Научная статья на тему 'Методические подходы формирования проектировочного компонента профессиональных компетенций будущих учителей информатики'

Методические подходы формирования проектировочного компонента профессиональных компетенций будущих учителей информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ИНФОРМАТИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ (СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В СТАРОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ) / АДАПТАЦИЯ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ К ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ИНФОРМАТИКИ / PROFESSIONAL COMPETENCE IN SUBJECT AREA (SPECIAL COMPETENCE IN THE OLD TERMINOLOGY) / THE ADAPTATION OF THE PRINCIPLES AND TEACHING METHODS TO SUBJECT AREA / THE EDUCATIONAL ESSENCE OF INFORMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садыкова О.В.

Данная статья описывает концепцию формирования способностей анализировать потребности в реализации профильных курсов по информатике, структуру необходимого багажа знаний из предметной области информатика и методические подходы предметной подготовки будущих учителей дисциплин информатики в современном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садыкова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL APPROACHES OF FORMATION DESIGN COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE TEACHERS OF INFORMATICS

This article describes the concept of the formation of abilities to analyze the needs in the implementation of professional courses in computer science, the structure of the necessary knowledge of the subject area Informatics, and methodological approaches subject training of future teachers of Informatics subjects in the modern University.

Текст научной работы на тему «Методические подходы формирования проектировочного компонента профессиональных компетенций будущих учителей информатики»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-280-283

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВОЧНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

Садыкова О.В.

ORCID: 0000-0003-0940-5349, НВГУ, г. Нижневартовск, Россия

Данная статья описывает концепцию формирования способностей анализировать потребности в реализации профильных курсов по информатике, структуру необходимого багажа знаний из предметной области информатика и методические подходы предметной подготовки будущих учителей дисциплин информатики в современном вузе.

Ключевые слова: предметная область информатики; профессиональные компетенции в предметной области (специальные компетенции в старой терминологии); адаптация принципов и методов обучения к предметной области; воспитательная сущность информатики.

METHODICAL APPROACHES OF FORMATION DESIGN COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE TEACHERS OF INFORMATICS

Sadykova О. V.

ORCID: 0000-0003-0940-5349, NVGU, Nizhnevartovsk, Russia

This article describes the concept ofthe formation ofabilities to analyze the needs in the implementation of professional courses in computer science, the structure of the necessary knowledge of the subject area

Informatics, and methodological approaches subject training of future teachers of Informatics subjects in the modern University.

Keywords: The subject area of Informatics, professional competence in subject area (special competence in the old terminology); the adaptation of the principles and teaching methods to subject area; the educational essence of Informatics.

Информатика как наука и область производственной деятельности является весьма динамичной, оказывает существенное влияние на развитие технологий и сама подвергается влиянию различных сторон жизни общества.

Вместе с тем, в существующих так называемые федеральные стандарты (ФГОС) не уделяется должного внимания в аспекте предметной подготовки будущих бакалавров и магистров ИВТ, хотя: недостаточность учебно-методических материалов и рекомендаций, ориентированных на формирование проектировочной компоненты профессиональных компетенций будущих магистров; формирование критического мышления будущих педагогов; особенностей использования новых дистанционных и индивидуальных форм и методов обучения в школе и в вузе; осуществление экспериментально-исследовательской деятельности при изучении различных разделов информатики: архитектуры компьютера, информационные сети, системное и прикладное программного обеспечения; основы робототехники и др.

Существующая практика предметной подготовки учителя информатики не охватывает все компоненты науки информатики. Объем и глубина предметной подготовки будущих учителей как стратегическая категория развития системы высшего педагогического образования не адекватны уровню развития информатики как науки и области практической деятельности. Это следовательно не может не противоречить тем ОПК и ПК, которые описаны в новых ФГОС ВО [3]. Говоря о профилизации старшей школы, нам необходимо вооружить учителя методологией построения содержания профильных (элективных) курсов отвечающих веле-

нию времени, интересам обучающихся, с учетом образовательной и экономической инфраструктуры региона. Поэтому, возникает необходимость определения направленности профильных курсов с учетом проблемной и предметной областей информатики, интересов обучающихся, особенностей региона.

Вместе с тем, в настоящее время необходимо обучение старшеклассников информационно-технологического профиля для решения следующих задач: развитие научного интереса к предметной области информатика (формирование базовых знаний, умений в области научных исследований, подготовка для поступления на 1Т направления в Вузы); обеспечение интереса к информационным технологиям, необходимых для рабочих профессий в регионе (информационные технологии в регионе); обеспечение интереса к научным экспериментам на межпредметной основе (компьютерные модели в биологии, химии, экологии, физике и т.д.); развитие интереса к знаниям в организации сетей и сетевым технологиям; развитие интереса к математике, физике, ме-хатронике через профильные курсы по робототехнике; развитие интереса к машинному переводу, информатике смысла; формирование культуры использования информационных технологий в узко профессиональной деятельности (например, электронная торговля, типографское дело, кройка и шитье одежды, фото, цифровая картография и т.п.) [2].

В связи с вышеизложенным, проблема исследования обусловлена противоречиями между:

• современным состоянием предметной подготовки учителя для профильной школы, ориентированной лишь на изучение дисциплины «Информатика и ИКТ», на знание общих основ педагогики и психологии;

• существующими подходами к обеспечению сформированное™ проектировочного компонента профессиональных компетенций учителя профильной информатики, нереализованностью в системе подготовки методических подходов к формированию проектировочного компонента, охватывающих как состояние

науки информатики, информационную инфраструктуру региона, уровень автоматизации и информатизации бизнес процессов на предприятиях региона. Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью теоретического обоснования содержания и разработки методических подходов формирования проектировочного компонента профессиональных компетенций учителя (магистра) информатики, ориентированных на разработку необходимого содержания профильных курсов с учетом региональных особенностей и индивидуальных интересов учащихся.

Список литературы

1. Казиахмедов Т.Б., Садыкова О.В. Формирование проектировочного компонента профессиональных компетенций магистров по направлению «Педобразование», профиль «Информатика в профильном образовании», Журнал ВАК «Школа будущего», 2016 г.

2. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. М.: ИИО РАО, 2009. 96 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 44.04.01 Педагогическое образование. URL: http:// fgosvo.ru (дата обращения: 02.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.