Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ'

ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / ГИБКОСТЬ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / КОНТРОЛЬ / ОЦЕНКА / ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ботяев Валерий Леонидович, Глухова Марина Юрьевна, Поздышева Марина Сергеевна

В статье рассматривается актуальная проблема методического обеспечения содержательных и организационных форм контроля ведущих двигательных способностей в художественной гимнастике. Ведущими доминирующими способностями в художественной гимнастике, по мнению специалистов, являются гибкость и координация. Авторы рассматривают специфику контроля и оценки гибкости и координационных способностей на различных этапах спортивной подготовки, обосновывают необходимость дифференциации этого процесса в зависимости от квалификации спортсмена и этапа подготовки. Рассматриваются примерные упражнения контроля гибкости и координационных способностей, обосновывается их прогностическая информативность. Наличие методических рекомендаций, в этом направлении, значительно интенсифицирует не только тренировочный процесс, но и отбор, и поиск талантливых юных спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ботяев Валерий Леонидович, Глухова Марина Юрьевна, Поздышева Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CONTROL AND EVALUATION OFFLEXIBILITY AND COORDINATION ABILITIES IN RHYTHMIC GYMNASTICS

The article deals with the actual problem of methodological support of substantial and organizational forms of control of the leading motor abilities in rhythmic gymnastics. According to the specialists' opinion the leading dominant abilities in rhythmic gymnastics are flexibility and coordination. The authors consider the specificity of the control and estimation of flexibility and coordination abilities at different stages of sports training and prove the necessity of differentiation of this process depending on the qualification of the sportsmen and the stage of preparation. Exemplary exercises of control of flexibility and coordination abilities are considered, their predictive informative value is substantiated. The availability of methodical recommendations, in this direction, significantly intensifies not only the training process, but also the selection and search for talented young athletes.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ»

гафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 87-89.

2. Каинов, К.А. Технология направленного формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры с учащимися средних классов / К.А. Каинов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2 (192), - С. 119-125.

3. Методика планирования учебного материала уроков физической культуры / В.К. Спирин, Ю.А. Ярышкина, Л.И. Котельников [и др.] // Физическая культура в школе. - 2019. - № 5. - С. 2-11.

REFERENCES

1. Garina, E.V. (2018), "Readiness of students aged 14-15 years to fulfill the standards for the golden badge of distinction of the TRP complex", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (157), pp. 87-89.

2. Kainov, K.A. (2021), "Technology of directed formation of universal educational actions at physical education lessons with middle school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (192), pp. 119-125.

3. Spirin, V.K., Yaryshkina Yu.A., Kotelnikov, L.I. et al (2019), "Methodology of planning the educational material of physical culture lessons", Physical culture at school, No. 5, pp. 2-11.

Контактная информация: bva71@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.04.2022

УДК 796.412.2

ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Валерий Леонидович Ботяев, доктор педагогических наук, доцент, Марина Юрьевна Глухова, кандидат педагогических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут; Марина Сергеевна Поздышева, аспирант, Сургутский государственный педагогический университет, тренер, Спортивная школа олимпийского резерва № 1, г. Сургут

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема методического обеспечения содержательных и организационных форм контроля ведущих двигательных способностей в художественной гимнастике. Ведущими доминирующими способностями в художественной гимнастике, по мнению специалистов, являются гибкость и координация. Авторы рассматривают специфику контроля и оценки гибкости и координационных способностей на различных этапах спортивной подготовки, обосновывают необходимость дифференциации этого процесса в зависимости от квалификации спортсмена и этапа подготовки. Рассматриваются примерные упражнения контроля гибкости и координационных способностей, обосновывается их прогностическая информативность. Наличие методических рекомендаций, в этом направлении, значительно интенсифицирует не только тренировочный процесс, но и отбор, и поиск талантливых юных спортсменов.

Ключевые слова: художественная гимнастика, гибкость, координационные способности, контроль, оценка, прогностическая информативность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p44-48

PROBLEMS OF CONTROL AND EVALUATION OF FLEXIBILITY AND COORDINATION ABILITIES IN RHYTHMIC GYMNASTICS

Valery Leonidovich Botyaev, the doctor of pedagogical sciences, docent, Marina Yurievna Glukhova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Surgut State Pedagogical University, Surgut; Marina Sergeevna Pozdysheva, the post-graduate student, Surgut State Pedagogical University, coach, Sports School of olympic reserve. No. 1, Surgut

Abstract

The article deals with the actual problem of methodological support of substantial and organizational forms of control of the leading motor abilities in rhythmic gymnastics. According to the specialists' opinion the leading dominant abilities in rhythmic gymnastics are flexibility and coordination. The authors consider the specificity of the control and estimation of flexibility and coordination abilities at different stages of sports training and prove the necessity of differentiation of this process depending on the qualification of the sportsmen and the stage of preparation. Exemplary exercises of control of flexibility and coordination abilities are considered, their predictive informative value is substantiated. The availability of methodical recommendations, in this direction, significantly intensifies not only the training process, but also the selection and search for talented young athletes.

Keywords: rhythmic gymnastics, flexibility, coordination abilities, control, evaluation, predictive informativeness.

ВВЕДЕНИЕ

Успехи российских гимнасток на Олимпийских играх и других международных соревнованиях предопределили высокую популярность данного вида спорта в нашей стране. Наверное, это один из немногих видов спорта, где еще существует конкурс при отборе в спортивную школу. Красота, грация, завораживающая эстетика движений, музыкальность - вот, чем привлекает к себе художественная гимнастика. С другой стороны, за красивым фасадом этого истинно женского вида спорта скрывается титанический труд, травмы и другие сопутствующие спорту высших достижений проблемы [3, 4, 5, 6].

Специфика двигательной деятельности в художественной гимнастике обусловливает высокие требования к развитию отдельных двигательных способностей, поэтому при построении тренировочного процесса необходимо уже на начальном этапе предвидеть те ведущие факторы двигательных способностей, которые обеспечат высокий и стабильный результат в спорте высших достижений. Изучению компонентов и структуры соревновательной деятельности, функциональной и двигательной подготовленности гимнасток, было проведено значительное количество исследований [2, 3, 4]. Ведущие специалисты, тренеры, среди значимых факторов, в первую очередь, называют такие как: ловкость, гибкость, точность мышечных ощущений, динамическое равновесие, мягкость, пластичность, выразительность, прыгучесть и др. Как видим, здесь представлены в основном компоненты гибкости и координационных способностей. Понятно, что с развитием художественной гимнастики значимость этих компонентов подготовленности меняется. Например, ведущие специалисты, тренеры сборной России (Л. А. Карпенко, 2000, И. А. Винер, 2003), считают, что на современном этапе развития гимнастики ранжирование физических качеств по значимости нецелесообразно и выделяют лишь две ведущие способности - гибкость и координацию, развивать которые, по их мнению, необходимо до максимального уровня.

Что же такое гибкость? Гибкость - это способность человека выполнять движения с большой амплитудой, по другой формулировке - это комплекс морфологических свойств опорно-двигательного аппарата, обусловливающий подвижность отдельных звеньев человеческого тела относительно друг друга.

Координационные способности, понятие еще более емкое, существует множество определений характеризующих специфику этих способностей. Конечно, наиболее точно, глубоко раскрывает это понятие Н.А. Бернштейн [1]: - «Координация движение есть процесс преодоления избыточных степеней свободы движущегося органа, то есть процесс превращения этого органа в управляемую систему».

Цель исследования. Цель нашего исследования заключалась в анализе существующих методик контроля и оценки гибкости и координационных способностей в художе -ственной гимнастике, обосновании необходимости использования дифференцированного подхода при контроле и оценки этих способностей на различных этапах многолетней подготовки.

Задачи исследования:

1. Обосновать необходимость совершенствования форм контроля гибкости и ко -ординационных способностей на современном этапе развития художественной гимнастики.

2. Провести анализ реализуемых форм контроля и оценки уровня развития гибкости, и определить пути совершенствования данного направления в художественной гимнастике.

3. Провести анализ реализуемых форм контроля и оценки уровня развития координационных способностей, и определить пути совершенствования данного направления в художественной гимнастике.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проблема исследования обусловлена, в первую очередь, тем, что существующие методики контроля и оценки, уже не могут дать полной информации об уровне и перспективах развития рассматриваемых способностей на последующих этапах подготовки.

Проведенный анализ специальной и научно-методической литературы показал, что в спортивной практике не используется дифференцированный подход при оценке развития двигательных способностей. В контрольно-переводных нормативах гибкость оценивают стандартным набором тестов, который используют на всех этапах подготовки. Вполне резонно предположить, что большинство этих заданий с ростом спортивной квалификации теряют свою информативность. Поэтому программа диагностики гибкости должна отражать требования определенного этапа подготовки. На этапе начальной подготовки необходимо помимо стандартных тестов, оценивающих подвижность тазобедренного сустава (шпагат), позвоночника и плеч (гимнастический мост), оценивать и такие, в большей степени, консервативные показатели как: выворотность стопы, подъем стопы, изгиб в коленном суставе, подвижность грудного отдела позвоночника и др. Все эти задания характеризуют пассивную гибкость юной гимнастки. На последующих этапах подготовки, оценка гибкости приобретает более специфический характер, в программу диагностики активно включаются тесты, характеризующие уровень развития активной гибкости. Это могут быть различные удержания ног, в положении вперед, назад, в сторону. Значительная часть тестов выполняется в положении сохранения равновесия. Если на начальном этапе подготовки тренеров в большей степени интересует общая гибкость, то на этапе специализированной подготовки, большее внимание уделяется контролю и оценки локальной гибкости.

Рассматриваемая нами программа диагностики уровня развития гибкости, дифференцированно подходит к ее оценке на различных этапах подготовки. На начальных этапах подготовки, необходим базовый набор тестовых заданий, который позволит оценить природную предрасположенность к развитию гибкости.

Программа оценки гибкости на этапах начальной подготовки:

- шпагаты (прямой, продольные);

- мост;

- выкрут с гимнастической палкой в плечевых суставах;

- наклон вперед из положения седа;

- упражнение «Бабочка»

Комплекс упражнений для оценки и контроля развития гибкости на тренировочном этапе значительно расширен, в него включены упражнения, которые оценивают не только природные задатки, но и процессы формирования специальной гибкости:

- задний, передний шпагат, стоя у гимнастической стенки;

- шпагат с провисанием, на возвышении;

- мост с захватом;

- в положении седа, согнуть ноги и положить их нога на ногу;

- полушпагат, впереди стоящая нога перпендикулярна полу;

- удержание ноги в шпагат (вперед, в сторону).

Количество таких упражнений (нормативов) безгранично. Их содержание определяется не только учебной программой, но и видением дальнейшего развития художественной гимнастики.

Проблема оценки и контроля координационных способностей также обусловлена необходимостью дифференцированного подхода на разных этапах многолетней подготовки. На начальных этапах подготовки и отбора детей для занятий художественной гимнастикой можно использовать простые координационные тесты, оценивающие проявление базовых координационных способностей. С ростом квалификации, значительным усложнением соревновательных программ, возрастают и требования к координационной подготовленности. В этот период необходимы более сложные, прогностически информативные тесты, специфичные для художественной гимнастики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В наших исследованиях прошли апробацию значительное количество тестов, разработаны перспективно-прогностические модели координационной подготовленности. Количество тестовых заданий варьируется, но все тесты имеют высокий коэффициент прогностической информативности. Тесты этапа начальной подготовки:

- оценка угловой скорости движения;

- прыжки к цели без зрительного контроля;

- перешагивание через г/палку;

- передвижение в упоре лежа сзади;

- перекладывание мячей;

- пять вращений на платформе и остановка в исходном месте (без зрительного контроля) прыжок с вращением;

- три поворота на 360°, стоя на низком бревне;

Информативные тесты координационной подготовленности на этапе начальной специализированной подготовки:

- РДО реакция на движущийся объект;

- удары мячом / обволакивание мячом вокруг кисти;

- перекладывание цветных мячей;

- ошибка при воспроизведении временного интервала, заполненного звуковым сигналом;

- пять вращений на платформе и остановка в исходном месте (без зрительного контроля);

- изменение ритма ударов мяча о пол (минимально быстрее, минимально медленнее);

- прыжок с вращением на мах. количество градусов;

- «Шэнэ» по прямой линии (1 вр. х 1 сек.).

Анализ вышеперечисленных тестов показывает, что на данном этапе информативными являются как двигательно-моторные тесты, так и тесты с использованием компьютерных, информационных технологий.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование показало актуальность рассматриваемой проблемы. Особенно значима данная проблема в региональных школах, находящихся в значительном удалении от ведущих центров развития художественной гимнастики. Рассматриваемые в статье средства контроля и оценки гибкости и координационных способностей прошли апробацию в значительном количестве исследований, где показали свою высокую прогностическую информативность. Количество данных упражнений, их сложность

требуют дифференцированного подхода в зависимости от этапа спортивной подготовки и квалификации спортсмена.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / А. Н. Бернштейн. - Москва: Медицина, 2006. - 146 с

2. Ботяев, В.Л. Теоретическое обоснование и отбор тестов для оценки координационных способностей спортсменов специализирующихся в сложно-координационных видах спорта / В.Л. Ботяев, В.А. Стрельцов, В.В. Апокин // Теория и практика физической культуры. - 2012. - №4. - С. 86-89.

3. Винер, И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике : дис. ... канд. пед. наук / Винер Ирина Александровна. - Москва, 2003. - 120 с.

4. Карпенко Л.А. Развитие спортивно-массового направления в современной художественной гимнастике / Л.А. Карпенко, Ю.Р. Нигматулина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - №10 (140). - С. 77-81.

5. Манько Л.Г. Совершенствование тренировочного процесса гимнасток 10-12 лет на основе сопряжённой физико-технической подготовки / Л.Г. Манько // Современная гимнастика: проблемы, тенденции, перспективы: сб. матер. IX Международной науч.-практ. конференции. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. - С. 50-53.

6. Николаева Е.С. Развитие координационных способностей как условие эффективного обучения девочек 5-7-и лет упражнениям с предметами в художественной гимнастике : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Николаева Екатерина Сергеевна. - Белгород, 2006. - 19 c.

7. Плеханова М.Э. Контроль показателей моторики и психомоторики у спортсменов, занимающихся сложно-координационными видами спорта / М.Э. Плеханова // Теория и практика физической культуры.- 2007.- № 7.- С. 63-66.

REFERENCES

1. Bernstein, N.A. (2006), Essays on the physiology of movements and activity physiology, Medicine, Moscow.

2. Botyaev, V.L., Streltsov, V.A. and Apokin, V.V. (2012), "Theoretical substantiation and selection of tests for evaluation of coordination abilities of sportsmen specializing in complex coordination sports", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 86-89

3. Viner, I.A. (2003), Preparation of highly skilled sportswomen in rhythmic gymnastics, dissertation, Moscow.

4. Karpenko, L.A. and Nigmatulina, J.R. (2016), "Development of sports-mass direction in modern rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (140), pp. 77-81.

5. Manko, L.G. (2013), "Perfection of training process of 10-12 year gymnasts on the basis of conjugate physical and technical training", Modern gymnastics: problems, tendencies, prospects: coll. IX International scientific and practical conference, Publishing house of Herzen Russian State Pedagogical University, S.Petersburg, pp. 50-53.

6. Nikolaeva, E.S. (2006), Development of coordination abilities as a condition for effective training of girls of 5-7 years for exercises with objects in rhythmic gymnastics, dissertation, Belgorod,

7. Plekhanova, M.E. (2007), "The control of indicators of motor skills and psychomotor skills in athletes engaged in complex coordination sports", Theory and practice ofphysical culture, No.7, pp. 63.

Контактная информация: weta.zac@list.ru

Статья поступила в редакцию 29.04.2022

УДК 378.147

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА «СИЛОВОЕ ТРОЕБОРЬЕ» В

ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Ярослав Велибекович Велибеков, кандидат биологических наук, старший преподаватель, Ярославский государственный технический университет, Ярославль

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.