Научная статья на тему 'ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА ДЛЯ ОТБОРА И КОНТРОЛЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ'

ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА ДЛЯ ОТБОРА И КОНТРОЛЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
158
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / СПОРТИВНЫЙ ОТБОР / СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / КОНТРОЛЬ В СПОРТЕ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ГИБКОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Корягина Ю.В., Нопин С.В.

Целью данной работы явилось определение задач и направлений медико-биологической и психологической диагностики спортивного резерва для отбора и контроля в художественной гимнастике. Контент-анализ литературных источников российских и зарубежных исследователей, находящиеся в базах данных Google scholar и РИНЦ. Результаты исследования показали, что задачами и направлениями медико-биологической и психологической диагностики спортивного резерва для отбора и контроля в художественной гимнастике является определение морфологического статуса, гибкости, координационных способностей, вестибулярной устойчивости и специальной физической подготовленности. Диагностика значимых для успешной деятельности в художественной гимнастике свойств организма на последующих этапах спортивной подготовки (в динамике) позволит определить эффективность подготовки и сделанного прогноза, дальнейшие пути развития тренированности, выявить и предотвратить нарушения в состоянии здоровья. Также в связи с тем, что факторами успешности гимнасток являются особенности гипостенической конституции и повышенная гибкость (гипермобильность суставов), одновременно являющиеся маркерами соединительнотканной дисплазии, необходимо при отборе рекомендовать проведение эхокардиографии, а при занятиях - диспансерное наблюдение у кардиолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Корягина Ю.В., Нопин С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TASKS AND DIRECTIONS OF DIAGNOSING THE SPORTS RESERVE IN RHYTHMIC GYMNASTICS

The purpose of this work was to determine the tasks and directions of medical, biological and psychological diagnostics of the sports reserve for selection and control in rhythmic gymnastics. Content analysis of literature sources of Russian and foreign researchers located in the Google scholar and the RSCI databases. The results of the study revealed that the tasks and directions of the biomedical and psychological diagnosis of the sports reserve for selection and control in rhythmic gymnastics are to determine the morphological status, flexibility, coordination abilities, vestibular stability and special physical fitness. Diagnosis of the body properties that are important for successful activity in rhythmic gymnastics at the subsequent stages of sports training (in dynamics) will allow determining the effectiveness of preparation and the forecast made, further ways of developing fitness, identifying and preventing health disorders. Also, due to the fact that the success factors of gymnasts are the features of the hyposthenic constitution and increased flexibility (hypermobility of the joints), which are simultaneously markers of connective tissue dysplasia, it is necessary to recommend echocardiography during selection, and follow-up with a cardiologist during classes.

Текст научной работы на тему «ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА ДЛЯ ОТБОРА И КОНТРОЛЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ»

Дата публикации: 01.09.2022

DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_03_46

УДК 796.4; 612.7

Publication date: 01.09.2022 DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_03_46

UDC 796.4; 612.7

ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА ДЛЯ ОТБОРА И КОНТРОЛЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Ю.В. Корягина, С.В. Нопин

ФГБУ «Северо-Кавказский федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства», г. Ессентуки, Россия

Аннотация. Целью данной работы явилось определение задач и направлений медико-биологической и психологической диагностики спортивного резерва для отбора и контроля в художественной гимнастике. Контент-анализ литературных источников российских и зарубежных исследователей, находящиеся в базах данных Google scholar и РИНЦ. Результаты исследования показали, что задачами и направлениями медико-биологической и психологической диагностики спортивного резерва для отбора и контроля в художественной гимнастике является определение морфологического статуса, гибкости, координационных способностей, вестибулярной устойчивости и специальной физической подготовленности. Диагностика значимых для успешной деятельности в художественной гимнастике свойств организма на последующих этапах спортивной подготовки (в динамике) позволит определить эффективность подготовки и сделанного прогноза, дальнейшие пути развития тренированности, выявить и предотвратить нарушения в состоянии здоровья. Также в связи с тем, что факторами успешности гимнасток являются особенности гипостенической конституции и повышенная гибкость (гипермобильность суставов), одновременно являющиеся маркерами соединительнотканной дисплазии, необходимо при отборе рекомендовать проведение эхокардиографии, а при занятиях - диспансерное наблюдение у кардиолога. Ключевые слова: художественная гимнастика, спортивный отбор, спортивная ориентация, контроль в спорте, координационные способности, гибкость.

TASKS AND DIRECTIONS OF DIAGNOSING THE SPORTS RESERVE IN RHYTHMIC

GYMNASTICS

Yu.V. Koryagina, S.V. Nopin

FSBI "North-Caucasian Federal Research-Clinical Center of Federal Medical and Biological Agency", Essentuki, Russia

Annotation. The purpose of this work was to determine the tasks and directions of medical, biological and psychological diagnostics of the sports reserve for selection and control in rhythmic gymnastics. Content analysis of literature sources of Russian and foreign researchers located in the Google scholar and the RSCI databases. The results of the study revealed that the tasks and directions of the biomedical and psychological diagnosis of the sports reserve for selection and control in rhythmic gymnastics are to determine the morphological status, flexibility, coordination abilities, vestibular stability and special physical fitness. Diagnosis of the body properties that are important for successful activity in rhythmic gymnastics at the subsequent stages of sports training (in dynamics) will allow determining the effectiveness of preparation and the forecast made, further ways of developing fitness, identifying and preventing health disorders. Also, due to the fact that the success factors of gymnasts are the features of the hyposthenic constitution and increased flexibility (hypermobility of the joints), which are simultaneously markers of connective tissue dysplasia, it is necessary to recommend echocardiography during selection, and follow-up with a cardiologist during classes.

Keywords: rhythmic gymnastics, sports selection, sports orientation, control in sports, coordination abilities, flexibility.

Введение Современная художественная гимнастика характеризуется напряженностью соревновательной деятельности и тренировочного процесса, постоянно повышающейся координационной сложностью выполняемых упражнений, необходимостью формирования стабильных и надежных навыков [1-2]. Особая роль в художественной гимнастике отводится координационным способностям и вестибулярной устойчивости [1], специфическим восприятиям, к которым относят «чувства» времени, ритма, темпа, предмета, равновесия, пространства. Наряду с диагностикой данных способностей в период начального отбора и спортивной ориентации специалисты отмечают необходимость их контроля, а также контроля состояния здоровья и функционального состояния на последующих этапах спортивной тренировки [3]. Имеется мнение о большой роли выявления темпов прироста специализированных спортивных качеств и функциональных свойств в процессе тренировки, что подтверждает необходимость не только начальной, но и этапной их диагностики с применением стандартной специально разработанной технологии тестирования [4].

Цель работы: определить задачи и направления медико-биологической и психологической диагностики спортивного резерва для отбора и контроля в художественной гимнастике.

Методы и организация исследования. В работе применялся метод контент-анализа литературных источников российских и зарубежных исследователей. Анализировались статьи, находящиеся в базах данных Google scholar и РИНЦ.

Результаты исследования и их обсуждение. Исследовательские работы, посвященные выявлению талантов в гимнастике, фокусируются на выявлении молодых гимнасток, которые демонстрируют характеристики для потенциального успеха в будущем.

Специалистами Гентского университета (Бельгия) на протяжении 5 лет было проведено ретроспективное исследование по

сравнению различных моделей прогноза талантов гимнасток. Как было показано, тренеры правильно классифицировали талантливых гимнасток только на 51,9%. Дискри-минантный анализ улучшил классификацию до 71,6%, в то время как нелинейный метод Кохонена достиг правильности - 73,7%. Применение многослойного перцептрона еще правильнее определило перспективы успешности гимнасток - 79,8%. Авторы отмечают, что комбинация различных моделей прогноза успешности может помочь избежать ошибок в отборе и снизить затраты на 33,3% [5].

Другие исследователи в своей работе пришли к мнению, что в связи со сложностью и большим отсевом при занятиях художественной гимнастикой, батарея применяемых тестов должна не только обеспечивать критерии отбора, но и фокусироваться на возможном переходе к другим гимнастическим дисциплинам или даже другим видам спорта. Только гимнасты с наилучшим профилем по «большинству» параметров, связанных с выполнением упражнений, могут иметь наибольшие шансы удерживать высокую нагрузку, поскольку они добиваются лучшего прогресса в своих тренировочных усилиях. Это также позволит сохранить здоровье детей [6].

Проведенные комплексные исследования свидетельствуют о том, что в художественной гимнастике для достижения высоких результатов необходимо иметь хорошие морфологические данные с высокой степенью прогнозных значений, владеть уникальным сочетанием физических, психических и двигательных способностей, важна высококвалифицированная оценка состояния здоровья, внешних данных, физических качеств и темпов их прироста, специальных способностей: пластичности, музыкальности, выразительности и артистизма [7].

Ученые из Санкт-Петербурга для оценки успешности и прогноза в гимнастике рекомендуют определять специальную физическую подготовленность с помощью тестов на гибкость, подвижность тазобедренных суставов, оценку скоростно-силовых

способностей, вестибулярной устойчивости [8-9].

Некоторые специалисты предлагают спортивный отбор для занятий художественной гимнастикой проводить в 2 этапа. На первом этапе с помощью медико-биологических методов определяются уровень физического развития, морфофункциональ-ные особенности, состояние анализаторных систем организма спортсмена и состояние его здоровья. С помощью педагогических методов оценивается уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На втором проводится психологическое обследование [10].

В своем исследовании специалисты Астраханского государственного университета определили, что критериями первичного отбора в художественной гимнастике является возраст начала занятий, который находится в диапазоне от 4,5 до 5,3 года. Оценка конституционных особенностей ребенка является одним из основных критериев первичного отбора. Предпочтение отдается девочкам мускульно-астенического типа, с узким тазом, тонкой костью и удлиненной формой мышц (рост - 110-123 см; вес - 19-23 кг). При определении спортивной пригодности рассматривают показатели физического развития и особенности телосложения, врожденные качества, развитие физических качеств: гибкости, скоростно-силовых качеств (прыгучесть), развитие координации и вестибулярной устойчивости [11].

Следовательно, большинство ученых сходятся во мнении, что ведущими факторами успешности в художественной гимнастике являются конституция, координационные способности и гибкость [12-13]. На это указывают данные о том, что в основном художественной гимнастикой занимаются девочки микро- и мезосомного типов (50,0% и 36,7%). По пропорциональному уровню варьирования 66,7% девочек относительно длинноногие [13]. Вместе с тем гибкость,

астеническое телосложение и удлинение конечностей по отношению к туловищу: доли-хостеномелия (длинные тонкие конечности) и арахнодактилия (удлиненные и утонченные пальцы), что также является одними из фенотипических признаков соединительнотканной дисплазии [14]. Генерализованная и выраженная гипермобильность на фоне высокой подвижности в тазобедренных суставах и позвоночнике в первые годы занятий художественной гимнастикой отмечается у 29% девочек [15]. При этом определяются и другие маркеры соединительнотканной дис-плазии - астеническое телосложение, относительное удлинение конечностей, пальцев кисти, удлинение второго пальца кисти относительно четвертого. По результатам эхо-кардиографии (ЭхоКГ) исследований у гимнасток 5-7 лет пролапс митрального клапана или ложные хорды левого желудочка диагностированы в 17,2% случаев, причем в основном на фоне генерализованной и выраженной гипермобильности суставов - 35,3% относительно 9,75% случаев, что необходимо учитывать при организации медицинского контроля в этой группе юных спортсменок. Гимнастки с синдромом соединительнотканной дисплазии сердца должны находиться под диспансерным наблюдением у кардиолога и проходить обследование 2 раза в год [15].

Определяя роль развития физических качеств в прогнозировании успешности гимнасток, ученые отводят значимую роль гибкости, предлагая батарею тестов для комплексной оценки: «МОСТ» - оценивается подвижность позвоночного столба в поясничном отделе; «ШПАГАТ» - оценивается подвижность в тазобедренных суставах; «НАКЛОН ВПЕРЕД» - оценивается подвижность суставов, «УДЕРЖАНИЕ НОГИ» - оценивается показатель активной гибкости; «НАКЛОН СИДЯ» - оценивается также подвижность тазобедренных суставов; «ПОДЪЕМ СТОПЫ» - оценивается гибкость стопы; «ПРЫЖОК ВВЕРХ» - оценивается прыгучесть; «ВЫКРУТ» - оценивается подвижность плечевых суставов;

«СГИБАНИЕ И РАЗГИБАНИЕ РУК» - оценивается динамическая силовая выносливость сгибателей рук [16].

Многие специалисты определяют координацию, как основной фактор успешности в художественной гимнастике. Так, ученые факультета медицины и здоровья Гентского университета (Бельгия) определяли, какие из двигательных характеристик были связаны со спортивной результативностью гимнасток, показанной на соревнованиях 2 года спустя. Результаты показали взаимосвязь двигательных характеристик, продемонстрированных за 2 года до соревнований с текущим соревновательным результатом у элитных гимнасток. Исследователи отмечают, что для раннего выявления талантливых гимнасток наиболее ценным является тест на координацию движений [17]. Это подтверждается и другими исследованиями, в которых ученые отмечают как наибольший тест прогноза таланта - тест на способность держать динамическое равновесие [18].

Сотрудники факультета теории и практики спорта для всех Варшавского университета физической культуры имени Юзефа Пилсудского отмечают, что одним из наиболее важных факторов, влияющих на спортивное выступление, является соматическая конституция, которая также является важным фактором физической формы. Экто-морфный компонент является основным компонентом, участвующим в развитии телосложения гимнасток [12].

В Российской Федерации вопросами отбора и контроля в художественной гимнастике преимущественно занимаются научные школы Санкт-Петербургского университета физической культуры и спорта и Сургутского государственного университета.

Результаты российских гимнасток на международной арене достаточно высокие, что связано с сильным тренерским составом и с большим опытом подготовки. Основной задачей отбора девочек, желающих заниматься художественной гимнастикой, является разносторонняя оценка систем организма, обеспечивающих успешное освоение

спортивной техники, развитие двигательных способностей и высокой работоспособности [10].

В своем диссертационном исследовании Е.В. Павлова отмечает, что высокая степень исходных показателей и темпы прироста координационных способностей являются наиболее значимым фактором в совершенствовании системы отбора в художественной гимнастике Она рекомендует использовать тесты на координационные способности для контроля на последующих этапах спортивной подготовки. Данная батарея тестов должна включать тесты на реагирование, ориентирование, согласование, равновесие, статокинетическую устойчивость, дифференцирование и темпо-ритмовую активность [1].

Ученые Дальневосточной академии физической культуры предложили 6 контрольных упражнений, отражающих по их мнению наиболее важные качества в художественной гимнастике. При проведении тестирования на оценку физических качеств с целью учета влияния одних физических качеств на другие придерживались следующей последовательности заданий: упражнения для оценки гибкость; упражнения для оценки скоростно-силовых способностей; упражнения на координацию; упражнения для оценки вестибулярной устойчивости; упражнения для оценки силы; упражнения для оценки выносливости [19].

В связи с этим, контроль и оценка координационных способностей на различных этапах тренировочного процесса, не только активизирует систему спортивного отбора, но и позволяет уже на начальном этапе увидеть те ведущие факторы, которые обеспечат высокий и стабильный результат в спорте высших достижений [20].

В.Л. Ботяевым и Е.В. Павловой сформирован комплекс тестов оценки и контроля координационных способностей, наиболее значимых в технико-тактическом совершенствовании в художественной гимнастике: способность к ориентированию, способность к равновесию, статокинетическая спо-

собность, способность к согласованию и перестроению, темпо-ритмовая способность, способность к дифференцированию пространственных и временных параметров движения [21].

Заключение. Таким образом, анализ научно-исследовательских работ российских и зарубежных специалистов показал, что задачами и направлениями медико-биологической и психологической диагностики спортивного резерва для отбора и контроля в художественной гимнастике является определение морфологического статуса, гибкости, координационных способностей, вестибулярной устойчивости и специальной физической подготовленности. Диагностика значимых для успешной деятельности в ху-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Павлова, Е. В. Совершенствование системы спортивного отбора в художественной гимнастике на основе показателей развития координационных способностей: автореферат дис. ... канд. пед. наук /Елена Владимировна Павлова. -Сургут. гос. пед. ун-т, 2008. - 25 с.

2. Шинкарук, О. А. Художественная гимнастика: отбор и ориентация подготовки спортсменок в групповых упражнениях / О. А. Шинка-рук, И. С. Сиваш,. - Киев: Олимпийская литература, 2016. - 120 с.

3. Светличкина, А. А. Дифференциально диагностические критерии сердечно сосудистой системы у занимающихся художественной гимнастикой А. А. Светличкина, А. В. Доронцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2017. - № 1(143). - C. 181-184.

4. Нопин, С. В. тестирование функционального состояния опорно-двигательного аппарата спортсменов циклических и ситуационных видов спорта / С. В. Нопин, Ю. В. Корягина, Г. Н. Тер-Акопов // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 4. - С. 25-27.

5. The value of a non-sport-specific motor test battery in predicting performance in young female gymnasts / B. Vandorpe, J. Vandendriessche, R. Vaeyens, J. Pion // Journal of Sports Sciences. -2012. - Vol. 30:5. - pp. 497-505, DOI: 10.1080/02640414.2012.654399.

6. Ghent, A. Talent in Female Gymnastics: a Survival Analysis Based upon Performance Characteristics / A. Ghent // Int J Sports Med. - 2015. - Vol. 36. - pp. 935-940.

дожественной гимнастике свойств организма на последующих этапах спортивной подготовки (в динамике) позволит определить эффективность подготовки и сделанного прогноза, дальнейшие пути развития тренированности, выявить и предотвратить нарушения в состоянии здоровья. Также в связи с тем, что факторами успешности гимнасток являются особенности гипостениче-ской конституции и повышенная гибкость (гипермобильность суставов), одновременно являющиеся маркерами соединительнотканной дисплазии, необходимо при отборе рекомендовать проведение ЭхоКГ, а при занятиях - диспансерное наблюдение у кардиолога.

7. Шинкарук, О. А. Концепция формирования системы подготовки, отбора спортсменов и их ориентации в процессе многолетнего совершенствования / О. А. Шинкарук // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. - 2012. - № 12. - С. 144-148.

8. Карпенко, Л. А. Методика оценки и развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой / Л. А. Карпенко, И. А. Винер-Усманова, В. А. Сивицкий. - 2007. -76 с.

9. Авторские методики развития физических качеств в художественной и эстетической гимнастике / Карпенко Л. А., Румба О. Г., Степанова И. А. [и др.] // Теория и методика физической подготовки в художественной и эстетической гимнастике. - 2014. - С. 153-245.

10. Горшкова, Н. Е. Отбор и ориентация детей младшего школьного возраста для занятий художественной гимнастикой / Н. Е. Горшкова, С. В. Коротовских // Зауральский научный вестник. -2013. - № 2. - С. 117-118.

11. Краснова, В. И. Методика и критерии отбора спортсменок в художественную гимнастику / В. И. Краснова, И. Е. Янкевич, Н. В. Ермолина // Медико-биологические, клинические и социальные вопросы здоровья и патологии человека. -2016. - С. 285-286.

12. Broda, D. The dynamic balance and body build types of girls aged 8-11 years old who practice rhythmic gymnastics / D. Broda, T. Poliszczuk // Mezinarodni stu-dentska vedecka konference UK FTVS v Praze. - 2009. - pp. 11-15.

13. Гладких, Н. Н. Дисрегуляция сердечно-сосудистой системы и возможности ее ранней диагностики при синдроме дисплазии соединительной ткани: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Наталья Николаевна Гладких. - Ставрополь, 2003. - 21 с.

14. Взаимосвязь силы мышц и подвижности в суставах у девочек, занимающихся художественной гимнастикой / Т. Сиверкина, С. Чернова, Д. Савченко, Т. Симина // Культура физическая и здоровье. - 2021. - № 2. - С. 166-170.

15. Синдром соединительнотканной дисплазии сердца как фактор риска отбора спортсменок в художественной гимнастике / В. Василенко, Н. Мамиев, Е. Карповская, А. Шаповалова // Современные проблемы науки и образования. -2015. - № 3. - С. 240-240.

16. Дражина, И. В. Информативность тестов отбора в группы начальной подготовки по художественной гимнастике / И. В. Дражина, В. А. Иванский // Теоретические и практические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. -

C. 289-293.

17. Predictive models reduce talent development costs in female gymnastics / J. Pion, A. Hohmann, T. Liu, M. Lenoir // Journal of Sports Sciences. -2017. - Vol. 35:8. - pp. 806-811, DOI: 10.1080/02 640414.2016.1192669.

18. Poliszczuk, T. Somatic constitution and the ability to maintain dynamic body equilibrium in girls practicing rhythmic gymnastics / T. Poliszczuk,

D. Broda // Pediatric Endocrinology, Diabetes and Metabolism. - 2010. - Vol. 16. - № 2. - pp. 94-99.

19. Колиненко, Е. А. Методика спортивного отбора на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике / Е. А. Колиненко,

В. Е. Могилев, А. А. Ашарина // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - № 1. - C.147-152.

20. Медведева, Е. Н. К обоснованию необходимости повышения эффективности спортивной ориентации и отбора на начальном этапе подготовки в гимнастических дисциплинах / Е. Н. Медведева, Ф. Ф. Гаибов, В. С. Терехин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2013. - № 11 (105). - С. 94-98.

21. Ботяев, В. Л. Взаимосвязь и динамика проявления координационных способностей как фактор актуализации системы спортивного отбора / В. Л. Ботяев, Е. В. Павлова // Вестник спортивной науки. - 2008. - № 2. - С. 23-26.

REFERENCES

1. Pavlova E.V. Improving the system of sports selection in rhythmic gymnastics on the basis of indicators of the coordination abilities' development of: an author's abstract. Surgut State Pedagogical University, 2008. 25 p. (in Russ.)

2. Shinkaruk O.A., Sivash I.S. Rhythmic gymnastics: selection and orientation of athletes' training in group exercises. Kiev: Olimpijskaya literatura, 2016. 120 p. (in Russ.)

3. Svetlichkina A.A., Dorontsev A.V. Differential diagnostic criteria of the cardiovascular system in those engaged in rhythmic gymnastics. Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University, 2017, no. 1(143), pp. 181-184. (in Russ.)

4. Nopin S.V., Koryagina Yu.V., Ter-Akopov G.N. Testing of the functional state of the musculoskeletal system of athletes in cyclic and situational sports. Theory and Practice of Physical Culture, 2020, no.

4. pp. 25-27. (in Russ.)

5. Vandorpe B., Vandendriessche J.B., Vaeyens R., Pion J. The value of a non-sport-specific motor test battery in predicting performance in young female gymnasts. Journal of Sports Sciences, 2012, vol. 30:5, pp. 497-505, DOI: 10.1080/02640414. 2012.654399.

6. Ghent A. Talent in Female Gymnastics: a Survival Analysis Based upon Performance Characteristics. Int J Sports Med, 2015, vol. 36, pp. 935-940.

7. Shinkaruk O.A. The concept of forming a system of training, selection of athletes and their orientation in the process of long-term improvement. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2012, no. 12, pp. 144148. (in Russ.)

8. Karpenko L.A., Viner-Usmanova I.A., Sivitskij V.A. Methods of assessment and development of physical abilities in those engaged in rhythmic gymnastics, 2007, 76 p. (in Russ.)

9. Karpenko L.A., Rumba O.G., Stepanova I.A., Klyuchinskaya T.N., Pirozhkova E.A., Tsepelevich I.V. The author's methods of developing physical qualities in artistic and aesthetic gymnastics. Theory and methodology of physical training in rhythmic and aesthetic gymnastics, 2014. pp. 153-245. (in Russ.)

10. Gorshkova N. E., Korotovskikh S. V. Selection and orientation of primary school children for rhythmic gymnastics. Trans-Ural Scientific Bulletin, 2013, no. 2, pp. 117-118. (in Russ.)

11. Krasnova V. I., Yankevich I. E., Ermolina N. V. Methods and criteria for the selection of female athletes in rhythmic gymnastics. Biomedical, Clinical and Social Issues of Human Health and Pathology, 2016, pp. 285-286. (in Russ.)

12. Broda D., Poliszczuk T. The dynamic balance and body build types of girls aged 8-11 years old who practice rhythmic gymnastics. Mezinarodni stu-dentska vedecka konference UK FTVS v Praze, 2009, pp.11-15.

13. Gladkikh N.N. Dysregulation of the cardiovascular system and the possibility of its early diagnosis in connective tissue dysplasia syndrome: an author's abstract. Stavropol, 2003. 21 p. (in Russ.)

14. Siverkina T.E., Chernova S.G., Savchenko D.I., Simina T.E. Interrelation of muscle strength and mobility in joints in girls engaged in rhythmic gymnastics. Physical culture and Health, 2021, no. 2, pp. 166-170. (in Russ.)

15.Vasilenko V.S., Mamiev N.D., Karpovskaya E.B., Shapovalova A.B. The syndrome of connective tissue dysplasia of the heart as a risk factor for the selection of athletes in rhythmic gymnastics. Modern Problems of Science and Education, 2015, no. 3, pp. 240-240. (in Russ.)

16. Drazhina I.V., Ivanskij V.A. Informational content of selection tests for groups of initial training in

rhythmic gymnastics. Theoretical and Practical Problems of Physical Culture and Sports, 2015, pp. 289-293. (in Russ.)

17. Pion J., Hohmann A., Liu T., Lenoir M. Predictive models reduce talent development costs in female gymnastics. Journal of Sports Sciences, 2017, vol. 35:8, pp. 806-811. DOI: 10.1080/02640414. 2016.1192669.

18. Poliszczuk T., Broda D. Somatic constitution and the ability to maintain dynamic body equilibrium in girls practicing rhythmic gymnastics. Pediatric Endocrinology, Diabetes and Metabolism, 2010, vol. 16, no. 2, pp. 94-99.

19. Kolinenko E.A., Mogilev V.E., Asharina A.A. Methods of sports selection at the stage of initial training in rhythmic gymnastics. Bulletin of the Tula State University. Physical Culture. Sport, 2017, no. 1, pp. 147-152. (in Russ.)

20. Medvedeva E.N., Gaibov F.F., Terekhin V.S. On explaining the need to improve the effectiveness of sports orientation and selection at the initial stage of training in gymnastic disciplines. Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University, 2013, no. 11(105),

pp. 94-98. (in Russ.)

21. Botyaev V.L., Pavlova E.V. Interrelation and dynamics of the signs of coordination abilities as a factor of updating the sports selection system. Bulletin of Sports Science, 2008, no. 2, pp. 23-26. (in Russ.)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Юлия Владиславовна Корягина - доктор биологических наук, профессор, руководитель центра медико-биологических технологий ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России, Ессентуки, e-mail: nauka@skfmba. ru.

Сергей Викторович Нопин - кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник центра медико-биологических технологий ЦМБТ ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России, Ессентуки, e-mail: work800@yandex.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Yulia Vladislavovna Koryagina - Doctor of Biological Sciences, Professor, Head of the Biomedical Technologies Center, FSBI "North-Caucasian Federal Research-Clinical Center of Federal Medical and Biological Agency", Essentuki, e-mail: nauka@skfmba.ru.

Sergej Victorovich Nopin - Candidate of Technical Sciences, Lead Researcher of the Biomedical Technologies Center, FSBI "North-Caucasian Federal Research-Clinical Center of Federal Medical and Biological Agency", Essentuki, e-mail: work800@yandex.ru.

Для цитирования: Корягина, Ю. В. Задачи и направления диагностики спортивного резерва для отбора и контроля в художественной гимнастике / Ю.В. Корягина, С.В. Нопин // Современные вопросы биомедицины. - 2022. - Т. 6. - № 3. DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_46

For citation: Koryagina Yu.V., Nopin S.V. Tasks and directions of diagnosing the sports reserve in rhythmic gymnastics. Modern Issues of Biomedicine, 2022, vol. 6, no. 3. DOI: 10.51871/25880500 2022 06 03 46

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.