Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
233
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / ГИБКОСТЬ / СИЛА / МЕТОД СОВМЕЩЕННОГО РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И СИЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ломова О.А., Варина А.А.

Художественная гимнастика - один из самых зрелищных и красивых видов спорта. Гибкость - одно из основных физических качеств, которое очень важно развивать у юных гимнасток. Развитие гибкости изучалось многими авторами, но использованию отягощений, силовых упражнений для развития гибкости с детьми 7-8 лет не уделялось должного внимания. Цель исследования - экспериментально обосновать эффективность применения метода совмещенного развития гибкости и силы, направленных на развитие гибкости у детей 7-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Результаты, полученные в ходе проведенного педагогического эксперимента по использованию специально разработанных комплексов упражнений для развития гибкости, позволяют сделать вывод, что применение в тренировочном процессе метода совмещенного развития гибкости и силы, кроме общепринятых упражнений, способствует улучшению показателей развития подвижности в суставах и гибкости позвоночного столба у детей 7-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ломова О.А., Варина А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FEATURES OF THE FLEXIBILITY DEVELOPMENT IN 7-8 YEARS OLD RHYTMIC GYMNASTS

Rhythmic gymnastics is one of the most spectacular and beautiful sports. Flexibility as one of the main physical qualities, which is very important to develop in young gymnasts. The development of flexibility has been studied by many authors, but the use of weights, strength exercises for the development of flexibility with children aged 7-8 years has not been given due attention. The purpose of the study is to experimentally substantiate the effectiveness of using the method of combined development of flexibility and strength, aimed at developing flexibility in children aged 7-8 years engaged in rhythmic gymnastics. The results obtained in the course of the pedagogical experiment on the use of specially designed sets of exercises for the development of flexibility allow us to conclude that the use of the method of combined development of flexibility and strength in the training process, in addition to generally accepted exercises, improves the development of mobility in the joints and flexibility of the spinal column in 7-8 years old rhythmic gymnasts.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Дата публикации: 01.10.2022 Publication date: 01.10.2022

DOI: 10.51871/2782-6570_2022_01_03_8 DOI: 10.51871/2782-6570_2022_01_03_8

УДК 37.037.1 UDC 37.037.1

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ О.А. Ломова, А.А. Варина

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск, Россия

Аннотация. Художественная гимнастика - один из самых зрелищных и красивых видов спорта. Гибкость - одно из основных физических качеств, которое очень важно развивать у юных гимнасток. Развитие гибкости изучалось многими авторами, но использованию отягощений, силовых упражнений для развития гибкости с детьми 7-8 лет не уделялось должного внимания. Цель исследования - экспериментально обосновать эффективность применения метода совмещенного развития гибкости и силы, направленных на развитие гибкости у детей 7-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Результаты, полученные в ходе проведенного педагогического эксперимента по использованию специально разработанных комплексов упражнений для развития гибкости, позволяют сделать вывод, что применение в тренировочном процессе метода совмещенного развития гибкости и силы, кроме общепринятых упражнений, способствует улучшению показателей развития подвижности в суставах и гибкости позвоночного столба у детей 7-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

Ключевые слова: тренировочный процесс, художественная гимнастика, гибкость, сила, метод совмещенного развития гибкости и силы.

METHODOLOGICAL FEATURES OF THE FLEXIBILITY DEVELOPMENT IN 7-8 YEARS OLD RHYTMIC GYMNASTS O.A. Lomova, A.A. Varina

Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia

Annotation. Rhythmic gymnastics is one of the most spectacular and beautiful sports. Flexibility as one of the main physical qualities, which is very important to develop in young gymnasts. The development of flexibility has been studied by many authors, but the use of weights, strength exercises for the development of flexibility with children aged 7-8 years has not been given due attention. The purpose of the study is to experimentally substantiate the effectiveness of using the method of combined development of flexibility and strength, aimed at developing flexibility in children aged 7-8 years engaged in rhythmic gymnastics. The results obtained in the course of the pedagogical experiment on the use of specially designed sets of exercises for the development of flexibility allow us to conclude that the use of the method of combined development of flexibility and strength in the training process, in addition to generally accepted exercises, improves the development of mobility in the joints and flexibility of the spinal column in 7-8 years old rhythmic gymnasts.

Keywords: training process, rhythmic gymnastics, flexibility, strength, the method of combined development of flexibility and strength.

Введение. Художественная гимнастика - это популярный вид спорта в России и мире среди девочек. В программу соревнований включаются новые сложные элементы, которые требуют хорошей физической и психологической подготовки

спортсменов. Успех в художественной гимнастике, при относительно равном уровне физической, технической и психологической подготовки гимнасток, будет в большей степени зависеть от развития гибкости. Гибкость в художественной гимнастике

необходимо развивать непрерывно, постепенно, в соответствии с возрастными особенностями, оптимально распределяя и сочетая объем и интенсивность нагрузки.

Исследователи, специалисты в области физической культуры и спорта - Матвеев Л.П. [1, C. 273], Платонов В.М., Степина К.Н., Воропаева В.В., а также по художественной гимнастике - Назарова О.М., Крючек Е.С., Медведева Е.Е., Супрун А.А., Винер-Усманова И.А., Терехина Р.Н. [2] подтверждают значимость развития гибкости как необходимого условия овладения техникой двигательных действий разных видов спорта. Верхошанский Ю.В. [3] в своем труде рассматривает некоторые закономерности, обуславливающие качественное развитие физических качеств, в частности гибкости, в соответствии с возрастными и половыми различиями.

Данная тема исследования является актуальной, потому что сегодня спорт становится все моложе, требования для детей увеличиваются, а перед тренерами стоит непростая задача: поиск таких методов и средств, чтобы занимающиеся с лёгкостью и с положительными эмоциями осваивали новые, сложные элементы в гимнастике, а для того, чтобы их изучить и в дальнейшем выполнить, нужно развивать гибкость. В тренировочном процессе занятий художественной гимнастикой с детьми в возрасте 7-8 лет развитие гибкости носит комплексный характер. Качественное, технически правильное («чистое») исполнение гимнастических элементов напрямую зависит от гибкости гимнастки, важно знать и применять соответствующие методики развития гибкости [4-9].

Для данного исследования важно рассмотреть некоторые особенности данного физического качества. Согласно определению Л.П. Матвеева [1, С. 273], «гибкостью» в применении к физическим качествам человека принято называть свойство упругой растягиваемости телесных структур (главным образом мышечных и соединительных), определяющее пределы амплитуды движений звеньев тела [1].

Выделяют два вида гибкости: активную и пассивную. Активная гибкость рассматривается как максимально возможная подвижность в суставе, которую гимнастка может продемонстрировать самостоятельно, используя только свою силу. Пассивная гибкость - это наибольшая амплитуда движения, которая достигается как правило с помощью внешних сил: с помощью партнера, снаряда или отягощения. В гимнастике больше ценится активная гибкость, т.к. она обеспечивает естественную свободу движений спортсменок и позволяет овладеть правильной техникой элементов [1], но достичь хорошей подвижности в суставах можно только если развивать обе гибкости: активную и пассивную.

Выделяют еще общую и специальную гибкость. Для общей гибкости характерна максимальная амплитуда в крупных суставах, а специальная гибкость связана с техникой выполнения определенного двигательного действия [1 -2].

На основе анализа специальной литературы и авторских методик можно представить следующие особенности развития гибкости для занимающихся художественной гимнастикой.

Последовательность выполнения упражнений на гибкость: 1) упражнения для суставов верхних конечностей и плечевого пояса, 2) туловища и 3) суставов нижних конечностей.

Тренировочное занятие начинается с разминки [4], в конце занятия обязательно выполняются уравнения на растяжку. Нагрузка увеличивается постепенно - за счет увеличения количества повторений упражнения, интенсивности или количества подходов.

В художественной гимнастике есть много непростых упражнений, которые нужно изучать очень долго и внимательно, например перевороты, колесо, наклоны назад из различных положений и т.д. Эти сложные упражнения требуют индивидуального подхода к ребенку. Во время разучивания трудных элементов и упражнений тренеру важно указывать на ошибки,

обеспечивать безопасность и страховку для предупреждения травм [2, 4, 9].

Успешность развития физических качеств юных гимнасток во многом определяется некоторыми методическими приемами, которые использует тренер на занятиях: упражнения с необычными названиями, например, «лягушка», «березка», «лодочка», «кошечка» - задание воспринимается на слух очень легко и поднимает настроение [4]. Игровые формы занятий: различные эстафеты, подвижные игры и задания вызывают у гимнасток чувство легкости выполнения гимнастических элементов, а некоторые упражнения (комбинации) закрепляются лучше, если использовать их в игре [1-2]. Особенности игровой деятельности заключаются в том, что от девочек требуется инициатива, смелость, настойчивость, умение работать в команде. Это все очень хорошо влияет на тренировочный процесс.

Л.П. Матвеев [1] выделяет такие методы развития гибкости как: метод совмещенного развития гибкости и силы, метод многократного растягивания, метод статического растягивания (статически-активная растяжка, статически-пассивная растяжка, изометрическая растяжка).

Матвеев Л.П. [1, С. 275] пишет, что «развитие гибкости тесно связано с развитием мышечной силы».

Остановимся на методе совмещенного развития гибкости и силы по Л.П. Матвееву. При использовании данного метода необходимо обратить внимание на растягивание мышц и связок, когда выполняются упражнения на силу, и обязательно учитывать возможный отрицательный эффект на гибкость. Чтобы не было отрицательного эффекта, следует соблюдать следующие методические приемы: последовательно использовать упражнения на силу и гибкость [1]:

- прямая последовательность - «сила + гибкость»;

- обратная последовательность -«гибкость + сила».

Обратная последовательность более удобная в случае, если нужно выполнять силовые упражнения с максимальной амплитудой движений, но тогда нужно учитывать, что силовые возможности сильно понизятся [1].

При методе прямой последовательности, вследствие того, что будут еще и силовые упражнения, подвижность в суставах будет сильно снижаться примерно на 18-25%, а после того, как выполнится еще и комплекс на растяжку, гибкость уже увеличится на 55-75% от сниженного уровня.

При методе поочередного применения упражнений на силу и гибкость, то есть гибкость + сила + гибкость +... (во время одной тренировки) - происходит ступенчато-образное изменение подвижности звеньев тела, которые работают. Гибкость каждый раз понижается после выполнения силового упражнения, но сразу же после растяжки гибкость увеличивается с общей тенденцией, а к концу тренировки до 30-35% от первоначального уровня [1].

Таким образом, оптимальный результат развития гибкости будет достигнут, если проведена разминка, в основе которой были использованы статические упражнения на растяжку.

Цель данного исследования - экспериментально обосновать эффективность применения метода совмещенного развития гибкости и силы для развития гибкости на занятиях художественной гимнастикой с детьми 7-8 лет.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что применение метода совмещенного развития гибкости и силы в тренировочном процессе гимнасток 7-8 лет окажет положительное влияние на развитие гибкости.

Методы и организация исследования.

Использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, методы математической статистики, педагогическое наблюдение, контрольные тесты.

Исследование проведено в три этапа (с августа 2021 года по январь 2022 года).

Первый этап (август-сентябрь 2021 года) заключался в анализе специальной литературы, определении цели, задач, объекта и предмета исследования, формулировке гипотезы, отбора диагностического материала. Были определены упражнения по программе занятий художественной гимнастики и составлены комплексы упражнения для развития гибкости у девочек 7-8 лет, отобраны контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития гибкости у занимающихся: «Выкрут» (см), «Подвижность в коленных суставах» (см), «Шпагат поперечный» (см), «Наклон вперед» (см), «Мостик» (см), «Прогиб назад» (см) [2, С. 278]. В Центре спортивной подготовки "NEW STARS" по художественной гимнастике г. Петрозаводска определены случайной выборкой две группы занимающихся по 10 человек для контрольной (КГ) и экспериментальной группы (ЭГ) [7].

На втором этапе (сентябрь-декабрь 2021 г.) в Центре спортивной подготовки "NEW STARS" [7] по художественной гимнастике г. Петрозаводска проведено первое тестирование на КГ и ЭГ. Занятия проводились три раза в неделю по 90 мин по программе эксперимента. Девочки экспериментальной группы выполняли комплексы упражнений по методу совмещенного развития гибкости и силы, а занятия в контрольной группе проводились по традиционной методике. В ходе исследования, на основании методических пособий по художественной гимнастике Карпенко Л.А. и Лисицкой Т.В. [4-5], были составлены комплексы упражнений для

проведения занятий с экспериментальной группой. Также на этом этапе проводилось повторное (заключительное) тестирование.

Третий этап (январь 2022 года) проводилась обработка данных, анализ и сравнение полученных результатов, формулировались выводы по результатам исследования, определялась эффективность применения метода совмещенного развития гибкости и силы на занятиях художественной гимнастикой детей 7-8 лет, оформлялись результаты исследования.

Данные результатов обработаны с использованием электронных таблиц Excel и произведен расчет достоверности различий между двумя группами результатов по критерию Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение. Тренировки у девочек экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп проводились с использованием упражнений на развитие подвижности в суставах и развитие гибкости в позвоночнике, но в ЭГ на этих же занятиях применялись специальные комплексы физических упражнений.

В таблице 1 представлены комплексы упражнений по методу совмещенного развития гибкости и силы, которые применялись в тренировочном процессе экспериментальной группы.

По итогам эксперимента показатели были улучшены по всем контрольным упражнениям (тестам). В таблице 2 представлены показатели развития гибкости в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах за период эксперимента.

Комплексы упражнений с утяжелителями (для экспе

Таблица 1 ^ментальной группы)

Комплекс упражнений №1 Динамические упражнения на развитие гибкости с утяжелителями на ногах (до 100 г) Комплекс упражнений №2 Упражнения у гимнастической стенки со специальной резиной на ногах Комплекс упражнений №3 Упражнения на развитие гибкости в коленных суставах, тазобедренных суставах с утяжелителями на ногах (до 100 г)

1. Ходьба на полупальцах, с выкрутом 2. Ходьба на подъемах, с выкрутом 1. Стать лицом к стенке и чередовать «релеве» с «ре-леве с плие», повтор 4 раза 1. Ходьба на полупальцах 2. Ходьба с махами ногами вперед

Продолжение таблицы 1

3. Ходьба на внешней стороне стопы

4. Ходьба на внутренней стороне стопы

5. Ходьба с махами и захватами ноги вперед

6. Ходьба с махами и захватами ноги в сторону

7. Ходьба с махами и захватами ноги в «кольцо»

8. Ходьба в «Мостике»

9. Бег «Каракатица»

10. Чередование переворотов назад через грудь с переворотами вперед через локти на коленки

11. Чередование «Колесо» через руки, через локти на колени, через грудь на колени

12. Ходьба на полупальцах, с выкрутом

13. Ходьба на подъемах, с выкрутом

14. Шпагаты: на правую, левую ноги, поперечный с гимнастических скамеек. Выполнение данного упражнения по 3 минуты на каждый шпагат

2. Стать лицом к стенке: 1

- «релеве», 2 - согнуть колени, 3 - опуститься на колени, пятки высоко подняты, 4-5 - держать положение, давить на полупальцы, 6-7 - подняться с пола, 8 - опуститься на пятки, повтор 4 раза

3. Выполнить как упр. 2, но на подъемах

4. Стать лицом к стенке, ноги врозь, правая рука на рейке, левая вверху. 1 -3 -наклон назад до касания пола, 4 - подняться наверх и поменять руку, 5 -8 - повторить правой рукой

5. Стать спиной к стенке, ноги вместе, хват за рейку возле бедер, прижаться грудью к коленям, повтор. 8 раз

6. Стать спиной к стенке, ноги вместе, согнуты в коленках, руки держаться за рейку хватом сверху, на 1 -2

- вытягиваются руки, встать в «мост», руками как бы шагая вниз, вытянуть колени, 3-4 - держать «Мостик», 5-8

- вернуться наверх, повтор 6 раз

7. Лицом к стенке, сед на полу ноги врозь, ноги положить на 1 рейку и взяться руками за 1 рейку, 1 -4 -наклониться вперед и коснуться грудью пола, 5-8 -вернуться. Повтор 6 раз

8. Стать левым боком к опоре, правую ногу согнуть в колене и поставить перед собой на полупалец, а центр тяжести сместить на

3. Ходьба с махами ногами назад

4. Ходьба выпадами

5. Ходьба с чередованием наклонов вперед и назад

6. Передвижение в «Мостике»

7. Ходьба в складке

8. Перевороты в стороны через локти

9. Повороты в сторону в шпагате

10. Перевороты вперед с основной стойки, после отталкивания сделать поперечный шпагат, ноги врозь (раздвинутые прямые ноги на одной линии) и вернуться в основную стойку

11. Шпагаты: на правую, левую ноги, поперечный с гимнастических скамеек. Выполнение данного упражнения по 3 минуты на каждый шпагат

РОССИЙСКИЙ ЖУРНАЛ

СПОРТИВНОЙ НАУКИ

2022, Т. 1 (3)_

Продолжение таблицы 1

правую ногу, правую руку поднять вверх 1-4 - наклониться назад, хват рукой за ногу, 5-6 -держать положение, 7-8 -вернуться назад. повтор. 4 раза. Повторить с левой ноги

9. Махи ногами вперед, в сторону, назад и назад в кольцо - по 10 раз с резиной

10. Стать лицом к стенке, левую ногу поставить внутренней стороной вплотную к рейке, руки держатся на стенке. 1 -4 - вытянуть правую ногу на рейке, зафиксировать положение шпагата, прогнуться в спине и коснуться головой ноги, 5-8 - вернуться назад. Повторить с левой ноги

11. Шпагаты: на правую, левую ноги, поперечный с гимнастических скамеек.

По 3 мин. каждый шпагат

Таблица 2

Показатели гибкости в КГ и ЭГ на начало и конец эксперимента (М±о)_

Вид Контрольная Экспериментальная

контрольного группа (п=10) группа( п=10)

упражнения начало конец экспери- начало экспери- конец экспе-

(тест) эксперимента мента мента римента

Выкрут (см) 41, 8±3,52 36, 1±3,84 39, 8±2,51 33, 9±2,64

Подвижность в 4, 6±2,63 5,5±2,54 4, 3±2,66 6, 4±1,95

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

коленных суста-

вах (см)

Наклон вперед 8, 1±3,41 10, 8±2,89 8,0±5,39 12, 5±4,08

(см)

«Мостик» (см) 9, 5±3,50 7, 6±2,31 9, 5±3,95 4,2±1,13

Поперечный 10, 2±6,21 7, 8±6,79 10, 2±6,62 4, 6±4,52

шпагат (см)

Прогибание 7, 8±5,11 5,3±2,35 8, 7±4,94 4,4±0,96

назад (см)

Анализ результатов свидетельствует о том, что до эксперимента, занимающиеся обеих групп имели почти одинаковый уровень развития гибкости. Так, в упражнениях «Мостик» и «Поперечный шпагат» показатели одинаковые, в упражнениях «Подвижность в коленных суставах» и «Наклон вперед» несущественное отставание, на 0,3 см и

0.1.см соответственно. У девочек экспериментальной группы начальные показатели были лучше в упражнениях «Выкрут» - на 2 см, «Прогибание назад» - на 1,1 см.

По окончанию эксперимента наблюдается положительная динамика по всем показателям в обеих группах. У детей в возрасте 7-8 лет осуществляется активное развитие гибкости. Улучшились результаты в таких упражнениях, как «Подвижность в коленных суставах», «Наклон вперед», «Поперечный шпагат». Следует отметить, что на конец эксперимента, в контрольной группе две девочки сели на поперечный шпагат, в экспериментальной группе результаты были улучшены. Данный элемент в гимнастике считается одним из сложных. Значительно выросли показатели в упражнениях, которые отражают гибкость позвоночника: «Наклон вперед», «Мостик», «Прогибание назад». Не все занимающиеся в отдельных упражнениях на гибкость улучшили результаты. Пять занимающихся экспериментальной и шесть контрольной группы показали такие же результаты в отдельных упражнениях, как и в первоначальном тестировании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. - 3-е изд., пере-раб. и доп. - Москва: Физкультура и Спорт: СпортАкадемПресс, 2008. - 542 с. URL: https:// clck.ru/sKksa (дата обращения: 19.07.2022).

2. Винер-Усманова, И. А. Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития: Учебное пособие / И. А. Винер-Усма-нова, Е. С. Крючек, Е.Н. Медведева - Москва: Человек, 2014. - 200 с. URL: https://clck.ru/sKjkN (дата обращения: 19.07.2022).

3. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. - Советский спорт, 2021.

В общих показателях полученные результаты в контрольной и экспериментальной группах достоверно улучшились. Прирост показателей в экспериментальной группе связан, на наш взгляд, с целенаправленным воздействием физических упражнений с отягощениями на развитие гибкости. Предложенные комплексы физических упражнений, выполненные по методу совмещенного развития гибкости и силы, оказали положительное влияние на развитие гибкости детей 7-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой, в тренировочном процессе.

Заключение. Таким образом, по результатам проведенного исследования следует отметить, что гибкость является одним из ведущих физических качеств для занимающихся художественной гимнастикой, это основа для овладения техникой выполнения отдельных, сложных гимнастических элементов юными гимнастками. Возраст детей 7-8 лет является благоприятным периодом для развития гибкости, потому в тренировочном процессе целесообразно кроме общепринятых упражнений на развитие гибкости включать упражнения с отягощениями. Экспериментально доказано, что включение в тренировочный процесс юных гимнасток упражнений по методу совмещенного развития силы и гибкости способствуют увеличению амплитуды движений, подвижности в суставах, комплексному развитию гибкости.

- 332 с. URL: https://clck.ru/sKjmM. (дата обращения: 19.07.2022).

4. Карпенко, Л. А. Художественная гимнастика / Л. А. Карпенко. - М.: 2003. - 381 с.

5. Лисицкая, Т. С. Хореография в гимнастике / Т. С. Лисицкая - М.: Физическая культура и спорт, 2000. - 133 с.

6. Контроль за развитием гибкости в физическом воспитании. URL: https://clck.ru/sKsjo (дата обращения: 20.04.2022).

7. ЦСП New Stars Художественная гимнастика. URL: https://vk.com/newstars_gymnastics (дата обращения: 19.09.2021).

8. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 264 с. URL: https://clck.ru/32BUNJ (дата обращения: 20.04.2022).

9. Иванов, В. Д. Эффективность статодинами-ческого гимнастического комплекса в развитии гибкости у младших школьников / В. Д. Иванов, M. Ю. Бардина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация, - 2021. -№ 6(3). - С. 25-34. URL: https://fkis74.ru/in-dex.php/fkstdr/article/view/626. (дата обращения: 26.09.2022).

REFERENCES

1. Matveev L.P. Theory and methods of physical culture. 3rd ed., revised. and add. Moscow: Fizi-cheskaya Kul'tura i Sport: SportAcademPress, 2008. 542 p. Available at: https://clck.ru/sKksa (accessed 19.07.2022) (in Russ.)

2. Viner-Usmanova I.A., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N. Rhythmic gymnastics: history, state and development prospects: a learning guide. Moscow: Chelovek, 2014. 200 p. Available at: https://clck.ru/sKjkN (accessed: 19.07.2022) (in Russ.)

3. Verkhoshanskij Yu.V. Fundamentals of special physical training of athletes. Sovetskij Sport, 2021. 332 p. Available at: https://clck.ru/sKjmM (accessed: 19.07.2022) (in Russ.)

4. Karpenko L.A. Rhythmic gymnastics. Moscow: 2003. 381 p. (in Russ.)

5. Lisitskaya T.S. Choreography in gymnastics. Moscow: Fizicheskaya Kul'tura i Sport, 2000. 133 p. (in Russ.)

6. Control over the development of flexibility in physical education. Available at: https://clck.ru/s Ksjo (accessed 20.04.2022) (in Russ.)

7. CSP New Stars Rhythmic gymnastics. Available at: https://vk.com/newstars_gymnastics. (accessed 19.09.2021) (in Russ.)

8. Zheleznyak Yu.D., Petrov P.K. Fundamentals of scientific and methodological activities in physical culture and sports. Available at: https://clck. ru/sKqjD (accessed 20.04.2022). (in Russ.)

9. Ivanov V.D., Bardina M.Yu. Effectiveness of statodynamic gymnastic exercises program in the development of flexibility in elementary school students. Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation, 2021, no. 6(3), pp. 25-34. Available at https://fkis74.ru/index.php/fkstdr/article/view/626. (accessed 26.09.2022). (in Russ.)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Ольга Александровна Ломова - кандидат педагогических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет», Петрозаводск, e-mail: olglomova@gmail.com.

Анастасия Андреевна Варина - студентка, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет», Петрозаводск.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Ol'ga Aleksandrovna Lomova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, e-mail: olglomova@gmail.com.

Anastasia Andreevna Varina - Student, Petrozavodsk State University, Petrozavodsk.

Для цитирования: Ломова, О. А. Методические особенности развития гибкости у детей 7-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой / О. А. Ломова, А. А. Варина // Российский журнал спортивной науки: медицина, физиология, тренировка. - 2022. - Т. 1. - № 3. DOI: 10.51871/2782-6570_2022_01_03_8

For citation: Lomova O.A., Varina A.A. Methodological features of the flexibility development in

7-8 years old rhythmic gymnasts. Russian Journal of Sports Science: Medicine, Physiology, Training, 2022, vol. 1, no. 3. DOI: 10.51871/2782-6570_2022_01_03_8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.