<G> Russian Journal of Education and Psychology
2018, Volume 9, Number 1-2 • http://ej.soc-joumal.ra
УДК 372.8
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Садыкова О.В.
Данная статья описывает концепцию формирования способностиi анализировать потребности в реализации профильных курсов по ннформатнке.
Ключевые слова: средняя общеобразовательная школа; информатика; профильное обучение; старшеклассники.
METHODOLOGICAL APPROACH WHEN TRAINING
SCHOOL STUDENTS IN PERFORMANCE OF TASKS IN INFORMATICS
Saclykova О. V.
This article describes the concept of the formation of abilities to analyze the needs in the implementation of professional courses in computer science.
Keywords: high comprehensive school; informatics; profile training; seniors.
Введение
Одной из важнейших задач современного информационного общества, является создание такой системы образования, которая, во-первых, предоставит возможность каждому человеку в течение всего активного периода его жизни реализовывать свои текущие и перспективные социальные и профессиональные потребности, во-вторых, обеспечит само профессиональное сообщество кадрами необходимой квалификации в соответствии с краткосрочными и долгосрочными планами развития. Происходящие и сегодня социальные изменения предъявляют обновляемые требования к подготовке обучающихся в
школе, на основе внедряемых федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) основного и среднего общего образования, отличительной особенностью которых является их направленность на формирование способностей обучающихся к саморегуляции, самоорганизации и самообразованию. Потребность методологического подхода для обучения и образовательного и административного процесса единой средней школы очевидна, поскольку общество ожидает от школы, что ее выпускники будут общительными, творческими людьми, борющимися за успех и способными построить независимо отдельную траекторию развития. Достижению этого будет способствовать решение одной из важнейших первостепенных задач современного информационного общества, которая предусматривает создание системы образования, которая, во-первых, предоставит возможность каждому человеку в течение всего активного периода его жизни реализовывать свои текущие и перспективные социальные и профессиональные потребности, во-вторых, обеспечит само профессиональное сообщество кадрами необходимой квалификации в соответствии с краткосрочными и долгосрочными планами развития. Более активное использование информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в обучении открывает новые возможности для овладения такими современными методами научного познания как формализация, моделирование и компьютерный эксперимент. Результатом общего образования должен стать выпускник, умеющий и готовый применять современные информационные технологии для осуществления эффективной и продуктивной образовательной и профессиональной деятельности, способный к непрерывному образованию и процессу саморазвития.
Стратегическая цель государственной политики в области образования заключается в обеспечении доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина через развитие:
- системы общего образования, предусматривающего индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования;
<G> Russian Journal of Education and Psychology
2018, Volume 9, Number 1-2 • http://ej.soc-joumal.ra
- системы профессионального образования через расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса.
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что дисциплина «Информатика и ИКТ» в соответствии с требованиями ФГОС основного и среднего общего образования, не только должна присутствовать в учебных планах всех профилей обучения, но в большей степени важно, быть дифференцированной по объему и содержанию в зависимости от интересов и направленности допрофессиональной подготовки школьников. Иными словами, в каждом из профильных курсов изучается глубже тот раздел информатики, который является ведущим в конкретном профиле.
Для расширения и углубления содержания учебного предмета «Информатика и ИКТ», повышения мотивации школьников, развития интереса к самостоятельному поиску практических решений, продуктивного взаимодействия старшеклассников целесообразно реализовывать с использованием методологического подхода к выполнению заданий в профильном курсе информатики и ИКТ. Однако в научно-методической литературе не отражены оптимальные методы обучения выполнению заданий по информатике в классах информационно-технологического профиля, что обусловливает актуальность проведения настоящего исследования [1].
Цель исследования: разработать, научно обосновать и реализовать методику профильного обучения школьников методологическому подходу при выполнении заданий по информатике, реализация которой позволит достичь углубленного уровня.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования была выдвинута следующая гипотеза.
Повышение эффективности обучения информатике старших школьников информационно-технологических классов может быть обеспечено, если:
- построение методики обучения информатике осуществлять на основании следующих принципов: оптимизации методов обучения, избыточности учебного контента, дидактической обусловленности коммуникации, технологической актуальности, уровневой адаптации, акмеологии;
- обучение старшеклассников будет организовано с использованием методологического подхода при выполнении заданий.
Исходя из цели и гипотезы исследования были сформулированы задачи исследования:
1. Провести анализ научно-педагогической, учебно-методической и нормативной литературы по вопросам оптимизации выборов решения заданий для повышения уровня эффективности профильного обучения информатике.
2. Выявить и обосновать современные эффективные принципы создания разработки методики углубленного обучения информатике в классах информационно-технологического профиля.
3. В соответствии с выявленными принципами разработать модель профильного обучения информатике с использованием методологического подхода.
4. На основе модели разработать методику обучения информатике, предусматривающей выполнение заданий с учетом выбора оптимального решения, реализация, которой обеспечит значимое повышение углубленного уровня знаний обучающихся классов информационно-технологического профиля.
5. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики обучения.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: анализ научно-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования, анализ работ в области теоретической информатики и педагогики, анализ ФГОС основного общего образования, анализ ФГОС-3 высшего образования, наблюдение, анкетирование, тестирование магистров в системе организации профильного образования, проведение педагогического эксперимента и анализ его результатов.
Результаты исследования
Организация профильного обучения на уровне старшей школы обязательно требует начала подготовки к ней в основной школе в виде предпрофильной работы. Профильное же обучение должно быть нацелено на конечный результат, который заключается в обе-
© Russian Journal of Education and Psychology
2018, Volume 9, Number 1-2 • http://ej.soc-joumal.ru
спечении потребностей верхнего уровня иерархии среднего общего образования в виде удовлетворения профессиональных намерений выпускников школ.
Процесс организации профильного обучения старшеклассников представлен в виде методологической модели, (рис. 1).
| Целевой блок |
Социальный заказ:
Потребность общества в выпускниках, готовых к саморазвитию и непрерывному образованию Направления: ИиВТ, ИСиТ, ПМиИ
ФГОС Среднего (полного) общего образования Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике
Требования к уровню подготовки выпускников по информатике
Методологический блок
Принципы обучения:
1. Оптимизация методов обучения решению задач в классах с углубленным изучением информатики, через успешное и быстрое осуществление учебной деятельности.
2. Избыточность учебного контента — учебные информационные ресурсы должны предоставлять учащимся возможность освоения предмета при различной глубине и детальности представления материала.
3. Дидактической обусловленности коммуникации — коммуникация должна, с одной стороны, не ограничивать самостоятельность учебной деятельности учащихся, а с другой стороны, обеспечить постоянное управление ею со стороны преподавателя.
4. Технологической актуальности — свободный выбор инструментария для выполнения заданий.
5. Уровневой адаптивности — практическая реализация свободного выбора контроля знаний.
6. Акмеологический принцип — использование в образовательном процессе закономерностей и механизмов, обеспечивающих возможность достижения высшей ступени индивидуального развития.
Результаты освоения пути выбора оптимального решения (личностные, предметные, мета п р е дметн ы е).
Уровни сформированности оптимизации методов решения (высокий, базовый, низкий)
Методический блок
Формирование у учащихся умение осуществлять обоснованный выбор оптимального выполнения задания
Формирование у учащихся умение решать задачи различными способами
Формирование умения оценить рациональность решения задач любого метода
Формирование умения провести обоснованный отбор наиболее рационального метода
решения
Организация целенаправленной работы по формированию умения выбора оптимального
решения.
Заключение (выводы)
Результаты педагогического эксперимента позволяют заключить, что применение предложенной методики обучения в классах информационно-технологического профиля достоверно обеспечивает повышение эффективности обучения информатике в 10-11 классах.
Сравнительные результаты представлены следующей диаграммой.
Устройство компьютера
Для оценки эффективности самой методики мы воспользовались функцией прогноза с использованием качества успеваемости по годам
2012 2013 2014 2015 2016 2017
Устройство компьютера 0,92 0,90 0,91 0,93 0,921446 0,928664
Текстовый редактор 0,95 0,90 0,90 0,89 0,865 0,86
Измерение информации 0,85 0,87 0,86 0,85 0,855 0,845
Алгебра логики 0,80 0,82 0,83 0,84 0,855 0,865
Электронные таблицы 0,76 0,78 0,80 0,82 0,84 0,86
Информация о конфликте интересов. Конфликт интересов отсутствует.
Информация о спонсорстве. Исследование не имело спонсорской поддержки.
<G> Russian Journal of Education and Psychology
2018, Volume 9, Number 1-2 • http://ej.soc-joumal.ra
Список литературы 1. Садыкова O.B. Формирование проектировочного компонента профессиональных компетенций магистров по направлению «Педо-бразование», профиль «Информатика в профильном образовании», Журнал о перспективах развития образования.
References
1. Sadykova О. V. Formation of a design component of professional competences of masters in the direction ""Pcdobra/ovaniyc". ""Informatics in Profile Education" profile, the Magazine about the prospects of development of education.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Садыкова Ольга Валентиновна, старший преподаватель
Нижневартовский государственный университет Дзержинского, 11, Нижневартовск, 628600, Россия nggii-it@mail. ru ORCID: 0000-0003-0940-5349
DATA ABOUT THE AUTHORS Sadykova Olga Valentinovna, senior teacher
Nizhnevartovsk state university
Dzerzhinsky, 11, Nizhnevartovsk, 628600, Russia
nggii-it@mail. ru
ORCID: 0000-0003-0940-5349