13. Музыкантский А.И. Образование как стратегический ресурс общества // Вестник Московского университета. Серия 20 «Педагогическое образование», 2008. - № 1. - С. 59-68.
14. Налетова И.В. Высшее образование как один из приоритетов государственного развития в современном мире. Тамбов, 2009. - С. 16-24.
15. Панибратцев А.В. Глобализация и проблемы высшего образования в России. Научный вестник МГТУ ГА, 2014. - №203. - С. 49-55.
16. Рыжкова И.В. Образование как геополитический ресурс в пространстве Баренцева Евро-Арктического региона // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2013. -№ 2(77). - С. 8-12.
17. Салми Д. Создание университетов мирового класса / Д. Салми. - М.: Издательство «Весь мир», 2009. - 132 с.
18. Семеко Г.В. Высшее образование в условиях глобализации экономики // Экономика образования,2010. - № 6. - С. 39-45.
19. Федотова Н.Н. Глобализация и образование // Философские науки, 2008. - № 4. - С. 5-24.
20. Фролов А.В. Влияние мирового экономического кризиса 2008- 2009 гг. на высшее образование и его глобализацию // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2011. - № 3.
21. Чумаков А.Н. Культурно-цивилизационное измерение глобального мира // Материалы ежегодных Моисеевских чтений, 2015. -Т. 4. - С. 56-61.
22. Щелкунов М.Д. Образование в эпоху глобализации // Вестник экономики, права и социологии, 2008. - № 2. - С. 95-100.
23. Atkinson R.D., Ezell S. The Case for a National Manufacturing Strategy. April 26, 2011: [URL] http://www.itif.org/files/2011-national-manufacturing-strategy.pdf.
24. De Wit H. Trends and Drivers in Internationalization. March 20, 2011: [URL] http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20110318125131371
25. Knight J. Borderless, Offshore, Transnational and Cross-border Education: Definition and Data Dilemmas. London : The Observatory on Borderless Higher Education, 2005.
26. Smith A. D. Towards a Global Culture? // Global Culture. Nationalism, Globalization, Modernity / ed. by M. Featherstone. London, 1990. Pp. 171-192.
Педагогика
УДК 371.8
кандидат педагогических наук, доцент Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье автор раскрывает содержательную структуру патриотического воспитания младших школьников, рассматривает основные задачи воспитания младших школьников в «Концепции гражданского воспитания личности в условиях развития российской государственности», «Концепции национального воспитания», «Концепции воспитания детей и молодежи в национальной системе образования». Современная российская школа находится в процессе динамичного развития, творческого поиска, преобразования и активизации научно-педагогических проектов. Школа должна стать для учащихся и учителей местом духовного обогащения каждого из участников учебно-воспитательного процесса, где формировалась бы гражданственность, ответственность за свой вклад в национальное возрождение России, в развитие государства. Большую роль в этом играет воспитание патриотических чувств младших школьников.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, нравственность, уважение, развитие, формирование.
Annotation. In the article the author reveals the meaningful structure of Patriotic education of Junior schoolchildren, examines the main objectives of education in primary school in the "Concept of civic education of the individual in terms of development of the Russian statehood", "the concept of national education, Concepts of education of children and youth in the national education system". The modern Russian school is in the process of dynamic development, creative search, transformation and activation of scientific and pedagogical projects. The school should become for students and teachers a place of spiritual enrichment for each of the participants in the educational process, where citizenship and responsibility for their contribution to the national revival of Russia and to the development of the state would be formed. An important role in this is played by the education of Patriotic feelings of younger students.
Keywords: Patriotic education, patriotism, morality, respect, development, formation.
Введение. «Заботливый садовник укрепляет корень, от силы которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких лет, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» (В.А. Сухомлинский).
Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями постепенное формирование государств, способствующие формированию привязанности к родной земле, языку, традициям. В условиях образования народов и различных государств, патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражает общенациональные моменты в его становлении и развитии.
Патриотическое воспитание в начальной школе представляет собой совместную деятельность педагогов и учеников по развитию комплекса моральных норм и черт поведения. Это заключается прежде всего в уважении к Родине, преданности ей, совместной работе на благо своего государства, стремление к укреплению чести и достоинства своей страны, любви к родному краю, дружба с другими народами, и многое другое. Школа имеет большие возможности для осуществления и формирования патриотического воспитания. Во время учебной деятельности младшие школьники знакомятся с историей родного народа, его
длительной борьбой за свои права, за независимость, с богатой национальной культурой, уникальными традициями, обычаями и обрядами различных народов.
Изложение основного материала статьи. Основам патриотического воспитания посвящены труды многих педагогов и исследователей: М.В. Ломоносова, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, С. Соловьева, И. Ильина и др. Во всех трудах подчёркивалась особая важность воспитания в ребенке любви к Родине, своему народу, родному языку, национальной культуре и ее традициям.
Вопросам патриотического воспитания посвящено множество исследований, но, несмотря на это, тема патриотического воспитания, в частности, младшего школьника, остается сегодня важной и актуальной. В динамично развивающемся современном мире нельзя забывать об имеющемся опыте, который постепенно забывается новыми поколениями. Воспитание патриотизма следует начинать с раннего детства, с младших классов, а при организации внеурочной деятельности, патриотическое воспитание должно занимать одно из главных мест.
Урочная и внеурочная деятельность направлены не только на освоение основной образовательной программы, но и на развитие личностных и метапредметных результатов. В ходе учебной деятельности ученик должен научиться анализировать, обсуждать, принимать решения, дискутировать и др. [6].
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО (от 06. 10.2009 г. № 373), понимают деятельность, которая осуществляется в форме, отличной от классно-урочной, организуемой во внеурочное время, для удовлетворения потребностей учеников в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
В процессе организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учебных заведениях важно использовать разнообразные формы организации воспитания учащихся, (например, экскурсии, круглые столы и обсуждения, интересующие учащихся, конкурсы, различные спортивные и интеллектуальные секции, олимпиады и соревнования, научные исследования и т.д.). Все эти формы отличаются от организационных форм в урочной системе обучения, и тем самым могут вызвать интерес у учеников и повлиять как на их мировоззрение, так и на формирование патриотических чувств, гордости и чувства уважения к своей Родине. В данное время постепенно увеличивается интерес к проблемам патриотического воспитания, к истории своей Родины.
В педагогической концепции «Патриотическое воспитание учащихся» отмечается, что одной из задач российской национальной системы образования и воспитания является задача пробудить и воспитать у каждого школьника патриотические качества и ценности:
- проявление любви к отцу и матери, родственникам, своим предкам, родной природе, земле;
- любовь к родному языку, культуре, народу, уважение к его историческому прошлому, национальным традициям, обычаям;
- осмысление своей национальной идентичности, признание единства с представителями своего народа;
- забота о добром имени - собственном, своих друзей и родных, сохранение своего человеческого и национального достоинства, чести;
- активная деятельность с целью развития родной культуры, искусства, науки, демократии, общественных процессов;
- борьба за укрепление духовности и благосостояния всех представителей национальных меньшинств России;
- преданная любовь к России - Родине, готовность защищать от врагов родную землю, способность на героические дела во имя свободы и независимости России;
- стремление противостоять злу, лжи, негативу в любых формах, отвергать антинаучные версии, идеи, вредные и враждебные для своего народа, Родины.
В «Концепции гражданского воспитания личности в условиях развития российской государственности» раскрываются цели гражданского воспитания. Одной из них является «формирование у молодого поколения чувства патриотизма, преданности Родине и одновременно ощущение принадлежности к мировому обществу» [7].
В «Концепции национального воспитания» представлены основополагающие воспитательные задачи современной школы. Перечислим некоторые из них, имеющие важное значение для формирования патриотизма младших школьников:
- патриотическое воспитание как основа духовного развития личности, целостная единица национального мировоззрения и поведения ребенка по отношению к родной стране, ко всем нациям и народам, проживающим на ее территории, духовное обогащение общества, формирование высокой этики межнациональных отношений;
- развитие нравственных чувств и черт поведения, в частности, любви к Родине, преданности ей, активной работы, направленной на приумножение традиций, обычаев своего народа, уважительное отношение к историческим памятникам, стремление к укреплению чести и достоинства своего государства; активная патриотическая деятельность.
В «Концепции воспитания детей и молодежи в национальной системе образования» определены основные задачи семейного воспитания:
- «обеспечение духовного единства поколений, сохранения семейных традиций, семейных реликвий, изучение родословной, привлечение детей к народным традициям, языку, обычаям, обрядам, воспитание в них национального сознания и самосознания;
- воспитание уважения к законам, прав и свобод человека, развитие гражданской и социальной ответственности».
Современная школа требует инновационных подходов к воспитанию, в особенности к патриотическому. Начинать его следует с дошкольного и младшего школьного возраста. Этот возраст наиболее благоприятный, поскольку в это время закладываются основы личности, ее характер и привычки поведения. Также здесь прослеживается формирование основ интеллектуального, нравственного и эстетического развития ребенка. Знания и умения, накопленные им в этом возрасте, являются основой для формирования нравственных привычек и убеждений, личностных идеалов. Известный педагог И. Подласый отмечает, что податливость школьников, «их доверчивость, склонность к подражанию, большой авторитет, который у них имеет учитель,
создают благоприятные условия для формирования высоконравственной личности». Исторический опыт свидетельствует о том, что лишь одна семья не может воспитать зрелую личность. Это возможно сделать только во взаимосвязи со школой. Т. Усатенко отмечает, что «семья воспитывает члена государства, нации, школа - развивает его» [4].
Итак, школа должна помочь младшему школьнику стать личностью. Для этого она должна пройти пути своего становления как национального, государственного учреждения, который будет воспитывать патриота, гражданина своего государства с активной жизненной позицией, любящего свой народ и Родину.
Воспитание в молодежи патриотизма - одна из важнейших задач современной школы. Педагоги, воспитатели, зная основные источники патриотизма, должны искать современные пути решения проблем патриотической воспитания учащихся. Современные педагоги Г. Афонина, Н. Мойсеюк, С. Смирнов, В. Сипченко, Г. Троцко, М. Фицула, Н. Шелихова во внеурочной деятельности выделяют два основных направления воспитательной работы - внешкольное направление и внеклассное [5]. Внеклассное - это различная образовательная и воспитательная работа педагогического коллектива школы во внеурочное время, направленная на удовлетворение интересов младших школьников.
Такие ученые, как Я. Гнутель, П. Игнатенко, О. Кобрий, Н. Косарева, Л. Крицкяа, В. Кукушин, В. Поплужный, Г. Пустовит, М. Чапал, во внеурочной деятельности выделяют, кроме внешкольной и внеклассной работы, еще и внеурочную воспитательную работу [1]. Внеурочная воспитательная работа, по определению Г. Пустовита - это деятельность групп или отдельных учителей школы, лицея, гимназии, имеющая цель - создание комфортных условий во вне учебного времени, для развития креативных способностей и раскрытие потенциала личности [2].
В отличие от внеклассной, внеурочная работа является продолжением учебного процесса во внеурочное время. Она не всегда носит добровольный, самостоятельный характер. Определяющая роль в ее планировании, организации и проведении принадлежит учителю. Внеурочная работа играет важную роль в организации свободного времени учащихся. Известно, что большинство родителей большую часть времени находятся на работе, в связи с этим необходимо увеличить время целенаправленного педагогического воздействия на учащихся в школе. Это позволит предотвратить беспорядок, заинтересовать детей школьными делами. Такая работа будет способствовать формированию у учащихся духовных потребностей, воспитанию культуры досуга, научит бережно относиться к своему свободному времени.
Благодаря внеурочной работе формируются и расширяются интересы учащихся. Внеурочная работа предоставляет богатые возможности для проявления индивидуальных способностей и таланта учеников, самостоятельности и социальной активности. Особенно благоприятные условия для обретения опыта жизни формируются в коллективе. Ничто так не сплачивает коллектив, как совместная трудовая, общественная и игровая деятельность, в которых учащиеся более активно участвуют во внеурочное время.
Известно, что согласно педагогическим идеям процесс воспитания состоит из этапов, характерными для любого воспитательного процесса. Известные современные педагоги Т. Ильина, Н. Мойсеюк выделяют следующие этапы:
1) выполнение учениками норм и правил, установленные обществом; чтобы вести себя правильно, необходимо придерживаться определенных критериев поведения, осознавать их важность и необходимость;
2) формирование отношения учащихся к установленным нормам и правилам. Необходимо, чтобы младший школьник не только понимал и осмысливал то, о чем ему рассказывают и предлагают выполнить, но и выражал при этом свое мнение. Раскрывая важность добра, честности, порядочности, младший школьник должен милосердие, сочувствие, желание помогать, заботиться. «Чувство патриотизма, - отмечает Н. Мойсеюк, - легче сформировать, если обратить внимание ученика на существующие изменения, происходящие в его семье, родном селе, городе. Так, опираясь на чувства личности, воспитатели могут подвести ученика к действию»;
3) формирование взглядов, убеждений ребенка. Формирование взглядов представляет собой этап восприятия, осмысления и совершенствования общественных норм, готовность школьника к поступкам и действиям. Убеждением называют взгляды, основанные на определенных принципах, которыми человек руководствуется в своей деятельности. Для формирования убеждения необходимо создавать ситуации, которые «требуют проявления активных действий, тренировки с целью осуществления правильных поступков и решений»;
4) формирование общей направленности личности. В результате деятельности, в ходе систематических повторений формируются навыки и привычки поведения, которые вскоре становятся нормой. Система действий, поступков постепенно переходит в черту характера, становится свойством личности.
В формировании патриотических убеждений немаловажную роль играет политическое и общественное мышление. Истинный патриот не может жить полноценной жизнью, быть счастливым без труда на благо своей страны, без борьбы за лучшую жизнь своего народа и государства. Польский писатель Ц. Норвида отмечает: человек, чтобы быть счастливым, должен знать, зачем жить, для чего жить, за что умереть. Поэтому кроме чувств и убеждений, важна деятельность как аспект патриотического воспитания [3].
Патриотическая деятельность включает:
1) осознание глубокой связи с народом, участие в его делах, забота о его благе;
2) сохранение и приумножение культуры, традиций, обычаев, обрядов родной страны;
3) соблюдение определённых моральных норм и правил, законов государства;
4) знание символов своей Родины;
5) деятельность, направленная на утверждение государственности своего народа, укрепления принадлежности своего государства и готовность ее отстаивать;
6) знание истории своего рода, народа, привязанность к родным местам;
7) добросовестное выполнение своих обязанностей в обучении, умение творчески работать.
Опираясь на сущность, структуру и этапы патриотического воспитания, учитывая требования
социально-экономического развития России, взгляды великих педагогов и исследователей прошлого, опыт учебных заведений, мы можем определить содержание патриотического воспитания.
Содержание патриотического воспитания раскрывают следующие разделы: государственный, социальный, семейный.
Государственный раздел составляют: представление о российском государстве, символах и символике; о родном крае (село, поселок, город), о родных местах, родном языке; понимание сущности долга перед
Родиной, общественной активности, понятие о защите чести и достоинства Родины, гордость за свою страну, понимание нравственной сути основных гражданских прав и обязанностей, определенных в государственных документах России; высокий уровень национального самосознания; уважительное отношение к Вооруженным Силам России, желание вступить в их ряды, понимание величия своего народа, как основы незыблемости государства.
Социальный раздел патриотического воспитания предусматривает: развитие интереса к истории родного края, героического прошлого страны, жизни прославленных земляков; знакомство с деятельностью детских общественных организаций; выявление потребности охранять исторические памятники, сохранять материальные ценности Отечества; умение проявлять волю, доброжелательность, правдивость, настойчивость, самостоятельность, творческую активность, ответственность в учебе и труде; нетерпимое отношение к нарушителям закона, к аморальным поступкам; бережное отношение к национальным богатствам, родной природе; понимание значения труда родителей и своего народа, готовность выполнять общественные обязанности; толерантное отношение к людям, умение жить рядом.
Семейный раздел направлен на воспитание любви к родителям, вежливого отношения к старшим в семье, учителям, ветеранам, уважение к предкам, к героям Отечества, знания мест нахождения могил и памятников, уход за ними; знания преданий, легенд, поверий, народных песен, знакомство с народным искусством; уважение к народным и религиозным традициям, обычаям, национальных и семейных праздников и соблюдения них.
Отметим, что на практике все разделы находятся в тесной взаимосвязи, переплетаются друг с другом. И при этом условии образуют систематичность, целостность, национальную направленность патриотического воспитания.
Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что патриотическое воспитание - это общественная категория, формирующая отношение человека к себе, к своему народу и Родине. Это отношение проявляется в определённых чувствах, убеждениях, идеях. Только придерживаясь интересов, стремлений, потребностей, идеалов своего народа, осознавая свою национальную неповторимость и самобытность, человек становится зрелой, сознательной личностью, настоящим патриотом, деятельным творцом своей судьбы и судьбы Родины. Патриотическое воспитание должно стать стержнем всей учебно-воспитательной работы, ведь наша задача - воспитать личность, имеющую чувство гордости за свою страну, добросовестно выполняющую общественные обязанности, осознающую социальные проблемы Родины и своего народа, любящую родных и близких людей. Без этого человек не имеет лица, он теряет себя.
Литература:
1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Начальная школа // Начальная школа. - 2011. - № 11. - С. 68-71.
2. Азаров Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. - 2013. - № 6. - С. 3-7.
3. Бех И.Д. Концептуальные основы формирования у школьника личностных ценностей // Воспитание патриотизма у детей и молодежи в современных социально-экономических условиях. Матер. отчетной научно-практической конференции. - К., 1999. - С. 4-8.
4. Дрешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине [Текст] / Е.И. Дрешина // Начальная школа. -2004. - № 5. - С. 19-22
5. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе [Текст] / Н.А. Ивашкина // Начальная школа. - 2007. - № 7. - С. 29-33
6. Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. - М.: Сфера, 2013. - 144 с.
7. Приходько В. И Актуальность проблемы воспитания патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества / В.И. Приходько // Молодежь и общество. - 2011. - № 2. - С. 53-57.
8. Черноусова Ф.П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании [Текст]: учебн. пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 112 с.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Явбатырова Бурлият Гусейновна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); магистрант Мусаева Замира Магомедэминовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ОТВЕРГАЮЩИМИ
ШКОЛУ
Аннотация. В статье раскрывается комплекс мероприятий профессиональной деятельности социального педагога с неуспевающими детьми в условиях образовательного учреждения, направление работы социального педагога с неуспевающими учениками, которая включает социально-педагогическую профилактику; социально-педагогическую диагностику; педагогическую терапию; воспитательное воздействие. Сделаны выводы о дальнейших перспективах и направлениях научно-практического исследования вопроса связанного с процессом организации работы с неуспевающими детьми. Ключевые слова: социальный педагог; ученик; школа, семья.
Annotation. The article reveals a set of measures for the professional activity of a social teacher with underachieving children in an educational institution, the direction of a social teacher with underachieving students, which includes social and pedagogical prevention; socio-pedagogical diagnostics; pedagogical therapy; educational impact. Conclusions are drawn about further prospects and directions of scientific and practical research on the issue related to the process of organizing work with underachieving children. Keywords: social educator; student school, family.