Научная статья на тему 'Методика физической подготовки девочек 6-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой, с учетом морфотипологических различий'

Методика физической подготовки девочек 6-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой, с учетом морфотипологических различий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
503
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП / СОМАТОТИП / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ARTISTIC GYMNASTICS / INITIAL STAGE / SOMATOTYPE / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ларионова Галина Петровна, Горская Инесса Юрьевна, Мартынова Анна Сергеевна

При осуществлении отбора на этап начальной подготовки в художественной гимнастике предпочтение отдается девочкам с тонкокостными типами телосложения, которые, как правило, имеют сниженные морфофункциональные показатели и, как следствие, более низкий исходный уровень физической подготовленности, что необходимо учитывать в тренировочном процессе. Поэтому целью нашей работы стала разработка методики физической подготовки юных гимнасток на основе дифференцированного подхода по морфотипологическим критериям. По результатам исследования нами была выявлена определенная специфика физической подготовленности гимнасток 68 лет в зависимости от соматотипа, что легло в основу методики физической подготовки гимнасток разных соматотипов. Разработанная методика помогает нивелировать «слабые» стороны физической подготовленности гимнасток разных соматотипов, тем самым способствует гармоничному физическому развитию, которое является основной задачей физической подготовки на этапе начальной подготовки в соответствии с нормативными документами (федеральным стандартом по виду спорта художественная гимнастика).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ларионова Галина Петровна, Горская Инесса Юрьевна, Мартынова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of physical education for girls aged 6-8 years old engaged in artistic gymnastics, taking into account the morphotypelogical differences

When selecting for the initial training stage in rhythmic gymnastics, preference is given to the girls with thin-boned body types, who, as a rule, have reduced morphofunctional indicators and, as a result, a lower initial level of physical fitness, which must be taken into account in the training process. Therefore, the aim of our work was the development of methods of physical preparation of young gymnasts on the basis of the differentiated approach for morphotypelogical criteria. According to the results of the study, we identified the certain specificity of physical fitness of gymnasts aged 6-8 years old, depending on the somatotype, which formed the basis of the method of physical training of gymnasts of different somato-types. The developed method helps to neutralize the "weak" sides of physical fitness of gymnasts of different somatotypes, thereby contributing to harmonious physical development, which is the main task of physical training at the stage of initial training in accordance with regulatory documents (Federal standard for the sport of artistic gymnastics).

Текст научной работы на тему «Методика физической подготовки девочек 6-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой, с учетом морфотипологических различий»

3. Ивашко, С.Г. Психофизические особенности спортсменов-единоборцев и успешность их соревновательной деятельности / С.Г. Ивашко, Г.И. Елисеева // Ученые записки Белорусского государственного университета физической культуры. - 2015. - № 18. - С. 121-126.

4. Климачев, В. А. Методические рекомендации по развитию быстроты двигательной реакции / В.А. Климачев // Инновации в науке и образовании - 2010 : труды VIII международной научной конференции. - Калининград, 2010. - С. 322-324.

5. Солодкина, Е. А. К определению понятия «виртуальная реальность» / Е. А. Солодкина // Вестник РУДН. Сер. : Философия. - 2004-2005. - № 1 (10-11). - С. 189-196.

6. Филимонов, В.И. Бокс. Спортивно-техническая и физическая подготовка : монография / В.И. Филимонов. - Москва : ИНСАН, 2000. - 432 с.

REFERENCES

1. Alzhanov, H.Kh. (2014), "Stable balance and speed of motor reaction in the system of psychophysical qualities as a condition for the formation of an arsenal of technical actions of fighters in hand-to-hand combat", Omsk Scientific Bulletin. Series: Society. History. Modernity, Vol. 1, No. 125, pp. 188-192.

2. Gruzhnykh, I.G. and Alzhanov, H.Kh. (2011), "Struggle as an integration of mastered episodes of the duel in the competitive training of wrestlers", Physical education in Siberia, Vol. 2, No. 28, pp. 54-56.

3. Ivashko, S.G. and Eliseeva, G.I. (2015), "Psychophysical characteristics of martial artists and the success of their competitive activity", Scientific notes of the Belarusian State University of Physical Culture, Vol. 18, pp. 121-126.

4. Klimachev, V.A. (2010), "Methodical recommendations for the development of the speed of the motor reaction", Innovations in Science and Education, dedicated to the 80th anniversary of the university: proceedings of the VIII international scientific conference, Kaliningrad, pp. 322-324.

5. Solodkina, E.A. (2004-2005), "To the definition of the concept of "virtual reality"", Vestnik RUDN, ser. Philosophy, Vol. 1, No. (10-11), pp. 189-196.

6. Filimonov, V.I. (2000), Boxing. Sports-technical and physical preparation: monograph, INSAN, Moscow

Контактная информация: axcalibur@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.03.2020

УДК 796.412.2

МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВОЧЕК 6-8 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ, С УЧЕТОМ МОРФОТИПОЛОГИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ

Галина Петровна Ларионова, соискатель, Инесса Юрьевна Горская, доктор педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск; Анна Сергеевна Мартынова, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный университет путей сообщения, Омск

Аннотация

При осуществлении отбора на этап начальной подготовки в художественной гимнастике предпочтение отдается девочкам с тонкокостными типами телосложения, которые, как правило, имеют сниженные морфофункциональные показатели и, как следствие, более низкий исходный уровень физической подготовленности, что необходимо учитывать в тренировочном процессе. Поэтому целью нашей работы стала разработка методики физической подготовки юных гимнасток на основе дифференцированного подхода по морфотипологическим критериям. По результатам исследования нами была выявлена определенная специфика физической подготовленности гимнасток 68 лет в зависимости от соматотипа, что легло в основу методики физической подготовки гимнасток разных соматотипов. Разработанная методика помогает нивелировать «слабые» стороны физической подготовленности гимнасток разных соматотипов, тем самым способствует гармоничному физическому развитию, которое является основной задачей физической подготовки на этапе начальной подготовки в соответствии с нормативными документами (федеральным стандартом по виду спорта художественная гимнастика).

Ключевые слова: художественная гимнастика, начальный этап, соматотип, физическая подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p283-287

METHODS OF PHYSICAL EDUCATION FOR GIRLS AGED 6-8 YEARS OLD ENGAGED IN ARTISTIC GYMNASTICS, TAKING INTO ACCOUNT THE MORPHOTYPELOGICAL DIFFERENCES

Galina Petrovna Larionova, the competitor, Inessa Yurievna Gorskaya, the doctor of pedagogical sciences, professor, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk;

Anna Sergeevna Martynova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Omsk State University of Railway Transport

Abstract

When selecting for the initial training stage in rhythmic gymnastics, preference is given to the girls with thin-boned body types, who, as a rule, have reduced morphofunctional indicators and, as a result, a lower initial level of physical fitness, which must be taken into account in the training process. Therefore, the aim of our work was the development of methods of physical preparation of young gymnasts on the basis of the differentiated approach for morphotypelogical criteria. According to the results of the study, we identified the certain specificity of physical fitness of gymnasts aged 6-8 years old, depending on the somatotype, which formed the basis of the method of physical training of gymnasts of different somato-types. The developed method helps to neutralize the "weak" sides of physical fitness of gymnasts of different somatotypes, thereby contributing to harmonious physical development, which is the main task of physical training at the stage of initial training in accordance with regulatory documents (Federal standard for the sport of artistic gymnastics).

Keywords: artistic gymnastics, initial stage, somatotype, physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

По данным исследователей [3] тренеры-практики первые два года комплектуют тренировочные группы по следующим критериям (в порядке значимости): по году обучения, по возрасту, по спортивным достижениям, по спортивной квалификации, то есть без учета морфотипологических и морфофункциональных особенностей спортсменок и, соответственно, без учета специфики физической подготовленности. Традиционно для занятий художественной гимнастикой отбираются девочки, имеющие тонкокостное пропорциональное телосложение с удлиненными конечностями [6], то есть относящиеся в большинстве своем к астеническому типу телосложения и смежным с ним типам. Данный контингент, как правило, имеет сниженные показатели физического развития и функциональные возможности, что требует обоснования особых подходов в процессе реализации физической подготовки гимнасток, а также в процессе контроля подготовленности. Анализ примерной программы по виду спорта художественная гимнастика показал, что нормативы физической подготовленности для зачисления в группы на этап начальной подготовки (1,2 год подготовки) не предполагают градаций по возрасту, уровню физического развития, исходному уровню физической подготовленности.

Применение индивидуализированного и дифференцированного подхода в художественной гимнастике начинает осуществляться лишь после достижений определенных спортивных результатов, хотя, по мнению В.П. Губа с соавт. [2] начинать внедрение данных подходов необходимо с этапа начальной подготовки первостепенно учитывая мор-фофункциональные особенности начинающих спортсменов. Реализация физической подготовки гимнасток без учета морфотипологических особенностей, приводит к травмам и нарушениям со стороны опорно-двигательного аппарата, снижению мотивации и отсеву спортсменок [1, 4].Поэтому целью нашей работы стала разработка методики физической подготовки юных гимнасток на основе дифференцированного подхода по морфотиполо-гическим критериям.

МЕТОДИКА

В исследовании приняли участие 92 девочки 6-8 лет, занимающиеся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки. Для определения соматотипа девочек мы пользовались методикой Штефко-Островского в модификации С.С. Дарской. Для оценки функционального состояния гимнасток нами было проведено измерение ЖЕЛ, также были выполнены гипоксические пробы Штанге и Генчи, рассчитан жизненный индекс. При проведении педагогического тестирования был использован комплекс тестов для оценки и контроля общей, специальной физической подготовленности, применяемых в БУ ДО города Омска «СДЮСАШОР Л.В. Лебедевой» для перевода обучающихся по годам обучения, также частично были использованы тесты из примерной программы по виду спорта художественная гимнастика [6]. Кроме того, процедура педагогического тестирования была нами дополнена тестами на координационные способности: проведен тест «Лабиринт» и тестирование с помощью аппаратно-компьютерного комплекса «Спортивный физиолог».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате проведения соматоскопии мы выявили, что большинство девочек, отобранных для занятий художественной гимнастикой на этап начальной подготовки, имеют тонкокостный тип телосложения - 70,7% (астеноидный, торакальный и смежные с ними соматотипы). Ввиду отсутствия достоверных различий по изучаемым показателям гимнастки смежных соматотипов были объединены в общие подгруппы с основным соответствующим соматотипом. Таким образом, реализация исследования и обработка данных проводилась по двум группам соматотипов, встречающихся среди гимнасток. К первой группе астеноидного типа отнесены девочки астеноидного и астеноидно-торакального типа; ко второй группе торакального типа - отнесены гимнастки торакального, торакально-астеноидного и торакально-мышечного типа. Не смотря на то, что представительниц обеих групп можно отнести к тонкокостным соматотипам, в тренировочном процессе необходимо учитывать их отличительные особенности. По результатам педагогического тестирования нами было выявлены «сильные» и «слабые» стороны физической подготовленности гимнасток разных соматотипов (таблица 1).

Таблица 1 - «Сильные» и «слабые» стороны физической подготовленности гимнасток разных соматотипов_

Соматотип* «Сильные» стороны «Слабые» стороны

Астеноидный Координационные способности Общая, специальная гибкость, силовые способности

Торакальный Гибкость позвоночного столба, вестибулярная устойчивость. Выделить «слабые» стороны физической подготовленности гимнасток торакального типа не представляется возможным, так как по остальным физическим способностям девочки данного типа демонстрируют средний уровень подготовленности. Данный факт позволяет говорить о более гармоничном развитии физических способностей, значимых для художественной гимнастики, у представительниц торакального сомато-типа

*-Астеноидный (астеноидный и астеноидно-торакальный тип), торакальный (торакальный, торакально-астеноидный и торакально-мышечный тип)

В тестах на скоростно-силовые способности представительницы разных соматоти-пов показывают приблизительно одинаковые результаты, причем по нижней границе оценочной шкалы контрольно-переводных нормативов (возможно, данный факт связан с возрастными особенностями, сложностью техники художественной гимнастики). Поэтому нами было принято решение о включении блока на развитие скоростно-силовых способностей в разработанную нами методику.

Поскольку именно «всестороннее гармоничное развитие физических качеств» является основной задачей этапа начальной подготовки в художественной гимнастике [6],

целью разработанной нами методики стало: нивелировать уровень «слабых» сторон подготовленности представительниц каждого морфотипа, способствовать всестороннему гармоничному развитию физических способностей. Разработанная нами методика рассчитана на гимнасток первого года начальной подготовки (6-7 лет), так как именно на данном этапе, по результатам нашего исследования, выявлено больше всего достоверно значимых различий между представительницами различных соматотипов по показателям физической подготовленности.

Методика состоит из двух частей (тестирующей и развивающей), имеет длительность - 9 месяцев. Тестирующая часть направлена на выявление исходного уровня и текущего контроля физической подготовленности, показателей физического развития гимнасток. Развивающая часть включает в себя три блока средств, направленных на развитие способности к гибкости, силовых, скоростно-силовых, координационных способностей. Развивающая часть методики была внедрена в стандартное тренировочное занятие и занимала 30% времени всего занятия, то есть в среднем 27 минут. Соотношение блоков и их компонентов было различным для гимнасток разных соматотипов и было обусловлено выявленной в ходе исследования спецификой физической подготовленности представительниц различных соматотипов и значимости данных компонентов для спортивной результативности (рисунок 1 а, б).

Координационные способности (моторика рук)

■ Координационные способности (вестибулярная устойчивость)

Силовые способности Ко°рдинаци°нные сп°собн°сти (мш^имальтя

частота движений)

Общая гибкость " Специальная гибкость (подвижность

тазобедренных суставов)

Рисунок 1а - Соотношение средств различной Рисунок 1б - Соотношение средств различной

направленности для гимнасток астеноидного направленности для гимнасток торакального

соматотипа соматотипа

Основными средствами нашей методики стали разнообразные физические упражнения различной направленности, подвижные игры, эстафеты. Соотношение средств общей и специальной физической подготовки в развивающей части методики было нами определено как 60 % средств ОФП к 30 % средств СФП.

При проведении экспериментальной методики нами были использованы методы вербального воздействия и практические методы (метод стандартно-повторного, интервального упражнения, вариативный, игровой, соревновательный).

Гимнастки астеноидного телосложения в процессе физической подготовки требуют наибольшего внимания. Сложность подготовки данного контингента гимнасток обуславливается сниженными антропометрическими и функциональными показателями, что необходимо учитывать при планировании нагрузок. Так, например, данная особенность девочек тонкокостных типов телосложения учитывалась нами при подборе числа повторений в одном подходе, при выполнении силовых упражнений предпочтение отдавалось упражнениям на локальные группы мышц, при выполнении скоростно-силовых упражнений были увеличены интервалы отдыха между ними.

Эффективность методики подтверждают данные, полученные в ходе проведенного педагогического эксперимента, которые отражают рост по большинству показателей фи-

зической подготовленности у девочек разных соматотипов после применения разработанной нами методики в экспериментальной/контрольной группах за период 9 месяцев (по показателям способностей к гибкости - 78/55%, скоростно-силовым способностям -31/4%, силовым способностям - 128/43%, координационным способностям - 105/27% соответственно).

ВЫВОД

Реализация дифференцированного подхода в физической подготовке с учетом морфотипологических особенностей на начальном этапе подготовки в художественной гимнастике обеспечивает повышение уровня физической подготовленности гимнасток тонкокостных типов телосложения, сохранность контингента занимающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бикчурин, Н.М. Травмы и заболевания у юных спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой / Н.М. Бикчурин, Ф.В. Тахавиева // Наука и спорт: современные тенденции.

- 2018. - № 4. - С. 6-10.

2. Губа, В.П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов / В.П. Губа, П.В. Квашук, В.Г. Никитушкин. - Москва : Физкультура и спорт, 2009. - 280 с.

3. Карпенко, Л.А. Развитие спортивно-массового направления в современной художе-ственной гимнастике / Л.А. Карпенко, Ю.Р. Нигматулина // Ученые записки университета Лесгафта.

- 2016. - № 10 (140). - С. 73-78.

4. Попадюха, Ю. А. Профилактика повреждений позвоночника у спортсменок, специализирующихся на художественной гимнастике, средствами физической реабилитации / Ю.А. Попа-дюха, Ж.С. Полтавец // Инновационные технологии в физическом воспитании, спорте и физической реабилитации : материалы II Международно-практической конференции (Орехово-Зуево, 25 марта 2016). - Орехово-Зуево, 2016. - С. 300-311.

5. Приказ Минспорта России от 05.02.2013 N 40 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика" (зарегистрировано в Минюсте России 05.09.2013 N 29884). - URL : https://base.garant.ru/70451562/ (дата обращения: 01.01.2020).

6. Терехина, Р.Н. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта "Художественная гимнастика" / Р.Н. Терехина, И.А. Винер-Усманова, Е.Н. Медведева. - Москва : Федеральный центр подготовки спортивного резерва, 2016. - 325 с.

REFERENCES

1. Bikchurin, N.M. and Takhavieva, F.V. (2018), "Injuries and diseases in young athletes engaged in rhythmic gymnastics", Science and sport: current trends, No. 4 (21), pp. 6-10.

2. Guba, V.P., Kvashuk, P. V. and Nikitushkin, V.G. (2009), Individualization of training of young athletes, Physical Culture and sport, Moscow.

3. Karpenko, L.A. and Nigmatullina, Yu.R. (2016), "Development of mass sports in modern rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 10 (140), рр. 73-78

4. Popadyukha, Yu.A. and Poltavets, Zh.S. (2016), "Prevention of spinal injuries in athletes who specialize in rhythmic gymnastics by means of physical rehabilitation", Innovative technologies in physical education, sports and physical rehabilitation, Materials of the II International practical conference, Orekhovo-Zuyevo, 2016. - рр. 300-311.

5. Order of the Ministry of sports of Russia (2013), "On approval of the Federal standard of sports training in the sport of artistic gymnastics" (Registered in the Ministry of justice of Russia 05.09.2013 N29884), available at: https://base.garant.ru/70451562/.

6. Terekhina, R.N., Viner-Usmanova, I.A. and Medvedeva, E.N. (2016), Sample program of sports training by sport "Rhythmic gymnastics", Federal center for the preparation of a sports reserve, Moscow.

Контактная информация: larionowahalina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.03.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.