Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1359
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ГУМАННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / PATRIOTISM / MORALITY / HUMANITY / EDUCATION / FORMATION / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юнусова Эльмаз Адиль-гареевна

В статье автор рассматривает проблему воспитания у младших школьников патриотических чувств во внеклассной работе. Современная российская школа находится в процессе интенсивного развития, плодотворного поиска, активизации научно-педагогических инициаций. Школа призвана стать для ученика и учителя местом духовного обогащения каждого из участников учебно-воспитательного процесса, где формировалась бы гражданская зрелость, личная ответственность за свой вклад в национально-культурное возрождение России, в развитие государства. Большую роль в этом играет воспитание патриотических чувств младших школьников. Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств, патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражает общенациональные моменты в его развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL FEATURES OF EDUCATION IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN OF PATRIOTIC FEELINGS IN EXTRA CLASS WORK

In the article the author considers the problem of education of younger students Patriotic feelings in extracurricular activities. The modern Russian school is in the process of intensive development, fruitful search, activation of scientific and pedagogical initiations. The school is designed to become for the student and teacher a place of spiritual enrichment of each of the participants of the educational process, where civic maturity, personal responsibility for their contribution to the national and cultural revival of Russia, in the development of the state would be formed. An important role in this is played by the education of Patriotic feelings of younger students. The historical source of patriotism - centuries and millennia fixed existence of the States forming attachment to the native land, language, traditions. In the conditions of formation of Nations and formation of national States, patriotism becomes an integral part of public consciousness, reflects national moments in its development.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ»

Педагогика

УДК: 371.8

кандидат педагогических наук, доцент Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Аннотация. В статье автор рассматривает проблему воспитания у младших школьников патриотических чувств во внеклассной работе. Современная российская школа находится в процессе интенсивного развития, плодотворного поиска, активизации научно-педагогических инициаций. Школа призвана стать для ученика и учителя местом духовного обогащения каждого из участников учебно-воспитательного процесса, где формировалась бы гражданская зрелость, личная ответственность за свой вклад в национально-культурное возрождение России, в развитие государства. Большую роль в этом играет воспитание патриотических чувств младших школьников. Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств, патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражает общенациональные моменты в его развитии.

Ключевые слова: патриотизм, нравственность, гуманность, воспитание, формирование, развитие.

Annotation. In the article the author considers the problem of education of younger students Patriotic feelings in extracurricular activities. The modern Russian school is in the process of intensive development, fruitful search, activation of scientific and pedagogical initiations. The school is designed to become for the student and teacher a place of spiritual enrichment of each of the participants of the educational process, where civic maturity, personal responsibility for their contribution to the national and cultural revival of Russia, in the development of the state would be formed. An important role in this is played by the education of Patriotic feelings of younger students. The historical source of patriotism - centuries and millennia fixed existence of the States forming attachment to the native land, language, traditions. In the conditions of formation of Nations and formation of national States, patriotism becomes an integral part of public consciousness, reflects national moments in its development.

Keywords: patriotism, morality, humanity, education, formation, development.

Введение. Проблема патриотического воспитания всегда занимала одно из ведущих мест в отечественной педагогической и философской мысли. В современной литературе патриотическое воспитание трактуется как воспитание, которое формирует осознание своей причастности к истории, традициям, культуре своего народа, любовь к своей Родине, переживания за судьбу своего народа, его будущее. Как результат эффективного патриотического воспитания у детей четко формируется патриотизм. Патриотизм проявляется в практической деятельности, направленной на всестороннее развитие своей страны, защита ее интересов. Патриотизм - социально-историческое явление. Элементы его возникли как осознание родовых связей, обрядов, обычаев. Слово «патриотизм» (от «patris») - греческого происхождения, в переводе означает «родина, отечество». Впервые оно появилось в период Великой Французской революции (1789-1793 г.). Патриотами называли себя борцы за народ, защитники республики.

Изложение основного материала статьи. В философском словаре патриотическое воспитание рассматривается как воспитание, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность, гордость за ее прошлое и настоящее стремление защищать интересы Родины. Это определение актуализирует роль патриотического воспитания, поскольку именно через активную деятельность человека в интересах общества оказываются ее настоящие чувства. В работе с детьми младшего школьного возраста нужно обращать внимание на их возрастные особенности. Эти дети не имеют постоянных интересов, собственную инициативу проявляют слабо, их внимание неустойчиво. Они нуждаются в постоянной помощи и советов учителя в организации своего досуга [1].

Мышление у детей этого возраста конкретно-образное, для них еще не свойственны обобщения и абстрагирования. Их захватывает все яркое, интересное, потому что они мыслят ощущениями, звуками, красками. Это все необходимо учитывать в воспитательной работе со школьниками.

Должное внимание во внеурочной работе следует уделять игровой и спортивной деятельности, проведению праздников, вечеров, экскурсий, поскольку возрастной особенностью детей является подвижность, моторика, обусловленная развитием мышц.

Для нравственного развития ребенка этого возраста особенно тяжелый потому, что усваивается опыт, формы поведения старших поколений, оценочные суждения; формируется определенное отношение к окружающему, к себе: развивается дружба, взаимопомощь, любовь к родителям, к улице, школы, родного города, природы и тому подобное. На основе этого опыта ребенок начинает проявлять самостоятельность, сознание в отношении к окружающему миру и людям, к моральным нормам общества. В силу возрастных и психологических особенностей жизненный и нравственный опыт в отношении к обществу, к Родине, к своей стране ограничен. Поэтому именно в этом возрасте необходимо закладывать основы патриотического воспитания, которые станут фундаментом общественного становления личности [2].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что патриотические чувства у детей младшего школьного возраста не возникают сами. Они являются результатом целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка идеологии, политики, искусства, общественного строя, воспитательной работы семьи, школы и внешкольных учреждений.

Ведущая роль в формировании личности принадлежит семье, которая отвечает за социальное воспроизводство населения, по его национальное, моральное, духовное развитие, за создание определенного образа жизни [3].

Заметим, что воспитательная миссия семьи является особой, так как именно в ней формируется характер ребенка, его отношение к окружающему миру, к людям, к жизни, к русскому языку, к обычаям и традициям, к Родине. Только в семье, при условии осознания всей своей родословной возможно национально-патриотическое воспитание, именно в ней ребенок проходит путь от рода к народу и к нации.

Процесс воспитания патриотизма - это система воспитательной работы на уроке и во внеурочной деятельности, направленная на формирование сознательного гражданина с чувством любви к народу и Родине.

Практикой доказано, что одни предметы имеют влияние на этот процесс непосредственно, например, родной язык, чтение, природоведение, изобразительное искусство, музыка, трудовое обучение, другие -математика, информатика, основы здоровья - опосредованно.

Обязательные предметы, относящиеся к государственному компоненту, должны давать учащимся основы наук на уровне мировых стандартов. Если проанализировать учебники для 4 класса, то можно увидеть, каково содержание учебного материала, непосредственно влияет на формирование качеств гражданственности, что может почерпнуть ученик и недостатки существуют [4].

Внеурочная деятельность охватывает всю образовательно-воспитательную работу учителей, классных руководителей, воспитателей групп продленного дня, организаторов воспитательной работы во внеурочное время. Она имеет более широкие возможности в выборе содержания, форм, методов, приемов, средств проведения, так как не регламентирована программой, временем, местом.

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках русского языка осуществляется через реализацию социокультурной содержательной линии. В частности, во время изучения раздела «Язык и речь» необходимо обращать внимание учащихся на богатство и благозвучие русского языка, захватывать детей ее красотой, пробуждать любовь к родному слову, стремление изучать русский язык. В 3-4 классах следует объяснять значение русского языка, роль языка как государственного [5].

Формируя культуру общения, целесообразно обогащать речь младших школьников русскими формами обращения и формулами речевого этикета, пробуждать интерес к происхождению этих формул, показывать их связь с национальными традициями и обычаями русских.

В процессе обработки правила употребления большой буквы в собственных названиях стоит сосредоточить внимание учащихся на применении этого правила во время записи названия нашей Родины, ее столицы, родного города или села, рек, морей, гор и других географических названий России. При этом ценным для патриотического воспитания будет проработка текстов о происхождении этих названий, о красоте и неповторимости достопримечательностей России, об историческом прошлом нашей страны и ее известных людей (писателей, художников, исторических личностей, спортсменов, актеров, артистов и т.п) [6].

Главное место на уроках русского языка должно занимать использование малых фольклорных форм -загадок, считалок, мирилок, поговорок и пословиц, народных примет, отрывков из сказок, детских песен, колыбельных и тому подобное. Реализуя их воспитательный потенциал, стоит объяснять детям, что богатство и разнообразие народного творчества свидетельствует о мудрости и талантливости русского народа, а знания и трепетное отношение к ним станет залогом сохранения этого богатства для будущих поколений.

Текстоцентрический принцип обучения русскогому языку создает возможности для использования разнообразных текстов воспитательного и поучительного содержания. Через тексты (анализ их содержания) целесообразно воспитывать у младших школьников любовь к родному краю и своей Родине, уважение национальных традиций и символов русского народа, уважение к людям других национальностей, их обычаям и традициям, чувства гордости за известных людей России, заботливое отношение к ценностям и достижениям нашей страны [7].

Учитывая указанное, неотъемлемыми составляющими уроков русского языка и литературного чтения должны быть воспитательные беседы, познавательная информация о России, ее людях и событиях, связанных с ними, составление устных и письменных текстов на патриотические темы, подготовка и презентация посильных проектов патриотического содержания (например, написание сочинений о земляках, прославивших родной край, поздравительных открыток защитникам Отечества) и тому подобное.

Целью патриотического воспитания во внеурочной работе является углубление и расширение знаний о русском народе и России, формирование практических навыков и мировоззренческих убеждений, развитие чувства патриотизма.

Цель патриотического воспитания во внеурочной работе конкретизируется в системе задач:

• формирование самосознания, ответственности, мужества, честности, общественной инициативности и активности, готовности работать на благо своего народа и Родины, защищать Россию и подносить ее международный авторитет;

• воспитание уважения к законам государства, Конституции, символов России;

• знание и использование государственного языка, забота о подъеме ее престижа;

• уважение к памяти предков, к родителям, членам семьи, своей родословной;

• почитание традиций, обычаев, обрядов и истории русского народа, осознание своей принадлежности к нему как представителя и наследника;

• воспитание дисциплинированности, трудолюбия, заботливости, чувства заботливого хозяина своей земли, забота о ее природе и окружающей среды;

• формирование гуманности, толерантного отношения к культуре других народов.

Для достижения цели патриотического и гражданского воспитания существенную роль играют внеклассные воспитательные мероприятия. Они способствуют углублению знаний учащихся по истории и культуре русского народа, его традиций, формированию патриотических взглядов, убеждений и чувств, соответствующего поведения. В последнее время организация воспитательного процесса в школе существенно изменилась. Реформы касаются деятельности как педагогов, так и учащихся. Создаются новые структуры, которые координируют деятельность классных руководителей по воспитанию школьников [8].

Новые подходы применяются и к организации деятельности учащихся. Они гораздо активнее привлекаются к участию в жизни общества через ученические органы самоуправления. Формы такой работы не являются новыми, и сейчас они играют заметную роль в педагогическом процессе.

Составляющими воспитательного внеклассного процесса является непосредственный контакт с учениками, пробуждение у них глубоких эмоциональных переживаний, влияющих на чувства, способствующих пониманию сущности патриотизма. Умелое использование положительных примеров и вовлечения учащихся в разнообразные формы дискуссионной работы способствует более глубокому осознанию этих понятий.

Обогащении учащихся патриотическими чувствами происходит в процессе ознакомления с историей о героическом прошлом украинского народа, его стремление к укреплению могущества Родины. С целью предоставления воспитательной работе большей эмоциональной привлекательности используется яркий фактический материал, положительные примеры патриотизма известных исторических деятелей, героев, настоящих патриотов страны.

Выводы. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что работу по формированию патриотических чувств у детей младшего школьного возраста нужно начинать с первого класса. Для этого необходимо:

- разработать технологию патриотического воспитания с использованием разнообразных форм и методов;

- разработать и внедрить программу по патриотическому воспитанию младших школьников во внеурочной работе;

- подготовить учителей к работе по патриотическому воспитанию, обеспечить их методической литературой, программами и практическими разработками;

- привлечь семью учащихся к участию в воспитательной работе школы;

- задействовать общественность, ветеранов войны и труда, народных умельцев, деятелей культуры;

- систематически использовать элементы народной педагогики, традиции национального воспитания;

- создать банк творческих работ, музеи или уголки истории школы (села, поселка, города).

Самыми эффективными средствами, стимулирующими процесс формирования патриотических чувств у

младших школьников в условиях внеурочной работы, оказались: беседы о семье (маму, папу, бабушку, дедушку и других родственников); народные и сюжетно-ролевые игры; участие в народных обрядах, религиозных и семейных праздниках; различные виды экскурсий; беседы о государственные и народные символы, их происхождении; и тому подобное.

Проанализировав современную литературу, можно сделать вывод, что: патриотические чувства, возникающие благодаря апробированным средствам, играют в жизни младшего школьника роль внутреннего стимулятора, который является лучшим и самым сильным двигателем его гражданского утверждения на основе естественного влечения к семье, родному городу, краю, стране и Родине в целом.

Литература:

1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Начальная школа // Начальная школа. - 2011. - № 11. - С. 68-71.

2. Азаров Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. - 2013. - № 6. - С. 3-7.

3. Бех И.Д. Концептуальные основы формирования у школьника личностных ценностей // Воспитание патриотизма у детей и молодежи в современных социально-экономических условиях. Матер. отчетной научно-практической конференции. - К., 1999. - С. 4-8.

4. Дрешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине [Текст] / Е.И. Дрешина // Начальная школа. -2004. - № 5. - С. 19-22

5. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе [Текст] / Н.А. Ивашкина // Начальная школа. - 2007. - № 7. - С. 29-33

6. Микляева Н.В. Нравственно - патриотическое и духовное воспитание дошкольников. - М.: Сфера, 2013. - 144 с.

7. Приходько В.И Актуальность проблемы воспитания патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества / В.И. Приходько // Молодежь и общество. - 2011. - № 2. - С. 53-57.

8. Черноусова Ф.П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании [Текст]: учебн. пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 112 с.

Психология

УДК 371

кандидат психологических наук Бура Людмила Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); магистрант Везетиу Виталий Викторович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРОБЛЕМА СТРУКТУРЫ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Исследование посвящено изучению проблемы вычленения структурных компонентов и изучению природы мотивационной сферы личности. В статье раскрываются результаты теоретического анализа научногоопыта по мотивации личности. В работе проанализированы и уточнены понятия «нужда», «потребность», «стремление», «желание», «мотив», «мотивация», «когнитивный контроль», «мотивационная сфера личности». В статье осуществлена попытка определения структурных компонентов мотивационной сферы личности.

Ключевые слова: мотив, мотивация, личность, мотивационная сфера личности, структура мотивационной сферы личности, потребности, ценности, развитие, формирование.

Annotation. The study is devoted to the study of the problem of isolation of structural components and the study of the nature of the motivational sphere of personality. The article reveals the results of theoretical analysis of scientific experience on motivation of the person. The paper analyzes and clarifies the concepts of "need", "need", "aspiration", "desire", "motive", "motivation", "cognitive control", "motivational sphere of personality". The article attempts to determine the structural components of the motivational sphere of personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.