Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ И ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ И ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ОЧНЫЙ И ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костюченко Валерий Филиппович, Радовицкая Елена Валентиновна, Романченко Светлана Алексеевна, Каровецкая Дарья Михайловна

В статье представлены результаты лонгитюдного исследования количественных показателей двигательной активности студентов технического вуза при различных формах обучения. Выявлено, что дистанционный формат обучения сопровождается ярко выраженным (до 70%) снижением двигательной активности обучающихся, что приводит к снижению самооценки учащимися здоровья, включая соматическую, интеллектуальную и эмоциональную сферы, к снижению академической успеваемости. Решение образовательных и воспитательных задач, в условиях дистанционного обучения оказывается вне сферы внимания педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костюченко Валерий Филиппович, Радовицкая Елена Валентиновна, Романченко Светлана Алексеевна, Каровецкая Дарья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PERFORMANCE OF TRADITIONAL AND DISTANCE LEARNING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article presents the results of the longitudinal study of the quantitative indicators of motor activity of technical university students in various forms of education. It was revealed that the distance learning format is accompanied with the pronounced (up to 70%) decrease in students' motor activity, which leads to decrease in students' self-assessment of health, including the somatic, intellectual and emotional spheres, to a decrease in academic performance. The solution of the educational and educational tasks in the conditions of distance learning is beyond the scope of attention of teachers.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ И ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

УДК 378.172

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ И ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Валерий Филиппович Костюченко, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Елена Валентиновна Радовицкая, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Алексеевна Романченко, кандидат педагогических наук, доцент, Петербургский государственный университет путей сообщения имени императора Александра I, Санкт-Петербург; Дарья Михайловна Каровецкая. аспирант, институт физиологии имени И. П. Павлова РАН, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты лонгитюдного исследования количественных показателей двигательной активности студентов технического вуза при различных формах обучения. Выявлено, что дистанционный формат обучения сопровождается ярко выраженным (до 70%) снижением двигательной активности обучающихся, что приводит к снижению самооценки учащимися здоровья, включая соматическую, интеллектуальную и эмоциональную сферы, к снижению академической успеваемости. Решение образовательных и воспитательных задач, в условиях дистанционного обучения оказывается вне сферы внимания педагогов.

Ключевые слова: физическая активность, очный и дистанционный формат обучения, образ жизни, студенты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p211-216

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PERFORMANCE OF TRADITIONAL AND DISTANCE LEARNING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Valery Filippovich Kostyuchenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg; Elena Val-entinovna Radovitskaya, the candidate of pedagogical sciences, docent, Svetlana Alekseevna Romanchenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University St. Petersburg; Daria Mikhailovna Karovetskaya, the postgraduate student, The Pavlov Institute of Physiology of the Russian Academy of Sciences, St.

Petersburg

Abstract

The article presents the results of the longitudinal study of the quantitative indicators of motor activity of technical university students in various forms of education. It was revealed that the distance learning format is accompanied with the pronounced (up to 70%) decrease in students' motor activity, which leads to decrease in students' self-assessment of health, including the somatic, intellectual and emotional spheres, to a decrease in academic performance. The solution of the educational and educational tasks in the conditions of distance learning is beyond the scope of attention of teachers.

Keywords: physical activity, full-time and distance learning format, lifestyle, students.

ВВЕДЕНИЕ

Переход на дистанционное обучение, обусловленный пандемией COVID-19, актуализирует поиск новых путей реализации оздоровительного потенциала физической культуры. Лавинообразно увеличился объём времени работы со средствами коммуникации и резкому снижению уровня двигательной активности на фоне повышения уровня тревожности обучающихся. Разительно изменились условия, средства и методы образовательной деятельности не только в сфере физической культуры, но в других дисциплинах. В данной работе приводятся данные анализа объёма двигательной активности и самочувствия учащихся технического вуза. Целью нашей работы был сравнительный анализ двигатель-

ной активности обучающихся во время нахождения на дистанционном обучении и при очном формате, а также изучение вопросов касающихся общего самочувствия студентов в новом формате обучения, пропусков занятий в связи с состоянием здоровья, степени успешности прохождения сессии и изменений в рационе питания.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в 2020-2021 учебном году. В исследовании участвовали 84 студента университета путей сообщения (1-3 курсов). Двигательная активность студентов оценивалась по объективным критериям, выражающимся в количестве шагов в день, неделю, месяц. Кроме этого, были проведены опрос и анкетирование студентов, касающиеся образа жизни, самочувствия и самооценки состояния здоровья в новом формате обучения. Сравнивались данные, полученные в первом (дистанционный формат обучения) и во втором (традиционный формат) семестрах.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Количественные показатели шагометрии приведены в таблице. Очевидно, что объём двигательных локомоций у студентов, занимавшихся в дистанционном формате ниже в диапазоне от 30 до 70%, в зависимости от временного отрезка. Важно обратить внимание, что данная тенденция сохраняется не только относительно учебных занятий, но и касательно общего объёма локомоций.

То, что для сохранения здоровья действительно важно быть физически активным это естественная потребность всего живого и азбучная истина не только для специалистов в области здравоохранения. Ученые склонны говорить не просто о подсчете совершенных за день шагов, а о контроле суммарного времени физической активности. Мы, конечно же, отдаём себе отчёт в том, что физическая активность заключается не только в ходьбе. Повседневная жизнь обусловливает необходимость и других локомоций, хотя бы для самообслуживания в быту. Мы делаем акцент на количестве сделанных шагов только потому, что за этим показателем можно следить при помощи валидного, объективного и надёжного критерия. На данный момент не существует устройств, которые могут проследить за всеми движениями людей. Согласно статистическим данным, сам факт подсчета совершенных за день шагов тесно связан с повышением общего уровня подвижности. Фраза «ходьба — лучшее лекарство для человека», произнесенная предположительно Гиппократом два тысячелетия назад, сегодня, в век гипокинезии и гиподинамии в повседневной жизни, еще более актуальна. Давно доказано, что регулярные циклические упражнения, такие как ходьба и бег, оказывает оздоравливающее влияние на кардиоре-спираторную систему и опорно-двигательный аппарат.

Кроме общего объёма движений, важным является и то обстоятельство, что и в его структуре снижается парциальный вклад самостоятельной активности вне расписания у студентов различных форматов обучения более чем на 10%. Так количество локомоций у студентов очной формы обучения вне расписания (включая путь в вуз и обратно) составляет 33%, а у студентов, занимающихся в удалённом режиме - только 20.9%. В конечном итоге, всё это приводит к тому, что студенты, занимающиеся в дистанционном формате «заступают за красную линию». Хоть современное медицинское сообщество скептически настроено в отношении теории «10000 шагов» (вероятно, это число учитывает антропометрические особенности японцев, но не подходит для европеоидной расы), тем не менее, ВОЗ соглашается с учеными, что цифра 5000-6000 шагов является минимальной приемлемой для современных городских жителей (менее 5000 ш/д — малоподвижный образ жизни; 5000-7500 ш/д — низкий уровень ежедневной активности) (Е1кш, J.E 2016).

Студенты, обучающиеся в удалённом режиме, совокупно делают лишь 3415 шагов в день, что на 32% ниже минимального объёма, рекомендуемого ВОЗ, т.е. ведут малоподвижный образ жизни. Во время же занятий в традиционном формате они делают 8283

шага в день, что соответствует среднему уровню двигательной активности.

Таблица — Показатели двигательной активности студентов в зависимости от формата обучения_

Дистанционный формат обучения, Очный формат обучения, n шагов,

Формы и виды занятий n шагов, M±m M±m р 0,05

сутки неделя месяц сутки неделя месяц

1 3 5 2 4 6 1-2 3-4 5-6

Учебное расписание 2687± 32,2 17351± 235,8 106512± 1311,7 6541± 59,5 38279± 606 147254± 1635,2 < < <

Учебное расписание и 3415± 22381± 136336± 8283± 58925± 219574± < < <

самостоятельные занятия 59,9 292,2 1692,9 105,9 972,7 1947

р 0,05 < < < < < <

Находясь на дистанционном обучении, большинство студентов (69,05%) отмечали общее ухудшение состояния здоровья, в частности усталость глаз и ухудшение зрения, боли в спине из-за сидячей позы, проблемы с пищеварением (тяжесть, изменение в регулярности стула), боли в шее. Не сдали своевременно аттестационные нормативы (зачеты и экзамены) и остались на дополнительную сессию 16 % опрошенных. При классической форме обучения только 9 % студентов не укладывались в сессию.

Во втором семестре, в условиях классической формы обучения количество шагов увеличилось еще и за счёт того, что обучающимся приходилось добираться до места учебы и обратно. Увеличилось на 27% количество студентов, которые дополнительно занимались физической активностью. Анкетирование показало значительное повышение самооценки состояния здоровья в целом, а именно меньше болей в области спины и шеи, улучшение со стороны желудочно-кишечного тракта. Студенты отмечали, что сессия прошла с меньшей эмоциональной нагрузкой, так как не нужно было переживать из-за техники, которая часто подводила по различным причинам. И результативность сессии была выше (на дополнительную сессии осталось 9% исследуемых).

Очевидно, что нехватка двигательной активности приводит к снижению функционирования всех систем организма, включая соматическую интеллектуальную и эмоциональную сферы, что согласуется с данными других авторов (Романченко С.А., 2006; Ра-довицкая Е.В., 2011; Григорьев, В.И., 2021; Татьяненко, А.А., 2021). Кроме того, дефицит «живого» общения, проблемы со связью, домашними условиями и т.п. могут провоцировать стресс, переходящий в хронический (Милько, М.М., 2020; Татьяненко, А.А., 2021). Вместе с тем, появляются работы, наполненные почти панегирическим восторгом о преимуществе дистанционного обучения, в том числе и по дисциплине «Физическая культура» (Григорьев, В.И., 2022). Так авторам удалось за счёт внедрения «волшебной методологии» ESG (E environmental - экзистенциальность, S social - социальный патернализм, G corporate governance - качество управления), которая «позволяет преодолеть отчуждение студентов от ценностей физической культуры... в условиях пандемии ковида .... в области поддержания активности и психосоматического здоровья студентов. Транспарентность функционала ESG выражена в снижении волатильности подготовки, достигаемой за счет системности решения многокритериальных задач физической подготовки студентов» [2, С. 65]. В калейдоскопе вербальной эквилибристики сложно разобраться в сути и путях реализации очередного «научного прорыва». Тем не менее, авторы утверждают, «что опора на принципы ESG позволяет преодолеть отчуждение студентов от ценностей физической культуры. Эффективность использования физической культуры в условиях пандемии ковида обусловлена владением компетенциями ESG в области поддержания активности и психосоматического здоровья студентов. Транспарентность функционала ESG выражена в снижении волатильности подготовки, достигаемой за счет системности решения многокритериальных задач физической подготовки студентов» [2, С. 69].

Да, у нас традиционно принято и всегда приятно провозглашать Аллилуйя лицам и директивам находящимся, как сейчас говорят, «в тренде». Аналогичные панегирики

взрывоподобно наполнили СМИ и научно-методические издания (конец прошлого и начало нынешнего веков) в связи с переходом на англо-саксонскую систему образования. Вал хвалебных публикаций, разработок о том, как «усилить, углубить» этот процесс и что в итоге вышло? - Как всегда (по Черномырдину). Редкие публикации о том, что система не может быль дееспособной без обеспечения функционировании всех системообразующих факторов (Орехов, Е.Ф., 2015) оказывались вне «тренда». И вот по прошествии времени приходит понимание того, что научное обоснование и «подпевки» директивам не одно и то же.

Удивительно то, что в публикациях, посвящённых организации занятий в дистанционном режиме, подготовленных педагогами, почему-то акцентируется внимание преимущественно на показателях функционального состояния кардиореспираторной системы и опорно-двигательного аппарата, забывая при этом, что в процессе занятия должны решаться ещё образовательные и воспитательные задачи, которые дистанционно неразрешимы. Живое общение педагога и учащихся невозможно заменить трафаретными указаниями и рекомендациями. Основополагающим принципом дидактики, воспитания и тренировки является индивидуализация процесса, реализация которого в удалённом режиме, не то, что при формальном программировании, а даже при общении становится проблематичным.

И что происходит? По итогам анкетирования, касающегося образа жизни, оказалось, что вне зависимости от формы обучения, употребление еды из категории «фастфуд» стало регулярным почти для 60% респондентов. Хотя известно, что употребление фаст-фуда на регулярной основе является опасной тенденцией, поскольку в его составе наблюдается чрезмерное содержание транс-жиров. Эпидемиологические и биохимические исследования свидетельствует, что употребление избыточного количества транс-жиров является существенным фактором риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, диабета и других патологий различного характера (Md Ashraful Islam, 2019). Кроме этого, что более 33% респондентов употребляют энергетические напитки на регулярной основе и более 63% не считают их употребление вредным для здоровья. Основной целевой аудиторией данного вида напитков является молодежь. Производители энергетиков обещают улучшение спортивных результатов, повышение концентрации и уменьшение массы тела. Дозы стимулирующих ингредиентов в напитках варьируются в зависимости от производителя, но зачастую превышают рекомендуемую суточную норму потребления. Регулярное употребление энергетических напитков не только не способствует улучшению показателей здоровья, но и может привести к серьезным заболеваниям. Они провоцируют избыточную активность симпато-адреналовой системы (САС), что чревато непредсказуемыми последствиями для регуляторных процессов в организме. САС объединяет организм человека в единую систему на разных функциональных уровнях. (Micha R., 2009). На фоне условий дистанционного обучения, характеризующимися дефицитом «живого» общения, нередко проблемами со связью, домашними условиями и т.п., употребление энергетических напитков увеличивает опасность стресса, переходящего в хронический.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дистанционный формат обучения сопровождается дефицитом двигательной активности, что приводит к снижению самооценки учащимися здоровья, включая соматическую интеллектуальную и эмоциональную сферы, снижением академической успеваемости. Данное обстоятельство детерминирует необходимость увеличения объёма самостоятельной двигательной деятельности с целью удовлетворения оптимальной объективной потребности организма в движении. Решение образовательных и воспитательных задач, в условиях дистанционного обучения оказывается вне сферы внимания педагогов, что обусловлено как объективными, так и субъективными обстоятельствами. Анализ публикаций и результатов данного исследования позволяют сделать вывод о низ-

кой эффективности дистанционного формата обучения в решении образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, а публикации, «продвигающие» дистанционное обучение, не более чем конъюнктурное приспособленчество.

ЛИТЕРАТУРА

1. Форсайт перестройки физической культуры на преодоление последствий пандемии COVID-19 / В.И. Григорьев, Л.В. Ярчиковская, А.В. Шаронова, Т.Г. Бякова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2 (192). - С. 71-77.

2. Фрактальная платформа ESG компетенций в использовании физической культуры для профилактики пандемического напряжения студентов / В.И. Григорьев, К.Ю. Шубин, А.А. Паульс, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 1 (203). - С. 6369.

3. Орехов Е.Ф. Модернизация образования: надежды и реалии / Е.Ф. Орехов, В.Ф. Костю-ченко // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 8. - С. 3-5.

4. Милько М.М. Исследование физической активности студентов в условиях дистанционного обучения и самоизоляции / М.М. Милько, Н.В. Гуремина // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - № 5. - С. 195-200.

5. Радовицкая Е.В. Технология применения аэробных упражнений в процессе физического воспитания студентов с учетом профилирующей спортивной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Радовицкая Елена Валентиновна. - Санкт-Петербург. 2011. - 21 с.

6. Романченко С.А. Коррекция состояния здоровья студентов в процессе занятий физической культурой : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Романченко Светлана Алексеевна. - Санкт-Петербург, 2006. - 20 с.

7. Татьяненко А.А. Здоровье студентов в период дистанционного обучения / А.А. Татья-ненко, С.А. Татьяненко // Международный журнал экспериментального образования. - 2021. - № 2. - С. 26-30.

8. Etkin J.F. The hidden cost of personal quantification / J.F. Etkin // Journal of Consumer Research. - 2016. - № 42/6. - Р. 967-984.

9. Trans fatty acids and lipid profile: A serious risk factor to cardiovascular disease, cancer and diabetes / Md Ashraful Islam, Mohammad Nurul Amin, Shafayet Ahmed et al // Diabetes Metab Syndr. -2019. - Vol. 13, Issue 2. - P. 1643-1647.

10. Misha R. Trans fatty acids: effects on metabolic syndrome, heart disease and diabetes / R. Misha, D. Mozaffarian // Nat Rev Endocrinol. - 2009 Jun. - Vol. 5 (6). - P. 335-344.

REFERENCES

1. Grigoriev, V.I., Yarchikovskaya, L.V., Sharonova, A.V., and Byakova, T.G. (2021), "Foresight of the restructuring of physical culture to overcome the consequences of the COVID-19 pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (192), рp. 71-77.

2. Grigoriev, V.I., Shubin K.Yu., Pauls A.A. and Chistyakov V.A. (2022), "Fractal platform of ESG competencies in the use of physical culture for the prevention of pandemic stress of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. No. 1 (203), pp. 63-69

3. Orekhov, E.F. and Kostyuchenko, V.F. (2015), "Modernization of education: hopes and realities", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp.3-5.

4. Milko, M.M. and Guremina N.V. (2020), "Research of physical activity of students in conditions of distance learning and self-isolation", Modern high-tech technologies, No. 5, pp. 195-200.

5. Radovitskaya, E.V. (2011), Technology of application of aerobic exercises in the process of physical education of students taking into account the profile sports activity, dissertation, St. Petersburg.

6. Romanchenko, S.A. (2006), Correction of the state of health of students in the process of physical culture, dissertation, St. Petersburg.

7. Tatyanenko, A.A. and Tatyanenko S.A. (2021), "Health of students during distance learning", International Journal of Experimental Education, No. 2, pp. 26-30.

8. Etkin, J.F. (2016), "The hidden cost of personal quantitative assessment", Journal of Consumer Research, No. 42/6, pp. 967-984,

9. MD Ashraful Islam, Mohammad Nurul Amin, Shafayet Ahmed Siddiqui, MD Parvez Hossein, Farhana Sultana and MD Ruhul Kabir (2019), "Trans Fatty acids and lipid profile: a serious risk factor for cardiovascular diseases, cancer and diabetes", Metabolic Diabetes Syndrome, Vol. 13, Issue 2, рр. 1643-

1647

10. Misha, R. and Mozaffarian, D (2009), "Trans fatty acids: the effect on metabolic syndrome, heart disease and diabetes", Nat Rev Endocrinol, Vol. 5(6), pp. 335-344, DOI: 10.1038/nrendo.2009.79.

Контактная информация: vf-kost@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.06.2022

УДК 378.14

ПРИМЕНЕНИЕ IT-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ

Ирина Дмитриевна Котуранова, и. о заведующего кафедрой физического воспитания, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга

Аннотация

Целью исследования было изучить возможность применения IT-технологий для оценки физической активности студентов в каникулярное время. Методика исследования заключалась в выявлении активности студентов в каникулярное время и в выявлении заинтересованности студентов в предложенных видах активности. Для отслеживания активности использовали мобильное приложение - Strava. Для этого исследования применялись следующие методы: дедукция, статистического анализ, сравнение результатов. В исследовании приняло участие 405 студентов из различных вузов России. Результаты исследования свидетельствуют в целом о целесообразности применения данных технологий для отслеживания двигательной активности студентов. С помощью данного приложения возможно отследить результаты, виды спорта наиболее популярные среди молодежи, а также проводить соревнования в он-лайн формате.

Ключевые слова: студенты, IT-технологии, каникулярное время, соревнования.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p216-220

USE OF IT TECHNOLOGIES TO ASSESS THE PHYSICAL ACTIVITY OF STUDENTS DURING THE HOLIDAYS Irina Dmitrievna Koturanova, the acting head of the department ofphysical education, Kaluga

State University. K.E. Tsiolkovsky

Abstract

The purpose of the study was to study the possibility of using IT technologies to assess the physical activity of students during the holidays. The research methodology was to identify the activity of students during the holidays and to identify the interest of students in the proposed types of activity. To track activity, we used the mobile application - Strava. The following methods were used for this study: the deduction, statistical analysis, comparison of results. 405 students from various universities of Russia took part in the study. The results of the study indicate, in general, the expediency of using these technologies to track students' motor activity. With the help of this application, it is possible to track the results, the most popular sports among young people, as well as hold competitions in an online format.

Keywords: students, IT-technologies, vacation time, competitions.

ВВЕДЕНИЕ

Начало XXI века стало для большинства стран мира временем значимых перемен, связанных с ускоряющим расширением информационного пространства. Жизнь современного человека уже нельзя представить без использования информационных технологий [2].

Многочисленные исследования показывают, что именно медиакультура составляет суть современной информационной эпохи. Сложно отрицать тот факт, что она способна прямо или косвенно влиять на человека «смотрящего» и «слушающего», вступающего во

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.