Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
антикризисное управление / государственное регулирование / бизнес-процессы / малое предпринимательство / национальная экономика / цифровая стратегия / crisis management / government regulation / business processes / small business / national economy / digital strategy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.Е. Арутюнова, Е.В. Смирнова, В.А. Кашин

Данная статья рассматривает проблемы обеспечения эффективности антикризисного управления предприятиями малого предпринимательства, где формирование бизнес-модели основанной на внедрении цифровых технологий является необходимым условием. Осуществляемый в наше время выбор эффективной модели антикризисного управления в условиях нескольких волн пандемии COVID-19 современного развития должен строиться исходя из стратегии эффективности производственных бизнес-процессов для России и содержать ответы на императивы современности. В этой связи возникает необходимость в формировании антикризисной модели управления в условиях преодоления социально-экономических последствий пандемии. COVID-19 выявил симметрию и некоторые элементы оппортунистического поведения субъектов глобальной экономики, которые способствовали возникновению вспомогательных кризисов разной степени неопределенности из-за недостаточной объективной информации. В статье представлена последовательность процессов по формированию мер кризисного управления, рассмотрены сценарии для преодоления кризиса. Рассмотрен комплекс задач, необходимый для развития малого предпринимательства при определении варианта цифровизации бизнес-процессов. Цифровые решения связаны с когнитивными инструментами и должны быть учтены в модели антикризисного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A MODEL OF ANTI-CRISIS MANAGEMENT OF SMALL BUSINESSES IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

This article examines the problems of ensuring the effectiveness of anti-crisis management of small businesses, where the formation of a business model based on the introduction of digital technologies is a prerequisite. The choice of an effective model of anti-crisis management in the context of several waves of the COVID-19 pandemic of modern development carried out in our time should be based on the strategy of the efficiency of production business processes for Russia and contain answers to the imperatives of our time. COVID-19 revealed symmetry and some elements of opportunistic behavior of global economic actors, which contributed to the emergence of auxiliary crises of varying degrees of uncertainty due to insufficient objective information. The article presents a sequence of processes for the formation of measures of crisis management, considered scenarios for overcoming the crisis. The set of tasks necessary for the development of small business in determining the option of digitalization of business processes is considered. Digital solutions are related to cognitive tools and should be factored into the crisis management model.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

DOI: 10.24412/2309-6139-2021-11033

А.Е. Арутюнова - к.э.н., доцент кафедры отраслевого и проектного менеджмента, Кубанский государственный технологический университет, aru-asya@yandex.ru,

A.E. Arutyunova - associate professor of the Department of Sectoral and Project Management, Ph.D., Kuban State Technological University;

Е.В. Смирнова - к.э.н., доцент кафедры отраслевого и проектного менеджмента, Кубанский государственный технологический университет, evsmirnova28@mail.ru,

E.V. Smirnova - associate professor of the Department of Sectoral and Project Management, Ph.D., Kuban State Technological University;

B.А. Кашин - к.истор.н., профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени героя Советского Союза А.К. Серова, valeriy.kashin.51@mail.ru,

V. A. Kashin - Professor of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots named after Hero of the Soviet Union A. K. Serov.

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ FORMATION OF A MODEL OF ANTI-CRISIS MANAGEMENT OF SMALL BUSINESSES IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

Аннотация. Данная статья рассматривает проблемы обеспечения эффективности антикризисного управления предприятиями малого предпринимательства, где формирование бизнес-модели основанной на внедрении цифровых технологий является необходимым условием. Осуществляемый в наше время выбор эффективной модели антикризисного управления в условиях нескольких волн пандемии COVID-19 современного развития должен строиться исходя из стратегии эффективности производственных бизнес-процессов для России и содержать ответы на императивы современности. В этой связи возникает необходимость в формировании антикризисной модели управления в условиях преодоления социально-экономических последствий пандемии. COVID-19 выявил симметрию и некоторые элементы оппортунистического поведения субъектов глобальной экономики, которые способствовали возникновению вспомогательных кризисов разной степени неопределенности из-за недостаточной объективной информации. В статье представлена последовательность процессов по формированию мер кризисного управления, рассмотрены сценарии для преодоления кризиса. Рассмотрен комплекс задач, необходимый для развития малого предпринимательства при определении варианта цифровизации бизнес-процессов. Цифровые решения связаны с когнитивными инструментами и должны быть учтены в модели антикризисного управления.

Abstract. This article examines the problems of ensuring the effectiveness of anti-crisis management of small businesses, where the formation of a business model based on the introduction of digital technologies is a prerequisite. The choice of an effective model of anti-crisis management in the context of several waves of the COVID-19 pandemic of modern development carried out in our time should be based on the strategy of the efficiency of production business processes for Russia and contain answers to the imperatives of our time. COVID-19 revealed symmetry and some elements of opportunistic behavior of global economic actors, which contributed to the emergence of auxiliary crises of varying degrees of uncertainty due to insufficient objective information. The article presents a sequence of processes for the formation of measures of crisis management, considered scenarios for overcoming the crisis. The set of tasks necessary for the development of small business in determining the option of digitalization of business processes is considered. Digital solutions are related to cognitive tools and should be factored into the crisis management model.

Ключевые слова: антикризисное управление, государственное регулирование, бизнес-процессы, малое предпринимательство, национальная экономика, цифровая стратегия.

Keywords: crisis management, government regulation, business processes, small business, national economy, digital strategy.

Современное малое предпринимательство является важным сегментом национальной экономики и зависит от изменения факторов внешней среды, особенно в условиях нестабильности вызванной пандемией. Не-прогнозируемость событий проявилось во всех сферах жизнедеятельности, несмотря на огромные усилия в борьбе с вирусом. Кризис проявился в медицинской сфере и активно расширился до бизнес-кризиса, что послужило условием закрытия малого предпринимательства. Отсутствие адекватной стратегии антикризисного управления привело к приостановке локальных бизнес-процессов, особенно в малом предпринимательстве связанных с покупателями и поставщиками товаров и услуг. Обоснование этого тезиса служит факт, что малый бизнес не обладает защитным потенциалом к быстрым изменениям рыночной ситуации, а иногда и к провалам

рынка. При этом рынок был вынужден адаптироваться к развитию цифровизации экономических процессов, где успешность проявилась у отдельных крупных компаний, которые быстро осуществили цифровую трансформацию. Следовательно, возникает необходимость осуществления цифровых преобразований в условиях ведения малого и среднего бизнеса, и оценить возможности кризисных явлений из-за вероятных угроз внешней среды.

В связи с этим существует объективная необходимость в формировании модели антикризисного управления малым предпринимательством, включая противодействие кризисным явлениям в условиях преодоления социально-экономических последствий пандемии.

В 2020 году мир столкнулся с глобальным кризисом и растущей экономической, общественной и социальной неопределенностью, вызванной короновирусом СОУГО-19. При этом можно выделить основные группы факторов, влияющих на неопределенность для малого предпринимательства:

- медицинские ковидные факторы;

- адресное государственное регулирование;

- ценовая политика на нефтяном рынке;

- цифровая трансформация экономики;

- изменение потребительских моделей для рыночных благ, произведенных малым предпринимательством.

В период кризиса СОУГО-19 возникновение асимметрии и некоторые элементы оппортунистического поведения субъектов глобальной экономики способствовали возникновению вспомогательных кризисов разной степени неопределенности и усиления из-за недостаточной объективной информации [3].

Основные элементы неопределенности можно представить, как:

- краткосрочные потребности и сроки (установление абсолютно новой реальности);

- доступность ресурсов;

- антиглобалистские настроения;

- формирование новой реальности и накопленный опыт;

- цифровизация и переход к качественной связи в современной цифровой среде;

- новые виды конкуренции и доминирование технологических лидеров.

Антикризисное управление для малого предпринимательства - это стратегический процесс, меняющий деятельность на базе диагностики возможного проявления проблем и особенности институциональной среды до кризиса, во время кризиса и по завершению кризиса.

Последовательность процессов по формированию мер кризисного управления представлены на рисунке 1.

СТРАТЕГИЯ

ресурсы

Рисунок 1 - Последовательность процессов по формированию мер кризисного управления Последовательность действий такова:

1) мониторинг окружающей среды и информации о бизнесе;

2) диагностика бизнеса с финансовой и не финансовой стороны;

3) уточнение проблем, угрожающих развитию малого бизнеса;

4) создание стратегического изменения бизнес-процессов;

5) разработка конкретных деталей стратегического изменения бизнес-процессов;

6) разработка управленческих решений для владельца малого предпринимательства;

7) оценка результатов деятельности и возможность новой и заключительной диагностики.

8) получение опыта для прогнозов потенциальных кризисных явлений.

Кризис СОУГО-19, который продолжался весь 2020 год, повлиял на социально-экономическое развитие всего мирового сообщества и каждой страны в отдельности, поставил рекорд в отрицательной динамике основных макроэкономических показателей. При этом пандемия проявила себя как эффективный кризис с элементами первой, второй волны и возможной третьей, которая проявится в 2021 году. Как показывает мировой опыт (в частности кризис 1929-1933 гг., либо мировой финансовый кризис 2008-2009 гг.), государство становится активным актором в глобальном антикризисном управлении.

Правительства стран активно принимают управленческие решения о мерах поддержки малого бизнеса и граждан, с учетом отрицательных эффектов на экономику и уровень заболеваемости. Для предпринимательства предполагается использование антикризисных мероприятий по двум направлениям.

1. Поддержка ликвидности за счет:

- отсрочки выплаты отчислений и налогов;

- продление сроков погашения кредитов;

- выкуп акций;

- предоставление кредитов ЦБ.

2. Поддержка платежеспособности:

- субсидии на поддержание занятости активного населения;

- прямые дотации на важные направления экономической деятельности;

- дофинансирование проектов.

Дополнительный пакет государственной поддержки включает мероприятия:

- выплаты заработной платы через субсидирование минимальной оплаты труда;

- государственная поддержка малого бизнеса через монетарные и налоговые механизмы;

- реструктуризация издержек производства по части налогов, кредитов, арены;

- предоставление грантов малому и среднему предпринимательству;

- поддержание предпринимательства - формирование и развитие государственных закупок;

- коррекция выбора пострадавших отраслей и разработка мероприятий по облегчению малого бизнеса с учетом проблем повышения занятости, организации продаж и коррекция бизнес-процессов;

- снижение бюрократических издержек и барьеров по поддержке малого предпринимательства к экономическим реалиям.

В России, используя наибольший учет положительного международного опыта, реализуются уникальные проекты поддержки малого предпринимательства:

- федеральные проекты «Улучшение условий ведения предпринимательский деятельности», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке и льготному финансированию», «Популяризация предпринимательства», «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации»;

- национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»;

- программы АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». [1]

Изменение внутренних бизнес-процессов становиться на сегодняшний момент почти единственным

путем трансформации деятельности предпринимательства в условиях кризиса. Тем не менее, все цифровые трансформации не всегда являются идеальным процессом и через внедрение в предприятия малого бизнеса испытывают значимые трудности.

Среди проблем цифровизации экономики можно рассмотреть:

- угрозы кибератак;

- финансовые и предпринимательские риски;

- барьеры в области цифровизации малого бизнеса;

- сокращение рабочих мест.

Цифровая трансформация содержит угрозу кризисных факторов при формировании моделей антикризисного управления.

Необходимость проведения цифровой трансформации очень быстро, в течении нескольких недель, стала первостепенной задачей в период кризиса из-за изменений в контакте с потребителями. Следовательно, необходимо диагностировать проблемы малого предпринимательства до начала трансформации и установить сможет ли цифро-визация справиться с определенными проблемами. Цифровые решения в данный момент связаны с когнитивными инструментами, поэтому они должны быть учтены в модели антикризисного управления [2].

Для преодоления кризиса возможно использовать три сценария:

- быстрый переход к цифровой бизнес-модели;

- цифровая организация продаж;

- цифровые бизнес-партнеры.

Можно применить стандартную процедуру принятие управленческого решения о цифровизации с учетом выбора определенного сценария (рисунок 2). Здесь продемонстрированы комплекс задач, необходимо решить для малого предпринимательства при определении варианта цифровизации бизнес-процессов. Данная

последовательность детализирует основные задачи и представлена по проведению трансформации бизнес-модели малого предпринимательства в период пандемии СОУГО-19. При этом требуется активное применение технологий управления проектами для малого бизнеса в течение одного месяца.

Рисунок 2 - Принятие управленческого решения о цифровизации с учетом выбора определенного сценария

Малое предпринимательство может развиваться тремя направлениями:

1) ускорение цифровизации;

2) оцифровка функций продаж товаров и услуг;

3) поиск новых цифровых партнеров для выхода на рынок.

Выбор одного из направлений обусловлен уровнем цифровой зрелости, историей внедрения цифровых технологий и культурой обучения.

Для эффективности антикризисного управления и оценки угроз можно рассмотреть три типа компаний:

1) индустриальные;

2) трансформируемые;

3) вновь созданные, с учетом чувствительности к использованию цифровых управленческих решений. Антикризисное управление должно отказаться от универсальных моделей и более широко внедрять индивидуализацию, иначе это приведет к двум типам проблем: либо недостоверной оценке чувствительности к различным угрозам; либо недостоверной оценке конкурентов в цифровой среде. Задача постоянного мониторинга угроз деятельности малого бизнеса есть основное условие их выживания и обеспечения будущего, в том числе и цифрового прогресса.

Источники

1. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции / Минэкономразвитие РФ// [электронный ресурс] -https://www.economy.gov.ru/material/news/.

2. Тихонова М.А. Антикризисный выбор малого бизнеса / М.А. Тихонова // Сегодня и завтра российской экономики. -2020. - № 99-100.

3. Тихонова М.А. Влияние факторов экономической неопределенности на функционирование малого бизнеса / Ж.М. Саркисян, М.А. Тихонова // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. - 2020. - № 6.

References

1. Plan of priority measures to ensure the sustainable development of the economy in the context of the deterioration of the situation in connection with the spread of a new coronavirus infection / Ministry of Economic Development of the Russian Federation/ / [electronic resource] - https://www.economy.gov.ru/material/news/.

2. Tikhonova M. A. Anti-crisis choice of small business / M. A. Tikhonova // Today and tomorrow of the Russian economy. -2020. - No. 99-100.

3. Tikhonova M. A. Influence of factors of economic uncertainty on the functioning of small business / Zh. M. Sarkisyan, M. A. Tikhonova / / Scientific review. Series 1. Economics and law. - 2020. - № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.