Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И ОЦЕНКЕ АНТИКРИЗИСНОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И ОЦЕНКЕ АНТИКРИЗИСНОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ПРЕДПРИЯТИЕ / ИНСТРУМЕНТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартиросян М.Р.

В данной статье представлен авторский подход локального и системного антикризисного управления с учетом специфических особенностей предприятий малого и среднего бизнеса. Определена концепция механизма антикризисного управления, определена последовательность и противоречивые аспекты реализации данного механизма на практике. Сформированы временные рамки антикризисного управления для субъектов малого и среднего бизнеса в России. Разработаны инструменты эффективного управления для обеспечения стабильного развития малых и средних предприятий. Рассмотрены условия формирования эффективного механизма антикризисного управления, а также проблемы, связанные с разработкой данного механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION AND EVALUATION OF THE ANTI-CRISIS MANAGEMENT MECHANISM OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

This article presents the author's approach to local and systemic crisis management, taking into account the specific features of small and medium-sized businesses. The concept of the anti-crisis management mechanism is defined, the sequence and contradictory aspects of the implementation of this mechanism in practice are determined. The time frame of anti-crisis management for small and medium-sized businesses in Russia has been formed. Effective management tools have been developed to ensure the stable development of small and medium-sized enterprises. The conditions for the formation of an effective anti-crisis management mechanism, as well as the problems associated with the development of this mechanism, are considered.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И ОЦЕНКЕ АНТИКРИЗИСНОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА»

Методические подходы к формированию и оценке антикризисного механизма управления предприятиями малого и среднего бизнеса

CS CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

Мартиросян Мартин Ростомович

аспирант, ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», martirosyanm@mail.ru

В данной статье представлен авторский подход локального и системного антикризисного управления с учетом специфических особенностей предприятий малого и среднего бизнеса. Определена концепция механизма антикризисного управления, определена последовательность и противоречивые аспекты реализации данного механизма на практике. Сформированы временные рамки антикризисного управления для субъектов малого и среднего бизнеса в России. Разработаны инструменты эффективного управления для обеспечения стабильного развития малых и средних предприятий. Рассмотрены условия формирования эффективного механизма антикризисного управления, а также проблемы, связанные с разработкой данного механизма.

Ключевые слова: антикризисное управление, малый и средний бизнес, экономический кризис, предприятие, инструменты антикризисного управления, государственная поддержка, рыночная экономика.

Деятельность предприятий малого и среднего бизнеса подвержена системным рискам, которые существенно усиливаются текущей макроэкономической и геополитической ситуацией. Сложность ведения финансово-хозяйственной деятельности, существенное снижение временных горизонтов планирования в условиях тотальной неопределенности приводит к существенной трансформации антикризисных механизмов управления субъектами предпринимательства, существенному смещению фокуса на государственную поддержку и системную координацию взаимодействия с региональными и муниципальными властями. Соответственно возникает необходимость актуализации методических походов к оценке антикризисных механизмов управления данными субъектами с учетом изменившихся условий, выработке новых подходов и показателей, которые более точно отражают видение развития объектов управления в тактической и стратегической перспективе.

Существуют различные подходы к определению антикризисного управления, но все они связывают вышеуказанное понятие с возникновением и преодолением кризисов. Кризис (как явление в экономике) - это процесс, который ставит под угрозу существование предприятия. В то же время кризис можно рассматривать как явление, вызывающее разрушение старого состояния и переход к новому состоянию предприятия. Кризисы сопровождают весь жизненный цикл предприятия. Каждая из пяти стадий развития предприятия имеет свои специфические кризисы. Сроки определяются характером и количественными последствиями кризисов. Эффективность механизма управления обусловлена совокупностью двух компонентов - превентивного и антикризисного управления. Превентивное управление предполагает планирование стратегий развития предприятия, в то время как антикризисное управление направлено на быстрое сокращение потерь и принятие немедленных мер.

Многие работы современных исследователей посвящены изучению антикризисного управления в малом и среднем бизнесе. Boin A. анализирует проблему кризисного развития и основные составляющие антикризисного управления, предлагает классификацию типов антикризисных стратегий [5]. Bundy J., Pfarrer M.D., Short C.E. предложили механизм комплексной антикризисной диагностики и дали рекомендации по дальнейшему управлению развитием предприятия на основе результатов этой диагностики [6]. Анализ и классификация существующих методов диагностики уровня кризиса на предприятия, методический подход к оценке устойчивости хозяйствующего субъекта, позволяющий объективно определить потенциальные резервы и ресурсы, разработать основные направления развития и необходимые антикризисные меры, предложен Dovbnya S.B., Gichova, N.Yu [7]. Анализ показателей и критериев

оценки финансово-экономической безопасности предприятия, раскрытие содержания и основных факторов формирования кризисных явлений был проведен в работе Gubaryk О.М., Perekhrest I.E. [8]. Kryvovyaziuk I.V. посвятил исследование взаимосвязи между жизненным циклом и развитием антикризисного процесса предприятия, путем повышения эффективности превентивного управления малыми предприятиями и корпорациями [9]. Wysokinska-Senkus A., Raczkowski K. исследуют основные стратегические направления управления финансово-экономической устойчивостью субъектов бизнеса [10].

Ученые в области корпоративного антикризисного управления, такие как Blank I.A. [4] позволили определить два основных направления исследования: (1) выявить меры, этапы и создать систему экспертной оценки эффективности антикризисного механизма управления предприятиями малого и среднего бизнеса; (2) раскрыть определение антикризисного управления, его подходов и его роли в поддержании стабильности финансово-экономических параметров субъекта предпринимательской деятельности.

Несмотря на многочисленные исследования в данной области, многообразие методов и подходов не позволяет точно описать влияние управленческого процесса на развитие кризисной ситуации и ее предупреждение в силу сложности и многомерности влияния рисков различного уровня. В настоящем исследовании предпринята попытка приблизиться к решению данной проблемы.

Оценка механизма антикризисного управления должна базироваться на его системности и органичном включении в постоянные функции высшего менеджмента объекта управления (в данном случае субъектов малого и среднего предпринимательства) с акцентом на использование финансовых ресурсов и инструментов для осуществления этого процесса. Правильнее понимать антикризисное управление как непрерывный процесс отслеживания потенциальных угроз и формирование нескольких сценарных вариантов регулирования исходя из ресурсного потенциала и опыта [1].

Следует отметить, что определение уровня финансово-экономической устойчивости возможной кризисной ситуации на предприятии в соответствии с методиками ряда авторов [2] предполагает разделение стоимостных показателей по направлениям деятельности предприятия: операционные, финансовые и инвестиционные. Учитывая пересмотры ряда исследователей проблем антикризисного управления, внутренние факторы кризиса также определяются тенденциями в формировании денежных потоков.

Принимая во внимание мнение подавляющего большинства ученые, под антикризисным управлением понимаются действия, решения, меры, положительно влияющие на выход или предотвращение угроз финансово-хозяйственной деятельности, сохранение ключевых параметров функционирования в тактической и стратегической перспективах.

Механизм антикризисного управления рассматривается как действия по оптимизации опыта и ресурсного потенциала, обеспечивающие системные и синергети-ческие эффекты, защищающие финансово-экономические интересы от выявленных реальных и потенциальных внешних и внутренних угроз.

Элементами антикризисного механизма управления являются [3]: (1) определение текущих и перспективных

параметров деятельности субъекта бизнеса; (2) условия и факторы, создающие угрозу нарушения параметров или существенного отклонения от запланированных; (3) систему мер и воздействий

направленных на прогнозирование, профилактику, предупреждение и устранение угроз.

При разработке эффективного механизма управления предприятием и системы показателей оценки стабильности финансово-экономических параметров необходимо одной из приоритетных подсистем включить подсистему антикризисного управления. Фактически антикризисное управление осуществляется не только в период обострения кризиса, но и в период его возникновения и развертывания. То есть методы антикризисного управления составляют основу системы мер по нейтрализации угроз.

Антикризисный механизм управления предприятиями малого и среднего бизнеса должен базироваться на нескольких основных принципах:

- системность и преемственность программ и форм государственной поддержки, реализуемых на различных уровнях управления (федерация, регион, субъект бизнеса);

- развитии институциональной среды поддержки малых и средних форм предпринимательства, включая фонды, продвижение проектов, имеющих социальную и коммерческую направленность;

- наличие антикризисных программ поддержки, в которых определены координационные центры и структуры, включенные в администрации регионов, муниципальных образований, конкретные адресные меры поддержки и условиях их получения.

Существенным фактором нестабильности продолжает оставаться непрозрачность малого бизнеса, его гибкость и возможность изменения форм организации и осуществления деятельности, например, полный переход в онлайн формат.

Многие правительственные меры способствуют оздоровлению крупных предприятий и корпораций в период кризиса, однако на развитии предприятий малого и среднего бизнеса это никак не отразится. Судя по практическому опыту последних лет, процесс государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России является достаточно непростым, что особенно отражается в управлении этим процессом на региональном уровне. Таким образом, в текущих экономических условиях, проблемы развития малого и среднего бизнеса, возможно, решить путем объединения усилий самих предпринимателей и региональных властей.

Механизм антикризисного управления отличается специфическими особенностями, последовательностью и противоречивостью, которые проявляются, как во внешней, так и во внутренней среде, обуславливая качественную структуру данного направления.

В экономическом аспекте антикризисное управление представляет использование действенных инструментов, направленных на финансовое оздоровление и выход из кризиса субъекта экономических отношений, что способствует повышению уровня рентабельности, потенциалу финансирования деятельности за счёт собственных финансовых ресурсов, сохранности собственного капитала, развитию устойчивого положения на рынке. При реализации антикризисного управления целесообразно, чтобы предприятие последовательно проходило через определенные стадии жизненного цикла и поэтапно решало возникающие проблемы.

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м м

см см о см

о ш т

X

<

т О X X

Также значимую роль играет процесс исключения всех лишних и чрезмерных расходов, включая затраты на финансирование вспомогательных систем, не добавляющих ценности в периоде роста конкуренции. Следующим этапом после сокращения расходов компании, должен стать глубокий анализ актуальности разработанного компании бизнес плана с целью определения уровня его конкурентоспособности в новых экономических реалиях. В условиях низкого уровня конкурентоспособности концепции бизнеса, повысить уровень экономической безопасности компании практически невозможно ни при каких антикризисных мерах.

Предпринимательский потенциал субъекта экономических отношений должен оцениваться путем анализа доходности и рентабельности компании. Обобщающие показатели эффективности текущей деятельности предприятия и его финансового состояния рассчитываются именно на основе показателей доходности и рентабельности компании. Предпочтительный период для реализации антикризисного управления в сфере малого и среднего бизнеса должен составлять не более двух лет, что обусловлено тем, что примерная продолжительность периода изменения экономической ситуации, складывающейся на рынке, составляет около двух лет, и может даже меньше при высоком уровне конкуренции.

Таким образом, если предприятие не успевает своевременно в данный срок реализовать антикризисные меры управления, то будет вынуждена заново проводить маркетинговые исследования и представлять новый бизнес-план, так как за данный период он может потерять актуальность. Такой временной период, предназначенный для реализации антикризисных мер, не относится к крупным компаниям и корпорациям. По отношению к крупным компаниям сроки реализации антикризисной программы могут составлять более двух лет, это обусловлено тем, что такие корпорации осуществляют данные в рамках вертикальной интеграции, где процесс трансформации требует длительного временного периода. При вертикальной интеграции на корпорации не такое сильное влияние оказывают негативные факторы внешней среды, а процесс антикризисного управления включает меры совершенствования управленческого аппарата.

Это неприемлемо для предприятий малого и среднего бизнеса, для которых реализация антикризисного механизма управления продолжительностью более двух лет, чревато негативными последствиями, вплоть до банкротства.

В последние годы экономические тенденции в сфере малого и среднего бизнеса, подтверждают, что влияние кризиса больше всего отражается на предприятиях, которые функционируют на уровне средней цены по рынку, а потом на предприятиях, работающих с рыночным ценовым сегментом дорогостоящих товаров и услуг, ориентированных на людей с достаточно высокими заработками. Меньше всего негативного влияния кризис оказывает на предприятия, функционирующие в рыночной нише по предложению товаров наиболее низкой стоимости.

При этом необходимо регулирование ряда факторов, препятствующих развитию предприятий малого и среднего бизнеса, функционирующего в рыночной нише, по предложению товаров наиболее низкой стоимости в долгосрочной перспективе: увеличение налогов, усиление мер системы управления налоговыми отношениями и требований по соблюдению обязанностей

осуществлять кредитные платежи в установленные сроки, отсутствие выплат стимулирующего характера.

Ключевой задачей эффективного антикризисного управления является заблаговременная подготовка механизма управления предприятия к потенциальным проблемам, своевременного недопущения негативных факторов развития кризисной ситуации. Административный аппарат предприятий малого и среднего бизнеса в рамках антикризисного управления должен обозначить период реализации антикризисных мер. У каждого отдельного предприятия своя бизнес идея и свой уровень устойчивого положения на рынке, следовательно, кризис неравномерно влияет на развитие каждого отдельной компании также по-разному. Однако при длительном развитии экономического кризиса, негативные экономические условия и факторы затрагивают каждое предприятие, что требует применения мер по финансовому восстановлению и реализации антикризисных мер.

Экономическое положение предприятий малого и среднего бизнеса может измениться в любой момент, независимо развитие экономического кризиса в стране или наоборот эффективного развития экономики. Для своевременного определения времени реализации механизма антикризисного управления, предприятиям малого и среднего бизнеса целесообразно вести регулярный отчет финансового состояние, объемов выручки и продаж. При реализации эффективных и своевременных мер менеджмента компаний финансовое положение должно оставаться стабильным, поскольку грамотные стратегические решения не позволят резкого снижения объема продаж и доходной статьи.

При ситуации, когда локальный кризис в компании все же не удалось предупредить, необходимо последовательно реализовывать меры антикризисного управления:

1. Усиление мер по повышению спроса, увеличения сбыта, расширения рыночного ассортимента продукции и услуг компании. Сегодня концепция маркетинга включает следующие направления развития: реклама, продажи, при которых продавец контактирует напрямую с покупателем, без участия посредников и третьих лиц, комплекс маркетинговых техник, ориентированных на повышение спроса и увеличение объема продаж. При реализации концепция маркетинга, меры предпринимателя направлены не только на повышение потребительского спроса, но и поддержание имиджа и деловой репутации компании.

2. Снижение затрат компании. При отсутствии грамотного управляющего финансовыми ресурсами компании, ее сотрудники могут распоряжаться ими не рациональном порядке, что свидетельствует о том, что финансовой сферой компании должен заведовать один компетентный специалист и распределитель, которым, как правило, выступает сам предприниматель. На первом этапе мерой, способствующей снижению затрат должна стать формирование системы заявок на расходы. Даная мера является наиболее эффективным инструментом регулирования расходов компании. Каждый работник компании при планировании покупки или оплаты счета должен предоставить отчет финансовому директору, в котором обозначена сума покупки, ее функциональное назначение и обоснование необходимости. Данные заявления должны пройти определенны путь согласования и одобрения. Имеет значение поддержка сотрудников различными способами, включая социальные меры по предоставлению питания, компенсации

расходов на путевки в детские лагеря, затрат на обучение, лечение и т.п.

3. Формирование новой структуры управления в компании. При реализации мер по снижению затрат, внутри компании формируется новая структура управления и организации деятельности. Формирование новой структуры управления включает: изменение функционала сотрудников, приостановка новых бизнес планов, разработка бизнес-процесса, в ходе которого обнаруживают и исправляют ошибки, формирования новой формы стимулирования персонала и так далее.

4. Оптимизация ресурсов для выполнения текущих обязательств перед клиентами и контрагентами.

5. Усиление обязанностей предприятий и организаций осуществлять платежи в установленные сроки и в полном объеме. Данный этап наиболее сложный в реализации, поскольку большинство предприятий малого и среднего бизнеса стоят перед дилеммой продолжать деятельность или приостановить процесс. В некотором роде, предприниматели стремятся своевременно выплачивать поставщикам платежи в счет оплаты товаров, работ, услуг до их получения, что дает гарантии выполнения заказанных работ и услуг в надлежащее время.

Каждый этап выполняется ответственным лицом в конкретный срок. Все меры должны быть четко организованы, и данные представлены в течение недели. После разработки плана, его передают на ознакомление персоналу, далее назначая ответственных за его исполнение. Функции руководства компании включают ежедневное регулирование выполнение плана и проверки сотрудников по исполнению задания в обозначенный период.

Анализ практики антикризисного управления предприятий малого и среднего бизнеса в России, которые смогли справиться с кризисом и остаться на плаву, показал, что самым эффективным образом проявили себя следующие антикризисные меры:

1. Повторное выгодное вложение денежных средств в финансовые активы с целью увеличения дохода. Для реализации данного направления применяются следующие инструменты: поиск дополнительных бюджетных ресурсов для новых проектов, привлечение проектного финансирования, включение в сети или кластера более высокого порядка, достижения соглашения с партнерами о поэтапной выплате задолженности.

2. Переход на альтернативную специализацию, модернизацию продуктовой линии для рынка присутствия.

3. Программное оздоровление бизнеса, включая изменение товарораспределительной модели, оптимизация и сокращение непрофильных расходов.

Данные меры являются основой эффективного антикризисного механизма управления. Разработка стратегического антикризисного играет значимую роль в системе антикризисного управления. Стратегический план должен включать комплекс антикризисных мер, используемых для предотвращения кризисных ситуаций и преодоления негативных последствий кризиса с сохранением эффективности предприятия. На рисунке 1 представлены ключевые элементы механизма антикризисного управления предприятий.

При определении факторов и причин развития кризиса на предприятии следует использовать ключевые элементы антикризисного управления, которые включают: процесс управления кадрами, анализ финансового состояния предприятия, сокращение расходов, уве-

личение объема продаж, использование дополнительных ресурсов, трансформация организационной структуры предприятия.

Этапы работы механизма

Анализ фипапгаво-■»нтномичеен"." состояния предприятия

Лнйлта рыночнлй среды и макроэкономики

Снижение постоянных и переменных надержек

У'. [I г. 1-1.. ;);| -м 11 с или

ф и: I I;

альтернативной специализации

Развитие человеческих

ресурсов

Инструмента

Си1.теиа индивидуально фслс |енн -[;. критериев, индикаторе«

Методы оценки конкурентной и

ОтрЙСлерОЙ срслы

Результаты

Определение проблем, ресурсов и резервов антикризисных мер

] Сложение в отрасли, на рынках присутствия, участие к программах

Оптимизация и отказ от непрофильных расходов включая проекты

Рост ликвидности, прибыли, снижение затрат, оптимизация ресурсов

Разработка нозых направлений деятельности (управление, финансы, маркетинг, производи но. сервис, технолегии)

Развитие мотивации и стимулирования сотрудников

Конкурентные преимущества, новые рьшки и группы потребителей ]: р одукции, услуг, технологий

Рост производительности и эффективности труда

Рисунок 1 - Ключевые элементы механизма антикризисного управления предприятиями малого и среднего бизнеса (разработано автором)

Представим ряд основных технологий, которые используются в рамках предупреждения кризисов и несостоятельности предприятий малого и среднего бизнеса:

- метод высокоактивных трансформаций;

- технология по преобразованию долговых обязательств в возможности;

- формирование организационной структуры предприятия;

- идея иерархической декомпозиции системы критериев.

Метод высокоактивных трансформаций используется при наличии фундаментальных временных рамках, что характерно для предприятий малого и среднего бизнеса. Такое положение формируется при наличии определенных доминантных условий и факторов кризиса. Подход высокоактивных трансформаций целесообразно использовать в случае необходимости преодоления кризиса на предприятии в максимально быстрый период.

Технология по преобразованию долговых обязательств в возможности разумно использовать при положении, когда возникает необходимость решить множество задач в строго определенных условиях. Эта технология может быть эффективна в случае, когда сотрудники предприятия будут активно участвовать в процессе трансформации организационной структуры предприятия.

Технологию создания организационной структуры предприятия развития необходимо применять при проблеме, не имеющей конкретных целевых назначений. В данном случае применяют систему человеческих связей и их координацию, где существенным моментом является вовлеченность сотрудников компании в процессе преобразования предприятия.

X X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

Литература

1. Оборин М.С. Механизмы антикризисного управления в агропромышленном комплексе// Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2022. № 7(89). С. 57-64.

2. Оборин М.С. Экономическая безопасность промышленных предприятий в условиях цифровой экономики // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2022. № 1 (207). С. 44-54. doi:10.46554/1993-0453-2022-1-207-44-54.

3. Оборин М. С. Управление кадровыми рисками как фактор экономической безопасности сферы услуг // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021. Т. 11. № 6. С. 161-174.

4. Blank I.A. Osnovy finansovoho menedzhmentu [Fundamentals of financial management]. К.: Elga, Nika-Tsentr, 2044. 656 p.

5. Boin A. The New World of Crises and Crisis Management Implications for Policymaking and Research. In: Review of Policy Research, 2009. July, pp. 121 - 137.

6. Bundy J., Pfarrer M. D., & Short C.E. Crises and Crisis Management: Integration, Interpretation, and Research Development. 2016. 43(6), p. 1661-1692.

7. Dovbnya S.B., Gichova N.Yu. Diagnosis of the level of economic security of the enterprise. In: Finansy Ukrainy. 2018. 4. p. 88-97.

8. Gubaryk О.М., Perekhrest I.E.: Upravlinnia finansovoekonomichnoiu bezpekoiu pidpryiemstva v umovakh kryzy [Management of financial and economic security of the enterprise in times of crisis]. In: Molodyi vchenyi - A young scientist. 2017. 1(41). p. 572 - 575.

9. Kryvovyaziuk I.V.: Antykryzove upravlinnia yak vyznachalna peredumova rozvytku suchasnoho pidpryiemstva [Anti-crisis management as a defining prerequisite for the development of a modern enterprise]. In: Ekonomika i derzhava - Economy and state. 2019. 10. p. 43-47.

10. Wysokinska-Senkus, A., & Raczkowski K.: Economic Security in the Context of Sustainability, Rural Development. Aleksandras Stulginskis University. 2013. 6 (1). p. 454-462.

Methodological approaches to the formation and evaluation of the anticrisis management mechanism of small and medium-sized businesses Martirosyan M.R.

Perm State National Research University

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

This article presents the author's approach to local and systemic crisis management, taking into account the specific features of small and medium-sized businesses. The concept of the anti-crisis management mechanism is defined, the sequence and contradictory aspects of the implementation of this mechanism in practice are determined. The time frame of anti-crisis management for small and medium-sized businesses in Russia has been formed. Effective management tools have been developed to ensure the stable development of small and medium-sized enterprises. The conditions for the formation of an effective anti-crisis management mechanism, as well as the problems associated with the development of this mechanism, are considered. Keywords: anti-crisis management, small and medium-sized businesses, economic crisis, enterprise, anti-crisis management tools, state support, market economy. References

1. Oborin M.S. Mechanisms of anti-crisis management in the agro-industrial

complex// Economics, labor, management in agriculture. 2022. No. 7(89). pp. 57-64.

2. Oborin M.S. Economic security of industrial enterprises in the digital

economy // Bulletin of Samara State University of Economics. 2022. No. 1 (207). pp. 44-54. doi:10.46554/1993-0453-2022-1-207-44-54.

3. Oborin M. S. Personnel risk management as a factor of economic security

in the service sector // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Series: Economics. Sociology. Management. 2021. Vol. 11. No. 6. pp. 161-174.

4. Blank I.A. Osnovy finansovoho menedzhmentu [Fundamentals of financial

management]. K.: Elga, Nika-Tsentr, 2044. 656 p.

5. Boin A. The New World of Crises and Crisis Management Implications for

Policymaking and Research. In: Review of Policy Research, 2009. July, pp. 121 - 137.

6. Bundy J., Pfarrer M. D., & Short C.E. Crises and Crisis Management:

Integration, Interpretation, and Research Development. 2016. 43(6), p. 1661-1692.

7. Dovbnya S.B., Gichova N.Yu. Diagnosis of the level of economic security

of the enterprise. In: Finansy Ukrainy. 2018. 4. p. 88-97.

8. Gubaryk O.M., Perekhrest I.E.: Upravlinnia finansovoekonomichnoiu

bezpekoiu pidpryiemstva v umovakh kryzy [Management of financial and economic security of the enterprise in times of crisis]. In: Molodyi vchenyi - A young scientist. 2017. 1(41). p. 572 - 575.

9. Kryvovyaziuk I.V.: Antykryzove upravlinnia yak vyznachalna peredumova

rozvytku suchasnoho pidpryiemstva [Anti-crisis management as a defining prerequisite for the development of a modern enterprise]. In: Ekonomika i derzhava - Economy and state. 2019. 10. p. 43-47.

10. Wysokinska-Senkus, A., & Raczkowski K.: Economic Security in the Context of Sustainability, Rural Development. Aleksandras Stulginskis University. 2013. 6 (1). p. 454-462.

CN СЧ О СЧ

О Ш

m

X

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.