УДК 796.012
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОЦЕНКИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В АЭРОБНОЙ ГИМНАСТИКЕ НА ЭТАПАХ НАЧАЛЬНОЙ И УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ
Валерий Леонидович Ботяев, доктор педагогических наук, доцент,
Татьяна Ивановна Загребалова-Тутулова, аспирант, Сургутский государственный педагогический университет, Сургут
Аннотация
В статье рассматривается экспериментальная методика оценки двигательных способностей юных спортсменов в аэробной гимнастике на начальном и углубленном этапах специализированной подготовки. В основе данного подхода лежит комплексная оценка двигательных способностей с широким использованием, для этих целей, современного диагностического оборудования, что позволяет тренеру уже на ранних этапах подготовки прогнозировать направления специализации юного спортсмена и индивидуализировать тренировочный процесс в зависимости от выявленных резервов развития двигательных способностей.
Ключевые слова: двигательные способности, аэробная гимнастика, этап начальной специализированной подготовки, этап углубленной специализированной подготовки, программа оценки двигательных способностей.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p35-39
EXPERIMENTAL EVALUATION PROGRAM FOR MOTOR ABILITIES IN
AEROBIC GYMNASTICS AT THE STAGE OF INITIAL AND IN-DEPTH SPECIALIZED TRAINING
Valeri Leonidovich Botyaev, the doctor of pedagogic sciences, senior lecturer, Tatyana Ivanovna Zagrebalova-Tutulova, the post-graduate student, Surgut State Pedagogical University, Surgut
Annotation
The article discusses the experimental method for estimating the motor abilities of the young athletes in aerobic gymnastics at the initial and in-depth stages of the specialized training. The basis of this approach is in comprehensive assessment of the motor abilities with extensive use of the modern diagnostic equipment for this purpose, it allows the coach to predict the areas of specialization of the young sportsman at the early stages of preparation and to individualize the training process according to the identified reserves of the motor abilities.
Keywords: motor skills, aerobic gymnastics, stage of initial specialized training, in-depth specialized training, program for evaluation of motor abilities.
ВВЕДЕНИЕ
Возрастающая конкуренция, значительное усложнение соревновательных программ в аэробной гимнастике, заставляет специалистов, тренеров искать новые направления в подготовке юных спортсменов [3]. Тренерами отмечено, что только спортсмены с высоким уровнем физической и двигательной подготовленности способны быстро и качественно осваивать современные технически сложные программы. Встает вопрос, как, какими средствами и методами проводить объективный контроль и оценку уровня развития двигательных способностей в аэробной гимнастике? Актуализирует данную проблему постоянно дискутирующий вопрос о выборе индивидуальной специализации юного и квалифицированного спортсмена: групповые программы или индивидуальные. Все это, предполагает наличие у тренера достаточно полной спортограммы групповых и индивидуальных упражнений соревновательных программ в аэробной гимнастике, что позволит тренеру определять не только доминирующие, ведущие физические качества, но и обосновывать необходимость диагностики психофизиологических способностей, определяющих успешную специализацию в том или ином виде соревновательной программы.
Комплексный подход в исследовании двигательных способностей позволяет дать объективную оценку развития всех компонентов подготовленности, обосновать требования к уровню их развития, определить направление и направленность тренировочного процесса на различных этапах спортивной подготовки.
Все вышесказанное предполагает необходимость проведения научных исследований направленных на разработку и обоснование экспериментальной программы оценки двигательных способностей в аэробной гимнастике. Комплексный характер данной программы позволяет оценивать не только физические, но и психофизиологические стороны подготовленности спортсмена, в большей степени это относится к оценке координационных способностей, уровень развития которых обеспечивает возможности технического совершенствования в сложно-координационных видах спорта, к которым, несомненно, относится и аэробная гимнастика.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проведенный нами анализ учебных программ, отделений спортивной аэробики, различных спортивных школ показал, что контроль и оценка двигательных способностей, на этапах начальной и углубленной специализированной подготовки осуществляется стандартным набором тестовых заданий [2, 4]:
1. Гибкость - наклон вперед в положении седа; мост; шпагаты;
2. Скоростно-силовые способности - прыжок в длину с места; прыжок вверх с взмахом руками;
3. Силовые способности - поднимание ног до угла 90° из положения виса на гимнастической стенке; приседания на одной, с дополнительной опорой и без; сгибание и разгибание рук в упоре лежа; сед углом из положения лежа на спине; «лодочка» из положения лежа на животе;
4. Скоростные способности - прыжки на тумбу;
5. Выносливость - прыжки со скакалкой
Анализ, данной программы, позволяет сказать, что она не дает объективной оценки развития основных двигательных способностей в аэробной гимнастике. Данным блоком тестовых заданий можно оценивать общую физическую подготовленность в различных видах спорта, на начальных этапах тренировочного процесса.
Исходя из выше сказанного, нами была разработана экспериментальная программа, позволяющая, на наш взгляд, объективно оценивать уровень развития двигательных способностей, обеспечивающих успешное спортивное совершенствование в аэробной гимнастике на этапах начальной и углубленной специализированной подготовки. В представленную нами экспериментальную методику вошли две группы заданий: первая направлена на контроль и оценку кондиционных способностей, а вторая - координационных.
Группу кондиционных тестов составили следующие задания:
1. Отжимания в упоре на брусьях (количество) - сила,
2. Передвижение в упоре углом ноги врозь вне - сила,
3. Из упора лежа - «взрывная рамка» - скоростная сила,
4. Высокий угол ноги врозь - статическая сила,
5. Выкрут назад с гимнастической палкой - гибкость,
6. Угол в висе на гимнастической стенке - силовая выносливость,
7. Мост (расстояние от рук до пятки) - гибкость,
8. Шпагаты (3 вида) - гибкость,
9. Бег на месте - быстрота,
10. В упоре лежа хлопки, не сгибая рук - скорость.
Блок координационных тестов представлен 9 тестами, которые прошли апробацию в ранее проведенных исследованиях и показали свою высокую надежность и информа-
тивность [1]:
1. Прыжки в диапазоне 50^75% от максимального (количество);
2. Перешагивание через гимнастическую палку;
3. Прыжок с вращением на максимальное количество градусов;
4. Разность прыжков вверх с взмахом рук и без;
5. Воспроизведение пространственных углов на кинематометре (асимметричных);
6. Прыжок с тумбы, в темпе прыжок с вращением на 360 градусов,
7. Передвижение в упоре сзади;
8. В упоре лежа три поворота на 360 градусов, в одну и другую сторону;
9. Изменение ритма прыжков (минимально быстрее).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На первом этапе нашего исследования, все юные спортсменки осуществляющие обучение на этапе начальной и углубленной специализированной подготовки были последовательно протестированы в сначала стандартным блоком тестовых заданий, а затем заданиями из предложенной нами экспериментальной программы. Все это позволило нам проранжировать всех участников эксперимента по уровню развития двигательных способностей. Ранговые места в итоговых таблицах стандартного и экспериментального блока значительно отличаются. Например, спортсменка К.П. при выполнении заданий стандартного блока показывала 4 место в общей иерархии развития спортивных способностей, в то время как при выполнении контрольных тестов из экспериментальной программы показала только 13 результат. Неоднозначность полученных результатов продиктовало необходимость проведения дальнейших исследований. Данные исследования должны были ответить на вопрос о целесообразности использования в тренировочном процессе
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы анализу подверглась эмпирическая информативность всех тестовых заданий первого и второго (экспериментального) блока. В качестве основного, единичного критерия, мы использовали ранговую оценку технической подготовленности, полученную методом экспертных оценок. Необходимо сказать, что метод экспертных оценок целесообразно использовать там, где отсутствует объективная оценка спортивного результата, а мерой сложности выполняемых программ является оценка, выставляемая на основе субъективных взглядов судей с обязательным расчетом коэффициента конкордации. Данный коэффициент позволяет устанавливать степень согласованности мнений экспертов по поводу одного или нескольких признаков. В нашем случае, каждый эксперт (п-5) осуществлял оценку исследуемого объекта (признака) по шкале в оценочном интервале - 10 баллов.
Эмпирическую информативность тестовых заданий определяли, используя метод ранговой корреляции Спирмена.
Анализ полученных данных (таблица 1) показывает, что ранговый коэффициент корреляции тестовых заданий, при одном и том же критерии (техническое мастерство) находится на разном уровне. Коэффициент ранговой корреляции экспериментальной программы значительно выше стандартного блока и соответствует высокому значению (г=0,9298), в то время как стандартный блок контрольных заданий имеет низкую корреляцию (г=0,4902).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного исследования позволяют сказать, что существующая программа оценки двигательных способностей не учитывает специфичность такого вида спорта как аэробная гимнастика и не дает объективной оценки развития необходимых двигательных способностей. Информативность тестовых заданий, экспериментального
блока, значительно выше, что позволяет получать более объективную оценку возможностей индивидуума технического совершенствования в таком сложно-координационном виде спорта, как аэробная гимнастика.
Экспериментальная программа диагностики двигательных способностей дает возможность тренеру, уже на ранних этапах спортивного совершенствования, наметить пути узкой специализации юного спортсмена и ориентировать процесс подготовки с учетом выявленных резервов развития кондиционных и координационных способностей.
Таблица1
Эмпирическая информативность тестовых заданий оценки развития двигательных
способностей юных спортсменов it аэробной гимнастике
№ п/п ФИО Ранговое значение двигательных способностей (стандартный блок) Ранговое место технической подготовленности Ранговое значение двигательных способностей (экспериментальный блок) Ранговое место технической подготовленности
1 М.Д. 1 6 3 6
2 М.А. 2 5 1 5
3 Б.Е 3 12 9 12
4 К.П. 4 9 13 9
5 Х.Л. 5 8 11 8
6 ДО. 6 10 8 10
7 Ш.А. 7 3 5 3
8 М.А. 8 1 2 1
9 Т.Д. 9 13 13 13
10 С.В. 10 2 4 2
11 Б.Е. 11 7 7 7
12 К. А. 12 16 14 16
13 К.В. 13 4 6 4
14 П.Ю. 14 17 17 17
15 Г.Э. 15 18 18 18
16 Б.А. 16 15 16 15
17 Т.Т. 17 11 12 11
18 О.Н. 18 17 15 17
Коэф( шциент корреляции r = 0,4902 r = 0,9298
ЛИТЕРАТУРА
1. Ботяев, В. Л. Специфика проявления и контроль координационных способностей юных гимнасток на этапе начальной и специализированной базовой подготовки / В.Л. Ботяев // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2011. - № 3 (14). - С. 37-44.
2. Ботяев, В. Л. Контроль и оценка физической подготовленности в аэробной гимнастике / В. Л. Ботяев, Т.И. Загребалова-Тутулова // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : материалы V Международной научно-практической конференции / Чебоксарский гос. пед. ун-т. -Чебоксары, 2015. - C. 149-152.
3. Лисицкая, Т. С. Аэробика. Хореография и дизайн урока : учебно-методическое пособие / Т.С. Лисицкая, И.М. Беляева ; Ростовский государственный университет физ. культуры, спорта и туризма, Ин-т повышения квалификации и проф. переподготовки кадров. - М. : [б. и.], 2005. - 32 с.
4. Филиппова, Ю.С. Программа по спортивной аэробике для детско-юношеской спортивной школы / Ю.С. Филиппова. - Новосибирск : [б. и.], 2012. - 58 с.
REFERENCES
1. Botyaev, V.L. (2011), "Specificity of expression and control of coordination abilities young gymnasts at the stage of initial basic training and specialized (for example, sporting and artistic gymnastics)", Bulletin of the Surgut State Pedagogical University, No. 3 (14), pp. 37-44.
2. Botyaev, V.L. and Zagrebalova-Tutulova T.I. (2015), "Monitoring and evaluation of physical fitness in aerobic gymnastics", Actual problems of recreational and adaptive physical culture: the materials of the international scientific-practical. Conf. Cheboksary, pp. 149-152.
3. Lisitskaya, T.C. and Belyaeva, I.M. (2005), Aerobics. Choreography and design lesson: teaching aid, Rostov State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Institute of Training and
Retraining, Moscow.
4. Filippova, Y.S. (2012), Sports aerobics program for the junior sports school, Novosibirsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.03.2016
УДК 796:336
К ВОПРОСУ О ФИНАНСИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Майя Павловна Бондаренко, кандидат экономических наук, доцент, Юрий Александрович Зубарев, доктор педагогических наук, профессор, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), г. Волгоград; Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет (РГСУ), г. Москва; Константин Константинович Скоросов, кандидат педагогических наук, доцент, Пензенский государственный университет (ПГУ), г. Пенза
Аннотация
Рыночный способ производства в настоящее время является преобладающим для подавляющего большинства стран мира. Это не может не отражаться на таком многогранном виде человеческой деятельности, как спорт. Спортивные состязания, первоначально строившиеся исключительно на культе физической силы и выносливости человека, стали впитывать в себя рыночные экономические отношения.
Ключевые слова: финансирование спорта, профессиональные спортсмены, тренер, соревнования, профессиональный спорт.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p39-43
TO THE QUESTION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS FINANCING
Maya Pavlovna Bondarenko, the candidate of economic sciences, senior lecturer, Yury Ale-ksandrovich Zubarev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd; Vladimir Yuryevich Karpov, the doctor ofpedagogical sciences, professor, Russian State Social University, Moscow; Konstantin Konstantinovich Skorosov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Penza State University, Penza
Annotation
Nowadays, the market way of production is prevailing for the vast majority of the countries in the world. So, it can't be non-reflected in such many-sided human activity as sport. The sports competitions, which were originally based only on the cult of physical force and endurance of the person began to absorb in themselves the market economic relations.
Keywords: sport financing, professional athletes, couches, competitions, professional sport.
Несмотря на то, что Олимпийские игры до сих пор проводятся по образцу античных, многие другие серьезные соревнования уже давно стали чисто коммерческими мероприятиями. Особенно это касается современных видов спорта, использующих постоянно совершенствующиеся технические средства и достаточно большие объемы финансирования.
Так, например, корни популярных гонок Формула-1 лежат в чемпионате Европы по автогонкам Гран-при, который проводился в 1920-1930-е годы. В 1946 году образованная Международная автомобильная федерация (Federation internationale del'automobile (FIA)) представила правила Формулы-1, которые вступили в действие в 1947 году. В 1950 году прошел первый чемпионат мира Формулы-1, а уже в начале 70-х годов Берни Экклстоун, английский антрепренер в области мотоспорта, изменил тактику управления коммерческими правами Формулы-1 и превратил этот вид спорта в многомиллиардный международный бизнес.