Список литературы
1. Метаева В.А. Методологические и методические основы рефлексии: Учеб. пособие / Рос. гос. проф-пед. ун-т. Екатеринбург, 2006. 99 с.
2. Труфанова Т.А. Профессиональная адаптация выпускников вузов как особой категории рабочей силы // Социально-экономические явления и процессы № 2 (060), 2014. С. 136-142.
3. Фентон-О' Криви Марк. Высоко результативные команды: Учеб.-метод. пос. Блок 2: Кн.12 / Пер. с англ. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2009. 35 с.
Б01: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-275-279
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФИЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ
Садыкова О.В.1, Ильбахтин Г.Г.2
ЮЫСГО: 0000-0003-0940-5349, ЮЛСГО: 0000-0002-4450-226Х, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, Российская Федерация
Данная статья описывает концепцию формирования познавательных способностей в процессе реализации профильных курсов через дистанционное обучение. Структуру необходимого багажа знаний из предметной области общепрофессиональных компетенций магистрантов. Методические подходы предметной подготовки будущих учителей в современном вузе.
Ключевые слова: дистанционное обучение; познавательная активность; проблемная ситуация; дискуссия; информационно-образовательная среда; учебное пособие; компьютерные средства обучения; сеть Интернет.
ACTIVATION OF THE COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS OF THE MASTER'S PROGRAM "PEDAGOGICAL EDUCATION" IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING IN PROFILE SUBJECTS
Sadykova O.V.\Ilbakhtin G.G.2
ЮЯСГО: 0000-0003-0940-5349,2ORCID: 0000-0002-4450-226X, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russian Federation
This article describes the concept of capacity building to analyze the needsfor the implementation of profile courses through distance learning. The structure of the necessary knowledge luggage from the subject area of the professional competences of masters. Methodical approaches of the subject training of future teachers in a modern university.
Keywords: distance learning; cognitive activity; problem situation; discussion; electronic textbook; computer training tools; Internet network
Реализация образовательных программ высшего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов невозможна без использования современных способов планирования, разработки и реализации форм обучения, неотъемлемой частью, основой которых являются дистанционные формы организации учебного процесса. Появившись, как необходимость более полного использования возможностей информационно-коммуникационных технологий для планирования учебных занятий на основе односторонних механизмов трансляции информации и модифицируясь в n-стороннюю (п > 3) модель «гипермедиа», включающую в себя не только преподавателя и студента, но и информационные ресурсы и сервисы, потребовали от Вузов создания и использования собственной информационно-образовательной среды, которая «жизненно» связана с Интернет, используя все предлагаемые глобальной сетью сервисы [4]. Следует отметить, что дистанционное обучение, имея свои педагогические, психологические и организа-
ционные особенности, тем не менее не может обеспечивать качество учебного процесса без классических (традиционных) вариантов образования, так как в определенной мере технически улучшая качество образования, обеспечивают развитие и формирование универсальных умений, которые недостаточно, в свете современных требований к результатам освоения образовательной программы, выражаются при реализации традиционного обучения, таких как, компетентность, мобильность, самоорганизация, конкурентоспособность [1, с. 19].
Современные методы реализации дистанционного обучения представляют преподавателя ВУЗа автором образовательных дисциплин, проектировщиком и постановщиком проблемных задач, модератором сетевых диспутов и конференций, призванным обеспечить научный и развивающий характер диалога, а также консультантом на всех этапах познавательной деятельности и экспертом учебных достижений обучающегося. В такой постановке задачи подготовки специалистов, студент является полноправным участником процесса, формирующим свою индивидуальную образовательную траекторию.
В Нижневартовском государственном университете разработаны и внедрены в учебный процесс различные формы дистанционного обучения, направленные как минимум на активизацию познавательной деятельности студентов и как максимум на отсутствие длительного периода адаптации выпускника в профессиональном сообществе. В полном соответствии требованиям к результатам обучения, образовательный процесс организуется в согласовании с научно обоснованной на основе классической, современной дидактикой (мотивация, предъявление нового материала, обеспечение его понимания, осмысления, закрепления, обобщения, использование приобретенных знаний и умений в поисковых и творческих самостоятельных работах, осуществление объективных диагностик и контроля) [2]. Благодаря использованию гипертехнологий и телекоммуникационных средств, которые расширяют информационное поле решения проблемно-поисковых и творческих задач, проблем при данной форме обучения можно избежать. Обеспечивается активное сотрудничество студентов и преподавателей в виртуальном образовательном пространстве.
В настоящее время более полно дистанционные технологии с элементами электронного обучения применяются при реализации в университете программ профессиональной переподготовки по 14 направлениям: Дизайн и искусство, Документоведение, Журналистика, Информатика и вычислительная техника, Маркетинг и реклама, Менеджмент и организации, Менеджмент в образовании, Музыкальное образование, Нефтегазовое дело, Охрана труда, Педагогическое образование, Социальная работа, Экология, Электроэнергетика и электротехника.
Д ля реализуемых, кафедрами факультета информационных технологий и математики, образовательных программ магистратуры «Педагогическое образование», направление «Информатика в профильном образовании» и «Математика в профильном образовании», в рамках дистанционных образовательных технологий разработаны показатели, критерии и комплексная методика количественной оценки уровней познавательной активности студентов при решении вероятностных педагогических задач. Обучаясь в магистратуре по направлению «Математика в профильном образовании» и «Информатика в профильном образовании» студенты должны освоить следующие общепрофессиональные компетенции [5]:
ОПК-1 готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности;
ОПК-2 готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач;
ОПК-3 готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия;
ОПК-4 способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру.
Данные компетенции формируются в результате освоения следующих дисциплин: Современные проблемы науки и образования, Иностранный язык в профессиональной деятельности, Деловое общение
в сфере профессиональной коммуникации, Методика преподавания математики и информатики в профильной школе, Научные основы школьного курса информатики, Система управления современной школой, Педагогическое проектирование на основе ИКТ, Адаптация личности в профессиональной среде и различного вида практик [3].
Использование элементов дистанционного обучения в процессе реализации профильных дисциплин при подготовке магистров позволило определить реальные учебные достижения студентов: большинство из них вышли на эвристический и творческий уровни познавательной активности. Эти показатели соответствуют цели предложенной педагогической технологии дистанционного обучения при разработке новых и модернизации реализуемых образовательных программ. Как уже было выше отмечено, при определенных дидактических условиях дистанционное обучение с использованием средств информационных технологий предпочтительнее традиционной заочной формы получения высшего образования.
Список литературы
1. Андреев A.A., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Издательство МЭСИ, 1999.196 с. url: .http://www.ict.edu.ru (дата обращения 02.03.2017).
2. Брейтигам Э.К. Уровни понимания учебного материала и условия их достижения обучаемыми в образовательном процессе II Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2.; URL: https:// science-education.ru (дата обращения: 02.03.2017).
3. Казиахмедов Т.Б., Садыкова О.В. Формирование проектировочного компонента профессиональных компетенций магистров по направлению «Педобразование», профиль «Информатика в профильном образовании», Журнал ВАК «Школа будущего», 2016 г.
4. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. М.: ИИО РАО, 2009. 96 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 44.04.01 Педагогическое образование. URL: http:// fgosvo.ru (дата обращения: 02.03.2017).