REFERENCES
1. Borisenko, O.V., Loginov, S.I. and Lubysheva, L.I. (2015), "Development of coordination abilities in children of younger school age by means of judo on the basis of modular technology", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6. - pp. 86-89.
2. Gorskaya I.Yu. (2010), "The assessment of coordination training in sport", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 34-37.
3. Lyakh, V.I. (1995), "Coordination and motive improvement in physical training and sport: history, theory, pilot studies", Theory and Practice of Physical Culture, No. 11, pp. 16-19.
4. Shurygina, V.V., Tukhvatullin, R.R. and Shurygin, A.S. (2017), "Organization and management of sports and recreational activity in the conditions of sports school", Problems of modern pedagogical education, No. 55-5, pp. 255-263.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.04.2019
УДК 796.41
ИНФОРМАТИВНОСТЬ ТЕСТОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГИМНАСТОВ РАЗЛИЧНОЙ
КВАЛИФИКАЦИИ
Игорь Андреевич Щербаков, Наталья Александровна Дарданова, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», Смоленск;
Алексей Александрович Козин, МАУДО СДЮСШОР № 3, Томск
Аннотация
Современный этап развития спортивной гимнастики отличается возрастанием требований к координационной подготовленности спортсменов. В Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «спортивная гимнастика» содержатся только перечень тестов для определения скоростных, силовых, скоростно-силовых способностей, выносливости и гибкости. Цель исследования - определение информативности тестов Федерального стандарта спортивной подготовки и предложенного комплекса координационных тестов для гимнастов различного квалификационного уровня. Материалы и методы: метод контрольно-педагогических испытаний, методы математической статистики и основные положения теории тестов позволяют выявить информативность предложенных тестов. Результаты исследования. Из Федерального стандарта спортивной подготовки умеренную и среднюю взаимосвязь имеют на челночный бег, прыжок в длину с места, удержание «угла» в висе, наклон вперёд и «мост». Из комплекса координационных тестов высокой информативностью на всех этапах подготовки обладают тесты прыжок с вращением на заданное и максимальное количество градусов; удержание равновесия в различных позах с открытыми и закрытыми глазами, ходьба по линии и прыжок на заданное расстояние с закрытыми глазами.
Ключевые слова: тесты Федерального стандарта спортивной подготовки, координационные тесты, информативность тестов, гимнасты.
INFORMATIVENESS OF TEST COMPLEX VALUE FOR DETERMINING GENERAL AND SPECIFIC READINESS OF GYMNASTS OF DIFFERENT
QUALIFICATION
Igor Andreevich Shcherbakov, Natalia Alexandrovna Dardanova, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Smolensk; Aleksey Alexandrovich Kozin, Specialized children-youth sports school of Olympic reserve No. 3, Tomsk
Annotation
Introduction. The current stage of the development of gymnastics is characterized by the increase of the requirements for coordination readiness of the athletes. The Federal standard of sports training, concerning the event of «gymnastics», contains only a list of tests for determining speed, power abilities, endurance
and flexibility. The aim of the study is to determine the informativeness of the tests of the Federal standard for sports training and the proposed set of coordination tests for the gymnasts of various qualification levels. Materials and methods: the method of control-pedagogical tests allows us to determine the development of the coordination abilities, methods of mathematical statistics and the main points of the theory of tests allow identifying the informativeness of the proposed tests. The results of the research. From the Federal standard of sports training, shuttle running, long jump from the spot, keeping the "angle" in hanging, forward bend and "bridge" have moderate and medium interrelationship. From the complex of coordination tests, jump tests with predetermined and maximum number of degrees, balance retention in various postures with eyes open and closed, walking on the line and jumping to the given distance with eyes closed are highly informative at all stages of training.
Keywords: tests of the Federal standard of sports training, coordination tests, informativeness tests, gymnasts.
ВВЕДЕНИЕ
В сложнокоординационных видах спорта (спортивная и художественная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, фигурное катание) отмечается постоянно повышающаяся координационная сложность выполняемых упражнений, и, в связи с этим значительно повышается актуальность контроля и оценки координационной подготовленности на различных этапах отбора и контроля занимающихся, т.к. она во многом определяет результативность тренировочной и соревновательной деятельности [1-5].
Дискуссионными остаются вопросы диагностики координационных способностей, которые специфически проявляются в каждом виде спорта. Поэтому для определения и оценки координационных способностей необходимы специфичные средства и методы контроля, объективно отражающие не только исходный уровень развития, но и процессы формирования способностей в возрастном и квалификационном аспекте (Приказ Минспорта России от 27.10.2017 N 935 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «спортивная гимнастика»).
Анализируя состояние данной проблемы в спортивной гимнастике, можно отметить, что слабо представлены научно обоснованные методики контроля и оценки координационных способностей, а в модельных характеристиках физической подготовленности Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «спортивная гимнастика» они вообще не представлены. Приведённые утверждения позволяют определить актуальность выбранной темы и перспективы её изучения.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Для экспериментального обоснования информационной значимости тестов Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «спортивная гимнастика» и предложенного комплекса координационных тестов нами проведено всесторонние исследование состояния подготовленности гимнастов различного квалификационного уровня -от новичков до высококвалифицированных спортсменов. Всего в исследовании приняло участие 173 спортсмена. Исследование проводилось на базах Комплексной спортивной школы «СГАФКСТ», ДЮШ, СШОР г. Томска и Владимира.
В комплекс координационных тестов включены упражнения, определяющие кине-стетико-дифференцировочные способности (способность воспроизводить заданное положение и временные промежутки, прыжки с вращением на заданное количество градусов), способность к согласованию и комбинированию движений (перешагивание через гимнастическую палку), статодинамическую устойчивость («аист», «проба Ромберга», «Фламинго», повороты на узкой части гимнастической скамейки), способность сохранять и воспроизводить ритм движения (прыжки под метроном, бег по разметкам), способность к ориентированию в пространстве (ходьба по прямой с закрытыми глазами после серии вращений), целевую и пространственную меткость (бросок мяча, прыжок на указанное место), двигательную реакцию (ловля падающей линейки). В каждой квалификационной группе
проводился комплекс одних и тех же координационных тестов с усложняющимися условиями выполнения по мере роста спортивного мастерства.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате проведенного исследования было выявлено, что уровень подготовленности спортсменов по тестам Федерального стандарта спортивной подготовки соответствует заявленным требованиям.
При выявлении взаимосвязи результатов, показанных в тестах ФССП и выступления в соревнованиях, выявлено, что общие физические способности, проявляемые в беге на 20 м, челночном беге, прыжке в длину с места, сгибании и разгибании рук в упоре лежа (на параллельных брусьях), удержании угла в висе, наклоне вперед имеют умеренно или слабо выраженную взаимосвязь со спортивным результатом (таблица 1).
Таблица 1 - Взаимосвязь результатов тестов из Федерального стандарта спортивной подготовки с результатами выступления в соревнованиях у гимнастов различной квалификации_
Этапы подготовки
Тестируемые способности по ФССП* Начальная подготовка Тренировочный этап
мальчики, девочки, мальчики, девочки,
п=29 п= 35 п=21 п=26
Скоростные Бег 20 м **-325 -354 -281 -185
Челночный бег -428 -553 - -
Скоростно-си- Прыжок в длину с места 557 435 483 538
ловые Лазанье по канату - - -518 -458
Подтягивание 352 221 - -
Силовые Сгибание и разгибание рук в упоре лежа / в упоре на брусьях 321 225 334 358
Подъем переворотом - - 681 754
Подъем в стойку на руках - - 653 656
«Угол» 512 472 580 563
Наклон вперед 626 647 718 794
Подвижность в «Мост» 572 588 - -
суставах Стоя на одной, другая выше гори- 619 724
зонтали, руки в стороны
Выносливость Стойка на руках с опорой на стену - - 784 753
Примечание: ФССП* - Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «спортивная гимна-
стика», ** - в коэффициентах корреляции опущены нули и запятые
Из перечня тестов ФССП на этапе начальной подготовки умеренной и средней взаимосвязью обладают челночный бег, прыжок в длину с места, удержание «угла» в висе, наклон вперёд и «мост». Результаты остальных тестов характеризуются слабой взаимосвязью с результатами выступления в соревнованиях (таблица 2).
На тренировочном этапе также наблюдается слабая взаимосвязь результатов в беге на 20 м и сгибании рук в упоре лёжа. Остальные упражнения включают элементы гимнастических упражнений и имеют умеренную и среднюю степень взаимосвязи.
С повышением квалификации такие упражнения для определения общих двигательных способностей, как бег на 20 м, прыжок в длину с места, лазание по канату, удержание угла имеют слабую взаимосвязь, и, следовательно, низкую информативность для определения подготовленности спортсменов в спортивной гимнастике.
Комплекс координационных тестов для гимнастов различного квалификационного уровня включает 14 упражнений, из которых по три теста направлены на определение ки-нестетико-дифференцировочных способностей, способности к ориентированию в пространстве, по два - для определения способностей к согласованию и комбинированию движений, сохранению и воспроизведению ритма, статодинамической устойчивости, а также для определения целевой и пространственной точности и двигательной реакции (таблица 3).
Таблица 2 - Взаимосвязь результатов тестов из Федерального стандарта спортивной подготовки с результатами выступления в соревнованиях у гимнастов различной квалификации_
Этапы подготовки
Тестируемые способности по ФССП* Спортивного совершенствования Высшего спортивного мастерства
юноши, п=17 девушки, п= 21 юноши, п=11 девушки, п=13
Скоростные Бег 20 м **-274 -257 -266 -189
Скоростно-си- Прыжок в длину с места 335 342 284 334
ловые Лазанье по канату -468 -385 -320 -342
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях 435 442 347 418
«Угол» 385 334 - -
Из «угла» в упоре на параллельных брусьях выход в стойку на руках 453 554 - -
Силовые Горизонтальный вис на кольцах (ю) / удержание прямого тела, держась выпрямленными руками за гимнастическую стенку (д) 647 518 567 662
Подъем в упор на кольцах (ю) / спад из стойки на руках, подъем разгибом (д) 771 747 569 648
Выносливость Стойка на руках 551 487 482 447
Таблица 3 - Взаимосвязь результатов координационных тестов с результатами выступления в соревнованиях у гимнастов различной квалификации_
Координационные способности и тесты, их определяющие Этапы подготовки
Начальная подготовка Тренировочный этап Спортивного совершенствования Высшего спортивного мастерства
мальчики, п=29 девочки, п= 35 юноши, п=17 девушки, п= 21 юноши, п=11 девушки, п=13 юноши, п=11 девушки, п=13
Кинестетико-дифференци-ровочные Воспроизведение заданного угла -681 -668 -657 -712 -602 -725 -727 -663
Бросок мяча на 50% от заданной длины -321* -266* -314* -268* -144* -162* -118* 081*
Прыжок с вращением на заданное количество градусов -753 -773 -847 -895 -923 -895 -948 -924
Определение временного промежутка - - -225* -328* -192* -062* -105* -095*
Согласование и комбинирование движений Перешагивание через гимнастическую палку 668 643 548 472 419 388* 268* 113*
Прыжок спиной и лицом вперед -411 -521 -322* -254* -266* -204* -095* -012*
Статодина-мическая устойчивость «Аист», проба Ром-берга, «Фламинго» 809 912 882 889 861 812 834 795
Повороты на узкой части гимнастической скамейки 637 863 725 818 772 813 710 902
Сохранение и воспроизведение ритма Прыжки под метроном 421 463 363 443 291* 312* 223* 324*
Бег по разметкам -612 -696 -703 -685 -614 -524 -324* -228*
Координационные способности и тесты, их определяющие Этапы подготовки
Начальная подготовка Тренировочный этап Спортивного совершенствования Высшего спортивного мастерства
мальчики, п=29 девочки, п= 35 юноши, п=17 девушки, п= 21 юноши, п=11 девушки, п=13 юноши, п=11 девушки, п=13
Ориентирование в пространстве Ходьба по прямой с закрытыми глазами -792 -811 -758 -695 -725 -817 -763 -638
Кувырки вперед -552 -516 -412 -508 -306* -295* -118* -214*
Прыжок с вращением на максимальное количество оборотов -811 -786 -917 -885 -926 -902 -814 -885
Целевая и пространственная точность Прыжок на заданное расстояние с закрытыми глазами -785 -814 -847 -786 -774 -736 -684 -711
Двигательная реакция Падающая линейка -223 -326 -117 -203 -098 -129 -100 -064
Примечание: * — курсивом обозначены тесты с низкой информативностью
Каждое тестовое упражнение имело общую моторную основу и модификации для спортсменов различного квалификационного уровня. Выявленная взаимосвязь координационных тестов с результатом выступления в соревнованиях позволяет определить комплекс информативных тестов. На всех этапах подготовки высокой информативностью (г>0,700) обладают прыжок с вращением на заданное и максимальное количество градусов; удержание равновесия в позе «Аист» на начальном этапе, Ромберга - на тренировочном, «Фламинго» с открытыми глазами на ограниченной опоре - этапе спортивного совершенствования и «Фламинго» на ограниченной опоре с закрытыми глазами - высшего спортивного мастерства; ходьба по линии с закрытыми глазами; прыжок на заданное расстояние с закрытыми глазами.
Средняя взаимосвязь со спортивным результатом выявлена у тестов воспроизведение позы (для начального этапа) и заданного угла (остальные этапы подготовки); бег по разметкам. Для девочек и девушек высокой информативностью обладают повороты на узкой части гимнастической скамейки, для мальчиков и юношей этот тест имеет среднюю взаимосвязь со спортивным результатом.
Бросок мяча на половину заданного расстояния, тест с падающей линейкой и определение временного промежутка обладают низкой информационной значимостью во всех квалификационных группах. Прыжок лицом и спиной вперед имеет информационную значимость только на этапе начальной подготовки, а прыжки под метроном, перешагивание через гимнастическую палку и кувырки вперед - на начальном и тренировочном этапах подготовки.
ВЫВОДЫ
1. Определено, что из тестов Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «спортивная гимнастика» умеренную и среднюю взаимосвязь имеют на челночный бег, прыжок в длину с места, удержание «угла» в висе, наклон вперёд и «мост». С повышением квалификации бег на 20 м, прыжок в длину с места, лазание по канату, удержание угла имеют слабую взаимосвязь, и, следовательно, низкую информативность для определения подготовленности спортсменов в спортивной гимнастике. Тесты, включающие элементы гимнастических упражнений, имеют умеренную и среднюю степень взаимосвязи. В содержании ФССП указана высокая значимость координационной подготовленности и вестибулярной устойчивости, но тестов для их определения не приведено.
2. Выявлено, что из предложенного комплекса координационных тестов высокой информативностью на всех этапах подготовки обладают тесты прыжок с вращением на
заданное и максимальное количество градусов; удержание равновесия в различных позах с открытыми и закрытыми глазами, ходьба по линии и прыжок на заданное расстояние с закрытыми глазами. Средняя взаимосвязь выявлена у тестов, определяющих кинестетико-дифференцировочные способности. Бросок мяча на половину заданного расстояния, тест с падающей линейкой и определение временного промежутка обладают низкой информационной значимостью во всех квалификационных группах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бойченко, С.В. Методы измерения и совершенствования ловкости / С.В. Бойченко, Г.А. Лисенчук // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2005. - № 4. - С. 3-9.
2. Ботяев, В.Л. Отбор и прогнозирование в спорте на основе показателей развития координационных способностей : монография / В. Л. Ботяев ; Сургут. гос. пед. ун-т. - Сургут : [б.и.], 2011. - 214 с.
3. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.
4. Чунихин, С.Г. Должные нормы координационной подготовленности юных гимнастов / С.Г. Чунихин // Научно-методическое и медико-биологическое обеспечение физкультурно-оздоровительной и спортивной работы : тезисы докладов областной научно-практической конференции, посвященной 10-летию ДГИФК. - Днепропетровск, 1990. - Ч. 2. - С. 141-143.
5. Boloban, W.N. Reaction time and motor time in an athletes movements / W.N. Boloban // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. - 2009. - № 10. - P. 295301.
REFERENCES
1. Boychenko, S.V. (2005), "Methods of measurement and improvement of dexterity", Physical education of students of creative specialties, No. 4, pp. 3-9.
2. Botyaev, V.L. (2011), Selection and prediction in sports on the basis of indicators of development of coordination abilities: monograph, Surgut State Pedagogical University, Surgut.
3. Lyakh, V.I. (2006), Coordination abilities: diagnostics and development, TVT Division, Moscow.
4. Chunikhin, S. G. (1990), "Due norms of coordination preparedness of young gymnasts", Scientific and methodical and biomedical support of sports and improving and sports work: theses of reports of the regional scientific and practical conference devoted to the 10 anniversaries of DGIFK, Dnepropetrovsk, Part 2, pp. 141-143.
5. Boloban, W.N. (2009), "Reaction time and motor time in an athletes movements", Pedagogics, Psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2009, № 10, pp. 295-301.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.04.2019
УДК 796.011
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ПРИНЦИПОВ ФИЗИЧЕСКОЙ
РЕКРЕАЦИИ
Махмутгири Атуевич Эльмурзаев, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский горный университет; Юрий Владимирович Яковлев, кандидат педагогических наук, преподаватель, Военная академия связи, Санкт-Петербург; Павел Константинович Кузнецов, кандидат социологических наук, доцент, Павел Павлович Смолев, доктор педагогических наук, доцент, Николай Васильевич Колесников, кандидат педагогических наук, профессор, Северо-Западный институт управления СЗИУ (РАНХиГС), Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Аннотация
В исследование проблемы физической рекреации все интенсивнее вникают и нетрадиционные научные дисциплины - история, философия, культурология, другие науки