блемы, перспективы. Материалы IX Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.Н Вольхина, И.В. Тарасовой. 2019. С. 45-46.
5. Развитие электронной торговли в ЕАЭС: итоги и планы [Электронный ресурс] URL: https ://www.alta. ru/expert_opinion/85575/. References:
1. Data Insight. Winners of the Top 100 Party 2021 nominations [Electronic resource] URL: https ://www. datainsight. ru/winners -top100-2021.
2. Alekseeva E.V., Zavyalov D. S. The place of the Russian Federation in international trade in technologies // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021. No. 2 (43). S. 21-25.
3. Demchenko M.V., Shaydullina V.K. Legal regulation of electronic commerce in the context of the functioning of special legal regimes // Business Law. 2020.No. 3. P. 37-45.
4. Krutikov V.K, Gvors V. Investment resources and potential of digital technologies // In the collection: Financing and lending of Russian business: regional experience, problems, prospects. Materials of the IX International Scientific and Practical Conference. Edited by S.N. Volkhina, I.V. Tarasova. 2019.S. 45-46.
5. Development of electronic commerce in the EAEU: results and plans [Electronic resource] URL: https ://www. alta. ru/ expert_opinion/85575/.
DOI: 10.24412/2309-4788-2022-1-39-134-140
С.А. Дьяков - к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected], SA. Dyakov - Candidate of Economics, Associate Professor, FSBEI HE Kuban SAU; М.Н. Абрамян - студентка экономического факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
M.N. Abramyan - student of the Faculty of Economics, FSBEI HE Kuban SAU; Д.А. Колесникова - студентка экономического факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
DA. Kolesnikova - student of the Faculty of Economics, FSBEI HE Kuban SAU; Е.Р. Шабатура - студентка экономического факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
E.R. Shabatura - student of the Faculty of Economics, FSBEI HE Kuban SAU.
ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА,
ВЫЗВАННОГО ПАНДЕМИЕЙ COVID-19 BASICS OF ANTI-CRISIS MANAGEMENT IN SMALL BUSINESS DURING THE CRISIS CAUSED BY THE COVID-19 PANDEMIA
Аннотация. В настоящее время Россия стоит на пути развития рыночной экономики и рыночных отношений, которые определяют необходимость развития антикризисного управления в малом бизнесе в условиях кризиса, вызванного пандемией. В условиях локдауна компании всех отраслей могут быть подвержены проблемам с антикризисным управлением, наиболее ярко это выражено в сфере услуг, так как больший сегмент предприятий малого и среднего бизнеса приходится именно на эту отрасль. В результате своевременного и грамотного устранения ошибок малый бизнес может избежать банкротства в этот переломный момент пандемии COVID 19. Для избежание плачевных последствий следует учитывать, что меры диагностики МСП должны включать комплекс мер отличных от известных.
В статье рассмотрена структура антикризисного управления, базовые понятия стратегического менеджмента, а также управления рисками, поставлены цели и задачи выявления мер комплекса мер в антикризисном управлении МСП, проведен анализ малого бизнеса в период локдауна
Abstract. Currently, Russia is on the path of developing a market economy and market relations, which determine the need to develop anti-crisis management in small businesses in the context of the crisis caused by the pandemic. In lockdown conditions, companies of all industries may be subject to problems with crisis management, this is most pronounced in the service sector, since a larger segment of small and
medium-sized businesses falls on this industry. As a result of timely and competent elimination of errors, small businesses can avoid bankruptcy at this turning point of the COVID 19 pandemic. To avoid disastrous consequences, it should be borne in mind that diagnostic measures for SMEs should include a set of measures other than those known.
The article considers the structure of anti-crisis management, the basic concepts of strategic management, as well as risk management, sets goals and objectives for identifying measures of a set of measures in the anti-crisis management of SMEs, analyzes small businesses in the period
Ключевые слова: антикризисное управление, малый бизнес, меры борьбы, локдаун, пандемия, финансовая устойчивость.
Keywords: crisis management, small business, control measures, lockdown, pandemic, financial stability.
Малый бизнес является одним из важных сегментов экономического развития любой страны, однако он более подвержен влиянию факторов внешней среды в связи со сложившейся нестабильной экономической ситуацией.
В малом бизнесе антикризисное управление имеет значение долгосрочного развития, реформирующее деятельность малого бизнеса путем выявления потенциальных проблем и исследующее особенности институциональной среды до кризиса, во время кризиса и после кризиса.
Для того чтобы не подвергнуться последствиям кризиса организация может использовать антикризисное управление. Антикризисное управление - это способность вырабатывать оптимальные пути выхода из кризисной ситуации, определять приоритетные ценности компании в условиях кризиса, координировать деятельность компании и ее сотрудников для предотвращения кризиса и достижения эффективности их работы в экстремальных условиях. Антикризисное управление направлено на контроль и управление кризисных ситуаций, их предупреждение и ослабление. Кроме этого, стабилизация работы организации в период кризиса и выход из кризиса с минимальными потерями.
Все компании и их отрасли могут быть подвергнуты проблемам с антикризисным управлением, но наиболее остро и быстротечно этот вопрос проявляется в сфере услуг, так как основное количество малых и средних компаний состоит именно в этой отрасли. Большое влияние как внешних, так и внутренних факторов позволяет сервисным компаниям быть намного больше подвергнутым кризисным ситуациям в отличие от остальных отраслей.
Таким образом мы можем составить последовательность организационных мероприятий по созданию мер антикризисного управления:
- мониторинг всей информации компании и ее окружающей среды
- диагностирование бизнеса, как финансового, так и нефинансового;
- классификация проблем, имеющих угрозу для процветания бизнеса, с точным разъяснением корня проблемы: сам бизнес, порядок формирования стоимости или изменения внешних условий, в том числе институциональной среды;
- организация процесса стратегических изменений;
- детализацию стратегического процесса на уровне конкретных мероприятий;
- разработка управленческих решений собственником малого бизнеса по трансформации деятельности;
- анализ эффективности, предполагающая постановку нового диагноза и сопоставление целевых показателей первичной и заключительной диагностики;
- наращивание и применение полученного опыта для предупредительных мер возможных кризисных ситуаций;
- государственные программы поддержки малого бизнеса, обеспечивающие занятость своих сотрудников, становятся важнейшим элементом антикризисного управления.
Вся структура антикризисного управления нацелена на организацию мер и создание условий для незамедлительного принятие мер в связи с изменениями внутренней и внешней среды, что позволит быстрому принятию высокоэффективных управленческих решений, разработку действенных стратегических целей, разработке и реализации инвестиционных проектов.
Структура антикризисного управления малым бизнесом предсьавлена на рисунке 1.
Антикризисное управление
Кршис - менгджмют (менЁДЖмгнт банкротства} Решъешшринг
Бенчмарншг
Стратм-ичгский мгнгджмтт
Рестрмггфизащхя
Риск - менеджмент
Рисунок 1 - Антикризисное управление малым бизнесом
Две составляющие антикризисного управления это налаживание финансового состояния организации и управление неплатежеспособностью (банкротством). Если организация антикризисного управления эффективна и динамична, то бизнес не столкнется с такой проблемой как банкротство.
Стратегический менеджмент - управление, нацеленное на осуществление стратегии совершенствования бизнеса, включает определение миссии, анализ внешней и внутренней среды, выбор главной стратегической цели и разработку стратегии развития и способов ее реализации. Именно такая форма корпоративного управления позволяет выявлять первые симптомы кризисных ситуаций и вносить необходимые изменения во временное поведение.
Управление рисками - управление рисками, направленное на снижение потерь от возможных негативных ситуаций в деятельности компании.
Реинжиниринг - включает в себя комплексный подход у организации и управлению бизнесом, при таком подходе совершается переход от управления отдельными операциями к управлению бизнес-процессами с не ограниченными функционалом, направленными на удовлетворение потребностей как внешних, так и внутренних заказчиков. Здесь же сформирована система менеджмента качества (СМК), которая включает в себя функции повышение конкурентоспособности за счет стандартизации и регулирования деятельности. Довольно высокие результаты организационных процессов, за счет клиентоориентированности, постоянного анализа эффективности всех процессов, а также своевременной реакции на них, внедрения новых технологий и инноваций. При этом достигается значительная экономия средств, повышается рентабельность и рентабельность деятельности. Антикризисный реинжиниринг направлен на предотвращение банкротства малого бизнеса, ликвидацию убыточных подразделений, улучшение организации труда, оптимизацию численности сотрудников, пересмотр его функционала, снижение затрат и необязательных платежей и т.д.
Бенчмаркинг - программно-целевое управление инвестиционными, инновационными и маркетинговыми проектами, основанное на рыночной оценке конкурентного положения компании и успешного мирового опыта.
Бенчмаркинг - это внедрение системы управления проектами на малом предприятии. Управление проектами подразумевает формирование определенной группы людей, занимающейся данным проектом, ограниченной временными рамками. Главной целью такой группы является успешное создание уникального продукта (услуги) с определенными ограничениями по ресурсам. Внедрение проектного управления в деятельность малого бизнеса позволит улучшить ключевые показатели эффективности инновационных проектов, такие как: стоимость, качество, объем работ, продолжительность проекта. Успешно реализованные инновационные проекты, в свою очередь, повысят конкурентоспособность малого бизнеса и предотвратят провал во время кризиса.
Реструктуризация представляет собой процесс, который предполагает осуществление комплекса организационных, производственных, управленческих и финансовых мероприятий.
На рисунке 2 рассмотрим цели процесса реструктуризации.
Рисунок 2 - Цели процесса реструктуризации
По итогам реструктуризации мы можем наблюдать прекращение неэффективных производств, разнообразие деятельности организации, экономия средств за счет расширения масштабов деятельности; снижение уровня предпринимательских рисков. В результате малый бизнес может избежать банкротства в кризис.
Диагностика малого бизнеса должна включать в себя комплекс мер, отличных от известных в антикризисном управлении:
- анализ динамики денежных потоков как основного источника денежных средств, их увеличение или уменьшение является неотъемлемым критерием, используемым при понимании вопросов финансирования;
- анализ индивидуальных особенностей бизнеса для определения его устойчивости к кризисным ситуациям (способность привлекать ресурсы и возможности и навыки, необходимые для его эффективного использования), чаще всего отраженных в стратегическом видении предпринимателей;
- анализ институциональной среды и возможностей малого бизнеса, в том числе анализ различных программ поддержки;
- анализ готовности к преобразованиям самих бизнес-процессов и готовности к цифровым преобразованиям среды и цифровым преобразованиям и коммуникации с потребителем.
Кризисы характерны для всех этапов развития организаций и могут действовать в сложных и неопределенных ситуациях, однако нарастание проблем, вплоть до преждевременного закрытия малых предприятий, подтвердило отсутствие адекватных антикризисных стратегий, поскольку обычно они в значительной степени зависят от своих клиентов, поставщиков и сотрудников в единой цепочке новых затрат, из-за чего малые предприятия сталкиваются со значительными локальными кризисами в условиях временных нарушений бизнес-процессов, в том числе сбоев в логистике.
Даже малые предприятия вынуждены приспосабливаться к условиям развития цифровой бизнес-среды и осуществлять цифровую трансформацию, поскольку успешные решения отдельных предприятий определили цифровую трансформацию как ключевой тренд современности. Цифровые решения могут иметь разрушительные последствия для малого бизнеса из-за влияния новых, неучтенных факторов. Поэтому необходимо определить влияние цифровой трансформации на условия ведения бизнеса и оценить возможность возникновения кризиса в деятельности малых компаний в результате трансформационных преобразований с учетом угроз внешней среды.
Значительное влияние кризиса воспринял на себя малый бизнес, который является основным представитель сектора малых и средних предприятий. Анализируя показатели, мы видим, что 96 % от МСП являются микрофирмы, имеющие долю 37 % в обороте, занятость составляет 29 %, при этом малые фирмы обеспечивают оборот в 63 % и занятость на уровне 49 %.
305,6 тыс. индивидуальных предпринимателей закончили свою деятельность, ровно также случилось и с 208 тыс. юридических лиц, об этом говорит Федеральная налоговая служба своим отчетом на 01.07.2020. Так, за первое полугодие 2020 года в России количество индивидуальных предпринимателей уменьшилось на 18,2 тысячи, а количество коммерческих организаций уменьшилось на 107,8 тысячи. По состоянию на 10.05.2020 количество субъектов малого предпринимательства сократилось на 10,1 % (в годовом выражении), в среднем - на 8,5 %, что означает потерю около 300 тыс. рабочих мест в малом бизнесе и 100 тыс. в среднем.
Малые и средние предприятия свыше 80 % всех составляющих изменили свое положение оптимизировав затраты в связи с сокращением выручки, 28 % из них сократили заработные платы работников, 21 % сократили штат сотрудников, 22 % перевели сотрудников в неоплачиваемый отпуск. Только за март 2020 года число работников в МСП сократилось на 18 тыс. человек.
Если следовать классическому определению кризиса, возможно, для большинства малых предприятий, пандемический кризис одновременно ограничил многие возможности для малого бизнеса и создал (и создает) новые. Цепочки поставок оказались самой сложной проблемой. Как правило, малые предприятия сильно зависят от своих клиентов, поставщиков, сотрудников в единой новой цепочке создания стоимости. Изменения в любом месте цепочки создания стоимости затрагивают почти всех участников почти мгновенно, с небольшими отклонениями.
Главным методом оставаться на плаву в разгар кризиса COVID -19 стала технологическая адаптация, которая смогла интегрировать интересы всех участников бизнес-процессов. Одним из факторов усиления влияния кризиса является несостоятельность некоторых предприятий для выполнения своих функций, которая в свою очередь привела к конкурентной борьбе оставшихся организаций. Эффективные и удачные решения в тех сегментах, которые пострадали практически полностью, смогли продолжить свою деятельность, используя свои динамические возможности, быстро реализовали их через собственные платформы или экоси-стемные решения (Яндекс, Alibaba, Amazon, Сбер и т.д). Таким образом образовалась свободная конкуренция: успешное динамичное развитие одних предприятий усилило общую степень угроз для МСП, формируя стратегии выживания путем вытеснения конкурентов.
В настоящее время выделяют следующие группы факторов, которые составляют неопределенность для малого бизнеса (рисунок 3):
Рисунок 3 - Факторы, создающие неопределенность для малого бизнеса.
В Российской Федерации особое внимание уделяется международному опыту поддержки малого бизнеса, который положительно сказался на всех аспектах управления, помимо этого, реализуются уникальные проекты поддержки бизнеса, которые стартовали намного раньше кризиса и благодаря планомерному бюджетному финансированию стали вспомогательным инструментом для борьбы с ним, также позволили создать своеобразный компенсационный механизм готовности бизнеса к негативным последствиям продолжающейся экономической турбулентности.
Таковыми являются:
- национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индиви-
дуальной предпринимательской инициативы»;
- федеральные проекты «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию», «Популяризация предпринимательства», «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации»;
- программы АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»;
- проекты регионов России.
Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» построен в первую очередь , на поддержку предпринимательских инициатив и идей - ожидается, что к 2024 г. доля субъектов МСП увеличатся с 22,3 % до 32,5 % в общем объеме ВВП , а экспорт отпускаемых ими товаров - с 8,6 % до 10 %.
Заключение
Социальная значимость малой предпринимательской деятельности определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой.
Изучая предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на возрастающее внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской Федерации.
Во-первых, сложная экономическая ситуация, сложившаяся в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.
Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в малом бизнесе, так и в государственном секторе обслуживающей отрасли.
В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей и финансовыми махинациями.
В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития малого предпринимательства на региональном уровне.
Развитие малого предпринимательства при наличии соответствующей государственной политики позволяет ускоренно формировать конкурентные рыночные отношения, проводить структурную перестройку экономики, создавать новые рабочие места, активизировать научно-технический прогресс, способствовать формированию мощного социального слоя активных собственников и предпринимателей, составляющих социальную базу рыночных реформ и условия целостности в государстве.
Изучая факторы, которые наиболее явно свидетельствуют о сдерживающей политике малого предпринимательства, можно сказать, что таковыми являются:
- политическая и экономическая нестабильность;
- уязвимость законодательной и нормативно-правовой базы;
- неэффективность финансово-кредитной системы поддержки малого предпринимательства;
- недостаточное количество доступных для малого предпринимательства технологий;
- сложности в получении малыми предприятиями необходимых помещений и оборудования;
- недостаток необходимых сведений;
- сложная криминогенная обстановка;
- неотлаженность механизма государственной поддержки малого предпринимательства;
- недостаточная подготовленность к работе в условиях рынка как предпринимателей, так и руководителей, персонала структур, призванных поддерживать или взаимодействовать с малым предпринимательством.
В сложившейся ситуации большинство отечественных предприятий являются либо неплатежеспособными, либо испытывают значительные затруднения в финансовой, производственной и других сферах своей жизнедеятельности. Основополагающими этому выступают сложные, неоднозначные макроэкономические условия, которые усиливаются погрешностями самих предпринимателей. Поэтому в состоянии российской экономической реальности, является неотложным применение предприятиями, желающими сохранить свое благосостояние или выйти из переломного момента, частного вида регулирования, которое получило должное название - антикризисное управление, которое можно обусловить, как комплекс нестандартных систем, процессов и методов, направленных на прогноз или устранение кризиса с минимальным ущербом.
Структура антикризисного управления должна обеспечивать требования для стремительного воздействия на перемены внешней и внутренней среды, что будет содействовать расширению масштабов выбора вариантов поведения в спаде или критической точке экономического цикла, т.е. включение результативных управленческих решений, формированию долгосрочных ориентиров и целей, создание инновационных программ и внесение инвестиционных проектов.
Источники:
1. Алборова М. В. Особенности управления предприятиями малого бизнеса // Экономика, управление, финансы: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). -Краснодар: Новация, 2017. - С. 94-97.
2. Багова, А Опыт поддержки малого и среднего бизнеса в зарубежных странах (на примере Германии и Франции) // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». - 2013. -№ 1. -С. 7 - 12 Росстат (www.gks.ru).
3. Виленский, А. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в современной России на второй волне грюндерства//Вопросы экономики. -2014.-№11. - С. 95-106.
4. Казанцев, С.В. Оценка влияния экономического спада и антироссийских санкций на регионы РФ// ЭКО. Всероссийский экономический журнал. - 2016. - №5.-С.55. Федорова, Е., Федотова, М., Николаев, А. Оценка влияния санкций на результаты деятельности российских компаний // Вопросы экономики. - 2016. - №3-С.34.
5. Смирнов, Д.В. Особенности институциональной инфраструктуры малого и среднего предпринимательства в региональной экономической системе: монография/ Д.В. Смирнов, В. В. Са-лий. - Ростов:Издательство «Азов-печать», 2015.- С. 4-5.
References:
1. Alborova M. V. Features of management of small business enterprises // Economics, management, finance: materials of the VII Intern. scientific conf. (Krasnodar, February 2017). - Krasnodar: Novation, 2017. - S. 94-97.
2. Bagova, A Experience in supporting small and medium-sized businesses in foreign countries (on the example of Germany and France) // Entrepreneurial Law. Appendix "Business and law in Russia and abroad". - 2013. -№ 1. -S. 7-12 Rosstat (www.gks.ru).
3. Vilensky, A State support for small and medium-sized businesses in modern Russia on the second wave of Grunderism / / Economic Issues. -2014. - No. 11. - P.95-106.
4. Kazantsev, S.V. Assessing the impact of the economic recession and anti-Russian sanctions on the regions of the Russian Federation // ECO. All-Russian economic journal. - 2016. - No. 5.-p.55. Fedo-rova, E., Fedotova, M., Nikolaev, A. Evaluation of the impact of sanctions on the performance of Russian companies // Issues of Economics. - 2016. - No. 3-S.34.
5. Smirnov, D.V. Features of the institutional infrastructure of small and medium-sized businesses in the regional economic system: monograph / D.V. Smirnov, V.V. Saley. - Rostov: Publishing house "Azov-print", 2015. - P. 4-5.