Научная статья на тему 'Анализ и конкретизация требований, предъявляемых к спортсменам в различных гимнастических дисциплинах'

Анализ и конкретизация требований, предъявляемых к спортсменам в различных гимнастических дисциплинах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
478
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЕ ВИДЫ ГИМНАСТИКИ / СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ОТБОР / ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / КРИТЕРИИ ОТБОРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Медведева Елена Николаевна, Гаибов Фарид Фазиль

В настоящее время уровень развития спортивных видов гимнастики достаточно высок. Практика предъявляет всё новые и новые требования к уровню исполнительского мастерства спортсменов. Необходим поиск путей совершенствования всех аспектов подготовки гимнастов высокой квалификации. В общем ракурсе решения данной проблемы одной из ключевых задач является оптимизация процесса спортивного отбора. На современном этапе развития гимнастики наблюдается большой отсев занимающихся из групп начальной подготовки, что отражается на результативности спортивной деятельности в каждом виде гимнастических дисциплин. Данная статья посвящена вопросу оптимизации процесса спортивной ориентации и отбора в гимнастических дисциплинах на начальном этапе подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Медведева Елена Николаевна, Гаибов Фарид Фазиль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis and specification of the demands made on the athletes in various gymnastic disciplines

Now days the level of development of sports gymnastics events is rather high. Practice makes new and new demands on the level of mastery of athletes. Search for the ways of improvement of all aspects of preparation of gymnasts of high qualification is necessary. In the general perspective of the solution of this problem, one of the key tasks is optimization of sports selection process. At the present stage of development of gymnastics, big elimination of the engaged from the groups of initial preparation is observed that is reflected in productivity of sports activity in each event. This article is devoted to the question of optimization of process of sports orientation and selection in gymnastic disciplines at the initial stage of preparation.

Текст научной работы на тему «Анализ и конкретизация требований, предъявляемых к спортсменам в различных гимнастических дисциплинах»

дующее распределение:

- высокая скорость сенсомоторной реакции - 80% (84 из 105) обследуемых;

- средняя скорость сенсомоторной реакции - 20% (21 из 105) обследуемых.

Носители генотипа SS отличались наиболее высокой скоростью простой зрительно-моторной реакции (40% из числа носителей генотипа SS). Носители генотипа LL в большинстве своем отмечали средние значения зрительно-моторных реакций (60% из числа носителей генотипа LL).

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующий вывод: Оценка зрительно-моторных реакций позволит осуществить более раннюю диагностику перенапряжения вегетативной нервной системы и перетренированности, особенно у женщин, генетически предрасположенных к развитию центрального утомления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Максимук, О.В. Физкультурно-оздоровительные занятия с женщинами зрелого возраста с учетом их психофизических особенностей [электронный ресурс] / О.В. Максимук, Е.П. Врублевский, С.С. Козлов // Наука и образование. 2012. № 4. - URL: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/NiO/2012_4/2rozd/Maks.htm. - Дата обращения 20.05.2013.

2. Левченко, К. П. Восстановительная медицина. Фитнес и лечебная физкультура / К.П. Левченко. - М. : Изд-во Рос. мед. акад. постдиплом. образования, 2009. - 270 с.

REFERENCES

1. Maksimuk, O.V., Vrublevsky E.P. and Kozlov S.S. (2012), “Sports and improving

occupations with women of mature age taking into account their psychophysical features”, Science and education, 2012 . - No. 4, available at:

http://archive.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Ni0/2012_4/2rozd/Maks.htm (accessed 10 May 2013)

2. Levchenko, K.P. (2009), Recovery medicine. Fitness and physiotherapy exercises, Publishing house “RMAPO”, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 06.10.2013.

УДК 796.413/.418; 796.412.2

АНАЛИЗ И КОНКРЕТИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К СПОРТСМЕНАМ В РАЗЛИЧНЫХ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ

Елена Николаевна Медведева, кандидат педагогических наук, профессор,

Фарид Фазиль Гаибов, соискатель,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В настоящее время уровень развития спортивных видов гимнастики достаточно высок. Практика предъявляет всё новые и новые требования к уровню исполнительского мастерства спортсменов. Необходим поиск путей совершенствования всех аспектов подготовки гимнастов высокой квалификации. В общем ракурсе решения данной проблемы одной из ключевых задач является оптимизация процесса спортивного отбора. На современном этапе развития гимнастики наблюдается большой отсев занимающихся из групп начальной подготовки, что отражается на результативности спортивной деятельности в каждом виде гимнастических дисциплин. Данная статья посвящена вопросу оптимизации процесса спортивной ориентации и отбора в гимнастических дисциплинах на начальном этапе подготовки.

Ключевые слова: спортивные виды гимнастики, спортивная ориентация и отбор, общие и

специальные способности, критерии отбора.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.10.104.p121-125 ANALYSIS AND SPECIFICATION OF THE DEMANDS MADE ON THE ATHLETES IN VARIOUS GYMNASTIC DISCIPLINES

Elena Nikolaevna Medvedeva, the candidate of pedagogical sciences, professor,

Fareed Fazil Gaibov, the competitor,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

Now days the level of development of sports gymnastics events is rather high. Practice makes new and new demands on the level of mastery of athletes. Search for the ways of improvement of all aspects of preparation of gymnasts of high qualification is necessary. In the general perspective of the solution of this problem, one of the key tasks is optimization of sports selection process. At the present stage of development of gymnastics, big elimination of the engaged from the groups of initial preparation is observed that is reflected in productivity of sports activity in each event. This article is devoted to the question of optimization of process of sports orientation and selection in gymnastic disciplines at the initial stage of preparation.

Keywords: sports gymnastics events, sports orientation and selection, general and special abilities, selection criteria.

В гимнастических дисциплинах проблеме ориентации и отбора принадлежит особая роль. От эффективности её решения зависит будущее каждого спортивного вида без исключения. При этом в процессе развития гимнастики актуальность данной проблемы только повышается. Учитывая, что наиболее рациональные идеи могут воплотиться только посредством применения современных подходов в организации процесса, решение вопросов моделирования содержания технологий, созданных на основе эффективных методов диагностики предрасположенности детей к занятиям, имеет особую практическую значимость. В результате анализа научно-методической литературы [1-5] установлено, что в теории и практике спортивной ориентации и отбора в гимнастике обнаружились следующие противоречия:

- с одной стороны, объективно существует потребность совершенствования системы спортивного отбора на начальном этапе многолетней подготовки в гимнастических дисциплинах, с другой, отсутствие в этой системе приёмов регулирования оттока занимающихся в другие виды спорта;

- наличие и значимость общих двигательных способностей, и отсутствие научно обоснованных рекомендаций по оценке и контролю уровня их развития на начальном этапе отбора в гимнастических дисциплинах;

- наличие большого разнообразия средств развития двигательных способностей и мотивации и отсутствие методических рекомендаций по внедрению технологий их применения в спортивной ориентации и отборе на начальном этапе подготовки.

В этой связи суть проблемы исследования заключалась в необходимости научного обоснования эффективного использования средств и методов ориентации и отбора на этапе начальной подготовки из арсенала различных гимнастических дисциплин. Предполагалось, что проблема повышения эффективности ориентации и отбора детей на начальном этапе подготовки в гимнастических дисциплинах может быть решена, в том числе, и путем конкретизации общих и специальных требований к занимающимся гимнастическими дисциплинами. Учитывая, что эффективное управление тренировочным процессом не возможно без учёта модельных характеристик физической, функциональной, психологической подготовленности, морфологических особенностей спортсменов, систематизации требований, предъявляемых в различных гимнастических дисциплинах, позволила выделить две группы модельных характеристик: общие и специальные.

Общие требования, предъявляемые к спортсменам в различных гимнастических дисциплинах:

1) высокий уровень развития координационных способностей;2) большой объём двигательной памяти;3) высокий уровень проявления точности дифференцировки параметров (временных, пространственных, динамических) движений;4) высокий уровень общей физической и функциональной подготовленности^) наличие базовых двигательных навыков: «динамической осанки», «стойки», «приземления», «вращения»; 6) наличие хореографической подготовленности;?) наличие высокоразвитого чувства ритма;8) высокий уровень проявления самостоятельности, активности и нормативности поведения.

Специальные требования, предъявляемые к спортсменам в различных гимнастических дисциплинах:

• Спортивная гимнастика: 1) наиболее низкие антропометрические показатели; 2) малые рычаги, дающие большие преимущества в управлении движениями; 3) высокий уровень проявления динамической силы (особенно пояса верхних конечностей); 4) высокая пространственная ориентировка на снарядах и в безопорных положениях.

• Художественная гимнастика: 1) наиболее низкий весоростовой индекс; 2) большие рычаги, позволяющие улучшить выразительность и восприятие амплитуды движений; 3) высочайший уровень проявления гибкости во всех суставах; 4) высокоразвитая мелкая моторика и тактильная чувствительность, необходимая в работе с предметами; 5) наличие музыкальности, танцевальности и выразительности движений.

• Спортивная аэробика: 1) средние антропометрические показатели; 2) высокий уровень аэробно-анаэробной выносливости; 3) высокий уровень проявления прыгучести; 4) высокий уровень проявления динамической силы всех мышц.

• Спортивная акробатика: 1) вариативность антропометрических показателей; 2) высокая пространственная ориентировка в безопорных положениях; 3) высокоразвитая тактильная чувствительность и чувство баланса, необходимые для работы в группе; 4) высокий уровень проявления взрывной силы ног и рук (при отталкиваниях); 5) высокий уровень проявления динамической силы всех мышц.

• Упражнения на батуте: 1) ниже средних ростовые показатели; 2) малые рычаги, дающие большие преимущества в управлении движениями; 3) высокая пространственная ориентировка в безопорных положениях; 4) высокий уровень проявления силы скелетных мышц.

• Эстетическая гимнастика: 1) относительно высокие ростовые показатели; 2) большие рычаги, позволяющие улучшить выразительность и восприятие амплитуды движений; 3) высокий уровень проявления гибкости во всех суставах; 4) наличие высокоразвитой музыкальности и выразительности движений.

Установлено, что для всех гимнастических дисциплин в процессе спортивной ориентации и отбора характерно наличие единого подхода в оценке соответствия требованиям вида спорта по ряду критериев. Сравнительный анализ специфических критериев позволил выявить гимнастические дисциплины, имеющие схожие параметры оценки. Так в спортивной гимнастике, акробатике (прыжки) и прыжках на батуте наиболее низкие показатели роста. Наоборот, в художественной и эстетической гимнастике - они высокие. Для спортивной гимнастики, акробатики и прыжков на батуте необходима высокая пространственная ориентировка в безопорных положениях, а для художественной и эстетической гимнастики - наличие музыкальности, танцевальности и выразительности движений. Если для первых характерно наличие малых рычагов, дающих большие преимущества в управлении движениями, то для вторых - больших рычагов, позволяющих улучшить выразительность и внешнее восприятие амплитуды движений. На основе полученных данных были определены 3 группы критериев в оценке соответствия требованиям гимнастических дисциплин: общие, собственно специальные и специфические.

Установлено, что для общих критериев характерны большая обусловленность педагогическими факторами и высокая изменчивость в процессе развития спортсмена.

Специальные критерии оценки были обусловлены способностями, развиваемыми на основе природных задатков, с учётом требований техники конкретного вида гимнастики. Например, в спортивной гимнастике это силовые способности и особенно плечевого пояса, высокая пространственная ориентировка на снарядах и в безопорных положениях.

Специфические критерии отличаются своей устойчивостью, информативностью и способностью предопределять эффективность освоения и выполнения гимнастических упражнений. К ним можно отнести морфологические и психические особенности. Именно они в гимнастических дисциплинах имеют достоверные различия. Так наиболее низкие весоростовые показатели характерны для спортивной гимнастики, низкий весоростовой индекс - для художественной гимнастики, относительно высокий весоростовой индекс - для спортивной аэробики и т.д.

В художественной и эстетической гимнастике необходимо проявление анатомически возможной амплитуды, то есть наличие эластичности связочного аппарата. А в спортивной гимнастике и акробатике, такая подвижность суставов наоборот не желательна. При этом выявленных в процессе анализа общих критериев (развиваемых во всех гимнастических дисциплинах) оказалось больше в 3 раза, чем специальных или специфических. В этой связи были определены приоритеты в диагностике предрасположенности к занятиям гимнастическими дисциплинами на начальном этапе подготовки. Ими являются: в первую очередь, общие способности, развиваемые всеми средствами гимнастики и, создающие двигательную основу для всех гимнастических дисциплин; во-вторых, морфологические признаки и психические особенности, как условие успешного развития специальных способностей и только, в-третьих - специальные способности.

Таким образом, на основе полученных данных представилась возможность конкретизации диагностического инструментария (набора тестов и контрольных упражнений), применяемого в гимнастических дисциплинах и позволяющего унифицировать существующую систему отбора и разработать инновационный подход её реализации на начальном этапе подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике в Вене / Р.Н. Терехина, И.А. Винер-Усманова, Е.С. Крючек, Н.И. Кузьмина, Е.А. Пирожкова, Е.Ю. Нефедова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 151-154.

2. Зеленкина, И.Н. Особенности физической подготовленности юных спортсменок в художественной гимнастике / И.Н. Зеленкина, О.И. Загревский // Вестник Томского государственного университета. Психология и педагогика. - 2011. - № 348. - С. 115-119.

3. Иванова, Е.В. Сенситивные периоды развития специфической координации движений рук у девочек 4-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой / Е.В. Иванова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 8. - С. 37-41.

4. Терехина, Р.Н. Сложность соревновательных программ гимнасток / Р.Н. Терехина, Л.В. Бурда-Андрианова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2008. - № 7 (41). - С. 91-94.

5. Экспертная оценка исполнительского мастерства гимнасток на мировом помосте / Р.Н. Терехина, Л.В. Бурда-Андрианова, Ц. Добрева, О. Донди // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 8 (42). - С. 99-102.

REFERENCES

1. Terekhina, R.N., Viner-Usmanova, I.A., Kryuchek E.S., Kuzmina N.I., Pirozhkova

E.A. and Nefedova E.Y. (2013), “Analysis of the results of the rhythmic gymnastics European Championships in Vienna”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 151-154.

2. Zelenkina, I.N. and Zagrevsky, J.I. (2011), “Features of physical readiness of young sportswomen in rhythmic gymnastics”, the Messenger of Tomsk State University. Psychology and pedagogics, No. 348, pp. 115-119.

3. Ivanova, E.V. (2008), “The sensitive periods of development of specific coordination of movements of hands at girls of 4-8 years which are going in for rhythmic gymnastics”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 42, No. 8, pp. 37-41.

4. Terekhina, R.N. and Burda-Andrianova L.V. (2008), “Complexity of competitive programs of gymnasts”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 41, No. 7, pp. 91-94.

5. Terekhina, R.N., Burda-Andrianova, L.V., Dobreva, T. and Dondi, O. (2008), “Expert evolution of performing skills at world competitions”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 42, No. 8, pp. 99-102.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.10.2013.

УДК 796.966

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАТКОВ С СИНТЕТИЧЕСКИМ ЛЬДОМ

Леонид Владимирович Михно, доктор педагогических наук, профессор,

Елена Владимировна Хомко, преподаватель,

Анатолий Михайлович Царьков, доцент,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Формирование спортивного резерва в хоккее с шайбой наталкивается на катастрофическую нехватку льда для организации и проведения полноценного учебно-тренировочного процесса юных хоккеистов. Разрешение этой проблемы авторы видят в массовом внедрении синтетического льда и строительстве соответствующих хоккейных площадок, которые в ближайшей перспективе способны решить проблему спортивного резерва, кроме того, доступность и дешевизна хоккейных коробок из синтетического льда, способных функционировать круглогодично, является весомым подспорьем в деле формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья населения России.

Ключевые слова: синтетический лед, спортивный резерв, хоккей.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.10.104.p125-128 THE CONCEPT OF DEVELOPMENT AND USE OF SKATING RINKS WITH

SYNTHETIC ICE

Leonid Vladimirovich Mikhno, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Elena Vladimirovna Homko, the lecturer,

Anatoly Mikhaylovich Tsarkov, the senior lecturer,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

Formation of the sports reserve in ice hockey encounters the catastrophic shortage in ice for the organization and carrying out the full educational and training process for the young hockey players. Authors see the solution of this problem in mass introduction of synthetic ice and construction of the corresponding hockey platforms, which are in the short term capable to solve a problem of the sports reserve.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.