Научная статья на тему 'Методические подходы к формированию имитационно-динамической модели развития гостиничного комплекса Санкт-Петербурга'

Методические подходы к формированию имитационно-динамической модели развития гостиничного комплекса Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гостиничный комплекс / ИНВЕСТИЦИИ / имитационная модель / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / опрос / экономические характеристики

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богданов Евгений Иванович, Корнеев Александр Евгеньевич

В статье рассматривается методические подходы к формированию имитационно-динамической модели развития гостиничного комплекса Санкт-Петербурга, которые позволяют наиболее полно учитывать приезжих в гостиничном обслуживание разного уровня, возможности средств размещения, необходимость строительства новых размещение и особенность инвестиционной привлекательности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к формированию имитационно-динамической модели развития гостиничного комплекса Санкт-Петербурга»

Ат ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СФЕРЫ УСЛУГ

УДК 640.41 ББК 65

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ИМИТАЦИОННОДИНАМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Е.И. Богданов, А.Е. Корнеев*

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 192171, Санкт-Петербург, ул.Седова, 55/1

Основными факторами, определяющими развитие гостиничного бизнеса в Санкт-Петербурге являются:

1) поток приезжих, нуждающихся в гостиничном обслуживании разного уровня;

2) предложение гостиниц разной ценовой категорий в разные периоды

года;

3) готовность приезжих воспользоваться гостиницами тех категорий, которые не рассматривались первоначально как наиболее предпочтительные;

4) готовность приезжих изменить сроки посещения Санкт-Петербурга;

5) размер инвестиций, необходимых для строительства гостиниц разного класса;

6) инвестиционная привлекательность вложения средств в гостиничный бизнес по сравнению с другими вариантами их вложения;

7) экономическая привлекательность деятельности гостиниц;

8) территориальные возможности Санкт-Петербурга по размещению гостиниц разных классов.

В свою очередь перечисленная совокупность факторов имеет причинно-следственные связи со значительным количеством внешних факторов, к числу которых можно отнести:

1) темпы роста экономики Санкт-Петербурга;

2) темпы роста экономики Российской Федерации, стран СНГ, Европы и

мира;

* Богданов Евгений Иванович, кандидат экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ; Корнеев Александр Евгеньевич, руководитель комиссии по инвестиционной деятельности Российского союза туриндустрии, аспирант кафедры «Экономика туризма» СПбГУСЭ; тел.: (812)786-32-24; e-mail: iemeo@mail.ru

3) число и масштабы конгрессно-выставочных предприятий, проводимых в Санкт-Петербурге;

4) число крупных российских и иностранных фирм, имеющих свои представительства (штаб-квартиры) в Санкт-Петербурге;

5) интенсивность мероприятий по продвижению Санкт-Петербурга как привлекательной туристской дестинации.

Предлагаемая нами имитационно-динамическая модель состоит из трех блоков, первый из которых описывает динамику потока приезжих, второй - финансово-экономические результаты, получаемые в сфере гостиничного бизнеса, третий описывает динамику инвестиций в строительство гостиниц.

Блок оценки спроса на услуги гостиниц.

Основой спроса на гостиничные услуги является поток приезжих, который дифференцируется по:

- цели приезда 0), которая включает такие категории, как туризм 0=1), бизнес-поездки 0=2); участие в конгрессно-выставочных мероприятиях (1=3); прочие цели посещения 0=4);

- группе стран пребывания 0), которая включает следующие группы: Россия 0=1), другие страны СНГ 0=2), страны Европы 0=3), прочие страны мира 0=4);

- уровню запрашиваемого качества и стоимости гостиничных услуг (к), которая включает: запрос на размещение в гостиницах 5* (к=1), запрос на размещение в крупных и средних гостиницах 4* (к=2), запрос на размещение в мини-гостиницах 4* (к=3), запрос на размещение в крупных и средних гостиницах 3* (к=4), запрос на размещение в минигостиницах 3* (к=5), запрос на размещение в гостиницах эконом класса (к=6);

- сезону посещения (т), который делится на: «красный» - с 15 мая по 31 июля (т=1); «желтый» - с 1 апреля по 15 мая и с 1 августа по 30 сентября (т=2); «синий» - остальная часть года (т=3).

Первые уравнения модели описывают зависимость потенциального спроса (в человекоднях) на проживание в гостиницах Санкт- Петербурга в году T ^цкт(Т)) от описанных выше внешних факторов. В общем виде подобная зависимость имеет вид:

Dijkm(T)= Dijkm(T-1)(1+Eijkm1*ЛS(T)+ Еикт2*ДК(Т)+ Еикт3*ДС(Т)+

+Еикт4*Ди(Т)+ Eijkm5*ЛW(T)+ Ецкт6*ДК(Т)+ Ецкт7*ДР(Т)+Еикт8*ДР(Т)+ +Ецкт9*ДЦЩТ-1) +Еикт10*ДУк(Т-1)) (1),

где Ецкт1 - эластичность спроса для категории приезжих цкт от роста экономики города;

AS(T) - индекс роста валового регионального продукта в году Т;

Eijkm2 - эластичность спроса для категории приезжих ijkm от роста экономики РФ;

AR(T) - индекс роста ВВП России в году Т;

Eijkm3 - эластичность спроса для категории приезжих ijkm от роста экономики СНГ;

AQT) - индекс роста ВВП стран СНГ в году Т;

Eijkm4 - эластичность спроса для категории приезжих ijkm от роста экономики стран Европы;

AU(T) - индекс роста ВВП стран Европы в году Т;

Eijkm5 - эластичность спроса для категории приезжих ijkm от роста экономики мира;

AW(T) - индекс роста мирового ВВП в году Т;

Eijkm6 - эластичность спроса для категории приезжих ijkm от числа конгрессно-выставочных мероприятий, проводимых в Санкт-Петербурге;

A^T) - индекс роста числа конгрессно-выставочных мероприятий в Санкт-Петербурге в году Т;

Eijkm7 - эластичность спроса для категории приезжих ijkm от изменения числа крупных фирм, имеющих свои представительства в Санкт-Петербурге;

AF(T) - индекс роста числа крупных фирм в Санкт-Петербурге в году Т;

Eijkm8 - эластичность спроса для категории приезжих ijkm от роста средств, выделяемых на продвижение Санкт-Петербурга как привлекательной туристской дестинации;

ЛРт - индекс роста расходов (в неизменных ценах) на продвижение Санкт-Петербурга как привлекательной туристской дестинации в году Т;

Eijkm9 - эластичность спроса для категории приезжих ijkm от качества обслуживания туристов в предшествующем году;

AQij(T-1) - индекс изменения качества обслуживания туристов категории ij в гостиницах Санкт-Петербурга в предшествующем году.

Eijkm10 - эластичность спроса для категории приезжих ijkm от цены в предшествующем году;

AVk(T-1) - индекс изменения цен в гостиницах Санкт-Петербурга в предшествующем году.

Вторым уравнением модели является оценка потенциального общего спроса на гостиницы категории k в сезоне m в году T (Dkm(T)). Она определяется как сумма спроса на гостиницы по категориям приезжих, т.е.

Dkm(T) = Е Е Dijkm(T) (2)

j=1:4 i=1:4

Спрос на объекты размещения должен быть сопоставлен с возможностями удовлетворить подобный спрос в Т-м году (Skm(T)). Возможности удовлетворения спроса определяется продолжительностью Lm сезона m и числом мест Nk (T) в гостиницах категории k, т.е.

Skm(T) = Lm * Nk(T)*ym (3)

Где ym - коэффициент предельного использования номерного фонда внутри m-го периода. Этот коэффициент отражает неравномерность спроса внутри периода. В частности, во время «красного» сезона имеются периоды как с очень высоким спросом, так и с относительно небольшим. И определенная часть туристов может оказаться несогласной с изменением сроков пребывания внутри одного сезона. Кроме того, гостиницы 4* и 5*, часто практикуют формирование резерва номеров для неожиданного приезда VIP персон. Поэтому, если теоретически ym равен 1, то на практике его величина оказывается меньше 1.

Дефицит или профицит гостиничных мест в сезоне m в гостиницах класса k определяется уравнением:

5km(T) = Dkm(T) - Skm(T) (4)

Если возникает профицит, то это означает, что все желающие приехать в соответствующий сезон могут приехать и обеспечить ночевку в тех местах размещения, на которые они рассчитывали. Если возникает дефицит, то часть приезжающих может вообще отказаться от посещения Санкт-Петербурга (или сократить свое пребывание) либо согласиться на приезд в другое время или на размещение в гостиницах других категорий. Для того чтобы оценить сдвиг спроса по категории гостиниц и сезону, рассчитывается дефицит гостиничных мест для каждой категории приезжих (Sijkm(T)), которая определяется исходя из предположения, что практически все категории туристов получают отказ прямо пропорционально спросу, т.е.

Sijkm(T) = max(0; 5km(T))* Dijkm(T) / Dkm(T) (5)

Сдвиг спроса определяется многими факторами, среди которых наиболее важными являются:

- yijkmln предельная доля приезжих категории ij сменить размещение в гостиницах класса k в сезоне m на гостиницу класса l в сезоне n. Эта величина меньше либо равна 1. Если подобная замена полностью не удовлетворяет приезжих, то yijkmln = 0;

- Aijkmln уровень удовлетворения приезжих категории ij при изменении размещения их в гостинице класса k в сезоне m на гостиницу

класса ! в сезоне п. Эта величина меньше 1. Если подобная замена полностью не удовлетворяет приезжих, то Ацкт!п = 0.

Сдвиг спроса определяется на основе решения оптимизационной задачи, описывающей перераспределение не размещенных в соответствии со своими запросами приезжих либо по гостиницам другого класса, либо в другое время. Основной переменной задачи является Хцкт!п, которая определяет, какое количество приезжих категории ц согласно на изменение размещения в гостиницах класса к на гостиницы класса ! и изменение сезона посещения с т на п.

Е Е Хцкт!п < Зцкт^), 1е1:4; je1:4; ke1:6; me1:3; (6.1)

1=1:6 п=1:3

Е Е Е Е Xijkmln < - min(0;5ln(T)), lel:6; nel:3; (6.2)

k=1:6 m=1:3 i=1:4 j=1:4

0 < Xijkmln < yijkmln *5ijkm(T), iel:4; jel:4; kel:6; mel:3; lel:6; nel:3;

(6.3)

Е Е Е Е Е Е Aijkmln *Xijkmln => max (6.4)

k=1:6 m=1:3 i=1:4 j=1:4 l=1:6 n=1:3

В оптимизационной задаче (6.1 - 4) ограничение (6.1) означает, что должно быть перераспределено не больше того числа приезжих, которые не могут быть размещены в соответствии со своими запросами. Ограничение (6.2) означает, что невозможно перераспределить в определенную категорию мест размещения большее число приезжих, чем там имеется мест.

Оптимальное решение задачи (6.1-4) обозначим через X*ijkmln.

Окончательный размер спроса (dkm) на размещение в гостинице категории k в сезоне m определяется на основе следующего равенства:

dkm (Т) = min(Skm(T); Dkm(T) + Е Е Е Е X*ijlnkm) (7) i=1:4 j=1:4 l=1:6 n=1:3

Нехватка мест и изменение условий размещений приводят к снижению оценки качества приема категорией приезжих ij, намеревавшихся посетить Санкт-Петербург в сезоне m и стремившихся разместиться в гостиницах класса k. Подобная оценка качества приема Qijkm(T) оценивается по формуле:

Методические подходы к формированию имитационно-динамической модели

развития гостиничного комплекса Санкт-Петербурга

Ццкт(Т) = ^цкт(Т) - букт^) + Е Е Aijkmln *X*ijkmln)/ Dijkm(T)

(8)

1=1:6 п=1:3

Общая оценка качества приема в Санкт-Петербурге обычно происходит по группам потребителей, имеющих разную цель приезда и страну прибытия. Разные группы потребителей, ориентирующихся на гостиницы разных категорий, имеют разную значимость в формировании общественного мнения. Принято считать, что чем на большую классность гостиницы претендуют приезжие, тем большее влияние на общественное мнение они имеют. Оценка качества приема Цц(Т) в Санкт-Петербург приезжих категории У определяется по формуле:

Е Е Бук* Ццкт(Т)* Dijkm(T)

к=1:6 т=1:3

аи(Т) = ---------------------------------- (9)

Е Е Бук* Dijkm(T) к=1:6 т=1:3,

где Бijk значимость оценки категории туристов, ориентирующихся на к-ую категорию размещения для формирования мнения приезжающих категории

и.

Оценка качества приема сказывается на спросе на ночевки в следующем периоде Т+1.

Блок оценки экономических результатов деятельности гостиничного бизнеса

Основной задачей, решаемой в этом блоке, является определение тех финансово-экономических результатов, которые позволяют оценить, насколько выгодно вкладывать деньги в гостиничный бизнес, а также отследить динамику цен на гостиничные услуги.

Первым из уравнений этого блока является определение среднего уровня цен на проживание в текущем периоде (Ук(Т)). Поскольку в программах развития туризма в Санкт-Петербурге основной акцент делается на прием иностранных гостей, то все экономические характеристики должны быть выражены в резервной валюте. В качестве подобной валюты, исходя из географии мест прибытия гостей, для модели выбрано евро.

Е Укт (Т)* dkm (Т) т=1:3

Ук(Т) =--------------------------------------- (10),

Е dkm (Т)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т=1:3

где - цены на 1 ночевку в сезоне т.

Вторым фактором, определяющим экономическую эффективность деятельности гостиничного бизнеса, является заполняемость Ік гостиниц категории к, которая определяется по формуле:

Ік = X акт(Т) /( Ык(Т)*365) (11)

т=1:3

Себестоимость ведения гостиничного бизнеса определяется постоянными и переменными затратами. Величина удельных переменных затрат (СУк(Т)) может считаться неизменной в фиксированных ценах, однако, в связи с реальными инфляционными процессами, она увеличивается на величину инфляции, а также корректируется на курс евро/рубль.

СУк(Т) = СУКк * ДТ)/ЕШ(Т) (12),

где СУКк - удельные переменные затраты в гостиницах ^ой категории в начальном году моделирования, выраженные в рублях;

ОТ - накопленный индекс инфляции к концу года Т c конца начального года моделирования;

ЕШ(Т) - прогнозный курс евро/рубль в году Т.

Постоянные затраты гостиниц складываются из таких составляющих, как расходы на персонал, амортизация и прочие условно-постоянные расходы. Расчет постоянных затрат базируется на удельных расходах на 1 койко-место в гостиницах разных категорий.

Величина расходов на персонал определяется прежде всего числом работников (БТк(Т)), обслуживающих гостиницы к-ой категории в Т-м году

БТк(Т) = А,к* М(Т) (13),

где А,к - нормативная численность персонала в гостиницах ^ой категории на

««і

1 койко-место.

Удельные расходы на персонал (РКк(Т)) на 1 койко-место

и /«" и и | и

определяются средней заработной платой персонала гостиниц к-ой категории в начальном году моделирования ^Єк) в рублях, индексом роста заработной платы с момента начала моделирования (^(Т)), а также величиной социальных отчислений (ЕСН(Т)), т.е.

РКк(Т) = Ш(Т)*12* WGk*(1+ ЕСН(Т))/ЕШ(Т) (14)

Амортизационные отчисления (РЕРк(Т)) определяются исходя из следующих допущений:

1) величина амортизационных отчислений, связанная с объектами недвижимости, остается неизменной с момента ввода гостиницы в эксплуатацию;

2) величина амортизационных отчислений на другие виды оборудования (прежде всего инвентарь, лифтовое хозяйство, офисное оборудование, транспорт) изменяется с учетом индекса инфляции;

3) полностью амортизированное имущество заменяется на новое. Формализация этих допущений приводит к тому, что суммарная

величина амортизационных отчислений равна:

DEPRk(T) = DEPRk(T-1) + vRk *aRk(T)*ANk(T)*Ik(T) (15)

DEPMk(T) = DEPMk(T-1) + vMk *(1-oRk(T))*ANk(T)*Ik(T)

+ DEPMk(T-1| vMk)*(J(T,T-1| vMk) - 1) (16)

DEPk(T) = DEPRk(T) + DEPMk(T) (17),

где DEPRk(T) - амортизационные отчисления на объекты недвижимости, используемые гостиницами категории k; DEPMk(T) - амортизационные отчисления на оборудование, используемые гостиницами категории k; vRk -средняя норма амортизации для объектов недвижимости категории k; vMk -средняя норма амортизации для оборудования гостиниц категории k; aRk(T)

- доля инвестиционных расходов, приходящаяся на строительство объектов недвижимости при создании гостиницы категории k; ANk(T) - прирост числа мест в Т-м году в k-ой категории гостиниц; Ik(T) - инвестиционные расходы, связанные с созданием 1-го койко-места в гостиницах k-ой категории;

J(T,T-1| vMk) - индекс инфляции за период с момента ввода оборудования T-1| vMk до момента времени Т.

Удельные амортизационные расходы на 1 койко-место в году Т определяются по формуле:

СDEk(T) = DEPk(T)|Nk(T) (18)

Прочие условно-постоянные расходы, связанные с обслуживанием 1 койко-места гостиницы категории k определяются зависимостью:

COFkfr) = COFRk * J(T)|EUR(T) (19),

где COFRk - прочие условно-постоянные затраты на 1 койко-место в гостиницах k-ой категории в начальном году моделирования, выраженные в рублях.

Общая величина условно-постоянных затрат на 1 койко-место в году T равняется:

CFk(T) = COFk(T) + CDEk(T) + PRk(T) (20)

Прибыль гостиниц rck категории k определяется следующим образом:

rck= (Е (pk +Vk(T)-CVk(T))*dkm(T) - Nk(T)* CFk(T))*(1-tp) (21),

m=1:3

где pk - дополнительная прибыль гостиниц категории k от пребывания 1 гостя в течение 1 суток (прибыль от питания, предоставления дополнительных услуг и т.п.); tp - ставка налога на прибыль.

Рентабельность эксплуатации одного номера определяется следующей зависимостью:

REk(T) = rck / Nk(T) (22)

Планируемая на следующий период величина цен на проживание зависит не только от спроса, но и от факторов, определяющих рост издержек. Дефицит в местах размещения обычно приводит к росту цен на гостиничные услуги. Исходя из практики работы российских гостиниц, можно утверждать, что дефицит в одном сезоне приводит к росту цен во всех других сезонах. Поэтому изменение средних цен на гостиничные услуги под влиянием спроса описывается уравнением:

VDk(T+1) = Vk(T) + sk *max (Dkm(T)/Skm(T)) (23),

m=1:3

sk эластичность цены от спроса для категории гостиниц k.

Формируя уровень цен на следующий период, владельцы гостиниц учитывают также необходимость покрытия своих ожидаемых постоянных издержек CFk(T+1) и переменных издержек, величина которых определяется на основе текущего спроса, а также нормативного уровня рентабельности своей деятельности (NRk(T)), т.е.

ZCVk(T+1))*dkm(T) + Nk(T+1)* CFk(T+1) m=1:3

VCk(T+1) =-------------------------------------------------------------------

*(1+ NRk(T)) (24)

Е dkm (T)

m=1:3

Плановая средняя цена будущего периода (VFk(T+1)) определяется с учетом как возможной цены по спросу, так и по затратам. Кроме того, при

определении цены будущего периода необходимо учитывать, что слишком резкое увеличение цены может резко обвалить спрос в будущем периоде, так как возникает шоковая реакция на неконтролируемый рост цен. Таким образом, плановая средняя цена будущего периода определяется по формуле:

УРк(Т+1) = тт(ак*Уйк(Т+1)+ (1- ак)*УСк(Т+1);(1+шк)*Ук(Т)) (25),

где ак - коэффициент значимости спроса при определении цены для гостиниц ^ой категории; шк - предельно допустимый прирост цен для гостиниц ^ой категории.

Цены на размещение приезжих в будущем периоде в m-ом сезоне обычно определяются с учетом надбавок (скидок) к средней цене (фкт), т.е.

Блок оценки размеров инвестиций в развитие гостиниц и прирост номерного фонда

В случае, если имеется дефицит номерной емкости, то инвесторы будут вкладывать средства в строительство новых мест размещения только в том случае, когда имеется надежда на достаточно высокую окупаемость

« Л и

вложений. С целью оценки окупаемости новых вложений определяется стоимость строительства стандартной гостиницы категории ^ Размер !Бк(Т) вложений в стандартную гостиницу категории k зависит от числа мест БМ в стандартной гостинице и Мк(Т) числа площадок в Санкт-Петербурге, пригодных для размещения гостиниц категории к в момент времени Т.

где !Бк(Т, Мк(Т)) - функция удельных инвестиционных затрат на строительство 1 номера.

Рентабельность инвестиций в строительство гостиницы категории к определяется зависимостью:

Укт(Т+1) = УРк(Т+1)*(1+фкт)

(26)

!Бк(Т) = !Бк (Т, Мк(Т))* БМ

(27),

ГО!к(Т) = РЕк(Т)*БМ / !к(Т)

(28)

Простой срок окупаемости инвестиций РРк(Т) оценивается как

РРк(Т)= 1/ РО!к(Т) + ТЕк(Т)

(29),

где ТЕк(Т) - средний срок строительства гостиницы категории ^ начатой строительством в году Т.

В качестве оценки привлекательности инвестиций (!Рк(Т)) в гостиницу категории к рассматривается отношение простого срока окупаемости вложений в гостиницу категории к со средним сроком окупаемости инвестиций в регионе (АКР(Т)).

!Рк(Т) = тах(0; КРк(Т)/ АКР(Т)) (30)

Дефицит номерного DNk(T) фонда категории k в году Т равняется

РМ(Т) =тах (тах(0; 5кт(Т))Дт) (31)

т=1:3

Реакция рынка инвестиций зависит от привлекательности инвестиций и сложившегося дефицита номерного фонда. При оценке размеров инвестиций необходимо также учитывать, что строительство новых гостиниц предполагает определенное минимальное число мест в новых гостиницах кой категории (М^). Размер реальных инвестиций зависит также от коэффициента реакции рынка q на привлекательность вложений в гостиничный бизнес. Учитывая указанные обстоятельства получаем:

8М(Т) = М^* [ DNk(T)*exp(q* !Рк(Т))/ ММ] (32),

где 5Nk(T) - число мест в гостиницах категории ^ строительство которых началось в году Т.

[ ] - функция округления.

Начало строительства новых гостиниц категории к приводит к изменению числа участков в Санкт-Петербурге, пригодных для размещения гостиниц категории к. Если считать, что число мест, пригодных к строительству гостиниц категории к, измеряется в квадратных метрах, то

Мк(Т+1)= Мк(Т)- БЦк* 5Nk(T) (33),

где БЦк - площадь пространства, отводимого под строительство гостиницы категории к.

Методические подходы к формированию имитационно-динамической модели

развития гостиничного комплекса Санкт-Петербурга

Ввод новых мест в гостиницах категории к осуществляется через ТЕк(Т) лет, т.е.

ДМ(Т+1) = 8М(Т- ТЕк(Т)) (34)

М(Т+1) = М(Т) + ДМ(Т+1) (35)

Предложенная имитационная модель реализована (с небольшими упрощениями) для прогноза развития гостиничного бизнеса в Санкт-Петербурге. В качестве исходных данных для построения модели использовалась информация о развитии рынка гостиничных услуг за период с 2000 по 2007 годы, представленная в отчетах Петербургкомстата, Петростата, Госкомстата, а также в маркетинговых исследованиях, проводившихся по заказу Комитета по инвестициям и стратегическим проектам города в 2006 году.

В результате проверки на практике предлагаемая нами имитационная модель развития гостиничного сектора индустрии туризма может быть с успехом реализована при построении регионального прогноза развития туризма в Санкт-Петербурге на период 2015-2020 годов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданов, Е.И. Проблемы долгосрочного планирования и прогнозирования развития туризма в туристском центре: монография /Е.И,Богданов, В.В.Пахомков.

- СПб.: Издат-во СПбГУСЭ, 2005.

2. Иванилов, Ю.П. Математические модели в экономике / Ю.П.Иванилов, А.В.Лотов.

- М.: Наука, 1979.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Потапов, А.Л. Применение имитационной компьютерной модели для определения оптимальной структуры долгосрочного капитала фирмы/А.Л.Потапов// Финансовый менеджмент. - 2002. - №1.

4. Павловский, Ю.Н. Имитационные модели и системы/Ю.Н.Павловский. - М: Фазис, 2003.

5. Сменцарев, Г.Н. Имитационные модели и анализ трудноформализуемых данных/Г.Н.Сменцарев// PC Week, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.