Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОКОНТРОЛЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ОНЛАЙН ДОСТУПЕ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОКОНТРОЛЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ОНЛАЙН ДОСТУПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ САМОКОНТРОЛЯ / ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раевский Дмитрий Александрович, Качалов Сергей Борисович, Пучкова Наталья Григорьевна, Сергеева Людмила Александровна

В статье представлен анализ показателей двигательной активности, сгруппированных по количеству пройденных шагов, динамике частоты сердечных сокращений, температуры тела, субъективной оценки самочувствия и индексу Руфье-Диксона. Отслеживание динамики двигательной активности и функционального состояния в итоге наглядным образом представлены пользователю в виде диаграмм на мобильном приложении. Созданная программа предназначена для формирования практических рекомендаций по состоянию здоровья пользователя, которые система автоматически выдает на основе ежедневного самостоятельного контроля ряда вводимых данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Раевский Дмитрий Александрович, Качалов Сергей Борисович, Пучкова Наталья Григорьевна, Сергеева Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FEATURES OF SELFMONITORING OF MOTOR ACTIVITY AND PRACTICAL RECOMMENDATIONS IN ONLINE ACCESS

The article presents the analysis of indicators of physical activity, the number of steps taken, pulse in the morning and in the evening, body temperature in the morning and in the evening, subjective assessment of well-being and the Rufier-Dixon index. Tracking the dynamics of physical activity and functional state as a result are visually presented to the user in the form of diagrams. The created program is designed to form practical recommendations on the state of the user's health, which the system automatically issues based on daily self-control of a number of input data.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОКОНТРОЛЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ОНЛАЙН ДОСТУПЕ»

УДК 796.011

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОКОНТРОЛЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ОНЛАЙН ДОСТУПЕ

Дмитрий Александрович Раевский, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Борисович Качалов, кандидат экономических наук, доцент, Государственный университет управления, г. Москва; Наталья Григорьевна Пучкова, заведующая кафедрой, доцент, МСМК, серебряный призер Игр XXI Олимпиады, Людмила Александровна Сергеева, доцент, Государственный университет управления, Московский архитектурный институт/Государственная академия, г. Москва

Аннотация

В статье представлен анализ показателей двигательной активности, сгруппированных по количеству пройденных шагов, динамике частоты сердечных сокращений, температуры тела, субъективной оценки самочувствия и индексу Руфье-Диксона. Отслеживание динамики двигательной активности и функционального состояния в итоге наглядным образом представлены пользователю в виде диаграмм на мобильном приложении. Созданная программа предназначена для формирования практических рекомендаций по состоянию здоровья пользователя, которые система автоматически выдает на основе ежедневного самостоятельного контроля ряда вводимых данных.

Ключевые слова: двигательная активность, показатели самоконтроля, практические рекомендации.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p319-323

METHODOLOGICAL FEATURES OF SELF-MONITORING OF MOTOR ACTIVITY AND PRACTICAL RECOMMENDATIONS IN ONLINE ACCESS

Dmitry Aleksandrovich Raevsky, the candidate of pedagogical sciences, docent, Sergey Borisovich Kachalov, the candidate of economic sciences, docent, State University of Management, Moscow; Natalia Grigorievna Puchkova, the department chair, docent, the master of sports of international grade, silver medalist of the Games of the XXI Olympiad, Lyudmila Ale-xandrovna Sergeeva, the docent, Moscow Architectural Institute/State Academy, Moscow

Abstract

The article presents the analysis of indicators of physical activity, the number of steps taken, pulse in the morning and in the evening, body temperature in the morning and in the evening, subjective assessment of well-being and the Rufier-Dixon index. Tracking the dynamics of physical activity and functional state as a result are visually presented to the user in the form of diagrams. The created program is designed to form practical recommendations on the state of the user's health, which the system automatically issues based on daily self-control of a number of input data.

Keywords: motor activity, self-control indicators, practical recommendations.

ВВЕДЕНИЕ

Внедрение цифровых технологий на современном этапе играет важнейшую роль для подготовки специалистов с высшим образованием. В физической культуре и спорте этот аспект значительно видоизменяет отчетность, обработку полученных данных, а также передачу этих показателей и возможность общения преподавателей с обучаемыми [5, 7].

Однако, на сегодняшний день критериев оценки двигательной активности в информационном плане достаточно мало, а большинство изданий научно-методического материала посвящено физической подготовке и двигательной подготовленности [1, 2, 3, 4]. В настоящее время желательно разрешить возникшие противоречия между необходимостью использования онлайн-обучения и его практическим осуществлением, массовым и дифференцированным обучением, а также отсутствием разноуровневого оценочно-

результативного компонента для массового применения.

С ориентиром на перспективу развития личности будущего специалиста физическая подготовка студента происходит также с вовлечением обучаемых в самостоятельную работу, эффективность которой является одной из ключевых проблем [6, 7]. В физическом саморазвитии одну из ведущих ролей в этом направления на сегодняшний день имеют показатели самоконтроля. Поэтому рациональная организация самовоспитания и самоподготовки в целях укрепления здоровья и улучшения физических кондиций играют немаловажную роль в методико-практической составляющей процесса физического воспитания.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Количество шагов, километраж, энергозатраты и соотношение полученных данных определяется с помощью мобильного приложения. Пользователь ежедневно самостоятельно проводит контроль необходимых показателей и вводит их в систему один раз в день в течение одной недели, с понедельника по воскресенье. После того, как пользователь заполнил показатели за все семь дней недели, система просит его дать небольшой комментарий относительно своей двигательной активности и формирует практические рекомендации. Практические рекомендации формируются автоматически, на основе средних показателей, указанных пользователем.

Система собирает данные, указанные пользователем, в базу данных. В административной панели авторского режима консоли есть возможность сделать запрос к базе данных и выгрузить список пользователей и значения их средних показателей в виде Ехсе1-таблицы.

Сайт расположен в сети интернет под доменным именем https://dnevnik-samokontolya.ru.

Для доступа к приложению не требуется каких-то определенных технических параметров устройства, оно доступно на любом устройстве - от мобильного телефона и планшета, до персонального компьютера. Для доступа требуется любой интернет-браузер и стабильное соединение с интернетом.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Показатели двигательной активности и функционального состояния организма вводятся пользователями через мобильный или интернет-доступ и в качестве обратной связи автоматически формируются практические рекомендации. Общедоступное мобильное приложение (рисунок 1) позволяет проводить педагогический эксперимент среди студентов различных вузов, а также желающих принять участие в предлагаемых тестах, в данном случае, в соответствии с данной возрастной категорией, в соответствии с целями и задачами научного исследования.

Кол-во шагов у юношей и девушек в среднем увеличивалось, в начале и в середине недели, незначительно превышая 10 тыс. шагов, с отмеченным спадом в пятницу и субботу и достоверным уменьшением в воскресенье, р <0,05. Зафиксированное увеличение показателей шагометрии очевидно связано с проведением занятий по физической культуре в вузе. Последующее снижение и стабилизация показателей в воскресенье по всей видимости вызвано отсутствием достаточной мотивации для

Рисунок 1 - Мобильное приложение «Дневник самоконтроля»

самоподготовки и пассивным отдыхом в качестве процесса восстановления в выходной день.

ЧСС, t тела утром и вечером, а также субъективная оценка самочувствия не имели достоверных различий, ^>0,05. В практических рекомендациях было отмечено, что пульс в пределах 55-80 ударов в минуту является нормальным показателем. Вместе с тем частота сердечных сокращений у каждого индивидуальна. Эти показатели вводили в таблицу, которая была на экране компьютера или мобильного телефона (рисунок 2).

Рисунок 2 - Таблица мобильного приложения для ввода физиолого-функциональных показателей

Полученные данные пробы Руфье-Диксона не превышали уровень удовлетворительной шкалы оценивания. В рекомендациях отмечено, что средний показатель (3-6) не является ярко выраженным ограничением для физических нагрузок, однако, их увеличение должно быть постепенным. При желании заниматься спортом рекомендуется начинать тренировочный процесс с упражнений общей физической подготовки, постепенно переходя к узкоспециализированной направленности. При этом систематическая нагрузка должна чередоваться с отдыхом как во время занятий, так и для восстановления организма к следующему занятию, что, собственно, было в наличии с рекомендациями по вышеуказанным показателям и предложением заполнить дневник самоконтроля в мобильном приложении через полгода, для того чтобы сравнить полученные данные, с последующим их анализом специалистами (рисунок 3).

Мы желаем вам удачи и успехов, следите за своим здоровьем! Вы сможете снова заполнить дневник самоконтроля через полгода.

Рисунок 3 - Заключение по вводу данных в качестве обратной связи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В период с ноября по май 2021/2022гг., значительно улучшились показатели двигательной активности студенческой молодежи, по сравнению с периодом карантинных мер, а также периодом до и после, различия достоверны, p < 0,05. Отличительной чертой данного вида самоконтроля является то, что его применение не требует значительной перестройки самосознания, образа мыслей, и действий. Приложение способствует самоанализу двигательной активности, на основе которой возникает потребность значительно улучшить ее показатели.

Внедрение онлайн технологий на данном уровне не требует дополнительных средств и значительного увеличения физической нагрузки для пользователей. Повышение мотивации за счет получения рекомендаций посредством интерактивных методов способствует увеличению моторной плотности двигательного режима и желанием улучшить показатели, которые анализируются специалистами в качестве обратной связи общедоступным способом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аленуров Э.А. Дифференцированная физическая подготовка студентов высших учебных заведений / Э.А. Аленуров // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 5 (195). С. 5-6.

2. Визитей Н.Н. Теория физической культуры: к корректировке базовых представлений. Философские очерки. - Москва : Советский спорт, 2009. - 182 с.

3. Коренберг В.Б. Спортивные способности и возможности / В.Б. Коренберг // Теория и практика физической культуры. - 2009. - №3. - С. 3-9.

4. Новиков В.А. Роль физической культуры и спорта в развитии личности / В.А. Новиков, А.В. Огарышев, А.Н. Воробьев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 5 (195). - С. 284-285.

5. Райзих А.А. Теоретическое обоснование применения учебно-методического пособия по физическому воспитанию специализации фитнес-аэробика в электронной образовательной среде вуза / А.А. Райзих, Н.Б. Райзих, А.А. Райзих // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 5 (195). - С. 331-335.

6. Тедорадзе Т.Г. Условия эффективности самостоятельной работы студентов / Т.Г. Тедо-радзе // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 5 (195). - С. 373-377.

7. Трегубова С.Н. Самостоятельная работа студентов в условиях комплексного применения дистанционных и традиционных методов обучения (на примере дисциплины «Спортивная метрология и компьютерная обработка данных») / С.Н. Трегубова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 5 (195). - С. 377-381.

REFERENCES

1. Alenurov, E.A. (2021), "Differentiated physical training of students of higher educational institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 195, No. 5, pp. 5-6.

2. Visitey, N.N. (2009), Theory of physical culture: to the correction of basic concepts. Philosophical essays, Soviet sports, Moscow.

3. Korenberg, V.B. (2009), "Athletic abilities and opportunities", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 3-9.

4. Novikov, V.A. (2021), "The role of physical culture and sports in personal development", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 195, No. 5, pp. 284-285.

5. Rayzih, A.A. (2021), "Theoretical substantiation of the application of the training manual on physical education specialization fitness aerobics in the electronic educational environment of the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 195, No. 5, pp. 331-335.

6. Tedoradze, T.G. (2021), "Conditions for the effectiveness of independent work of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 195, No. 5, pp. 373-377.

7. Tregubova, S.N. (2021), "Independent work of students in the conditions of complex application of distance and traditional teaching methods (on the example of the discipline "Sports metrology and computer data processing)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 195, No. 5, pp. 377-

381.

Контактная информация: self-test@internet.ru

Статья поступила в редакцию 29.05.2022

УДК 796.011

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Максим Владимирович Рудин, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Валерьевич Сысоев, кандидат педагогических наук, доцент, Надежда Вячеславовна Пешкова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Николаевна Стратиенко, доктор медицинских наук, профессор, Елена Викторовна Шкуричева, старший преподаватель, Юрий Васильевич Поддубный, старший преподаватель, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

Аннотация

Ведение. Содержание статьи посвящено проблеме формирования компетенций у студентов посредством физкультурно-оздоровительной деятельности. Целью исследования является конкретизация эмпирических и теоретических принципов и положений, показывающих применение и результат компетентностного подхода в процессе спортивно-оздоровительной деятельности студентов. Методы исследования: эмпирические; теоретические. Методика. Опытно--экспериментальная работа по изучению трудности воспроизведения компетентностного подхода в организации спортивно-оздоровительной работы студентов базировалась на результатах и статистике разработанного теоретического анализа и выведенной теоретической модели. Результаты. Полученные эмпирические данные подтверждают, что правильно созданная педагогическая обстановка в процессе спортивно-оздоровительной деятельности и применение новых методов как в обучении, так и во внеаудиторной работе, позволяют успешно сформировать у студентов профессионально-значимые компетенции, положительно влиять на их мотивацию к развитию. Выводы. По всему вышесказанному можно заключить, что разработка проблемы формирования профессионально значимых компетенций у студентов, показывает возможность ее эффективного решения через спортивно-оздоровительную работу в вузе.

Ключевые слова: компетенция, компетентность студентов, спортивно-оздоровительная-деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p323-327

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES AMONG STUDENTS THROUGH SPORTS AND RECREATIONAL ACTIVITIES

Maxim Vladimirovich Rudin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Vladimir Va-lerievich Sysoev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Nadezhda Vyacheslavovna Peshkova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Elena Nikolaevna Stratienko, the doctor of medical sciences, professor, Elena Viktorovna Shkuricheva, the senior teacher, Yuri Vasilevich Poddubny, the senior teacher, Bryansk State Academician I.G. Petrovski University,

Bryansk

Abstract

Conduction. The content of the article is devoted to the problem of the formation of competencies among students through physical culture and recreational activities. The purpose of the study is to concretize empirical and theoretical principles and provisions showing the application and result of the competence approach in the process of sports and recreational activities of students. Research methods: empirical; theoretical. Methodology. Experimental work on the study of the difficulty of reproducing the competence approach in the organization of sports and recreation work of students was based on the results and statistics of the developed theoretical analysis and the derived theoretical model. Results. The

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.