельные расходы на персонал ^к(Т)) на 1 койко-место определяются средней заработной платой персонала гостиниц к-ой категории в начальном году моделирования (WGk) в рублях, индексом роста заработной платы с момента начала моделирования (МШ), а также величиной социальных отчислений (ЕСНШ), т.е.

PRk(Т) = JW(T)*12* WGk*(1+ ЕСН(T))/EUR(T) (14)

Амортизационные отчисления (DEPk(T))определяются исходя из следующих допущений:

1) Величина амортизационных отчислений, связанная с объектами недвижимости остается неизменной с момента ввода гостиницы в эксплуатацию.

2) Величина амортизационных отчислений на другие виды оборудования (прежде всего инвентарь, лифтовое хозяйство,

CFk(Т) = COFk(Т) + СDEk(T) + PRk(Т) (20)

Прибыль гостиниц лк категории к определяется следующим образом:

лк= (X (лк +Vk(T)-CVk(Т))*dkm(Т) — Nk(T)* CFk(Т))*(1-tp) (21)

т=1:3

где — лк -дополнительная прибыль гостиниц категории к от пребывания 1 гостя в течение 1 суток (прибыль от питания, предоставления дополнительных услуг и т.п.).

tp — ставка налога на прибыль.

Рентабельность эксплуатации 1 номера определяется следующей зависимостью:

REk(T) = лк / Nk(T) (22)

Планируемая на следующий период величина цен на проживание зависит не только от спроса, но и от факторов, определяющих рост издержек

Дефицит в местах размещения обычно приводит к росту цен на гостиничные услуги. Исходя из практики работы российских гостиниц, можно утверждать, что дефицит в одном сезоне приводит к росту цен во всех других сезонах. Поэтому изменение средних цен на гостиничные услуги под влиянием спроса описывается уравнением:

VDk(T+1) = Vk(T) + гк *тах ©ктт^кта)) (23)

т=1:3

гк эластичность цены от спроса для категории гостиниц к.

Формируя уровень цен на следующий период, владельцы гостиниц учитывают также необходимость покрытия своих ожидаемых постоянных издержек CFk(Т+1) и переменных издержек,

величина которых определяется на основе текущего спроса, а также нормативного уровня рентабельности своей деятельности №к(Т)), т.е.:

Х^к(Т+1)^кт(Т) + N^+1)* CFk(Т+1) т=1:3

VСk(T+1) =------------------*(1+ NRk(Т)) (24)

X dkm (Т) т=1:3

Плановая средняя цена будущего периода ^к0"+1)) определяется с учетом как возможной цены по спросу, так и по затратам. Кроме того, при определении цены будущего периода необходимо учитывать, что слишком резкое увеличение цены может резко обвалить спрос в будущем периоде, так как возникает шоковая реакция на неконтролируемый рост цен. Таким образом, плановая средняя цена будущего периода определяется по формуле:

VFk(T+1) = гтт(ак^к0+1)+ А-ак^СкП+М+шк^кЩ (25)

где ак — коэффициент значимости спроса при определении цены для гостиниц к-ой категории; шк — предельно допустимый прирост цен для гостиниц к-ой категории.

Цены на размещение приезжих в будущем периоде в том сезоне обычно определяются с учетом надбавок (скидок) к средней цене (фкт), т.е.

Vkm(T+1) = VFk(T+1)*(^km)

(26)

ISkffl = ISk (T, Mk(T))* SNk

(27)

ROIk(T) = REk(T)*SNk / Ік(Т)

(28)

где TEk(T) — средний срок строительства гостиницы категории к, начатой строительством в году Т.

В качестве оценки привлекательности инвестиций (1РкШ) в гостиницу категории к рассматривается отношение простого срока окупаемости вложений в гостиницу категории к со средним сроком окупаемости инвестиций в регионе ^РШ).

Блок оценки размеров инвестиций в развитие гостиниц и прирост номерного фонда

В случае, если имеется дефицит номерной емкости, то инвесторы будут вкладывать средства в строительство новых мест размещения, только в том случае, когда имеется надежда на достаточно высокую окупаемость вложений. С целью оценки окупаемости новых вложений определяется стоимость строительства стандартной гостиницы категории к. Размер ^к(Т) вложений в стандартную гостиницу категории к зависит от числа мест SNk в стандартной гостинице и Mk(T) числа площадок в Санкт-Петербурге, пригодных для размещения гостиниц категории к в момент времени Т.

где ^к(Х МкШ) — функция удельных инвестиционных затрат на строительство 1 номера.

Рентабельность инвестиций в строительство гостиницы категории к определяется зависимостью:

Простой срок окупаемости инвестиций RPk(T) оценивается как

IPk(T) = тах(О; RPk(T)/ ARP(T))

(ЗО)

Дефицит номерного DNk(T) фонда категории k в году Т равняется

DNk(T) =max (max^kmKTM/Lm) т=1:З

(З1)

Реакция рынка инвестиций зависит от привлекательности инвестиций и сложившегося дефицита номерного фонда. При оценке размеров инвестиций необходимо также учитывать, что строительство новых гостиниц предполагает определенное минимальное число мест в новых гостиницах к-ой категории (MNk). Размер реальных инвестиций зависит также от коэффициента реакции рынка q на привлекательность вложений в гостиничный бизнес. Учитывая указанные обстоятельства получаем:

6Nk(T) = MNk* [ DNk(T)*exp(q* IPk(T))/ MNk]

(З2)

где 5Nk(T) — число мест в гостиницах категории к, строительство которых началось в году Т.

[ ] — функция округления

Начало строительства новых гостиниц категории к приводит к изменению числа участков в Санкт-Петербурге, пригодных для размещения гостиниц категории к. Если считать, что число мест пригодных к строительству гостиниц категории к измеряется в квадратных метрах, то

Mk(T+1)= Mk(T)- SQk* 6Nk(T)

(ЗЗ)

Где SQk — площадь площадки, отводимой под строительство гостиницы категории к.

Ввод новых мест в гостиницах категории к осуществляется через TEk(T) лет, т.е.

ДNk(T+1) = 6Nk(T- TEk(T)) Nk(T+1) =Nk(T) +ДNk(T+1)

(34)

(35)

RPk(T)= 1/ ROIk(T) + TEk(T)

(29)

Предложенная имитационная модель реализована (с небольшими упрощениями) для прогноза развития гостиничного бизнеса в Санкт-Петербурге. В качестве исходных данных для построения модели использовалась информация о развитии рынка гостиничных услуг за период с 2000 по 2007 гг., представленная в отчетах Петербургкомстата, Петростата, Госкомстата, а также в маркетинговых исследованиях, проводившихся по заказу Комитета по инвестициям и стратегическим проектам города в 2006 г.

Литература

1. Иванилов Ю.П., Лотов А.В. Математические модели в экономике. — М. Наука, 1979. — 303 с.

2. Потапов А.Л., Применение имитационной компьютерной модели для определения оптимальной структуры долгосрочного капитала фирмы // Финансовый менеджмент. — 2002. — № 1.

3. Павловский Ю.Н. Имитационные модели и системы. — М: Фазис, 2003. — 131 с.

4. Сменцарев Г.Н. Имитационные модели и анализ трудноформализуемых данных // PC Week, 20.07.1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.