Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание младших школьников средствами краеведения'

Патриотическое воспитание младших школьников средствами краеведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1414
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КРАЕВЕДЕНИЕ / УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Целикова А. Д.

В данной статье ставится задача рассмотреть формирование и развитие патриотических чувств младших школьников средствами краеведения. Автор выявляет взаимосвязь урочной и внеурочной учебно-воспитательной работы и выявляет необходимость в развитии патриотизма у школьников с помощью исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Целикова А. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание младших школьников средствами краеведения»

Теория и методика обучения и воспитания

151

3. Нахимовский А.М. Театральное действо от А до Я. - М., Аркти, 2002.

4. Чуринова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности. - М., Владос. 2001.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ

© Целикова А.Д.*

Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

В данной статье ставится задача рассмотреть формирование и развитие патриотических чувств младших школьников средствами краеведения. Автор выявляет взаимосвязь урочной и внеурочной учебновоспитательной работы и выявляет необходимость в развитии патриотизма у школьников с помощью исследовательской деятельности.

Ключевые слова патриотическое воспитание, краеведение, урочная деятельность, внеурочная деятельность, исследовательская деятельность учащихся.

К феномену воспитания как вообще и воспитанию патриотизма в частности обращались в разное время отечественные и зарубежные ученые. Эво-люционно общество выработало особую форму регуляции жизнедеятельности людей - формулировку социальных требований к личности. Впервые вопрос о формировании у ребенка социально одобряемого поведения был поставлен еще в Древней Греции. Требования общества становятся обоснованием цели воспитания подрастающего поколения и сейчас.

Важнейшей составляющей процесса воспитания в современной России является формирование и развитие патриотических чувств подрастающего поколения, без чего нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Ученые современности (А.К. Быков, А.А. Глебов, В.И. Луто-винов и др.) разрабатывают теорию и совершенствуют практику патриотического воспитания подрастающих поколений, ориентированного на сообщение нравственных знаний, внедрение в сознание ребенка определенной системы норм и принципов с учетом социальных ожиданий личности. Педагогическими коллективами ведется целенаправленная работа по формированию и развитию систем патриотического воспитания школ, гимназий, лицеев. Комплекс принимаемых мер свидетельствует об актуальности патриотического воспитания подрастающего поколения.

В этих условиях патриотизм ассоциируется со следующими личностными качествами, которые необходимо развивать в младшем школьном возрасте: любовь к «большой» и «малой» Родине, готовность выполнять конституционный долг; патриотическое мировоззрение; социальная толерант-

Студент факультета Дошкольного и начального образования.

152

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ность, в том числе религиозная и национальная. «В этом аспекте актуализируется роль начальной школы как одного из социальных институтов, имеющего высокий потенциал для создания педагогических условий воспитания патриотизма подрастающего поколения. Патриотическое воспитание эффективно осуществляется в ходе целенаправленной организации всей жизни младших школьников: деятельности, общении, отношениях. Они дают богатую почву для формирования патриотических знаний ребенка, его патриотических отношений и мотивов деятельности» [8, с. 18]. В современной России воздействие на воспитание подрастающего поколения оказывают:

- школьная урочная и внеурочная деятельность учащихся;

- деятельность учреждений дополнительного образования;

- деятельность государственных и общественных организаций;

- деятельность средств массовой информации;

- деятельность религиозных организаций и проч.

В этих условиях именно школа призвана и способна на должном уровне организовать патриотическое воспитание, ориентировать учащихся на осознание неразрывной связи Родины и края.

Обеспечить решение этой задачи помогает внеурочная деятельность, осуществляемая по ряду направлений: художественное, техническое, изобразительное и декоративно-прикладное творчество, туристско-краеведческое, эколого-биологическое, спортивно-массовое и социально-педагогическое направление и т.д. При этом школьное краеведение, курс которого введен в учебный план за счет регионального компонента, не только активизирует мыслительные процессы учащихся и способствует овладению навыками исследовательской работы, но и обладает уникальными возможностями для формирования чувства сопричастности каждого с судьбой страны, края.

Любой школьник, интересующийся краеведением, может выбрать себе занятие по душе, в зависимости от предлагаемых в школе направлений работы: литературное, географическое или историческое краеведение. Невозможно четко определить, «где начинается и где кончается» краеведение. Его содержание является интегративным, проникающим во все направления жизнедеятельности младшего школьника, он постигает указанное содержание и на уроках в начальной школе, и на экскурсиях по родному краю, и в ходе бесед с родителями, и из телевизионных передач, книг, со страниц интернета.

Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в ходе реализации курса краеведения проявляется по нескольким аспектам:

1. Учебно-воспитательная работа опирается на знания учащихся, полученные на уроках (литературного чтения, изучения окружающего мира).

Благодаря этому у младших школьников происходит не только появление краеведческих знаний, но и формируется их более целостная картина мира, решаются задачи патриотического воспитания.

Например, по программе «Школа России» обращение к теме родной области, края, малой Родины начинается с 1 класса. На уроках окружающего

Теория и методика обучения и воспитания

153

мира дети знакомятся с такими темами: «Что такое Родина?», «Что мы знаем о народах России?», а также выполняют проект «Моя малая Родина», где с помощью учителя и родителей дети собирают информацию о своем родном крае, о знаменитых людях, о героях Великой Отечественной войны, о достопримечательностях и исторических событиях, произошедших на территории области. Применительно к региональному компоненту для школ Оренбургской области можно предложить детям в качестве источников информации работы следующих авторов: В. Пистоленко «Из прошлого Оренбургского края», И.Ю. Агапова, Г.А. Агеева «Родной край» (учебное пособие для начальной школы), Л. Футорянский «История Оренбуржья», а также работу известного оренбургского журналиста, педагога и краеведа В. Дорофеева «Город на Яике».

2. Учебно-воспитательная работа органично продолжает внеурочную деятельность.

Акцент с совместной исследовательской деятельности учителя и учащихся на уроке перемещается во внеурочную деятельность, что способствует умственному развитию учащихся, расширению их знаний о родном крае, формированию интереса к изучению предмета.

История родного края является, как это предусмотрено учебной программой, составной и обязательной частью учебного курса. В процессе обучения учащихся создается связная и цельная картина истории своего края и на этом фоне - картина исторического развития страны в целом. Так местные факты и явления рассматриваются как необходимое дополнение к основному курсу.

Например, учитель может провести внеклассное мероприятие «Многоликий край родной», где познакомит учащихся с природой Оренбуржья, его этническим составом, традициями и костюмами разных народов, проживающих на территории нашей области, а также познакомит с известными событиями, происходившими в нашей области в разные исторические эпохи и знаменитыми поэтами, художниками, музыкантами и литераторами. Углубление указанной темы с привязкой к учебному материалу, в свою очередь, будет осуществляться на уроках изучения окружающего мира.

Важным средством патриотического воспитания учащихся, формирования у школьников любви к родному краю является литературное краеведение, которое способствует более глубокому пониманию учащимися многонационального характера литературы, многосторонних связей русской литературы и литератур других народов. Краеведческие материалы используются на уроках при изучении биографии писателя, истоков его творчества, истории создания отдельных произведений. Так, учитель может обратиться к произведению великого поэта А.С. Пушкина «История Пугачева», где можно встретить описание природы Оренбургского края, жизни и быта местных жителей и казаков, охраняющих границу.

3. Внеурочная деятельность предваряет урок.

154

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Занятия по краеведению во внеурочное время не только облегчает усвоение материала на уроке, но и создают эмоциональную обстановку, которая способствует воспитанию патриотизма младших школьников. Например, встречи школьников с Героями труда и тыла, ветеранами Великой Отечественной войны, почетными гражданами города и области оставят глубокое впечатление у учащихся о героических подвигах, о преодолении трудностей в военное время и о современных гражданско-патриотических мероприятиях и акциях, в которых могут поучаствовать и школьники. Такие встречи проводятся с учениками 2-4 классов, предваряя рассмотрение указанной темы в рамках школьной программы по окружающему миру.

Патриотическое воспитание младших школьников средствами краеведения в ходе взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности должно осуществляется при условии учета того, что этом процессу присущи три взаимосвязанные стороны [7, с. 41]:

1. получение знания, выработка определенной системы убеждений;

2. формирование «привычных» отношений, «привычных мотивов» действий и соответствующих патриотических чувств;

3. формирование устойчивых форм поведения, жизненных гражданских позиций и образа действия в обществе, накопление нравственного опыта поведения.

Таким образом, воспитание младшего школьника сопровождается совокупностью социальных установок на развития патриотического сознания и поведения, наряду с этим надо уделять внимание формированию патриотических чувств как важнейшего источника побуждения младших школьников к нравственным поступкам. В требованиях общества при этом отражаются те нормы нравственности, которые характеризуют верность боевым и трудовым традициям русского народа, готовность к выполнению законов государства и защите Родины. Школьное краеведение в этом аспекте имеет достаточно высокий потенциал.

Список литературы:

1. Агапова И.Ю., Агеева Г.А. Родной край. Дидактическое пособие / И.Ю. Агапова, Г. А Агеева. - Оренбург: ООН ПКРО, 2002. - 231 с.

2. Афонасова О.В., Кравец Т.Н. Краеведение как система формирования патриотического воспитания младших школьников [Электронный ресурс] /

О.В. Афонасова, Т.Н. Кравец // Фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна» науч. пед. интернет-журн. 26.02.12. - Режим доступа: www.festival.nicsnail.ru/index.php?option=com_zoo&task=item&item_id=100& Itemid=57 (дата обращения: 24.09.13).

3. Деев А.Л. Краеведение как средство формирования гражданственности школьников [Электронный ресурс] / А.Л. Деев // науч. интернет-журн. «Фундаментальные исследования». - 2005. - № 4 - С. 35. - Режим доступа:

Теория и методика обучения и воспитания

155

www.rae.ru/fs/ ?section=content&op=show_article&article_id=7780n0 (дата обращения: 26.09.13).

4. Дорждеева С.И. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся через краеведение [Электронный ресурс] / С.И. Дорждеева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: науч. пед. интернет-журн. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/635533/ (дата обращения: 25.09.13).

5. Дорофеев В.В. Город на Яике: 1743-1993 / В.В. Дорофеев. - Оренбург: «Южный Урал», 1993. - 47 с.

6. Копцева Л.А. Организация краеведческой работы в начальной школе [Электронный ресурс] / Л.А. Копцева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: науч. пед. интернет-журн. 28.09.2011. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/ articles/595453/ (дата обращения: 25.09.13).

7. Мусс Г.Н. Воспитание патриотизма как социальной ориентации личности / Г.Н. Мусс // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2007. - № 5 (49). - С. 39-43.

8. Мусс Г.Н. Роль творческих конкурсов в системе патриотического воспитания младших школьников / Г.Н. Мусс // Начальная школа плюс: до и после. - 2012. - № 11. - С. 18-22.

9. Пушкин А.С. История Пугачева. Капитанская дочка / А.С. Пушкин. -М.: «Даръ», 2005. - 400 с.

10. Футорянский Л.И. «История Оренбуржья»: учеб. пособие / Л.И. Фу-торянский. - Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996. - 350 с.

ПОСТРОЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПО ПРИНЦИПУ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГКОУ РО ДЕТСКОГО ДОМА № 5 Г. ТАГАНРОГА)

© Чекаленко Е.С.*

Филиал Российского государственного социального университета,

г. Таганрог

Детский дом № 5, г. Таганрог

В статье рассматриваются «плюсы» и «минусы», особенности построения модели детского дома, деятельность которого организована по семейному принципу на современном этапе.

* Директор ГКОУ РО детского дома № 5 г. Таганрога, аспирант кафедры Теории и методики обучения и воспитания Филиала Российского государственного социального университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.