Научная статья на тему 'Программа подготовки магистров к работе в проектной команде'

Программа подготовки магистров к работе в проектной команде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ПРОЕКТНАЯ КОМАНДА / СТРОИТЕЛЬНЫЙ ВУЗ / ОБРАЗОВАНИЕ / МАГИСТРАТУРА / СТРОИТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SUBJECT MATTER / DESIGN TEAM / UNIVERSITY OF CIVIL ENGINEERING / EDUCATION / MAGISTRACY / CONSTRUCTION / SOCIAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Е.В.

Выпускники строительных вузов имеют невысокий уровень социальной компетентности. Это мешает им работать в проектной команде. Дисциплина «Социальные, психологические и правовые коммуникации» обеспечивает базовый уровень подготовки к работе в проектной команде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRAINING PROGRAM OF MASTERS FOR WORK IN DESIGN TEAM

Graduates of construction higher education institutions have not the high level of social competence. It prevents them to work in design team. The discipline «Social, psychological and legal communications» provides basic level of preparation for work in design team.

Текст научной работы на тему «Программа подготовки магистров к работе в проектной команде»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-272-275

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ К РАБОТЕ В ПРОЕКТНОЙ КОМАНДЕ

Романова Е.В.

ORCID: 0000-0002-0225-6435, НИУ МГСУ, г. Москва, Российская Федерация

Выпускники строительных вузов имеют невысокий уровень социальной компетентности. Это мешает им работать в проектной команде. Дисциплина «Социальные, психологические и правовые коммуникации» обеспечивает базовый уровень подготовки к работе в проектной команде.

Ключевые слова: учебная дисциплина; проектная команда; строительный вуз; образование; магистратура; строительство; социальная компетентность.

THE TRAINING PROGRAM OF MASTERS FOR WORK IN DESIGN TEAM

Romanova E. V.

ORCID: 0000-0002-0225-6435, Moscow State University of Civil Engineering, Moscow, Russian Federation

Graduates of construction higher education institutions have not the high level of social competence. It prevents them to work in design team. The discipline «Social, psychological and legal communications» provides basic level of preparation for work in design team.

Keywords: subject matter; design team; university of civil engineering; education; magistracy; construction; social competence.

В пространстве городов каждый год появляются сложные строительные проекты, создать которые и воплотить в жизнь в одиночку невозможно. Для этого создают проектную команду, объединяющую в себе специалистов с различными профессиональными навыками. Уникальность и автономность специалистов мешает их совместной работе [3], т.к. для работы над проектом необходима согласованность действий. Учиться этому следует одновременно с получением высшего профессионального образования.

Профессиональное сообщество, прежде всего, требует, чтобы выпускники владели специальными профессиональными навыками. И университеты усиливают профессиональную подготовку. При этом работодатели жалуются на отсутствие коммуникативных навыков и опыта работы в проектной команде [2]. А на формирование этих умений нужно где-то взять учебное время.

Образовательная программа магистров по направлению «Строительство» в соответствии с ФГОС ВО составляет 120 зачетных единиц. Половину этого объема занимает теоретическое обучение, а половину объема - практики.

Задача данного исследования состояла в разработке обучающей программы, которая поможет будущим строителям подготовиться к работе в проектной команде и сформировать заданные стандартом социальные компетенции. Результатом стала созданная в НИУ МГСУ дисциплина «Социальные, Психологические и Правовые Коммуникации» (трудоемкость - 3 единицы, аудиторные занятия занимают 25%).

Дисциплина не ставит своей целью раскрыть и описать все этапы работы над проектом. Трудность разработки курса состояла в удержании социального аспекта работы в проектной команде: студенты учатся понимать психологические и социальные особенности совместной работы, преодолевать трудности взаимодействия, приобретают опыт совместной работы над социальными проектами, вырабатывают толерантность к другим культурам.

В лекционном курсе студенты узнают о психологических ресурсах человека, о формах организации людей и межличностных коммуникациях в решении профессиональных задач, о правовой и

этической ответственности в профессиональной градостроительной деятельности. Практический опыт формируется во время тренингов, ролевых и деловых игр, при решении кейсов.

Многие студенты имеют высокий лидерский потенциал и не хотят подчиняться другим участникам и заданным правилам. На первых практических занятиях они учатся ставить такие цели совместной работы, которые учитывают интересы всех сторон; тренируются согласовывать свои действия при работе сначала в диадах, затем в тройках. Постепенно несколько мини-групп объединяются в одну команду. Приобретенный опыт облегчает согласование ролей и распределение обязанностей в большой команде. На заключительных занятиях студенты разрабатывают проект оригинального здания, обосновывают его экономическую эффективность и целесообразность. Задание является контрольным. Оно оценивает приобретенный опыт работы в команде, преодоления коммуникативных барьеров, правильность принимаемых решений, и формирует социальную ответственность.

Самостоятельная работа, в основном, организована в форме интерактивного обучения: взаимодействие студентов между собой и с электронными средствами обучения. Большую часть работы студенты выполняют в мини-группах. Это позволяет перенести полученные на занятии знания и умения в реальную практическую деятельность.

Контроль теоретических знаний проводится в форме группового ответа на вопросы. Группа получает один объем тестовых вопросов и сдает один комплект ответов; рейтинговое место группы зависит от вклада каждого из участников. Такая форма контроля позволяет адекватно оценить сформированность требуемых социальных компетенций, готовность к социальному взаимодействию и совместной работе над общей целью.

Курс был успешно опробован в 2015/2016 и 2016/2017 учебных годах и получил положительные отзывы от студентов НИУ МГСУ. Это подтверждается высокой посещаемостью на лекциях, активностью студентов при проведении деловых игр и составлении рефлексивных отчетов [1].

Список литературы

1. Метаева В.А. Методологические и методические основы рефлексии: Учеб. пособие / Рос. гос. проф-пед. ун-т. Екатеринбург, 2006. 99 с.

2. Труфанова Т.А. Профессиональная адаптация выпускников вузов как особой категории рабочей силы // Социально-экономические явления и процессы № 2 (060), 2014. С. 136-142.

3. Фентон-О' Криви Марк. Высоко результативные команды: Учеб.-метод. пос. Блок 2: Кн.12 / Пер. с англ. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2009. 35 с.

Б01: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-275-279

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФИЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ

Садыкова О.В.1, Ильбахтин Г.Г.2

ЮЫСГО: 0000-0003-0940-5349, 2ОЯСШ: 0000-0002-4450-226Х, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, Российская Федерация

Данная статья описывает концепцию формирования познавательных способностей в процессе реализации профильных курсов через дистанционное обучение. Структуру необходимого багажа знаний из предметной области общепрофессиональных компетенций магистрантов. Методические подходы предметной подготовки будущих учителей в современном вузе.

Ключевые слова: дистанционное обучение; познавательная активность; проблемная ситуация; дискуссия; информационно-образовательная среда; учебное пособие; компьютерные средства обучения; сеть Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.